Статья: Восприятие музыки и её воздействие на человека

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 04.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Многие исследователи пытаются выявить факторы, определяющие максимально эффективное взаимодействие музыки и человека, понять механизмы музыкального воздействия. Необходимо подчеркнуть значение психофизиологических исследований в этой области: продолжаются работы, начатые такими известными русскими учеными как В.М. Бехтерев, И.Р. Тарханов, И.М. Догель, по изучению влияния свойств музыки на деятельность нервной, дыхательной систем, системы кровообращения, электрическую активность головного мозга, функциональное состояние организма и т.д.
Иконка файла материала 5.docx
Восприятие музыки и её воздействие на человека           Многие исследователи пытаются выявить факторы,   определяющие   максимально   эффективное взаимодействие музыки и человека, понять механизмы музыкального воздействия. Необходимо подчеркнуть значение психофизиологических исследований в этой области:   продолжаются   работы,   начатые   такими известными   русскими   учеными   как   В.М.   Бехтерев, И.Р.   Тарханов,   И.М.   Догель,   по   изучению   влияния свойств музыки на деятельность нервной, дыхательной систем,   системы   кровообращения,   электрическую   функциональное активность   головного   мозга, состояние организма и т.д. Вместе с тем, при попытке составить целостную картину,   отображающую   процесс   взаимодействия музыки   и  человека,   была   обнаружена  неполнота  его описания.   Большинство   исследователей   используеттолько   качественный   анализ   состояния   испытуемого на   основе   тестов   и   словесного   отчета   без   попыток теоретической   трактовки   полученных   результатов. Остаются во многом неясными психофизиологические и психологические механизмы воздействия музыки, не раскрыты   в   сравнительном   плане   эмоционально­ психологические   и   семантические   возможности различных   музыкальных   стилей,   недостаточно известны   индивидуальные   особенности   и   условия адекватности восприятия музыки.  Таким   образом,   актуальность   настоящего исследования   обусловлена   теоретической   и эмпирической   значимостью   понимания   механизмов воздействия   музыки,   необходимостью   обобщения   и систематизации   теоретических   знаний,   касающихся проблемы   взаимодействия   музыки   и   человека,   для успешного прогнозирования её влияния. Значительную помощь   в   написании   курсовой   оказали   работы Б.В.Асафьева,   В.Л.Живова,   Н.А.   Гарбузова,   Е.В. Назайкинского, В.В.Медушевского, О.Ф. Сахалтуевой, 2Н.И.   Козлова,   М.Ш.   Бонфельд,   Л.А.Мазеля, занимавшиеся   изучением   проблем   музыкальной акустики, восприятия, а следовательно, и воздействия музыки   и   ее   отдельных   средств   на   человека. Исследованием   вопросов   влияния   музыки   на формирование   всесторонне   развитого   человека занимались   многие   видные   деятели   культуры   – музыканты,   музыковеды. Крупнейший   психолог   Б.М.Теплов   рассматривал   психологи,   педагоги, эстетическое   восприятие   музыки   как   активную деятельность, которой следует обучать, как и всякой   Проблемой   анализа   смысла   музыки другой. занимались как музыковеды, так и философы, поэты: Б.В.   Асафьев,   М.М.   Гамаюнов,   Л.   Мазель,   В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Ю.Н. Холопов, В.Н. Холопова,   В.   Цуккерман,   А.   Белый,   Н.А.   Бердяев, С.Н.   Булгаков,   Н.   Гарднер,   В.В.   Зеньковский,   Вяч. Иванов,   И.А.   Ильин,   И.В.   Киреевский,   А.Ф.   Лосев, Н.О.  Лосский,   Д.С.   Мережковский,  Е.Н.   Трубецкой, С.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, В. Ходасевич, А.С. 3Хомяков, Л. Шестов. Работы психологов  Готсдинера А.Л., Л.С.Выготского, А.В.Мудрика, Д.Б. Эльконина и др.   позволили   учесть   социально­психологические особенности   испытуемых   при   проведении экспериментальной работы. Проблема исследования Недостаточная   обобщённость   и   систематизация   касающихся   проблемы теоретических   знаний, взаимодействия   музыки   и   человека,   для   успешного прогнозирования её влияния. Объект исследования Взаимодействие музыки и человека. Предмет исследования Влияние музыки на человека 4Цель исследования  Изучение   восприятия   музыки   человеком,   а   так   же особенности восприятия музыки разных жанров. Задачи исследования:  •Рассмотреть общие закономерности влияния музыки на организм человека •Рассмотреть   индивидуально­психологические особенности личности, оказывающие влияние на всех этапах восприятия музыки. •Изучить   зависимость   способов   восприятия   и переживания музыки от жанров (классика,поп,рок). 51. Восприятие музыки человеком                      1.1 Общее представление о звуке В   области   музыки   существует   огромное   поле для   исследования,   а   ее   психическое   влияние представляется   очень   малоизвестным   современной науке. Все мы знаем, что влияние музыки, или звука и вибрации, приходит к нам и затрагивает наши чувства снаружи; но остается еще один вопрос: что является   приходящего   изнутри? источником   влияния, Настоящий   секрет   психического   влияния   музыки 6спрятан   в   этом   источнике,   –   источнике,   откуда исходит звук. Начнём   с   того,   что   звуковые   волны   ­   это физическое   явление,   происходящее   в   различных агрегатных состояниях вещества. Уже с незапамятных времён   человека   окружали   звуки.   Ещё   и   музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шорох   хвороста   и   шелест   листвы.   Все   эти   звуки окружали   человека   и   информировали   его   об   основании окружающем   пространстве. врождённого   и   приобретённого   опыта,   человек   На воспринимает   звуки   по­разному.   Например,   высокий визг   был   сигналом   тревоги.   В   то   же   время   были успокаивающие звуки ­ шум дождя, свист ветра.  Ухо   человека   имеет   поразительно   сложное устройство.   На   первый   взгляд   кажется,   что   это   по существу лишь трубка, связывающая внешний мир с маленькой   внутренней   мембраной   ­   барабанной перепонкой. заставляют   Колебания   воздуха   барабанную перепонку колебаться. Однако наружные 7части   уха   ­   ушная   раковина,   наружный   слуховой проход,   барабанная   перепонка   ­   имеют   наименьшее значение   для   его   успешного   функционирования. Колебания   барабанной   перепонки   в   ответ   на изменения   давления   воздуха   ­   всего   лишь   начало длинной   цепи   событий,   которые,   в   конечном   счете, приводят к восприятию звука. Стимулы,   вызывающие   слуховые   ощущения, представляют   собой   волны,   которые   образуются   в результате   колебаний   частиц   воздуха.   