П.И. Чайковский писал в одном из своих днев-ников: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульмина¬ционная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не застав-лял меня плакать, трепетать от восторга, от со¬знания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, кото¬рого мы любим действительно. Больше всего «Дон-Жуана», ибо благодаря ему я узнал, что такое музыка».
ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ
П.И. Чайковский писал в одном из своих
дневников: «По моему глубокому убеждению,
Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до
которой красота досягала в сфере музыки. Никто не
заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от
сознания близости своей к чемуто, что мы называем
идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы
любим все в человеке, которого мы любим
действительно. Больше всего «ДонЖуана», ибо
благодаря ему я узнал, что такое музыка».
«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе
«Моцарт», — воскликнул А. Г. Рубинштейн в своей
книге «Музыка и ее представители».Если, по примеру Гёте, считать, что великие люди
своим дарованием и интеллектом обязаны матери,
то в случае с Моцартом дело обстоит не так, ибо
«Мария Анна Моцартова» ни в каком отношении не
возвышается над средним уровнем способностей
своего пола. Единственной яркой, перешедшей к
сыну чертой ее натуры является истинно
зальцбургская
грубовато
комическому. Отец его Леопольд Моцарт, родом
из немецкого города Ауксбурга, был скрипачом,
органистом, педагогом и композитором. Школа
скрипичной игры, изданная Леопольдом Моцартом
пользовалась популярностью не только в Австрии и
Германии, но и в других странах, в том числе и в
России. Работал он в качестве придворного
музыканта и камердинера у Зальцбургского
склонность
квельможи графа Турна, а затем (с начала сороковых
годов XVIII века) поступил скрипачом в дворцовый
зальцбургского
оркестр
архиепископа.
Из семи детей от этого брака
остались живы только двое дочь
Мария Анна, родившаяся 30 июля
1751 года, которую в семье
называли Наннерль,
и сын
Вольфганг, появившийся на свет
27 января 1756 года. Его рождение
едва не стоило матери жизни; очень
не скоро она смогла оправиться от слабости, вну
шавшей опасения за ее жизнь. Дочь проявила столь
несомненный музыкальный талант, что отец рано
начал заниматься с нею на клавире. Это произвело
большое впечатление на мальчугана, которомубыло около трех лет. Он также усаживался у
клавира и мог подолгу развлекаться подбиранием
терций. Найдя их, он с радостью повторял
созвучия.
Он запоминал отдельные места музыкальных
пьес, которые слышал. Ему было четыре года, когда
отец, как бы затевая веселую игру, начал разучивать
с ним на клавире некоторые менуэты и другие
пьесы. За короткий срок он смог играть их с совер
шеннейшей чистотой и в строжайшем ритме.
Вскоре в нем пробудилось стремление к
самостоятельному творчеству.
Пятилетний
Вольфганг сочинял маленькие пьесы, которые
проигрывал своему отцу и просил записать их на
бумаге.
К шести годам маленький музыкант исполнял
сложные виртуозные произведения. Родителям неприходилось упрашивать сына сесть за инструмент.
Наоборот, они уговаривали его прекратить занятия,
чтобы он не переутомился.
За это же время, незаметно даже для отца, мальчик
овладел игрой на скрипке и органе. Отец, его
друзья не переставали удивляться такому
невероятно быстрому развитию ребенка. Леопольд
Моцарт не хотел, чтобы жизнь Вольфганга была же
тяжелой и однообразной, как и его собственная.
Ведь, несмотря на его многолетнюю непосильную
работу, семья Моцартов вела скромный образ
жизни, часто не имела даже средств расплатиться с
долгами. Стесняло и ограничивало возможности
Леопольда Моцарта его зависимое положение
придворного музыканта. Поэтому так рано
созревший талант сына рождает надежду устроить
его жизнь поиному — более интересно иобеспеченно. Отец решает везти мальчика с его
талантливой сестрой в концертное путешествие.
Шестилетний музыкант отправляется завоевывать
мир!
Анна МарияВскоре композитор женился. Семейная жизнь
Моцарта сложилась в основном счастливо. Его
женой стала Констанца Вебер веселая,
жизнерадостная,
привлекательная девушка.
Дружеские отношения Вольфганга и Констанцы
быстро переросли во взаимную любовь. Чувство
Моцарта подогревалось совпадением имени его
невесты с именем главной героини оперы, над
которой он работал в этот период. Однако их
желание соединиться встретило препятствие со
стороны отца Моцарта и матери Констанцы. Моцарт
в августе 1782 года был вынужден увезти невесту из
дома матери и тайно с ней обвенчаться.
По заказу Немецкого театра в Вене Моцарт
написал комическую оперу «Похищение из сераля».
В это время в Вене, как и в других городах Австрии,
усиленно насаждалась итальянская музыка. Этопротиворечило народным вкусам, но нравилось при
дворным кругам.
Написать национальную оперу на родном
немецком языке было заветной мечтой композитора.
