Утром 15-го августа 1990 года нашу страну, тогда еще Советский Союз, облетела нелепая весть: в Латвии, на шоссе Талсы - Слока автомобиль «Москвич», за рулем которого ехал с рыбалки кумир молодежи, двадцативосьмилетний поэт и певец Виктор Цой, попал в аварию. С летальным исходом.
К тому трагическому моменту Цой стал самым известным человеком в стране вообще. Его любили и как музыканта, и как поэта, и как актера – никто так не состоялся, как он. И казалось, что это только начало, что наш герой будет с нами всегда. Альбомы группы «Кино» - а Цой всегда настаивал на своей роли именно «члена группы» - парадоксальным образом обнаруживались в коллекциях меломанов самого разного профиля: и «металлистов», и «депешистов», и панков. А также студентов, школьников, шпаны, да кого угодно. Эти подчас скверно записанные (пятая копия – еще не брак!)
"Звезда по имени Солнце"
Виктор Цой
_____________________
Утром 15го августа 1990 года нашу страну,
тогда еще Советский Союз, облетела нелепая
весть: в Латвии, на шоссе Талсы Слока
автомобиль «Москвич», за рулем которого ехал с
рыбалки кумир молодежи, двадцативосьмилетний
поэт и певец Виктор Цой, попал в аварию. С
летальным исходом.
К тому трагическому моменту Цой стал
самым известным человеком в стране вообще. Его
любили и как музыканта, и как поэта, и как
актера – никто так не состоялся, как он. И
казалось, что это только начало, что наш герой
будет с нами всегда. Альбомы группы «Кино» аЦой всегда настаивал на своей роли именно
«члена группы» парадоксальным образом
обнаруживались в коллекциях меломанов самого
и
разного профиля:
«депешистов», и панков. А также студентов,
и «металлистов»,
школьников, шпаны, да кого угодно. Эти подчас
скверно записанные (пятая копия – еще не брак!)
альбомы были последними посланцами
«магнитофонной культуры», и, безусловно,
центральным объектом «пиратирования».
В. Цой торопился жить и очень любил жизнь,
хотя мало кому признавался – образ «черного
рыцаря» не позволял этого. Он всегда был таким
угрюмым, каким его привыкли видеть в черно
белом ящике телевизора. Никогда не расставался
с черным костюмом и гитаройшестистрункой. С
ним трудно было разговаривать. Он не любил
2говорить – он любил петь («Моя душа – в моих
песнях»). По опросам всячесих хитпарадов он
сам и его группа «Кино» занимали только первые
места. Он был тем самым «последним героем»,
который нарисовал на рукаве группу крови и
отправился в бой, потому что «тем, кто ложится
спать, спокойного сна» и «мы хотели пить, но не
было воды», и тогда он сказал, что «дальше
действовать будем мы». Мы – это и беспечная
восьмиклассница, и угрюмый бездельник, и ты,
которая «так любишь эти фильмы». Главное
достоинство последних песен "Кино" сдвиг
авторской позиции с непререкаемого "я" на
нервное "мы":
Мы хотели пить, не было воды,
Мы хотели света, не было звезды,
2Мы выходили под дождь и пили
воду из луж,
Мы хотели песен, не было слов,
Мы хотели спать, не было снов,
Мы носили траур, оркестр играл
туш.
Хотя сам В. Цой придерживался такого
мнения: «когда речь идет о песнях, я сторонник
слова «я». Оно честнее, нежели «мы».
"Кино" привлекаeт слушателей обилием
свежих мелодических решений, а отличная
ансамблевая игра позволяет говорить о ней как о
настоящем образце рок группы. Цой прежде
всего романтик и, может, даже идеалист, ибо
мотивы лирические явно доминируют над
любыми другими в его творчестве. В текстах В.
2Цоя – а именно он является автором практически
всего репертуара "Кино" – романтически
возвышенные образы смешиваются с сугубо
реалистическими, бытовыми зарисовками с
натуры, отражая внутренний мир молодого
человека, в них находят место и добрый юмор, а
иногда и едкая ирония, которая вообще довольно
характерна для поэтического языка В. Цоя. В
более поздних работах группы заметно
"повзросление" ее лирического героя, отход от
наивного бытописания жизни дворов и
подворотен,
поворот к более серьезным
проблемам, призывы к активным действиям,
Вот что говорил
нравственному обновлению.
Виктор о своем творчестве: «Я пишу о том, что
происходит вокруг меня…. Я пишу песни не
потому, что нужно, а потому, что меня лично
2волнуют проблемы. Вот как раз, когда «нужно»,
получается нечестно. А если меня волнует какая
то проблема, если не почувствовал то, что меня
бы задело, я не могу писать песню. … Я не
певец социального протеста, не пишу песен «на
злобу дня»… Если бы нам чаще давали
возможность выступать в газетах, на телевидении,
излагать свою точку зрения на разные вопросы,то,
может быть, моя музыка и тексты были бы
иными. А поскольку, скажем, у меня нет такой
возможности, я все стараюсь выразить в песнях».
