Театральное творчество школьников традиционно привязывают к самодеятельности, но сегодня стало педагогическим фактом более широкое и разнообразное его применение. Театральное творчество это новое и перспективное направление общего и эстетического развития школьников.
Как для театрального обучения, так и для организации театрального творчества необходима специальная и общая педагогическая подготовка. Она должна состоять из знаний законов театрального искусства в тех его аспектах, в которых ведется обучение, и из знаний законов управления поведения ученика по законам психофизиологии.
Возможности детского музыкального театра в
эстетическом воспитании
_______________________________________
Театральное творчество школьников традиционно
привязывают к самодеятельности, но сегодня стало
педагогическим фактом более широкое и разнообразное его
применение. Театральное творчество это новое и
перспективное направление общего и эстетического
развития школьников.
Как для театрального обучения, так и для организации
театрального творчества необходима специальная и общая
педагогическая подготовка. Она должна состоять из знаний
законов театрального искусства в тех его аспектах, в
которых ведется обучение, и из знаний законов управления
поведения ученика по законам психофизиологии.Театральная педагогика имеет возможность все
позитивные и негативные стороны существовавших путей,
форм, средств и методов художественного воспитания и,
обогатившись достижениями всех других искусств и наук,
выйти на новые рубежи понимания проблем эстетико
нравственного воспитания средствами театрального
искусства.
Художественной деятельностью принято называть
творчество,
нацеленное на создание произведения
искусства с присущим ему образным обобщением,
выраженностью самобытного взгляда
метафорой,
художника,
ассоциативной
информативностью для воспринимающих.
содержательной
с
Для детского искусства в театральном искусстве это
положение имеет свое преломление: мы верим в их редкое,
но от того лишь более ценное осуществление, с
театральным же суррогатом мы встречаемся слишкомчасто – и на представлениях спектаклей, и в театрально
музыкальных композициях.
Мы полагаем, что в школе на уроках можно и нужно
шире использовать ценные эстетиковоспитательные
возможности театрального искусства1.
Введение преподавания театрального искусства, в том
числе и музыкального театра способно эффективно
повлиять на учебновоспитательный процесс: создание
классного коллектива, расширение культурного диапазона
учеников и учителей, повышение культуры поведения – все
это возможно осуществить на базе обучения и творчества в
театральном исполнительском искусстве и размышлений об
увиденных и возможных театральных представлениях.
Творчество, как процесс рождения нового, входит
самым причудливым образом в очень далекие друг от друга
1 Чухман Е. К. Режиссер работает в школе: теория и методические проблемы. – М.: Изд. АПН СССР, 1991., 130 с.виды человеческой деятельности и может быть разных
уровней. От, так сказать, «расплаты за незнание» до
блестящего талантливого использования высочайшей
эрудиции. От «я хочу попробовать» и нередких удач в этой
первой пробе
до совершенно неожиданного
комбинирования всем известных или малоизвестных
положений в новую связь их. Театральное творчество «от
незнания» может активнее использоваться учителем на
уроках, а оснащение творчества техникой и знанием – в
специальной школе.
Детское творчество, творчество в игре – это часто
первая проба, прорыв через незнание. Но только
специальное педагогическое внимание к растущему
ребенку поможет ему повысить уровень и расширить сферу
и активность творчества и обеспечит опору работы
сверхсознания на постоянно обогащающуюся область
знания.Музыкальное творчество приводит к созданию
музыкального образа, который и является настоящим
открытием в силу всех своих специфических эстетических
свойств, и оценивается он по степени новизны.
Творчество приносит радость субъекту.
А
положительная эмоция переводит существующую силу
потребности (интереса) на новый уровень, когда ставятся
новые задачи и находятся новые открытия. Не всякая
эмоциональность – следствие творчества, но всякое
творчество порождает эмоциональность.
Именно музыкальное творчество – лучший двигатель
полноценного обучения, а обучение, правильно обращенное
и организованное, лучший помощник для продуктивного
творчества.
духовные,
идеальные потребности у детей зарождаются и развиваются
параллельно. Идеальные, познавательные потребности
становятся ведущими в старшем подростковом и
Познавательные,
социальные,юношеском возрасте, но свое большее или меньшее
давление на поступки ребенка они оказывают постоянно
выбрать то, что красивее, откликнуться на произведение
композитора, пробовать свои силы в создании и
воплощении художественного и музыкального образа,
который предчувствуется индивидом.
Тема актуализируется необходимостью реконструкции
системы подготовки детей к эстетическому восприятию в
школах с помощью детского музыкального театра как
одного из условий в системе общеобразовательных школ
России. Основные вопросы проблемы нашего исследования
определены в работах таких ученых как: Абдуллина Э. Б.,
Альбрехта Ю. Б., Апраксиной О. А., Асафьева Б. В.,
Ватнова А. Д. и др.
Тема «Возможности детского музыкального театра в
эстетическом воспитании» предусматривает исследованиеширокого
режиссерских вопросов.
аспекта
музыкальных,
театральных,
Наши теоретические позиции базируются на:
теоретических источниках относительно музыкального
современного образования, среди которых в первую
очередь: работы Дементьева Е. Е., Коломиец Г. Г.,
Медушевского В. В., Метлова Н. А. Михайлова М. А.,
Орлова Т. М. Панкевича Г. И. и др.
По нашим наблюдениям, одним из эффективных средств
творческого развития, является музыкальный театр.
Именно в игре возникает и получает свое развитие
воображение2.
Объект исследования: детский музыкальный театр в
эстетическом воспитании.
2 В работе были использованы материалы сайта http://www.helpeducation.ru/Предмет исследования:
возможности детского
музыкального театра в эстетическом воспитании.
Гипотеза исследования: подготовка детей к постановке
оперных сцен в средней общеобразовательной школе и
школе интернате для одаренных детей. Утверждая
высокую воспитательную эффективность музыкально
театральной работы, мы ставим цели и задачи исследования
определить формы и содержание ее, чтобы охватить ею
практически всех учащихся школы, привлечь некоторых из
них в детский музыкальный театр, а других – на
театральные отделения школы искусств.
Задача исследования состоит в изучении критериев
отбора детей, определении содержания репертуара
детского театра.
Исследовательские приемы
теоретические):
(эмпирические и обработка,
анализ научных источников по
музыковедению, режиссуре, тетральному искусству;
анализ научной литературы, учебников ;
организация и проведение научного эксперимента;
изучение репертуара детского музыкального театра ;
наблюдение и поэтапный анализ практики подготовки
детей к оперному искусству.
