Статья: Все о вокале и работе над ним

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 01.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

• Некоторая необходимая информация • О профессиональной педагогической помощи • О позитивной мотивации • Поза • Дыхание • О теории музыки • Опора • Методические материалы • Распевка • Диапазон • Переходные ноты и фальцет • Фонограммы распевок • Пение под собственный аккомпанемент • Лирическое отступление • Упражнения • Как правильно петь песни • Распространенные ошибки при пении текста • Хористы и пение в хоре • Пение под аккомпанемент • Опять же о профессионализме в сети. Коротенькая глава • Как избавиться от гнусавости
Иконка файла материала 7.docx
Вокал                      Некоторая необходимая информация О   профессиональной   педагогической помощи О позитивной мотивации Поза Дыхание О теории музыки Опора Методические материалы Распевка Диапазон Переходные ноты и фальцет Фонограммы распевок   Пение под   аккомпанемент собственный Лирическое отступление Упражнения Как правильно петь песни Распространенные ошибки при пении текста Хористы и пение в хоре Пение под аккомпанемент Опять же о профессионализме в сети. Коротенькая глава Как избавиться от гнусавостиНе   верите?   Тогда   давайте   поговорим. Много лет подряд я давала частные уроки по вокалу, которые для многих оказались полезны.   Материалов,   собранных   за   это время,   и   некоторых   выводов   у   меня накопилось   много,   и   я   с   удовольствием поделюсь   этим   со   всеми,   кто   хочет хорошо петь. Небольшое дополнение. Люди   делятся   на две   категории:   те, кто любит медленно и печально, и те, кто   любит   быстро   и   весело.   Сама   я отношусь к первой категории, и все, что написано   ниже,   тоже   относится   к первой категории. То есть, мне главное докопаться   до   сути,   дойти   до совершенства,   до   пределов   своих возможностей,   и   ради   этого   я   буду arbeiten­arbeiten­arbeiten. Те, кто любит быстро и весело, любят собраться   компанией   за   чашкой   чая   с тортиком, попеть в свое удовольствие и разойтись. Это   тоже  имеет  право  на существование. И таким людям можно посоветовать   одно:   пойте   как   можно больше.   Это   Всегда   и   везде.своеобразная тренировка. Возможно, вы не будете петь как Монсеррат Кабалье, но все­таки какой­никакой тембр голоса приобретете,   и,   как   знать,   может быть   свою   странноватую   тремоляцию сможете сделать узнаваемой, и даже брендовой (по­сути весь старый русский рок, за исключением Кипелова, на этом и держится).   А   теперь   вернемся   к   тем,   кто   любит медленно и печально. Некоторая необходимая информация Для     начала хочу представиться.   Потому   что   сама   люблю всегда   знать  хоть  что­то  о  тех,   кто  мне что­либо рекомендует. Я закончила РАМ им. Гнесиных по классускрипки,   а   петь   научилась   сама. Изначально у меня имелся голос, звонкий от природы, и от пироды поставленный на опору, о которой речь пойдет дальше, но ряд проблем все же наблюдался. И тогда я начала   исправлять   их   всеми   правдами   и неправдами. Ну а дальше, как обычно, чем больше   информации   получаешь,   тем большим можешь поделиться, не так ли? ­     педагог Я   нестандартный. Академические   термины   и   понятия   в основном   не   для   меня   и   не   для   моих учеников. Вся эта заумь с формантами и гландами была изобретена тогда, когда не было  диктофонов.   Сейчас   другое   время, поэтому мозг можно напрягать в другом направлении.   Но   некоторые   базовые знания   я   все   равно   даю,   без   этого   не обойтись.   в   основном   я рассказываю   все   своими   словами,   т.к. вокальная   постановка   построена   в основном   на   ощущениях,   и,   наверное, будет   более   понятно,   если   я   попрошу ученика   на   вдохе   "выпятить   пузо,   как динозаврик из мультика", а не "расширить нижние   отделы   легких,   тем   самым приподняв   и   расширив   нижние   ребра, опустив   диафрагму   и   заняв   певческую позицию".   