Давайте подробно остановимся на рассмотрении тех манипуляций со звуком, которые позволяют добиваться появления таких эффектов, как, например, эхо, реверберация и т.п. Существуют различные способы преобразованиях звука (амплитудные, частотные и проч.). На основе этих преобразований реализуются звуковые эффекты. Принципиально, целью обработки звука является придание существующему звуку каких-то новых качеств или устранение нежелательных. Звуковые эффекты относятся к тем преобразованиям звука, которые придают звучанию новые формы или полностью изменяют звуковую информацию.
Звуковые
эффект
ы
Статьи о музыке » Всё о
звуке » Музыкальные эффекты
Давайте подробно остановимся на
рассмотрении тех манипуляций со звуком,
которые позволяют добиваться появления
таких эффектов, как, например, эхо,
реверберация и т.п. Существуют
различные способы преобразованиях звука
(амплитудные, частотные и проч.). На
основе этих преобразований реализуются
звуковые эффекты. Принципиально, целью
обработки звука является придание
существующему звуку какихто новых
качеств или устранение нежелательных.
Звуковые эффекты относятся к тем
преобразованиям звука, которые придают
звучанию новые формы или полностью
изменяют звуковую информацию.Аудиохирургия
: удаляем
шумы в записях
Статьи о музыке » Всё о
звуке » Работа со звуком
Насколько важно, чтобы во
время съемок кроме четкого и
качественного видиосигнала был
записан и чистый звук, как
профессионал в области
звукозаписи, я понимаю лучше
других. Поэтому стараюсь
придерживаться следующих
правил: применять раздельныенаправленные микрофоны,
размещать их как можно ближе
к источнику звука, выставлять
максимально высокий уровень
записи, следя, чтобы не
“обрезались” пики звуковых
колебаний (нелинейные
искажения). Но несмотря на все
эти предосторожности,
временами и на моих записях
появляются помехи (шумы), с
которые впоследствии приходить
бороться.
Часто ко мне обращаются с
просьбой смонтировать или сжать
материалы, но при этом не считают
нужным сообщить, какие
отвлекающие шумы или явно
ненужные помехи присутствуют на
аудиотреках. Не так давно я
согласился привести в порядок и
перевести на CD несколько часов
“живой” кубинской музыки,
которая была записана еще в начале
пятидесятых годов прошлого века
на аналоговом магнитофоне. Мне
надо было перекодировать музыку
в потоковый стандарт и выложитьна сайт владельца. Чтобы
выполнить эту работу
понадобилось провести ряд
хирургических операций над
звуком.
К счастью, существуют ряд
аппаратных и программных
средств, которые позволяют
значительно улучшить
воспроизведение аудиотреков с
шумами и получить звук,
существенно превосходящий
первоначальные записи по качеству.
Самое главное при проведении
подобных работ найти средство,
которое поможет устранить те
шумы и помехи, которые
присутствуют в данных записях.
Попробуйте разделить общую
задачу на несколько более мелких и
решить их одну за другой.
Шумы бывают двух видов: с
постоянной частотой (например,
жужжание трансформаторов
переменного тока, шум
кондиционеров, видеокамер или
генераторов) и динамичные,которые изменяются во времени по
частоте спектра и громкости.
Классическими примерами
динамичных шумов являются
внешние шумы, производимые
автомобилями или самолетами, а
также звучание ветра или прибоя.
естественно, что устранить шумы с
постоянной частотой значительно
легче, чем динамичные помехи, но
справится можно с шумами обоих
видов.
Невнятная речь
Прежде всего следует определить
— не вызваны ли помехи
некорректным проведением записи.
Некачественный микрофон или его
ошибочное размещение могут
привести к тому, что запись
окажется приглушенной и
нечеткой. К подобным дефектам
может привести и использование
микрофона, встроенного в
видеокамеру. К счастью, подобные
артефакты устраняются легко, и
чтобы значительно снизить уровень
таких помех следует лишьправильно выбрать настройки
эквалайзера и громкости.
Увеличение эквалайзером уровня
на частотах до 2,5 кГц для
мужского голоса и 3,5 кГц для
женского придает произносимым
словам дополнительные звучание и
четкость. А при работе с частотами
от 6 кГц и выше усиливаются не
только свистящешипящие
составляющие речи, делающие ее
неразборчивой, но и фоновые шумы
и свисты, поэтому увеличивать
частоту нужно постепенно.
