Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в городе Зальцбурге в семье крупного музыканта. Отец его, Леопольд Моцарт, родом из немецкого города Аугсбурга, был скрипачом, органистом, педагогом и композитором. Школа скрипичной игры, изданная Леопольдом Моцартом, пользовалась популярностью не только в Австрии и Германии, но и в других странах, в том числе и в России. Работал он в качестве придворного музыканта и камердинера у зальцбургского вельможи графа Турн, а затем (с начала 40-х годов XVIII века) поступил скрипачом в дворцовый оркестр зальцбургского архиепископа. Феноменальная, ни с чем несравнимая природная музыкальная одаренность Вольфганга стала предметом многочисленных рассказов, в которых правда часто перемешана с вымыслом. Однако несомненно, что в великом пантеоне музыкальных гениев едва ли найдется другой композитор, обнаруживший в столь раннем возрасте музыкальную одаренность, подобную Моцарту. Чрезвычайно талантлива была и старшая сестра Моцарта Мария-Анна. Отец, дочь и сын составляли блестящее трио музыкантов. Первоначальное музыкальное развитие Вольфганга проходило под руководством отца. Моцарт учился игре на клавесине, органе и скрипке. Уже в трехлетнем возрасте он вслушивался в отдельные звуки, строил аккорды, импровизировал, воспроизводил услышанную музыку. Память и слух Моцарта поражали всех окружающих.
Вольфганг Амадей Моцарт
_________________________________
Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в
городе Зальцбурге в семье крупного музыканта. Отец его,
Леопольд Моцарт, родом из немецкого города Аугсбурга, был
скрипачом, органистом, педагогом и композитором. Школа
изданная Леопольдом Моцартом,
скрипичной игры,
пользовалась популярностью не только в Австрии и Германии,
но и в других странах, в том числе и в России. Работал он в
качестве придворного музыканта и камердинера у
зальцбургского вельможи графа Турн, а затем (с начала 40х
годов XVIII века) поступил скрипачом в дворцовый оркестр
зальцбургского архиепископа. Феноменальная, ни с чем
несравнимая природная музыкальная одаренность Вольфгангастала предметом многочисленных рассказов, в которых правда
часто перемешана с вымыслом. Однако несомненно, что в
великом пантеоне музыкальных гениев едва ли найдется
другой композитор, обнаруживший в столь раннем возрасте
музыкальную одаренность, подобную Моцарту. Чрезвычайно
талантлива была и старшая сестра Моцарта МарияАнна. Отец,
дочь и сын составляли блестящее трио музыкантов.
Первоначальное музыкальное развитие Вольфганга проходило
под руководством отца. Моцарт учился игре на клавесине,
органе и скрипке. Уже в трехлетнем возрасте он вслушивался в
импровизировал,
отдельные звуки,
воспроизводил услышанную музыку. Память и слух Моцарта
поражали всех окружающих.
строил аккорды,
С 1762 года (Моцарту было 6 лет) начались концертные
выступления Вольфганга и МарииАнны в разных городах ипроизвели фурор.
странах Европы. Совсем юные музыканты дали ряд концертов в
Мюнхене, а через несколько месяцев отец повез всю семью в
Вену, которая была в то время крупнейшим музыкальным
центром. Концерты, данные детьми Леопольда Моцарта в Вене,
действительно,
Музыкальная семья
Моцартов была приглашена ко двору в Шенбрун летнюю
резиденцию австрийского императора. Там каждый день
Вольфганг и Наннерль играли то порознь, то вместе в четыре
руки. Феноменальное искусство Вольфганга вызывало бурю
восторгов. Он виртуозно исполнял свои и чужие сочинения,
читал с листа незнакомые произведения с такой легкостью, как
будто они были ему давно известны, импровизировал на
заданные темы, чисто и безошибочно играл трудные пьесы на
клавиатуре, накрытой платком. Но несмотря на все триумфы и
восторги публики, для детей такая жизнь была чрезвычайнотяжела. Их бесчеловечно эксплуатировали, заставляли без
отдыха разъезжать по разным городам и странам, играть и
импровизировать помногу часов подряд (концерты в то время
длились 45 часов). Все это было крайне изнурительно для
хрупкого организма ребенка.
несомненно,
В ноябре 1763 года семья Моцартов приехала в Париж.
Приобщение Моцарта к музыкальной жизни французской
столицы,
расширило его художественный
кругозор. В Париже он познакомился с шедеврами
музыкального искусства; слушал знаменитых виртуозов,
симфоническую музыку, в Версале вместе с отцом и сестрой
посещал концерты церковнохоровой и органной музыки. Сам
Моцарт много сочинял в Париже. В начале 1764 года вышли из
печати его первые четыре сонаты для скрипки и клавесина. Натитульном листе было обозначено, что они написаны
семилетним мальчиком.
Ободренный успехами пятимесячного пребывания в Париже,
Л. Моцарт в апреле 1764 года повез детей в Лондон. В Англии
после смерти Перселя уже не было своих национальных
композиторов мирового значения, и, несмотря на это, в XVIII
веке Лондон был городом высокоразвитой музыкальной
культуры, в котором имелись превосходные хоровые и
оркестровые капеллы и оперные театры. Лондон привлекал
многих зарубежных композиторов немецких, австрийских,
итальянских, живших там подолгу и даже считавших
английскую столицу своей второй родиной. Маленький Моцарт
слушал в Лондоне (в превосходном исполнении) оратории
Генделя, ставшего с тех под одним из его любимейших
композиторов. В Лондоне жил и работал выдающийсянемецкий композитор Иоганн Христиан Бах младший сын
великого Иоганна Себастьяна Баха. Он в молодости покинул
Германию, получил музыкальное образование в Италии, где
написал большое количество итальянских опер seria . В 1762
году И. X. Бах переехал в Лондон, с которым связана зрелая и
лучшая пора его творческой деятельности. В Лондоне были
поставлены его итальянские оперы, здесь же он создал
множество симфоний, концертов, камерных произведений.
