План – конспект урока:
Соли, их состав, классификация, применение.
Учитель: Сафронова Татьяна Ивановна
МОУ «Величненская ООШ» Белёвского района Тульской области
Класс: 8 класс
Тема урока: Соли, их состав, классификация, применение.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Вид урока: смешанный.
Методическая цель: продолжить внедрение компетентностного подхода к обучению химии, как метода формирования умений действовать в заданной учебной ситуации .
Дидактическая цель: создание условий для формирования знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.
Планируемые результаты урока:
Предметные: формирование знаний о составе, классификации, номенклатуре и применении солей;Исследовать физические свойства предложенных солей;
Метапредметные:
-регулятивные: следовать определенному алгоритму при составлении электронных формул; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одноклассников, вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
-познавательные: выделять информацию из текста учебника; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды;
-коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями;формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения;
-личностные: проявлять интерес к предлагаемой деятельности с учётом собственных интересов; оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность и способы её корректировки. Бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности; руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы.
Методы и методические приёмы: исследовательский, поисковый, лабораторная работа, работа в группах, решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль.
· Оборудование реактивы: компьютер, проектор, экран;презентация (применение солей); образцы промышленных упаковок различных видов поваренной соли, солонка, все возможные разновидности кальцита: мел, мрамор(и изделия из него или иллюстрации скульптур), известняк, раковины моллюсков, скорлупа яиц; образцы фосфоритов и апатитов и образцы костей. раздаточный материал, ПСХЭ.
· Литература для учителя: учебник О.С.Габриелян, Химия 8 класс, М., Дрофа, 2009; рабочая проограмма; Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. , Яшукова А.В. «Химия 8 класс.» Настольная книга для учителя М.Дрофа 2007 год.
· Литература для учащихся: учебник О.С.Габриелян, Химия 8 класс, М., Дрофа, 2009; рабочая тетрадь О.С.Габриелян, Химия 8 класс, М., Дрофа, 2009;
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1.Организационный момент |
- проверить готовность к уроку; - создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок. |
Приветствуют учителя, настраиваются на урок. |
Личностные: смыслообразование Регулятивные :оценка, саморегуляция
|
2. Создание проблемной ситуации, целеполагание. |
- создание проблемной ситуации В воде она родится, Но странная судьба- Воды она боится И гибнет в ней всегда - выявление затруднения в деятельности учащихся; - подведение детей к формулировке цели (темы) и постановке задач урока (создать условия для самостоятельного целеполагания учащихся). На столе стоят вещества, известные вам и применяемые в быту (поваренная соль, сода пищевая, мел). Подумайте, что общего у этих веществ? Что их объединяет? Что мы можем узнать о солях? Сегодня мы продолжаем знакомиться с вами с основными классами неорганических соединений. Мы познакомимся с классом веществ, которые играют очень большую роль в нашем организме. Это вещество входит в состав крови человека и животных. Оно содержится в Мировом океане. Легионеры Древнего Рима получали часть жалованья этим веществом, а за 5 плиток этого вещества в Абиссинии можно было купить раба. Наши предки встречали гостей в знак нерушимой дружбы хлебом и…солью! «Хлориды и нитраты, Сульфаты, карбонаты Я без труда и боли Объединю в класс...» (Ответ: Соли) Итак, тема нашего урока сегодня Соли С какими классами неорганических соединений вы знакомы? Дайте им определения. Мы уже выяснили, что изученные классы неорганических соединений имеют свои названия, их можно классифицировать по определенным параметрам, Что объединяет эти вещества? Попробуйте дать определение. |
Определение границы знания и незнания проблемной ситуации; Отгадывают загадку.
Формулируют и записывают тему урока в тетрадь.