Страннa, вообще говоря, музыка – чтото от
постпанка, чтото от ньювэйва. Простые, но
красивые гармонии, изобретательные рисунки
баса.. Простая (местами даже специально
"припопсённая") музыка, абсолютно никаких
изысков, гитарные партии под силу даже
2начинающему музыканту, барабаны с лёгкостью
заменяются обычной drumмашиной.
В. Цой
объясняет это так: «нам за честность могут
скажем,
простить практичеки все:
недостаточно профессиональную игру, и даже
и,
недостаточно профессиональные стихи…..
Можно считать себя честным сколько угодно.
Главное в том, считают ли тебя честным
остальные».
Прохладность загадочнокошачьей пластики,
чарующая отстраненность мимики, подчеркнуто
бесстрастный вокал, в прижатости которого
такая
угадывается такое буйство крови,
такое
мучительная неудовлетворенность,
бессонное желание выплеснуть себя, что не
поверить этому странному голосу можно, только
внушив себе – это категоричное, отмеренное
2ритмичным ходом гитары предложение
неминуемого выбора "с нами или против нас"
всего лишь померещилось в металлических и
мягких, словно фольга, гармониях. Но нельзя
рассматривать его тексты песен в отрыве от
музыки, они многое таким образом теряют, т.к.
текст и музыка едины, ведь мысль в них одна.
Половина песен написана просто от большой
скуки и безделья, вторая половина, обладая
глубоким смыслом, излагается очень просто и
доступно. Его стихи – и простые, жизненные, на
волнующие всех нас темы, и более сложные, с
подтекстом. Он поясняет это так: «Мир
Спору нет,
многолик, многолики и стихи».
заслуга Цоя велика: сделать рассматривание
различных проблем настолько простым и
понятным, без потери глубины смысла и самой
2сути, и, не прибегая к размышлениям о высоких
материях и различного рода философствованиям,
дорогого стоит. В этом и была его основная
ценность и уникальность. Это и сделало его
героем ещё при жизни. В текстах никакого тебе
навзрыда, надрыва и крика, никакой правды
матки, столь характерной для так называемого
«русского рока». В его стихах, в нем самом, в его
песнях чувствуется искренняя вера, без оттенка
«комерческого» характера.
Мир Цоя – братство одиночек, поэтому и его
лирический герой – одиночка, путешественник,
просто асоциальный тип! Путник, идущий,
подобно набоковскому Мартыну, за какойто
призрачной мечтой по зову свыше:
Hо странный стук зовет в
дорогу
2Mожет сердце, а может
стук в дверь
При всем своем имидже закрытого,
молчаливого любителя гардероба всех оттенков
черного, Цой был (есть!) потрясающе открыт для
тех, кто внимательно слушает его песни:
Я не люблю, когда мне врут,
Но от правды я тоже
устал.
Я пытался найти приют,
Говорят, что плохо искал.
Персонаж Виктора Цоя не просто готов
выйти под дождь, отправиться в путь, вступить в
бой. Он таинственно улыбается безусловной
победе, даже когда сажает "алюминиевые огурцы
на брезентовом поле". И когда тонет, хотя, как и
все, знает близлежащий брод. Дело не в том, что
2он отказывается от легкого пути, дело в том, что,
позвав за собой, манит не на красивую гибель, а к
выигрышу по большому счету. Так уж сложилось,
поет Цой "Где бы ты ни был, что б ты ни
делал, между землей и небом война". И в
тотальной возне за место под солнцем
уверенность в осмысленности на первый взгляд
поступков
иррациональных,
служит залогом сохранения духовности. В этом,
"невыгодных"
собственно, и состоит цель песенного героя
Виктора Цоя. Цель куда менее определенная, чем
путь к ней, как расплывчаты контуры любой
Не предлагая чудодейственных
идиллии.
рецептов, не скалясь на "отдельные недостатки",
Цой просто заявляет: "Дальше действовать
будем мы". И по дорогам снова мелькает плащ
странствующего рыцаря.