В курсовой работе мы рассмотрим возможности
детского музыкального театра, его влияние на эстетическое
воспитание детей, а также воспроизведем сценарии опер
«Снегурочка» и «Ворона и лисица» детского музыкального
театра на базе интерната № 35 для одаренных детей при
Смоленской консерватории и детского музыкального
театра школы № 115 г. Смоленска.
1.
школьников.
Театральноисполнительская
деятельностьМассовая школа часто не обращается к воспитывающей
силе театра. Таких работников, которые понимают
специфику и чувствуют вкус музыкального искусства в
современной школе очень мало. Занятия детским
театральным искусством имеют большой воспитывающий
потенциал как тренировка и освоение разных типов
общения, коллективной работы, развитие вокальных
навыков и слуха.
Существующая практика театрального воспитания и
образования опирается на энтузиазм учительства. Однако
необходимо освоить формы и методы работы театральной
работы со школьниками всем воспитателям и учителям.
Утверждая высокую воспитательную эффективность
музыкальнотеатральной работы, мы ставим цель
определить формы и содержание ее, чтобы охватить ею
практически всех учащихся школы, привлечь некоторых изних в детский музыкальный театр, а других – на
театральные отделения школы искусств.
Разумеется, знакомство с театральным творчеством
проходит поразному в классе и в кружке. И если для
кружковой работы существует хоть немного,
но
методических
продуманных и полезных книг,
рекомендаций, то для работы с классом и в классе не
существует программ и методических разработок3. Так и
получается, что подавляющее большинство школьников
никогда не охватываются театральной работой, от чего, мы
уверены, несут потери и те, и другие, т.е. школьники, и
музыкальные театры.
Музыкальный театр – искусство коллективное, и стать
лидером в одиночку, дома, с самим собой невозможно. А
3 Теория и методика музыкального образования детей: Научно метод. пособ. для учителей музыки и студентов вузов / Л. В.
Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская, В. О. Усачева и др. М.: Флинта: Наука, 1998., 421 с.пойти в кружок не у всякого хватает энергии, да и не во
всякой школе он есть.
его
активизирует
Постановка ученика любого возраста в позицию актера
эмоциональный,
творца
интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой
опыт и развивает его. Это связано со спецификой
актерского искусства, где живое актерское действие
требует полного включения исполнителя в реализацию
предлагаемых обстоятельств – оправдания вымысла,
поисков приспособления для общения.
Феномен театрального творчества определяется как
перевоплощение или переделывание своего нормального,
обычного поведения в соответствии с обстоятельствами и
особенностями, в которых находится персонаж.
В самобытных и оригинальных прочтениях люди видят
талант у профессионального театра. А способны ли
школьники к оригинальным трактовкам характеров, ктворчества,
театрального
своеобразной связи дел, слов и поступков, к неожиданному
их пониманию и воплощению? Представление о том, с кем,
где, и что именно происходит, а дальше – как это
воплотить, осуществить, сделать видимым и слышным –
вопросы
актерского
перевоплощения в больших или меньших его масштабах.
Пружиной перевоплощения могут стать разные
обстоятельства: желание произвести впечатление, став не
самим собой; желание воплотить в живых действиях
открывшееся представление о какомто характере;
попытка воссоздать внешнюю атмосферу, обстоятельства –
как будто идет дождь или очень жарко, передать
способами музыки настроение, характер произведения.
В ходе театрально – творческих занятий на уроках в
школе, в группах продленного дня легче обеспечить само
по себе разнообразие действий их логик,
а
самостоятельности подойти к ощущению единственнойнеобходимости одной логики для воплощения образа
задуманного персонажа4. В каждой из форм театральной
работы важен зримый и слышимый результат творческих
усилий исполнителя, а педагогической точки зрения – путь
к нему, его место в умениях, понимании, желаниях и
идеалах личности ученика.
Поэтому руководителю театральным творчеством
школьников необходимо помнить о двух противоположных
подходах к формированию художественной культуры
ученика – от замысла к точности воплощения и от
конкретности воплощения к смысловому его назначению.
И сегодня,
когда мы поднимаем вопрос о
целесообразности более широкого привлечения методов
театральнотворческого развития школьников в учебный
процесс школы (во время которого может оказаться в тени
4 Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учеб. пос. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997., 286 с.художественная значимость актерских проб), мы должны
определенно отметить распространенный недостаток
самодеятельности, где за высокими словами об образах и
характерах, об идеях и замыслах не их ощутимого,
реального воплощения5. Повышение общей театральной
культуры школьников поможет измерить и меру
требовательности к себе каждого выходящего на сцену для
выступления и поднять уровень самодеятельности в целом.
грани
перевоплощения исполнителя в изображаемое лицо:
мимика, движения, речь, голос, как слушает, как думает,
главенствующие
особенности
взаимоотношений с другими действующими лицами.
Перечислим аспекты или стороны,
заботы и цели,
Все эти особенности, отличающие одного человека от
другого, в актерской технике имеют свои названия и
5 Яковенко А. С. Детский музыкальный театр: перспективы развития. – К.: 2000., 254 с.опираются в своем осуществлении на ряд основных
психофизических закономерностей.
В средней школе нет возможности для практического и
понятийного изучения этих законов. Можно только
подготовить почву для интереса к их осуществлению и
способам овладения ими. В школе можно раскрыть
многообразие палитры действенного проявления жизни
человеческого духа, провоцируя учеников стихийно
пользоваться всеми ее красками.
Феномен театрального творчества – перевоплощение и
его элементы – может возникать в условиях обычного
урока музыки и в минимальных дозах, доступен на
практике любому ученику. Но все же бывают более или
менее благоприятные обстоятельства для обращения к
театральному творчеству на уроке для удачного его
осуществления. Сюда относятся, вопервых, общая
установка учителя на творческое обучение и, вовторых –достаточное внимание ко всякой творческой попытке
ученика и умение извлечь из нее полезную информацию для
изучения темы урока, т.е. нужна в творчестве как важном
пути обучения, а отсюда внимание к нему и повышающий
уровень требовательности. И втретьих, способствовать
проявлению творческого начала в данном виде
деятельности.
Когда сам ученик испытывает
«превращение» или увидит его в исполнении товарища, он
попадает в позицию повышенной активности восприятия
того, что происходит на уроке.
Феномен театрального творчества, которое протекает на
завораживает и имеет большое
глазах зрителей,
воспитательное воздействие – и нравственное,
и
познавательное, и развивающее, как для слушателя, так и
для самого исполнителя.
2 . От игры к музыкальному театру.Основоположником детского театра является Наталья
Сац, которая пишет: «В объединении театра и музыки
таятся огромные возможности»6.