В Лондоне Вольфганг близко познакомился с И. X. Бахом, и,
несмотря на различие в возрасте, И. X. Бах вел с ним
длительные беседы о музыке, знакомил со своими
произведениями и с творчеством великих мастеров настоящего
и прошлого, играл с Моцартом в четыре руки; кроме того, оба
они импровизировали. Все это были впечатления, оставившие
значительный след в творческом развитии восьмилетнегоМоцарта. Общение с И. X. Бахом и знакомство с его
произведениями имело для Моцарта исключительно важное
значение. Его привлекали простота и искренность музыки И. X.
Баха, ясность и пластичность певучих мелодий, близких
итальянской оперной и инструментальной кантилене,
стройность формы. Особенно неотразимое впечатление
произвели на Моцарта симфонии И. X. Баха. Под его влиянием
Моцарт написал свои первые симфонии, с успехом
исполненные в Лондоне публично, ряд сочинений для
клавесина и других инструментов.
Год с лишним прожила семья Моцартов в Лондоне, за это
время дети дали много концертов как для широкой публики,
так и при королевском дворе. Но этим концертные триумфы не
завершились. Получив приглашение из Голландии, Моцарты
посетили Гаагу, Амстердам и другие города. 9 месяцев онипровели в Голландии. За это время возникло много новых
произведений Моцарта; среди них одна симфония, шесть сонат
для клавесина и скрипки, сборник клавесинных каприччио.
Затем в ноябре 1766 года они вернулись домой, где отец стал
упорно заниматься с Вольфгангом. Знания и навыки нужно
было привести в порядок, развить композиторскую технику
молодого Моцарта, довести ее до самой высокой степени
совершенства.
В сентябре 1767 года семья Моцартов снова выехала в Вену,
где брат и сестра должны были играть по случаю
бракосочетания австрийской эрцгерцогини с неаполитанским
королем. Но на этот раз Моцартам не повезло: эрцгерцогиня
умерла от оспы и торжества расстроились. Благодаря стечению
и других обстоятельств (свертывание концертной жизни в
замена концертов
аристократическом обществе иобщественными балами) Моцарты в течение зимы 1768 года
почти не выступали в Вене публично. Лишь русский князь
Голицын, бывший послом в Вене, устроил у себя большую
«академию» (так назывались в XVIII и начале XIX века
большие публичные концерты) в честь юных артистов.
Во время пребывания Моцарта в Вене его творчество было
чрезвычайно интенсивно главным образом в области оперы. По
заказу директора венского придворного театра Моцарт в
короткий срок (с апреля по июль 1768 года) написал
итальянскую оперу buffa «Мнимая простушка» (« La finta
semplice ») по либретто выдающегося итальянского драматурга
Гольдони, переработанное и дополненное придворным поэтом
Кольтеллини. Однако, несмотря на подготовку спектакля, на
с увлечением
восторженный прием оперы певцами,
разучивавшими свои партии, премьера так и не состоялась.Причиной тому были интриги, затеянные против Моцарта.
Некоторые профессионалы музыканты, завидовавшие Моцарту,
достигшему в двенадцатилетнем возрасте европейской
известности, старались помешать постановке оперы. Премьера
все больше оттягивалась и, в конце концов, была вовсе
отменена.
Моцарт, потративший на сочинение оперы много энергии и
труда, был очень огорчен. К этому присоединились
материальные трудности: деньги, заработанные во время
большой концертной поездки предшествующих лет, были на
исходе, зальцбургский архиепископ прекратил выплату отцу
его жалованья. Некоторым облегчением явился новый заказ на
оперу, исходивший уже не от театра, а от частного лица.Доктор Антон Месмер, по специальности гипнотизер, заказал
Моцарту для своего домашнего театра маленький одноактный
зингшпиль «Бастьен и Бастьенна». Либретто зингшпиля
представляло собой немецкий вариант известной оперы Ж. Ж.
Руссо «Деревенский колдун». Это
несложная история
размолвки двух влюбленных и их примирения, устроенного
старым крестьянином, притворяющимся колдуном. Жизнь
крестьян и крестьянок, данная несколько идиллически,
миниатюрные арии и ансамбли народнопесенного склада
придают опере характер наивной простоты. В музыке
зингшпиля уже слышны мелодические обороты, встречающиеся
в произведениях Моцарта последующих десятилетий. В
двенадцатилетнем возрасте Моцарт был автором двух опер
разных жанров оперы buffa и зингшпиля. Ноне только оперы
писал Моцарт в Вене. Здесь он написал и три новые симфонии,явившиеся значительным шагом вперед по сравнению с
симфониями, созданными в Лондоне. В Вене Моцарт написал
еще ряд произведений, в том числе торжественную мессу,
которой он сам и продирижировал.
В начале 1769 года семья Моцартов вернулась в Зальцбург,
где Вольфганг продолжал занятия контрапунктом под
руководством отца. По распоряжению архиепископа в
Зальцбурге была поставлена опера Моцарта «Мнимая
простушка», которую ему не пришлось увидеть в Вене.
Архиепископу опера понравилась, и он присвоил Вольфгангу
титул придворного концертмейстера.
Так как при дворе архиепископа культивировалась
преимущественно духовная музыка, Моцарт за короткое время
пребывания в Зальцбурге написал ряд культовых произведений:две мессы, « Te Deum laudaumus » (в переводе «Тебя, бога,
хвалим») для хора и оркестра, офферторий (форма
будучи придворным
католической службы).
концертмейстером, он вынужден был писать для придворных
балов менуэты и другие танцы, соединявшиеся в оркестровые
сюиты и известные под названиями серенад и дивертисментов.
