Статья: Wolfgang Amadeus Mozart

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 06.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» Так гениально выразил Пушкин сущность гениального искусства Моцарта. Действительно, подобного сочетания классического совершенства с дерзновенностью мысли, такой бесконечности индивидуальных решений на основе четких и ясных закономерностей композиции мы не найдем, наверное, ни у одного из творцов музыкального искусства. Солнечно ясным и непостижимо загадочным, простым и безмерно сложным, глубоко человечным и вселенским, космическим предстает мир моцартовской музыки.
Иконка файла материала 7.docx
Вольфганг Амадей Моцарт Wolfgang Amadeus Mozart По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.  П. Чайковский «Какая глубина! Какая смелость и какая  стройность!» Так гениально выразил Пушкинсущность гениального искусства Моцарта.  Действительно, подобного сочетания  классического совершенства с дерзновенностью  мысли, такой бесконечности индивидуальных  решений на основе четких и ясных  закономерностей композиции мы не найдем,  наверное, ни у одного из творцов музыкального  искусства. Солнечно ясным и непостижимо  загадочным, простым и безмерно сложным,  глубоко человечным и вселенским, космическим  предстает мир моцартовской музыки. В. А. Моцарт родился в семье Леопольда  Моцарта, скрипача и композитора при дворе  зальцбургского архиепископа. Гениальная  одаренность позволила Моцарту уже с  четырехлетнего возраста сочинять музыку, очень  быстро овладеть искусством игры на клавире,скрипке, органе. Отец умело руководил  занятиями сына. В 1762­71 гг. он предпринимал  гастрольные поездки, во время которых многие  европейские дворы познакомились с искусством  его детей (старшая, сестра Вольфганга была  одаренной клавиристкой, сам он пел,  дирижировал, виртуозно играл на разных  инструментах и импровизировал), повсюду  вызывавшим восхищение. В возрасте 14 лет  Моцарт был награжден папским орденом  «Золотой шпоры», избран членом  Филармонической академии в Болонье. В поездках Вольфганг знакомился с музыкой  разных стран, осваивая характерные для эпохи  жанры. Так, знакомство с И. К. Бахом, жившим в  Лондоне, вызывает к жизни первые симфонии  (1764), в Вене (1768) он получает заказы на оперыв жанре итальянской оперы­buffa («Притворная  простушка») и немецкого зингшпиля («Бастьен и  Бастьенна»; годом раньше в Зальцбургском  университете была поставлена школьная опера  (латинская комедия) «Аполлон и Гиацинт».  Особенно плодотворным было пребывание в  Италии, где Моцарт совершенствуется в  контрапункте (полифонии) у Дж. Б. Мартини  (Болонья), ставит в Милане оперу­seria  «Митридат, царь понтийский» (1770), а в 1771 г.  — оперу «Луций Сулла». Гениальный юноша меньше интересовал  меценатов, чем чудо­ребенок, и Л. Моцарту не  удалось найти для него места при каком­либо  столичном европейском дворе. Пришлось  вернуться в Зальцбург для исполнения  обязанностей придворного концертмейстера.Творческие стремления Моцарта теперь  ограничивались заказами на сочинение духовной  музыки, а также развлекательных пьес —  дивертисментов, кассаций, серенад (т. е. сюит с  танцевальными частями для разных  инструментальных составов, звучавших не только на придворных вечерах, но и на улицах, в домах  австрийских горожан). Работу в этой области  Моцарт продолжил впоследствии и в Вене, где  было создано его самое известное произведение  подобного рода — «Маленькая ночная серенада»  (1787), своеобразная миниатюрная симфония,  полная юмора и изящества. Пишет Моцарт и  концерты для скрипки с  оркестром, клавирные и скрипичные сонаты и др.  Одна из вершин музыки этого периода —  Симфония соль минор № 25, где отразилисьхарактерные для эпохи мятежные «вертеровские» настроения, близкие по духу литературному  течению «Бури и натиска». Томясь в провинциальном Зальцбурге, где его  удерживали деспотические притязания  архиепископа, Моцарт предпринимает  неудавшиеся попытки устроиться в Мюнхене,  Мангейме, Париже. Поездки в эти города (1777­ 79) принесли, однако, много эмоциональных  (первая любовь — к певице Алоизии Вебер,  смерть матери) и художественных впечатлений,  отразившихся, в частности, в клавирных сонатах  (ля минор, ля мажор с вариациями и Rondo alla  turca), в Концертной симфонии для скрипки и  альта с оркестром и др. Отдельные оперные  постановки («Сон Сципиона» — 1772, «Царь­ пастух» — 1775, обе в Зальцбурге; «Мнимаясадовница» — 1775, Мюнхен) не удовлетворили  стремлений Моцарта к регулярному контакту с  оперным театром. Постановка оперы­seria  «Идоменей, царь критский» (Мюнхен, 1781)  выявила полную зрелость Моцарта­художника и  человека, его смелость и независимость в  вопросах жизни и творчества. Прибыв из  Мюнхена в Вену, куда направился на  коронационные торжества архиепископ, Моцарт  порвал с ним, отказавшись вернуться в Зальцбург. Прекрасным венским дебютом Моцарта стал  зингшпиль «Похищение из сераля» (1782,  Бургтеатр), за премьерой которого последовала  женитьба на Констанце Вебер (младшей сестре  Алоизии). Однако (впоследствии оперные заказы  поступали не столь часто. Придворный поэт Л.  Да Понте содействовал постановке на сценеБургтеатра опер, написанных на его либретто:  двух центральных творений Моцарта —  «Свадьбы Фигаро» (1786) и «Дон Жуана» (1788),  а также оперы­buffа «Так поступают все» (1790);  в Шенбрунне (летней резиденции двора) была  также поставлена одноактная комедия с музыкой  «Директор театра» (1786). Первые годы в Вене Моцарт часто выступает,  создавая для своих «академий» (концертов,  организованных по подписке среди меценатов)  концерты для клавира с оркестром.  