Статья: Вокальные упражнения и распевки в работе с коллективом народного пения

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 01.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Введение Искусство народного пения включает комплекс теоретических представлений, умений и навыков. Чтобы обучить участников коллективов народному пению, раз-вить их вокальные данные, научить преодолевать трудности в исполнении песен, обязательно систематическое вокальное воспитание, цель которого – постепенное развитие и включение в работу мышц, участвующих в пении. Эти навыки необхо-димо тренировать при помощи специального подготовительного разминочного курса. Необходимый, традиционный для каждого занятия подготовительный разми-ночный курс включает в себя: 1. дыхательную гимнастику, которая способствует развитию дыхательного аппа-рата, формирует дыхание, необходимое при вокальной работе, укрепляет диа-фрагму, организует разновидность дыхания: краткое, долгое, цепное; 2. специальный курс речевых, дикционных упражнений, нацеленных на правиль-ность в произношении гласных и согласных звуков, а также звуков, традиционных в народном пении, в диалектах и говорах; 3. цикл упражнений для голосового аппарата. Эти упражнения расширяют диапа-зон голоса, укрепляют дыхание, развивают певческий голос, вокальный и гармо-нический слух, навык многоголосного пения, улучшают звукообразование, дик-цию, вырабатывают чистоту интонации. Пение учебно-тренировочного материала включает следующее: показ и работу над постоянными упражнениями, объяснение цели и задачи упражнения, распевание на отдельных фрагментах песни с целью впевания данного эпизода. Большинство проблем, связанных с голосом вызваны непониманием важности разогрева связок. Каждый вокалист должен усвоить одно правило: распевка – это обязательное условие каждого занятия! Учебно-тренировочный комплекс упражнений подбирается для каждого участ-ника в зависимости от развития голоса и владения навыками пения в народной ма-нере. При распевках необходимо неукоснительное соблюдение педагогического метода постепенных нагрузок: навыки пения нужно прививать постепенно, от простого к сложному. Упражнения дыхательной гимнастики, речевые, дикционные упражнения мож-но найти в различных учебных и методических пособиях. Они подходят в качестве тренинга для любого вида пения: академического, эстрадного или народного. В данном методическом пособии приводится вокальный учебно-тренировочный материал для коллективов народного пения, который включает вокальные распевки, упражнения и рекомендации по их использованию.
Иконка файла материала 12.docx
Вокальные упражнения и распевки в работе с коллективом народного пения Методические рекомендации для руководителей коллективов народного пенияВведение Искусство народного пения включает комплекс  теоретических представлений, умений и навыков. Чтобы  обучить участников коллективов народному пению,  развить их вокальные данные, научить преодолевать  трудности в исполнении песен, обязательно  систематическое вокальное воспитание, цель которого –  постепенное развитие и включение в работу мышц,  участвующих в пении. Эти навыки необходимо  тренировать при помощи специального подготовительного разминочного курса. Необходимый, традиционный для каждого занятия  подготовительный разминочный курс включает в себя: 1. дыхательную гимнастику, которая способствует  развитию дыхательного аппарата, формирует дыхание,  необходимое при вокальной работе, укрепляет  диафрагму, организует разновидность дыхания: краткое, долгое, цепное; 2. специальный курс речевых, дикционных упражнений,  нацеленных на правильность в произношении гласных и  согласных звуков, а также звуков, традиционных в  народном пении, в диалектах и говорах; 23. цикл упражнений для голосового аппарата. Эти  упражнения расширяют диапазон голоса, укрепляют  дыхание, развивают певческий голос, вокальный и  гармонический слух, навык многоголосного пения,  улучшают звукообразование, дикцию, вырабатывают  чистоту интонации. Пение учебно­тренировочного материала включает  следующее: показ и работу над постоянными  упражнениями, объяснение цели и задачи упражнения,  распевание на отдельных фрагментах песни с целью  впевания данного эпизода. Большинство проблем, связанных с голосом вызваны  непониманием важности разогрева связок. Каждый  вокалист должен усвоить одно правило: распевка – это  обязательное условие каждого занятия! Учебно­тренировочный комплекс упражнений  подбирается для каждого участника в зависимости от  развития голоса и владения навыками пения в народной  манере. При распевках необходимо неукоснительное  соблюдение педагогического метода постепенных  нагрузок: навыки пения нужно прививать постепенно, от  простого к сложному. 3Упражнения дыхательной гимнастики, речевые,  дикционные упражнения можно найти в различных  учебных и методических пособиях. Они подходят в  качестве тренинга для любого вида пения:  академического, эстрадного или народного. В данном методическом пособии приводится  вокальный учебно­тренировочный материал для  коллективов народного пения, который включает  вокальные распевки, упражнения и рекомендации по их  использованию. 