Чтобы вырезать частоты ниже 250
Гц нужно просто повысить общий
уровень трека без какихлибо
дополнительных манипуляций. Еще
много лет назад было установлено,
что большая часть
аудиоинформации размещается в
интервале частот 300 Гц 3 кГц,
поэтому отсечение частот ниже 250
Гц не принесет никакого вреда. Но
имейте в виду, что EQ затронет все
звуки на треке, поэтому не
торопитесь и выполняйте все
операции последовательно.Фоновый шум
Если при изготовлении
оригинального трека был
установлен низкий уровень записи,
то при монтаже при увеличении
громкости будут возрастать и
фоновые шумы. Такие шумы могут
генерироваться самой камерой,
возникать при перемещении
оператора или порождаться
приборами, установленными на
съемочной площадке (например,
работающими кондиционерами).
Если фоновые шумы слышны лишь
в интервалах между фразами, то
наилучшее решение использование
динамической обработки, которая
называется noise gate (“звуковые
шлюзы”). Она позволяет свободно
проходить звукам, близким к
определенному уровню громкости
(порогу) или превышающим его.
Когда же уровень громкости резко
падает ниже порогового значения,
то звуковой шлюз сразу же
закрывает проход для звуковогосигнала. После того, как уровень
громкости снова превысит
пороговое значение, он вновь его
открывает.
Подобно звуковому шлюзу
работает другая динамическая
обработка, которая называется
“экспандер” и предназначена для
расширения динамического
диапазона сигнала. В тех случаях,
когда громкость падает ниже
порогового значения, звуковой
шлюз фиксирует ее на
минимальном уровне, а экспандер
— снижает до уровня, заданного
пользователем. Экспандер работает
более мягко и плавно и позволяет
значительно ослабить фоновые
шумы. Часто для повышения
эффективности обработки
звуковой шлюз и экспандер
используют одновременно. Такое
сочетание позволяет значительно
снизить или даже полностью
устранить низкоуровневые фоновые
шумы.
Если помехи обусловлены шумамис постоянной частотой (например,
жужжанием трансформаторов или
шумом от кондиционера), то для их
уменьшения или удаления вам
придется воспользоваться
специальными фильтрами.
Диапазоны основных фильтров
высоких и низких частот слишком
широки для этой операции, их
применение только ухудшит
звучание материала. Постарайтесь
найти специальные
параметрические фильтры, которые
позволяют изменять ширину полосы
на частотах шумов (они известны,
как фильтры Q добротные). С
помощью параметрических
фильтров можно, не затрагивая
весь трек, вырезать очень узкий
частотный диапазон.
В некоторых программных пакетах
предусмотрены специальные
фильтры для устранения
жужжания, они есть, например в
Final Cut Pro корпорации Apple.
Такие фильтры помимо точного
определения частоты жужжания,
позволяют устранить до пяти егогармоник. Наберитесь терпения и
попробуйте использовать все
возможные комбинации фильтров,
нажимая Undo всякий раз, когда
результат вас не устраивает.
Нелинейные искажения и щелчки
С нелинейными искажениями
справиться сложнее всего. Они
возникают, когда входной
аудиосигнал такой сильный
(громкий), что записывается с
искажениями, при которых пики
звуковых колебаний обрезаются.
Нелинейные искажения делает
звучание дребезжащим и
скрежещущим, а порой и
совершенно неразборчивым. Такие
артефакты наиболее характерны
для аналоговых приборов, но ей
подвержены и цифровые
устройства. Для аналоговых
устройств характерно постепенное
нарастание и усиление искажений, а
в цифровых они проявляются на
конкретном пороговом уровне, но в
обоих случаях записи имеют
совершенно непрезентабельноезвучание.
Конечно, лучше всего не допускать
появления нелинейных искажений
при записи звука, так как устранить
их на записанных треках позволяет
очень ограниченный набор средств.
Если искажений немного или
поврежденные фрагменты
непродолжительны, то можно
попытаться убрать их с помощью
специального “карандаша” Pencil
Tool, который входит в некоторые
программы для аудиомонтажа, и
вручную подрисовать гладкие
закругления на пиках графиков
звуковых колебаний.