Театр – это вид искусства, осваивающий мир через
драматическое действие, осуществляемое актерами на
глазах у зрителе7й. Основой театра является драматургия.
Она включает в себя живопись, скульптуру, архитектуру,
кино,
Синтетичность театрального
искусства определяет его коллективный характер.
Основным принципом спектакля является ансамбль.
музыку,
танец.
Во главе коллектива стоит режиссер, руководитель
труппы, который дает истолкование замысла драматурга.
Правдивость театральной постановки зависит от игры
6 Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособ. М.: Просвещение, 1993., 248 с.
7 Панорама искусств / Сост. Ю. М. Радченко. – М.: 2002., 285 с.актера. Актер должен обладать наблюдательностью,
вниманием, умением отбирать, обобщать жизненный
материал.
Важной особенностью театра является акт творчества,
который протекает на глазах у зрителей. В театре
театральная роль растет от спектакля к спектаклю.
Целью режиссера детского музыкального театра
является не только создавать спектакли и обучать
участников необходимым профессиональным навыка, но
также и педагогическую и воспитательную работу8.
Руководитель детского музыкального театра должен
уметь поставить спектакль,
создать музыкальный
сценический образ, научить детей актерскому ремеслу,
знать специфику работы всех создателей действия.
Режиссер должен помочь им создать целостный
8 Чухман Е. К. Режиссер работает в школе: теория и методические проблемы. – М.: Изд. АПН СССР, 1991., 130 с.художественный образ. При подготовке к спектаклю
необходимо изучение исторических материалов,
произведений искусств того времени, знакомство с эпохой,
автором произведения. Например, творчество и жизненный
путь М. И. Глинки и его оперы «Иван Сусанин», М. П.
Мусоргского «Борис Годунов», А. П. Бородина «Князь
Игорь».
Фантазия режиссера должна быть направлена на
раскрытие образного и эмоционального содержания музыки
через сценическое действие. Режиссер прослушивает,
анализирует произведение, должно произойти зарождение
замысла спектакля, потом проходят репетиции под рояль,
репетиции на сцене. Конечным этапом плана постановки
спектакля является анализ первых выступлений на
публике.
Принципами организации спектакля являются:
погружение в тему;конфликтных, тупиковых ситуаций;
мизансценическое решение спектакля.
Проблема развития творческих способностей личности
становится в настоящее время особенно актуальной. В
педагогической практике, в разных областях деятельности
идет активный поиск путей и методов, которые позволили
бы открыть творческий потенциал каждого ребенка,
предоставить возможность каждому развить творческие и
музыкальные начала, проявить себя наиболее полно и
активно.
Основной причиной проявления педагогики и методики
музыкального воспитания является представление о
человеке как о творческой, музыкальной личности,
самостоятельно определяющей свое место в жизни, свой
путь свое направление в деятельности9.
9 Панкевич Г. И. Искусство музыки. М.: Знание, 1997., 317 с.Творчество – мощный фактор индивидуального и
общественного развития, факт, который признается сейчас
многими. Большинство автором рассматривают сущность
личности именно в связи с ее творческими возможностями
и проявлениями.
Важнейшей чертой творческой деятельности является
Способность воображения – это
воображение.
присущее разнообразной
универсальное качество,
человеческой деятельности. Творческое воображение
ломает рамки привычных стереотипов, разрушает систему
известных связей и ассоциаций между предметами и
явлениями. Наиболее эффективно творческое воображение
развивается в процессе музыкальной деятельности10.
Предметы музыкального цикла имеют большие
возможности для развития воображения как
фундаментального свойства творческой личности. Это и
10 Радынова О. П. Музыкальное развитие детей: В 2х частях. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 1997., 276 с.история театра, и тенденции развития современной музыки,
и методика преподавания художественной культуры.
Ценность игры в детском театре заключается в первую
очередь в том, что в ней развивается способность
творческого воображения,
являющегося основной
деятельностью в разных видах искусств. В игре ребенок
создает новый мир, особую реальность, отличающуюся
широкой сферой воображения, богатством наблюдений,
яркой эмоциональностью.
В игровой деятельности
происходит освоение и осознание ребенком
действительности,
закладываются важнейшие зерна
творческого отношения к ней.
Игра не есть простое воспроизведение известной
ситуации, а «творческая переработка впечатлений,
комбинирование их и построение из них новой
действительности, отвечающей запросам и впечатлениям
самого ребенка».По нашим наблюдениям, одним из эффективных средств
творческого развития, является музыкальный театр.
Именно в игре возникает и получает свое развитие
воображение.
Важным аспектом в работе музыкального театра
является то, что наделяя своих персонажей определенными
качествами, свойствами, регулируя от имени героя
взаимоотношения с другими персонажами, ребенок
своеобразным путем проявляет свои индивидуальные
качества, свои мысли и чувства. Отождествляя себя с
другими (в частности, с героями спектакля), наделение
своими чувствами дает возможность познать также и себя
самого.
Музыкальный образ героя является как бы
материальной стороной процесса идентификации.
Используя его, у ребенка появляется возможность
взглянуть на себя со стороны, проявить те чувства, которыеон по какото причине скрывал или даже не догадывался о
них. Так, робкий ребенок может сделать храброго рыцаря,
смелого воина, послушный и дисциплинированный –
драчуна и задиру и т.д. Например, «Сказка о царе
Салтане», «Золотой петушок», «Снегурочка», «БабаЯга».
В работе с детьми не обязательно стремиться к
созданию
законченного большого музыкального
представления. Однако важно поставить перед детьми
самые разнообразные задачи, поиск и решение которых
приводили бы в движение весь творческий и музыкальный
потенциал, активизировали их мысли и чувства, развивали
личностное отношение к окружающим его людям,
возникающим обстоятельствам, к миру в целом.
Взаимосвязь мировоззренческих, педагогических и
художественных начал в работе режиссера школьного
самодеятельного театра.О приоритете педагогических функций театральной
самодеятельности в школе, кажется, давно уже никто не
спорит. Признано, в принципе, что развивает и воспитывает
она не только всем разнообразием организационно
общественных способов существования театра и детского
коллектива, внутригрупповыми отношениями, личностью
руководителя и т.п., но в то же время и главным образом –
всем комплексом художественно – творческой работы.
Тем, что организуется и направляется волею режиссера.
На практике, однако, педагогические задачи режиссера
школьного музыкального театра нередко отождествляются
с репертуарной политикой: попросту сводятся к идейным,
нравственным принципам отбора музыкального материала
для работы с детьми.