Опера Моцарта была восторженно принята
слушателями. Только императору она показалась
слишком уж сложной. «Ужасно много нот, мой
милый Моцарт»,
недовольно сказал он
композитору. «Ровно столько, сколько нужно, ваше
величество», с достоинством ответил Моцарт.
Сюжет «Похищения из сераля» типичен для оперы
XVIII век но, несмотря на традиционный тип
сюжета, ни в одной опере того времени не было
такой мягкой и тонкой музыкальной характеристики
героев и их чувств, глубокого проникновения в
психологию, такой задушевности и поэтичности в
воплощении лирических образов и такого остроумияи юмора в воплощению комических образов, как в
опере Моцарта.
Тяжело складывался для Моцарта начальный
период Вене. Не имея ни постоянного заработка, ни
поддержки родных и близких, потеряв былые связи,
он вынужден был работать до изнеможения:
сочинять, давать уроки, выступать. К этому
примешивалось беспокойство об отце и сестре,
которым он лишен был возможности помогать.
Успех «Похищения из сераля» снова открыл
Моцарту двери дворцов и салонов венской знати.
Он быстро установил связи с различными
меценатами,
познакомился с известными
европейскими музыкантами. Познакомился он и с
Гайдном. В знак глубокого уважения к
музыкальным заслугам своего старшего совре
менника Моцарт посвятил ему шесть квартетов.Вены
культивировалась
Гайдн был одним из немногих, кто понял и
оценил всю глубину таланта Моцарта. «Я считаю
вашего сына величайшим композитором из тех о
ком я когдалибо слышал», сказал он отцу
Моцарта.
В аристократических, общественных и домашних
тогда
кругах
инструментальная музыка — симфоническая и
камерная, — и Моцарт написал за эти годы между
«Похищением из сераля» и «Свадьбой Фигаро»
(1782—1786 годы) большое количество концертов
для разных инструментов, клавирных сонат и
фантазий, квартетов и других камерных ансамблей.
«Свадьба Фигаро» написана в традициях оперы
сериа. Однако по музыкальнодраматическим
новаторским принципам она представляет собой
новое явление в истории музыкального театра XVIIIвека. Развивая принципы, которые уже были
заложены в «Похищении из сераля» и намечены в
более ранних операх,
Моцарт создал
реалистическую комедию, в которой каждое дей
ствующее лицо имеет свою индивидуальную
музыкальную характеристику,
богатую и
многогранную, раскрывающуюся с разных сторон на
протяжении всей оперы в зависимости от сце
нической ситуации.
1 мая 1786 года в Вене состоялась премьера
«Свадьбы Фигаро» вначале публика встретила ее
восторженно.
Но неприязнь императора и
придворных кругов к новшествам Моцарта
сказалась на судьбе оперы: как и «Похищение из
сераля», она после нескольких представлений была
исключена из репертуара венского театра. Однако
музыка «Свадьбы Фигаро» приобрела огромнуюпопулярность. Знаменитая ария Фигаро «Мальчик
резвый» распевалась и разыгрывалась на улицах
Вены, в кабачках и ресторанах, в садах и парках
Для гениального композитора наступило тяжелое
время. Моцарт бал лишен даже самых необходимых
средств для сносного существования его и семьи —
жены и детей.
Большим событием для Моцарта был
громадный успех «Свадьбы Фигаро» в Праге, она
вошла в постоянный репертуар оперного театра.
Дирекция его предложила Моцарту написать
оперу на сюжет по собственному выбору. Это
было очень выгодно Моцарту, ведь он временно
избавлялся от материальных затруднений.
Пребывание Моцарта в Праге было
счастливым. Там его ценили и понимали, он
много и с успехом выступал, слушал чешскуюнародную музыку, с большим увлечением работал
над «Дон Жуаном», который вызвал восторг
исполнителей. Премьера «Дон Жуана» в Праге
состоялась 29 октября 1787 года.
Эту оперу нельзя отнести к какойлибо
определенной жанровой категории. «Дон Жуан»
представляет собой синтез и взаимопроникновение
высокой музыкальной трагедии и оперысериа. Сам
Моцарт назвал ее «веселая драма», желая тем самым
подчеркнуть драматическую сущность оперы.
В мае 1788 года «Дон Жуан» был поставлен в
Вене. Но там его приняли холоднее. После
возвращения Моцарта в Вену снова началась полоса
материальных невзгод. В конце 1788 года, после
смерти Глюка, занимавшего должность камерного
музыканта при императорском дворе, Моцарт
получил его место.В течение лета 1788 года Моцарт написал три
последние и величайшие симфонии. Симфония ми
бемоль мажор проникнув танцевальными ритмами и
интонациями. Лирикодраматическая симфония
соль минор самая популярная из симфоний Мо
царта по своей задушевности и лирической
взволнованности представляет собой уникальное
явление в симфонической музыке XVIII века и
предвосхищает многое в романтическом симфо
низме XIX века. Монументальная симфония до
мажор,
с
грандиозным финалом, сочетает сонатную форму с
тройной фугой. Ее финал демонстрирует пора
зительное полифоническое мастерство композитора.
Материальное положение семьи Моцарта не
улучшилось.