2Небольшой анализ стихотворения «Пачка
сигарет»:
Экзистенциальный смысл поэзии Виктора
поражает своей глубиной, ясностью и лиризмом
даже тех, кто не искушен в вопросах философии,
эстетики и истории литературы. Наличие в
кармане некоторого количества табачных
изделий становится поворотным пунктом в
мироощущении Цоевского лирического героя, и
дает повод для оптимистического восприятия
действительности. И хотя из песни становится
что в немалой степени этому
ясным,
способствует проездной документ на самолет
(находящийся, очевидно, в этом же кармане), все
же доминирующим фактором является именно
пачка сигарет не случайно именно этот образ
2вынесен в заглавие всей песни. Лирический герой
Цоя архетипичен и берет свою родословную из
довольно скучной и известной всем из школьной
программы галереи "ненужных людей" XIX века
– Печориных, Чацких и Онегиных. "Последний
Герой" Цоя воплощенный образ самого Виктора
своего рода Байроническая личность,
загадочная и отчужденная, прежде всего потому,
что нам непонятна природа его рефлексий: она
скрыта глубоко внутри, может быть в прошлом
этого персонажа. Мы можем лишь смутно
догадываться, по каким именно дорогам ходил
персонаж в начале песни "Пачка сигарет" ("Я
ходил по всем дорогам..."); непонятно и
направление его движения ("и туда, и сюда"), и
полной неясностью покрыта неспособность героя
различить оставленные им (либо кемлибо
2другим) следы ("Обернулся и не смог
разглядеть следы"). Невозможность отследить,
собственных
увидеть точку
мыслей и чувств рождает у героя смутное, но
возникновения
стабильное предчувствие скорых событий явно
усугубляющееся
деструктивного характера,
отсутствием музыки,
очевидно,
немаловажную роль в становлении его как
игравшей,
личности ("А без музыки и на миру смерть не
красна"). Жестоким приговором окружающему
миру, обществу потребления, звучат первые
строки куплета ("И никто не хотел быть
виноватым без вина/ И никто не хотел руками
жар загребать") и хотя обвинение это не
персонифицировано, мы понимаем, что именно
нежелание "загребать руками жар" и "быть
виноватым без вина" более всего удручает
2лирического героя. Реминисценция из жизни
самого Виктора (работавшего долгое время в
котельной, и в какомто смысле загребавшего
руками жар), позволяет нам говорить об
общности переживаний Виктора и его героя.
Интересно отметить, что в образной структуре
"пачки" не оказалось места для таких важных
элементов Цоевской поэтики, как звезды и кровь.
Нетрудно заметить, что обобщения в текстах
песен «Кино» носят просто космический размах.
И если в ранних песнях еще присутствуют какие
то жизненные реалии (как котельная по прозвищу
«Камчатка» или реальная девушка из песни
«Восьмиклассница»), то в альбоме 1986го года
«Ночь» их нет в помине. Одной фразой Цой
закрыл в своем творчестве болезненную для
нашей страны тему войны в эпоху развала
2империи и зарождающихся межэтнических
конфликтов:
Война – дело молодых,
Лекарство против морщин.
Ну кто после этой безжалостной фразы
сможет спокойно говорить о «необходимости
ввода ограниченного контингента советских
войск…» и прочee? Масштаб философских
обобщений не давал скатиться Цоюпоэту до
модных в тогдашнем русском роке
злободневности и ерничанье. Прямых «приколов»
в его творчестве в буквальном смысле раз два и
обчелся:
И никто не хотел
Быть виноватым без вина.
И еще вот эта строчка:
Все говорят, что мы вместе
2Все говорят, но немногие
знают, в каком.
тоже
Хотя ирония
неоднократно
проявляется: в «Мамеанархии», прямой пародии
на Sex Pistols или «Когда твоя девушка больна»,
косвенно пародирующей расхожие попсовые
стандарты. Кстати, эта вещь – с посмертного
безымяного альбома «Кино», который все
называют «черным».
Некоторые символы в творчестве Виктора
Цоя:
Звезда – это, как правило, некоторая
высокая, недостижимая цель, часто не до конца
определенная самим автором (возможно, именно
поэтому родился этот символ). Отсюда можно
вывести значение символа “солнце” идеальная
2звезда, которая не только светит, но и греет (т. е.,
приносит какието плоды), причем для всех
людей (на звезды обычно обращают внимание
лишь немногие). Еще один “астрономический”
символ – луна – обозначает “заменитель” солнца
на время ночи, фальшивую цель, идею. Сама ночь
обычно символизирует почти все недостатки
общества как темная сторона дня (иногда вместо
нее используется тень:
А над городом – ночь, а над
ночью – луна,
И сегодня луна каплей крови
красна.
Соответственно,
значит
бездействовать во время ночи, не искать выхода
спать
–
из нее:
2Символ “день” также используется (как,
впрочем, утро или вечер). Звезды, солнце, луна –
все это находится в небе, на высоте. Чтобы
постичь их, человек (птица) должен уметь
летать, т. е. мыслить высокими философскими
категориями. Для полета, в свою очередь, нужны
крылья.
