Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.
Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русская литература +1
5 кл
28.03.2019
Статья о влиянии психолого- педагогических условий на развитие одаренности детей 5-9 классов общеобразовательных школ. Забота об одаренных детях - одна из особенностей нашего времени. Конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности. Потому что именно в школе начинается процесс развития одаренности ребенка. И очень важно правильно организовать этот процесс. При этом важно соблюдать определенные психолого- педагогические условия, которые повлияют на развитие одаренности.
Вибе Р.И. СОШ № 1 г. Златоуст.docx
Вибе Римма Исуповна, учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 1» г. Златоуста. Челябинской области
Влияние психолого педагогических условий на развитие одаренности детей
основной школы (59 классы).
Забота об одаренных детях одна из особенностей нашего времени. Многочисленные
конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании к
достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям
возможность проявить свои неординарные способности.
Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость»
следующим образом: «То же, что талантливый…» [1]. А уж талантливый «…это человек,
обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями»[1].
Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что
неталантливых, а, следовательно, неодарённых от природы людей не бывает [3].
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких
достижений) в том или ином виде деятельности [2].
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное
своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного
взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды,
опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой) [3]. При этом особое
значение имеют не только собственная активность ребенка, а также психоло педагогические
механизмы развития личности, лежащие в основе формирования и реализации
индивидуального дарования.
Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления одаренности ребенка.
И очень важно правильно организовать этот процесс. При этом
важно соблюдать
определенные условия. Нужна деятельность плюс чтото еще – самое важное. Развивает
способности только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции.
Следовательно, необходимо применять формулу моделирования положительных эмоций:
«удивление – интерес – радость». «Способные», одаренные дети – это дети, которые делают
немного раньше, немного лучше, немного быстрее и немного не так, как большинство детей»
(определение психологов Америки) [4]. Исходя из вышесказанного главным признаком одаренности является успех, в
частности его признание путем влияния психолого педагогических условий на развитие
одаренности ребенка основной школы на уроках русского языка и литературы.
К сожалению, мы воспитываем поколение, которое утратило культуру чтения, что,
несомненно, повлияло на развитие одаренности детей.
Работу с детьми с повышенным уровнем способностей можно условно разделить на
две группы: урочная деятельность и внеурочная. Эти группы, конечно же, являются очень
важными. Но мне бы хотелось рассказать о влиянии психолого педагогических условий на
развитие одаренности во время уроков.
Урочная деятельность – это:
1) проектная деятельность
2) нетрадиционные уроки с применением ИКТтехнологий, творческой мастерской,
критического мышления и др.
3) самостоятельная работа
с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий
расширенного уровня)
4) работа в группе [3].
Особенно ярко одарённость ребят проявляется в творчестве. Поэтому необходимо
проводить уроки, опирающиеся на фантазию: творческие уроки, уроки «выставки", уроки
экскурсии, гостиные, путешествие в прошлое, будущее, уроки с игровой состязательной
основой: деловая игра, диспут, лекция и др.
Например, в 56 классе, проводя цикл уроков «Пейзаж в художественном
произведении», учитель может использовать и музыку, и стихи, и репродукции известных
художников. Ребята читают стихи, посвящённые тому или иному времени года, возможно
собственного сочинения. Пишут сочинение или эссе на тему, которую предложит учитель.
Совместно с увлеченными предметом ребятами можно собрать работы в тематические
альбомы и т.п.
В школах предлагают участие в различных творческих конкурсах, как муниципальных,
так и региональных, возможно в российских и даже международных. И, несомненно,
необходимо в них принимать участие способным детям, что развивает их творческий
потенциал.
При объяснении нового материала необходимо использовать технологию постановки
проблемы, когда учитель не говорит учащимся готовые сведения, а предоставляет им
необходимый языковой материал, проанализировав который, они смогут сделать
самостоятельные выводы. И это очень важно на уроках русского языка и литературы, и в
частности на уроках развития речи [3]. Это сподвигнет детей на то, чтобы обратится к словарям и справочной литературе,
произвести самостоятельно словообразовательный анализ. Затем учащиеся выступят со
своими ответами перед классом, что всегда вызывает интерес и повышает статус данных
ребят, формируя осознание собственного успеха в изучении русского языка и литературы.
Необходимым, и очень важным фактором на таких уроках,
являются и
дифференцированные домашние задания, которые включают в себя не только обязательную
часть, но и исследовательские и творческие задания. Например: лингвистические сказки,
сценки, ролевое чтение, инсценировка, кроссворды, иллюстрации, возможно стихотворения
собственного сочинения.
На уроках очень важно использовать межпредметные связи (например, с историей или
географией), что развивает кругозор учащихся. Можно дать задание объяснить, что такое
«сизифов труд», «танталовы муки» и др. Для этого им придется обратиться к истории,
мифологии, справочной литературе, без которых они не смогут провести соответствующие
исследование.