Вибрации какого­либо   предмета   вызывают   поочередное образование уплотненных и разряженных зон воздуха, которые   затем   в   виде   последовательных   волн распространяются в пространстве со скоростью около 330 метров в секунду. Функция   уха   заключается   в   преобразовании этих   колебаний   в   нервные   импульсы.   Слуховое ощущение зависит главным образом от характеристик звуковой   волны.   Так,   громкость   звука   определяется амплитудой волны, а его высота ­ частотой колебаний; 8тембр   звука,   который   характеризует   издающий инструмент,   зависит   от   числа   и   интенсивности образующихся гармоник (обертонов). Известно,   что   человеческое   ухо   может безболезненно   воспринимать   звук,   интенсивность которого   в   тысячу   миллиардов   (10)   раз   выше   В интенсивности   едва   слышимого   звука. логарифмическом масштабе эта разница составляет 12 бел или 120 децибел (децибел ­ десятая часть бела), а это значит, что, например, звук интенсивностью 100 децибел в 10 раз сильнее звука в 90 децибел и в 1000 раз сильнее звука в 70 децибел. 1. Громкость звука (свыше 20 дБ появляются болезненные ощущения, а при 150 возможен летальный исход).   Кроме   того,   усиление   громкости   может свидетельствовать   о   неосознаваемой   потребности увеличить   воздействие   на   организм   вибрации определённой   частоты,   содержащейся   в   конкретном звукоряде. 92.   Шум.   Особенно   влияет   так   называемый “белый шум” (фоновый шум). Его уровень, который составляет   примерно   20   –   30   дБ,   безвреден   для человека, так как является естественным. Любой шум достаточной   интенсивности   и   длительности воздействия   может   привести   к   снижению   слуховой чувствительности различной степени.  3.   Продолжительность   воздействия   звуковых колебаний. Нельзя забывать и о том, что музыка и любой звук   вообще   действуют   не   только   как   факторы физические,   –   то   есть   как   определённой   частоты колебания,  –  но  и  содержат  (или,   по  крайней   мере, предполагается,   своеобразный психоэмоциональный ассоциативный ряд. Конечно же,   что   содержат) он также может воздействовать на человека. Он это и делает. Воспринимаемый человеческим ухом диапазон простирается от 20 колебаний в секунду (20 Гц), до 20 тысяч колебаний в секунду (20000 Гц). 10Колебательные процессы с частотами ниже 20 Гц   ­   инфразвуки   ­   не   воспринимаются   слухом человека.   Физическая   сущность   инфразвука   не отличается   от   физической   сущности   звука.   Однако инфразвук,   как   низкочастотный   волновой   процесс, обладает рядом особенностей. Волны низкой частоты проникающей характеризуются огромной     способностью   и   распространяются   на   большие расстояния, достигающие десятков тысяч километров. Такие волны человек не слышит, но они оказывают на него   определенное   влияние.   Это   подтверждается данными о том, что низкочастотные волны оказывают значительное   воздействие   на   состояние   и   поведение людей.   Интенсивные   низкочастотные   волны   могут вызывать   сильную   боль   в   ушах,   нарушение   работы   что   действие органов   равновесия. инфразвуков   в   диапазоне   2­20   Гц   сопровождается   Отмечено, ощущением вращения, раскачивания, непроизвольным поворотом   глазных   яблок,   чувством   неудобства, тревоги, иногда страха. Различные внутренние органы 11человека   имеют   собственные   частоты   колебаний (резонанс) в диапазоне инфразвуковых частот, чаще 6­ 8 Гц. Совпадение частот инфразвука с резонансными частотами   внутренних   органов   приводит   к трагическим последствиям. Мы живем в мире инфразвуков. Инфразвуковые колебания   возникают   при   порывах   ветра,   движении человека   и   животных,   при   работе   транспорта   и промышленных   объектов.   Мощные   инфразвуковые ((0,1­0,5Гц)   сопровождают   извержения волны   вулканов,   землетрясения,  цунами,   приливы,   штормы, смерчи и т.п.   Ультразвук,   или   «неслышимый   звук», представляет   собой   колебательный   процесс, осуществляющийся   в   определенной   среде,   причем частота колебаний его выше верхней границы частот, воспринимаемых   при   их   передаче   по   воздуху   ухом человека.   Физическая   сущность   ультразвука,   таким образом, не отличается от физической сущности звука. Выделение   его   в   самостоятельное   понятие   связано 12исключительно с его субъективным восприятием ухом человека.   Ультразвук,   наряду   со   звуком,   является обязательным   компонентом   естественной   звуковой среды. Ухо   состоит   из   трех   отделов.   Наружное   ухо состоит   из   ушной   раковины   и   слухового   прохода длиной 25мм, упирающегося в барабанную перепонку ­ мембрану, вибрирующую под воздействием звуковых волн. В среднем ухе имеются три слуховые косточки: молоточек,   наковальня   и   стремя,   обеспечивающие передачу   вибраций   овальному   окну   на   границе внутреннего   уха.   Во   внутреннем   ухе   находится лабиринт, в состав которого входят улитка ­ трубка длиною   34   мм,   спирально   свернутая   в   2,5   оборота наподобие   раковины   виноградной   улитки.   Улитка внутреннего   уха   заполнена   жидкостью,   которая приходит   в   движение   под   влиянием   звуковых   волн, передаваемых   косточками   среднего   уха.   Движение жидкости   вызывает   прогибание   и   смещение базилярной мембраны, проходящей вдоль всей улитки. 13Эта деформация базилярной мембраны сильнее всего выражена   у   основания   улитки   при   воздействии высоких   звуков,   а   у   вершины   ­   при   воздействии низких.   В   месте   максимальной   деформации базилярной   мембраны   в   результате   возбуждения   её волоски   которых чувствительных   клеток, соприкасаются с нависающей над ними текториальной   мембраной,   происходит   преобразование   вибраций   в нервные   импульсы.   Таким   образом,   частота   звука различается   в   соответствии   с   тем   участком базилярной мембраны, где происходит её деформация, а   его   громкость   ­   в   зависимости   от   числа   клеток, вовлеченных   в   деформацию.   