ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ УРОКИ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Патриотизм. Это чувство воспитывается в нас в любые времена, в
разные эпохи. Каждый гражданин, какого бы он не был возраста, пола и
сословия, с молоком матери впитывает главную мысль своего предназначения
– любить и защищать свою Родину.
Незаменимый наш помощник на уроках светской этики, словарь
Ожегова, гласит: «ПАТРИОТИЗМ преданность и любовь к своему
отечеству, к своему народу».
Дети, особенно в начальных классах, чутки и восприимчивы ко всему,
что их окружает. Младший школьный возраст – самый подходящий для
воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. И для
этого, как нельзя лучше, подходит школьный предмет «Основы светской
этики» из курса «ОРКСЭ».
Отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в
семье. Но каждый раз, знакомясь на уроках с первой темой данного блока и
спрашивая у ребят значение слов «патриот» и «патриотизм», я слышу: «…
это герои, которые защищают нашу страну на войне…». И каждый раз я
убеждаюсь, что «Основы светской этики» это поле, которое никогда не
будет до конца засеяно зернами уже ранее принятых утверждений, в него
можно досаживать и досаживать размышления и открытия детей на тему «кто
же такие патриоты, и какой вклад они вносят».
Нет ни одного предмета в школе, который позволил бы столько времени
уделить данному вопросу. А основы светской этики на каждом уроке
возвращают нас к воспитанию патритотизма и расширяют наши границы в
понимании этого термина.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к
деревьям, цветам, тишине и покою лесного края. Нам не воспитать любовь к
народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым.
Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу,
бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла,
которым окружен ребенок, с ощущения красоты родных мест.Цель патриотического воспитания формирование гражданско
правовой позиции, любви и уважения к Родине и людям, стремления
трудиться и защищать Родину, оберегать природу.
Задачи патриотического воспитания включают:
воспитывать у школьника чувство самоуважения через его добрые
поступки, любовь и уважение к семье, старшим и друзьям;
воспитывать стремление к сохранению и помощи природе и живым
существам;
воспитывать уважение к труду людей, его результатам и достижениям
государства;
знакомить с историей, географией и символами государства;
уважать традиции и обычаи, как своего, так и других народов.
воспитывать любовь к малой родине, а также чувство ответственности
за ее будущее.
Система работы по патриотическому воспитанию включает в себя
три основных компонента:
• Патриотическое воспитание в системе уроков.
• Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.
• Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.
Методы учебной деятельности на уроках «Основы светской этики»
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению
содержания курса, выступают следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для
понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к
реальной жизни.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые
для решения творческих задач в процессе открытия нового.Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно
выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных
данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не
получают их в готовом виде.
Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно
ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом
взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы
способствуют интенсификации процесса обучения и позволяют сделать
знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и
творчески подходить к усвоению учебного материала.
Каждый урок начинаю с притчи (чтение, просмотр или слушание),
которая касается темы урока. Читают тексты чаще подготовленные учащиеся.
Также ребята разыгрывают ситуации из текстов. Из представленных притч мы
выводим тему урока. Еще вариант: оставляем ее для осмысления до конца
урока и делаем выводы по полученной информации, вспоминая начало урока.
На уроках светской этики рассматриваются темы непосредственно
связанные с семейными ценностями, которые закладывают основу для
формирования нравственных идеалов принятых в обществе, чувство гордости
за свою Родину, свой народ.
Так, в рамках урока «Образцы нравственности» дети провели
исследование «Моя семья в истории Великой Отечественной войны»,
используя ресурсы сайта « Подвиг народа». Непосредственно на уроке
ребята могли узнать о награждениях и подвигах из архивных документов
Великой Отечественной войны, представленных на сайте о своих
родственниках. Ребята рассказали родителям о полученной информации, и
уже совместно с родителями сделали небольшие проекты.