Исключительное значение для творчества  композитора имело изучение произведений И. С.  Баха (а также Г. Ф. Генделя, Ф. Э. Баха),  направившее его художественные интересы в  область полифонии, придавшее новую глубину и  серьезность его замыслам. Это очень яркопроявилось в Фантазии и сонате до минор (1784­ 85), в шести струнных квартетах, посвященных И. Гайдну, с которым Моцарта связывала большая  человеческая и творческая дружба. Чем глубже  проникала музыка Моцарта в тайны  человеческого бытия, чем индивидуальнее  становился облик его произведений, тем меньшим успехом они пользовались в Вене (полученная в  1787 г. должность придворного камерного  музыканта обязывала его лишь к созданию танцев  для маскарадов).Гораздо больше понимания нашел композитор в  Праге, где в 1787 г. была поставлена «Свадьба  Фигаро», а вскоре состоялась премьера  написанного для этого города «Дон Жуана» (в  1791 г. Моцарт поставил в Праге еще одну оперу  — «Милосердие Тита»), яснее всего  обозначившего роль трагической темы в  творчестве Моцарта. Такой же смелостью иновизной отмечены «Пражская симфония» ре  мажор (1787) и три последние симфонии (№ 39  ми­бемоль мажор, № 40 соль минор, № 41 до  мажор — «Юпитер»; лето 1788), давшие  необычайно яркую и полную картину идей и  чувствований своей эпохи и проложившие пути к  симфонизму XIX в. Из трех симфоний 1788 г.  только Симфония соль минор прозвучала один  раз в Вене. Последними бессмертными  творениями моцартовского гения стали опера  «Волшебная флейта» — гимн свету и разуму  (1791, Театр в венском предместье) — и  скорбный величественный Реквием, не  завершенный композитором. Внезапность смерти Моцарта, чье здоровье было,  вероятно, подорвано длительным  перенапряжением творческих сил и труднымиусловиями последних лет жизни, таинственные  обстоятельства заказа Реквиема (как выяснилось,  анонимный заказ принадлежал некоему графу Ф.  Вальзаг­Штуппаху, намеревавшемуся выдать его  за свое сочинение), захоронение в общей могиле  — все это дало повод к распространению легенд  об отравлении Моцарта (см., например, трагедию  Пушкина «Моцарт и Сальери»), не получивших  никаких подтверждений. Творчество Моцарта  стало для многих последующих поколений  олицетворением музыки вообще, ее способности  воссоздать все стороны человеческого бытия,  представляя их в прекрасной и совершенной  гармонии, наполненной, однако, внутренними  контрастами и противоречиями. Художественный мир моцартовской музыки словно населен  множеством разнообразных персонажей,многогранных человеческих характеров. В нем  нашла свое отражение одна из основных черт  эпохи, кульминацией которой стала Великая  французская революция 1789 г., —  жизнедеятельное начало (образы Фигаро, Дон­ Жуана, симфония «Юпитер» и др.). Утверждение человеческой личности, активности духа связано  и с раскрытием богатейшего эмоционального  мира — многообразие его внутренних оттенков и  деталей делает Моцарта предтечей  романтического искусства. Всеобъемлющий характер моцартовской музыки,  охватившей все жанры эпохи (кроме уже  упомянутых — балет «Безделушки» — 1778,  Париж; музыка к театральным постановкам,  танцы, песни, в т. ч. «Фиалка» на ст. И. В. Гете,  мессы, мотеты, кантаты и др. хоровыепроизведения, камерные ансамбли различных  составов, концерты для духовых инструментов с  оркестром, Концерт для флейты и арфы с  оркестром и др.) и давшей их классические  образцы, во многом объясняется той огромной  ролью, какую сыграло в ней взаимодействие  школ, стилей, эпох и музыкальных жанров. Воплощая характерные черты венской  классической школы, Моцарт обобщил опыт  итальянской, французской, немецкой культуры,  народного и профессионального театра,  различных оперных жанров и т. п. В его  творчестве нашли отражение социально­ психологические конфликты, рожденные  предреволюционной атмосферой во Франции  (либретто «Свадьбы Фигаро» написано по  современной пьесе П. Бомарше «Безумный день,или Женитьба Фигаро»), мятежный и  чувствительный дух немецкого штюрмерства  («Бури и натиска»), сложная и вечная проблема  противоречия между дерзаниями человека и  нравственным возмездием («Дон Жуан»). Индивидуальный облик моцартовского  произведения складывается из множества  типичных для той эпохи интонаций и приемов  развития, неповторимо соединенных и  услышанных великим творцом. Его  инструментальные сочинения испытали  воздействие оперы, в оперу и мессу проникли  черты симфонического развития, симфония  (например, Симфония соль минор — своего рода  рассказ о жизни человеческой души) может быть  наделена детализированностью, свойственной  камерной музыке, концерт — значительностьюсимфонии и т. д. Жанровые каноны итальянской  оперы­buffa в «Свадьбе Фигаро» гибко  подчиняются созданию комедии реалистических  характеров с явным лирическим акцентом, за  названием «веселая драма» встает совершенно  индивидуальное решение музыкальной драмы в  «Дон Жуане», проникнутое шекспировскими  контрастами комедийного и возвышенно­ трагического. Один из ярчайших примеров моцартовского  художественного синтеза — «Волшебная  флейта». Под покровом волшебной сказки с  запутанным сюжетом (в либр. Э. Шиканедера  использовано множество источников) скрываются утопические идеи мудрости, добра и всеобщей  справедливости, характерные для эпохи  Просвещения (здесь сказалось и влияниемасонства — Моцарт был членом «братства  свободных каменщиков»). Арии «человека­ птицы» Папагено в духе народных песен  чередуются со строгими хоральными напевами в  партии мудрого Зорастро, проникновенная  лирика арий влюбленных Тамино и Памины — с  колоратурами Царицы ночи, почти  пародирующими виртуозное пение в итальянской  опере, сочетание арий и ансамблей с  разговорными диалогами (в традиции зингшпиля)  сменяется сквозным развитием в развернутых  финалах. Все это объединяется тоже  «волшебным» по мастерству инструментовки  звучанием моцартовского оркестра, (с  солирующими флейтой и колокольчиками).  