Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.
Оценка 4.7

Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русская литература +1
5 кл
28.03.2019
Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.
Статья о влиянии психолого- педагогических условий на развитие одаренности детей 5-9 классов общеобразовательных школ. Забота об одаренных детях - одна из особенностей нашего времени. Конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности. Потому что именно в школе начинается процесс развития одаренности ребенка. И очень важно правильно организовать этот процесс. При этом важно соблюдать определенные психолого- педагогические условия, которые повлияют на развитие одаренности.
Вибе Р.И. СОШ № 1 г. Златоуст.docx
Вибе Римма Исуповна, учитель русского языка и литературы  МАОУ «СОШ № 1» г. Златоуста. Челябинской области Влияние психолого ­ педагогических условий на развитие одаренности детей основной школы (5­9 классы).  Забота об одаренных детях ­ одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности.  Толковый   словарь   под   редакцией   С.И.Ожегова   объясняет   слово   «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…»  [1]. А уж талантливый ­ «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями»[1]. Если   вдуматься   в   это   определение,   то   можно   прийти   к   старой   истине,   что неталантливых, а, следовательно, неодарённых от природы людей не бывает [3]. Одаренность — это системное, развивающееся  в течение жизни  качество  психики, которое   определяет   возможность   достижения   человеком   более   высоких,   незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми  Одаренный   ребенок —   это   ребенок,   который   выделяется   яркими,   очевидными, иногда   выдающимися   достижениями   (или   имеет   внутренние   предпосылки   для   таких достижений) в том или ином виде деятельности [2]. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие   и   характер   развития   одаренности   —   это   всегда   результат   сложного взаимодействия   наследственности   (природных   задатков)   и   социокультурной   среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой) [3]. При этом особое значение имеют не только собственная активность ребенка, а также психоло ­ педагогические механизмы   развития   личности,   лежащие   в   основе   формирования   и   реализации индивидуального дарования.  Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления  одаренности ребенка. И   очень   важно   правильно   организовать   этот   процесс.   При   этом     важно   соблюдать определенные   условия.   Нужна   деятельность   плюс   что­то   еще   –   самое   важное.   Развивает способности только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Следовательно,   необходимо   применять   формулу   моделирования   положительных   эмоций: «удивление – интерес – радость». «Способные», одаренные дети – это дети, которые делают немного раньше, немного лучше, немного быстрее и немного не так, как большинство детей» (определение психологов Америки) [4]. Исходя   из   вышесказанного   главным   признаком   одаренности   является   успех,   в частности  его признание  путем  влияния  психолого  ­ педагогических  условий  на  развитие одаренности ребенка основной школы на уроках русского языка и литературы. К сожалению, мы воспитываем поколение, которое утратило культуру чтения, что, несомненно,  повлияло на развитие одаренности детей.  Работу с детьми с повышенным уровнем способностей можно условно разделить на две группы: урочная деятельность и внеурочная. Эти группы, конечно   же, являются очень важными. Но мне бы хотелось рассказать о влиянии психолого­ педагогических условий  на развитие одаренности  во время уроков. Урочная деятельность – это: 1) проектная деятельность 2)   нетрадиционные   уроки   с   применением   ИКТ­технологий,   творческой   мастерской, критического мышления и др. 3) самостоятельная работа  с   учебником,   справочным   материалом,   выполнение   заданий   на   опережение   и   заданий расширенного уровня) 4) работа в группе [3].  Особенно  ярко   одарённость  ребят   проявляется   в  творчестве.   Поэтому   необходимо проводить уроки, опирающиеся на фантазию: творческие уроки, уроки «выставки", уроки ­ экскурсии,   гостиные,   путешествие   в   прошлое,   будущее,   уроки   с   игровой   состязательной основой: деловая игра, диспут, лекция и др. Например,   в   5­6   классе,   проводя   цикл   уроков   «Пейзаж   в   художественном произведении»,  учитель  может  использовать и музыку, и стихи, и репродукции известных художников. Ребята читают стихи, посвящённые тому или иному времени года, возможно собственного сочинения. Пишут сочинение или   эссе на тему, которую предложит учитель. Совместно   с   увлеченными   предметом   ребятами   можно   собрать   работы   в   тематические альбомы и т.п. В школах предлагают участие в различных творческих конкурсах, как муниципальных, так   и   региональных,   возможно   в   российских   и   даже   международных.   И,   несомненно, необходимо   в   них   принимать   участие   способным   детям,   что   развивает   их   творческий потенциал.  При объяснении нового материала необходимо использовать технологию постановки проблемы,   когда   учитель   не   говорит   учащимся   готовые   сведения,   а   предоставляет   им необходимый   языковой   материал,   проанализировав   который,   они   смогут   сделать самостоятельные выводы. И это очень важно на уроках русского языка и литературы, и в частности на уроках развития речи [3]. Это сподвигнет детей на то, чтобы   обратится к словарям и справочной литературе, произвести   самостоятельно   словообразовательный   анализ.   Затем   учащиеся   выступят   со своими ответами перед классом, что всегда вызывает интерес и повышает статус данных ребят, формируя осознание собственного успеха в изучении русского языка и литературы.   Необходимым,   и   очень   важным   фактором   на   таких   уроках,     являются   и дифференцированные    домашние задания, которые включают в себя не только обязательную часть, но и   исследовательские и творческие задания. Например: лингвистические сказки, сценки, ролевое чтение, инсценировка, кроссворды,   иллюстрации, возможно стихотворения собственного сочинения. На уроках очень важно использовать межпредметные связи (например, с историей или географией), что развивает кругозор учащихся. Можно дать задание объяснить, что такое «сизифов   труд»,   «танталовы   муки»   и   др.   