Однако,Какие­то   мои   утверждения   иногда вызывают возмущение у тех, кто учится у обычных педагогов: ну что ж, по­крайней мере, мой голос и мое пение всегда можно услышать   в   записях   и   на   концертах. Вот пример   моей   работы,   которой   не стыдно и погордиться.  Я   всегда   открыта   для   общения,   с удовольствием проконсультирую начинающих   певцов,   что­то   подскажу   и направлю   куда   нужно,   так   что   не стесняйтесь   задавать   любые   вопросы   по вокалу.   О   профессиональной   педагогической помощи В   современном   обществе существует   миф,   что   если   хочешь научиться петь, то тебе прямая дорога к педагогу.   Тот,   кто   хоть   раз   общался   с людьми,   занимающимися   частно,   знает, что   петь   без   педагога   опасно,   можно повредить   себе   голосовой   аппарат   и повредить   в   уме   всех   своих   соседей.   Ясчитаю,   что   это   утверждение   из   серии "несите ваши денежки". Дело   в   том,   что   сейчас   существует интернет,   в   котором   море   информации, сейчас возможность записывать  свой  голос  и   корректировать его,   существует   море   возможностей научиться   помимо   педагога.   Зачем   же нужен педагог, спросите вы? существует     Для осуществления контроля со стороны. Если   у   вас   нет   уверенности   в   своих умственных способностях, нет желания во что   бы   то   ни   стало   разобраться   в предмете, зато присутствует много лени, лишних времени и денег, то мы, педагоги, с удовольствием ждем вас у себя.   гигантское Но если у вас, как у меня в свое время, присутствует   желание научиться петь, а денег и времени нет ни капельки, что же вам делать? Похоронить мечту о пении и петь, только когда сосед включает перфоратор? Нет. Забудьте про мифы! Вы должны и можете петь хорошо. Это   займет   больше   времени,   чем   с педагогом,   зато   вы   будете   лучше подкованы   в   предмете,   и,   кто   знает, может,   как   и   я,   обскачете   многих   и многих на пути к хорошему пению.О позитивной мотивации А   что,       именно хороший психологический   термин,   не   правда   ли? Замечательно,   что   сейчас   многие увлекаются психологией, которая в деле развития голоса необходима, как воздух! За многие годы наблюдений я укрепилась во мнении: красиво, звонко и легко петь мешают   психологические проблемы. Не верите? Попробую убедить. С   и многоквартирных домов, в которых люди напиханы,   как   сельди   в   бочке,   мы   а) перестали   петь   в   компаниях   (помните "телевизор мне природу заменил"?) и б) до ужаса стали стесняться соседей. А вдруг они   услышат   предосудительное   "О   соле мио" из ванной? Какой позор!!! появлением   телевизора Раньше,   когда   каждая   семья   имела   свой собственный дом и прилегающую к нему территорию, все было совсем не так. От скуки человек начинал напевать себе под нос, а поскольку никто его не слышал, исоответственно, не сдерживал, он начинал петь   в   полную   мощь   своих   легких.   Вы когда­нибудь   пробовали   петь   в   поле? Попробуйте!   Это   чудесное   ощущение, когда   голос   летит,   летит   вдаль,   не встречая   никаких   препятствий,   никаких людей,   которые   покрутят   пальцем   у виска, и только ветер разносит звуки все дальше и дальше. Пусть вас слышит весь мир,   вся   вселенная!   Вы   ­   человек, имеющий   право   петь   так,   как   вам нравится. Если   вы   пока   петь   не   можете   совсем, просто покричите на природе как можно громче.  Кстати, именно  так  цыгане  учат петь своих детей: выводят в поле и просят покричать.   Заодно   многие   оценят, насколько   они   не   умеют   кричать:   горло болит,   напрягается,   голос   срывается, тусклый и ненатуральный. Ну вот вам и фронт работ: учитесь правильно издавать звуки. Наши комплексы сделали из большинства желающих   петь   "тварей   дрожащих,   прав не имеющих". Многие не просто не могут закричать, когда им вздумается, не могут даже   громко   окликнуть   на   улице человека, уронившего какую­то вещь. Это­ одна из основных причин плохого пения. Чем   быстрее   вы   научитесь   издавать разнообразные   ГРОМКИЕ!!!   