Статья "Воспитание патриотизма через уроки светской этики" (4 класс)

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 02.09.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В презентации представлены формы работы.
Иконка файла материала Воспитание патриотизма через уроки светской этики.docx
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ УРОКИ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Патриотизм. Это чувство воспитывается в нас в любые времена, в  разные эпохи. Каждый гражданин, какого бы он не был возраста, пола и  сословия, с молоком матери впитывает главную мысль своего предназначения  – любить и защищать свою Родину.  Незаменимый наш помощник на уроках светской этики, словарь  Ожегова, гласит: «ПАТРИОТИЗМ ­ преданность и любовь к своему  отечеству, к своему народу». Дети, особенно в начальных классах, чутки и восприимчивы ко всему,  что их окружает. Младший школьный возраст – самый подходящий для  воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. И для  этого, как нельзя лучше, подходит школьный предмет «Основы светской  этики» из курса «ОРКСЭ». Отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в  семье. Но каждый раз, знакомясь на уроках с первой темой данного блока и  спрашивая у ребят значение слов «патриот» и «патриотизм»,  я слышу: «…  это герои, которые защищают нашу страну на войне…». И каждый раз я  убеждаюсь, что «Основы светской этики» ­ это поле, которое никогда не  будет до конца засеяно зернами уже ранее принятых утверждений, в него  можно досаживать и досаживать размышления и открытия детей на тему «кто  же такие патриоты, и какой вклад они вносят». Нет ни одного предмета в школе, который позволил бы столько времени уделить данному вопросу. А основы светской этики на каждом уроке  возвращают нас к воспитанию патритотизма и расширяют наши границы в  понимании этого термина. Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к  деревьям, цветам, тишине и покою лесного края. Нам не воспитать любовь к  народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу,  бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла,  которым окружен ребенок, с ощущения красоты родных мест.Цель патриотического воспитания ­  формирование гражданско­ правовой позиции, любви и уважения к Родине и людям, стремления  трудиться и защищать Родину, оберегать природу. Задачи патриотического воспитания включают:  воспитывать у школьника чувство самоуважения через его добрые  поступки, любовь и уважение к семье, старшим и друзьям;  воспитывать   стремление   к   сохранению   и   помощи   природе   и   живым существам;  воспитывать уважение к труду людей, его результатам и достижениям государства;  знакомить с историей, географией и символами государства;  уважать традиции и обычаи, как своего, так и других народов.  воспитывать любовь к малой родине, а также чувство ответственности  за ее будущее. Система работы по патриотическому воспитанию включает в себя три основных компонента: • Патриотическое воспитание в системе уроков. • Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.   • Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями. Методы учебной деятельности на уроках «Основы светской этики» В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению  содержания курса, выступают следующие  методы: Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для  понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к  реальной жизни. Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые  для решения творческих задач в процессе открытия нового.Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно  выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных  данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.  Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно­ ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом  взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы  способствуют интенсификации процесса обучения и позволяют сделать  знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и  творчески подходить к усвоению учебного материала. Каждый урок начинаю с притчи (чтение, просмотр или слушание),  которая касается темы урока. Читают тексты чаще подготовленные учащиеся. Также ребята разыгрывают ситуации из текстов. Из представленных притч мы  выводим тему урока. Еще вариант: оставляем ее для осмысления до конца  урока и делаем выводы по полученной информации, вспоминая начало урока. На уроках светской этики рассматриваются  темы  непосредственно  связанные с семейными ценностями, которые закладывают основу для  формирования нравственных идеалов принятых в обществе, чувство гордости  за свою Родину, свой народ.  