Перенапряженность в работе,
постоянные материальные трудности угнетали,
получившая название «Юпитер»,приводили в отчаяние великого композитора и
постепенно подтачивали его организм. Чтобы
облегчить свое положение, Моцарт предпринимал
концертные турне. Но они приносили ему мало
дохода. Заказов на оперу давно не было.
Лишь в начале 1790 года в Вене была поставлена
новая опера «Так поступают все». А летом 1791 года
по случаю коронования Леопольда II королем Чехии
Моцарту была заказана опера «Милосердие Тита». В
творчестве Моцарта эти оперы занимают
второстепенное место.
Последняя опера Моцарта «Волшебная флейта»
одно из величайших его созданий. По
предложению своего антрепренера и друга
Шиканедера, желавшего постановкой оперы на
сказочноволшебный сюжет поправить свои
пошатнувшиеся дела, Моцарт начал работу над«Волшебной флейтой». Шиканедер, создавая
либретто оперы, использовал поэмусказку
Виланда «Лулу».
Опера эта представляет собой философскую
сказку; в музыке ярко противопоставляются образы
света и тьмы, психологически тонко выражены
чувства любящих друг друга Тамино и Памины; не
менее ярки простодушно комедийные образы
Папагено и Папагены подлинных персонажей
австрийсконемецкого народного театра. Так
персонажи сказки становятся живыми людьми,
наделенными определенными индивидуальными чер
тами.
Премьера «Волшебной флейты» состоялась
незадолго до смерти Моцарта. Еще до окончания
оперы Моцарт получил заказ на Реквием при
довольно странных обстоятельствах, казавшихсядолгое время загадочными. К нему явился человек,
одетый в черное, заказал Реквием и скрылся. Моцарт
его больше не видел. Это посещение произвело на
него подавляющее впечатление: давно уже
испытывая недомогание, Моцарт воспринял этот за
каз на заупокойную мессу как пророчество своей
близкой смерти. Позднее все это объяснилось:
странный посетитель оказался слугой графа
Вальзегга цу Штуппаха, имевшего обыкновение
заказывать нуждающимся композиторам различные
произведения, покупать их за бесценок и издавать
под своим именем. Так он собирался поступить и с
Реквиемом Моцарта.
С лихорадочной поспешностью принялся Моцарт за
Реквием свое последнее произведение, сочиняя
его одновременно с «Волшебной флейтой».Композитору не удалось закончить Реквием: работу
над этим великим произведением прервала смерть.
Закончил его используя оставшиеся эскизы и
черновые записи, ученик Моцарта Зюсмайер.
Реквием написанный на традиционный латинский
текст заупокойной мессы, выходит за рамки
богослужебного культа.
Средством хора,
вокального квартета и симфонического оркестра
Моцарт воплощает глубочайший мир человеческих
чувств и переживаний: Драматизм душевных
конфликтов, стихийную, грандиозную картину
Страшного суда, великую скорбь и горе по
утраченным близким, любовь и веру в человека.
Скончался Моцарт в ночь с 4го на 5е декабря
1791 года (на тридцать шестом году жизни). За
напевал песенку
несколько часов до смерти онПапагено «Известный всем я птицелов» из
«Волшебной флейты». Причина смерти Моцарта до
сих пор являете предметом споров. Знаменитая
легенда об отравлении Моцарта композитором
Сальери и сейчас поддерживается некоторым,
музыковедами. Но документальные доказательства
этой версии отсутствуют.
Похороны Моцарта проходили при трагических
обстоятельствах. Изза отсутствия денег у его
осиротевшей семьи великий композитор был
похоронен не в отдельной, а в общей могиле. Точное
место погребения до сих пор неизвестно.Вольфганг Амадей Моцарт
Wolfgang Amadeus Mozart
По моему глубокому убеждению, Моцарт есть
высшая, кульминационная точка, до которой
красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский
«Какая глубина! Какая смелость и какая
стройность!» Так гениально выразил Пушкинсущность гениального искусства Моцарта.
Действительно, подобного сочетания
классического совершенства с дерзновенностью
мысли, такой бесконечности индивидуальных
решений на основе четких и ясных
закономерностей композиции мы не найдем,
наверное, ни у одного из творцов музыкального
искусства. Солнечно ясным и непостижимо
загадочным, простым и безмерно сложным,
глубоко человечным и вселенским, космическим
предстает мир моцартовской музыки.
В. А. Моцарт родился в семье Леопольда
Моцарта, скрипача и композитора при дворе
зальцбургского архиепископа. Гениальная
одаренность позволила Моцарту уже с
четырехлетнего возраста сочинять музыку, очень
быстро овладеть искусством игры на клавире,скрипке, органе. Отец умело руководил
занятиями сына. В 176271 гг. он предпринимал
гастрольные поездки, во время которых многие
европейские дворы познакомились с искусством
его детей (старшая, сестра Вольфганга была
одаренной клавиристкой, сам он пел,
дирижировал, виртуозно играл на разных
инструментах и импровизировал), повсюду
вызывавшим восхищение. В возрасте 14 лет
Моцарт был награжден папским орденом
«Золотой шпоры», избран членом
Филармонической академии в Болонье.