Универсальность музыки Моцарта позволила ей  стать идеалом искусства для Пушкина и Глинки,Шопена и Чайковского, Бизе и Стравинского,  Прокофьева и Шостаковича. Е. Царёва Его первым учителем и наставником был отец,  Леопольд Моцарт, помощник капельмейстера при дворе зальцбургского архиепископа. В 1762 году  отец представляет Вольфганга, ещё совсем юногоисполнителя, и его сестру Наннерль дворам  Мюнхена и Вены: дети играют на клавишных  инструментах, на скрипке и поют, а Вольфганг  ещё и импровизирует. В 1763 году состоялось их  длительное турне по Южной и Восточной  Германии, Бельгии, Голландии, Южной Франции,  Швейцарии вплоть до Англии; дважды они были в Париже. В Лондоне происходит знакомство с  Абелем, И. К. Бахом, а также певцами Тендуччи  и Манцуоли. В двенадцать лет Моцарт сочиняет  оперы «Мнимая пастушка» и «Бастьен и  Бастьенна». В Зальцбурге назначается на  должность концертмейстера. В 1769, 1771 и 1772  годах посещает Италию, где получает признание,  ставит на сцене свои оперы и занимается  систематическим образованием. В 1777 году  совершает в обществе матери поездку в Мюнхен,Мангейм (где влюбляется в певицу Алоизию  Вебер) и Париж (где мать умирает).  Обосновывается в Вене и в 1782 году женится на  Констанции Вебер, сестре Алоизии. В том же  году большой успех ждёт его оперу «Похищение  из сераля». Создаёт произведения самых разных  жанров, проявляя удивительную многогранность,  становится придворным композитором (без  определённых обязанностей) и надеется после  смерти Глюка получить должность второго  капельмейстера Королевской капеллы (первым  был Сальери). Несмотря на славу, особенно  оперного композитора, надежды Моцарта не  сбылись, в том числе из­за сплетен относительно  его поведения. Оставляет незаконченным  Реквием. Уважение к аристократическим  условностям и традициям, как религиозным, таки светским, сочетались у Моцарта с чувством  ответственности и внутренним динамизмом,  которые заставляли некоторых рассматривать его как сознательного предшественника романтизма,  в то время как для других он остаётся  несравненным завершением рафинированного и  умного века, почтительно относившегося к  правилам и канонам. В любом случае именно из  постоянного столкновения с различными  музыкальными и моральными клише того времени родилась эта чистая, нежнейшая, нетленная  красота музыки Моцарта, в которой столь  загадочным образом присутствует то  лихорадочное, лукавое, трепетное, что именуется «демоническим». Благодаря гармоническому  использованию этих качеств, австрийский мастер  — подлинное чудо музыки — преодолел всетрудности композиции со знанием дела, которое  А. Эйнштейн верно называет  «сомнамбулическим», создав огромное  количество произведений, хлынувших из­под его  пера как под давлением со стороны заказчиков,  так и в результате непосредственных внутренних  побуждений. Он действовал со скоростью и  самообладанием человека нового времени, хотя и оставался вечным ребёнком, чуждым любых  феноменов культуры, не относящихся к музыке,  полностью обращённым к внешнему миру и  одновременно способным на поразительные  проникновения в глубины психологии и мысли. Несравненный знаток человеческой души,  особенно женской (передававший в равной мере  её грацию и двойственность), проницательно  высмеивающий пороки, мечтающий об идеальноммире, легко переходящий от самой глубокой  скорби к величайшей радости, благочестивый  певец страстей и таинств — будь эти последние  католическими или масонскими — Моцарт до  сих пор завораживает как личность, оставаясь  вершиной музыки и в современном понимании.  Как музыкант он синтезировал все достижения  прошлого, доведя до совершенства все  музыкальные жанры и превзойдя почти всех  своих предшественников совершенным  сочетанием северного и латинского строя чувств.  Чтобы упорядочить музыкальное наследие  Моцарта, понадобилось опубликовать в 1862  году объёмистый каталог, впоследствии  обновлённый и исправленный, который носит имя своего составителя Л. фон Кёхеля.Подобная творческая продуктивность — не такая уж, впрочем, редкая в европейской музыке —  была не только результатом прирождённых  способностей (говорят, что он писал музыку с  той же лёгкостью и непринуждённостью, что и  письма): в пределах короткого срока,  отпущенного ему судьбой и отмеченного порой  необъяснимыми качественными скачками, она  была выработана благодаря общению с  различными учителями, позволявшему  преодолевать кризисные периоды становления  мастерства. Из музыкантов, оказавших на него  прямое влияние, следует назвать (помимо отца,  итальянских предшественников и современников, а также Д. фон Диттерсдорфа и И. А. Хассе) И.  