Статья "Виртуальный музей как средство культурно- исторической идентификации

  • Культурные мероприятия
  • doc
  • 04.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье раскрыта идея организации работы виртуального музея в детском саду, показаны задачи работы виртуального музея для детей дошкольного возраста, возможности музея для художественно- эстетического воспитания и культурно- исторической идентификации, даны методические рекомендации по организации занятий в виртуальном музее по ознакомлению с культурным наследиемСтатья "Виртуальный музей как средство культурно- исторической идентификации"
Иконка файла материала Агапова Н.Н. статья.doc
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО КУЛЬТУРНО­ ИСТОРИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ Агапова Н.Н., заведующий МБДОУ детский сад № 15 «Светлячок», г. Коломна Актуальность   использования       виртуального   музея   в   образовательном процессе   ДОУ   обусловлена   соответствием   основных   аспектов   музейной педагогики   как   современной   образовательной   технологии   концептуальным основам Федерального государственного образовательного стандарта ДО: ­   имеет   методологический   и   содержательный   аспекты   для   художественно­ эстетического и других видов развития ребёнка; ­ формирует потенциал развития ребёнка во всех видах детской деятельности; ­   выступает   как   особый   ресурс   интеграции   образовательных   областей   в предметно­познавательном пространстве музея и ДОУ; ­   характеризуется   наличием   партнёрской   (равноправной)   позиции   педагога   и партнёрской формой организации (свободное перемещение и общение); ­ способствует целенаправленному развитию основных интегративных качеств дошкольника (активный, любознательный, эмоционально­отзывчивый и др.); ­ реализует принцип интерактивности художественно­эстетической предметной среды,   способствующий   совместной   познавательной,   исследовательской   и творческой   деятельности   ребёнка   в   проявлении   его   активности   и самостоятельности. Что нас побудило обратиться к виртуальному музею? ­   нет   возможности   организовать   регулярные   экскурсии   в   настоящую художественную галерею и музыкальную консерваторию, ­ виртуальный музей позволяет погрузить ребенка в мир искусства: мир музыки, живописи, поэзии, а также позволяет выразить свое эмоциональное отношение к увиденному   и   услышанному   через   творчество   (ИЗО,   творческие   работы, театрализация). Цель создания виртуального музея в ДОУ: использование информационно­ коммуникационных   технологий  в   освоении   искусства   с   помощью   взрослого ребёнком через активизацию проявления интереса к произведениям искусства разных видов и жанров, обогащение эстетического опыта посредством развития художественно­эстетического восприятия, эстетических эмоций и чувств. Задачи: ­ формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства; ­стимулирование   творческой   активности,   эмоциональной раскованности;  ­ развитие воображения и ассоциативного мышления; ­   обогащение   духовного   мира   детей   через   высокохудожественные   образцы музыкального,   художественного   и   литературного   искусства   и   приобщение   к истокам мировой и русской народной культуры;   свободы,­   обеспечение   полноценного   художественно­эстетического   развития   каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;  ­  целенаправленное   формирование  знаний   детей  о  классической   музыке   и ее особенностях, средствах музыкальной выразительности, о живописи, как особом виде   искусства,   ее   видах,   средствах   художественной   выразительности, взаимосвязи видов искусств; ­   создание   условий   для   формирования   музыкальной   и   художественной компетентности, повышения их культуры, уровня развития. При организации и проведении мероприятий в пространстве виртуального музея мы учитывали следующие принципы музейной педагогики: ­ принцип интерактивности: человек воспринимает только то, что делает; ­ принцип комплексности: «включение» всех типов восприятия; ­ принцип программности: обеспечение усвоения информации и приобретения умений   и   навыков   на   основе   специально   разработанных   культурно­ образовательных программ; ­ принцип «музейных диалогов»: создание атмосферы радости общения, которая помогает насладиться произведением искусства для «совершенствования души и тела»; ­   