41. Распевание и упражнение Занятия вокалом немыслимы без вокальных  упражнений. Те, кто учился и учится вокалу, согласятся с  этим утверждением. Развитие вокальных навыков – это  определённый набор вокальных упражнений, исполненных определённое количество раз конкретным исполнителем  (вокалистом). Как сам набор упражнений, так и  количество исполняемых раз может быть совершенно  различным для разных людей. Но, в любом случае,  вокальное упражнение – главный инструмент вокалиста. Вокальным называется только такое упражнение, при  исполнении которого происходит фонация, то есть  вокалист поёт. Не все упражнения, которые применяются  для развития голоса, вокальные. Есть и другие:  дыхательные, артикуляционные, дикционные. Под  упражнениями понимается повторение какой­либо  деятельности с целью улучшить способ её выполнения.  Упражнения являются основным средством приобретения навыков, т.е. действий, которые автоматически протекают в любой сложной деятельности. Так и в вокальном деле  5упражнения служат для выработки основных навыков,  необходимых для профессионального пения. И  правильное зарождение звука, и техника звуковедения в  различных условиях, диктуемых мелодией, – всё это  осваивается и закрепляется, прежде всего, на  упражнениях. Действительно, принцип пения legato,  кантилена, беглость, скачки, пение staccato, пассажи и  различные украшения усваиваются на упражнениях и  потом уже совершенствуются и шлифуются на вокализах  и художественных произведениях. Упражнения, которые построены на коротких  отрезках музыкальных фраз, как правило,  транспонируются по полутонам вверх и вниз по звуковой  шкале. Такое повторение одних и тех же попевок, одних и тех же музыкальных движений ведёт к установлению  прочных навыков их выполнения. Последовательность  одних и тех же движений закрепляется, вырабатывая  стереотип. В дальнейшем, встречаясь с подобной  фигурацией в произведении, певец выполняет её не  задумываясь, автоматически верно. Однако пение  повторяющихся сочетаний звуков­попевок можно назвать  упражнением только тогда, когда оно производится с  определённой целью и когда педагог или ученик  6оценивает результаты каждой попытки с точки зрения  приближения её к поставленной цели. Простое пропевание упражнений без ясно поставленной цели и критической  оценки будет просто распеванием, разогреванием  голосового аппарата. Распевание (разогревание) голосового аппарата  служит цели приведения его в готовность для выполнения  сложных певческих заданий, но не ведёт к  совершенствованию выполнения функции. Наоборот,  бездумное, формальное пение упражнений может  привести к появлению и укреплению негативных навыков. Всякое совершенствование функции в упражнении  предполагает ясно поставленную цель и непрерывный  контроль за её выполнением, только это способно  сформировать нужные новые координации. Не существует упражнений «вообще», а существуют упражнения для  выработки тех или иных конкретных качеств голоса. 72. Распевка на уроке вокала Важным звеном в работе с коллективом народного  пения является распевание. Любое вокальное занятие  должно начинаться с распевки, потому что в  формировании звука задействованы многие группы мышц. Распевка разогревает голосовые связки, подготавливая их  к работе. Распевка у певцов сходна с разминкой у  спортсменов. Как и спортсменам, вокалистам необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшим профессиональным нагрузкам. Без распевки можно не  попасть с самого начала на какие­то ноты, несмотря на  хороший слух и голос. Без распевки посередине  вокального упражнения или песни может перехватить  горло и нужно будет откашляться и т.д. 8Первые распевки на уроке вокала носят  разогревающий разминочный характер. Вокалисты  должны разминаться на «середине» своего диапазона,  чтобы не травмировать голосовой аппарат. Необходимо  делать упражнения­распевки на укрепление опоры, на  удлинение вокального дыхания, следить за правильным  формированием звука, разминаются язык, губы, челюсть,  гортань, резонаторы. Вторая часть вокальных распевок (на уже разогретом  голосовом аппарате) направлена на расширение диапазона и развитие хорошей дикции. Упражнения носят  «растягивающий характер». Важен максимально плавный  переход от звука к звуку, не меняя качества звучания, и  одновременная рельефность и преувеличенная внятность  дикции. Третья часть распевок на уроке вокала направлена на  освоение различных технических приемов: скачки,  отрывистое голосоведение, украшения. Такие распевки  даются на продвинутом уровне обучения вокалу (на  начальном уровне все упражнения делаются на  кантиленном, то есть плавном, голосоведении). Распевки в движении – соединение пения и движения  – это очень важная часть урока вокала, направленная на  9освобождение голоса, голосового аппарата, на  налаживание координации, которая помогает пению. Распевка занимает большую часть урока вокала. На  начальном и среднем уровне обучения – 30­40 минут.  Однако в дальнейшем, по мере укрепления голосового  аппарата и освоения основных вокальных приёмов, время  на распевку сокращается до 15 минут. Остальное время на уроках вокала отдаётся работе над репертуаром. Распевание представляет собой одну из важнейших  частей работы по воспитанию певческих навыков.  Проблема распевания (его организация и подбор  упражнений) является очень острой, так как некоторые  смотрят на распевание лишь как на разминку голосовых  связок перед исполнением репертуара. На самом же деле  распевание – это сложный путь к овладению  техническими основами вокального искусства. Работа  строится на специальных упражнениях, которые  подбираются соответственно возрасту, педагогическим  задачам и уровню музыкального развития участников  вокального коллектива. Распевка – это неширокое по диапазону вокальное  упражнение, которым открывают занятия. Начинается  распевка в среднем, удобном для певца диапазоне голоса.  10