Шоберта, К. Ф. Абеля (в Париже и Лондоне),  обоих сыновей Баха, Филиппа Эмануэля и вособенности Иоганна Кристиана, бывшего  образцом сочетания «галантного» и «учёного»  стилей в крупных инструментальных формах, а  также в ариях и операх­сериа, К. В. Глюка — в  том, что касается театра, несмотря на  существенное различие творческих установок,  Михаэля Гайдна, великолепного  контрапунктиста, брата великого Йозефа,  который в свою очередь указал Моцарту, как  достичь убедительности выражения, простоты,  непринуждённости и гибкости диалога, не  отказываясь и от приёмов самой сложной  техники. Основополагающими были его поездки в Париж и Лондон, в Мангейм (где он слушал  знаменитый оркестр под управлением Стамица,  первый и самый передовой ансамбль в Европе).  Укажем также на окружение барона фон Свитенав Вене, где Моцарт учился и оценил музыку Баха  и Генделя; наконец, отметим путешествия в  Италию, где он встречался со знаменитыми  певцами и музыкантами (Саммартини, Пиччини,  Манфредини) и где в Болонье держал у падре  Мартини экзамен по контрапункту строгого  стиля (по правде сказать, не слишком удачный). В театре Моцарт добился беспрецендентного  соединения итальянской оперы­буффа и драмы,  достигнув музыкальных результатов неоценимого значения. В то время как действие его опер  основывается на хорошо подобранных  сценических эффектах, оркестр, словно лимфа,  пропитывает каждую мельчайшую клеточку  характеристики персонажа, легко проникает в  малейшие промежутки внутри слова, как  ароматное, тепловатое вино, словно из боязни,что у персонажа не хватит духа выдержать роль.  Необычайного сплава мелодии несутся на всех  парусах, то образуя легендарные соло, то  облачаясь в разнообразные, очень тщательные  наряды ансамблей. Под постоянным изысканным  равновесием формы и под остросатирическими  масками видна постоянная устремлённость к  человеческому сознанию, которая скрыта игрой,  помогающей овладеть болью и исцелить её.  Возможно ли, чтобы его блистательный  творческий путь закончился Реквиемом, который, хотя и не доведённый до конца и не всегда  поддающийся чёткому прочтению, хотя и  завершённый неумелым учеником, до сих пор  приводит в содрогание и исторгает слёзы?  Смерть как долг и далёкая улыбка жизниявляется нам во вздыхающей Lacrimosa, словно  весть юного бога, слишком рано отнятого у нас.Загадка смерти Моцарта    В 35 лет Вольфганг Амадей Моцарт умер внищете, слабеющей рукой торопливо записывая  последние ноты своего «Реквиема», который  считал заупокойной мессой по самому себе. До  сих пор биографы Моцарта в недоумении: как  могло случиться, что композитор, буквально  озолотивший своей оперой «Волшебная флейта»  либреттиста и театрального антрепренера  Шиканедера, умер в нищете? Как могло  произойти, что его похоронили по низшему  разряду в общей могиле вместе с десятком  бродяг? Наиболее распространенная версия смерти  композитора — отравление, и появилась она  сразу же после кончины Моцарта . Его жена  Констанца утверждала, что мужа преследовала  мысль о смерти от яда. Сын, Карл Томас, в своюочередь, вспоминал: «Тело отца было странно  распухшим, как у отравленного ртутью».  Противники этой версии считают, что ртуть  могла появиться в организме совсем по другой  причине: ею лечили спинную сухотку, которой  страдал Моцарт . Подозреваемым N 1 долгое время был его  соперник — композитор Антонио Сальери.  Несмотря на слухи, Вена пышно отпраздновала  полувековую годовщину творческой  деятельности «подозреваемого». Говорят, что  венская публика не слишком прислушивалась к  сплетням, более того, после смерти Моцарта его  жена Констанца, отправила младшего сына  учиться именно к Сальери. Впрочем, сын  Моцарта считал, что «Сальери не убивал отца, нопоистине отравил его жизнь интригами», а отец  Моцарта еще 18 марта 1786 года писал своей  дочери Наннерль: «Сальери со своими  приспешниками опять готов перевернуть небо и  ад, лишь бы только провалить постановку»  («Свадьбы Фигаро»). И все же интриги — отнюдь  не медленный яд «акватофана», которым якобы  отравили Моцарта . Впрочем, другие сторонники  этой версии утверждали, что Моцарт был  отравлен ртутью. Давайте вспомним последние дни великого  композитора : Год выдался тяжелым: Моцарт страдал от  безденежья и долго болел. Однажды в дверьпостучался незнакомец, одетый во все черное. — Я пришел к вам, сударь, по поручению очень  важного лица. Лицо это не желает, чтобы имя его  было известно. — Пусть будет так. Чего же он хочет? — ответил Моцарт. — Он только что потерял близкого человека. Он  желает каждый год отмечать годовщину смерти  церковной службой и просит написать для этой  цели реквием. Вложите в это дело весь свой  талант, вы имеете честь работать для большого  знатока музыки, — сказал незнакомец и  удалился. Идея создания реквиема глубоко захватила  Моцарта. Он работал с невероятным увлечением.Вот только состояние здоровья композитора  становилось все хуже. «Видно, для самого себя  пишу я этот Реквием», — не раз говорил он жене  и друзьям. Странная таинственность незнакомца  только усугубляла положение и действовала  угнетающе на возбужденное воображение  композитора. Когда Моцарта зашли навестить друзья, они были потрясены его болезненным видом и уговорили  отложить работу и лечь в постель. Он согласился  при условии: друзья сейчас же исполнят для него  готовые части Реквиема. А своему любимому  ученику Зюсмайеру Моцарт стал давать  необходимые указания по завершению Реквиема. Около часа ночи Моцарт скончался.