Отдельную группу образуют символы,
связанные с погодой и климатом. Здесь ветер –
какието изменения в обществе, либо (если он
мешающие
встречный)
препятствия,
продвижению вперед.
Иногда под ветром
понимается время. Дождь иногда добавляется к
ветру как к препятствию, либо наоборот служит
вестником нового (после дождя воздух свежее).
Снег связывается с приходом зимы. Четырем
сезонам года также соответствуют свои символы,
2как правило раскрывающие стадии жизни
общества. Так,
расцвета:
весне соответствует начало
Весна –
Скоро вырастет трава.
……………………….
Весна –
Вы посмотрите, как красиво.
лету его – наивысшая стадия, осени – угасание, а
зиме “нижняя мертвая точка” развития:
Белая гадость лежит под
окном.
Я ношу шапку и шерстяные
носки.
………………………………………
Первый снег красив, но он
несущий смерть.
2Музыкальный стиль группы варьируется от
мелодичного медленного рока до “heavy metal”.
Тексты достаточно просты и любой человек
сможет уловить их основную мысль –
необходимость движения вперед, от тьмы к
свету, от ночи к дню. Направление движения не
особо уточняется,
зато констатируются
недостатки существующего общественного строя
и стиля жизни вообще:
Там за окном сказка с
несчастливым концом,
Странная сказка…
При этом выделяются песни о группе людей
(“мы”), которая знает, куда двигаться и силой
своей жизненной энергии сможет преодолеть все
трудности. Виктор практически все свои песни
связывает с действием. Как правило, эти песни
2носят
повествовательный,
либо
рекомендательный характер.
Рекомендуется
выбор между простыми диалектическими
противоположностями, такими как свет и тьма,
добро и зло, движение и стояние на месте:
В наших глазах крики “Вперед!”
В наших глазах окрики “Стой!”
В наших глазах рождение дня.
И смерть огня.
В наших глазах звездная ночь.
В наших глазах потерянный рай.
В наших глазах закрытая дверь.
Что тебе нужно? Выбирай!
Высказывания на тему “что делать” больше
напоминают афоризмы, либо определенные
идеалы, на основе которых и нужно строить свою
жизнь, т. е. действовать:
2Смерть стоит того, чтобы
жить,
А любовь стоит того, чтобы
ждать.
Реже встречаются более подробные указания
на тему того, что именно нужно делать, каким
быть.
Такая постановка вопроса может
свидетельствовать об изрядной доле экстремизма
во взглядах:
Ты должен быть сильным, ты
должен уметь
Сказать: “Руки прочь, прочь от
меня”.
Ты должен быть сильным,
иначе зачем тебе быть?
Что будут стоить тысячи слов,
2Когда важна будет крепость
руки?
И вот, ты стоишь на берегу и
думаешь, плыть или не плыть.
Движение и вообще действие признается им
как смысл жизни.
Краткий обзоранализ альбомов:
Первый альбом «45» (1982год) был записан на
а
обычном четырездорожечном «Тембре»,
«Восьмиклассница» – даже на 9 скорости, забыли
переключить (но получилось классно, по мнению
Цоя). Альбом был акустическим, но даже на
таком уровне записи он был очень сложен.
Альбом «46» (1984год) – это первоначально
был «демо» к новому альбому, а потом в народе
стал ходить под этим названием.
2Следующий альбом «Начальник Камчатки»
(1986год) был электрическим и несколько
экспериментальным в области звука формы. «Не
могу сказать, что он получился таким, каким мы
стилевой
его хотели видеть по звуку,
направленности, но, с точки зрения эксперимента,
это интересно»,
Неоромантический
вспоминал Виктор.
"Начальник
альбом
Камчатки", в записи которого принял участие сам
"великий Боб" (Борис Гребенщиков), далек от
профессионального совершенства; в удачном
"Троллейбусе",
"Камчатке",
"Генерале"
чувствуется влияние "Аквариума" но всетаки...
Обаяние юности, неистребимая и загадочная
энергия искреннего "Начальника" заставляют
слушать этот немудреный "пэтэушный" рок,
2снабженный, правда, не такими уж и простыми
текстами:
Где твой мундир, генерал?
Твои ордена, спина, как струна?
Его юношескую жилку нельзя не заметить.
Особенно в бесхитростно скроенном, скромно
аранжированном альбоме "Ночь". Экспрессивный
и неоромантический настрой песен уживается с
этими
пугающе искренней агрессивностью,
точными звуками вырывающейся наружу
душевной боли, так же, как в пятнадцатилетнем
мальчике сосуществуют нежновлюбленный
девятиклассник и несговорчивый уличный
хулиган. Поэтика становящихся на ноги. Потому
то так часто вспоминает Цой "телефоны",
"сигареты", "ночи". От примитивного "телефон
и твой номер тянут меня как магнит", от
2"Анархии", стыдливо названной пародией на
западные панк группы, до почти попсовой "Мы
хотим танцевать" – в этом и есть размах
"Ночи".