Но,
В декабре 1769 года Моцарты предприняли большую
концертную поездку в Италию, где Вольфганг еще не бывал.
Огромный успех сопровождал Моцарта в Вероне и Мантуе, где
он показывал свое искусство во всем его поразительном
богатстве и мастерстве: сидя за клавесином, Моцарт
дирижировал своими симфониями, играл на клавесине и на
скрипке,
а также
сопровождения к ариям.То же повторилось в Кремоне и
Милане. Много выступал Моцарт во Флоренции, Риме и
импровизировал сонаты и фуги,Неаполе. Во всех городах Италии Моцарт посещал картинные
галереи, музеи, рассматривал исторические памятники, слушал
в театрах итальянские оперы. Тесное и непосредственное
соприкосновение с итальянской оперной культурой помогло
Моцарту в работе над оперой «Митридат царь Понтийский».
В биографиях Моцарта рассказывается случай,
свидетельствующий о поразительном музыкальном слухе и
памяти юного музыканта. В Риме на страстной неделе
Леопольд и Вольфганг Моцарты посетили Сикстинскую
капеллу,
где исполнялось большое многоголосное
произведение Грегорио Аллегри « Miserere » (итальянский
композитор палестриновской школы, бывший с 1629 до 1,640
года членом папской капеллы в Риме.).Это духовное сочинение, написанное для двух хоров,
исполнялось два раза в году (на страстной неделе) и являлось
монополией собора св. Петра и Ватикана. Переписывать и
распространять «М1зегеге» не разрешалось.
Моцарт,
прослушавший произведение один раз, придя домой, целиком
записал его по памяти, не сделав ни единой ошибки. Так
Моцарт способствовал распространению музыки рукописи,
считавшейся священной собственностью римского папы. После
Рима и Неаполя Моцарты вернулись в Болонью, где Вольфганг
в течение двух месяцев продолжал занятия контрапунктом под
руководством падре Мартини. Пребывание в Болонье
ознаменовалось важным событием: четырнадцатилетнего
Моцарта приняли в члены Болонской академии, чем была ему
оказана честь, которой удостаивались очень немногиекомпозиторы. В Болонье Моцарт закончил оперу seria
«Митридат царь Понтийский», поставленную в Милане в
конце декабря 1770 года. Сюжет «Митрида та» заимствован из
древней истории и основан на борьбе понтийского царя
Митридата против римского владычества. В результате успеха
оперы Филармоническая академия в Вероне также избрала
Моцарта своим членом.По дороге домой отец и сын посетили
Турин, Венецию и Падую. И здесь Моцарта сопровождал
шумный успех. Но наряду с этим он испытал горечь и обиду.
Австрийская императрица, заказавшая Моцарту серенаду и
даже сделавшая ему ценный подарок, писала эрцгерцогу
неаполитанскому: «Вы просите у меня в услужение молодого
зальцбуржца. Не знаю, для чего это, так как не думаю, чтобы
вы нуждались в композиторах, или бесполезных людях. Если
это все же доставит вам удовольствие, не хочу вас удерживать.Говорю это затем, чтобы вы не обременяли себя людьми
бесполезными и никогда не давали такого сорта людям звания
вашего служащего. Служба обесценивается, когда люди
разъезжают по свету, как нищие, и, кроме того, у него большая
семья».
Так, пока Моцарт был ребенком, он служил предметом забавы
и развлечения. Но, чем взрослее он делался, чем в нем больше
созревал великий художник,
тем пренебрежительнее
становилось к нему отношение со стороны коронованных и
титулованных властителей. Самолюбивый Моцарт, обладавший
тонкой душевной организацией, не мог этого не чувствовать.
Во время пребывания в Зальцбурге Моцарт развивал свое
мастерство в области инструментальной музыки, особенно
симфонической. Им была написана серия серенад идивертисментов, представляющих собой сюитные циклы
бытового характера. В этот период особенно важна работа
Моцарта над новыми симфониями, в которых по сравнению с
предшествующими заметна большая самостоятельность
мышления, тонкость и дифференцированность оркестровой
ткани, мастерство полифонического развития.
Зная деспотический нрав зальцбургского. архиепископа, отец
решил избавить Вольфганга от неприятностей службы и
устроить его при какомнибудь итальянском дворе. Но,
несмотря на успех в Милане оперы «Лючио Силла», эти
попытки ни к чему не привели. Итальянская аристократия
относилась скептически к самобытности творчества Моцарта,
выражавшего в своей музыке сложный мир человеческих
переживаний. Не получив подлинного признания в среде
итальянских меценатов, Моцарт вынужден был вернуться вЗальцбург и приступить к исполнению служебных
обязанностей, терпя грубое обращение архиепископа.
Несмотря на всю тяжесть зависимого положения, Моцарт
работал с большим напряжением. Он много сочинял, выступал
как клавесинист и скрипач в оркестре. В Зальцбурге Моцарт
писал симфонии, серенады и дивертисменты, произведения
духовной музыки.
