Статья "Воспитание патриотизма через уроки светской этики" (4 класс)
Оценка 4.9

Статья "Воспитание патриотизма через уроки светской этики" (4 класс)

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
4 кл
02.09.2017
Статья "Воспитание патриотизма через уроки светской этики" (4 класс)
В презентации представлены формы работы.
Воспитание патриотизма через уроки светской этики.docx
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ УРОКИ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Патриотизм. Это чувство воспитывается в нас в любые времена, в  разные эпохи. Каждый гражданин, какого бы он не был возраста, пола и  сословия, с молоком матери впитывает главную мысль своего предназначения  – любить и защищать свою Родину.  Незаменимый наш помощник на уроках светской этики, словарь  Ожегова, гласит: «ПАТРИОТИЗМ ­ преданность и любовь к своему  отечеству, к своему народу». Дети, особенно в начальных классах, чутки и восприимчивы ко всему,  что их окружает. Младший школьный возраст – самый подходящий для  воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. И для  этого, как нельзя лучше, подходит школьный предмет «Основы светской  этики» из курса «ОРКСЭ». Отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в  семье. Но каждый раз, знакомясь на уроках с первой темой данного блока и  спрашивая у ребят значение слов «патриот» и «патриотизм»,  я слышу: «…  это герои, которые защищают нашу страну на войне…». И каждый раз я  убеждаюсь, что «Основы светской этики» ­ это поле, которое никогда не  будет до конца засеяно зернами уже ранее принятых утверждений, в него  можно досаживать и досаживать размышления и открытия детей на тему «кто  же такие патриоты, и какой вклад они вносят». Нет ни одного предмета в школе, который позволил бы столько времени уделить данному вопросу. А основы светской этики на каждом уроке  возвращают нас к воспитанию патритотизма и расширяют наши границы в  понимании этого термина. Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к  деревьям, цветам, тишине и покою лесного края. Нам не воспитать любовь к  народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу,  бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла,  которым окружен ребенок, с ощущения красоты родных мест. Цель патриотического воспитания ­  формирование гражданско­ правовой позиции, любви и уважения к Родине и людям, стремления  трудиться и защищать Родину, оберегать природу. Задачи патриотического воспитания включают:  воспитывать у школьника чувство самоуважения через его добрые  поступки, любовь и уважение к семье, старшим и друзьям;  воспитывать   стремление   к   сохранению   и   помощи   природе   и   живым существам;  воспитывать уважение к труду людей, его результатам и достижениям государства;  знакомить с историей, географией и символами государства;  уважать традиции и обычаи, как своего, так и других народов.  воспитывать любовь к малой родине, а также чувство ответственности  за ее будущее. Система работы по патриотическому воспитанию включает в себя три основных компонента: • Патриотическое воспитание в системе уроков. • Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.   • Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями. Методы учебной деятельности на уроках «Основы светской этики» В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению  содержания курса, выступают следующие  методы: Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для  понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к  реальной жизни. Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые  для решения творческих задач в процессе открытия нового. Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно  выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных  данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.  Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно­ ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом  взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы  способствуют интенсификации процесса обучения и позволяют сделать  знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и  творчески подходить к усвоению учебного материала. Каждый урок начинаю с притчи (чтение, просмотр или слушание),  которая касается темы урока. Читают тексты чаще подготовленные учащиеся. Также ребята разыгрывают ситуации из текстов. Из представленных притч мы  выводим тему урока. Еще вариант: оставляем ее для осмысления до конца  урока и делаем выводы по полученной информации, вспоминая начало урока. На уроках светской этики рассматриваются  темы  непосредственно  связанные с семейными ценностями, которые закладывают основу для  формирования нравственных идеалов принятых в обществе, чувство гордости  за свою Родину, свой народ.  Так, в рамках урока     «Образцы нравственности» дети провели   исследование «Моя семья в истории Великой Отечественной войны»,  используя ресурсы сайта « Подвиг народа». Непосредственно на уроке  ребята могли узнать о награждениях и подвигах из архивных документов  Великой Отечественной войны, представленных на сайте о своих  родственниках. Ребята рассказали родителям о полученной информации, и  уже совместно с родителями сделали небольшие проекты. На уроке  «Добро и зло», «Справедливость», «Альтруизм и эгоизм»  используем «Весы справедливости». На чаши весов дети выкладывают  белые (добро, справедливость, альтруизм) и черные (зло, несправедливость,  эгоизм) капельки­поступки. Проводят наблюдения в течение дня (недели)  каких поступков совершили больше, смогли ли измениться, исправить. Сундучок вопросов.  