звуки,   будь то визг, писк, рычание, блеяние или пение (или все это в одном наборе), тем быстрее вы научитесь звонко и ясно петь. Главное, перебороть себя и уяснить: чтобы хорошо петь,   петь   надо   громко   >   чтобы   громко петь, надо не стесняться издавать громкие звуки   >   чтобы   не   стесняться   издавать громкие   звуки,   их   надо   издавать   как можно   чаще   и   как   можно   более неожиданно для себя и окружающих. Без подготовки,   распевки   и   моральной настройки. Поэтому, если вы пока не готовы громко петь в своей компании, хотя бы пугайте близких   неожиданными   взвизгами, вскриками   и   отдельными   громкими нотами.   Но,   пожалуйста,   без   излишеств! Берегите   свои   связки   и   нервы окружающих! Имейте совесть. Это   ­   смешная   рекомендация,   которую, ручаюсь,   вы   не   найдете   больше   нигде!!! Но   которая,   как   ни   странно,   оказывает очень   на начинающих певцов с такими проблемами как:   тусклый   звук   голоса,   невнятное   действенное   влияниесогласных произнесение букв, неправильное открытие рта (артикуляция, будь   она   неладна),   отсутствие   опоры, правильного дыхания и вибрато. В общем, позвольте себе громко и красиво петь тогда, когда захочется вам, и там, где вам захочется. Бросайте свои "да что я, дурак что ли?", и вперед. Каждый человек имеет   право   на   самовыражение,   и   вы ничем не хуже, чем другие. Вы   уже   убедились,   что   хотите   петь, можете петь и достойны этого, не так ли? Но издавать громкие звуки и красиво петь, к сожалению, не одно и тоже. Необходимо знать   и   уметь   пользоваться   тысячами вещей и понятий, чувствовать свое тело, как   заправский   йог,   а   главное,   горячо, неистово желать хотеть петь, и тогда все получится! Спросите себя: а точно ли у меня будет время   и   желание   каждый   день   отдавать кусочек   своей   жизни   самостоятельным занятиям,   надолго   ли   хватит   моего желания   учиться?   И   если   вы   готовы учиться   пению   всю   свою   жизнь,   тогда возьмем ноги в руки и приступим! ПозаИтак, вы уже готовы петь. Но не так быстро! Никаких пока "ми­ма­мо­ мо­мо­мо­москонцерт"   не   будет!   Тем, кого   страшно   интересует,   запоем   ли   мы сейчас арию Ленского или песни группы "Звери" отвечаю: чуть позже. Когда­то, в 18 веке, певцов целых 5 лет держали   на   вокализах   и   вокальных упражнениях.   Садизм!   ­   скажете   вы?   О, да, отвечу я. Однако, если посмотреть на ноты тех произведений, что исполняли те певцы, не такой уж и садизм... Для нас же, вооруженных   опытом   веков,   и   больше того, желающих петь не кантаты Баха, а максимум, песни "Арии" и "Ветра Воды", достаточно   будет   довольно   быстро разобраться именно с азами. А дальше уж по желанию: можете петь все, что угодно, хоть фолк, хоть рок, хоть классику, хоть металл гроулингом орать ­ постановка у всего этого разнообразия одна. Так вот, для того, чтобы начать, мы с вами прежде   всего   подойдем   к   большому зеркалу и посмотрим на себя. Почему­товсе  начинают   с   дыхания.   Я  бы  начала  с позы, потому что львиная доля учеников на первом занятии сутулится, обхватывает себя   руками   от   ужаса   и   в   такой   позе пытается издать какие­то звуки. Итак. Выпрямить плечи! Не сутулиться!!! Дамы,   прекратите   наслаждаться   своими глазками­губками­челочками   в   зеркале. Мы принимаем певческую позу, в которой еще долгое время будут проходить наши занятия.           на ширине ­   Плечи   и  кости  тазобедренного   сустава должны   находиться   по   возможности строго   перпендикулярно   позвоночнику, ноги плеч. ­   Руки   пока   опущены,   кисти   и   пальцы ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! расслаблены. ­ Голова строго по центру, не задрана и не опущена вниз, особенно следите за нижней челюстью,   она   должна   быть   свободной, шея напрягаться. ­   Живот   расслаблен,   не   надо   его втягивать. ­ Так же следите и за пальцами ног, они имеют   обыкновение   поджиматься   от напряжения. В целом, должно создаться ощущение, что вас   за   макушку   подвесили   на   крючек,   и вот   все   тело,   хоть   вроде   и   стоит,   а   не   должна   нележит, но расслаблено и свободно. Очень полезно, особенно во время пения, как бы сканировать   свое   тело,   задавая   себе вопрос:   "Где   зажато?",   узнаете   о   себе много   нового.   