ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ УРОКИ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Патриотизм. Это чувство воспитывается в нас в любые времена, в 
разные эпохи. Каждый гражданин, какого бы он не был возраста, пола и 
сословия, с молоком матери впитывает главную мысль своего предназначения 
– любить и защищать свою Родину. 
Незаменимый наш помощник на уроках светской этики, словарь 
Ожегова, гласит: «ПАТРИОТИЗМ  преданность и любовь к своему 
отечеству, к своему народу».
Дети, особенно в начальных классах, чутки и восприимчивы ко всему, 
что их окружает. Младший школьный возраст – самый подходящий для 
воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. И для 
этого, как нельзя лучше, подходит школьный предмет «Основы светской 
этики» из курса «ОРКСЭ».
Отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в 
семье. Но каждый раз, знакомясь на уроках с первой темой данного блока и 
спрашивая у ребят значение слов «патриот» и «патриотизм»,  я слышу: «… 
это герои, которые защищают нашу страну на войне…». И каждый раз я 
убеждаюсь, что «Основы светской этики»  это поле, которое никогда не 
будет до конца засеяно зернами уже ранее принятых утверждений, в него 
можно досаживать и досаживать размышления и открытия детей на тему «кто 
же такие патриоты, и какой вклад они вносят».
Нет ни одного предмета в школе, который позволил бы столько времени
уделить данному вопросу. А основы светской этики на каждом уроке 
возвращают нас к воспитанию патритотизма и расширяют наши границы в 
понимании этого термина.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к 
деревьям, цветам, тишине и покою лесного края. Нам не воспитать любовь к 
народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым.
Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, 
бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, 
которым окружен ребенок, с ощущения красоты родных мест.Цель патриотического воспитания   формирование гражданско
правовой позиции, любви и уважения к Родине и людям, стремления 
трудиться и защищать Родину, оберегать природу.
Задачи патриотического воспитания включают:
 воспитывать у школьника чувство самоуважения через его добрые 
поступки, любовь и уважение к семье, старшим и друзьям;
 воспитывать   стремление   к   сохранению   и   помощи   природе   и   живым
существам;
 воспитывать уважение к труду людей, его результатам и достижениям
государства;
знакомить с историей, географией и символами государства;
 уважать традиции и обычаи, как своего, так и других народов.
 воспитывать любовь к малой родине, а также чувство ответственности 
за ее будущее.
Система работы по патриотическому воспитанию включает в себя
три основных компонента:
• Патриотическое воспитание в системе уроков.
• Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.  
• Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.
Методы учебной деятельности на уроках «Основы светской этики»
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению 
содержания курса, выступают следующие  методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для 
понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к 
реальной жизни.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые 
для решения творческих задач в процессе открытия нового.Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно 
выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных 
данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не
получают их в готовом виде. 
Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно
ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом 
взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы 
способствуют интенсификации процесса обучения и позволяют сделать 
знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и 
творчески подходить к усвоению учебного материала.
Каждый урок начинаю с притчи (чтение, просмотр или слушание), 
которая касается темы урока. Читают тексты чаще подготовленные учащиеся.
Также ребята разыгрывают ситуации из текстов. Из представленных притч мы 
выводим тему урока. Еще вариант: оставляем ее для осмысления до конца 
урока и делаем выводы по полученной информации, вспоминая начало урока.
На уроках светской этики рассматриваются  темы  непосредственно 
связанные с семейными ценностями, которые закладывают основу для 
формирования нравственных идеалов принятых в обществе, чувство гордости 
за свою Родину, свой народ. 
Так, в рамках урока     «Образцы нравственности» дети провели  
исследование «Моя семья в истории Великой Отечественной войны», 
используя ресурсы сайта « Подвиг народа». Непосредственно на уроке 
ребята могли узнать о награждениях и подвигах из архивных документов 
Великой Отечественной войны, представленных на сайте о своих 
родственниках. Ребята рассказали родителям о полученной информации, и 
уже совместно с родителями сделали небольшие проекты.
