Статья: Все про музыкальные инструменты (продолжение)

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 29.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Про фортепиао Музыкальные инструменты » Клавишные, Статьи о музыке » История музыки Про фортепиао (Фортепиано) Фортепиано - это собирательное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов - роялей и пианино. Про фортепиао (Фортепиано) Рояль Про фортепиао (Фортепиано) Пианино Устройство фортепиано Фортепианная механика. Звук в фортепиано извлекается ударением молоточка о струны. Струны с помощью колков натянуты на резонансную деку (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях - в горизонтальном). Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна - для нижнего. Диапазон большинства фортепиано составляет 86 полутонов от ля субконтроктавы до до 5 октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4 октавы сверху; можно встретить инструменты даже с более широким диапазоном). В нейтральном положении струны, кроме последних полутора-двух октав, соприкасаются с демпферами. При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отделяется демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком). Педали. В современных фортепиано присутствует две или три педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями. Правая педаль (её называют иногда просто "педалью", т.к. используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами. Существует два способа использования педали: прямая педаль - нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили. В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие - звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита. Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков влево, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие - пометкой tre corde или tutte le corde. Средняя (или третья, т.к. исторически она была добавлена последней) педаль, или педаль sostenuto, служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются поднятыми до снятия педали. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн. Сегодня эта педаль отсутствует у большинства пианино и присутствует у большинства роялей. Встречаются пианино, в которых средняя педаль "задвигается" влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью. Игра на инструменте Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент, и вместе с оркестром (напр., в концертах для фортепиано с оркестром). Игра на фортепиано - занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. Обучение игре на этом инструменте в детских музыкальных школах России занимает 5 или 7 лет, в зависимости от программы, некоторые ученики остаются дополнительно на один-два года после окончания перед поступлением в музыкальное училище. Начинать обучение игре на фортепиано желательно в детском возрасте, т.к. взрослым обучаться игре на нём намного сложнее. Продолжить обучение по специальности можно в музыкальном вузе. В ДМШ России общее фортепиано также является обязательным предметом почти для всех специальностей. Фортепиано требует бережного обращения и, время от времени, настройки, т.к. некоторые струны спускаются, и извлекаемый звук становится другим (электронные инструменты намного менее прихотливы в этом отношении и не нуждаются в настройке). История Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости, что исключало один из важных выразительных средств музыки - динамику (изменение громкости). Механика современного фортепиано была предложена итальянским мастером Кристофори ок. 1709 г., в его конструкции молоточки находились под струнами. (Конструкция была названа gravicembalo col piano e forte, откуда современное название.) Похожие системы были разработаны Мариусом во Франции (1716) и Шрётером в Германии (1717—21). Система, основанная на принципе подбрасывания прикреплённого к клавише молоточка, была изобретена Зильберманом и его учеником И. Штейном в 1731 г. В 1821 г. Эрар изобрёл механику с двойной репетицией, которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии клавиши (в предыдущих инструментах молоточек медленно отходил от струны, и это было невозможно). В России производство фортепиано было тесно связано с деятельностью мастеров Тишнера и Вирты в 1818—1820 гг. Сегодня крупные производители фортепиано имеют свои, немного различающиеся, версии фортепианной механики. Первые музыкальные произведения для фортепиано появились в XVIII столетии (Гайдн, Моцарт). В ходе развития к инструменту были добавлены педали. В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы.