Можете   так   походить, чтобы   уловить   это   ощущение   свободы. Руки   свободно   болтаются,   дыхание спокойное. Дыхание В   этой   позе   подходим обратно   к   зеркалу   и   становимся   в профиль.   Что   мы   видим?   Нет,   не обвисший   пресс!   Мы   наблюдаем   за   тем, как   мы   дышим.   Для   этого   желательно надеть   на   себя   что­то   максимально обтягивающее, и пристально вглядеться в область органов дыхания, в область груди и пресса. Большинство   ничего   интересного   в области пресса не увидят, и очень жаль! Потому   что   правильное   дыхание   ­   это дыхание ЖИВОТОМ! Почти все люди под действием   разных   причин   к   20   годам дышат   именно   грудью,   тем   самым сокращая себе объем легких практическинаполовину   и   подвергая   себя,   из­за постоянной   нехватки   кислорода,   риску сердечно­сосудистых, нервных и раковых заболеваний. Попробуйте   быстро   и  тяжело   подышать, посмотрите,   каким   местом   вы   это делаете?   Если   у   вас   вздымается   грудь, придется   переучиваться.   кто дыхательными занимался   гимнастиками особенности   дышат   правильно, Стрельниковой) животом. йогой, (в     Те,     Слышала   я   возражения,   что,   мол,   при пении дышать можно как угодно, лишь бы красиво звучало. Да, это правда. Однако, смотря о каком жанре идет речь. Если вы хотите   петь   хэви­металл,   с   его длииинными нотами и распево­напевами, а так же, если вы хотите петь классику, с ее пассажами и фиоритурами, увы, придется учиться   использовать   максимум   легких. Крепитесь,   в   качестве   бонуса   получите общее организма, выносливость, и, как ни странно, большую устойчивость в стрессовых ситуациях. Не правда ли, это замечательно? И ради этого стоит попотеть? оздоровление     Итак, что же такое это дыхание животомили   прессом,   или   нижнее   дыхание,   или диафрагменное   дыхание?   Вы   все   еще смотрите   на   себя   в   зеркало?   Тогда положите руку на живот в районе пупка и на вдохе прессом попытайтесь оттолкнуть ее от себя. На выдохе живот по инерции становится   обратно   плоским.   Ваша   рука на   вдохе   должна   вместе   с   животом отодвинуться НАРУЖУ! Не получается? Тогда   лягте   на   пол,   положите   на   живот книгу и опять­таки на вдохе отталкивайте ее от себя (любители каватины Розины и группы   "Тараканы"     терпение). Занимайтесь   этим   каждый   день,   с маниакальным   упорством   контролируйте свое дыхание везде, где только можно, и когда   оно   перейдет   в   автоматическое, только   тогда   вы   начнете   что­то   как­то где­то петь. ­ Вас должно утешать и мотивировать, что на   самом­то   деле,   все   мы   родились   с правильным   дыханием.   Понаблюдайте   за младенцами  и   животными!   Они  никогда, ни­ког­да   не   дышат   грудью,   только животом!   Но   потом,   под   действием стрессов и комплексов мы переучиваемся дышать. Девушек, как правило, особенно заботит, что петь нужно не со втянутым до предела животом, а наоборот, с чуть­чуть распущенным. Девушки!!! Это еще не самое страшное в жизни!!!     способности     я   прямо­таки   Не   правда   ли   здОрово,   что   простое желание   петь   привело   нас   и   к   решению психологических   проблем,   и   к   решению проблем   со   здоровьем?   Всем,   кто   хочет быстро   научиться   правильно   дышать   и улучшить   свое   здоровье,   я   рекомендую, нет, настаиваю на дыхательной гимнастике Стрельниковой.  Это   гимнастика,   которая   позволила   мне не   только   существенно   улучшить   свои певческие (как   и большинство, я когда­то дышала грудью, и "сажала"   голос   при   первых   5   минутах пения), но и обойтись  без проколов при гайморите, улучшить общее самочувствие и   уменьшить   действие   стрессов   на организм. Плюс, это незаменимое лечение насморков   при   ОРЗ   и   ОРВИ,   и   первая помощь   астматикам   и   бронхитникам!   Я люблю   ее,   я   ­   горячая   поклонница   этой гимнастики,   и   могу   говорить   о   ней бесконечно!   