Простая музыка,
простейшие
аранжировки. И постоянное ощущение чего то
большего. Но раскрывшийся было Цой всякий раз
прячется за привычную уже стену иронии. До
1986 года "Кино" было символом "потерянного"
поколения и четко отражало всю горечь и
протест против духовного застоя в жизни
человека Города; группа отражала воззрения той
локальной части людей молодого и среднего
возраста, кто наиболее болезненно ощущал тупик
в своей жизни, определенную безысходность.
Если ранее энергия в песнях "работала на
оборону", то теперь она становится энергией
атаки.
2Перемен требуют наши сердца!
Перемен требуют наши глаза!
В нашем смехе, и в наших слезах,
и в пульсации вен –
Перемен! Мы ждем перемен!
Несомненно, огромную силу и обаяние
представляет очень цельная, трагичная и
незаштампованная лирика Виктора Цоя. Обычные
реалии окружающего мира
предметы,
неожиданно предстают перед нами, как в сказках
Г.Х.Андерсена, в новом качестве, оживленные и
наполненные внутренним светом. Альбом 1986
года "Ночь" показателен в этом отношении.
Индивидуальность слушателя независимо даже от
его воли сливается с индивидуальностью
лирического героя песен. Очень реальные вещи,
понятия, ситуации в этом альбоме сосуществуют
2с немногочисленными символами – ночь, дождь,
ветви деревьев, которые опять же "скрывают" в
себе четкую реальность. При всем этом даже в
самой печальной песне присутствует ирония, и
что более удивительно – самоирония (это,
пожалуй, наиболее отличительные черты В.Цоя).
Часто настроения песни от личностного
восприятия переходят к чемуто более
глобальному, и чувствуешь, что устами Цоя поет
целое поколение.
Только капля за каплей из крана
вода,
Только капля за каплей из
времени дниа,
Ты пойдешь рубить лес, а
увидишь лишь пни...
2Наше сердце работает как
новый мотор!
Мы в четырнадцать лет знаем
все, что нам надо знать,
И будем делать все, что мы
захотим,
Пока вы не угробили весь этот
мир...
Конечно, в отрыве от музыки слова
покажутся комуто слишком простыми. Но это не
стихи, а именно тексты песен.
Альбом «Ночь» (1986год) – единственный,
выпущенный фирмой «Мелодия» и, кстати, даже
без их ведома. Но она выпустила магнитофонный
альбом "Ночь" с опозданием на два года, опоздав
перед этим на пять лет с выпуском сингла из
"Начальника".
2Потом была « Это не любовь» (1987год)
открытое гитарное звучание. Это тоже был в
некотором роде эксперимент. Им захотелось
отбросить все студийные причиндалы –
компьютеры, синтезаторы – и сыграть альбом
просто на гитарах. Но он Цоя не очень устраивал.
«Это не любовь» изрядно повеселила публику.
Все эти "Уходи, я тебя не люблю", "Я не могу
больше ждать, я могу умереть" были очень
милы, но... Путь Цоя лежал совсем в другие
места, через ударные концертные номера:
"Безъядерная зона",
"Дальше действовать
будем мы", "Хочу перемен". Он приближался к
"Группе крови". "Война между землей и небом"
обязана была случиться.
Весьма
характерно
заряд
на
бескомпромиссность проявился в последней
2работе квартета "Группа крови" (1988 год).
Альбом на порядок выше четырех предыдущих.
Виктор явно вырос как поэт, окончательно
совладал с более чем необычным тембром своего
голоса; лаконичная, как всегда, ритмика стала
свежей и необычной, а скупые каспаряновские
соло необходимыми и достаточными. Точные,
славные тексты, чуть героичнее, чем обычно. Тон
и ритм во внестилевом "Транквилизаторе"
("Метеоролог сказал, дождь будет недолго, я
закрываю свой зонт, я экспериментатор"),
похоже, становится немного другим. Хлесткая
оплеуха в адрес "Алисы" "все говорят, мы в
месте,
но немногие знают,
в каком",
язвительное пожелание "тем, кто ложится
спать,
спокойного сна,
спокойная ночь"
соседствует тут с сокровенным " а жизнь
2только слово, есть лишь любовь и есть
смерть". Вот что думал об этом альбоме Виктор:
«Мне нравится альбом «Группа крови», хотя и не
весь. Это почти похоже на то, что мы хотели
сделать. .. А я вообще не могу сказать, что меня
чтото устраивает. Если бы меня чтото
устривало,
я бы этим просто перестал
заниматься». Альбом 1988 года "Группа крови"
это новый, второй поворот в творчестве Виктора
Цоя, снова он не укладывается в привычные
рамки:
Смерть стоит того, чтобы
жить.