А вот в не меньшем важном режиссерском решении в
ориентации на ту или иную театральную эстетику,
различных сценических формах редко усматривают какойлибо определенный нравственновоспитательный смысл.
Тут дело решают обычно общие, более или менее случайно
сложившиеся представления о театре. А еще чаще – выбор
предопределен
стереотипами
самодеятельности.
собственными
Что составляет основу режиссерской деятельности
учителя, взявшегося вести музыкальный театр. Речь пойдет
о значении эстетического набора и постановочных
пристрастий руководителя школьного театра, и о
некоторых, связанных с ними общевоспитательных
аспектах методологии работы над спектаклем.
Всем своим деятельным участием в создании спектакля
личность школьника одновременно проходит своеобразную
школу практической «примерки» на себя определенных
жизненных ценностей, стиля поведения и т.п. Их
убедительность, обаяние и сила неявного воздействия
бывают куда значительней, чем собственное влияние пьесы,оперы или специальных воспитательных акций
руководителя кружка.
И это не случайно, поскольку каждая из этих
эстетических традиций самодеятельности несет в себе
отражение не просто отдельных, разрозненных идей, а
целой относительно законченной «системы» идеалов и даже
некоего условного виденья путей и способов их
осуществления11. Ведь своим рождением многие известные
формы театра в школе обязаны вполне определенным
культурным эпохам.
Основными чертами музыкального театра являются:
эмоциональность, своеобразный эстетизм, возвышенность
над реальностью, стремление эстетически реорганизовать,
посвоему перестроить так, чтобы придать ему идейную
ясность. Многих учителей музыкальный театр привлекает
11 Коломиец Г. Г. Музыкальноэстетическое воспитание (аксиологический подход). Монография. Оренбург: Издво
ООИПКРО, 2001., 312 с.как раз тем, что позволяет свободно манипулировать
музыкой и искусством в возвышающих, эстетических и
воспитательных целях12.
Речь пока идет не о возможных путях развития детского
музыкального театра, а о его родовых свойствах,
традиционной эстетике и способах его воздействия на
детей. В непритязательных формах детского искусства
наших дней с особой откровенность заявляет о себе
давнишняя
эстетики отечественного
романтизма легко уживаться с глобальными идеями эпохи
просвещения и с рационалистическими нормативными
схемами в духе классицизма. С поправкой на историю,
разумеется.
готовность
Хорошо различимы в спектаклях и собственные
признаки романтической философии искусства. Особенно
ее приверженность к опоэтизированию абстракций,
12 Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1999., 154 с.экспрессивному служению идеям, мотивы избранничества,
четкого разделения светлых и темных начал
действительности.
Вопрос состоит в том, насколько перспективна сегодня
эстетиковоспитательная доминанта подобного рода в
творческих поисках школьного театра?
Даже абстрактнотеоретической постановке проблемы у
«романтического» мировоззрения существует только одна
альтернатива – мировоззрение «реалистическое» Но
существеннее другое. В раздираемом противоречиями
современном мире гуманитарная мысль действительно все
чаще видит спасение в способности отрешиться от всякой
романтизации идей и ценностей, в избавлении от любых
иллюзий в понимании человека человеческого, и в первую
очередь от иллюзий превосходства. Школа, со всеми
доступными ей средствами духовного влияния, просто не
может игнорировать, что в ближайшей перспективе успехобщественного дела будет целиком зависеть от того,
насколько глубоким и последовательным окажется
освоение подрастающим поколением философии трезвого,
т.е. объемного знания. И прежде всего – знания о человеке.
Уже многие годы непрофессиональная сцена осваивает
формы, «круто замешенные» на условности и зрелищности.
Разнообразно, с немалыми достижениями и с шумным
успехом прошла по школьной сцене практически большая
часть детских опер. В последние годы юношеские группы
небезуспешно пытаются освоить далеко не детские оперы
«Снегурочка», «Русалка», «Садко». Конечно, это дети
одаренные музыкально и учащиеся в специализированных
школах, интернатах при консерваториях, музыкальных
академиях.
Проводятся конкурсы, прослушивания, отбираются
ребята с хорошо развитым слухом и голосом. С ними
начинают проводить не только коллективные занятия(хоровой класс, история музыки, история театра,
сольфеджио гармония, полифония, оркестровый класс), но
и занятия индивидуального характера (спец. инструмент,
дополнительный инструмент,
вокальный класс,
дирижирование).
Хочется нам того или нет, но самодеятельность ребят в
последние годы дает нам явственно понять, чем она готова
пожертвовать ради почти забытого счастья быть предельно
искренней и раскрепощенной. Ведь самою жизнью мы
приучены ценить в детстве и молодости естественность,
истинный порыв, внешнюю и внутреннюю грацию. Тем не
менее, от романтических своих пристрастий школьный
театр окончательно не отказывается. Проявляется это в
подспудном тяготении к высоким степеням обобщенности
идей и образов в спектаклях по современным
произведениям.Следует, пожалуй, признать, что любовь школьного
музыкального театра к театральности, «постановке», яркой
сценической форме в некотором смысле вообще имеет
романтическую природу. Хотя способствовать она может
развитию в детях вполне прагматических, важных для
«реального человека» качеств: творческой инициативы,
изобретательности
эстетического отношения к
коллективному труду, способности ценить в трудовом
процессе красоту таких его содержательных
характеристик, как дисциплина, точность, взаимодействие
людей, человеческих и технических факторов и т.п.
Сам по себе процесс эстетической организации
любительского спектакля особенно успешно может
развивать у ребят общественно ценные представления о
человеке как органической части единого упорядоченного
целого13. Но не гарантирует, а часто даже отодвигает на
13 Бехтерев В. М. «О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка». М.: 2001., 154 с.второй, третий планы решение важнейшей задачи
воспитателя – формирования нравственных критериев в их
соотнесенности с естественным порядком вещей, с учетом
объективных закономерностей внутренней жизни личности
(что касается отвлеченных, вне личностных нравственных
постулатов, то педагоги никогда не испытывали особых
затруднений с внедрением их в сознание детей).
Следующий, решающий шаг на пути к человеку
«реального направления» школьный театр пока еще только
пробует сделать. И, судя по всему, сталкивается при этом с
принципиальными, трудно преодолимыми проблемами и
ограничениями.
Казалось бы, ясно, что наибольшие возможности
познания и воспитания человека подлинного, в его
многочисленных связях,
движении,
личностном своеобразии заключают в себе материалы и
методы реалистического искусства. К нему бы и вернуться
противоречиях,самодеятельности, чтобы привести свой воспитательный
арсенал и соответствие с неотложными потребностями
времени. В передовом опыте, однако, творческую
активность на этом направлении мы наблюдаем крайне
редко.
