В статье раскрыта идея организации работы виртуального музея в детском саду, показаны задачи работы виртуального музея для детей дошкольного возраста, возможности музея для художественно- эстетического воспитания и культурно- исторической идентификации, даны методические рекомендации по организации занятий в виртуальном музее по ознакомлению с культурным наследиемСтатья "Виртуальный музей как средство культурно- исторической идентификации"
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО КУЛЬТУРНО
ИСТОРИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Агапова Н.Н., заведующий
МБДОУ детский сад № 15 «Светлячок», г. Коломна
Актуальность использования виртуального музея в образовательном
процессе ДОУ обусловлена соответствием основных аспектов музейной
педагогики как современной образовательной технологии концептуальным
основам Федерального государственного образовательного стандарта ДО:
имеет методологический и содержательный аспекты для художественно
эстетического и других видов развития ребёнка;
формирует потенциал развития ребёнка во всех видах детской деятельности;
выступает как особый ресурс интеграции образовательных областей в
предметнопознавательном пространстве музея и ДОУ;
характеризуется наличием партнёрской (равноправной) позиции педагога и
партнёрской формой организации (свободное перемещение и общение);
способствует целенаправленному развитию основных интегративных качеств
дошкольника (активный, любознательный, эмоциональноотзывчивый и др.);
реализует принцип интерактивности художественноэстетической предметной
среды, способствующий совместной познавательной, исследовательской и
творческой деятельности ребёнка в проявлении его активности и
самостоятельности.
Что нас побудило обратиться к виртуальному музею?
нет возможности организовать регулярные экскурсии в настоящую
художественную галерею и музыкальную консерваторию,
виртуальный музей позволяет погрузить ребенка в мир искусства: мир музыки,
живописи, поэзии, а также позволяет выразить свое эмоциональное отношение к
увиденному и услышанному через творчество (ИЗО, творческие работы,
театрализация).
Цель создания виртуального музея в ДОУ: использование информационно
коммуникационных технологий в освоении искусства с помощью взрослого
ребёнком через активизацию проявления интереса к произведениям искусства
разных видов и жанров, обогащение эстетического опыта посредством развития
художественноэстетического восприятия, эстетических эмоций и чувств.
Задачи:
формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства;
стимулирование творческой активности,
эмоциональной
раскованности;
развитие воображения и ассоциативного мышления;
обогащение духовного мира детей через высокохудожественные образцы
музыкального, художественного и литературного искусства и приобщение к
истокам мировой и русской народной культуры;
свободы, обеспечение полноценного художественноэстетического развития каждого
ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;
целенаправленное формирование знаний детей о классической музыке и ее
особенностях, средствах музыкальной выразительности, о живописи, как особом
виде искусства, ее видах, средствах художественной выразительности,
взаимосвязи видов искусств;
создание условий для формирования музыкальной и художественной
компетентности, повышения их культуры, уровня развития.
При организации и проведении мероприятий в пространстве виртуального
музея мы учитывали следующие принципы музейной педагогики:
принцип интерактивности: человек воспринимает только то, что делает;
принцип комплексности: «включение» всех типов восприятия;
принцип программности: обеспечение усвоения информации и приобретения
умений и навыков на основе специально разработанных культурно
образовательных программ;
принцип «музейных диалогов»: создание атмосферы радости общения, которая
помогает насладиться произведением искусства для «совершенствования души и
тела»;
принцип индивидуализации: внимательное отношение к интересам и
возможностям каждого ребёнка;
принцип интергративности: ориентация на формирование целостной картины
мира,
создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе
взаимодополняемости содержания и единства целей и требований.
Критерии подбора материала:
произведение должно быть реалистическим и высокохудожественным, ибо
только произведение, обладающее образной выразительностью, может оказать
влияние на поиски выразительного художественного образа в детском
творчестве;
по своей тематике произведения искусства должны быть близки и понятны
детям, что способствует пополнению представлений, знаний о явлениях и
предметах; что содействует нахождению и обогащению способов передачи
детьми своих замыслов в продуктах творческой деятельности;
произведение должно быть понятно своей художественностью, то есть
производить эстетическое воздействие на ребенка (эстетическое воздействие
оказывают только те произведения, выразительные средства которых доступны
восприятию
детей);
в выбранных произведениях искусства особенно отчетливо должно быть
показано использование художником отдельных средств изображения для
воплощения содержания;
показ произведений искусства следует проводить таким образом, чтобы
обеспечить эстетическое восприятие произведений, при этом важно сохранить
осознанное восприятие с эмоциональным отношением к ним.Одной из основных форм работы с детьми в пространстве музея является
музейное занятие, сохраняющее преемственность с традиционными формами
работы. Основные требования проведения занятий в музее:
1) каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь учебную,
воспитательную и развивающую цели; педагог и дети должны осознавать, что
посещение музея – не развлечение, а серьезная работа, и поэтому к нему
необходимо готовиться;
2) посещать музей нужно только после предварительной подготовки;
3) материал отбирается на основе возрастных интересов ребенка;
5) итогом посещения музея должно быть самостоятельное детское творчество
(рисунок, поделка, создание моделей и т.п.).
Формы проведения занятий в музее с использованием мультимедийных
презентаций, видеоматериалов: интегрированные занятия, основанные на
межпредметных связях; занятия на основе нетрадиционной организации и
представления образовательного материала: урок красоты, урокпрезентация и
др.; занятие с использованием элементов фантазии: уроксказка, уроксюрприз и
т.п.
Опыт педагогической работы в образовательном пространстве музея
показывает, что деятельностные формы обучения наиболее целесообразны, но
требуют внимательного руководства педагогом и специального времени.
Результаты работы виртуального музея «Волшебный мир искусства»:
приобретенный художественноэстетический опыт позволяет дошкольникам
понимать художественный образ, представленный в произведениях искусства,
пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать
результат творческой деятельности;
организация творческой художественной деятельности средствами различных
видов искусства (произведения) через «включение» эстетического опыта
способствует более широкому смысловому и эмоциональному обогащению
ребёнка к формированию эстетического отношения к миру, к созданию
продукта собственной творческой деятельности;
эстетическая универсальность как характеристика творческой личности
ребёнка реализуется в освоении эстетического восприятия произведений
искусства и трансформации полученной информации в продукты собственного
художественного творчества.
Таким образом,
виртуальный музей органично вписывается в
художественноэстетическое развитие детей дошкольного возраста через
систему проводимых мероприятий, становится местом осуществления
культурноисторической идентификации, диалога времен, людей и музейных
предметов.
Бутенко Н.В. Образовательное пространство музея искусств в
1.
художественноэстетическом развитии детей дошкольного возраста. М., 2013.
2. Смирнова Т.В. Виртуальный музей // Музей. 2010. № 8. С. 24–26.
Литература