В поездках Вольфганг знакомился с музыкой
разных стран, осваивая характерные для эпохи
жанры. Так, знакомство с И. К. Бахом, жившим в
Лондоне, вызывает к жизни первые симфонии
(1764), в Вене (1768) он получает заказы на оперыв жанре итальянской оперыbuffa («Притворная
простушка») и немецкого зингшпиля («Бастьен и
Бастьенна»; годом раньше в Зальцбургском
университете была поставлена школьная опера
(латинская комедия) «Аполлон и Гиацинт».
Особенно плодотворным было пребывание в
Италии, где Моцарт совершенствуется в
контрапункте (полифонии) у Дж. Б. Мартини
(Болонья), ставит в Милане оперуseria
«Митридат, царь понтийский» (1770), а в 1771 г.
— оперу «Луций Сулла».
Гениальный юноша меньше интересовал
меценатов, чем чудоребенок, и Л. Моцарту не
удалось найти для него места при какомлибо
столичном европейском дворе. Пришлось
вернуться в Зальцбург для исполнения
обязанностей придворного концертмейстера.Творческие стремления Моцарта теперь
ограничивались заказами на сочинение духовной
музыки, а также развлекательных пьес —
дивертисментов, кассаций, серенад (т. е. сюит с
танцевальными частями для разных
инструментальных составов, звучавших не только
на придворных вечерах, но и на улицах, в домах
австрийских горожан). Работу в этой области
Моцарт продолжил впоследствии и в Вене, где
было создано его самое известное произведение
подобного рода — «Маленькая ночная серенада»
(1787), своеобразная миниатюрная симфония,
полная юмора и изящества. Пишет Моцарт и
концерты для скрипки с
оркестром, клавирные и скрипичные сонаты и др.
Одна из вершин музыки этого периода —
Симфония соль минор № 25, где отразилисьхарактерные для эпохи мятежные «вертеровские»
настроения, близкие по духу литературному
течению «Бури и натиска».
Томясь в провинциальном Зальцбурге, где его
удерживали деспотические притязания
архиепископа, Моцарт предпринимает
неудавшиеся попытки устроиться в Мюнхене,
Мангейме, Париже. Поездки в эти города (1777
79) принесли, однако, много эмоциональных
(первая любовь — к певице Алоизии Вебер,
смерть матери) и художественных впечатлений,
отразившихся, в частности, в клавирных сонатах
(ля минор, ля мажор с вариациями и Rondo alla
turca), в Концертной симфонии для скрипки и
альта с оркестром и др. Отдельные оперные
постановки («Сон Сципиона» — 1772, «Царь
пастух» — 1775, обе в Зальцбурге; «Мнимаясадовница» — 1775, Мюнхен) не удовлетворили
стремлений Моцарта к регулярному контакту с
оперным театром. Постановка оперыseria
«Идоменей, царь критский» (Мюнхен, 1781)
выявила полную зрелость Моцартахудожника и
человека, его смелость и независимость в
вопросах жизни и творчества. Прибыв из
Мюнхена в Вену, куда направился на
коронационные торжества архиепископ, Моцарт
порвал с ним, отказавшись вернуться в Зальцбург.
Прекрасным венским дебютом Моцарта стал
зингшпиль «Похищение из сераля» (1782,
Бургтеатр), за премьерой которого последовала
женитьба на Констанце Вебер (младшей сестре
Алоизии). Однако (впоследствии оперные заказы
поступали не столь часто. Придворный поэт Л.
Да Понте содействовал постановке на сценеБургтеатра опер, написанных на его либретто:
двух центральных творений Моцарта —
«Свадьбы Фигаро» (1786) и «Дон Жуана» (1788),
а также оперыbuffа «Так поступают все» (1790);
в Шенбрунне (летней резиденции двора) была
также поставлена одноактная комедия с музыкой
«Директор театра» (1786).
Первые годы в Вене Моцарт часто выступает,
создавая для своих «академий» (концертов,
организованных по подписке среди меценатов)
концерты для клавира с оркестром.
Исключительное значение для творчества
композитора имело изучение произведений И. С.
Баха (а также Г. Ф. Генделя, Ф. Э. Баха),
направившее его художественные интересы в
область полифонии, придавшее новую глубину и
серьезность его замыслам. Это очень яркопроявилось в Фантазии и сонате до минор (1784
85), в шести струнных квартетах, посвященных И.
Гайдну, с которым Моцарта связывала большая
человеческая и творческая дружба. Чем глубже
проникала музыка Моцарта в тайны
человеческого бытия, чем индивидуальнее
становился облик его произведений, тем меньшим
успехом они пользовались в Вене (полученная в
1787 г. должность придворного камерного
музыканта обязывала его лишь к созданию танцев
для маскарадов).Гораздо больше понимания нашел композитор в
Праге, где в 1787 г. была поставлена «Свадьба
Фигаро», а вскоре состоялась премьера
написанного для этого города «Дон Жуана» (в
1791 г. Моцарт поставил в Праге еще одну оперу
— «Милосердие Тита»), яснее всего
обозначившего роль трагической темы в
творчестве Моцарта. Такой же смелостью иновизной отмечены «Пражская симфония» ре
мажор (1787) и три последние симфонии (№ 39
мибемоль мажор, № 40 соль минор, № 41 до
мажор — «Юпитер»; лето 1788), давшие
необычайно яркую и полную картину идей и
чувствований своей эпохи и проложившие пути к
симфонизму XIX в. Из трех симфоний 1788 г.