С огромным удовольствием ребята самого разного возраста откликаются на
предложение инсценировать литературное произведение.
Очень важным психолого педагогическим условием развития одаренности каждого
ребенка является игра, как средство повышения эффективности любого урока в основной
школе, что повышает интерес к изучению предмета. На уроках литературы использование
игровой ситуации способствует более глубокому пониманию содержания книги,
«прочувствованию» основной идеи произведения, созидательной деятельности и стойкости
человека в трудных жизненных обстоятельствах, при этом дети тоже будут проявлять свои
творческие способности, изображая героев произведения, наделяя их характерами, проявляя
артистические способности.
Одним из приоритетных направлений в работе учителя является внедрение в
образовательный процесс проектной технологии, именно она призвана адаптировать классно
урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, что позволяет сделать
для каждого учебный процесс личностно значимым, в котором он получает возможность
полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские
способности, фантазию, активность, самостоятельность. Это особенно важно потому, что
знания не столько передаются, сколько формируются в процессе личностнозначимой
деятельности. Несмотря на высокий уровень самостоятельности в работе, роль учителя
чрезвычайно важна, так как именно от его умело организованной работы на каждом из этапов
зависит успешность проекта в целом. Проектная деятельность для одаренных детей – это прежде всего развитие как
познавательных, так и творческих способностей. Ребята с увлечением осваивают простейшие
способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных
данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к
изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора
познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в
классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно
воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной
деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого
характера.
Подводя итоги, хочется сказать, что творческое отношение к изучаемому предмету
стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти
положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших,
способностей [3].
Некоторые примеры из опыта работы учителей нашей школы:
1. «Я озвучиваю ответ своего товарища» 5 класс – русский язык
Ученики работают в парах или в группах. Каждый член группы своему товарищу дает
объяснение на изучаемое правило, но классу докладывает не свой вариант ответа, а тот
вариант, которые высказали работающие в группе или паре, при этом анализируя его ответ и
высказывая свое мнение к высказанному. Происходит анализ, синтез и корректировка ответа
детей, работающих в группе или в паре.
2. Можно предложить учащимся 5 классов составить задания для обучающихся 69 классов
для ВПР, ОГЭ, на основе изученного материала 5 класса, используя преемственность
обучения, целью которого является предварительная подготовка к ВПР в последующих
классах и итоговой аттестации. Пятиклассники по ряду заданий для учеников 6 9 класса,
выбирают те, которые соответствуют знакомым им правилам, они их решают, объясняют, и
учитель предлагает задания, правила и выводы обучающимся 9 класса для более глубокого
рассмотрения и решения. Роль учителя здесь очень высока, особенно в качестве подготовки к
таким урокам, т. к. ему придется рассмотреть не только материал 5 класса, но и материал
обучающихся тех классов, которым будет предложено данное задание с обобщениями после.
3. Одним из приемов формирования одаренности является «Цветной диктант», который
способствует не только проверке полученных знаний, но и результатам анализа выводов,
противоположных логике. Ученики должны доказать неправильность своего суждения или
согласиться, тогда учитель всегда имеет возможность «разбить» неверное суждение доводами, с привлечением учеников всего класса, каждый обучающийся выступает согласно
своим способностям, используя прием раскрашивая соответствующими цветами таблицу с
последующими дебатами.
Существует множество других приемов, средств и методов развития одаренности
обучающихся. Главное в этом – желание учителя развивать детей, не только используя уже
проверенные практикой и опытом приемы, средства и опыт других педагогов, но и развивать
собственный потенциал. При этом, важно помнить, что система работы с одарёнными детьми
включает в себя проблемное обучение, дети всегда и везде должны учиться самостоятельно
думать, принимать решения, брать за свои решения ответственность на себя.
1.
2.
3.
4.
5.
Список литературы:
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ под ред. докт. филол.
наук, проф. Н.Ю. Шведовой. 16 изд., испр. М.: Рус. Яз., 1984. 797., стр. 380,
684.
Панов, В.И. Одаренность как проблема современного образования [Текст] /
В.И. Панов. – Самара, 2007 – С. 477.
Степанова Элада Георгиевна . Работа с одаренными и способными детьми на
уроках русского языка и литературы. https://nsportal.ru/shkola/rodnoyyazyki
literatura/library/2017/04/02/dokladnatemurabotasodarennymiisposobnymi
Онлайн ресурс: https://infourok.ru/statyaissledovaniediagnostirovanie
odaryonnostirebyonka408130.html.
https://ipk74.ru/upload/iblock/4cc/4ccd3ef2f676c35ebb5c2573035be4fd.pdf
Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.
Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.
Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.
Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.
Статья "Влияние психолого- педагогических условий на развитие одаренности обучающихся основной школы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.