Позже загадочная история с таинственным  заказом объяснилась просто. Граф Франц фон  Вильзег цу Штуппах, большой любитель музыки,  желал во что бы то ни стало прослыть  композитором. С этой целью он заказывал  талантливым музыкантам композиции,  переписывал их и выдавал за собственные.  Потеряв жену, граф решил почтить ее память  исполнением Реквиема. С этой целью он послал к  Моцарту своего управляющего, который и вел  разговор с композитором. Желанием присвоить  сочинение великого Моцарта и объяснялась  таинственность переговоров. И все таки все помнят версию с отравлением ? По еще одной версии к отравлению Моцарт былпричастен Франц Ксавьер Зюсмайер, ученик,  секретарь Моцарта и любовник его жены. При  этом господин Зюсмайер был учеником не только Моцарта, но и Сальери. Предполагают, что в руки Зюсмайера ртуть (mercurius) попала от другого  «героя» трагедии — графа и музыканта Вальзегга цу Штуппаха, того самого, который заказал  Моцарту «Реквием». Как раз в его владениях  добывали ртуть. После смерти Моцарта в музыкальных кругах  пересказывались слова кого­то из композиторов,  который, якобы, заметил: «Хотя и жаль такого  гения, но благо нам, что он мертв. Ибо поживи он больше — поистине, никто в мире не дал бы нам  куска хлеба за наши произведения». В кругу  венских музыкантов долгое время передаваласьследующая история. Будто бы гроб с телом  Моцарта отпевали не в храме Св. Стефана, а у  входа в Крестовую капеллу, прилегающую к  северной недостроенной башне храма. А затем,  когда сопровождавшие удалились, гроб с телом  внесли внутрь и, прошествовав перед Распятием,  вынесли прах великого музыканта уже через  другой выход, ведущий прямиком в катакомбы,  где хоронили людей, умерших во время эпидемии чумы. Этим странным слухам есть различные  подтверждения. Например, известно, что,  разбирая архив Бетховена, душеприказчики  композитора обнаружили среди прочих бумаг  любопытную картинку, запечатлевшую похороны  Вольфганга Амадея Моцарта. На рисунке был  изображен въезжающий в ворота кладбища  убогий катафалк, за которым понуро труситбродячая собака. В 1801 году старый венский могильщик случайно  выкопал череп, который, как предположили, мог  принадлежать Моцарту, скелет которого  бесследно исчез. Только в 1859 году был  обнаружен старинный план кладбища Святого  Марка в Вене и на предполагаемом месте  погребения Моцарта был установлен мраморный  монумент.Однако, это не конец истории … Весной 1986 г. Международный фонд Моцартеум проводил очередную выставку, названную  «Моцарт в XIX веке». Среди экспонатов,  отобранных для нее, был и загадочно обретенный  череп композитора. Его выставили в нише,  заботливо укрыв стеклянным колпаком, который  обвивал плющ. Впрочем, у посетителей этот  мрачный экспонат не вызвал особого внимания. «Однако на презентации, устроенной в честь  выставки, — вспоминал ее устроитель,  профессор Рудольф Ангермюллер, — ко мне  обратился доктор Целлер, представлявшийКельтский музей. Ему хотелось, чтобы их  художник Райнер сфотографировал череп.  Позднее по этому снимку он мог бы нарисовать  портрет Моцарта». Вскоре Ангермюллер разоткровенничался. «Вы  знаете, мы, между прочим, до сих пор не знаем,  подлинный ли это череп Моцарта. У вас в музее  нет специалистов, которые могли бы это  проверить?» «Пожалуй, что есть. Вот, например, профессор  Тихи». Так Готфрид Тихи, профессор Института  геологии и палеонтологии при Зальцбургском  университете, был неожиданно приглашеносмотреть загадочный череп. Генеральный секретарь фонда Рудольф  Ангермюллер торжественно вручил ему  реликвию, надеясь на его порядочность и  щепетильность. Вскоре Тихи сообщил, что череп Моцарта  подлинный. А потом, к ужасу сотрудников  фонда, на первой полосе «Пари­матч» появился  снимок, сделанный в одном из местных кафе.  Взорам читателей предстал профессор Тихи,  позирующий с черепом Моцарта в руках. «Очень скандально и непорядочно с его  стороны». Вдобавок профессор так и не вынес  никакого научного заключения, ограничившисьлишь подробным описанием черепа. Вольфганг Амадей Моцарт В нем говорилось  следующее: маленькая голова, очень  женственная; крутой лоб; тонкая скуловая кость;  облик типичен для жителя Южной Германии. Очевидно, череп принадлежал человеку  маленького роста — что верно: рост Моцарта  был чуть больше 1,50 м. Возраст покойного: от 30 до 40 лет (Моцарт умер в 35 лет). Кости черепа  носят следы рахита, перенесенного вследствие  недостатка витамина D: Моцарт был «зимним  ребенком»; он почти не гулял на солнце. Один из  коренных зубов был сильно поражен кариесом и,  очевидно, часто причинял композитору боль —  тоже известный факт. Обе лобные кости раносрослись, поэтому глаза выдавались вперед —  вот почему, наверное, поэт Людвиг Тик назвал  глаза Моцарта «дурацкими». Удивление вызвали  следы заживленной трещины черепа. Как могла  эта травма ускользнуть от внимания биографов  Моцарта? Ведь в литературе мы нигде не найдем  сообщения о том, что композитор когда­либо  сильно ударился головой. Следствием этого  удара, по словам Тихи, была «сильная гематома», причинявшая покойному острые головные боли. Затем профессор спроецировал рентгеновский  снимок черепа на увеличенную копию портрета  Моцарта работы Доротеи Шток (1789). На нем  композитор был показан в профиль. Череп  «совершенно точно укладывался в портрет»,  заявил Готфрид Тихи.