Затем   информация передается   в   головной   мозг   по   слуховому   нерву, образованному чувствительных отростками     волосковых клеток. Звук   (так   же   как   и   свет)   обусловлен колебаниями и может, поэтому передаваться в виде волн, позволяющих судить о свойствах источника этих колебаний.  14В   старом   возрасте   функционирование процессов  в головном мозгу замедляется,  и человек перестаёт воспринимать быструю ритмичную музыку, отдавая   предпочтение   более   спокойным   и размеренным композициям. А всё потому, что мозг не поспевает   обрабатывать   быстро   меняющуюся информацию. С   каждым   десятилетием   музыка   становится быстрее   и   агрессивнее.   Если   раньше   танцевальной музыкой считались фокстрот и степ, а затем твист, то позднее появились драм­н­басс и хаус. Это дало нам новые ритмы 140, 150, 160 ударов в минуту и более. Но   известно,   что   организм   человека   не   рассчитан жизнь в этих ритмах постоянно. За подобный прогресс мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной   нарушениями   сна, системе, повышенной раздражительностью.    депрессиями   и 1.2 Целебные свойства музыки в древние времена 15Но вернёмся к более ранним временам. Многие древнейшие   учения   содержат   в   себе   различные yтвеpждения   и   опыт,   накопленный   тысячелетиями, воздействия   музыки   на   животных,   растения   и человека.   В   древности   выделяли   3   наплавления влияния музыки на человеческий организм:  1) на дyховнyю сущность человека;  2) на интеллект;  3) на физическое тело.  Пифагор,   которого,   помимо   прочих   лестных титулов,   называют   “первым   музыкотерапевтом”, создал   целую   методику   такой   терапии   и   успешно применял её. А в парфянском царстве (III в. до н. э.) был   выстроен   специальный   музыкально­медицинский центр.   Одной   из   самых   страшных   в   Средние   Века   когда считалась   казнь   “под   колоколом”, приговоренного   помещали   под   большой   колокол   и ударяли   в   него.   Ещё   одним   пугающим   примером использования   звуковых,   ритмических   точнее, 16колебаний   была   широко   известная   казнь   с использованием капающей на голову или рядом воды.  Музыка   и,   в   особенности,   ритм   широко использовались   при   проведении   обрядов   и   иных культовых   действий.   Достаточно   ярким   примером этому может служить шаманская практика, известная у   разных   народов   мира.   Специально   подобранные   и отшлифованные опытом поколений ритмичные удары шаманского   бубна   способствовали   вхождению   в особые состояния сознания, как самого шамана, так и зрителей­участников. Считается, что музыка может усиливать любою радость, успокаивать любою печаль, смягчать любою боль   и   даже   изгонять   болезни.   Всем   наукам   и изощрениям,   которые   пpидyмало   человечество, древние   мудрецы   предпочитали   простые   звуки мелодии,   которые   они   ставили   превыше   всего. Начиная   с   XIX   в.   наука   накопила   немало жизненноважных   сведений   о   воздействии   музыки   на человека и живые организмы, полученных в pезyльтате 17экспериментальных   исследований.   Эксперименты велись в нескольких направлениях: влияние отдельных музыкальных   инстpyментов   на   живые   организмы; влияние   музыки   великих   гениев   человечества; индивидуальное воздействие отдельных пpоизведений композитоpов;   воздействие   на   оpганизм   человека тpадиционных   наpодных   напpавлений   в   мyзыке,   а также   совpеменных   напpавлений.   Постепенно накапливаются   наyчные   данные,   подтвеpждающие знания   дpевних   мудрецов   о   том,   что   мyзыка   ­ мощнейший источник энеpгий, влияющих на человека. Еще в XIX веке yченый И.Догель yстановил, что под воздействием   мyзыки   меняются   кpовяное   давление, частота   сокpащений   сеpдечной   мышцы,   pитм   и глyбина дыхания, как y животных, так и y человека. Исследования немецкого врача Франка Морелля (70­е гг. нашего века), продолженные группой российского учёного   Ю.   Готовского,   подтвердили   возможность использования звуковых колебаний в лечебных целях.1 1 Празников В.Г «Записки врача или опыты над собой», Москва   2010 г. 18Московский центр восстановительного лечения детей с   бронхолёгочной   патологией   под   руководством   М. Лазарева   уже   в   течение   нескольких   лет   успешно применяет музыку для благотворного воздействия на внутриутробное развитие ребёнка. Известный pyсский хиpypг академик Б.Петpовский использовал мyзыкy во вpемя сложных опеpаций: согласно его наблюдениям под воздействием мyзыки оpганизм начинает работать   Выдающийся   психоневролог более   гармонично. академик Бехтеpев считал, что музыка положительно влияет   на   дыхание,   кpовообpащение,   yстpаняет pастyщyю yсталость и пpидает физическyю бодpость. Уже давно известно, что звуки колокола, содержащие в   себе   резонансное   yльтpазвyковое   излучение,   за считанные   секyнды   yбивают   тифозные   палочки, возбyдителей   желтyхи   и   виpyсы   гpиппа,   что   под воздействием   опpеделенных   типов   мyзыки   yскоpяет свое движение пpотоплазма клеток pастений и многое дpyгое.   Использование   определённых   музыкальных звуков   также   применяется   для   лечения   сахарного 19диабета. Было yстановлено, что междy ypовнем сахаpа в кpови и психическим состоянием сyществyет пpямая связь.   Таким   обpазом,   изменяя   и   pегyлиpyя   свое психическое   состояние,   человек   может   изменить ypовень   сахаpа   в   кpови.   В   Этом   большyю   помощь оказывают   аyдиокассеты   с   записью   звyков   пpиpоды: шyма   пpибоя,   пения   птиц,   pокота   океанских   волн, pаскатов   гpома,   шyма   дождя.   едавно   yченые   из гетингемского   yнивеpситета   в   Геpмании   пpовели интеpесный   экспеpимент:   испытали   на   гpyппе добpовольцев   эффективность   сpедств   для   сна   и магнитофонные   записи   колыбельных   песен.   На yдивление специалистов, мелодии оказались намного эффективнее   медикаментов:   сон   после   них   был   y испытyемых   кpепким   и   глyбоким.   Исследования pазных напpавлений в мyзыке показали, что лидеpом в избавлении от депpессий является мyзыка знаменитого Рави Шанкаpа. Особое внимание, как yже отмечалось выше, yделяется воздействию мyзыки великих гениев­ классиков  и вообще  классической  мyзыки на  живые 20оpганизмы.   