А любовь стоит того, чтобы
ждать.
Следующий альбом «Звезда по имени
Солнце», 1989год. В нем дух говорит, что ему
2здесь тесно, что он не понимает, зачем он здесь, и
хватит уже, уже все. Там каждое второе слово oб
этом. Новое, что чувствуется сразу в этом
альбоме, пессимизм, непонятная безысходность,
ненужность, что ли, тоска непонятно по чему:
Вроде жив и здоров.
Вроде жить не тужить.
Так откуда взялась печаль?
Последний диск, без единой надписи, с
фотографиейокном на абсолютно черном
конверте, называют поразному: и "Памяти
Виктора Цоя", и "Солнце мое, взгляни на
меня", и "Черный альбом". Он вышел в конце 90
го года, и обнаружил новое, облегченное звучание
группы. Тогда, в атмосфере всеобщей истеpики
по поводу выхода диска, перемена не очень
бросалась в глаза, тем более, что тексты были
2типично цоевскими, а теперь понятно, какой
могла бы быть российская попмузыка, если бы
не…
Уже во второй половине 90х на компакт
дисках были переизданы все студийные альбомы
«Кино» и сольные концертные выступления Цоя.
Многие диски содержат бонустреки с ранее
неиздававшимися песнями. Особняком среди
«обретенных» песен Цоя стоит шестиминутная
«Сосны на морском берегу». Можно очень долго
говорить о Цоепоэте, композиторе, певце, актере
и так далее, а можно просто вспомнить, что
Я устал от чужих городов,
Я устал колоть этот лед,
Я хотел бы уснуть,
Но нет времени спать…
2И я знаю, что мне
Недолго осталось ждать,
чтобы снова увидеть
Сосны на морском берегу.
Это был человек Ночи, человек с тонким
чувством юмора, с непреодолимой жаждой
свободы, свободы от комплексов, стереотипов,
свободы в выборе образа жизни, направления,
куда пойти. Ему было 28 лет, почти 10 из них в
альбомы,
рокнролле.
Магнитофонные
пластинки, роли в кино. Стремительный взлет от
кочегара, в свободное время выступающего в
небольших клубах, до лидера группы, способной
собирать целые стадионы поклонников. Можно
поразному, конечно, относиться к песням Цоя и
его вокальным данным. Но никто не будет
2оспаривать тот факт, что его влияние на молодые
умы было огромно. Иначе не возник бы
палаточный городок на Богословском кладбище в
Ленинграде, где он похоронен, не появилась бы
"стена Цоя" на Арбате, не происходило бы то же
самое в других го родах страны. Чем он "брал"
этих ребят? Колоссальной внутренней энергией,
труднообъяснимым
какимто непонятным,
ощущением свободы, не терпящей насилия над
личночтью.
2Письмо, посланное Виктору после его смерти,
неизвестным поклонником:
НА СМЕРТЬ ВИКТОРА ЦОЯ
Последний герой похоронен был в
праздник Воздушного Флота.
Фонтаны салюта взлетали дежурно
над ним.
А ливень все шел, замывая восторг
идиотов,
И город, как прежде, огнями стрелял
по живым.
Прогулка романтика кончена плащ
превращается в точку,
2И ночь обнимает весь мир, велика и
мудра.
Где тайны твои? Как звезда
переплавлена в строчку?
И как, объясни, в эту ночь дожить до
утра?
19.08.90 г.
2Дискография группы «Кино» и Виктора Цоя:
Альбом «45», 1982 год
1. Время есть, а денег нет
2. Просто хочешь ты знать
3. Алюминиевые огурцы
24. Солнечные дни
5. Бездельник
6. Бездельник 2
7. Электричка
8. Восьмиклассница
9. Мои друзья
10. Ситар играл
11. Дерево
12. Когдато ты был битником
13. На кухне
14. Я – асфальт (bonus track)
Запись студии «Антроп». 1982. Звукорежиссер –
Андрей Тропилло.
Виктор Цой – вокал, гитара
Алексей Рыбин – гитара
2Борис Гребенщиков – гитара, металлофон,
подпевки
Михаил Васильев – драммашина, подпевки
Всеволод Гаккель – виолончель
Андрей Романов – флейта
Андрей Тропилло – флейта, подпевки
Слова – Виктор Цой
Музыка и аранжировка – КИНО
(p)1996 Moroz records MR96146CD
«Неизвестные песни», 1982год
1.Разреши мне
2.Братская любовь
3.Ты мог бы…
4.Любовь – это не шутка
5.Ты обвела меня вокруг пальца
26.В поисках сюжета
7.Весна
8.Последний герой
9.Около семи утра
10. Лето
Bonus track
11. Мне не нравится город Москва
12. Скоро будет зима (песня для БГ)
13. Далекодалеко
14. Железнодорожная вода
15. Городской мотылек
Запись студии Яшина. 1985 (15), звукорежиссер
– Алксей Вишня.