Иконка файла материала 9.docx
Oxygen 88  ­ новая  MIDI  клавиатур а от M­ Audio Музыкальные инструменты » Клавишные » MIDI клавиатуры Компания M­Audio, пионер разработки  компактных MIDI­клавиатур,  выпустила новую MIDI клавиатуру ­ 88­ клавишный градуированный USB MIDI  контроллер с молоточковым  механизмом. Что это означает?  ­ Молоточковая клавиатура, за счет  применения системы рычагов и пружин  достоверно передает ощущения отнажатия на клавиши, так же, как и при  игре на настоящем фортепиано или  рояле  ­ Градуированность говорит о том, что  нажатие на клавиши несколько более  тяжелое в низких регистрах и более  легкое в высоких ­ аналогично игре на  акустическом пианино или рояле  Основные характеристики  клавиатуры  32 назначаемых регулятора, фэйдера,  кнопки, в сочетании с консолями  транспорта Oxygen 88 предоставляют  вам полный контроль над сессией.  Специальные Track up/down кнопки  позволяют одним легким касанием  переходить от трека к треку, тем самым  позволяя вам полностью  сосредоточиться на процессе  звукозаписи и микшировании вместо  того, что постоянно “прыгать” между  QWERTY клавиатурой и MIDI  контроллером. Режим DirectLink  автоматически маппирует все основные  DAW параметры, в то время как  встроенные пресеты синхронизируют  контроллер с такими популярнымивиртуальными инструментами как  Xpand!™2, Hybrid™, Velvet®, Strike®,  Oddity, ImpOSCar и MiniMonsta. С  помощью клавиш Select вы можете  быстро переключать MIDI каналы и  пресеты, тем самым обеспечивая себе  полное тактильное управление  программными и аппаратными  инструментами. Синхронизация MIDI  контроллера с вашим программным  обеспечением еще никогда не была  настолько легкой!  ­ Панель, состоящая из 88­молоточковых клавиш и 4 кривых скорости нажатия  ­ 8 MIDI­назначаемых регулятора  ­ 9 MIDI­назначаемых 60 мм фэйдеров  ­ 9 MIDI­назначаемых кнопок  ­ 6 специальных контроллеров  транспорта  ­ 4 зоны для наложения и разделения  звуков на клавиатуре  ­ Специальные кнопки Track up/down  ­ Специальные кнопки Octave up/down  ­ Назначаемые колеса Pitch Bend и  модуляции  ­ 2 специальные кнопки Snapshot  ­ 3 уникальные кнопки выбора для  мгновенного перехода к пресетам,изменениям программы и MIDI каналам  ­ 3­digit LED (светодиодные цифровые  индикаторы обеспечивают большую  долговечность, по сравнению с  газоразрядными)  ­ Режим DirectLink автоматически  маппирует основные параметры DAW  ­ Заранее установленная карта  контроллера для музыкального  программного обеспечения, такого как  Xpand! 2, Hybrid, Velvet, Strike, Oddity,  impOSCar, и Minimonsta  ­ Совместимость с Avid Pro Tools и  других DAWS  ­ 4 скорости кривых  ­ 3 педальных входа: 2 входа педалей­ сустейн, вход для педали экспрессии  ­ MIDI­порт  ­ USB порт для подключения к  компьютеру  ­ Питание 9В  ­ Совместимость с Windows XP,  Windows Vista, Windows 7 и Mac OS X  ­ Вес и парметры: 46,7 кг.и 53,3 "(Д) х 14 (Ш) х 5,5" (В)  Представленное устройство большепохоже на полноценное цифровое  пианино, чем на стандартный клавишный  контроллер. Oxygen 88 предлагает 88­ клавишный ступенчатый контроллер с  молоточковым механизмом; режим  DirectLink для мгновенного отображения контроллера в общих функциях DAW;  совместимость с Avid Pro Tools, Apple  GarageBand, Apple Logic, Ableton  Live, Steinberg Cubase, FL Studio и  других DAWS, кнопки предназначенные  для перемещения и выбора трэка; так же  32 назначаемых ручки, фейдеры и  кнопки.  Назначаемые кнопки, ручки и фейдеры  этого устройства обеспечивают полный  контроль над музыкальным  программным обеспечением, в то время  как режим DirectLink автоматически  отображает эти средства контроля в  общих функциях DAW, таких как  перемещение, микшер, параметры трека  и плагина.