Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе дошкольно-образовательных учреждений"
Оценка 4.8

Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе дошкольно-образовательных учреждений"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
физическая культура
Детсад
11.04.2017
Статья "Здоровьесберегающие  технологии в учебно- воспитательном процессе  дошкольно-образовательных учреждений"
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
статья.docx
Здоровьесберегающие  технологии в учебно­ воспитательном процессе   дошкольно­образовательных учреждений. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим  технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного  образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной  задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья  воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования  осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.  Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка­ дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи  являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из  средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без  которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое  здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и что ими считать ­ до  сих пор остается загадкой для широкого круга профессионально­педагогической  аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике.  Что  такое здоровье?  По Уставу ВОЗ здоровье – состояние физического и социального  благополучия человека).  Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ ­ в широком смысле слова ­ процесс  воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и  здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и  социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение ­  важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. В более узком смысле слова ­ это специально организованное, развивающееся во времени и  в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов,  направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе  образования, воспитания и обучения. Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно  характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность  педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность  (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на  каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть  промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально­педагогической  деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и  задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и  приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с  организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки  результатов. Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость.  Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!    Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к  ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и  воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и  охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику  самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической  самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры  здоровья, в том числе культуры профессионального 'здоровья воспитателей ДОУ и  валеологическому просвещению родителей. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и  психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития,  неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт  интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма,  закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и  окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и  практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в  систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер,  направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.  Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и  укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее  название «здоровьесберегающие технологии». Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов,  медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и  развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая  технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система  воспитательно­оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий,  которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и  родителей, ребёнка и доктора. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий­ обеспечить дошкольнику  возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и  навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в  повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в  различных видах деятельности и представлены как: технологии сохранения и  стимулирования здоровья; технологии обучения ЗОЖ; коррекционные технологии.  Необходимо создавать педагогические условия здоровьесберегающего процесса  воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов  деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде  модели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение  деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и  пособиями. Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с  участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального  руководителя. Необходимо уделять особое внимание обучению дошкольников основным  движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение  различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса. Описание технологий Важно, чтобы в каждом дошкольном образовательном учреждении здоровьесберегающие  воспитательные технологии применялись на регулярной основе. Например, по мере  утомляемости детей необходимо использовать динамические паузы. К технологиям, направленным на сохранение здоровья и его стимулирование, относят  различные подвижные игры, в том числе и спортивные, гимнастику, разминку для пальцев,  глаз, дыхания, использование дорожек здоровья. Для привития малышам любви к правильному образу жизни важна ежедневная утренняя  зарядка, организованные физкультурные праздники, образовательная деятельность,  направленная на развитие физической культуры. К коррекционным технологиям относят музыкотерапию, сказкотерапию, изотерапию,  логоритмику, арттерапию. Гимнастика для пальчиков ы Для развития мелкой моторики и развлечения детей мы проводим   регулярную разминку  рук. Учеными было доказано, что именно стимуляция пальцев рук   способствует развитию  речи. Кроме того, она необходима для того, чтобы малыш лучше справлялся с рисованием  и письмом и меньше уставал при проведении занятий. Дети 4­5 лет вполне самостоятельно могут делать многие упражнения. Из пальчиков  можно предложить сложить очки, сделать зайчика, собачку или маску. Это достаточно  простые здоровьесберегающие педагогические