Необходимость воспитания личности, отвергающей
всякого рода иллюзии, не может (и не должна), однако,
полностью вытеснить органические для подросткового
творчества подчеркнутый субъективизм, своего рода
мечтательность, эстетизацию идеального, поляризацию
добра и зла, любовь к форме и прочие качества
романтического отношения к миру14.
Воспитание в театральном кружке «реального человека»
не предполагает сведение детского творчества к эстетике
реализма и жизнеподобных форм.
14 Гуляева Е. В. Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп. – М.: 2000., 167 с.Тем не менее, вся современная практика показывает,
что без освоения важнейших законов реалистического
искусства, без овладения присущими ему методиками
познания действительности школьный музыкальный театр
не может более двигаться к поставленной цели.
Приоритетные направления развития театрального дела
в общеобразовательной школе.
Причины падения детской и подростковой
любознательности в сфере искусств достаточно
разнообразны: и низкий уровень эстетической подготовки
выпускников педагогических институтов, и отсутствие
заинтересованности большинства представителей школьной
администрации, следующих лишенной здравого смысла
единой программе,
перенасыщенной естественными
науками, и пресловутая финансовая нищета – этот
скорбный реестр можно продолжать до бесконечности15.
15 Воспитание музыкой: Из опыта работы /Сост. Т. Е. Вендрова. М.: Просвещение, 1999., 134 с.И не случайно в приватных беседах со специалистами –
теоретиками художественного и музыкального воспитания
приходится слышать о бесперспективности собственных
благих намерений. Но чем результативнее будет работы,
чем расчетливее и обоснованнее мы выработаем стратегию
и тактику,
сосредоточим их на приоритетных
направлениях, некоторые из которых таковы:
выбор вида искусства как предмета практически –
духовного освоения учащимися в целях максимальной
реализации основных компонентов человеческой
деятельности – труда, познания, ценностных ориентаций и
общения;
методика обучения по возрастной дифференциации;
методологический аспект молодежной политики.
Театральное творчество – оптимальный вариант
эстетического
воспитания школьников.Выбор театрального творчества представляется
наиболее предпочтительным в силу интеграции в нем
многих видов искусств: музыка (от абстрактного – к
образному видению плюс темпоритм),
литература
(драматургия – событийный ряд, диалог и действительный
анализ), скульптура (владение телом как инструментом,
объектом собственного творчества) и т.д.
Обучение элементам актерского мастерства и
осуществление постановки школьного музыкального
спектакля возможно только с обязательным участием
таких
вокалиста,
концертмейстера, как того бы требовала постановка
оперного спектакля, балета, оперетты.
специалистов:
хореографа,
Зависимость методики театрального обучения от
возрастных особенностей детей.Известна следующая периодизация переходных
возрастов (по Л.С. Выготскому)16:
1) кризис от эмбрионального к новорожденному
периоду;
2) кризис трех лет – от детства к дошкольному возрасту;
3) кризис семи лет – от дошкольного возраста к
школьному;
4) кризис подросткового периода.
Наша задача – анализ возрастных особенностей
применительно к творческому процессу, поэтому оставим
без внимания периоды младенчества и детства, которые
требуют отдельного освещения. Кстати, детская игра, в
основе которой совершенно иные стимулы, нежели
воображение как механизм творчества, существует как
уникальное явление эволюционирования мышления
16 Воспитание музыкой: Из опыта работы /Сост. Т. Е. Вендрова. М.: Просвещение, 1999., 134 с.человека
и приспособления к окружающей
действительности. Поэтому наивным выглядят попытки
связать различные разработки по эстетическому
воспитанию детей доподросткового возраста средствами
театра с именем, например, К. С. Станиславского, в основе
метода которого – «работа над собой в творческом
процессе переживания и воплощения».
по
Теория же «детской игры», на наш взгляд, требует
специальных, фундаментальных исследований, а в основе
рекомендаций
воспитанию
доподростковой группы должны быть совершенно иные
механизмы,
отличные от метода Станиславского,
краеугольным камнем которого является путь от сознания
к подсознанию с применением соответствующего
инструментария17.
эстетическому
17 Тельчарова Р. А. Уроки музыкальной культуры: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2001., 202 с.Что же касается подросткового возраста, то резко
возрастает внутреннее стремление к творчеству. Очень
многие пишут стихи, сочиняют музыку. Переходной
возраст в силу физиологических новообразований как
никто другой является наиболее благоприятным для
восприятия эстетических нагрузок, которые требуют
максимальной подвижности эмоциональной сферы.
Переходной возраст можно назвать возрастом
«врастания в культуру»: с одной стороны, это открытие
своего «Я», а с другой – оформление мировоззрения.
Эти два процесса и составляю центральные моменты в
области культурного развития. Подросток, получивший
возможность творчества осваивает и себя в этом мире,
осознает и оценивает свою деятельность в рамках,
отпущенных ему природой способностей, как раз в этом
возрасте впервые делаются попытки конструирования
долгосрочных установок на далекую перспективу.И от кого, если как не от нас, взрослых, в первую
очередь работников просвещения, культуры и искусства,
зависит, как завершит свое культурное формирование
подросток, какие жизненные позиции будет осваивать,
какую загадает себе судьбу в нашем ныне неуютном и
неустроенном мире.
3. Основные направления деятельности детского
музыкального театра и его влияние на эстетическое
воспитание.
Детский музыкальный театр создан для того, чтобы дети
с детства учились понимать и любить музыку. На базе
интерната № 35 для одаренных детей при Смоленской
консерватории создан детский музыкальный театр. Дети
подбирались в театр по желанию. Также большое внимание
уделялось при принятии ребят, их вокальным данным,постановке голоса, четкости дикции, как ярко они могут
воплотить в жизнь образ тех или иных героев18.
Репертуар детского музыкального театра оригинален,
так как театр постоянно работает с драматургами и
композиторами. Наряду с операми и балетами на его сцене
звучит камерная и симфоническая музыка. Детский
музыкальный театр центр музыкальноэстетического
воспитания подрастающего поколения. При театре
существует Детская филармония, у которой, как у
взрослой филармонии, есть абонементы.
Детский музыкальный театр с огромным успехом ставил
различные оперы российских классиков, таких как Н. А.
РимскогоКорсакова, А. С. Даргомыжского, М. П.
Мусоргского и др.
В нашей курсовой работе мы рассмотрим недавнюю
постановку детского музыкального театра. Это опера Н. А.
18 В работе были использованы материалы сайта http://www.helpeducation.ru/Римского – Корсакова «Снегурочка». Постановка прошла с
шумным успехом.