Кроме того, встроенные  пресеты Oxygen предлагают поддержку  многих виртуальных инструментов, без  необходимости в их установке.Новый  контроллер идеально подходит для  использования на сцене или в студии.Клавиатура, по удобству и  функциональности выигрывает  итальянской FATAR Numa*, но  проигрывает по стоимости  китайской CME UF­80.  * в сравнении не учитывается старшая и  несравнимо, более дорогая модель,  имеющая в своём арсенале деревянные  клавиши.  Полноценное управление  Кроме регуляторов, фэйдеров и кнопок  Oxygen 88 предоставляет целый набор  прочих элементов управления, которые  позволяют раскрыться Вашему  творческому потенциалу.  Программируемые колеса изменения  высоты тона и модуляции позволяют  придать Вашему исполнению чувства и  экспрессию. Четыре настраиваемые зоны с кнопками позволяют накладывать  звуки, делить клавиатуру и создавать  огромные многоуровневые патчи. Три  кнопки выбора предоставляют  возможность легко и быстро находить  пресеты, изменять программы и  переключать каналы MIDI. Специальныекнопки «track up/down» помогают  быстро найти нужный трек в цифровой  рабочей станции, а с помощью двух  кнопок «snapshot» Вы можете мгновенно  отослать нужные параметры в  компьютер. И, наконец, завершают набор органов управления специальные кнопки  «transpose/octave», предназначенные для  транспонирования.  Профессиональное качество  Когда­то компания M­Audio впервые  представила класс компактных и  мобильных MIDI контроллеров,  ставшими одними из самых  востребованных в мире.  Профессиональные музыканты  используют MIDI­клавиатуры M­Audio в  своей работе чаще, чем контроллеры  любой другой фирмы. Благодаря почти  десятилетнему опыту разработки  инновационных технологий у компании  M­Audio, конструкция MIDI­ контроллера Oxygen 88 отличается  надежностью и прочностью,  одновременно с непревзойденными  музыкальными возможностями и  характеристиками. Сравнительнонебольшой вес делает его идеальным  инструментом как для работы в студии,  так и на сцене  И наконец, клавиатура является  прекрасной заменой сошедших с  производства M­Audio ProKeys  88 и Keystation Pro 88  MIDI­ клавиатура Музыкальная Студия, Музыкальные инструменты » Клавишные » MIDI клавиатуры Всем нам хорошо известны синтезаторы, представляющие собой «электронное  фортепиано» с множеством  спецэффектов и функций.  Вся прелесть синтезатора заключается втом, что он может автономно выступать  в роли музыкального инструмента,  обеспечивая хорошее звучание  практически любого тембра.  Есть и минусы, главный из которых ­  относительно высокая стоимость  хорошего синтезатора и его  значительные габариты.  Лишена этого минуса MIDI­клавиатура.  она и стоит дешевле и расширяемость  лучше... MIDI­клавиатуры — по сути,  упрощенные версии синтезаторов, не  имеющие встроенных звуков,  дополнительных функций и эффектов.  В данном случае функциональность и  реализация спецэффектов возлагается  на персональный компьютер.  Если вы будете использовать MIDI­ клавиатуру с хорошей звуковой картой,  способной качественно синтезировать  множество MIDI­семплов, то, имея  удобную MIDI­клавиатуру, можно в  одиночку записать прекрасное  музыкальное произведение, наполнивего звучанием различных инструментов  и спецэффектами. Таким образом, для  создания компьютерной музыки MIDI­ клавиатура — незаменимая вещь.  А тем, кто привык иметь дело с  фортепиано, на помощь придёт полно  размерная MIDI клавиатура со  взвешенной молоточковой клавиатурой,  такая, как M­Audio Keystation Pro 88  MIDI­клавиатуры, как правило,  подключают к компьютеру через  высокоскоростной USB 2.0 интерфейс,  по которому запитывают сам аппарат, а  также передают данные для  последующей обработки компьютером.  Встречаются модели, способные  подключаться напрямую к звуковой  карте через MIDI­интерфейс.  Доступные MIDI­клавиатуры для новичков MIDI­клавиатуры активно используются начинающими музыкантами,  любителями. Разумеется, их стоимость  дешевле, чем настоящий инструмент или синтезатор, а в базовой конфигурации  позволяют новичку добитьсяприемлемого результата при  минимальных вложениях денег.  