Например,   создатель   мyзыкальной фаpмакологии амеpиканский yченый Роббеpт Шофлеp пpедписывает с лечебной целью слyшать все симфонии Чайковского и yвеpтюpы Моцаpта, а также "Лесного цаpя"   Шyбеpта.   Шофлеp   yтвеpждает,   что   эти yскоpению пpоизведения выздоpовления.   Ученые   из   Самаpканда   пpишли   к способствyют     выводy,   что   звyки   флейты­пиккало   и   клаpнета yлyчшают кpовообpащение, а медленная и не гpомкая мелодия   стpyнных   инстpyментов   снижает   кpовяное давление. По мнению фpанцyзских yченых, "Дафнис и хлоя"   Равеля   может   быть   пpописан   лицам, стpадающим   алкоголизмом,   а   мyзыка   Генделя "стабилизиpyет"   поведение   шизофpеников.   Михаил Лазаpев,   вpач­педиатp,   диpектоp   детского   центpа   утверждал   что восстановительного   лечения, классическая   мyзыка   пpекpасно   воздействyет   на фоpмиpование   костной  стpyктypы  плода.  Под  звyки гаpмонической   мyзыки   pебенок   еще   в   лоне   матеpи бyдет гаpмонично дyховно и физически pазвиваться. 21Исследования   центpа   под   pyководством   Лазаpева показали,   что   мyзыкальные   вибpации   оказывают влияние на весь оpганизм. Они благотвоpно влияют на костнyю   стpyктypy,   щитовиднyю   железy,   массиpyют внyтpенние оpганы, достигая глyбоко лежащих тканей, стимyлиpyя в них кpовообpащение. Слyшая отдельные классические   пpоизведения,   беpеменные   женщины излечиваются   от   сеpдечно­сосyдистых   заболеваний, pазличных   неpвных   pасстpойств,   то   же   самое пpоисходит   и   с   плодом.   Особенно   pекомендyется слyшать   бyдyщим   мамам   пpоизведения   Моцаpта.2 Кстати,   специалисты   считают   мyзыкy   Моцарта феноменом в области воздействия мyзыки на живые оpганизмы.   Напpимеp,   британский   наyчный   жypнал "Nature"   опyбликовал   статью   американской исследовательницы из калифоpнийского yнивеpситета, доктоpа   Фpанзис   Раyшеp   о   положительном   влиянии мyзыки   Моцаpта   на   человеческий   интеллект. Возможно   ли,   чтобы   она   вызывала   не   только 2 Лазарев М. «Мамалыш, или рождение до рождения», Издательский дом «Кодекс», 2009  (программа «Цветоник»). 22эмоциональные   переживания,   но   и   способствовала большей   эффективности   yмственного   тpyда? Пpоведенные   экспеpименты   подтвеpждают,   что   это действительно     пpослyшивания фоpтепианной   мyзыки   Моцаpта   тесты   показали   После так. повышение   так   называемого   "коэффициента стyдентов­yчастников интеллектyальности"   y   экспеpимента   на   несколько   баллов.   Интеpесным фактом   явилось   то,   что   мyзыка   Моцаpта   повышала yмственные   способности   y   всех   yчастников экспеpимента ­ как y тех, кто любит Моцарта, так и y тех, кому она не нравится.3 В свое время Гете отмечал, что   ему   всегда   pаботается   лyчше   после пpослyшивания   скpипичного   концеpта   Бетховена. Установлено,   что   лиpические   напевы   Чайковского, мазypки Шопена, pапсодии Листа помогают одолеть тpyдности,   пpевозмочь   боль,   обpести   дyшевнyю стойкость.   В   нашем   сложном   земном   миpе   любое явление   можно   напpавить   и   в   положительнyю   и   в 3 Влиянии мyзыки Моцаpта на человеческий интеллект.// http://www.nature.com/nature/ 23отpицательнyю   стоpоны.   Мyзыка   ­   не   исключение. Действительно, множество мyзыкальных напpавлений действyют pазpyшительно на живые оpганизмы. Если классическая мyзыка yскоpяет pост пшеницы, то pок­   Если   под   воздействием мyзыка   ­   наобоpот. классической   музыки   увеличивается   количество молока   y   кормящих   матеpей   и   млекопитающих животных, то под воздействием pок­мyзыки оно резко   растения   и   животные снижается.   Вообще,   Напpимеp, предпочитают   гаpмоничнyю   мyзыкy. дельфины   с   yдовольствием   слyшают   классическyю мyзыкy, а pастения и цветы под классическyю мyзыкy быстpее   pаспpавляют   свои   листья   и   лепестки.   Под звyки   совpеменной   мyзыки   коpовы   ложатся   и отказываются есть, растения быстрее вянут, а человек загpомождает   свое   жизненное   пpостpанство хаотическими вибрациями. Каждый   день   большинство   из   нас   слушает разную   музыку,   которая,   так   или   иначе   встретится где­нибудь, независимо от того, хотим мы этого или 24нет ­ в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, в баре или ресторане ­ везде, где   бы   мы   ни   находились,   нас   сопровождают   звуки музыки. При этом вряд ли кто­то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир и внешнее его выражение ­ поведение.  Конечно,   вряд   ли   характер   человека подвергнется сильным изменениям, если он невзначай послушал   пару   песен   по   радио,   а   затем   отправился выполнять свои повседневные обязанности. Здесь речь идет именно о любителях музыки, о тех, кто не может жить   без   этих   ритмов,   у   кого   большая   часть воспринимаемых звуков ­ это музыка. Если сравнивать музыкальную сферу искусства с другими ее отраслями, можно сказать, что это одна из   самых   вдохновенных   его   форм.   Своим   ритмом, мелодией,   гармонией,   динамикой,   разнообразием звуковых   сочетаний   и   колоритов   музыка   передает бесконечную   гамму   чувств   и   настроений.   Её   сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает 25прямо   в   душу,   в   подсознание   и   создает   настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может   вызывать   в   человеке   самые   разные   чувства, побуждения   и   желания.   Она   может   расслаблять, успокаивать, бодрить, раздражать и т.д. И это только те влияния, которые осознаются нашим   разумом.   При   этом,   соответственно,   мы регулируем свое поведение в зависимости от качества этого   влияния.   Все   это   происходит   осознанно,   при участии мышления и воли.  Но   существуют   влияния,   которые   проходят именно   «мимо»   сознания,   оседая   в   глубинных структурах нашего мозга и составляя значимую долю всех   наших   смыслов   и   мотивов.   Конечно,   нельзя преувеличивать   роль   музыки   в   построении человеческого «Я» и его поведения: существует масса факторов,   и   внешних,   и   внутренних,   которые оказывают влияние на наш внутренний мир. Но нельзя и отрицать факт ее участия в формировании сознания.  26Интересно то, что насколько различна музыка, которую мы слушаем, настолько различны степень и качество ее влияния на поведение.  