Опера «Снегурочка» поставлена на сюжет пьесы А. Н.
Островского. Действие оперы происходит в сказочном
царстве берендеев, где все люди добры и справедливы,
любят искусство. Ложь и обман считают преступлением.
Берендеи поклоняются природе и солнцу – источнику
жизни на земле. С большой теплотой ребята постарались
произвести старинные обычаи и обряды. Правдивое
изображение быта людей удачно сочетается с миром
фантастически, сказки.
В опере главными действующими героями являются:
царь Берендей, Бермята, Купава, Лель и Мизгирь, Бобыль и
Бобылиха – образы жизненные. Человеческими чертами
наделены Весна Красна, Дед – Мороз.
В опере Римского – Корсакова часто изображается
природа с ее шумом, звоном, голосами птиц. Иногда образыприроды имеют иносказательный смысл: они олицетворяют
собой справедливость и закономерность жизненных
явлений – смен времен года, столкновение добра и зла,
торжества светлого начала.
Образ Снегурочки – дочери Мороза и Весны – сочетает
в себе реальные девичьи черты с фантастическими,
сказочными, что ярко передала героиня Москвичева Ирина,
ученица интерната, девочка с идеальным слухом и
поставленным голосом (сопрано). Снегурочка – дитя
природы и тесно связана с ней. Кроме того, в ее образе
олицетворено великое чувство любви, под воздействием
которого тает холодное сердечко дочери Мороза.
В опере часто используются лейтмотивы – выдержанные
музыкальные характеристики. Сцены, основанные на
непрерывном («сквозном») развитии, чередуются в опере с
законченными номерами. В опере много хоров, которыеблизки по своему характеру к русской народной песне.
Широко использованы и народные мелодии.
Опера состоит из пролога, вступления и четырех
действий.
Действие пролога происходит далеко, далеко, за
непроходимыми лесами, где лежит сказочная страна
берендеев. Сцена детского театра была оформлена
соответственно. Многие декорации постарались сделать и
сами ребята.
Оркестровое вступление вводит слушателя в царство
природы. Музыка напоена звуками леса, таинственными
шорохами, криками птиц. Среди многих попевок и
мелодических тем, на которых основано вступление,
выделяются две: тема Деда – Мороза (ученик интерната
Косенков Павел) и тема Весны (Каменева Виолетта).
Суровая и властная тема Деда Мороза ярко контрастирует
мягкой, согретой теплом теме Весны.Леший (Андриевский Алексей) возвещает о приходе
ВесныКрасны. Прилетает Весна с журавлями, но не уходит
зима. Виновата в этом сама Весна. Пятнадцать лет прошло
с тех пор, как родилась у нее и ДедаМороза дочь
Снегурочка, и рассердилось ЯрилоСолнце. Жмутся к
Весне птицы и , чтобы согреться, затевают пляски.
Звучит чудесная мелодия народного склада «Сбирались
птицы, сбирались певчи». Своеобразие ее заключается в
семитактном построении. Не менее характерна и вторая
тема народного происхождения «Орелвоевода».
Но вот завыла, закружила метель: это выходит Дед
Мороз. Весна просит его уйти. Беспокоит их лишь судьба
дочери Снегурочки. Мороз опасается, что солнце
собирается сгубить Снегурочку:
Известно мне, что Солнце
Сбирается сгубить Снегурку;
Только и ждет того,Чтоб заронить ей в сердце
Лучом своим огонь любви.
Тогда спасенья нет Снегурочке.
Доколе ж младенчески чиста ее душа –
Не властен он вредить Снегурке.
Снегурочку решают отдать в Берендееву слободку.
Девушка выбегает из леса. Ей скучно одной в лесной чаще.
Ее тянет к людям, к их песням, которые так хорошо поет
пастушонок Лель (Носонов Геннадий).
Образ Снегурочки в опере не остается неизменным.
Вначале это образ прекрасного, но холодного существа,
лишенного человеческой теплоты, хотя и стремящегося к
людям. Такова она и в своей арии из пролога. Колоратурам
сопрано отвечают пассажи деревянных духовых
инструментов.В средней части арии Снегурочка говорит о будущем
своем возвращении зимой к отцу и о людских песнях,
которые она принесет с собой. Далее звучит песня,
похожая на народную: «В сумеречки тебя утешу, песню под
наигрыш метели запою, запою веселую».
ДедМороз дает Лешему строгий наказ охранять
Снегурочку. Весна и ДедМороз исчезают. На поляну
выбегает веселая толпа берендеев.
Они волокут
соломенное чучело Масленицы. Оно ярко наряжено.
Проводы масленицы – древний русский обряд.
Соломенное чучело наряжали, величали Масленицей и с
пением возили по деревенским улицам, а к вечеру сжигали.
Этим надеялись ускорить приход весны. Веселая возня с
чучелом отражена в первой части сцены – хоре ребят
«Прощай, Масленица».
Раным рано куры запели, про весну обвестили,
Прощай, проща, прощай, Масленица,Прощай, прощай, прощай, Масленица.
В конце всей сцены снова звучит основная тема хора. Но
в отличие от первоначального ее вида она приобретает
здесь печальный характер. Берендеи сожалеют о том, что
прошли дни масленицы – пора гуляний и веселья.
Но вот Бобыль (Иванченко Олег) замечает Снегурочку.
Берендеи замирают от удивления, пораженные ее красотой.
Вместе с Бобылихой (Шамова Екатерина) он уводит ее к
себе в дом. Деревья и кусты кланяются Снегурочке,
прощаясь с нею.
Первое действие. В страну берендеев пришла весна.
Снегурочка живет у Бобыля. К бедной избенке приходит
Лель. Снегурочка просит его спеть песню. Лель за песню
просит поцелуй. Но Снегурочка песни Леля ценит дороже,
сердечко ее холодно. Она дарит Лелю цветок. На улицу
выходят девушки. Они манят к себе Леля, и он, бросив
цветок, убегает к ним. Снегурочка огорчена, сердце еесжимает тоска. ДедМороз обидел Снегурочку, не дав ей
сердечного тепла.
Подружка Купава (ученица интерната Доценко Оксана)
рассказывает Снегурочке о скорой свадьбе с красивым
торговым гостем Мизгирем.
Появляется Мизгирь
(Лазаренко Александр). По обычаю он должен одарить
девушек – подружек Купавы, чтобы выкупить у них
невесту. Запеваются свадебные песни. Но Мизгирь замечает
Снегурочку и забывает обо всем на свете. Он сулит ей
несметные богатства за любовь.