Пример такой MIDI­клавиатуры —  модель M­Audio Axiom 25. Данная  клавиатура имеет 25 клавиш, которые  соответствуют двум полным октавам  фортепиано или рояля. В случае, если  музыканту достаточно иметь две октавы для создания своих семплов, то M­Audio Axiom 25, пожалуй, может стать для  него хорошим инструментом.  MIDI для широких масс Если новичкам, как правило, важна  доступность, то для уже работающих  музыкантов предпочтительнее иметь  функциональный, портативный и не  слишком дорогой инструмент. Таким  потребностям отвечают клавиатуры  серии Oxygen компании M­Audio.  Клавиатура Oxygen оснащена  клавишами с чувствительностью к силе  нажатия. Модель Oxygen 61 пригодна  для работы и занятий, так, как в ней  реализовано целых пять октав,  соответствующих фортепиано илироялю.  MIDI для профессионала Искушённые музыканты обращают  внимание не только на качество, но и  удобство и комфорт, а также  соответствие реальным инструментам:  полно размерность, молоточковая  клавиатура. Их, пожалуй, волнуют не  столько дополнительные функции,  сколько работа клавиатуры как  музыкального инструмента.  Именно поэтому такие пользователи  предпочитают покупать большие  клавиатуры, порой не обладающие  таким широким набором  дополнительных функций, как модели  серии Axiom.  Профессиональной клавиатурой для  музыкантов выступает  модель Keystation Pro 88. В отличие от  моделей серии Axiom, в клавиатурах  серии Keystation делается акцент на  количество клавиш.  Модель Keystation 88es, также каки Keystation Pro 88 имеет  максимальный набор клавиш, так что  она будет удобным инструментом даже  для профессионального пианиста,  однако она не имеет молоточковой  клавиатуры, которая есть в  моделе Keystation Pro 88, поэтому  ощущение игры не будет похоже на игру на фортепиано или рояле.  Если вы желаете ощущать свою игру на  MIDI клавиатуре, будто бы вы играете  на фортепиано или рояле, следует  обратить внимание на более дорогую  модель Keystation Pro 88  Midi­клавиатура Keystation Pro 88Midi­клавиатура Keystation 88es    Иными словами, Keystation Pro  88 и Keystation 88es предназначены  именно для музицирования, ничто не  ограничивает вас на них исполнить  Лунную Сонату  .  Среди органов управления  клавиатуры Keystation 88 можно  выделить три клавиши, которые  отвечают за переход между режимами и  программирование устройства.  Слева на клавиатуре предусмотрены два колеса: колесо выбора режима работы и  колесо модуляции звука. Имеется  ползунок для регулировки громкости  звучания.  Все клавиши Keystation  88 чувствительны к силе нажатия, иначе  бы данный инструмент нельзя было бысчитать профессиональным.  ГобойМузыкальные инструменты » Духовые инструменты   Гобой (от фр. hautbois, буквально «высокое  дерево», англ. , нем. и итал. oboe) —  деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра симфонического  оркестра, представляющий собой трубку  конической формы с системой клапанов и  двойной тростью (язычком). Современный вид гобой приобрёл в первой половине XVIII века. Инструмент обладает певучим, однако  несколько гнусавым, а в верхнем регистре —  резким тембром.  Гобой может входить, также, в состав  духового оркестра, в различные камерные  ансамбли. По звуку «ля» гобоя настраивается  оркестр.Устройство гобоя сложно. Звук в нем  возникает в результате вибрации двух  связанных камышовых пластинок, называемых тростью, которая насаживается на  металлическую трубочку — штифт и туго  обвязывается ниткой. Диаметр штифта и  размер камышовых пластинок влияют на строй инструмента, его тембр и качество звука.  Трость является «голосовыми связками»  инструмента. Сама по себе она никаких  музыкальных звуков не производит. Если  «поиграть» только на одной трости, получится лишь неприятный писк. Однако при  соединении трости с инструментом эти звуки  приобретают полноценный сочный тембр  гобоя. Ствол инструмента (изготовляется из  африканского черного дерева) состоит из 3  соединенных вместе колен, образующих  прямую и узкую коническую трубку с  небольшим раструбом. На канале ствола  расположены 25 игровых отверстий, 22—24 из них закрыты клапанами. Сложная система  передаточных осей механизма современного  гобоя позволяет открывать и закрывать  клапаны, находящиеся на любом расстоянии  от пальцев исполнителя.  