Одинаковый состав
Состав названия, классификацию, правила составление формул, физические свойства
Оксиды, основания, кислоты
Дают определение |
Познавательные: -извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию. Коммуникативные: - представлять результат своей работы; - слушать и слышать других. Регулятивные: - искать пути решения учебной задачи; - принимать и сохранять ученую задачу. Личностные: проявлять интерес к предлагаемой деятельности с учётом собственных интересов;. |
3. Актуализация знаний |
- актуализировать опыт учащихся, подготовить к изучению нового материала; - зафиксировать затруднения учащихся в пробном учебном действии; - определить границы знания и незнания; - актуализировать опорные знания и изученные способы действий. Составление кластера «Соль» |
- актуализированы знания и способы действий, необходимые и достаточные для освоения содержания новой темы;
выполнение пробного учебноего действия, с фиксацией затруднений.
|
Познавательные: - ориентироваться в учебнике; - актуализация личного жизненного опыта. Коммуникативные: - строить связное монологическое высказывание; - формулировать свою точку зрения, подкреплять ее научными знаниями. Регулятивные: - контролировать свою работу; - определять границу «знания- незнания».
|
4. Первичное усвоение новых знаний |
- создать условия для освоения учащимися нового материала; - обеспечить и организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся.
Работа учащихся с текстом учебника.
Презентация «Соли»
Организация проведения лабораторного опыта «Физические свойства солей» о Проводит инструктаж по охране труда. |
Выполнение самостоятельной работы по усвоению новых знаний.
Дополнение кластера «Соли»
Проведение лабораторного опыта №12. Ознакомление с коллекцией солей. Записать формулы солей, охарактеризовать физические свойства, в том числе и растворимость в воде. Рассчитать молекулярные (молярные) массы солей, а также массовые доли образующих их элементов. Найти массу 2 моль каждой соли. |
Познавательные: - фиксация собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений. Коммуникативные : - выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои суждения. Регулятивные : - искать пути решения учебной задачи; - определять и формулировать цель урока. |
5. Первичная проверка понимания |
- организовать самостоятельное выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий (применить новые знания в новой ситуации); - организовать самопроверку (оценку) учащимися своих решений по эталону; - выявить типичные ошибки и их коррекция. |
- организована проверка правильности выполнения задания по эталону; - выявлены и разобраны типичные ошибки допущенные учащимися. Упражнение №1, №2 на с.133 учебника.(Химия – 8 класс, О.С.Габриелян) |
Познавательные : - выдвигать гипотезы; - анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия. Коммуникативные : - оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; - адекватно понимать основную и дополнительную информацию. Регулятивные : - анализировать собственную работу; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
6. Первичное закрепление |
- организует самостоятельное выполнение каждым учащимся заданий на применение новых знаний, способа действий; - устанавливает правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция; - организует выполнение работы в парах по заполнению таблицы |
Используют текст учебника на стр. 76, предложенный алгоритм , составляют формулы солей и дают им названия. Заполняют таблицу . Оценивают работу друг друга по 5 бальной шкале). |
Познавательные : - систематизировать изученный материал; - строить логическое рассуждение. Коммуникативные : - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные : - обосновывать правильность своих действий; - корректировать свое поведение с учетом установленных правил. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
- закрепить изученный учебный материал; - сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике; 1 уровень (для всех): параграф 21упр.1,2 , выучить название кислотных остатков по таблице на стр. 109 2 уровень: Используя дополнительные источники информации к составленному
вами кластеру найдите примеры солей имеющих наибольшее применение в
перечисленных вами сферах жизни и ответьте на вопросы: - проверить понимание выполнения домашнего задания, обсудить возможные трудности с которыми могут столкнуться учащиеся; - побудить к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся; - объявить критерии оценки домашнего задания Почему соли разные на вкус? |
- запись объема и содержания домашнего задания в дневнике; - произведен разбор по выполнению домашнего задания, указаны трудности с которыми могут столкнуться учащиеся; - объявлены критерии оценки домашнего задания. |
Познавательные : - формировать умение проводить сравнение, обобщение; - закреплять умение контролировать свою деятельность. Коммуникативные : - обосновывать свои суждения; - приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные : - соотносить цели и результаты своей деятельности; - определять степень успешной работы. |
8. Рефлексия |
- установление соответствия между поставленной целью и результатом урока; - фиксирование нового содержания, изученного на уроке; - фиксирование неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; - организация рефлексии и самооценки обучающихся; - проанализировать и оценить успешность достижения цели. Высвечивание на экране: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… |
. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: |
Личностные: проявлять интерес к предлагаемой деятельности с учётом собственных интересов; оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность и способы её корректировки. Регулятивные : - соотносить цели и результаты своей деятельности; - определять степень успешной работы |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.