Впрочем, если сравнить профиль черепа с  другими «достоверными» картинами и  рисунками, на которых запечатлен Моцарт, то и  здесь обнаружится поразительное сходство.  Однако сам облик композитора на этих  портретах довольно сильно разнится. Как же в  действительности выглядел Моцарт? «От него не  осталось ничего, кроме жалких портретов, из  которых ни один не похож на Другой», — заявил  его биограф Альфред Эйнштейн. И все­таки профессор Тихи настаивал: «Череп  Моцарта аутентичен». Сотрудники  Международного фонда не хотели доверять  поспешному выводу Нужно было раз и навсегда  решить, что за реликвию они хранят. 9 февраля1989 г. они обратились к двум ученым из Вены — Иоганну Шилвасси и Херберту Кричеру — с  просьбой еще раз исследовать череп. Профессор Шилвасси представлял Судебно­ медицинский институт, а доктор Кричер —  Естественно­исторический музей. Первым делом  они заявили, что «все проведенные прежде  экспертизы так называемого черепа Моцарта на  предмет его подлинности не имеют никакого  значения». По их словам, «единственный метод,  дающий неоспоримые доказательства, — а  именно реконструкция мягких частей — до сих  пор не применялся». Сделав гипсовый отпечаток черепа, Шилвасси и  Кричер сформировали на нем лицо, вылепив егоиз пластилина. Этот метод применяется в  криминалистике, чтобы восстановить внешность  покойных, подлежащих опознанию. Однако венские специалисты не подозревали, что  до них подобную попытку все же предпринял их  французский коллега Пьер­Франсуа Пуэх из  Нима. Очевидно, он воспользовался копией черепа,  изготовленной профессором Тихи. С тех пор этот бюст Моцарта хранится в  Марселе. Шилвасси и Кричер, как и профессор Тихи,  сравнили пластилиновую голову Моцарта спортретом Доротеи Шток. Их вывод таков:  контуры черепа и облик мягких частей лица во  многом совпадают с рисунком — такое возможно лишь, «когда речь идет об одной и той же  персоне». И, наконец, заключение: «Что касается черепа, предоставленного в  распоряжение ученых, то речь идет о черепе  Вольфганга Амадея Моцарта». Однако этот бодрый рапорт привел сотрудников  фонда в замешательство, ведь такое однозначное  заключение — факт скорее необычный для мира  ученых. Вообще же за последние полтора десятка лет был выслушан целый ряд противоречивых  оценок. Раскритиковали и Шилвасси с Кричером. Семь немецких и швейцарских экспертовподчеркнули, в каком затруднительном  положении те оказались, ведь череп сохранился  не полностью. У него отсутствуют нижняя  челюсть и основание. Обе этих части  исследователи заменили, воссоздав их форму по  аналогии. Однако профессор Рихард Хельмер,  тоже занимавшийся восстановлением облика  людей по их черепам, заявил, что «невозможно  доказать идентичность, проводя сравнительные  исследования черепа и изображений человека,  если у черепа отсутствует нижняя челюсть». Менеджеры фонда Моцартеум констатировали:  «Принимая во внимание современный уровень  исследований, нельзя привести строгое научное  доказательство того, что речь идет о черепе  Моцарта».Тем временем профессор Тихи написал книгу  «Невольное завещание Моцарта». В ней он  настаивает на своем: «Я не сомневаюсь ни на  одну минуту том, что это подлинный череп  композитора». Таково положение дел на сегодняшней день.  Прежние методы исчерпали себя. Лишь  генетический анализ может, наверное, сказать,  что за реликвия хранится в одном из залов фонда  Моцартеум. И реликвия ли это? И могут ли  генетики решить посмертную тайну композитора? Прежде чем ответить на последний вопрос,  вспомним, каким образом «череп Моцарта»  совершил путешествие с венского кладбища на  музейную полку.Эта детективная история начинается сразу после  смерти Моцарта. По Вене поползли мрачные  слухи: «Маэстро убит! Он отравлен!» Разве не  сам Моцарт жаловался своей Констанции: «Я  долго не протяну Наверняка кто­то дал мне яд!» Назывались даже имена возможных убийц. Что,  если это — Франц Ксавер Зюсмайер, которого  Моцарт как­то назвал «говном»?  (Справедливости ради отметим, что именно  Зюсмайеру в последние часы перед смертью  Моцарт указал, как окончить партитуру  «Реквиема».) Или его соперник на музыкальной  стезе — Антонио Сальери, этот «итальяшка»,  который впоследствии сам как будто признался в убийстве? «Тяжкий совершил он долг!» — такимубийственным бюрократизмом заклеймил его  поэт. (Еще одно замечание справедливости ради:  из трех последних симфоний, написанных  Моцартом, на сцене при его жизни была  исполнена всего одна; она прозвучала в 1791 г. в  благотворительном концерте, причем произошло  это при содействии А. Сальери.) А если это была  сама Констанция, беспечная женушка поэта? Все эти версии давно исследованы историками и  опровергнуты. Наука оправдала всех — и  Сальери, и Франца Ксавера, и спутницу жизни и  смерти. В 60­х годах двадцатого века, в Зальцбурге, на  одной из сессий Института моцартоведения  специалисты пришли к выводу, что, по всейвероятности, никакого отравления не было, и  скончался Моцарт от неизлечимой в то время  ревматической болезни. Эти доводы подтвердила  и известная работа Карла Бэра «Моцарт. —  Болезнь. — Смерть. — Погребение». Моцарт умер от ревматически­воспалительной  лихорадки. В последние годы он был измучен  бедностью и лишениями. После смерти  императора Иосифа II, последовавшей в 1790 г.,  положение Моцарта стало вовсе безвыходным. На какое­то время ему пришлось уехать из Вены,  спасаясь от преследования кредиторов.  