Среди произведений Моцарта, созданных в этот период,
выделяется двадцать пятая симфония соль минор (1773); во
многом она предвосхищает знаменитую сольминорную
симфонию 1788 года. Двадцать пятая симфония отличается
взволнованнотревожным
драматической
конфликтностью образов, скорбными настроениями, единством
характером,и целостностью концепции. Такого рода музыка, в которой
жизнерадостность, характерная для симфонического жанра
того времени, уступила место скорбной патетике и
драматизму, явилась выражением новых прогрессивных
тенденций в европейском искусстве второй половины XVIII
века. Это было время «бури и натиска», вызвавшее к жизни
поэзию Клопштока, «Страдания молодого Вертера» Гете,
«Разбойников» и «Коварство и любовь» Шиллера. Как и в этих
великих произведениях классической литературы и
драматургии, в юношеской сольминорной симфонии Моцарта
выражен внутренний мир молодого человека, протестующего
против всего, что сковывало душевные силы. Ни в одном из
прежних сочинений Моцарта драматическое начало не
прорывалось с такой силой, как в этой симфонии
семнадцатилетнего композитора. Из других инструментальныхпроизведений, написанных Моцартом в эти годы, следует
упомянуть «Хаффнерову серенаду» сюиту для оркестра,
предназначенную к свадьбе дочери бургомистра Елизаветы
Хаффнер. Это сочинение как по составу оркестра, так и по
монументальному характеру, по контрастности образов
драматических, лирических и юмористических отходит от
бытовой музыки дивертисментов и серенад. Здесь уже стерта
грань между бытовой сюитой и симфонией. Работая в
Зальцбурге, Моцарт непосредственно не соприкасался с
оперным театром. Архиепископ относился к опере враждебно,
отечественная аристократия не поддерживала немецких
артистов, в то же время итальянских певцов щедро оплачивала.
Но и итальянские оперные театры существовали лишь в
крупнейших центрах Австрии и Германии, при дворах наиболее
богатых князей и вельмож.Прирожденный оперный драматург, Моцарт испытывал все
большее желание вернуться к оперному творчеству. Один из
влиятельных поклонников композитора подал мысль
баварскому курфюрсту заказать Моцарту оперуbuffa для
новогоднего карнавала 1775 года в Мюнхене. Мюнхен
представлял собой одну из богатейших резиденций Германии,
город оживленной общественной и культурной жизни. При
дворе баварского курфюрста был оперный театр, в котором
ставились преимущественно итальянские оперыseria и b uffa и
французские комические оперы. Моцарт с увлечением
принялся за сочинение оперы buffa «Мнимая садовница» («La
finta giardiniera») по либретто Р. Кальцабиджи, несколько
переделанному и переработанному Кольтеллини. В «Мнимой
садовнице» обычный буффонный сюжет, изобилующий
всевозможными недоразумениями, ссорами и примиренияминеобязательным благополучным разрешением
всех
злоключений. Хотя итальянская опера buffa уже достигла
значительного развития, «Мнимая садовница» Моцарта
оказалась впереди многих современных опер. В декабре 1774
года Моцарт с отцом выехали из Зальцбурга в Мюнхен для
подготовки «Мнимой садовницы»,
премьера которой
состоялась 13 января 1775 года. Опера прошла с большим
успехом и понравилась баварскому курфюрсту. В Мюнхене
Моцарт написал по заказу курфюрста церковный мотет, сразу
же разученный и исполненный силами придворной капеллы.
Кроме того, Моцарт много выступал как клавесинист. Для
своих концертов он написал пять клавирных сонат
(впоследствии он прибавил к этой серии шестую), которые с
большим успехом исполнял при дворе курфюрста и
мюнхенской знати. Время пребывания в Мюнхене подходило кконцу. Нужно было возвращаться в Зальцбург. Моцарт давно
мечтал освободиться от своей унизительной службы, от
тяжелой зависимости придворного музыканта. Но все это было
лишь мечтой. Детские триумфы Моцарта были уже далеким
прошлым, и аристократическая знать о них забыла. Кроме того,
отпустив Вольфганга по его просьбе или требованию,
мстительный архиепископ одновременно уволил бы и отца.
Семья Моцарта оказалась бы в тяжелом материальном
положении. Поэтому приходилось оставаться в Зальцбурге,
терпя всю тяжесть зависимого положения.
В течение 17751777 годов, проведенных в Зальцбурге,
Моцарт,
кроме многочисленных духовных сочинений,
заказанных архиепископом,
и серенад для бытового
музицирования в частных домах, на писал большое количество
сольных концертов. Среди них особенно выделяютсяскрипичные и фортепианные концерты с оркестром. Здесь
Моцарт подошел к своим творческим вер шинам в жанре
сольного концерта. Совершенное использование возможностей
солирующего инструмента,
органическое сочетание
виртуозности и выразительной певучести инструмента
(последнее не только в медленных лирических частях или в
мелодических эпизодах крайних быстрых частей, но и в
виртуозных пассажах) явилось новым и прогрессивным в
развитии концертного жанра. Громадной популярностью
пользуются лямажорный
скрипичные
концерты, поражающие смелостью, яркой образностью,
красотой тематического материала, изяществом и стройностью
формы. По заказу он написал театрализованную серенаду
«Корольпастух» (1775). Все же, работая над своими
сочинениями, Моцарт не оставлял надежды покинуть
и ремажорныйЗальцбург. Наконец, после многократных просьб, обращенных
к архиепископу и неизменно сопровождавшихся грубым
отказом, осенью 1777 года Моцарт добился разрешения уехать.
Отец остался исполнять свои служебные обязанности, и
Моцарт поехал в Мангейм вместе с матерью.
Хотя ему и не удалось получить службу в Мангейме, но
пребывание в этом городе сыграло в его жизни и творчестве
весьма значительную и важную роль. Мангейм в XVIII веке был
одним из крупнейших центров музыкальной жизни Германии.
Здесь был знаменитый оркестр, поражавший современников
своей звучностью и динамикой. Он состоял в основном из
чешских музыкантов, и руководители его (Я. Стамиц, К.
Рихтер, X. Каннабих и другие) были чехами. Моцарт близко
сошелся со многими из этих музыкантов, жил у X. Каннабиха,
который радушно принял его с матерью. Большое впечатлениепроизвела на Моцарта поставленная в Мангейме опера
Гольцбауэра «Гюнтер фон Шварцбург», явившаяся одной из
ранних попыток создания немецкой национальной большой
оперы. Очевидно, это обстоятельство вызвало у Моцарта (до
тех пор соприкасавшегося с итальянской оперой) мысль о
необходимости создания национального оперного искусства.
