Статья: Звуковые файлы, работа со звуком

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 30.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Звук — это физическое природное явление, распространяющееся посредством колебаний воздуха и, следовательно, можно сказать, что мы имеем дело только с волновыми характеристиками. Задачей преобразования звука в электронный вид является повторение всех его этих самых волновых характеристик. Но электронный сигнал не является аналоговым, и может записываться посредством коротких дискретных значений. Пусть они имеют малый интервал между собой и практически неощутимы, на первый взгляд для человеческого уха, но мы должны всегда иметь в виду, что имеем дело только с эмуляцией природного явления именуемого звуком.
Иконка файла материала 21.docx
Хороший звук и все,  что для этого нужно. Советы музыкантам, Статьи о музыке » Всё о звуке » Работа со звуком Эта статья поможет Вам  выбрать то оборудование,  которое максимально  соответствует решаемым  Вами задачам. Здесь мы  будем стараться  рассказывать не столько о  том, КАК устроены те или  иные приборы, сколько о  том, ЧТО они делают со  звуком. Микрофонный  предусилитель  Выходное напряжение  микрофонов обычно  составляет единицы, в  лучшем случае­ десятки  милливольт. Сигнал этот  весьма слаб, и качество его  при передаче по длинным  кабелям сильно ухудшается,  не говоря уже опрактической  невозможности подключить  один микрофон к  нескольким пультам и  получить при этом хорошее  звучание.  А теперь представьте  представьте себе ситуацию:  вам необходимо озвучить  концерт на стадионе или во  дворце спорта ( с  мультикабелем длиной 50­ 100 м(!), да еще артисты  требуют отдельный  мониторный пульт)...  Кошмар! Как быть?  В этой ситуации спасти вас  сможет только применение  отдельных (рэковых)  микрофонных  предусилителей. Эти  устройства, выпускаемые  рядом фирм под различными названиями, имеют, как  правило, структурную схему,изображенную на рисунке.  Следует заметить, что это  одна из наиболее полных  структур: многие фирмы  выпускают предусилители с  гораздо меньшим набором  функций.  После нормирующих  входных каскадов находятся устройства предварительной  обработки. Наиболее часто  встречаются: фильтр для  обрезки нежелательных НЧ­ составляющих (3) и  фазоинвертор (4) для  фазировки микрофонов.  После усиления и  предварительной обработки  сигнал поступает через  выходные усилители (5) на  выход ( выходы ).  Количество выходов в  каждом канале составляет от 1 ( самый дешевый, наиболее часто встречающийся  вариант) до 4 ( крайне редко, только в экзотическихмоделях). Выходные  буферные усилители, как  правило, обладают  повышенной нагрузочной  способностью и могут  работать на линию  сопротивлением 600 Ом.  Приобретите несколько  отдельных микрофонных  предусилителей ­ и вы даже  удивитесь, от скольких  проблем смогли избавиться!  В приведенном выше  кошмарном случае вместо  “растаскивания” одного  СЛАБОГО сигнала  ДЛИННЫМИ кабелями на  ДВА пульта ­ вы  подключаете микрофон  КОРОТКИМ проводом к  стоящему НА СЦЕНЕ  предусилителю ­ и получаете прозрачное, не “съеденное”  длинными кабелями  звучание. Со сцены же кпультам сигнал пойдет с  мощного выхода, с высоким  уровнем ­ и никакие потери и наводки в длинном кабеле  ему уже не страшны.  Наличие нескольких  независимых выходов  позволяет “раздавать” сигнал нескольким потребителям и  полностью исключить их  влияние друг на друга, что  часто бывает проблемой (при подключении мониторного  пульта, телевизионной  записи и др.). Результат:  прекрасный звук.  Еще одной обширной  областью применения  является звукозапись. В  последнее время все чаще  запись исходных фонограмм  осуществляется без какой­ либо коррекции вообще. При этом предпочтительнее  осуществлять запись, вовсе  минуя микшерный пульт и  подавая сигнал намагнитофон  непосредственно с выходов  микрофонных  предусилителей ( прямая  запись, или “direct  recordind”). Этим  значительно сокращается  путь сигнала ­ от микрофона  до рекордера ­ и создаются  лучшие условия для  передачи тончайших нюансов звучания.  