Так, в рамках урока     «Образцы нравственности» дети провели   исследование «Моя семья в истории Великой Отечественной войны»,  используя ресурсы сайта « Подвиг народа». Непосредственно на уроке  ребята могли узнать о награждениях и подвигах из архивных документов  Великой Отечественной войны, представленных на сайте о своих  родственниках. Ребята рассказали родителям о полученной информации, и  уже совместно с родителями сделали небольшие проекты. На уроке  «Добро и зло», «Справедливость», «Альтруизм и эгоизм»  используем «Весы справедливости». На чаши весов дети выкладывают  белые (добро, справедливость, альтруизм) и черные (зло, несправедливость,  эгоизм) капельки­поступки. Проводят наблюдения в течение дня (недели)  каких поступков совершили больше, смогли ли измениться, исправить. Сундучок вопросов.  Дети садятся в круг. Из сундучка раздают вопросы каждому ученику. Главное условие – отвечать без предварительнойподготовки. Такую игру можно проводить как на уроках введения новых  знаний, так и на уроках обобщения. На уроках «Россия – наша Родина», «Культура и мораль», «Любовь и  уважение к Отечеству» особое внимание уделяем русской национальной  культуре, природе, восхищаемся простым народом и  гениями, как А.С.  Пушкин, П.И.Чайковский, М.В. Ломоносов и др. здесь использую  презентации, видео и аудиозаписи. Уроки «Нравственные идеалы», «Образцы нравственности в культуре  Отечества». На них мы вспоминаем смелых и мужественных защитников  Отечества – богатырей русских, тех, кто спасал Русь от иноземных  захватчиков. Важнейшей их добродетелью была верность присяге, клятве.  Размышляем о том, какой смысл сегодня вкладывается в понятие «богатыри». А также рассматриваем интеллигентные образы рыцарей, джентльменов и  леди. На этих уроках дети составляют коллажи «Леди и джентльмены» Тема урока «Этикет» хорошо перекликается с предыдущими темами.  Здесь я предлагаю выполнить творческую работу и воздвигнуть  памятник этикету.  Результаты освоения курса Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение  детей в личностном, метапредметном и предметном планах.    В личностном плане можно отметить проявление у детей таких  качеств, как доброжелательность, эмоционально­нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного  поведения в разных жизненных ситуациях. В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение  осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,  осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение  речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог,  развивается умение учиться проектной деятельности, в том числе,  коллективной. В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми  основных нравственных ценностей.Таким образом: нравственные качества человека будущего общества  должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к  человеку. Формы патриотического воспитания во внеурочной деятельности ­Заочные экскурсии (по городам­героям, к памятникам  архитектуры, в  Третьяковскую галерею) ­Разучивание стихотворений о ВОВ, песен, прослушивание музыкальных  произведений) ­Встречи с ветеранами ВОВ ­Экскурсии ­Встречи с интересными людьми ­Конкурс рисунков ­Участие в акциях.  Семья и школа должны формировать патриотические чувства и  заниматься патриотическим воспитанием, поскольку патриотизм – базовая  социогуманитарная ценность. Я согласна с убеждением многих педагогов, что  из школы должен выйти человек не только с хорошим уровнем образования,  но, прежде всего личность, умеющая ценить и сохранять общечеловеческие  ценности, готовая отдать здоровье и жизнь ради высших интересов:  сохранения жизни своих близких, русского народа и всей России.     В рамках  модуля «Основы светской этики» учащимся предлагается ознакомиться с  этическими идеалами в развитии; общечеловеческими ценностями и  понятиями: «мораль» и «моральный выбор», введением философских  категорий «Добра и Зла», «Добродетель и порок», «Свобода и моральный  выбор человека». Отличительной чертой при изучении данных тем, как  показывает практическая деятельность, является решение учащимися  поставленных перед ними проблемных задач и ситуаций (например, вопрос  проблемы «меньшего зла»). Благодаря чему ученики не только теоретически  усваивают полученные знания, но и активно применяют их на практике.  Воспитание патриотизма на уроках ОРКСЭ имеет огромное значение,  т.к. речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. Таким образом:  нравственные качества человека будущего общества должны закладываться  уже сегодня, именно на уроках блока «Основы светской этики» курса  ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма,  достоинства, уважения к человеку.Я считаю, что привитие любви к Родине, чувства гордости и  патриотизма являются необходимыми и обязательными элементами в  воспитании детей. Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего  поколения – залог стабильного развития страны в будущем.