Для   этого   им   придется   обратиться   к   истории, мифологии, справочной литературе, без которых они не смогут провести соответствующие исследование.  С   огромным   удовольствием   ребята   самого   разного   возраста   откликаются   на предложение инсценировать литературное произведение. Очень важным психолого ­ педагогическим условием развития одаренности каждого ребенка является игра, как средство повышения эффективности любого урока в основной школе, что повышает интерес   к изучению предмета. На уроках литературы   использование игровой   ситуации   способствует   более   глубокому   пониманию   содержания   книги, «прочувствованию» основной идеи произведения, созидательной деятельности и стойкости человека в трудных жизненных обстоятельствах, при этом дети тоже будут проявлять свои творческие  способности, изображая героев произведения, наделяя их характерами, проявляя артистические способности.  Одним   из   приоритетных   направлений   в   работе   учителя   является   внедрение   в образовательный процесс проектной технологии, именно она призвана адаптировать классно­ урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, что позволяет сделать для каждого учебный процесс личностно ­ значимым, в котором он получает возможность полностью   раскрыть   свой   творческий   потенциал,   проявить   свои   исследовательские способности,   фантазию,   активность,   самостоятельность.   Это   особенно   важно   потому,   что знания   не   столько   передаются,   сколько   формируются   в   процессе   личностно­значимой деятельности.   Несмотря   на   высокий   уровень   самостоятельности   в   работе,   роль   учителя чрезвычайно важна, так как именно от его умело организованной работы на каждом из этапов зависит успешность проекта в целом. Проектная   деятельность   для   одаренных   детей   –   это   прежде   всего   развитие   как познавательных, так и творческих способностей. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы   научной   деятельности:   наблюдение,   опрос,   тестирование,   обработка   полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы.  Реализация   метода   проектов   и   исследовательского   метода   на   практике   ведет   к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной   деятельности   своих   учеников.   Изменяется   и   психологический   климат   в классной   комнате,   так   как   учителю   приходится   переориентировать   свою   учебно­ воспитательную   работу   и   работу   учащихся   на   разнообразные   виды   самостоятельной деятельности,   на   приоритет   деятельности   исследовательского,   поискового,   творческого характера. Подводя итоги, хочется сказать, что творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные   эмоции   подталкивают   их   к   развитию   своих,   пусть   и   очень   небольших, способностей [3]. Некоторые   примеры   из   опыта   работы   учителей   нашей   школы: 1. «Я озвучиваю ответ своего товарища» ­ 5 класс – русский язык Ученики   работают   в   парах   или   в   группах.   Каждый   член   группы   своему   товарищу   дает объяснение  на изучаемое  правило, но   классу  докладывает не  свой  вариант  ответа,  а  тот вариант, которые высказали работающие в группе или паре, при этом анализируя его ответ и высказывая свое мнение к высказанному.  Происходит анализ, синтез и корректировка ответа детей, работающих в группе или в паре. 2. Можно предложить учащимся 5 классов составить задания для обучающихся 6­9 классов для   ВПР,   ОГЭ,   на   основе   изученного   материала   5   класса,   используя   преемственность обучения,   целью   которого   является    предварительная   подготовка   к   ВПР   в   последующих классах и  итоговой аттестации. Пятиклассники по   ряду заданий для учеников 6­ 9 класса, выбирают те, которые соответствуют знакомым им правилам, они их решают, объясняют, и учитель предлагает задания, правила и выводы обучающимся 9 класса для более глубокого рассмотрения и решения. Роль учителя здесь очень высока, особенно в качестве подготовки к таким урокам, т. к. ему придется рассмотреть не только материал 5 класса, но и материал обучающихся тех классов, которым будет предложено данное задание с обобщениями после. 3.  Одним   из   приемов   формирования   одаренности   является   «Цветной   диктант»,   который способствует не только проверке полученных знаний, но и   результатам анализа выводов, противоположных логике. Ученики должны доказать неправильность своего суждения или согласиться,   тогда   учитель   всегда   имеет   возможность   «разбить»   неверное   суждение доводами, с привлечением учеников всего класса, каждый обучающийся выступает согласно своим способностям, используя прием раскрашивая соответствующими цветами таблицу с последующими дебатами. Существует   множество   других   приемов,   средств   и   методов   развития   одаренности обучающихся. Главное в этом – желание учителя развивать детей, не только используя уже проверенные практикой и опытом приемы, средства и опыт других педагогов, но и развивать собственный потенциал. При этом, важно  помнить, что система работы с одарёнными детьми включает в себя проблемное обучение, дети всегда и везде должны учиться самостоятельно думать, принимать решения, брать за свои решения ответственность на себя. 1. 2. 3. 4. 5. Список литературы: Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ под ред. докт. филол.  наук, проф. Н.Ю. Шведовой.­ 16 изд., испр.­ М.: Рус. Яз., 1984.­ 797., стр. 380, 684. Панов, В.И. Одаренность как проблема современного образования [Текст] / В.И. Панов. – Самара, 2007 – С. 477. Степанова Элада Георгиевна . Работа с одаренными и способными детьми на  уроках русского языка и литературы. https://nsportal.ru/shkola/rodnoy­yazyk­i­ literatura/library/2017/04/02/doklad­na­temu­rabota­s­odarennymi­i­sposobnymi Онлайн­ ресурс: https://infourok.ru/statyaissledovanie­diagnostirovanie­ odaryonnosti­rebyonka­408130.html. https://ipk74.ru/upload/iblock/4cc/4ccd3ef2f676c35ebb5c2573035be4fd.pdf

Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.

Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.

Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.

Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.

Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.

Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.

Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.

Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.

Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.

Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2019