Если же искажения достаточно
сильно повредили трек или
продолжительны, самостоятельно
переписать звуковой ряд вы не
сможете, вам придется отнести эти
файлы в ту студию, в которой есть
программа NoNoise компании Sonic
Solutions (данная программа входит
в Sonic Studio HD). NoNoise — это
программа для устранения
нежелательных шумов нааудиозаписях, которая заслужила
высокую оценку у профессионалов.
Она позволяет не только
эффективно устранить нелинейные
искажения, но и сгенерировать
заново синтезированный
аудиосигнал для замещения
поврежденного участка. NoNoise
наилучшим образом подходит для
устранения динамичных шумов,
которые не удается побороть с
помощью фильтров, но так как
стоит эта программа достаточно
дорого, треки для обработки лучше
отдавать на сторону. Для этой же
цели предназначены приборы для
реставрации звука компании Cedar.
Щелчки и треск могут быть
вызваны плохим качеством
аудиокабелей или обрывом каналов
в радиомикрофонах. Очень много
шумов и треска присутствует в
записях, сделанных на старых
граммофонных пластинках.
Методы борьбы с этими помехами
во многом напоминают те, что
используются для устранения
нелинейных искажений. Многиепрограммы для аудиомонтажа
включают специальную функцию,
которая находит и устраняет
щелчки в автоматическом режиме.
Но такое автоматическое удаление
всех щелчков часто разрушает
ощущение старинности
граммофонных пластинок, поэтому
если вы хотите его сохранить,
разберитесь с каждым щелчком
отдельно, либо используйте
приборы компании Cedar.
Программные средства для
устранения шумов
Существуют несколько более
простых программ, специально
разработанных для устранения
различных видов фоновых шумов. В
них реализованы многие из
функций системы NoNoise, но
стоят они значительно меньше.
DART Pro компании Digital Audio
Restoration Technology —
программа для Microsoft Windows,
в которую включены несколько
фильтров, блоки ослабления
щелчков и жужжания, а такжепреобразователи коэффициентов
усиления, которые могут
запускаться последовательно для
обработки всего аудиотрека за один
проход.
Программа Ray Gun, разработанная
компанией Arboretum Software,
предназначена для платформы
Macintosh. В ней реализован
значительно более простой подход
к снижению шумов, заключающийся
в использовании предварительно
заданных алгоритмов для
подавления шумов, удаления
щелчков и треска и снижения
уровня жужжания. Хотя подобный
подход может оказаться более
удобным для непрофессионалов, он
не достаточно эффективен для
решения нетипичных задач.
Важно не только знать, какие
программы для работы с
аудиотреками существуют, но и
научиться правильно их
использовать. Так, Марк Бергер,
имеющий большой опыт работы со
звуком, любит повторять новичкам:“Пираньи опаснее, чем акулы”,
пытаясь объяснить, что небольшие,
но многочисленные укусы гораздо
более эффективны, чем
заглатывание одного большого
куска за один прием. Поэтому
рекомендует он, сначала сделайте
небольшую правку с
использованием фильтров, а затем
проведите незначительную
коррекцию коэффициента
усиления. При этом каждое
устройство будет вносить очень
незначительные, зато качественные
изменения, а суммарное их
воздействие позволит добиться
приятного и эффектного звучания.
Другой специалист Ранди том,
который уже много лет работает
звукорежиссером в
кинопроизводстве, считает, что
плавное изменение коэффициента
усиления и EQ, выполняемое
вручную, почти всегда приводит к
эффективному результату при
устранении шумов, особенно шумов
окружающей среды.
Снизить шумы на несколькодецибел позволяют и цифровые
алгоритмы. Но снижать уровень
шумов более чем на 6—8 дБ не
рекомендуется, чтобы исключить
генерацию нежелательных
цифровых помех при уменьшении
динамического диапазона. После
цифровой обработки
дополнительно подавить шумы
поможет плавное изменение
коэффициента усиления и
динамического EQ. Хотя
некоторые специалисты
предпочитают действовать
наоборот: сначала провести часть
операций, выполняемых вручную, а
только затем подключить
алгоритм.