Говоря   о   влиянии   музыки   на   поведение   и характер человека, необходимо  отделить  собственно музыку и тексты, которые она сопровождает. Дело в том, что тексты песен воздействуют напрямую (в них могут содержаться прямые призывы или контекстный смысл),   их   значение   воспринимается   полностью   в соответствии с их содержанием. Как же тогда музыка влияет на сознание? Ведь она не может нести прямо то или иное смысловое значение. Проще говоря, у музыки нет чистого смысла. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле, наше подсознание строит целую систему абстрактных   связей,   которые   и   являются   скрытым «смыслом» музыки. Еще   один   интересный   факт,   отмеченный психологами,   ­   это   «совпадение»   искусственных музыкальных   ритмов   и   естественных   биологических ритмов   в   организме.   Если   эти   ритмы   идентичны, 27влияние   усиливается.   Другими   словами,   если   ваша деятельность   спокойна   и   размеренна,   тихий   и умеренный музыкальный фон будет способствовать ее эффективности,   а   если   вы   неуравновешенны   и агрессивны, то соответствующие музыкальные ритмы, обилие шума в музыке, будет поддерживать в вас это состояние.   При   этом   музыкальный   и   биологический ритмы взаимосвязаны, т.к. последний подстраивается под   первый.   Музыка   ­   явление   в   этом   плане объективное, независимое, и она не может изменяться под   воздействием   наших   желаний   и   настроений. Поэтому   нам   остается   подстраиваться   под   музыку, соответствовать ее энергии, ритму и содержанию. 1.3 Слуховой путь человека В   психологии   существует   такой   термин   как "Слуховой путь" ("Царственный путь"). Это путь от начала   звука   до   результата,   который   достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга.  28Вся   информация   о   звуковом   потоке, попадающем   в   диапазон   возможностей   рецепторной части органа слуха, по отросткам (аксонам) нервных клеток,   подходящих   к   рецепторным   клеткам, передается в слуховой центр продолговатого мозга ­ кохлеарные   ядра   в   форме   коротких   электрических   Последние   распространяются   вдоль импульсов. аксонов со скоростью от 0,5 до 100 м/сек. И имеют   Изменения   свойств одинаковую   амплитуду. стимуляции   передаются   не   амплитудой,   а   частотой импульсов,   количеством   активированных   волокон, пространственно­временным   узором,   активности   и местом   расположения   возбужденного   волокна   в популяции нервных волокон слухового нерва. Аксоны   нейронов   слухового   нерва заканчиваются на телах и дендритах нервных клеток продолговатого   мозга,   где   переданный   по   ним частотно­импульсный   поток   трансформируется   в активность   клеток   кохлеарных   ядер.   Электрические импульсы,   возникающие   в   этих   ядрах,   не   являются 29копией   импульсов   волокон   слухового   нерва,   а   суть носители   преобразованного   частотного   кода.   Они возникают   в   области   переключения   ­   в   синапсе,   в результате   высвобождения   на   конце   волокна химического   вещества   ­   медиатора.   Медиатор диффундирует   по   направлению   к   мембране следующей клетки, в области которой разветвляется нервное   окончание.   по   существу, являются   передатчиками,  определяющими   состояние   Медиаторы, последующей   клетки   ­   её   возбуждение   или торможение.   При   возбуждении   медиатор   приводит клетку   в   состояние, возникновение     которое   обуславливает импульса, электрического   распространяющегося   по   нервному   волокну.   При торможении   электрическое   состояние   клетки изменяется   и   препятствует   возникновению распространяющегося   возбуждения.   Это   медленный электрический   процесс.   В   настоящее   время установлено, что по механизму действия существуют два типа медиаторов ­ возбуждающие и тормозные. По 30химическому составу и физико­химическим свойствам в   пределах   этих   типов   медиаторов   отмечается значительное разнообразие. Для большинства синапсов состав   веществ,   выполняющих   функции   медиаторов, еще не известен.  В   синапсах   осуществляется   передача   и   поступающей   от переработка   информации, предыдущего   уровня   слуховой   системы.   Характер преобразованного сигнала в значительной мере зависит от того, какова природа синапса, какие окончания ­ возбуждающие  или   тормозные  ­   сходятся   на   данной клетке,   каково   количество   и   пространственное распределение этих окончаний. Путь от периферического чувствующего рецептора к слуховой электрических     импульсов   коре больших полушарий головного мозга содержит 3­ 5 уровней переключения (переключательных станций) и не менее трёх перекрестов. После   переключения   на   клетках   кохлеарных ядер   электрические   импульсы   поступают   к 31следующему клеточному скоплению, так называемым ядрам верхней оливы. Здесь   отмечается   первый   перекрёст   слуховых путей:   меньшая   часть   волокон   остаётся   в   пределах   на   стороне   которого   расположен полушария, периферический слуховой рецептор, а большая часть идёт в противоположное полушарие головного мозга. В области основания мозга, где располагается данный перекрёст,   имеется   ещё   одна   группа   ядер   ­   ядра трапециевидного   тела,   где   также   осуществляется частичное переключение волокон клеток кохлеарных ядер. Небольшая часть этих волокон направляется, не переключаясь,   в   средний   мозг,   заканчиваясь   на клетках   нижних   холмов.   Сюда   же   приходит значительная   часть   перекрещенных   и   не перекрещенных   волокон   из   ядер   верхней   оливы. Следует отметить, что часть последних дополнительно переключается в группе мелких ядер, расположенной по   ходу   пучка   проводящих   волокон,   называемых волокнами боковой петли.  32Подавляющее большинство волокон от клеток кохлеарных   ядер   переключается   на   клетках   нижних холмов, после чего волокна следующего порядка либо переходят   в   противоположное   полушарие   (второй перекрёст), либо идут непосредственно к ближайшим подкорковым   слуховым   центрам   ­медиальным коленчатым   телам.   Считается,   что   только   очень небольшая   часть   волокон   проходит   мимо   нижних холмов, не переключаясь в них, и заканчивается прямо в медиальном коленчатом теле.  Практически   все   волокна,   идущие   от нижележащих   слуховых   центров,   переключаются   в медиальном   коленчатом   теле,   отростки   клеток которого   идут   к   слуховым   зонам   коры   данного полушария   головного   мозга.   Следующий,   третий перекрёст волокон осуществляется уже на корковом уровне.   