Дополнительным плюсом  применения отдельных  микрофонных усилителей  является возможность  использования недорогих  “линейных” микшерных  пультов без встроенных  микрофонных усилителей,  т.к. для записи современной  музыки с обилием  электронных звучаний  зачастую достаточно иметь  3­4 микрофона, при этом  остальные микрофонные  входы в большом дорогомпульте не используются и  деньги на их приобретение  оказываются потраченными  напрасно.  В ряде случаев возможно  обойтись вообще без пульта ­ как, например, при записи  музыки с помощью  компьютерных звуковых  плат или записи “живых”  концертов на магнитофоны  DAT, ADAT и др.  ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ  ЭКВАЛАЙЗЕР.  Имеющийся в большинстве  микшерных пультов  эквалайзеры ­ полосовые и  полупараметрические ­  обычно не обеспечивают все  многообразие требуваемых  частотных характеристик, и  часто возникает  необходимость в применениивнешних устройств  частотной коррекции. В тех  случаях, когда требуется  глубокая частотная  коррекция исходных  сигналов, в звукотехнике  чаще всего применяется  параметрический  эквалайзер.  В параметрическом  эквалайзере для каждой  полосы осуществляется  независимая регулировка  всех параметров ( отсюда и  название ­  “параметрический”):  центральной частоты  регулирования fо, ширины  полосы регулирования и  величины подъема/завала  АЧХ  Чем уже полоса ( больше  добротность ), тем более  узкий участок спектра  можно подвергнутькоррекции ­ например,  можно акцентировать только момент удара палочкой по  пластику барабана. Или  наоборот ­ установив  широкую полосу ( малую  добротность ), можно  поднять или ослабить  большую часть спектра, не  делая особого упора на  одном инструменте или  звучании.  Здесь следует заметить, что,  несмотря на давно  устоявшуюся в  терминологию,  единственный параметр,  который до сих пор имеет  два названия, ­ это  “качество” полосового  фильтра. Некоторые фирмы­ изготовители указывают на  лицевой панели параметр  “добротность” (по­английски ­ Q , по первой букве слова  quality, качество), а  некоторые ­ ширину полосыWidth. Эти две величины  обратно пропорциональны:  т.е. чем больше добротность  Q тем меньше (уже) полоса  регулирования Width, и  наоборот. Имеющийся  разнобой создает  определенные затруднения в  работе, однако в последние  годы наметилась тенденция к более широкому применению термина “Width” как более  удобного. Ширина полосы  обычно указывается в  октавах.  Параметрические  эквалайзеры в рэковом  исполнении обычно имеют 3­ 4 полосы регулирования  АЧХ и более широкие  диапазоны параметров, чем  аналогичные эквалайзеры в  пультах, причем зачастую  даже тех же самых фирм.  Например, некоторыемодели имеют верхнюю  частоту настройки до 50 кГц, чего в пультах не бывает  вообще. Для чего это нужно? А вот для чего: многие  цифровые синтезаторы,  сэмплеры, компьютерные  платы имеют недостаточную  фильтрацию тактовой  частоты, которая  “пролезает” на выход и затем “забивает” входные каскады  следующих за ними  цифровых (и не только)  устройств ­ хоруса,  ревербератора и т.д. Это  приводит к проявлению  интерференционных частот и др., избавиться от которых  обычным путем  затруднительно. С помощью  же широкодиапазонного  эквалайзера это делается,  что называется, “без  проблем”: настройтесь на  частоту 44 или 48 кГц,  установите максимальное  ослабление и минимальную  ширину полосы ­ и делосделано. Вы аккуратно  “вырежете” мешающую  частоту, не затронув даже  самых высокочастотных  составляющих полезного  сигнала.  Отдельные модели  параметрических  эквалайзеров ведущих фирм  применяют принцип так  называемого  “пропорционального Q”.  