На уроке  «Добро и зло», «Справедливость», «Альтруизм и эгоизм» 
используем «Весы справедливости». На чаши весов дети выкладывают 
белые (добро, справедливость, альтруизм) и черные (зло, несправедливость, 
эгоизм) капелькипоступки. Проводят наблюдения в течение дня (недели) 
каких поступков совершили больше, смогли ли измениться, исправить.
Сундучок вопросов.  Дети садятся в круг. Из сундучка раздают вопросы
каждому ученику. Главное условие – отвечать без предварительнойподготовки. Такую игру можно проводить как на уроках введения новых 
знаний, так и на уроках обобщения.
На уроках «Россия – наша Родина», «Культура и мораль», «Любовь и 
уважение к Отечеству» особое внимание уделяем русской национальной 
культуре, природе, восхищаемся простым народом и  гениями, как А.С. 
Пушкин, П.И.Чайковский, М.В. Ломоносов и др. здесь использую 
презентации, видео и аудиозаписи.
Уроки «Нравственные идеалы», «Образцы нравственности в культуре 
Отечества». На них мы вспоминаем смелых и мужественных защитников 
Отечества – богатырей русских, тех, кто спасал Русь от иноземных 
захватчиков. Важнейшей их добродетелью была верность присяге, клятве. 
Размышляем о том, какой смысл сегодня вкладывается в понятие «богатыри».
А также рассматриваем интеллигентные образы рыцарей, джентльменов и 
леди. На этих уроках дети составляют коллажи «Леди и джентльмены»
Тема урока «Этикет» хорошо перекликается с предыдущими темами. 
Здесь я предлагаю выполнить творческую работу и воздвигнуть 
памятник этикету. 
Результаты освоения курса
Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение 
детей в личностном, метапредметном и предметном планах.   
В личностном плане можно отметить проявление у детей таких 
качеств, как доброжелательность, эмоциональнонравственная отзывчивость и
внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного 
поведения в разных жизненных ситуациях.
В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение 
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, 
осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение 
речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, 
развивается умение учиться проектной деятельности, в том числе, 
коллективной.
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми 
основных нравственных ценностей.Таким образом: нравственные качества человека будущего общества 
должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на
идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к 
человеку.
Формы патриотического воспитания во внеурочной деятельности
Заочные экскурсии (по городамгероям, к памятникам  архитектуры, в 
Третьяковскую галерею)
Разучивание стихотворений о ВОВ, песен, прослушивание музыкальных 
произведений)
Встречи с ветеранами ВОВ
Экскурсии
Встречи с интересными людьми
Конкурс рисунков
Участие в акциях.
 Семья и школа должны формировать патриотические чувства и 
заниматься патриотическим воспитанием, поскольку патриотизм – базовая 
социогуманитарная ценность. Я согласна с убеждением многих педагогов, что 
из школы должен выйти человек не только с хорошим уровнем образования, 
но, прежде всего личность, умеющая ценить и сохранять общечеловеческие 
ценности, готовая отдать здоровье и жизнь ради высших интересов: 
сохранения жизни своих близких, русского народа и всей России.     В рамках 
модуля «Основы светской этики» учащимся предлагается ознакомиться с 
этическими идеалами в развитии; общечеловеческими ценностями и 
понятиями: «мораль» и «моральный выбор», введением философских 
категорий «Добра и Зла», «Добродетель и порок», «Свобода и моральный 
выбор человека». Отличительной чертой при изучении данных тем, как 
показывает практическая деятельность, является решение учащимися 
поставленных перед ними проблемных задач и ситуаций (например, вопрос 
проблемы «меньшего зла»). Благодаря чему ученики не только теоретически 
усваивают полученные знания, но и активно применяют их на практике. 
Воспитание патриотизма на уроках ОРКСЭ имеет огромное значение, 
т.к. речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. Таким образом: 
нравственные качества человека будущего общества должны закладываться 
уже сегодня, именно на уроках блока «Основы светской этики» курса 
ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, 
достоинства, уважения к человеку.Я считаю, что привитие любви к Родине, чувства гордости и 
патриотизма являются необходимыми и обязательными элементами в 
воспитании детей. Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего 
поколения – залог стабильного развития страны в будущем.