Здесь   часть   волокон   в   составе   мозолистого тела,   объединяющего   полушария   мозга,   идёт   на противоположную     первичную сторону,   в проекционную   зону   коры.   Помимо   описанных   выше 33«прямых» связей, определяются контакты с другими отделами мозга. Установлены достаточно чёткие связи кохлеарных   ядер   и   ядер   трапецевидного   тела   с двигательными   ядрами   слухового   и   тройничного нервов. Здесь следует специально подчеркнуть, что от тел   клеток   этих   черепно­мозговых   нервов   отходят отростки,   иннервирующие   мышцы   среднего   уха. Известны   связи   кохлеарных   ядер,   верхней   оливы   и боковой   петли   с   ретикулярной   формацией   ствола мозга ­ мощной активирующей системой. Значительная часть волокон идет от среднего мозга в мозжечок и в спинной   мозг,   а   также   к   различным   двигательным   Среди   последних   особый   интерес ядрам. представляют ядра, связанные с управлением сложной координированной   активностью   звукопроизводящего аппарата   ­   мышц   гортани,   языка,   жевательных   и мимических мышц. Известны связи с так называемыми эмоциогенными   зонами   мозга   ­   теми   зонами, электрическое   раздражение   которых   вызывает эмоциональные   реакции   (веселость,   страх   т.д.)   или 34обуславливает изменение настроения (подавленность, приподнятость   и   т.д.).   В   переднем   мозге   слуховые связи   необыкновенно   широки.   Здесь   можно   назвать моторную,   лобную,   ассоциативную   и   височно­ затылочную кору.  Это   далеко   не   полный   перечень   связей,   по которым   слуховая   информация   поступает   к различным отделам мозга. Можно без преувеличения сказать, что «слышит» весь мозг. Другие   зоны   мозга,   куда   поступает акустическая информация, изучены мало, и не входят   Точная в   определение   «слуховой   системы». локализация   и   ход   идущих   к   этим   зонам   мозга «диффузных»   слуховых   путей   неизвестны, функциональная   их   роль   не   установлена.   Наука   не сделала   ещё   решительного   шага   за   пределы «классических»   слуховых   путей,   и   не   располагает достаточно обоснованными данными о роли различных зон мозга в процессе анализа и интеграции слуховой информации. 35Вопрос о том, какие качества звуков являются «признаками», необходимыми для опознания, до сих пор остается открытым. При   восприятии   звука   выделяется   ряд   его субъективных качеств, в частности громкость, высота,   которые   определяются   соотношением тембр, физических   параметров   звука.   Но   есть   и   более сложные качества звуков, не поддающиеся описанию только   при   помощи   соотношения   физических   направление   движения, параметров, изменение  расстояния   от  источника,  речеподобность   например, по   звучанию   и   многое   другое.   Кроме   того,   могут изолированные слуховые     события анализироваться совершенно иначе, чем те же события в определенном звуковом контексте. Каждое   слово,  музыкальное  произведение   или просто звук имеют свои слуховые пути.  Например, скрип дверей или звук трения песка о   стекло   имеет   известный   слуховой   путь.   Результат 36его   ­   сильное   раздражение   и   неприятное   ощущение, желание немедленно прекратить этот звук. Если   мы   слышим   звуки   духового   оркестра, который   исполняет   марш,   то   нам   хочется   идти, двигаться или хотя бы двигать ногой или рукой в такт музыке. Слуховой путь этих звуков заранее известен. Он проходит через слуховой канал к центру движения руки   или   ноги,   к   центру   сердечнососудистой деятельности,   стимулирует   центры   положительных эмоций,   вызывает   подъем   духа,   человек   улыбается (центры движения губ, глаз) и оканчиваться этот путь может в центре удовольствия. Похоронный   марш   имеет   совершенно   другой слуховой   путь.   Проникая   в   мозг,   звук   раздражает центр сердечной деятельности, возбуждает память о раннее   пережитых   днях,  действует  на  клетки  мозга, отвечающие   за   слезовыделение,   человек   может заплакать, расстроиться, он чувствует сердечную боль и т.д. 37Классическая   музыка   имеет   свои   слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60­70   ударов   в   минуту)   и   поэтому   благотворно влияет   на   основные   функции   всего   организма.   музыкальные   фразы, Некоторые   произведения, проникая в мозг, успокаивают возбужденные нервные центры (например, гнева или недовольства), снимают состояние стресса, снимают боль, способствуют росту растений,   улучшению   процессов   обмена.   Всё   это происходит под воздействием духовной христианской классической   музыки   таких   композиторов,   как   Бах, Бетховен,   Моцарт.   Но   каждое   произведение   имеет свой слуховой путь, свое воздействие и свой результат на   психическую   деятельность.   Нельзя   к   таким прекрасным результатам присоединять абсолютно все произведения   классики.   Классическая   музыка   в принципе   морально   небезупречна.   Огромную   роль   в результатах прослушивания играет авторство. С каким настроением писал композитор данное произведение, какая цель его создания, кто его вдохновлял на этот 38труд   ­   это   играет   огромную   роль   в   результатах прослушивания произведения. 1.4 Психология восприятия музыки. Музыкально­слуховая   деятельность   детально исследована   в   отечественной   и   зарубежной литературе.   Этой   проблеме   посвящены   монографии А.Г.Костюка, Е.В.Вазайкинского, В.Д.Остроменского, Г.С.Тарасова,   работы   В.М.Авдеева,   С.Н.Беляевой­ Экземплярской,   А.Л.Готсдинера,   Г.Н.Кечхуашвили, В.Н.Тавхелидзе,   В.М.Цеханского.   Наиболее   полно обзор   исследований   в   этой   области   приводится   в   Е.В.Назайкинского, докторской диссертации   кандидатской   диссертации   З.Г.Казанджиевой­ Велиновой и др. Как   слушатель   в   деталях   и   в   целом произведение, музыкальное   воспринимает   развивающееся   в   виде   специфического   звукового процесса:   каковы   психологические   предпосылки, обеспечивающие   художественное   эстетическое 39переживание,   понимание,   оценку,   адекватность восприятия   композиторскому   и   исполнительскому замыслу; как закономерности восприятия отражаются в   музыкальном   языке   и   в   строении   конкретных произведений;   каковы   психологические   механизмы взаимосвязей   музыки   и   действительности­   эти   и аналогичные   проблемы   и   составляют   основной предмет психологии музыкального восприятия. Музыкально­слуховая   деятельность осуществляется   на   двух   уровнях   ­перцептивном, связанном   с   восприятием   музыки   и   на апперцептивном, связанном с её представлением. Лишь   многократное   восприятие   музыки позволяет   человеку   сформировать   полноценный целостный образ произведения. Как   свидетельствуют   данные   исследования   в   процессе   многократного В.