Инструменты, считающиеся прямымипредшественниками современного гобоя,  известны с античности и сохранились в  первозданном виде в разных культурах.  Народные инструменты, такие как бомбарда,  волынка, дудук, гайта, хитирики, зурна вместе с инструментами Нового времени (мюзетт,  собственно гобой, гобой д’амур, английский  рожок, баритоновый гобой, барочный гобой)  составляют обширное семейство этого  инструмента.  Духовые инструменты с двойной тростью  известны с глубокой древности. Об этом  свидетельствует, например, серебряная парная свирель, найденная в гробнице шумерского  царя, жившего 4600 лет назад в древнем  городе Ур в дельте реки Евфрат.  Инструменты такой же конструкции были  известны в Древнем Египте. В Древней Греции популярностью пользовался авлос —  инструмент, напоминающий современный  гобой. Его изображения часто встречаются на  глиняных вазах. Без этого подлинно народного инструмента не проходило ни одного пира и  театрального представления. В Древнем Риме  авлос получил латинское название «тибия».  Изобретение гобоя относят ко второй  половине XVII в. и приписывают этофранцузским мастерам М. Филидору и Ж.  Оттетерру. Впервые гобои нашли применение  в балете «Большой Амур» Ж. Б. Люлли в 1657 г. и после этого стали широко использоваться  в оркестре. К тому же времени относится  создание первых сольных и камерных  произведений для гобоя. В юности очень  увлекался игрой на гобое Г. Ф. Гендель.  Одиннадцатилетним мальчиком он уже  сочинил 6 трио­сонат для двух гобоев и  клавесина. Композиторы прошлого и  настоящего широко использовали гобой в  своем творчестве.  Музыкальные образы, создаваемые гобоем,  разнообразны. Ему лучше всего удается  выразить лирические настроения, простые,  чистые чувства, нежную любовь, Покорную  жалобу, горькие страдания. Участвует он в  героических, воинственных, трагедийных,  насыщенных пафосом и драматизмом  моментах. Четкость и звонкость в  звукоизвлечении на гобое помогает в передаче беззаботного веселья, острой шутки,  насмешки, грациозности. Широко известен  гобой как инструмент пасторальный,  воссоздающий музыкальные картины природы  и сельской жизни.Разновидность гобоя — английский рожок. Он звучит несколько ниже гобоя, тембр его  немного гнусавый, «утиный». Такой тембр,  например, выбрал С. С. Прокофьев для  изображения утки в симфонической сказке  «Петя и волк». Если гобой можно сравнить с  певческим голосом сопрано, то английский  рожок — с меццо­сопрано. Английскому  рожку в оркестре обычно поручаются сольные эпизоды — монологи, размышления,  пасторали.  Гобой используется в качестве сольного  инструмента, в камерной музыке и  симфоническом оркестре.  Основу репертуара для гобоя составляют  произведения эпохи барокко (сочинения Баха  и его современников) и классицизма (Моцарт). Реже исполняются сочинения композиторов­ романтиков (Шумана) и современных  композиторов.  Старинный гобой Трубки с одинарными или двойными язычками известны, по­видимому, с древнейших времен.  Старейшими из сохранившихся инструментов  этого типа являются две серебряные трубки,найденные на шумерском царском кладбище в  Уре и датируемые 2800 до н.э. Эти трубки  образовывали пару и имели двойные язычки.  Позднее подобные трубки, изготовляемые из  металла, дерева или кости, появились в  Египте, Малой Азии, Греции, Индии и на  Дальнем Востоке. Главным духовым  инструментом в Древней Греции был авлос  (древнеримское название – тибия), часто  неверно называемый флейтой. Он состоял из  двух трубок с двойными язычками, на  которых играли одновременно, причем одна из трубок давала однозвучное басовое  сопровождение для другой. Аналогичное  бурдонное сопровождение стало  отличительной особенностью другого  инструмента с двойным язычком – волынки.  Древние трубки стали предшественниками  язычковых инструментов Средневековья и  эпохи Возрождения. К концу последней их  появилось множество – среди них и шалмеи,  крумгорны и волынки. Шалмей и поммер  непосредственно предшествовали гобою и  фаготу XVIII в.  