Запись студии Ленинградского МДТ. 1982 (610),
звукорежиссер – Андрей Кусков.
2Домашний концерт в Москве. 1982 (1115)
записал Андрей Дидуров.
Виктор Цой – вокал, гитара, басгитара
Алексей Рыбин – гитара (615), вокал (1115).
Юрий Каспарян – гитара (15)
Александр Титов – басгитара (15)
Георгий Гурьянов – ударные (15)
Валерий Кирилов – ударные (610)
Слова – Виктор Цой
Музыка и аранжировка – КИНО
Кроме (13) – слова и музыка – Владимир Захаров
(14) – слова и музыка – Борис Гребенщиков
(15) – слова и музыка – Павел Крусанов
Moroz Records. 1996
Альбом «46», 1984год
1.Троллейбус
22.Камчатка
3.Транквилизатор
4.Я иду по улице
5.Дождь для нас
6.Пора
7.Каждую ночь
8.Без десяти
9.Музыка волн
10. Саша
11. Хочу быть с тобой
12. Генерал
Bonus tracks
13. Стань птицей
14. Сельва
15. Я хочу быть кочегаром
2Запись студии Яшина. 1986 (112), звукорежиссер
– Алексей Вишня.
Запись концерта. 1984 (13) – Николай Иванов.
Запись концерта. 1985 (14) – Олег Коврига.
Запись концерта. 1983 (15) – Иван Сидоров.
Виктор Цой – вокал, гитара
Юрий Каспарян – гитара, подпевки (112)
Майк Науменко – гитара (14,15)
Слова – Виктор Цой
Музыка и аранжировка – КИНО
Bonus tracks
Кроме (14) слова – Владимир Болучевский,
музыка – Курехин.
Moroz Records. 1996
Альбом "Начальник камчатки", 1984 год
21.Последний герой
2.Каждую ночь
3.Транквилизатор
4.Сюжет для новой песни
5.Гость
6.Камчатка
7.Ария мистера X
8.Троллейбус
9.Растопите снег
10. Дождь для нас
11. Хочу быть с тобой
12. Генерал
13. Прогулка романтика
Bonus tracks
14. Танкисты
15. Анаша
16. Постой, паровоз
2Запись (113) 1984, звукорежиссер – Андрей
Тропилло.
Запись (1415) 1986.
Виктор Цой – вокал, гитара
Юрий Каспарян – гитара (113)
Александр Титов – бас, ударные (113)
Георгий Гурьянов – барабаны (113)
Борис Гребенщиков – драммашина, клавишные
(113)
Сергей Курехин – клавишные (113)
Петр Тращенко – ударные (113)
Всеволод Гаккель – виолончель, барабаны (113)
Игорь Бутман – саксофон (113)
Александр Башлачев – вокал, гитара (14,15)
Песни – Виктор Цой
2Кроме (7) – ария из оппереты Имре Кальмана
«Принцесса цирка».
(1416) – песни народные.
(p)1996 Moroz records MR96148CD
(p)1994 Moroz records MR94011CD
Альбом "Это не любовь...", 1985 год
1.Это не любовь
2.Весна
3.Уходи
4.Город
5.Проснись
6.Рядом со мной
7.Я объявляю свой дом
8.Саша
9.Верь мне
210. Дети проходных дворов
11. Музыка волн
Bonus tracks
12. Разреши мне
13. Стишок
14. Прохожий
Запись студии ЯНШИВАб 1985. Звукорежиссер –
Алексей Вишня.
Виктор Цой – вокал, гитара
Юрий Каспарян гитара
Александр Титов – бас
Георгий Гурьянов – барабаны
Слова – Виктор Цой.
Музыка и аранжировка – КИНО.
(p)1996 Moroz records MR96151CD
(p)1994 Moroz records MR94012CD
2Альбом "Ночь", 1986 год
1.Видели ночь
2.Фильмы
3.Твой номер
4.Танец
5.Ночь
6.Последний герой
7.Жизнь в стеклах
8.Мама Анархия
9.Звезды останутся здесь
10. Игра
11. Мы хотим танцевать
Bonus tracks
12. Попоробуй спеть вместе со мной
13. Закрой за мной дверь, я ухожу
214. Дальше действовать будем мы
15. Спокойная ночь
Запись студии Ленинградского рокклуба. 1985
86 (111). Звукорежиссер – Андрей Тропилло.
Запись студии ЯНШИВА.
1986 (1215).