В   особенности   потому,   что пользуясь   этой   гимнастикой,   не   надо тратить деньги и здоровье на лекарство, а всего­то   нужен   1   метр   комнаты   и открытая форточка.Итак, первое задание ­ правильная поза и правильное   животом.   Тренируйтесь! дыхание О теории музыки Начав   писать   этот   текст,   я, конечно   же,   пользуюсь   разными материалами   из   разных   источников, которые   обязательно   озвучу,   а страждущим даже дам скачать. Но, дело в том,   что   к   некоторым   источникам, особенно   в   интернете,   необходимо относиться очень осторожно, потому что информация   по   вокалу   ­   одна   из   самых мифологизированных в музыке. Например, я только что прочла, что если у вас неверная интонация, то, скорее всего, виновата   опора.   Опора   ­   это   конечно дааа... Но ведь есть еще отсутствие знаний музыкальной   грамоты.   Вы   уже   начали учить   ноты?   Нет?   Тогда   бегом   за материалами по сольфеджио! Мало кто знает (и вам повезло, ведь у вас есть   я),   что   большинство   педагогов   покак   правило, вокалу   вопиющим   образом   игнорируют музыкальную грамоту и связанное именно с ней развитие слуха учеников. И знаете, откуда   это   пошло   и   что   получается   в итоге?   Наплевательское   отношение   к пению по нотам произошло из­за того, что педагоги,   имели возможность   выбирать   себе   учеников (особенно   в   учебных   заведениях).   Если кандидат не мог чисто пропеть и двух нот, да   при   этом   еще   не   обладал   ярким звучным   голосом,   ему   просто   говорили, что   он   негоден.   И   получалось,   что отбирали только самых лучших учеников, тех, кто и без нот, на слух, мог повторить любой,   самый   сложный   отрывок. Ярчайший пример гения, который не знал нот ­ Лучано Паваротти. Прямо так и слышу, как многие скажут: "Раз можно ему, можно и мне!". Хотите проверить   свою   гениальность?   Тогда начните   петь   громким   красивым (насколько это возможно) голосом какую­ нибудь известную, только что выученную вами   и   сложную   песню   в   компании знакомых, и если через 5 минут они все еще не будут хотеть вас задушить, то да, ноты вам не нужны. Нет ничего хуже фальшивого пения! Выможете   петь   на   опоре,   вы   можете   петь громко и ярко, но если вы поете фальшиво ­ вас захочется убить. Ровно через 1 ноту после   начала   пения.   Немного   больше повезло тем, кто поет тихо и фальшиво. Их   тихое   зудение   будет   раздражать только   избранных,   тех,   кто   находится рядом. Но что делать, если петь хочется жутко, а в ноты никак не попадается? Параллельно   с   постановкой   голоса обязательно   заниматься   сольфеджио! Именно   этот   музыкальный   предмет нацелен на развитие слуха и правильного   Если   у   вас   есть интонирования. возможность,   начните   заниматься   с педагогом. Вот тут принцип "несите ваши денежки" очень оправдан. Тем более, что в   любой   музыкальной   школе   наверняка найдется   педагог   по   сходной   цене. Сольфеджио   ­   куда   менее   популярный предмет, чем вокал! Если такой возможности нет, занимайтесь сами.   Выучить   самостоятельно   ноты   и научиться по ним играть и петь МОЖНО! Начните   писать   музыкальные   диктанты, последовательности   интервалов   и аккордов   ­   это   самое   лучшее,   что   выможете сделать для своего голоса и слуха. Если   у   вас   есть   друзья,   играющие   на клавишах   ­   вам   несказанно   повезло! Минимум 2 раза в неделю встречайтесь с ними,   и   пусть   диктуют   вам,   и   вас   тоже этому   научат.   Проиграть   простенький диктант   на   клавишах   одним   пальцем может   любой,   поверьте.   Если   таких выгодных друзей у вас нет, то наверняка в сети можно скачать midi диктантов. Сама не   искала,   но   думаю,   кто   ищет,   тот найдет. Почему я считаю необходимым знание нот и   пение   по   нотам   для   вокалистов?   Все очень просто. Любую музыку, простую и сложную,   можно   записать   нотами.   И хотите   вы   того   или   нет,   любой   человек поет   и   играет   именно   по   нотам.   Ведь, допустим,   когда   вы   произносите   слово, оно, хотите вы того или нет, состоит из букв.   