Незадолго до смерти его зачислили наконец на  службу, назначив «бесплатным помощником  капельмейстера собора святого Стефана». После  смерти капельмейстера Моцарт имел правозанять его место, но первым умер он сам. 20  ноября он слег и после двухнедельной болезни  скончался 5 декабря 1791 г. Давно разоблачена и другая легенда — о том, что Моцарта похоронили в общей могиле, как  последнего нищего, и холм, увенчавший  безвестный прах, даже не украсила табличка:  «Здесь покоится великий австрийский…». Не все в этой легенде лживо, но события тех печальных  дней требуют иной оценки. Надо знать реалии  тогдашней Вены.Барон Готфрид ван Свитен, занявшийсяпохоронами, заказал для своего друга  «погребение по третьему разряду». Стоимость:  восемь гульденов, 56 крейцеров; сверх того три  гульдена за катафалк. В то время это были самые  обычные похороны, подобающие человеку,  достойному во всех отношениях. В последнем  ритуале, причитавшемся Моцарту, были строго  соблюдены все регламенты похорон, принятые в  Австрийской империи и привычные ее жителям,  но, может быть, удивительные для иностранцев,  которые были готовы счесть соблюдение порядка за пренебрежение к останкам Моцарта. Так, в этом регламенте, например, говорилось: «В могилах покойных, погребенных в гробах,  предписано хоронить четверых взрослых и двух  детей; за неимением же детей класть пятьвзрослых трупов». Обычные могилы были в  самом деле общими, рассчитанными на  нескольких человек, но так полагалось всем. Это  не пренебрежение, это — правила. Точно были определены даже размеры могилы.  «Предписано копать ямы длиной в шесть футов,  шириной в четыре фута и глубиной в шесть  футов» (один фут соответствовал в Австрии  примерно 32 см). Вечером 6 декабря 1791 г., а быть может, днем  позже, катафалк с гробом Моцарта покинул его  последний приют и двинулся в сторону кладбища  Св. Марка, находившегося в 4 км от города. В  черте города в ту пору запрещались похороны.  Могильщики оставили гроб до утра в мертвецкой,а потом, опустив его в землю, посыпали крышку  негашеной известью. Через семь­восемь лет могилы обретали новых  постояльцев. Естественно, над этими холмиками  не возводили никаких пышных надгробий. К Богу большинство жителей Вены являлись без всяких  прикрас. Один металлический крест служил  напоминанием об останках усопшего, но над  могилой Моцарта не было и его. Не было никакой таблички (тут уж вопросы к жене, так и не  посетившей ни разу могилу). Поэтому место, где  был похоронен Моцарт, вскоре забыли. …После  смерти композитора минуло полвека.  Предположительно в 1843 г. гравер из Вены Якоб Хиртль получил некий череп. Как гласит легенда, это «вместилище ума» подарил ему приятель —могильщик с кладбища Св. Марка. Ныне на венском кладбище можно увидеть  прекрасный памятник Моцарту. Но праха  великого композитора под ним нет.МОЦАРТ: ЛЕГЕНДЫ И ФАКТЫ Великий композитор умер в ночь на 5 декабря  1791 г. И практически сразу пошли слухи: убили,  убили завистники гения!.. Так, в берлинской  газете «Musikalisches Wochenblatt» прозвучал  недвусмысленный намек на криминал: «Моцарт  мертв...Поскольку его тело опухло после смерти,  некоторые полагали, что он был отравлен».С течением времени попытки представить  кончину Моцарта как нечто роковое возникали  вновь и вновь. Однако, возможно, стоит искать  злой рок не в кончине гения, а в его жизни? ЛЕГЕНДА ПЕРВАЯ: ВИНА САЛЬЕРИ Моцарт умер, не дожив до 36 лет. Его кончина  была мучительной, поэтому сразу же возникли  подозрения: не обошлось без яда!.. Повод для подобных сплетен дала и вдова  композитора Констанца, неоднократно  повторявшая слова мужа, сказанные незадолго до смерти: «Конечно, мне дали яд!». Но кто же был  предполагаемым отравителем? Спустя 30 лет  после смерти Моцарта молва «нашла» имя  «виновника» — Антонио Сальери.К тому времени популярнейший некогда  композитор был стар и немощен: прикован к  креслу параличом, страдал расстройством  психики. Как­то больной старик в помутнении  ума попытался перерезать себе горло, и это тут  же приписали угрызениям совести из­за убийства  Моцарта. Подробности истории известны всем  благодаря трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и  Сальери». Однако причин брать на душу  смертный грех у Сальери не было. Он, по  сравнению с постоянно нуждавшимся в деньгах  Моцартом, считался очень успешным  музыкантом: занимал высокое положение при  дворе Иосифа II, пользовался огромным  авторитетом среди коллег и не испытывал ни  малейших материальных затруднений. Перед  смертью он сказал посетившему его музыкантуИгнацу Мошелесу: «Я могу с полной верой и  правдой уверить вас, что ничего справедливого в  абсурдном слухе нет... Скажите об этом миру,  дорогой Мошелес: старый Сальери, который  скоро умрет, сказал это вам». Кстати, парадоксально, но факт: Пушкин, сделав  Антонио Сальери виновником смерти Моцарта,  помог реабилитации Сальери: творение гения  русской словесности было столь будоражащим и  ярким, что положило начало расследованиям — а виновен ли Сальери на самом деле? Большинство  серьезных исследователей его оправдали... ЛЕГЕНДА ВТОРАЯ: КОВАРНЫЙ УЧЕНИК Вторым подозреваемым в смерти Моцарта стал  его ученик Франц Ксавьер Зюсмайер. В доме  Моцарта он появился за год до смертикомпозитора и жил на правах члена семьи.  