Творчески восприняв лучшие достижения мангеймской
симфонической школы, Моцарт еще больше обогатил свою
музыку. Обострение контрастности тематического материала,
увеличение диапазона динамики (резкие смены forte и piano ,
crescendo и diminuendo ), выразительные интонации «вздохов»
в медленных, лирических частях все это связано было с
воздействием мангеймской школы.
Поразила Моцарта
звучность кларнетов, только начавших входить в обиход
симфонической музыки и впервые примененных мангеймскимисимфонистами. Моцарт и Гайдн ввели кларнеты в партитуры
своих последних симфоний.
В Мангейме Моцарт впервые испытал большое, глубокое
чувство любви к юной, начинающей певице Алоизии Вебер,
дочери суфлера мангеймского театра. В Мангейме Моцартом
были созданы два концерта для флейты с оркестром, квартет
для флейты, скрипки, альта и виолончели, две клавирные
сонаты, пять скрипичных сонат, ряд арий и песен. С
удовольствием, слушая игру Вольфганга, заказывая ему
произведения, приглашая давать уроки музыки, влиятельные
аристократы Мангейма не торопились предоставить Моцарту
постоянную службу. Живя в течение длительного времени
обещаниями, Моцарт, в конце концов, получил отказ под
предлогом отсутствия вакантного места. Но музыкальная
жизнь Мангейма, композиторские и исполнительские успехи, атакже любовь к Алоизии Вебер были причиной того, что
Моцарту трудно было расстаться с этим городом.
Материальные средства, накопленные для поездки, были почти
исчерпаны, ясных перспектив не было все это заставляло отца
напоминать Вольфгангу о его обязанностях перед семьей.
Моцарту пришлось решиться оставить Мангейм. Весной 1778
года он с матерью выехал в Париж, на который возлагал
большие надежды. Но Моцарту пришлось испытать в Париже
горькое разочарование и немало страданий. Он потерял горячо
любимую мать, которая умерла на его руках летом 1778 года.
Моцарт остался один в огромном городе, где уже были забыты
его детские триумфы и мало кто интересовался приезжим
зальцбургским музыкантом. В Париже оставалось немного
друзей, помнивших Моцарта и принимавших участие в его
судьбе. Благодаря им Моцарту удалось получить несколькоуроков, которые не принесли ему ни морального, ни
материального удовлетворения; поиски постоянной работы не
приводили к положительным результатам. Симфония Моцарта,
написанная им для знаменитой концертной организации
( Concerts spirituels ) и исполненная в Париже, самого его не
удовлетворяла, да и после мангеймского оркестра парижский
оркестр казался менее "гибким, податливым и разнообразным
по динамике. Установить связи с оперными театрами Моцарту
не удалось. Единственным театральным произведением,
созданным Моцартом в Париже, явился миниатюрный балет
«Безделушки».
Не имея возможности получить в Париже заказ на оперу,
Моцарт писал там почти исключительно инструментальную
музыку. Среди многочисленных произведений выделяются:
«Концертная симфония» для флейты, гобоя, валторны ифагота (написанная для некоторых мангеймских музыкантов,
находившихся в это время в Париже), ряд клавирных и
скрипичных сонат. Именно в эти парижские месяцы 1778 года
были созданы знаменитые клавирные сонаты Моцарта ля
минор, до мажор, ля мажор и другие. Новаторство Моцарта в
концепции клавирной сонаты особенно проявилось в сонате ля
мажор с вариациями в первой части (вместо традиционного
сонатного аллегро), в основе которых лежит прекрасная по
своей задушевности и простоте лирическая, певучая мелодия;
финал сонаты это популярнейшее alla turca . Между тем отец
продолжал писать гневные письма, осыпая Вольфганга
бесконечными упреками и убеждая его вернуться в Зальцбург.
Потеряв надежду устроиться в Париже, Моцарт вынужден был
покинуть Францию.Два года продолжалась унизительная служба Моцарта у
зальцбургского архиепископа.
Моцарт вынужден был
согласиться на условия, ставившие его в очень тяжелое
положение: он не имел права никуда выезжать даже на
короткое время, выступать без разрешения хозяина. Кроме
того,
чтобы уничтожить в Моцарте стремление к
независимости, архиепископ делал все, что могло создать
безвыходность такого положения.
Но Моцарт не принадлежал к людям, склонявшим голову перед
сильными мира сего. Некоторые высказывания Моцарта
свидетельствуют о его высокоразвитом чувстве собственного
достоинства, демократизме и пренебрежительном отношении к
тем, которые достигли высокого общественного положения
благодаря происхождению, а не таланту. Так, в одном из писем
16 октября 1777 года он говорит: «Мне легче получить всеордена, которые вы в состоянии добыть, чем вам сделаться
таким, как я, даже если бы вы дважды умерли или
«Сердце
воскресли».В письме отцу Моцарт писал:
облагораживает человека, и хоть я не граф, но чести во мне,
может быть, больше, чем в ином графе; все равно слуга или
граф если он меня обругал, значит он каналья... Потому что
если меня ктото оскорбил, то я должен отомстить, и если я
сделаю не больше, чем он сделал мне, то это будет лишь
расплатой, а не наказанием. И к тому же я при этом сравнялся
бы с ним, а, по правде говоря, я слишком горд, чтобы равнять
себя с таким глупым бараном» (Эта выдержка из письма
Моцарта приводится в переводе Е. Л. Даттель). «Я ненавижу
архиепископа до бешенства», писал он отцу 9 мая 1781 года.
Даже к родному отцу, который склонен был примириться с
жалким положением музыканталакея,
Моцарт началотноситься недоверчиво: «Я не узнаю своего отца ни в одной
строке Вашего письма», писал он ему 19 мая 1781 года,
«это, конечно, отец, но это не мой отец».