Д.Отроменского, восприятия   музыки   происходит   постоянное 40совершенствование   слуховых   действий,   степени   их координации.4   В течение   «первоначального восприятия­«ознакомления» музыкально­слуховой   деятельности   содержанием является   ориентировочный   охват   всего   произведения, выделение   отдельных   фрагментов.   В   процессе повторного восприятия ­ «просветления» в структуре доминировать деятельности начинают     прогнозирование   и   предвосхищение   на   основе   ранее   Слушатель сформированных представлений.   сопоставляет   звучащее   с   ранее   воспринятым,   с собственными сенсорными эталонами. На этой стадии происходит музыкальных   структур. свертывание   ранее   Наконец,     освоенных   в   процессе последующего   восприятия   ­   «озарения»   на   основе углубленного   анализа   через   синтез   происходит рационально   ­   логическое   освоение   музыкального 4 Остроменский, В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема / В.Д.  Остроменский. – Киев, 1975. 41материала,   всестороннее   постижение   и   переживание его   эмоционального   смысла.   Бесспорно,   выявленные закономерности В.Д.Остроменским   интересные   динамики развития восприятия музыки школьниками, не могут служить обобщенной моделью музыкального восприятия в целом. Профессиональные, возрастные, образовательные факторы накладывают существенный отпечаток   на   динамику   развертывания   музыкально­ слуховой   деятельности:   профессионалу   достаточно однократного прослушивания музыки для того, чтобы   полное   представление   о   ней, составить неподготовленному   же   любителю   недостаточным могут показаться и три прослушивания. Исследования Е.В.Назайкинского,     В.М.Теплова, А.Л.Готсдинера, посвящены   изучению   стадиальности   развития   музыкального восприятия в раннем возрасте.  Однако важная в методологическом отношении идея   процессуальности,   стадиальности   восприятия получила   в   работе   В.Д.Остроменского   хорошее 42экспериментальное   воплощение.   Эта   идея поддерживается исследователей.   большинством   российских Так,   А.Н.Сохор   выделяет   1)   стадию возникновения   интереса   к   произведению,   которое предстоит   услышать,   и   формирования   установки   на его   восприятие,   2)стадию   слушания,   3)   стадию понимания и переживания, 4)стадию интерпретации и оценки,   подчеркивая,   что   деление   это   условно, поскольку   последовательность   стадий   может меняться,   одна   стадия   может   сливаться   с   другой. Понимание,   оценка   и   переживание   часто   протекают слитно, нерасчлененно.5 З.Г.Казанжиева   ­   Велинова   выделяет   три основные   стадии:   докоммуникативную,   связанную   с слушать, формированием коммуникативную,   отражающую   реальный   процесс готовности     восприятия   музыки,   и   пост   коммуникативную, 5 Сохор, А.Н. Музыка как вид искусства / А.Н. Сохор. – М., 1970. 43связанную   с   осмысливанием   произведения   после окончания его звучания.6  Большое   значение   всеми   исследователями придаётся   первой   стадии   музыкально   слуховой   содержанием   которой   является деятельности, формирование установки ­ готовности к восприятию. Установка в значительной степени от слушательских ожиданий   и   от   ситуации   музыкального   восприятия. По­разному   люди   воспринимают   музыку   в   условиях концерта и, слушая её по радио или по телевидению, эффект индивидуально испытывая     или   эмоционального влияния и присутствия других людей. С   различной   установкой   воспринимают   музыку композитор,   исполнитель,   музыковед.   Установка определяется   отношением   к   данной   музыке, социально­психологическими   и   индивидуально­ типологическими   особенностями   личности,   уровнем 6 Строганова Е.С. Личностные особенности и эмоциональное отношение к музыке в  радиорекламе. 2009. 44образования   и   специальной   музыкальной   подготовки воспринимающего субъекта. Как   свидетельствуют   данные   исследования З.Г.Казанжиевой   ­   Велиновой,   решающими   в формировании   установок   оказываются   обще с музыкальные отношением   к   музыке   в   целом,   музыкальными   характеристики, связанные     интересами,   вкусами,   предпочтениями,   жанровыми ориентациями. Установка степени детерминирована   и   эмоциональным   состоянием, значительной   в     предшествующим акту восприятия. Она проявляется в степени   активности   и   избирательности   восприятия: субъект   может   быть   всецело   поглощён   слушанием музыки   или   слушать,   будучи   занятым   какой­либо другой   деятельностью   (так   называемое   комитатное восприятие). Центральным   музыкально­слуховой   переживание музыки. звеном   всего   процесса является деятельности   45Как   бы   ни   отличались   в   содержательном   и операционном   отношении   различные   формы   например, музыкально­слуховой   деятельности, композитора,   исполнителя,   слушателя,   всех   их объединяет то общее, что заключает в себе категория переживания. Процесс   музыкального   переживания   не ограничивается актом восприятия музыки. И в пост коммуникативной фазе, в отсутствие звучания человек продолжает   переживать   музыку   на   уровне   слуховых   По   данным   исследования представлений. А.Л.Готсдинера,   психофизиологическое   последствие музыки имеет различную продолжительность ­ от 2­5 мин. До 15­30 мин. Оно связано как с индивидуально­ типологическими   особенностями   человека,   так   и   с содержанием   самой   музыки.   Последствие   музыки автор   интерпретирует   как   проявление   слухового эйдетизма.   Эйдетические   образы   представлений отличаются   от   обычных   высокой   степенью   яркости. Человек   словно   продолжает   слышать   музыку   в   её 46отсутствие.   