Безусловно, всегда следует
стремиться к тому, чтобы в записях
на треках не было фоновых шумов
на треках. А если перед вами стоит
задача спасти записанный
аудиотрек, проведите всю работу
не спеша, последовательно
используя все имеющиеся
средства.Основы
компрессии
Статьи о музыке » Всё о звуке » Работа
со звукомСамое мощное оружие в аудиоарсенале
очень часто бывает недопонято и,
поэтому, недоиспользуемо. Мы говорим
о компрессии технике сигнального
процессинга, которая изменяет
динамический диапазон аудио сигнала
так, что громкие пассажи
приближаются по уровню к тихим,
позволяя лучше расслышать каждый
нюанс музыки. Компрессор (или
"лимитер", когда активизирован более
сильно) автоматически "разгоняет гейн"
сигнала, как это делал бы инженер
вручную при помощи фейдера наконсоли.
Часть I. Введение
Знакомство
Правильно примененная компрессия
делает микс более тугим, уплотняет
вокал, делает бас и барабаны более
яркими и плотными, что является
основой в современной музыке.
Компрессия также может добавить
окраску, сделать сигнал теплее и толще
или ярче и острее. Она также может
быть музыкальным средством, расширяя
сустейн или добавляя яркости атаке
отдельного инструмента или отдельной
ноте.
С другой стороны, вы всегда слышали
примеры недостаточного применения
компрессии или полного отсутствия
ее. Если трек недокомпрессирован,
результатом может быть
неразборчивость вокала с пропаданием
согласных букв или слышны только
отдельные ноты басгитары с
пропаданием остальных.Перекомпрессированный трек будет
иметь одинаковую громкость на всем
своем протяжении (что является
скучным для прослушивания), или
проявится неприятный для слуха
эффект, когда, например, громкий удар
по тарелке вызывает уменьшение
громкости всего материала. Но нельзя
сказать, что много компрессии это
всегда плохо: один хорошо известный
западный звукоинженерпродюсер,
когда записывает бас, то компрессирует
оба сигнала и прямой и усиленный,
затем он сводит их в один и
компрессирует снова, а полученный
сигнал опять смешивает уже с бочкой и
полученное компрессирует четвертый
раз. Затем то, что получилось, опять
проходит через стерео компрессор при
мастеринге. На первый взгляд, выглядит
ужасно, правда? Но так делает тот, кто
имеет дюжину платиновых альбомов.
В мире компрессии и лимитирования
то есть во всем мире аудиоиндустрии
если вы и слышите об определенном
правильном использовании, нет четко
установленных правил. Творческий
подход к технике компрессированияможет открыть мир эффектов, от
добавления специфического щелчка на
рабочем барабане до уплотнения
звучания амбиентных микрофонов, и до
характерных искажений, которые может
дать только перегруженный
динамический процессор. Сейчас
компрессия становится искусством, и
многие инженеры развивают свою
технику и открывают новые способы ее
применения. Некоторые из них мы
откроем ниже.
Почему компрессия?
Основной аргумент в пользу
компрессии есть ее простота.
Компрессор это прибор, в котором
уровень выходного сигнала
регулируется автоматически в
определенном соотношении к
изменению уровня входного сигнала:
другими словами, он поднимает уровень
сигнала, если он слаб и уменьшает, если
он велик.
Термины "компрессия" и
"лимитирование" часто путают. Это
происходит изза того, что это один итот же тип динамической обработки. Но
если отношение изменения "ratio" лежит
в пределе меньше, чем 10:1 (что значит,
что изменение входного сигнала на 10
dB повлечет изменение выходного
сигнала только на 1 dB), то процесс
называется компрессией, при большем
"ratio" это уже лимитирование.
При более низких значениях ratio
компрессор соответственно этим
значениям уменьшает динамический
уровень сигнала ниже уровня порога
(threshold), установленного
пользователем. При более высоких
значениях лимитер жестко обрубает
сигнал, превышающий порог, до
установленного уровня.
В многодорожечной записи
динамическая обработка (еще один
термин для компрессора и лимитера,
так же как и для экспандера и гейта) в
основном используется на отдельных
инструментах или маленьких группах
инструментов. В мастеринге или в радио
и телевизионном постпродакшн
компрессируется целиком песня. То
есть компрессия используется в