только Симфония соль минор прозвучала один
раз в Вене. Последними бессмертными
творениями моцартовского гения стали опера
«Волшебная флейта» — гимн свету и разуму
(1791, Театр в венском предместье) — и
скорбный величественный Реквием, не
завершенный композитором.
Внезапность смерти Моцарта, чье здоровье было,
вероятно, подорвано длительным
перенапряжением творческих сил и труднымиусловиями последних лет жизни, таинственные
обстоятельства заказа Реквиема (как выяснилось,
анонимный заказ принадлежал некоему графу Ф.
ВальзагШтуппаху, намеревавшемуся выдать его
за свое сочинение), захоронение в общей могиле
— все это дало повод к распространению легенд
об отравлении Моцарта (см., например, трагедию
Пушкина «Моцарт и Сальери»), не получивших
никаких подтверждений. Творчество Моцарта
стало для многих последующих поколений
олицетворением музыки вообще, ее способности
воссоздать все стороны человеческого бытия,
представляя их в прекрасной и совершенной
гармонии, наполненной, однако, внутренними
контрастами и противоречиями. Художественный
мир моцартовской музыки словно населен
множеством разнообразных персонажей,многогранных человеческих характеров. В нем
нашла свое отражение одна из основных черт
эпохи, кульминацией которой стала Великая
французская революция 1789 г., —
жизнедеятельное начало (образы Фигаро, Дон
Жуана, симфония «Юпитер» и др.). Утверждение
человеческой личности, активности духа связано
и с раскрытием богатейшего эмоционального
мира — многообразие его внутренних оттенков и
деталей делает Моцарта предтечей
романтического искусства.
Всеобъемлющий характер моцартовской музыки,
охватившей все жанры эпохи (кроме уже
упомянутых — балет «Безделушки» — 1778,
Париж; музыка к театральным постановкам,
танцы, песни, в т. ч. «Фиалка» на ст. И. В. Гете,
мессы, мотеты, кантаты и др. хоровыепроизведения, камерные ансамбли различных
составов, концерты для духовых инструментов с
оркестром, Концерт для флейты и арфы с
оркестром и др.) и давшей их классические
образцы, во многом объясняется той огромной
ролью, какую сыграло в ней взаимодействие
школ, стилей, эпох и музыкальных жанров.
Воплощая характерные черты венской
классической школы, Моцарт обобщил опыт
итальянской, французской, немецкой культуры,
народного и профессионального театра,
различных оперных жанров и т. п. В его
творчестве нашли отражение социально
психологические конфликты, рожденные
предреволюционной атмосферой во Франции
(либретто «Свадьбы Фигаро» написано по
современной пьесе П. Бомарше «Безумный день,или Женитьба Фигаро»), мятежный и
чувствительный дух немецкого штюрмерства
(«Бури и натиска»), сложная и вечная проблема
противоречия между дерзаниями человека и
нравственным возмездием («Дон Жуан»).
Индивидуальный облик моцартовского
произведения складывается из множества
типичных для той эпохи интонаций и приемов
развития, неповторимо соединенных и
услышанных великим творцом. Его
инструментальные сочинения испытали
воздействие оперы, в оперу и мессу проникли
черты симфонического развития, симфония
(например, Симфония соль минор — своего рода
рассказ о жизни человеческой души) может быть
наделена детализированностью, свойственной
камерной музыке, концерт — значительностьюсимфонии и т. д. Жанровые каноны итальянской
оперыbuffa в «Свадьбе Фигаро» гибко
подчиняются созданию комедии реалистических
характеров с явным лирическим акцентом, за
названием «веселая драма» встает совершенно
индивидуальное решение музыкальной драмы в
«Дон Жуане», проникнутое шекспировскими
контрастами комедийного и возвышенно
трагического.
Один из ярчайших примеров моцартовского
художественного синтеза — «Волшебная
флейта». Под покровом волшебной сказки с
запутанным сюжетом (в либр. Э. Шиканедера
использовано множество источников) скрываются
утопические идеи мудрости, добра и всеобщей
справедливости, характерные для эпохи
Просвещения (здесь сказалось и влияниемасонства — Моцарт был членом «братства
свободных каменщиков»). Арии «человека
птицы» Папагено в духе народных песен
чередуются со строгими хоральными напевами в
партии мудрого Зорастро, проникновенная
лирика арий влюбленных Тамино и Памины — с
колоратурами Царицы ночи, почти
пародирующими виртуозное пение в итальянской
опере, сочетание арий и ансамблей с
разговорными диалогами (в традиции зингшпиля)
сменяется сквозным развитием в развернутых
финалах. Все это объединяется тоже
«волшебным» по мастерству инструментовки
звучанием моцартовского оркестра, (с
солирующими флейтой и колокольчиками).