Дети садятся в круг. Из сундучка раздают вопросы каждому ученику. Главное условие – отвечать без предварительной подготовки. Такую игру можно проводить как на уроках введения новых  знаний, так и на уроках обобщения. На уроках «Россия – наша Родина», «Культура и мораль», «Любовь и  уважение к Отечеству» особое внимание уделяем русской национальной  культуре, природе, восхищаемся простым народом и  гениями, как А.С.  Пушкин, П.И.Чайковский, М.В. Ломоносов и др. здесь использую  презентации, видео и аудиозаписи. Уроки «Нравственные идеалы», «Образцы нравственности в культуре  Отечества». На них мы вспоминаем смелых и мужественных защитников  Отечества – богатырей русских, тех, кто спасал Русь от иноземных  захватчиков. Важнейшей их добродетелью была верность присяге, клятве.  Размышляем о том, какой смысл сегодня вкладывается в понятие «богатыри». А также рассматриваем интеллигентные образы рыцарей, джентльменов и  леди. На этих уроках дети составляют коллажи «Леди и джентльмены» Тема урока «Этикет» хорошо перекликается с предыдущими темами.  Здесь я предлагаю выполнить творческую работу и воздвигнуть  памятник этикету.  Результаты освоения курса Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение  детей в личностном, метапредметном и предметном планах.    В личностном плане можно отметить проявление у детей таких  качеств, как доброжелательность, эмоционально­нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного  поведения в разных жизненных ситуациях. В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение  осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,  осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение  речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог,  развивается умение учиться проектной деятельности, в том числе,  коллективной. В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми  основных нравственных ценностей. Таким образом: нравственные качества человека будущего общества  должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к  человеку. Формы патриотического воспитания во внеурочной деятельности ­Заочные экскурсии (по городам­героям, к памятникам  архитектуры, в  Третьяковскую галерею) ­Разучивание стихотворений о ВОВ, песен, прослушивание музыкальных  произведений) ­Встречи с ветеранами ВОВ ­Экскурсии ­Встречи с интересными людьми ­Конкурс рисунков ­Участие в акциях.  Семья и школа должны формировать патриотические чувства и  заниматься патриотическим воспитанием, поскольку патриотизм – базовая  социогуманитарная ценность. Я согласна с убеждением многих педагогов, что  из школы должен выйти человек не только с хорошим уровнем образования,  но, прежде всего личность, умеющая ценить и сохранять общечеловеческие  ценности, готовая отдать здоровье и жизнь ради высших интересов:  сохранения жизни своих близких, русского народа и всей России.     В рамках  модуля «Основы светской этики» учащимся предлагается ознакомиться с  этическими идеалами в развитии; общечеловеческими ценностями и  понятиями: «мораль» и «моральный выбор», введением философских  категорий «Добра и Зла», «Добродетель и порок», «Свобода и моральный  выбор человека». Отличительной чертой при изучении данных тем, как  показывает практическая деятельность, является решение учащимися  поставленных перед ними проблемных задач и ситуаций (например, вопрос  проблемы «меньшего зла»). Благодаря чему ученики не только теоретически  усваивают полученные знания, но и активно применяют их на практике.  Воспитание патриотизма на уроках ОРКСЭ имеет огромное значение,  т.к. речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. Таким образом:  нравственные качества человека будущего общества должны закладываться  уже сегодня, именно на уроках блока «Основы светской этики» курса  ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма,  достоинства, уважения к человеку. Я считаю, что привитие любви к Родине, чувства гордости и  патриотизма являются необходимыми и обязательными элементами в  воспитании детей. Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего  поколения – залог стабильного развития страны в будущем.

Статья "Воспитание патриотизма через уроки светской этики" (4 класс)

Статья "Воспитание патриотизма через уроки светской этики" (4 класс)

Статья "Воспитание патриотизма через уроки светской этики" (4 класс)

Статья "Воспитание патриотизма через уроки светской этики" (4 класс)

Статья "Воспитание патриотизма через уроки светской этики" (4 класс)

Статья "Воспитание патриотизма через уроки светской этики" (4 класс)

Статья "Воспитание патриотизма через уроки светской этики" (4 класс)

Статья "Воспитание патриотизма через уроки светской этики" (4 класс)

Статья "Воспитание патриотизма через уроки светской этики" (4 класс)

Статья "Воспитание патриотизма через уроки светской этики" (4 класс)

Статья "Воспитание патриотизма через уроки светской этики" (4 класс)

Статья "Воспитание патриотизма через уроки светской этики" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2017