Современный гобойСовременный гобой представляет собой  коническую деревянную трубку длиной 60 см  с узким каналом и двойным язычком, который  вставляется в более узкий конец инструмента.  Он состоит из трех частей и обычно  изготавливается из африканского черного  дерева, хотя используются и другие породы  дерева и даже пластмасса. Звук образуется  благодаря колебаниям воздушного столба  внутри трубки, возбуждаемым при вдувании  воздуха быстрой вибрацией двух  тростниковых пластинок, составляющих  двойной язычок. Нижний звук извлекается,  когда колеблется воздушный столб  максимально возможной длины, т.е. воздух,  заполняющий трубку по всей длине. Длина  столба регулируется рядом просверленных в  трубке боковых отверстий, которые  исполнитель открывает и закрывает  непосредственно пальцами или с помощью  системы клапанов. Когда эти клапаны один за  другим открываются, столб воздуха  укорачивается и звук повышается. Полный  диапазон инструмента – от си­бемоль малой  октавы до ля третьей октавы.  Современный гобой в своем первоначальномвиде появился в конце в. во Франции в  результате усовершенствования шалмея.  Очень быстро он вошел в постоянный состав  симфонического оркестра и распространился  по всей Европе. К 1700 гобой приобрел  форму, которую лишь с небольшими  изменениями сохранял в течение столетия. Он  имел шесть отверстий и два клапана. В XIX в.  произошли значительные изменения в  количестве отверстий и в клапанном  механизме. Теобальд Бём (1794–1881)  разработал систему пружин, рычагов и  клапанов, которая позволила сделать больше  отверстий и расположить их в соответствии с  требованиями акустики. Созданная для  флейты, бемовская система была  приспособлена для всех деревянных духовых  инструментов. Наиболее активно  реконструкция гобоя протекала во Франции и  Германии. Немецкий гобой, сохраняя более  широкий канал классического гобоя и  используя широкий, несколько жестковатый  язычок, имел богатый, плотный, как бы  темный тембр. Французский гобой, с более  узкими язычком и каналом, обладал более  блестящим и острым звучанием. Р.Штраус  предпочитал гобой французской системы и  способствовал его утверждению у  большинства гобоистов Германии иЦентральной Европы. Французский гобой, в  основном той же системы, что была принята  Парижской консерваторией в 1881, сейчас  распространен наиболее широко. Гобой  немецкой системы был популярен только в  России, хотя в последнее время и там стали  превалировать инструменты французской  системы. В Вене остается популярным гобой  Цулегера, по стилю и конструкции более  близкий к классическому гобою.  Басовые разновидности гобоя. Они настроены ниже, чем обычный сопрановый:  Гобой д'амур – меццо­сопрановый гобой,  настроен на малую терцию ниже  обычного. Его мягкий, как бы матовый  тембр особенно привлекал Баха и других  композиторов эпохи барокко. Среди  современных композиторов, также  использовавших этот инструмент, –  Штраус, Дебюсси и Равель.   Английский рожок – альтовый гобой,  настроенный квинтой ниже обычного.  Благодаря богатому, своеобразному  тембру он стал сольным инструментом  симфонического оркестра. Басовый гобой (или, как его иначе  называют, баритоновый гобой) настроен  октавой ниже сопранового. Его звучание  считалось недостаточно сильным для  больших оркестров, которые вошли в  моду к концу XIX в. Чтобы восполнить  этот недостаток, в 1904 был предложен  геккельфон, названный так по имени его  изобретателя Геккеля, немецкого мастера  духовых инструментов. Р.Штраус  применил его в Электре и Саломее, время  от времени его стали использовать и  другие композиторы.Валторн а Музыкальные инструменты » Духовые инструменты Валторна (от нем. Waldhorn — «лесной  рог», итал. corno, англ. french horn,фр. cor) — медный духовой музыкальный  инструмент басово­тенорового регистра.  Произошла от охотничьего сигнального  рога, в оркестр вошла в середине XVII  века. До 1830­х годов, подобно другим  медным инструментам, не имела вентилей  и была натуральным инструментом с  ограниченным звукорядом.  Среди своих ближайших соседей, медных  духовых инструментов, валторна  выделяется особенно певучим,  бархатистым и теплым тембром,  задумчиво­лирическим звучанием.  