Универсальность музыки Моцарта позволила ей
стать идеалом искусства для Пушкина и Глинки,Шопена и Чайковского, Бизе и Стравинского,
Прокофьева и Шостаковича.
Е. Царёва
Его первым учителем и наставником был отец,
Леопольд Моцарт, помощник капельмейстера при
дворе зальцбургского архиепископа. В 1762 году
отец представляет Вольфганга, ещё совсем юногоисполнителя, и его сестру Наннерль дворам
Мюнхена и Вены: дети играют на клавишных
инструментах, на скрипке и поют, а Вольфганг
ещё и импровизирует. В 1763 году состоялось их
длительное турне по Южной и Восточной
Германии, Бельгии, Голландии, Южной Франции,
Швейцарии вплоть до Англии; дважды они были в
Париже. В Лондоне происходит знакомство с
Абелем, И. К. Бахом, а также певцами Тендуччи
и Манцуоли. В двенадцать лет Моцарт сочиняет
оперы «Мнимая пастушка» и «Бастьен и
Бастьенна». В Зальцбурге назначается на
должность концертмейстера. В 1769, 1771 и 1772
годах посещает Италию, где получает признание,
ставит на сцене свои оперы и занимается
систематическим образованием. В 1777 году
совершает в обществе матери поездку в Мюнхен,Мангейм (где влюбляется в певицу Алоизию
Вебер) и Париж (где мать умирает).
Обосновывается в Вене и в 1782 году женится на
Констанции Вебер, сестре Алоизии. В том же
году большой успех ждёт его оперу «Похищение
из сераля». Создаёт произведения самых разных
жанров, проявляя удивительную многогранность,
становится придворным композитором (без
определённых обязанностей) и надеется после
смерти Глюка получить должность второго
капельмейстера Королевской капеллы (первым
был Сальери). Несмотря на славу, особенно
оперного композитора, надежды Моцарта не
сбылись, в том числе изза сплетен относительно
его поведения. Оставляет незаконченным
Реквием. Уважение к аристократическим
условностям и традициям, как религиозным, таки светским, сочетались у Моцарта с чувством
ответственности и внутренним динамизмом,
которые заставляли некоторых рассматривать его
как сознательного предшественника романтизма,
в то время как для других он остаётся
несравненным завершением рафинированного и
умного века, почтительно относившегося к
правилам и канонам. В любом случае именно из
постоянного столкновения с различными
музыкальными и моральными клише того времени
родилась эта чистая, нежнейшая, нетленная
красота музыки Моцарта, в которой столь
загадочным образом присутствует то
лихорадочное, лукавое, трепетное, что именуется
«демоническим». Благодаря гармоническому
использованию этих качеств, австрийский мастер
— подлинное чудо музыки — преодолел всетрудности композиции со знанием дела, которое
А. Эйнштейн верно называет
«сомнамбулическим», создав огромное
количество произведений, хлынувших изпод его
пера как под давлением со стороны заказчиков,
так и в результате непосредственных внутренних
побуждений. Он действовал со скоростью и
самообладанием человека нового времени, хотя и
оставался вечным ребёнком, чуждым любых
феноменов культуры, не относящихся к музыке,
полностью обращённым к внешнему миру и
одновременно способным на поразительные
проникновения в глубины психологии и мысли.
Несравненный знаток человеческой души,
особенно женской (передававший в равной мере
её грацию и двойственность), проницательно
высмеивающий пороки, мечтающий об идеальноммире, легко переходящий от самой глубокой
скорби к величайшей радости, благочестивый
певец страстей и таинств — будь эти последние
католическими или масонскими — Моцарт до
сих пор завораживает как личность, оставаясь
вершиной музыки и в современном понимании.
Как музыкант он синтезировал все достижения
прошлого, доведя до совершенства все
музыкальные жанры и превзойдя почти всех
своих предшественников совершенным
сочетанием северного и латинского строя чувств.
Чтобы упорядочить музыкальное наследие
Моцарта, понадобилось опубликовать в 1862
году объёмистый каталог, впоследствии
обновлённый и исправленный, который носит имя
своего составителя Л. фон Кёхеля.Подобная творческая продуктивность — не такая
уж, впрочем, редкая в европейской музыке —
была не только результатом прирождённых
способностей (говорят, что он писал музыку с
той же лёгкостью и непринуждённостью, что и
письма): в пределах короткого срока,
отпущенного ему судьбой и отмеченного порой
необъяснимыми качественными скачками, она
была выработана благодаря общению с
различными учителями, позволявшему
преодолевать кризисные периоды становления
мастерства. Из музыкантов, оказавших на него
прямое влияние, следует назвать (помимо отца,
итальянских предшественников и современников,
а также Д. фон Диттерсдорфа и И. А. Хассе) И.