Между тем зальцбургские годы, явившиеся одним из мрачных
периодов жизни Моцарта, принесли ему ряд живых и свежих
театральных впечатлений и связей. Зальцбург в этот период
посещали различные кочующие театральные труппы, ставившие
комедии, фарсы, драмы, трагедии, балеты, и оперы. Здесь было
причудливое смешение комического и фантастического.
Драматический диалог перемежался с пением и балетными
сценами. Среди этих кочующих трупп был и австрийский
народный театр во главе с актером и антрепренером
Эммануэлем Шиканедером, подружившимся с Моцартом. В
биографии Моцарта Шиканедер больше всего известен как
будущий автор либретто «Волшебной флейты».Администратор, антрепренер, актер, исполнявший как
комические, так и трагические роли, включая шекспировского
Гамлета, Шиканедер предоставил всей семье Моцартов право
на постоянное посещение спектаклей. В значительной степени
благодаря Шиканедеру Моцарт еще больше приобщился к
австрийскому народному театру, традиции которого стали
органической составной частью оперной драматургии
композитора. К этому времени относятся произведения
Моцарта для театра, которые, однако, закончить и поставить
не удалось: музыка к драме Геблера «Тамос, король Египта»
(начатая в Вене в 1777 году) и немецкая опера «Заида».
Положение Моцарта в Зальцбурге оставалось невыносимым.
Тяжесть душевного состояния усугублялась еще тем, что он не
находил должного сочувствия у отца и сестры, считавших, что
нужно смириться и терпеть. В это время о Моцарте вспомнилив Мюнхене. Курфюрст и его супруга заказали Моцарту к
придворному карнавалу 1781 года оперуseria «Идоменей» на
текст либреттиста Джамбаттиста Вареско. Архиепископ не мог
противиться желанию баварского властителя и должен был
предоставить Моцарту отпуск для сочинения и подготовки
оперы в Мюнхене.
С огромным увлечением работавший над своей оперой, Моцарт
вошел в близкое соприкосновение с труппой мюнхенского
оперного театра. Письма, в которых Моцарт описывал отцу
подробности, связанные с подготовкой оперы, представляют
собой чрезвычайно ценный исторический документ. В них уже
ясно сказывается реалистическая основа оперной эстетики
Моцарта, несмотря на античный сюжет и традиционные
условности жанра итальянской оперыseria. В эволюции
оперного творчества Моцарта «Идоменей» является важнымэтапом. В «Идоменее» произошло органическое слияние
принципов итальянской оперыseria и глюковской драматургии.
Последнее особенно сказалось в выражении человеческих
страстей и в трактовке хоров и речитативов. Значение
«Идоменея» в том, что Моцарт, взяв все лучшее, что было в
опереseria и творчестве Глюка, все это переосмыслил в духе
своих творческих принципов и таким образом подошел к
созданию опер, являющихся вершиной его композиторской
деятельности. Премьера «Идоменея», состоявшаяся в Мюнхене
в январе 1781 года, прошла с блестящим успехом.
Терпению Моцарта пришел конец, ничто не могло поколебать
его твердого решения ценой потери материального
.благополучия покончить со своей службой. Он писал отцу:
«Вам в угоду я готов был пожертвовать своим счастьем, своим
здоровьем и своей жизнью, но честь моя она мне, да и Вамтакже, должна быть дороже всего». Отец старался уговорить
сына не делать опрометчивого шага, но решение Моцарта было
твердым и непреклонным. Он подал письменное заявление об
увольнении. Архиепископ не только ответил отказом, но и
встретил Моцарта потоком ругательств и оскорблений.
Моцарт вторично принес заявление; когда он пришел за
ответом, оберкамергер архиепископа граф Арко вытолкнул его
за дверь. После этого Моцарт в течение нескольких дней был
близок к душевному расстройству. Придя в себя, он решил не
возвращаться в Зальцбург, а остаться в Вене. Моцарт был
первым среди гениальных композиторов, порвавшим с
зависимым положением придворного музыканта.
10 последних лет жизни и работы Моцарта в Вене были
вершиной его творческих завоеваний во всех жанрах
музыкального искусства. Тяжело складывался для Моцартаначальный период жизни в Вене. Не имея ни постоянного
заработка, ни поддержки со стороны родных и близких,
потеряв былые связи, он вынужден был работать до
изнеможения: сочинять, давать уроки, выступать. К этому
примешивалось беспокойство об отце и сестре, которым он
лишен был возможности помогать. Между тем ощущение
свободы, сознание того, что он больше не вернется к
ненавистной зальцбургской службе, вернуло ему былую
жизнерадостность и вдохнуло в него надежду на лучшее
будущее в городе со столь богатой музыкальной жизнью. На
улицах Вены днем и ночью звучала музыка серенад,
дивертисментов,
ноктюрнов в исполнении различных
инструментальных ансамблей и певцов. Жизнь в Вене с
неумолкаемыми песнями и танцами, несшимися со всех сторон,
казалась вечным музыкальным праздником.с
Еще до окончательного обоснования Моцарта в Вене в венском
театре был поставлен зингшпиль И. Умлауфа «Рудокопы»
(1778), сыгравший важную историческую роль в становлении
этого жанра. Моцарт получил заказ на зингшпиль «Похищение
из сераля» для этого театра. Ему было предложено либретто
Бретцнера, переработанное Моцартом совместно со Стефани в
соответствии
замыслом
композитора. Сюжет «Похищения из сераля» типичен для
оперы XVIII века: в плену у турецкого паши Селима томится
Констанца вместе со своей служанкой Блондой. Их находит
жених Констанцы Бельмонте, пришедший во дворец паши со
своим другом и слугой Педрилло, влюбленным в Блонду.