Далеким ее предшественником был  охотничий рог, о чем свидетельствует и  само название: в переводе с немецкого  «валторна» означает «лесной рог».  Отсюда первое впечатление от звучания  валторны связано у слушателя с  безграничными далями, природой, лесами  и полями. Но валторне свойственны и  мужественные, драматические краски, они напоминают о другой стороне жизни  старинного инструмента, которым в  средние века подавали сигнал к началу  рыцарских турниров. Охотничий рог  держали раструбом вверх. На нем можнобыло исполнять только 14—15 звуков.  Он превратился в натуральную валторну в  1750 г., когда музыкант из Дрездена А. Й.  Хампель опустил раструб инструмента  вниз и при игре стал вводить в него руку,  повышая или понижая таким образом  высоту натуральных звуков. Затем, в  начале XIX в., к инструменту был  приспособлен вентильный механизм,  давший возможность играть на валторне  весь звукоряд. Современная валторна —  свернутая в круг металлическая трубка  длиной более 3 м со множеством  завитков.  В центре круга расположен вентильный  механизм, регулирующий длину  воздушного столба и понижающий высоту  натуральных звуков. Левая рука  исполнителя лежит на трех клавишах  вентильного механизма. Дополнительные4­й и 5­й вентили во многом облегчают  исполнительный процесс. Воздух в  инструмент вдувается через мундштук.  На валторне обыкновенной играющий  может издавать ряд звуков натуральной  гаммы.  Недостающие звуки диатонической гаммы  и хроматической получаются посредством руки, вкладываемой играющим в нижнюю,  более расширенную часть инструмента  (устье). Такие звуки называются  закрытыми. При высоком строе валторны  длина трубки короче, при низком —  длиннее. Наиболее употребительные строи валторны: F, E, Es.  Чтобы переменить строй валторны,  пользуются добавочными согнутыми  трубками, которые удлиняют трубку  валторны и называются машинками или  кронами. Не на каждой валторне можно  брать все ноты натуральной гаммы. Чем  ниже строй валторны, тем число  доступных нот увеличивается.  На валторне с тремя пистонами или с  цилиндрами играющий может получитьполную хроматическую гамму, без  закрытых звуков. Валторна принадлежит к разряду инструментов транспонирующих,  т. е. ее партия пишется в ладу C, а  исполняется в том ладу, в котором  валторна настроена.  Звуки валторны имеют характер  туманный; они благородны, певучи,  поэтичны. Из всех медных духовых  инструментов валторна отличается  наиболее мягким звуковым характером.  Этот инструмент ­ один из  необходимейших в симфоническом  оркестре.  Й. Гайдн и В. А. Моцарт стали  основоположниками классического  концерта для солирующей валторны с  оркестром.  В партитурах они подчеркнули  лирическую певучесть валторны,  способность ее к передаче полных юмора и задора образов.  В сонате для валторны и фортепьяно Л.  Бетховен раскрыл героическое начало в  звучании инструмента, его он затемвыделил и в симфонических  произведениях. В русской классической  музыке начиная с М. И. Глинки звучание  инструмента было приближено к  человеческому голосу, к певучему  произнесению музыкальных фраз.  Советские композиторы, наследуя  классические традиции, интересно и  изобретательно использовали валторну в  своем творчестве. Большой  популярностью среди исполнителей всего  мира пользуется концерт для валторны с  оркестром Р. М. Глиэра. К  многокрасочной палитре инструмента  обращались С. С. Прокофьев, Д. Д.  Шостакович, А. И. Хачатурян.Валторна используется в симфоническом  и духовом оркестрах, а также как  ансамблевый и сольный инструмент.  В настоящее время применяется главным  образом in F (в строе Фа), в духовых  оркестрах также in Es (в строе Ми­ бемоль). Диапазон валторны по  действительному звучанию — от H1 (си  контроктавы) до f² (фа второй октавы) со  всеми промежуточными звуками по  хроматическому звукоряду. Ноты для  валторны пишутся в скрипичном ключе на  квинту выше действительного звучания и в басовом — на кварту ниже  действительного звучания без ключевых  знаков. Тембр инструмента несколько  грубоватый в нижнем регистре, мягкий и  певучий на пиано, светлый и яркий на  форте — в среднем и верхнем.