Грамотный   человек   сможет   его записать   и   произнести   без   ошибок, безграмотный   удивится   самой   идее возможности записи слова буквами. Тоже самое происходит и с нотами.  Чтобы петь чисто, голос надо посылать на разные   расстояния,   близкие   и   далекие. Выигрывает всегда тот, кто точно знает, куда и кого послать. Чем сложнее песня,тем   более   широкие   интервалы   в   ней встречаются,   тем   точнее   и   нагляднее должны   вы   понимать,   куда   именно   идет ваш голос: вверх, вниз, на большой или на малый интервал. И именно поэтому я всегда советую своим ученикам   приобретать   хотя   бы малюсенькие   клавиши   (не   обязательно пианино или гигантские клавиши KORG, достаточно   маленьких   Korg   Nano   Key: http://korg.com/Product.aspx?pd=415 в полторы   октавы).   Главное,   чтобы   вы самостоятельно   могли   подобрать   и проиграть на них мелодию песни, и начать попадать   голосом   во   все­все   ноты, которые в ней есть.   О,   я   прекрасно   знаю,   как   поскучнели сейчас физиономии большинства будущих Лучано   Паваротти!   Ведь   мы   все   еще   не поем дуэт Лизы и Полины и песни группы Лакримоза...   А   вместо   того,   чтобы,   как многие педагоги, рассказывать о мифах и легендах   вокала,   всячески   подчеркивая свою   и   вашу   избранность,   я   вам   тут впариваю, что при знании нот и некоторых основ вокала петь может каждый. Но не обольщайтесь!   Развитие   слуха   и музыкальная  грамотность,   так   же,   как  и правильная постановка голоса ­ дело не наодин   год.   Дело,   которое   подойдет   не каждому,   и   на   которое   не   каждый способен. Не у всякого хватит силы воли и   ума,   чтобы   не   только   заставить   себя заниматься,   но   и   заинтересовать   себя,   с горящими   глазами   копаясь   в   самых тонкостях вокального мастерства. Для тех же,   кто   просто   хочет   петь   песенки популярной группы, не притязая ни на что большее, существуют тысячи педагогов по вокалу,   которые   что­то   где­то   когда­то слышали и вас этому научат. Делайте   свой   выбор,   господа!   В   конце­ концов,   и   то,   и   другое   имеет   право   на существование. Опора   Пожалуй, Это   страшное­страшное   самое слово   "Опора"! мифологизированное в вокале. Много кто о ней слышал, но мало кто понимает, что это такое. Не пугайтесь! Опора ­ она как кашель, все знают, какой он, но у каждого он   свой.   Это   потому,   что   ощущения, индивидуальные   для   каждого   человека,хотят объяснить одним словом. Итак,   опора   ­   это   некое   ощущение   в организме   при   пении,   когда   слаженно работают   вокальные   мышцы   и   мышцы дыхательные.   Опора   дает   возможность петь   долго,   не   напрягаясь,   громким объемным звуком. Почему ­ спросите вы? Я вам отвечу. За длинный выдох отвечает диафрагма ­ большая мышца, отделяющая грудную   полость   от   брюшной.   Она большая!   Вот   пусть   и   трудится,   и разгрузит всегда напряженные мышцы горла.    маленькие   и   Вы   уже   научились   правильно   дышать? Тогда опять становитесь к зеркалу, и мы продолжим.   Пение   ­   это   в   полной   мере искусство выдоха. Очень важно правильно вдохнуть,   но   правильно   выдохнуть   при пении еще важней. Удерживая диафрагму на выдохе плоской как можно дольше, вы обеспечите   себе   больший   объем   легких, больший   объем   грудного   резонатора, яркий и мощный звук голоса. Итак,  станьте  перед  зеркалом,  положите руку на живот, не напрягайтесь, легко и быстро   вдохните   животом,   оттолкнув руку   от   себя,   а   теперь,   сложив   губы трубочкой,   долго­долго   равномерно выдыхайте. Следите за тем, чтобы рука наживоте   ни   в   коем   случае   не   опускалась обратно!!! Не задирайте плечи. То есть, грубо говоря, живот как надулся, так и остался при выдохе. Когда воздух будет   подходить   к   концу,   освободите пресс.   Еще   раз   повторю:   никакого напряжения при вдохе и задержке в этом положении   пресса   быть   не   должно!   Все происходит   очень   легко   и   по   инерции. Оттолкнули руку и мягко удержали пресс в этом положении. Если вам трудно расслабленно держать на животе   руку   и   вы   чувствуете   малейшее напряжение, то можно опоясаться ремнем, тогда   руки   будут   свободны   и   плечи   не будут   задираться.   