Шоберта, К. Ф. Абеля (в Париже и Лондоне),
обоих сыновей Баха, Филиппа Эмануэля и вособенности Иоганна Кристиана, бывшего
образцом сочетания «галантного» и «учёного»
стилей в крупных инструментальных формах, а
также в ариях и операхсериа, К. В. Глюка — в
том, что касается театра, несмотря на
существенное различие творческих установок,
Михаэля Гайдна, великолепного
контрапунктиста, брата великого Йозефа,
который в свою очередь указал Моцарту, как
достичь убедительности выражения, простоты,
непринуждённости и гибкости диалога, не
отказываясь и от приёмов самой сложной
техники. Основополагающими были его поездки в
Париж и Лондон, в Мангейм (где он слушал
знаменитый оркестр под управлением Стамица,
первый и самый передовой ансамбль в Европе).
Укажем также на окружение барона фон Свитенав Вене, где Моцарт учился и оценил музыку Баха
и Генделя; наконец, отметим путешествия в
Италию, где он встречался со знаменитыми
певцами и музыкантами (Саммартини, Пиччини,
Манфредини) и где в Болонье держал у падре
Мартини экзамен по контрапункту строгого
стиля (по правде сказать, не слишком удачный).
В театре Моцарт добился беспрецендентного
соединения итальянской оперыбуффа и драмы,
достигнув музыкальных результатов неоценимого
значения. В то время как действие его опер
основывается на хорошо подобранных
сценических эффектах, оркестр, словно лимфа,
пропитывает каждую мельчайшую клеточку
характеристики персонажа, легко проникает в
малейшие промежутки внутри слова, как
ароматное, тепловатое вино, словно из боязни,что у персонажа не хватит духа выдержать роль.
Необычайного сплава мелодии несутся на всех
парусах, то образуя легендарные соло, то
облачаясь в разнообразные, очень тщательные
наряды ансамблей. Под постоянным изысканным
равновесием формы и под остросатирическими
масками видна постоянная устремлённость к
человеческому сознанию, которая скрыта игрой,
помогающей овладеть болью и исцелить её.
Возможно ли, чтобы его блистательный
творческий путь закончился Реквиемом, который,
хотя и не доведённый до конца и не всегда
поддающийся чёткому прочтению, хотя и
завершённый неумелым учеником, до сих пор
приводит в содрогание и исторгает слёзы?
Смерть как долг и далёкая улыбка жизниявляется нам во вздыхающей Lacrimosa, словно
весть юного бога, слишком рано отнятого у нас.Загадка смерти Моцарта
В 35 лет Вольфганг Амадей Моцарт умер внищете, слабеющей рукой торопливо записывая
последние ноты своего «Реквиема», который
считал заупокойной мессой по самому себе. До
сих пор биографы Моцарта в недоумении: как
могло случиться, что композитор, буквально
озолотивший своей оперой «Волшебная флейта»
либреттиста и театрального антрепренера
Шиканедера, умер в нищете? Как могло
произойти, что его похоронили по низшему
разряду в общей могиле вместе с десятком
бродяг?
Наиболее распространенная версия смерти
композитора — отравление, и появилась она
сразу же после кончины Моцарта . Его жена
Констанца утверждала, что мужа преследовала
мысль о смерти от яда. Сын, Карл Томас, в своюочередь, вспоминал: «Тело отца было странно
распухшим, как у отравленного ртутью».
Противники этой версии считают, что ртуть
могла появиться в организме совсем по другой
причине: ею лечили спинную сухотку, которой
страдал Моцарт .
Подозреваемым N 1 долгое время был его
соперник — композитор Антонио Сальери.
Несмотря на слухи, Вена пышно отпраздновала
полувековую годовщину творческой
деятельности «подозреваемого». Говорят, что
венская публика не слишком прислушивалась к
сплетням, более того, после смерти Моцарта его
жена Констанца, отправила младшего сына
учиться именно к Сальери. Впрочем, сын
Моцарта считал, что «Сальери не убивал отца, нопоистине отравил его жизнь интригами», а отец
Моцарта еще 18 марта 1786 года писал своей
дочери Наннерль: «Сальери со своими
приспешниками опять готов перевернуть небо и
ад, лишь бы только провалить постановку»
(«Свадьбы Фигаро»). И все же интриги — отнюдь
не медленный яд «акватофана», которым якобы
отравили Моцарта . Впрочем, другие сторонники
этой версии утверждали, что Моцарт был
отравлен ртутью.
Давайте вспомним последние дни великого
композитора :
Год выдался тяжелым: Моцарт страдал от
безденежья и долго болел. Однажды в дверьпостучался незнакомец, одетый во все черное.
— Я пришел к вам, сударь, по поручению очень
важного лица. Лицо это не желает, чтобы имя его
было известно.
— Пусть будет так. Чего же он хочет? — ответил
Моцарт.
— Он только что потерял близкого человека. Он
желает каждый год отмечать годовщину смерти
церковной службой и просит написать для этой
цели реквием. Вложите в это дело весь свой
талант, вы имеете честь работать для большого
знатока музыки, — сказал незнакомец и
удалился.