Звукорежиссер – Алексей Вишня.
Виктор Цой – вокал, гитара, акустическая гитара
Юрий Каспарян – лидергитара, подпевки
Александр Титов – бас
Георгий Гурьянов – барабаны, подпевки
Андрей Тропилло – флейта, подпевки (111)
Группа «Младшие Братья» – подпевки (11)
Слова – Виктор Цой.
Музыка и аранжировка – КИНО.
(p)1996 Moroz records MR96150CD
2Альбом "Группа крови", 1988 год
1.Группа крови
2.Закрой за мной дверь, я ухожу
3.Война
4.Спокойная ночь
5.Мама, мы все сошли с ума
6.Бошетунмай
7.В наших глазах
8.Попробуй спеть вместе со мной
9.Прохожий
10. Дальше действовать будем мы
11. Легенда
Запись студии ЯНШИВА. 198688.
Звукорежиссер – Алексей Вишня.
2Виктор Цой – вокал, гитара
Юрий Каспарян – лидергитара, подпевки
Игорь Тихомиров – бас
Георгий Гурьянов – ударные, подпевки
Андрей Сигле – клавиши
И. Веричев – шумы
Слова – Виктор Цой.
Музыка и аранжировка – КИНО.
(p)1996 Moroz records MR96097CD
(p)1990 Goldcastl GR90204LP
(p)1994 Moroz records MR94001CD
Альбом "Последний герой", 1989 год
1.Хочу перемен
2.Электричка
3.Война
24.Троллейбус
5.Печаль
6.Последний герой
7.Группа крови
8.Мама мы все тяжело больны
9.В наших глазах
10. Спокойная ночь
Запись студии Studio du Val d’Orge. 1989.
Звукорежиссеры – Patric Clerc, Georges Moya,
Jean Taxic.
Виктор Цой – вокал, гитара
Юрий Каспарян – лидергитара
Игорь Тихомиров – бас
Георгий Гурьянов – ударные
Слова и музыка – Виктор Цой.
(p)1996 Moroz records MR96116CD
2Альбом "Звезда по имени Солнце", 1989 год
1.Песня без слов
2.Звезда по имени Солнце
3.Невеселая песня
4.Сказка
5.Место для шага вперед
6.Пачка сигарет
7.Стук
8.Печаль
9.Апрель
Запись студии Валерия Леонтьева. 198889.
Виктор Цой – вокал, гитара
Юрий Каспарян – лидергитара
Игорь Тихомиров – бас
2Георгий Гурьянов – ударные
Слова – Виктор Цой.
Музыкка и аранжировка – КИНО.
(p)1996 Moroz records MR96098CD
Альбом "Черный альбом", 1990 год
1.Кончится лето
2.Красножелтые дни
3.Нам с тобой
4.Звезда
5.Кукушка
6.Когда твоя девушка больна
7.Муравейник
8.Следи за собой
Bonus tracks
9.Сосны на морском берегу
210. Завтра война
Запись
студии «Видеофильм».
1990.
Звукорежиссеры – Юрий Каспарян, Игорь
Тихомиров.
Виктор Цой – вокал, гитара
Юрий Каспарян – лидергитара
Игорь Тихомиров – бас
Георгий Гурьянов – ударные
Слова и музыка – Виктор Цой.
(p)1996 Moroz records MR96099CD
Магнитоальбомы: "45" (1982), "46" (1984),
"Начальник Камчатки" (1984), "Это не любовь"
(1965), "Ночь" (1986), "Группа крови" (1988),
"Звезда по имени Солнце" (1989).
2Пластинки: "Red Wave" 6 песен ("Биг Тайм
Рекорда". США, 1986), "Ночь" (ВФГ "Мелодия",
1988), "Последний герой" ("Вольва Продуксьон".
Франция, 1989). "Кино". (ВФГ "Мелодия", 1991).
Список использованной литературы:
Виктор Цой. Звезда по имени Солнце. Стихи.
Песни. Воспоминания. Москва. ЭксмоПресс.
2000
http://www.reaktor.nursat.kz/e
nailz/faces/tsoy/interviews.htm
http://zarock.samrock.ru/nudizm/tsoy.html
http://subscribe.ru/archive/culture.music.guitar.guita
r2602/200104/05013320.text
http://www.kvn.obninsk.ru/kino/helicon.htm
2http://www.dva.narod.ru/rus_ts1.html
http://russianrock.h1.ru/articles/art.html
http://homiel.chat.ru/statia.htm
http://www.kinoman.net
http://music.uniyar.ac.ru/RUSROCK/viktor/art.htm
http://univer.omsk.su/students/shadrin/msg/3.htm
http://vtsoy.boom.ru/struna.htm
http://kinoshnik.narod.ru
2