Берендеи возмущены. Никогда в их стране не нарушали
клятвы. Купава горестно причитает и решается просить
защиты у царя.
Второе действие. Дворец царя Берендея (Гришин
Александр). Царь занят рисованием: он расписывает
лазоревый цветок. Слепые гусляры поют ему славу.
Бермята докладывает царю, что все спокойно в стране. Ноне верит царь Берендей. Сердито ЯрилоСолнце и не шлет,
как прежде щедро свое тепло людям. И царь решает
праздничным утром собрать всех женихов и невест в
Ярилиной долине и соединить их.
Вбегает Купава и горько жалуется. Царь разгневан и
велит созвать всех берендеев, чтобы судить Мизгиря. Ко
двору со всех сторон собирается народ. Появляется царь
Берендей со своей свитой.
Собравшийся народ требует, чтобы Мизгирь женился на
Купаве, но Мизгирь любит только Снегурочку. Приходит
Снегурочка. Царь не может налюбоваться ее красотой.
Каватина Берендея звучит тихим, восторженным
гимном всемогущей природе: «Полна, полна чудес могучая
природа». С удивлением узнает царь Берендей о том, что
холодно сердце Снегурочки и не знает она любви. Мизгирь
умоляет отсрочить изгнание и обещает заронить любовь в
сердце Снегурочки. Берендеи соглашаются.Третье действие. В канун Ярилина дня – праздника
солнца молодежь водит хороводы. Старики угощаются
брагой и пряниками. Царь Берендей выходит к нороду.
Заплясали скоморохи. Запел свою чудесную песню Лель:
«Туча со громом сговорилась, ты греми, гром, а я дождь
разолью», но постепенно темп ее ускоряется и песня
переходит в грациозную хороводную с традиционным
припевом «Лель мой, Лель мой, лели, лели, Лель».
В награду за песню царь предлагает Лелю выбрать
девушку. Снегурочка просит Леля выбрать ее, но Лель идет
к обиженной и покинутой Купаве и, подводя ее царю,
нежно целует. Огорченная Снегурочка убегает в лес. Ее
преследует Мизгирь. Девушка с трудом вырывается от
него. Лес оживает, превращаясь в непроходимую чащу,
вдали мелькает образ Снегурочки. Леший заманивает
Мизгиря в лесную глушь. Выходят Лель и Купава Онисчастливы. Вбежавшая Снегурочка упрекает Купаву. Лель
советует Снегурочке учиться любить у Купавы.
Четвертое действие. В Ярилину долину прибегает
Снегурочка и зовет матьВесну, моля наделить ее чувством
любви:
Хочу любить,
А слов любви не знаю
И чувства нет …
Весна надевает на голову Снегурочки волшебный венок
из душистых цветов – и в тот же миг для Снегурочки
преображается весь мир. Весна предостерегает Снегурочку
от ЯрилыСолнца. Появляется Мизгирь. Его преданная
любовь трогает сердце девушки. Счастливый Мизгирь
ведет ее к царю. Но Снегурочка боится солнечных лучей.
Восходит солнце. Настает Ярилин день – праздник лета.
Царь Берендей благословляет молодые пары. Мизгирьприводит Снегурочку. Ласково спрашивает ее Берендей:
охотно ли она отдает свое сердце Мизгирю?
Великий царь!
Спроси меня сто раз,
Сто раз отвечу, что люблю его,
отвечает Снегурочка. И в этот миг яркий луч солнца
падает на нее. Снегурочка начинает таять. В своей
последней арии она воспевает великую силу человеческой
любви. Гибнет прекрасная Снегурочка – дитя Весны и
Мороза. «Как вешний снег, растаяла она!» восклицает
Мизгирь. В отчаянии бросается он в озеро.
Но финал оперы звучит светлым гимном Солнцу –
источнику света и жизни на земле. Ведь с гибелью
Снегурочки прекратилось вмешательство Мороза и засияло
Солнце над сказочной страной берендеев.Музыка «Снегурочки» проникнута любовью к людям,
природе, верой в красоту человека и высокое призвание
искусства, пробуждающего все лучшее в человеке, верой в
торжество правды и добра – одних из самых главных
ценностей людей.
В средней школе № 115 г. Смоленска создан детский
музыкальный театр. Ребята ставят различные спектакли.
Очень любят принимать участие в представлениях ученики
4Б класса. Ребята поставили рокоперу «Ворона и лисица»
с музыкальным сопровождением таких песен как:
«Пластилиновая ворона», «Катюша», «Старинные часы».
В опере задействован хор ребят, автор (Михайловский
Вячеслав), Ворона (Борщ Галина) и Лисица (Горбенко Яна).
С ребятами занимались вокалист, дирижер, курировали
группу режиссерыконсультанты. Режиссеры приступали к
занятиям с коллективом с обучения актерского мастерства
в форме этюдной работы, начиная с «туалета актера»(упражнения на внимание, ритмику, расслабление мышц;
сценическая речь – диафрагмальное дыхание, посыл голоса
«в маску»,
дикционная и
артикуляционная разминка). Такое содружество очень
помогло овладеть ребятам навыками театрального
искусства.
звучание резонаторов,
Инсценировка оперы «Ворона и лисица»
Действующие Содержание Музыкальное
лица сопровождение
Уважаемые зрители!
Увидеть не хотите ли
Рокоперу «Ворона и лисица?»
Автор Действующие лица: глупая ворона, иногда
жадная лисица и наш уважаемый хор, который
будет петь на протяжении всего представления.Вороне очень черной
И капельку неумной,
И гдето очень жадной На мелодию
Однажды повезло: мультфильма
Хор Достал ей ктото сыра, «Пластилиновая Грамм,
думается, двести, ворона»
А может быть, и триста,
А может, полкило.
И на елку ворона взлетает,
Взгромоздясь в вышине,
Хор Заметает следы, заметает, Речитатив
Что покушать в тишине.
Лиса, бежа неведомо куда,
Хор Почуяв сырный дух, остановилась. На мотив песни
Голодная была она тогда «Малиновка»И сырным духом тем она пленилась.
И лисица к дереву подходит, На мотив песни
Хор И с вороны глаз она не сводит «Катюша»
Автор Говорит так ласково, чуть дыша:
Лиса До чего ж, голубушка, ты хороша.
Ты мне, дорогая ворона, скажи,
Где ты, красавица, нашлато сыр? На мотив песни
Хор и лиса Или повезло в лотерее тебе, «Вологда»
Сыр по дешевке достался тебе?
Ворона Ничего не вижу, ничего не слышу, Никому
Ничего не скажу, чачачу!