Идея создания реквиема глубоко захватила
Моцарта. Он работал с невероятным увлечением.Вот только состояние здоровья композитора
становилось все хуже. «Видно, для самого себя
пишу я этот Реквием», — не раз говорил он жене
и друзьям. Странная таинственность незнакомца
только усугубляла положение и действовала
угнетающе на возбужденное воображение
композитора.
Когда Моцарта зашли навестить друзья, они были
потрясены его болезненным видом и уговорили
отложить работу и лечь в постель. Он согласился
при условии: друзья сейчас же исполнят для него
готовые части Реквиема. А своему любимому
ученику Зюсмайеру Моцарт стал давать
необходимые указания по завершению Реквиема.
Около часа ночи Моцарт скончался.Позже загадочная история с таинственным
заказом объяснилась просто. Граф Франц фон
Вильзег цу Штуппах, большой любитель музыки,
желал во что бы то ни стало прослыть
композитором. С этой целью он заказывал
талантливым музыкантам композиции,
переписывал их и выдавал за собственные.
Потеряв жену, граф решил почтить ее память
исполнением Реквиема. С этой целью он послал к
Моцарту своего управляющего, который и вел
разговор с композитором. Желанием присвоить
сочинение великого Моцарта и объяснялась
таинственность переговоров.
И все таки все помнят версию с отравлением ? По
еще одной версии к отравлению Моцарт былпричастен Франц Ксавьер Зюсмайер, ученик,
секретарь Моцарта и любовник его жены. При
этом господин Зюсмайер был учеником не только
Моцарта, но и Сальери. Предполагают, что в руки
Зюсмайера ртуть (mercurius) попала от другого
«героя» трагедии — графа и музыканта Вальзегга
цу Штуппаха, того самого, который заказал
Моцарту «Реквием». Как раз в его владениях
добывали ртуть.
После смерти Моцарта в музыкальных кругах
пересказывались слова когото из композиторов,
который, якобы, заметил: «Хотя и жаль такого
гения, но благо нам, что он мертв. Ибо поживи он
больше — поистине, никто в мире не дал бы нам
куска хлеба за наши произведения». В кругу
венских музыкантов долгое время передаваласьследующая история. Будто бы гроб с телом
Моцарта отпевали не в храме Св. Стефана, а у
входа в Крестовую капеллу, прилегающую к
северной недостроенной башне храма. А затем,
когда сопровождавшие удалились, гроб с телом
внесли внутрь и, прошествовав перед Распятием,
вынесли прах великого музыканта уже через
другой выход, ведущий прямиком в катакомбы,
где хоронили людей, умерших во время эпидемии
чумы. Этим странным слухам есть различные
подтверждения. Например, известно, что,
разбирая архив Бетховена, душеприказчики
композитора обнаружили среди прочих бумаг
любопытную картинку, запечатлевшую похороны
Вольфганга Амадея Моцарта. На рисунке был
изображен въезжающий в ворота кладбища
убогий катафалк, за которым понуро труситбродячая собака.
В 1801 году старый венский могильщик случайно
выкопал череп, который, как предположили, мог
принадлежать Моцарту, скелет которого
бесследно исчез. Только в 1859 году был
обнаружен старинный план кладбища Святого
Марка в Вене и на предполагаемом месте
погребения Моцарта был установлен мраморный
монумент.Однако, это не конец истории …
Весной 1986 г. Международный фонд Моцартеум
проводил очередную выставку, названную
«Моцарт в XIX веке». Среди экспонатов,
отобранных для нее, был и загадочно обретенный
череп композитора. Его выставили в нише,
заботливо укрыв стеклянным колпаком, который
обвивал плющ. Впрочем, у посетителей этот
мрачный экспонат не вызвал особого внимания.
«Однако на презентации, устроенной в честь
выставки, — вспоминал ее устроитель,
профессор Рудольф Ангермюллер, — ко мне
обратился доктор Целлер, представлявшийКельтский музей. Ему хотелось, чтобы их
художник Райнер сфотографировал череп.
Позднее по этому снимку он мог бы нарисовать
портрет Моцарта».
Вскоре Ангермюллер разоткровенничался. «Вы
знаете, мы, между прочим, до сих пор не знаем,
подлинный ли это череп Моцарта. У вас в музее
нет специалистов, которые могли бы это
проверить?»
«Пожалуй, что есть. Вот, например, профессор
Тихи».
Так Готфрид Тихи, профессор Института
геологии и палеонтологии при Зальцбургском
университете, был неожиданно приглашеносмотреть загадочный череп.
Генеральный секретарь фонда Рудольф
Ангермюллер торжественно вручил ему
реликвию, надеясь на его порядочность и
щепетильность.
Вскоре Тихи сообщил, что череп Моцарта
подлинный. А потом, к ужасу сотрудников
фонда, на первой полосе «Париматч» появился
снимок, сделанный в одном из местных кафе.
Взорам читателей предстал профессор Тихи,
позирующий с черепом Моцарта в руках.
«Очень скандально и непорядочно с его
стороны». Вдобавок профессор так и не вынес
никакого научного заключения, ограничившись