Зюсмайер был весьма амбициозен, тяжело  переживал подтрунивания насмешника Моцарта.  Вот и возникли предположения, что он мог  поспособствовать учителю отправится прежде  времени на тот свет — из­за банальной зависти. О нем, наверное, никто бы и не вспомнил, если бы  не «Реквием», который он заканчивал уже после  смерти мастера. Ходили слухи, что Зюсмайер был настоящим отцом младшего сына Моцарта,  получившего, кстати, имя Франц Ксавьер. Но  никаких серьезных подтверждений этой коллизии нет, напротив — у Франца Ксавьера Моцарта  обнаружен тот же врожденный дефект ушной  раковины, что и у отца, а значит, генетическое  родство можно считать доказанным. Тем неменее, его роман с Констанцей, увы, ни для кого  не был тайной. ЛЕГЕНДА ТРЕТЬЯ: РЕВНИВЫЙ МУЖ Помимо Сальери и Зюсмайера, в качестве  возможного убийцы упоминается друг и собрат  Моцарта по масонской ложе, делопроизводитель  верховного суда Франц Хофдемель. Его жена Магдалена брала уроки у Моцарта, и  поговаривали, что занимались они не только  музыкой, более того, плодом интрижки стала ее  беременность. После смерти Моцарта в доме Хофдемеля  разыгралась кровавая драма: едва Маргарита  вернулась с похорон учителя, муж в порыве  ревности исполосовал ее бритвой — и сплетни о  неверности мадам Хофдемель разгорелись сновой силой. Мол, Франц подозревал, что  Моцарт — настоящий отец будущего ребенка, и  расправился сначала с ним, а потом решил и с  неверной женой. Однако Магдалену спасли  соседи, и покончено было как раз с ревнивым  мужем — он перерезал себе горло той же  бритвой. ЛЕГЕНДА ЧЕТВЕРТАЯ: МЕСТЬ МАСОНОВ Масонская ложа «Увенчанная надежда», куда  входил Моцарт, обладала огромными  богатствами и пользовалась большим влиянием.  «Вольные каменщики» ревностно поддерживали  своих достойных членов, возносили их при жизни  и торжественно провожали в мир иной. Странно,  но с Моцартом они обходились совсем не по­ братски: зная о тяжелом материальномположении, «братья» ничем ему не помогали.  Возможно, причина кроется в мировоззренческих  разногласиях между композитором и масонами,  которые достигли своего накала как раз в 1791  году. Моцарт даже собирался создать свою ложу  под названием «Грот» и работал над ее уставом.  Кстати, в том же году Моцарт написал оперу  «Волшебная флейта», которая имела  грандиозный успех. Принято считать, что  композитор в опере широко использовал  масонскую символику, раскрыл многие ритуалы,  которые положено было знать лишь  посвященным. Одни исследователи полагают, что Моцарт в этой опере воспел «вольных  каменщиков», другие считают ее пародией на  масонский орден. Это и породило слухи, что  масоны ускорили смерть «собрата», устранив его«подобающим рангу» ядом — ртутью, то есть  Меркурием, идолом муз. Однако 18 ноября 1791 г. Моцарт принял участие в церемонии освящения нового храма масонской  ложи «Увенчанная надежда». Прозвучала его  кантата «Громко возвестим нашу радость»,  сочиненная специально к этому случаю. И по  свидетельству Констанцы, венские масоны  приняли кантату с энтузиазмом… ЛЕГЕНДА ПЯТАЯ: БОЛЕЗНЬ Моцарт слег 20 ноября 1791 года и больше не  поднимался: внезапно у него опухли руки, ноги,  затем появилась рвота, тело покрылось сыпью.  Мучения длились 15 дней, при этом за два часа  до кончины он пребывал еще в полном сознании.  Доктора мучили больного, согласно медицинскимпредставлениям XVIII века: давали препараты,  вызывавшие рвоту, ставили холодные компрессы  и производили обильные кровопускания — меры,  которые современные врачи считают  губительными. В медицинском заключении,  сделанном главным врачом Вены Гульденером  фон Лобесом, записано, что Моцарт болел  «острой сыпной лихорадкой», от которой, между  прочим, в то время умирали сотни людей. К  слову, лечившие композитора врачи — Томас  Клоссет и Матиас фон Саллаба — считались  лучшими в Вене. Доктор Саллаба был  токсикологом, одним из основателей австрийской судебной медицины, а доктор Клоссет — автор  исследования по передозировкам препаратов  ртути. И ни один не определил отравления…Однако в 1966 году швейцарский врач Карл Бэр  назвал поставленный современниками Моцарта  диагноз «любительским и непрофессиональным».  На основании фактов, собранных врачом  Моцарта Клоссетом, он сделал вывод, что гений  страдал от суставного ревматизма — острого  неинфекционного заболевания. А в 1984­м другой врач, Питер Дж. Девис, опубликовал еще более  тщательный анализ истории болезни Моцарта.  Девис заявил, что причиной смерти стало  сочетание стрептококковой инфекции, почечной  или сердечной недостаточности, а также  кровоизлияния в мозг и бронхопневмонии.  Признаки почечной недостаточности включают в  себя депрессию и бредовые состояния. Этим, по  мнению Девиса, может объясняться убеждениеМоцарта в том, что его отравили и заказали  «Реквием» для его похорон. ЛЕГЕНДА ШЕСТАЯ: СТРАННЫЕ ПОХОРОНЫ Около трех часов пополудни 6 декабря тело  Моцарта привезли к Собору Святого Стефана,  где и состоялось отпевание. Похоронили  Моцарта на кладбище Святого Марка. Причем  гроб до места погребения никто не сопровождал.  Но было бы ошибкой утверждать, что гению  устроили недостойные похороны в общей могиле: погребение по третьему разряду (стоимостью 8  гульденов, каковые заплатил барон Готфрид ван  Свитен, венский меценат, которому Моцарт по  дружбе дарил немало своих произведений)  полностью соответствовало обычаям того