технологии, но их пользу сложно  переоценить. Регулярное их использование в саду и дома поможет ребенку развить мелкую  моторику и, соответственно, стимулировать речь. Гимнастика для глаз Такие упражнения необходимы для того, чтобы сохранить зрение малышам. Ведь 90%  информации поступает как раз через глаза. Они работают на протяжении всего времени  бодрствования ребенка, испытывая подчас колоссальную нагрузку. Упражнения для глаз,  которые применяем мы  с малышами, достаточно просты:   поморгай,   зажмурься, широко  открой глаза и посмотри вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который то  приближается к носу, то отдаляется от него. Такие здоровьесберегающие технологии мы  использоваться постоянно. Дыхательная гимнастика Очень важно уделять внимание и правильному дыханию. Во время вдоха грудная клетка  должна расширяться, при этом входящий в легкие воздух попадает в альвеолы, где кровь  насыщается кислородом. Важно, чтобы малыши дышали не поверхностно, а полной грудью. Стимулирующие упражнения необходимы не только детям, страдающим от частых  простудных заболеваний, бронхитов, пневмоний, астмы, но и относительно здоровым  малышам. Гимнастика для дыхания особо эффективна при заболеваниях, она способна  отлично дополнить медикаментозное, физиотерапевтическое и даже гомеопатическое  лечение. Для этих целей хорошо подходит упражнение «паровозик». При ходьбе необходимо делать движения руками, изображающие езду поезда и говорить «чух­чух». Также хорошо делать наклоны – вначале вдох, потом туловище сгибается в сторону и выдох. Популярно в ДОУ и упражнение «часики»: детки становятся прямо и начинают махать руками вперед и назад,  произнося при этом «тик­так». Двигательная активность В комплекс мероприятий, которые в официальных документах называются  «здоровьесберегающие технологии в детском саду», в обязательном порядке должны быть  включены активные игры. Это может быть бег парами, преодоление несложных  препятствий. Популярны игры, в которых дети, разбитые на 2 команды, должны собирать  определенные предметы на скорость. Также приветствуются любые другие виды активных  игр. Дети старше 4 лет   усваивают  несложные правила и соблюдают  их. С этого возраста мы  проводим  конкурсы и эстафеты.     Занятия со средней степенью подвижности  мы  проводим ежедневно на прогулках или в группах. Релаксация Но важна не только гимнастика, игры и прочие активные способы времяпровождения.  Особая роль отводится отдыху и расслаблению. Для этих целей мы включаем  звуки  природы или спокойную классическую музыку.   Релаксационные паузы помогают снять умственное, нервное и эмоциональное напряжение.  Своевременное расслабление способно помочь восполнить силы, дать отдых мышцам и не  позволить эмоциям выплеснуть через край.   Расслабление необходимо и при чрезмерной активности малышей, и при их явной вялости,  которую можно даже назвать апатией. Ряд упражнений на релаксацию способен снять  напряжение, улучшить самочувствие, повысить внимание и помочь лучше  концентрироваться. На выполнение всего комплекса должно отводиться порядка 5­7 минут. Обычно дети  охотно повторяют движения за взрослыми. Это может быть упражнение «замочек»: губки  поджимаются так, чтобы их практически не было видно и прячутся около 5 секунд. Также  можно растянуть губы так, чтобы обнажить все зубы, и сильно порычать. После этого  следует глубоко вдохнуть, улыбнуться, потянуться, позевать. Для расслабления мышц шеи подходит упражнение «любопытная Варвара». Для этого  малыши поворачивают как можно дальше голову то влево, то вправо и возвращаются в  исходное положение. Размять ручки можно, выжимая воображаемый лимон. Для этого мышцы напрягаются  сильно­сильно, а ладошка сжимается в кулачок. Потом лимон резко бросается, а пальчики  и рука расслабляются. Для полной релаксации можно делать упражнение «птички». Детки «летают» по поляне,  цветкам, пьют водичку, чистят перышки, плескаются в ручье. Воспитатель показывает,  какими движениями это все должно сопровождаться. Популярным среди наших детей является упражнение «снежная баба». Сначала малыши  стоят прямо, как снеговики, их руки смотрят в разные стороны. Но постепенно они  начинают таять, опускаются ручки, расслабляется шея, и они потихоньку превращаются в  лужицу на полу. Динамические паузы Особое внимание мы уделяем  отдыху детей во время образовательного процесса. По мере  утомляемости малышей необходимо делать специальные паузы. Они должны длиться около 2­5 минут. Но даже такого небольшого отдыха вполне достаточно, чтобы  здоровьесберегающие технологии в младшей группе начали работать. В старших группах  дети уже более выносливы, они могут выдержать около 15 минут непрерывных занятий, но  и им необходим отдых. Динамические паузы проводятся по мере необходимости. Воспитатель, который следит за  детьми,  самостоятельно решает, когда его подопечным необходим перерыв. При  динамических паузах можно выполнять элементы дыхательной гимнастики, делать  упражнения для пальчиков и глаз. Они проводятся по инициативе и под контролем  воспитателей. Выполняют их обычно под стихотворный материал с определенной сюжетной линией. Это  помогает детям уловить связь между действием и выполняемым ими движением. При  подборе стихов обязательно учитываем возраст малышей, их двигательные и речевые  возможности. Паузы очень важны для развития детей. Совместные упражнения со взрослыми помогают  избавиться от зажатости, неуверенности, снять напряжение после ознакомления с новым  материалом, развить внимание и память. Бодрящая гимнастика Еще одним элементом, относящимся к комплексу мер, направленных на сохранение и  стимулирование здоровья, являются упражнения, которые выполняются после дневного  сна. Они могут различаться в зависимости от условий ДОУ. Мы делаем упражнения на  кроватках, самомассаж, проводим  обширные умывания, прогулки по ребристым  дощечкам, пробежки из спальни в игровую комнату, в которых поддерживается небольшая  разница температур. В комплекс бодрящей гимнастики могут быть включены упражнения для профилактики  нарушений осанки, предупреждения плоскостопия, элементы пальчиковых и дыхательных  упражнений и другие виды. Здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья и активности малышей, также включают в себя ходьбу по кругу на  носках, пятках, медленный бег. После таких упражнений эффективным считается закаливание. У нас это  хождение  босиком и обширное умывание. Такие бодрящие процедуры позволяют быстро включиться  организму малыша в рабочий ритм и укрепить состояние его здоровья. Занятия физкультурой  Особое внимание отводится занятиям физической культурой. В нашем  ДОУ они    проводятся не в группе, а в специальном спортивном  2 раза в неделю  Физкультурно­ оздоровительные технологии состоят из установленной программы, по которой должны  дети занимаются   со специальным инструктором под контролем воспитателей.   