принцип   индивидуализации:   внимательное   отношение   к   интересам   и возможностям каждого ребёнка; ­ принцип интергративности: ориентация на формирование целостной картины мира,   создаваемой   комплексом   базовых   дисциплин   на   основе взаимодополняемости содержания и единства целей и требований. Критерии подбора материала: ­   произведение   должно   быть   реалистическим   и   высокохудожественным,   ибо только произведение, обладающее образной выразительностью, может оказать влияние   на   поиски   выразительного   художественного   образа   в   детском творчестве; ­ по своей тематике произведения искусства должны быть близки и понятны детям,   что   способствует   пополнению   представлений,   знаний   о   явлениях   и предметах;   что   содействует   нахождению   и   обогащению   способов   передачи детьми своих замыслов в продуктах творческой деятельности; ­   произведение   должно   быть   понятно   своей   художественностью,   то   есть производить   эстетическое   воздействие   на   ребенка   (эстетическое   воздействие оказывают только те произведения, выразительные средства которых доступны восприятию  детей); ­   в   выбранных   произведениях   искусства   особенно   отчетливо   должно   быть показано   использование   художником   отдельных   средств   изображения   для воплощения содержания; ­   показ   произведений   искусства   следует   проводить   таким   образом,   чтобы обеспечить эстетическое восприятие произведений, при этом важно сохранить осознанное восприятие с эмоциональным отношением к ним.Одной из основных форм работы с детьми в пространстве музея является музейное   занятие,   сохраняющее   преемственность   с   традиционными   формами работы. Основные требования проведения занятий в музее: 1)   каждое   посещение   музея   –   это   занятие,   и   оно   должно   иметь   учебную, воспитательную и развивающую цели; педагог и дети должны осознавать, что посещение   музея   –   не   развлечение,   а   серьезная   работа,   и   поэтому   к   нему необходимо готовиться; 2) посещать музей нужно только после предварительной подготовки; 3) материал отбирается на основе возрастных интересов ребенка; 5) итогом посещения музея должно быть самостоятельное детское творчество (рисунок, поделка, создание моделей и т.п.). Формы   проведения   занятий   в   музее   с   использованием   мультимедийных презентаций,   видеоматериалов:   интегрированные   занятия,   основанные   на межпредметных   связях;   занятия   на   основе   нетрадиционной   организации   и представления образовательного материала: урок красоты, урок­презентация и др.; занятие с использованием элементов фантазии: урок­сказка, урок­сюрприз и т.п. Опыт   педагогической   работы   в   образовательном   пространстве   музея показывает, что деятельностные формы обучения наиболее целесообразны, но требуют внимательного руководства педагогом и специального времени. Результаты работы виртуального музея «Волшебный мир искусства»: ­приобретенный   художественно­эстетический   опыт   позволяет   дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведениях искусства, пояснять   использование   средств   выразительности,   эстетически   оценивать результат творческой деятельности; ­ организация творческой художественной деятельности средствами различных видов   искусства   (произведения)   через   «включение»   эстетического   опыта способствует   более   широкому   смысловому   и   эмоциональному   обогащению ребёнка   к   формированию   эстетического   отношения   к   миру,   к   созданию продукта собственной творческой деятельности; ­   эстетическая   универсальность   как   характеристика   творческой   личности ребёнка   реализуется   в   освоении   эстетического   восприятия   произведений искусства и трансформации полученной информации в продукты собственного художественного творчества. Таким   образом,   виртуальный   музей   органично   вписывается   в художественно­эстетическое   развитие   детей   дошкольного   возраста   через систему   проводимых   мероприятий,   становится   местом   осуществления культурно­исторической   идентификации,   диалога   времен,   людей   и   музейных предметов.  Бутенко   Н.В.   Образовательное   пространство   музея   искусств   в 1. художественно­эстетическом развитии детей дошкольного возраста. ­ М., 2013. 2. Смирнова Т.В. Виртуальный музей // Музей. ­ 2010. ­ № 8. ­ С. 24–26.  Литература