Радостная встреча влюбленных пар после долгой разлуки и
освобождение их из плена такова канва оперы. Типичны для
того времени персонажи оперы: нежно любящая Констанца,
музыкальнопоэтическимловкая и игривая Блонда, лирический любовник Бельмонте, его
слуга, хитрый и находчивый Педрилло, свирепый страж гарема
Осмин; типична условная «турецкая» экзотика, вызвавшая
применение элементов янычарской (Янычары название
турецкого войска) музыки и использование в оркестре
большого (турецкого) барабана и треугольника.Но, несмотря
на традиционный тип сюжета, ни в одной опере того времени не
было такой мягкой и тонкой музыкальной характеристики
героев и их чувств, глубокого проникновения в их психологию,
такой задушевности и поэтичности в воплощении лирических
образов и такого остроумия и юмора в воплощении комических
образов, как в опере Моцарта.
В Вене он снова встретился с семьей Вебер, переехавшей сюда
из Мангейма. Алоизия, к которой он испытывал глубокое
чувство, сделала блистательную карьеру на оперной сцене,жизнерадостная,
была солисткой венской оперы. Моцарт, живший некоторое
время у Веберов, все еще продолжал ее любить. Но вскоре его
чувствами завладела младшая сестра Алоизии, Констанца
веселая,
привлекательная девушка.
Дружеские отношения Вольфганга и Констанцы быстро
перешли во взаимную любовь. Чувство Моцарта подогревалось
совпадением имени его невесты с именем главной героини
оперы, над которой он работал в этот период. Однако их
желание соединиться встретило препятствие со стороны отца
Моцарта и матери Констанцы. Моцарт в августе 1782 года был
вынужден увезти невесту из дома матери и тайно с ней
обвенчаться. А несколько раньше, в июле 1782 года, состоялась
премьера «Похищения из сераля», прошедшая с огромным
успехом. Успех «Похищения из сераля» снова открыл Моцарту
двери дворцов и салонов венской знати. Он быстро установилс
связи с различными меценатами, вошел в более близкое
соприкосновение
профессионаламимузыкантами,
заслужившими громкое имя и европейскую известность, много
выступал как клавесинист.
В аристократических,
общественных и домашних кругах Вены культивировалась
инструментальная музыка симфоническая и камерная, и
Моцарт написал за эти годы между «Похищением из сераля» и
«Свадьбой Фигаро» (17821786) большое количество
концертов для разных инструментов, клавирных сонат и
фантазий, квартетов и других камерных ансамблей.
В Вене у Моцарта было много встреч с различными
композиторами. Но далеко не со всеми сложились у него
одинаковые
композиторы
профессионалы не смогли подняться до понимания искусства
Моцарта, считая дерзостью гармоническую и модуляционную
отношения.
Некоторыесмелость в ряде его произведений. Другие завидовали гению
Моцарта. Среди последних был Антонио Сальери, живший в
Вене и занимавший высокий пост при императорском дворе
(Это послужило темой маленькой трагедии Пушкина «Моцарт
и Сальери»). Именно Сальери действовал против Моцарта и,
пользуясь своим влиянием, мешал ему занять видное
положение при дворе и получить там должное признание.
Наибольшей радостью для Моцарта была дружба с Гайдном.
Начало их личного знакомства относится к 1785 году. Гайдну
Моцарт посвятил свои замечательные шесть квартетов его
высшее достижение в сфере квартетной музыки.
Не имея возможности поставить оперу на немецком языке,
Моцарт вынужден был обратиться к жанру итальянской оперы
buffa . Но его перестали удовлетворять обычные сюжеты со
стандартными, много раз повторявшимися в разных вариантахкомедийными положениями. Совместно с да Понте, Моцарт,
наконец, решил остановиться на второй части трилогии
Бомарше «Свадьба Фигаро», поставленной незадолго до того (в
1784 году) в Париже. Комедия Бомарше в условиях Франции
накануне буржуазной революции 1789 года сыграла огромную
роль в разоблачении феодальноаристократических порядков и
явилась революционным знаменем в руках третьего сословия.
И Моцарт обратился к этой комедии по собственной
инициативе, без заказа театра. Тем более это поразительно, что
комедия Бомарше была запрещена цензурой в Вене. Правда, в
либретто да Понте социальная острота комедии несколько
сглажена,
противопоставление развратных господаристократов и умных,
ловких, симпатичных слуг. Обращение Моцарта к подобному
сюжету говорит о нем как о передовом художнике, ответившем
но все же главное сохранилосьсвоим творчеством на самые волнующие и передовые
устремления своей эпохи.
1 мая 1786 года состоялась в Вене премьера «Свадьбы
Фигаро». Вначале опера встретила восторженный прием
публики. Но неприязнь императора и придворных кругов к
новшествам Моцарта сказалась на судьбе оперы: как и
«Похищение из сераля», она после нескольких представлений
была снята с репертуара венского театра. Однако музыка
«Свадьба Фигаро» приобрела огромную популярность.
Для гениального композитора наступило тяжелое время. В
первые годы жизни в Вене Моцарта приглашали различные
вельможи и меценаты, щедро оплачивая его выступления.
Теперь же эти приглашения и заказы на произведения
становились все реже, что объяснялось разными причинами:непониманием творческих помыслов Моцарта, недоверчивым
отношением к его новаторству, интригами со стороны ряда
влиятельных музыкантов, видевших в Моцарте опасного
соперника.Моцарт был лишен даже самых необходимых
средств для сносного существования его и семьи (жены и
детей). Имея долги, он подвергался притеснениям со стороны
кредиторов. Пользуясь доверчивостью, мягкостью и житейской
неопытностью Моцарта, издатели его обманывали, а иногда и
попросту обкрадывали.
Большим событием для Моцарта был громадный успех
«Свадьбы Фигаро» в Праге, где эта опера приобрела значение
классического шедевра и вошла в постоянный репертуар
театра. Дирекция пражского оперного театра предложилаМоцарту написать оперу на сюжет по собственному выбору.