Ах, ворона, бедная, бедная,
У тебя головка, головка, голова.
Хор Хоть дробей не знаешь, Речитатив
Но считать умеешь,Так скажи, сколько будет дважды два?
И глупая ворона,
Несчастная ворона,
Хор Лисице вдруг сказала, «Пластилиновая
Что это будет… ворона»
Ворона Пять…
Лисица сыр схватила
И сразу убежала, «Пластилиновая
Хор А глупая ворона ворона»
Оставалось горевать.
Сыр невозможно возвратить назад,
Лисицу уж никак не остановишь. На мотив песни
Ворона Образованье мне придется повышать,
«Старинные часы»
Чтоб даже рта уметь не открыватьХор Все пройдет и печать и радость, На мотив песни
Все пройдет так устроен свет. «Все пройдет»
Заключение
Опыт показывает, что участие ребенка в детском
музыкальном театре носит целенаправленный характер. В
основном в музыкальный кружок, театр, студию идут
ребята, которые либо некоторое время занимались
музыкой, либо имеют от природы хороший голос, развитый
слух. На занятиях в детском театре с ними работает
режиссер, хореограф, концертмейстер, вокалист, ребята
изучают актерское мастерство, много проводят репетиций
и готовятся к выступлениям. К большому сожалению, в
музыкальном театре в основном (90%) принимают участие
девочки.
Итак, создание грамотного музыкального спектакля –
оказывает воздействие на духовное обновление не толькоотдельно взятого ученика, но и всей эстетической
атмосферы в школе19.
Весьма распространенное мнение, что обучение
школьников профессиональной основе и ориентация
подросткового творчества на профессиональное искусство
чревато утратой школьной эстетической специфики.
Причем в понятие «школьной эстетической специфики»
в этом контексте вкладывается, прежде всего, чисто
«педагогический» смысл формирование мировоззрения,
организация досуга и т.д., что само по себе, разумеется,
немаловажно.
Оптимальное время для создания спектакля – учебный
год, премьера двухактного спектакля – не раньше марта
апреля. Работа коллектива должна строиться по
следующим временным соотношениям: первые полторадва
19 Бехтерев В. М. «О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка». М.: 2001., 154 с.месяца – этюдная работа по овладению элементами
актерского мастерства, пятьшесть месяцев – работа над
музыкальным спектаклем.
Основными чертами музыкального театра являются:
эмоциональность, своеобразный эстетизм, возвышенность
над реальностью, стремление эстетически реорганизовать,
посвоему перестроить так, чтобы придать ему идейную
ясность.
Музыкальное творчество является лучшим двигателем
полноценного обучения, а обучение, правильно обращенное
и организованное, лучший помощник для продуктивного
творчества.
Мы полагаем, что в школе на уроках можно и нужно
шире использовать ценные эстетиковоспитательные
возможности театрального искусства.
Любовь школьного музыкального театра к
театральности, «постановке», яркой сценической форме внекотором смысле вообще имеет романтическую природу.
Хотя способствовать она может развитию в детях вполне
прагматических, важных для «реального человека»
качеств: творческой инициативы,
изобретательности
эстетического отношения к коллективному труду,
способности ценить в трудовом процессе красоту таких его
содержательных характеристик, как дисциплина, точность,
взаимодействие людей.
Театральное творчество школьников традиционно
привязывают к самодеятельности, но сегодня стало
педагогическим фактом более широкое и разнообразное его
применение. Театральное творчество это новое и
перспективное направление общего и эстетического
развития школьников.
Как для театрального обучения, так и для организации
театрального творчества необходима специальная и общаяпедагогическая подготовка. Она должна состоять из знаний
законов театрального искусства в тех его аспектах, в
которых ведется обучение, и из знаний законов управления
поведения ученика по законам психофизиологии.
Театральная педагогика имеет возможность все
позитивные и негативные стороны существовавших путей,
форм, средств и методов художественного воспитания и,
обогатившись достижениями всех других искусств и наук,
выйти на новые рубежи понимания проблем эстетико
нравственного воспитания средствами театрального
искусства.
Художественной деятельностью принято называть
творчество,
нацеленное на создание произведения
искусства с присущим ему образным обобщением,
выраженностью самобытного взгляда
метафорой,
художника,
ассоциативной
информативностью для воспринимающих.
содержательной
сДля детского искусства в театральном искусстве это
положение имеет свое преломление: мы верим в их редкое,
но от того лишь более ценное осуществление, с
театральным же суррогатом мы встречаемся слишком
часто – и на представлениях спектаклей, и в театрально
музыкальных композициях.
Мы полагаем, что в школе на уроках можно и нужно
шире использовать ценные эстетиковоспитательные
возможности театрального искусства20.
Введение преподавания театрального искусства, в том
числе и музыкального театра способно эффективно
повлиять на учебновоспитательный процесс: создание
классного коллектива, расширение культурного диапазона
учеников и учителей, повышение культуры поведения – все
это возможно осуществить на базе обучения и творчества в
20 Чухман Е. К. Режиссер работает в школе: теория и методические проблемы. – М.: Изд. АПН СССР, 1991., 130 с.театральном исполнительском искусстве и размышлений об
увиденных и возможных театральных представлениях.
Творчество, как процесс рождения нового, входит
самым причудливым образом в очень далекие друг от друга
виды человеческой деятельности и может быть разных
уровней. От, так сказать, «расплаты за незнание» до
блестящего талантливого использования высочайшей
эрудиции. От «я хочу попробовать» и нередких удач в этой
первой пробе
до совершенно неожиданного
комбинирования всем известных или малоизвестных
положений в новую связь их. Театральное творчество «от
незнания» может активнее использоваться учителем на
уроках, а оснащение творчества техникой и знанием – в
специальной школе.
Детское творчество, творчество в игре – это часто
первая проба, прорыв через незнание. Но только
специальное педагогическое внимание к растущемуребенку поможет ему повысить уровень и расширить сферу
и активность творчества и обеспечит опору работы
сверхсознания на постоянно обогащающуюся область
знания.
Музыкальное творчество приводит к созданию
музыкального образа, который и является настоящим
открытием в силу всех своих специфических эстетических
свойств, и оценивается он по степени новизны.
Творчество приносит радость субъекту.
А
положительная эмоция переводит существующую силу
потребности (интереса) на новый уровень, когда ставятся
новые задачи и находятся новые открытия. Не всякая
эмоциональность – следствие творчества, но всякое
творчество порождает эмоциональность.
Именно музыкальное творчество – лучший двигатель
полноценного обучения, а обучение, правильно обращенное
и организованное, лучший помощник для продуктивного