Надеваете   ремень   на талию, застегивая его в тот момент, когда вы вдохнули, и живот выпятился наружу. Выдыхайте. Ремень не должен сваливаться вниз. В вашу задачу входит удержать его на животе в момент выдоха. В   те   далекие   времена,   когда   люди   пели вокализы   по   5   лет,   они   придумали   еще одно   упражнение   на   плавность   выдоха. Попробуйте, это занимательно и полезно. Зажгите свечу, и почти над ее пламенем начните выдувать воздух тонкой струйкой (только   следите   за   позой,   не   стойтебуквой Зю). Пламя не должно колыхаться, и тем более, гаснуть! Не переусердствуйте! В какой­то момент от   непривычно   большого   количества кислорода в организме может произойти гипервентиляция   легких   (все,   кто практикует   дыхательные   гимнастики   и пение   сложных   оперных   арий   хорошо знакомы   с   этими   ощущениями).   Может потемнеть   в   глазах,   закружиться   голова, появиться   полуобморочное   состояние (некоторых   индивидов   на   ха­ха пробирает).   Так   что   моя   постоянная рекомендация ­ прислушивайтесь к себе! Очень   чутко,   постоянно   контролируйте организм. Певец, он как йог, всегда знает, что, где и когда у него происходит. И если вы   не   в   состоянии   уследить   даже   за простым   напряжением   мышц   своего пресса,   то   вам   будет   очень   трудно уследить   за   напряжением,   к   примеру, гортани. А это ­ необходимо в пении. Ну   что,   получается   выдыхать   ровно? Тогда   к   выдоху   присоедините   голос. Тихую­тихую   ноту   в   самой   середине своего диапазона, гласную "а" или "у", как удобно. Тяните ее и следите, чтобы звук был   идеально   равномерный,   никуда   не съезжал   по   высоте   и   не   делалвибрато специфических   "воздушных   ям"   (тише­ громче), и тем более, не прерывался. Рука (или   ремень)   все   так   же   находится   на прессе и следит, чтобы он не опускался и не   втягивался   внутрь.   Если   в   голосе появится (равномерное покачивание звука) ­ это очень хорошо. Не появится   ­   не   расстраивайтесь,   все впереди.   Чем   дольше   вы   можете протянуть   именно   тихий   звук   идеально ровно,   не   втягивая   живота,   тем   лучше. Контролируйте   его   качество   слухом. Слух,   а   не   педагог,   ваш   единственный помощник!!!   Чем   раньше   вы   научитесь слышать   себя   со   стороны,   тем   лучше. Не забывайте: звук закончился ­ живот расслабили. Уделите   этому   занятию   какое­то   время. Очень важно понять, как именно работает механизм "пение­выдох", и не важно, что пока   вы   исполняете   одну­единственную ноту, и она очень тихая. Когда   вы   поймаете   ощущение   работы пресса   в   пении,   проделайте   тоже   самое, только на более громком звуке (нота все равно пока одна), поместив обе руки себе на   нижние   ребра   с   боков.   Плечи   не задирать!   Нащупайте   пальцами   рук   эти самые нижние ребра по бокам тела, прямовоткните   туда   пальцы,   не   жалейте   себя, правильно   (животом)   вдохните,   и почувствуйте,   как   ребра   раздвигаются   в разные стороны, как­будто некая юбочка или   купол.   Зафиксируйте   их   в   этом положении, и тяните свою ноту. Ребра не должны опускаться! Если   вы   делаете   все   правильно,   вы почувствуете, что звук, прежде слабый и тусклый,   прерывающийся,   шедший   как­ будто из горла, теперь получил объем, он теперь идет как бы снизу, от диафрагмы, он   резонирует,   наполняя   собой помещение,   в   котором   вы   находитесь. Ловите это ощущение и запоминайте. Это и есть пение на опоре. Попрактикуйтесь исполнять   эту   ноту   тише­громче,   при этом   стараясь   не   потерять   объем   и качество звука. Он не должен ездить туда­ сюда по высоте и не должен становиться тише­громче   без   вашего   желания.   Звук должен быть довольно напористым. Не волнуйтесь! Ваши соседи не придут и не   вызовут   Скорую,   т.к.   чем   лучше   вы поете,  тем больше  внушаете  уважения  и восхищения   окружающим.   Людям нравится   хорошее   пение,   и   они   готовы мириться даже с очень громкими нотами,