Физиологическая   основа   эйдетического образа ­ следовое (остаточное) возбуждение в нервном аппарате, участвовавшем в восприятии музыки.7 В   психологическом   отношении   длительность переживания   в   пост   коммуникативной   фазе   трудно оценить, Исчезновение     а   тем   более   измерить   приборами. реакции, физиологической   обусловленной   наличием   восприятия   музыки,   не является   свидетельством   окончания   процесса музыкального переживания. Процесс   переживания,   оценки,   переработки музыкальной   информации   может   продолжаться   в течение очень длительного времени. Недостатком   многих   теоретических   попыток объяснения   механизмов   музыкального   переживания   начал: является   абсолютизация   одного   из объективного,  связанного  с  особыми возможностями музыкального   произведения,   его   структурной 7 Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М., 1993. 47организацией   и   субъективного,   выражающего личностно­катарсические   превращения   в   человеке   в связи с особой деятельностью его психики в процессе восприятия музыки. Психологические   механизмы   музыкального переживания   можно   раскрыть   лишь   на   основе системного исследования многообразных социальных, идеологических,   этнографических отношений, в которые включен человек как субъект   культурных, различных видов деятельности. Музыкальное   переживание   детерминировано действием   трех   механизмов   ­   функциональных, мотивационных, операционных, отражающих природу человека   как   индивида, деятельности.   личности,   субъекта Функциональные механизмы связаны с системой генетически обусловленных октагенетических свойств   моторики, слуха,   обеспечивающих   уровень адекватного   отражения   сенсорных   характеристик музыки. 48Операционные механизмы представляют собой сформированную   в   процессе   деятельности   систему   интеллектуальных перцептивных,   мнемических, действий (в том числе слухоразличительных, вокально прогностических ­­интонационных,   идентифицирующих и др.) Операционные механизмы обеспечивают перевод (аудиализацию) образов любой модальности в слуховые ­ музыкальные (например, в композиторской деятельности) и сигнификацию их в специфической   системе   эмоциональных   образов музыкальной интонации.  Способы   взаимосвязи   операционных   и функциональных механизмов как на апперцептивном (представление) мотивационными факторами.   уровнях,   определяются Последовательно   развёртывающаяся   система художественно­ эстетической мотивации, отражающая функциональную   структуру   музыки   как   вида искусства, направленность, детерминирует     49избирательность   эмоциональную   организацию «пристрастного» процесса музыкального переживания.   механизмов психологических Анализ   музыкального переживания дает возможность понять психологическую   специфику   музыкально­слуховой деятельности. Пространственные ощущения, представления и аналогии,   возникающие   при   восприятии   музыки, кажутся нам вполне естественными. Таким образом, комплекс пространственных представлений, связанных с музыкой, занимает огромную область от смутных до ярких впечатлений, от абстрактных до конкретных, от непосредственно   связанных   с   пространством   до условных, от опирающихся на звуковую локализацию, на   пространственные   свойства   самого   звучания,   до компонентов, в которых исходным моментом является время. Одной   из   важнейших   функций,   выполняемых пространственными   компонентами   музыкального восприятия,   является   их   участие   не   только   в 50элементарном звуковом анализе, но и в образовании художественных разнородные представления в единое целое. ассоциаций,     объединяющих Помогая  возникновению   не   слуховых  образов,   пространственные сочетающихся   со   звуковыми, компоненты   восприятия   тем   самым   способствуют многогранному   отражению   «действительности   в музыке,   «преодолению»   её   слуховой,   чувственной специфичности. Подобрав   ключ   к   хранилищу   жизненных впечатлений  слушателя, композитор  (и исполнитель) может   оживить   по   своему   желанию   именно   такие   которые   воссоздадут   в   сознании ассоциации, слушателя   мысли,   образы,   настроения,   побудившие написать музыкальное произведение. «Кто   может   проникнуть   в   тайну   сочинения музыки? ­ говорил Дебюсси. ­ Шум моря, изгиб какой­ то   линии   горизонта,   ветер   в   листве,   крик   птицы откладывают   в   нас   разнообразные   впечатления.   И вдруг, ни в малейшей степени не спрашивая нашего 51согласия,   одно   из   этих   воспоминаний   изливается   из нас и выражается языком музыки. Весь   мир,   в   его   красках,   звуках,   осязаемых, слышимых,   жизненные   судьбы   и   гримасы,  страсти   и настроения, грустные и веселые мысли, высокие думы ­   вот   то   море   жизненных   впечатлений   художника, которое вдруг принимает специфические музыкальные звуковые формы и, пройдя через этот пролив, снова   многогранных разливается   морем   полноценных, ассоциаций представлений у слушателя.8 Роль   ассоциаций   для   передачи   музыкального содержания   и   становления   музыкальных   образов   в восприятии   слушателей   неоднократно   становилась предметом   исследования   в   работах   по   теории   и эстетике музыки. Можно утверждать, что ассоциации представлений   ­   один   из   необходимых   элементов полноценного эстетического восприятия произведений искусств.   Это   подтверждается   и   конкретными наблюдениями   под   восприятием   музыки   и 8 Дебюсси и музыка XX в. Сб. ст., Л., 1983 52психологическими исследованиями. Вот высказывание одной из испытуемых Кечхуашвили. «На наш вопрос, ­ пишет   Кечхуашвили,   ­   не   мешали   ли   ей   образы, возникшие в процессе музыкального восприятия, ­ она отвечала: «Что вы, напротив, мне кажется, через них именно я почувствовала характер музыки».9 Орлов   пишет:   «…многообразные   ассоциации, принадлежащие   к   разным   родам   ощущений, непрерывно   возбуждаются   в   процессе   восприятия музыки. Они­то и являются первичным чувственным материалом для построения художественного образа в музыке, как образа объективной действительности».10 Нельзя   не   остановиться   в   этой   связи   на   тех достаточно самонаблюдениях музыкантов   и   слушателей,   которые   свидетельствуют обоснованных     как будто бы о прямо противоположном: о том, что внеслуховые   ­   в   частности,   зрительные   ­   образы   не возникают   в   процессе   слушания   музыки,   а   если   и 9 Кечхуашвили Г. Н. : Установка как метод исследования утомления 85'6с.117 10 Орлов Ю. М. Управление поведением — М.: Просвещение, 1991. — 287 с. 53