Здоровьесберегающие технологии физической культуры являются более востребованными  у старших ребят. Для самых маленьких вполне достаточно 10 минут физкультуры. Для  детей младшего возраста занятие должно длиться до 20 минут, среднего – до 25, старшего  – на протяжении 25­30 минут. Перед физкультурой помещение проветривается, лишь после этого в него можно заводить детей. Главной задачей этих занятий является формирование необходимых двигательных навыков и умений у малышей, развитие физических качеств. Также важно создать условия для  реализации детьми своей потребности в двигательной активности. Все это является  основой для их физического и психического благополучия. Коммуникативные и проблемно­игровые занятия Помимо занятий физкультурой, особое   внимание уделяется тому, как должно  осуществляться обеспечение безопасности жизнедеятельности. Но это направление  актуально лишь для детей старшего садовского возраста. С ребятами проводятся  специальные тематические занятия. Коммуникативные игры позволяют вовлечь ребенка в процесс социальной адаптации,  помогают развить мимику, жестикуляцию, пантомимику. Дети учатся управлять своим  телом, создают позитивное отношение к нему. Кроме того, такие игры способствуют тому,  что малыши начинают лучше понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. Они пытаются с помощью речи и выразительных движений показывать свое эмоциональное  состояние. Это развивает их образное мышление, стимулирует невербальное воображение. Многие дети любят играть в приведений. Взрослый показывает им, как необходимо пугать  (поднимает руки и растопыривает пальцы) и произносит звук «у­у­у». При этом  озвучиваются правила, дети должны так делать по хлопку: если он будет тихим, то и «у»  говорить надо тихо, если громким, то можно и слегка покричать. Сплотить коллектив может простая игра «солнышко». Взрослый протягивает свою руку, а  детки должны опустить на нее свою ладошку, произнося «здравствуйте». Этот ритуал  можно использовать для того, чтобы настроить детей на игру и собрать их в круг. Игры, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности, могут проводиться в любое свободное время. Такие занятия могут даже организовываться незаметно для самих  детей. Воспитатель просто включается в игру, вводя в нее необходимые ему элементы. Самомассаж Активное времяпровождение, развитие коммуникационных навыков и умение  расслабляться – это еще не все здоровьесберегающие технологии в детском саду. В нашем   ДОУ важная роль отводится развитию навыков самомассажа. Он помогает не только  расслабить мышцы, снять напряжение, но и улучшить координацию. Специально  разработанные упражнения способны помочь научиться переключать движения – тормозить лишние и активизировать необходимые. Деток учим массировать ладони, предплечья, кисти рук. Для этого используюем такие  движения, как поглаживания, вдавливание, растирание, похлопывание, пощипывание,  разгибание/сгибание пальчиков. Для такого массажа могут использовать и подручные  предметы: карандаши, мячи, шарики. При этом важно, чтобы движения выполнялись в  сторону лимфоузлов: от пальцев – к запястьям, от кистей – к локтям. Очень полезным  является самомассаж лица. Он повышает интеллектуальную деятельность детей на 75%. Коррекционная работа Важно в работу каждого ДОУ включать не только физкультурно­оздоровительные  технологии, но и методы, направленные на повышение эмоционального настроя. Для этих  целей может использоваться музыка. Такую коррекционную терапию можно совмещать с  занятиями физкультурой, а можно проводить отдельно до 4 раз в месяц в каждой группе.  Музыкальное воздействие позволяет снять напряжение, улучшить настроение детей, дать  им заряд бодрости. Положительно влияет и сказкотерапия.  Ее мы  проводим  в старших группах, несколько  раз в месяц по 30 минут. Сказки используются в терапевтических, психологических и  развивающих целях. Их может рассказывать взрослый либо группа детей по очереди.  Положительное влияние таких методов очевидно, поэтому в нашем ДОУ они  активно  используются.      Также мы   включаем   изотерапию. Рисование пальчиками или ладошками способно  отвлечь ребенка, вызвать у него радость, снять напряжение, преодолеть страх и  неуверенность. Арттехнологии, используемые нами,  благотворно влияют на малышей. Они  основаны на восприятии различных цветов и их влиянии на состояние психики детей. Если в ДОУ будут использоваться все описанные методы здоровьесбережения малышей, то можно быть уверенным, что дети станут здоровее, увереннее в себе, спокойнее. . Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что  облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием  преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй  и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и  педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно­ оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не  реализуется в содружестве с семьёй. Необходимо повышать психолого­ педагогическую  компетентность родителей, в том числе в вопросах укрепления здоровья детей, включать  их в процесс активного взаимодействия с ДОУ. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи,мы   используем разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с  возрастными физиологическими особенностями детей. Использовать информацию в  родительских уголках, в папках­передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры  с движениями» «Движение ­ основа здоровья», «Формирование правильной осанки и  профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т. д.). Таким образом, проводимая физкультурно­оздоровительная работа позволяет привлечь  родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего  пребывания в дошкольном учреждении. Применение в работе здоровьесберегающих  педагогических технологий повышает результативность воспитательно­ образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на  сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка­ стойкую мотивацию  на здоровый образ жизни. Таким образом, Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду –  это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры  здоровья дошкольников. Цель этих технологий ­ становление осознанного отношения  ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения  оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности,  позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа  жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно­ориентированного воспитания и  обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных  особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и  предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.  Пстроение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным  образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.   Р.Азильгареева-воспитатель высшей категории Д

Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе дошкольно-образовательных учреждений"

Статья "Здоровьесберегающие  технологии в учебно- воспитательном процессе  дошкольно-образовательных учреждений"

Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе дошкольно-образовательных учреждений"

Статья "Здоровьесберегающие  технологии в учебно- воспитательном процессе  дошкольно-образовательных учреждений"

Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе дошкольно-образовательных учреждений"

Статья "Здоровьесберегающие  технологии в учебно- воспитательном процессе  дошкольно-образовательных учреждений"

Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе дошкольно-образовательных учреждений"

Статья "Здоровьесберегающие  технологии в учебно- воспитательном процессе  дошкольно-образовательных учреждений"

Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе дошкольно-образовательных учреждений"

Статья "Здоровьесберегающие  технологии в учебно- воспитательном процессе  дошкольно-образовательных учреждений"

Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе дошкольно-образовательных учреждений"

Статья "Здоровьесберегающие  технологии в учебно- воспитательном процессе  дошкольно-образовательных учреждений"

Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе дошкольно-образовательных учреждений"

Статья "Здоровьесберегающие  технологии в учебно- воспитательном процессе  дошкольно-образовательных учреждений"

Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе дошкольно-образовательных учреждений"

Статья "Здоровьесберегающие  технологии в учебно- воспитательном процессе  дошкольно-образовательных учреждений"

Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе дошкольно-образовательных учреждений"

Статья "Здоровьесберегающие  технологии в учебно- воспитательном процессе  дошкольно-образовательных учреждений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2017