Это предложение имело большое значение для Моцарта, оно
временно избавляло его от материальных затруднений.
Вместе с да Понте Моцарт перебрал множество сюжетов, и,
наконец, они остановились на знаменитой легенде об
испанском дворянине ДонЖуане. Начал он сочинять оперу в
Вене, а заканчивал в Праге в непосредственном общении с
театром и артистическим персоналом. Пребывание Моцарта в
Праге было счастливым. Там его ценили и понимали, он много
и с громадным успехом выступал, слушал чешскую народную
музыку, с большим увлечением работал над «ДонЖуаном»,
который вызвал восторг исполнителей. Премьера «ДонЖуана»
в Праге состоялась 29 октября 1787 года. В мае 1788 года,
после блестящей пражской премьеры, «ДонЖуан» был
поставлен в Вене. Но там его приняли холоднее. Послевозвращения Моцарта в Вену снова началась полоса
материальных невзгод. Только в конце 1788 года, после смерти
Глюка, занимавшего должность камерного музыканта при
императорском дворе, Моцарту было предложено это место.
Но император использовал Моцарта лишь как сочинителя
танцев для придворных балов и маскарадов, за что платил ему
ничтожное жалованье.
В течение лета 1788 года Моцарт написал три свои последние
величайшие симфонии: мибемоль мажор, всю проникнутую
танцевальными ритмами и интонациями;
лирико
драматическую соль минор, самую популярную из симфоний
Моцарта,
по своей задушевности и лирической
взволнованности представляющую собой уникальное явление в
симфонической музыке XVIII века и предвосхищающую
многое в романтическом симфонизме XIX века;монументальную симфонию до мажор (получившую название
«Юпитер») с грандиозным финалом, сочетающим сонатную
форму с тройной фугой. В этих симфониях уже полностью
решена проблема единства и целостности симфонического
цикла. В начале 1790 года в Вене была поставлена новая опера
buffa Моцарта « Cosi fan tutte » («Так поступают все») на
либретто да Понте, написанная в необычайно короткий срок по
заказу венского театра. Опера «Так поступают все» по
сравнению со «Свадьбой Фигаро» и «ДонЖуаном» ничего
принципиально нового не вносит. По своей проблематике она
даже является менее значительным произведением. Но эта
веселая опера Моцарта с рядом забавных сценических
ситуаций находилась в резком несоответствии с судьбой
самого композитора, его материальные дела находились втяжелом состоянии; редкие выступления не обеспечивали
необходимого жизненного минимума.
Летом 1791 года по случаю коронования Леопольда II королем
Чехии Моцарту была заказана операseria «Милосердие Тита»
на либретто Метастазио. Однако постановка этой оперы не
вызвала особенного энтузиазма, да и в творчестве Моцарта,
несмотря на музыкальные красоты,
она занимает
второстепенное место и не вошла прочно в репертуар театров.
Самый жанр оперыseria на мифологические или
древнеисторические сюжеты, как и тип либретто, созданный
Метастазио, к концу XVIII века уже изжил себя. Для Моцарта
«Милосердие Тита» явилось в значительной степени
вынужденной обстоятельствами работой.Последняя опера Моцарта «Волшебная флейта» одно из
величайших созданий его гения. Несмотря на детскую
наивность сюжета, отсутствие логической мотивировки в
развитии действия, в «Волшебной флейте» в сказочной форме
воплощены передовые моральноэтические идеалы, близкие
Моцарту. Поэтому Гете высоко ценил либретто «Волшебной
флейты» и даже сделал попытку написать его продолжение.
Премьера «Волшебной флейты» состоялась незадолго до
смерти Моцарта (30 сентября 1791 года).
С лихорадочной поспешностью принялся Моцарт за
«Реквием» свое последнее произведение, сочиняя его
одновременно с «Волшебной флейтой». Моцарту не удалось
закончить «Реквием»: работу над этим великим произведением
прервала смерть. Закончил «Реквием», используя оставшиеся
эскизы и черновые записи, ученик Моцарта Зюсмайер.«Реквием» одно из величайших созданий гениального
композитора. Написанный на традиционный латинский текст
заупокойной мессы, он по своей музыке не соответствует
требованиям богослужебного культа. Средствами хора,
вокального квартета и симфонического оркестра Моцарт
воплощает глубочайший мир человеческих чувств и
переживаний: драматизм душевных конфликтов, стихийную,
грандиозную картину страшного суда, великую скорбь и горе
по утраченным близким, любовь и веру в человека.
Скончался Моцарт в ночь с 4го на 5е декабря 1791 года (на
36м году жизни). За несколько часов до смерти он напевал
песенку Папагено («Известный всем я птицелов») изнекоторыми
завидовал гению Моцарта,
«Волшебной флейты». Причина смерти Моцарта до сих пор
является предметом споров.
Знаменитая легенда об
отравлении Моцарта композитором Сальери, который,
действительно,
и сейчас
поддерживается
Но
документальные доказательства этой версии отсутствуют,
она основывается лишь на устных данных, в частности на том,
что будто сам Сальери, умирая, будучи уже в состоянии
психического расстройства, сознался в убийстве Моцарта. Все
это еще не дает научных оснований для подтверждения
страшного преступления. Поэтому многими музыковедами
факт отравления Сальери Моцарта оспаривается.
музыковедами.При трагических обстоятельствах проходили похороны
Моцарта. Изза отсутствия материальных средств у его
осиротевшей семьи великий композитор похоронен не в
отдельной, а в общей могиле. Точное место его погребения до
сих пор неизвестно. В день похорон разыгралась непогода, и
никто из родных и близких усопшего не дошел до кладбища.
Убитая горем вдова Моцарта Констанца не в состоянии была
выйти на улицу. Так тихо, незаметно был похоронен великий
гений, музыка которого доставляет столько художественной
радости человечеству.