На уроке «Добро и зло», «Справедливость», «Альтруизм и эгоизм»
используем «Весы справедливости». На чаши весов дети выкладывают
белые (добро, справедливость, альтруизм) и черные (зло, несправедливость,
эгоизм) капелькипоступки. Проводят наблюдения в течение дня (недели)
каких поступков совершили больше, смогли ли измениться, исправить.
Сундучок вопросов. Дети садятся в круг. Из сундучка раздают вопросы
каждому ученику. Главное условие – отвечать без предварительнойподготовки. Такую игру можно проводить как на уроках введения новых
знаний, так и на уроках обобщения.
На уроках «Россия – наша Родина», «Культура и мораль», «Любовь и
уважение к Отечеству» особое внимание уделяем русской национальной
культуре, природе, восхищаемся простым народом и гениями, как А.С.
Пушкин, П.И.Чайковский, М.В. Ломоносов и др. здесь использую
презентации, видео и аудиозаписи.
Уроки «Нравственные идеалы», «Образцы нравственности в культуре
Отечества». На них мы вспоминаем смелых и мужественных защитников
Отечества – богатырей русских, тех, кто спасал Русь от иноземных
захватчиков. Важнейшей их добродетелью была верность присяге, клятве.
Размышляем о том, какой смысл сегодня вкладывается в понятие «богатыри».
А также рассматриваем интеллигентные образы рыцарей, джентльменов и
леди. На этих уроках дети составляют коллажи «Леди и джентльмены»
Тема урока «Этикет» хорошо перекликается с предыдущими темами.
Здесь я предлагаю выполнить творческую работу и воздвигнуть
памятник этикету.
Результаты освоения курса
Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение
детей в личностном, метапредметном и предметном планах.
В личностном плане можно отметить проявление у детей таких
качеств, как доброжелательность, эмоциональнонравственная отзывчивость и
внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного
поведения в разных жизненных ситуациях.
В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,
осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение
речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог,
развивается умение учиться проектной деятельности, в том числе,
коллективной.
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми
основных нравственных ценностей.Таким образом: нравственные качества человека будущего общества
должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на
идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к
человеку.
Формы патриотического воспитания во внеурочной деятельности
Заочные экскурсии (по городамгероям, к памятникам архитектуры, в
Третьяковскую галерею)
Разучивание стихотворений о ВОВ, песен, прослушивание музыкальных
произведений)
Встречи с ветеранами ВОВ
Экскурсии
Встречи с интересными людьми
Конкурс рисунков
Участие в акциях.
Семья и школа должны формировать патриотические чувства и
заниматься патриотическим воспитанием, поскольку патриотизм – базовая
социогуманитарная ценность. Я согласна с убеждением многих педагогов, что
из школы должен выйти человек не только с хорошим уровнем образования,
но, прежде всего личность, умеющая ценить и сохранять общечеловеческие
ценности, готовая отдать здоровье и жизнь ради высших интересов:
сохранения жизни своих близких, русского народа и всей России. В рамках
модуля «Основы светской этики» учащимся предлагается ознакомиться с
этическими идеалами в развитии; общечеловеческими ценностями и
понятиями: «мораль» и «моральный выбор», введением философских
категорий «Добра и Зла», «Добродетель и порок», «Свобода и моральный
выбор человека». Отличительной чертой при изучении данных тем, как
показывает практическая деятельность, является решение учащимися
поставленных перед ними проблемных задач и ситуаций (например, вопрос
проблемы «меньшего зла»). Благодаря чему ученики не только теоретически
усваивают полученные знания, но и активно применяют их на практике.
Воспитание патриотизма на уроках ОРКСЭ имеет огромное значение,
т.к. речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. Таким образом:
нравственные качества человека будущего общества должны закладываться
уже сегодня, именно на уроках блока «Основы светской этики» курса
ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма,
достоинства, уважения к человеку.Я считаю, что привитие любви к Родине, чувства гордости и
патриотизма являются необходимыми и обязательными элементами в
воспитании детей. Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего
поколения – залог стабильного развития страны в будущем.