Суть его сводится к тому,  что при увеличении ширины  полосы Width (уменьшении  Q) пропорционально  уменьшается и глубина  регулировки подъема/завала  АЧХ. Такой эквалайзер  звучит более музыкально и  гораздо удобнее в работе.  Встречаются и другие  “маленькие хитрости” ­  такие, как установочные  регуляторы уровня длявключения эквалайзера в  работу без изменения  субъективно  воспринимаемой громкости,  и многое иное. Помимо  своего прямого назначения,  параметрический эквалайзер  можно использовать как  “feedback suppressor” для  подавления акустических  “завязок” при  звукоусилении, для  эмуляции работы весьма  дорогостоящих устройств ­  таких, как Vitalizer, и еще  для многого, что вам  подскажут ваши фантазия,  опыт и необходимость...  Иначе говоря, хороший  рэковый параметрический  эквалайзер ­ значительное  подспорье в работе  концертного и студийного  звукорежиссера,  незаменимый инструмент в  работе со звуком.RMS ­ КОМПРЕССОР.  В последние годы все  большее количество фирм  приступает к выпуску так  называемых RMS­ компрессоров, что  объясняется их постоянно  растущей популярностью,  как при звукозаписи, так и в  “живой” концертной работе.  К сожалению, до  сравнительно недавнего  времени этот класс  компрессоров был мало  знаком большинству  звукорежиссеров, да и сейчас не очень многие хорошо  знают, что же это такое. А в  самом деле, что?  Название RMS ­ это  английская аббревиатура  слов “Root Mean Square”,  которым соответствует  отечественный термин“среднеквадратическое  значение”. (Ранее в  электронике бытовало  понятие “эффективное  значение”, эти термины ­  синонимы).  Как следует из названия,  этот тип компрессора  должен реагировать на  эффективное, действующее  значение сигнала. Это и в  самом деле так: RMS­ компрессор реагирует  непосредственно на  МОЩНОСТЬ звукового  сигнала, а не на его  мгновенные значения, как  обычный компрессор. Цепи  управления компрессоров  этого типа построены таким  образом, что, скажем,  длительный сигнал  небольшой амплитуды имеет  гораздо большую “важность” для целей управления  усилением компрессора,  нежели короткий импульсбольшой амплитуды. Это,  однако, вовсе не означает,  что, взяв обычный  компрессор и установив  регуляторы Attack и Release  на максимум, вы получите  RMS­компрессор. Ничего  подобного, увы! Все гораздо  сложнее...  Применяемые для целей  управления специальные  дорогостоящие (до $40 и  выше ) микросхемы  обладают погрешностью  детектирования не более 1  дБ при пик­факторе более  24дБ ( электронщики  понимают, ЧТО это значит!)  и, кроме того, имеют  специальные цепи адаптации  динамических параметров  детектора ко входному  сигналу, с учетом его  восприятия слухом.  Таким образом, временныепараметры в RMS­ компрессоре не являются  чем­то раз навсегда  заданным, а сложным  образом изменяются в  зависимости от частоты и  уровня входного сигнала, его спектра. Это обеспечивает  отсутствие  “механистичности” в работе  компрессора и очень малую  заметность “вмешательства”  компрессора в  обрабатываемый сигнал.  Для дополнительного  уменьшения заметности  момента включения  компрессора в работу  практически все такие  компрессоры имеют так  называемый “мягкий порог”,  (Soft Threshold),  обеспечивающий плавное  вхождение в режим  компрессии.На рисунке изображены  проходные характеристики  ( зависимость уровня  выходного сигнала от уровня входного) для двух  компрессоров ­ обычного  ( ломаная линия 1 ) и  компрессора с “мягким  порогом” ( кривая2 ).  Как видно из рисунка, во  втором случае по мере  возрастания входного  сигнала степень компрессии  увеличивается плавно, а не  включается скачкообразно,  как в обычном компрессоре.  Таким образом удается  сильно ослабить заметность  начала компрессии. Вместе  взятые, все эти меры  обеспечивают очень высокую “музыкальность” работы  RMS­компрессора, который  при правильном применении  практически не изменяет  динамику исходного  музыкального сигнала, атолько его как бы  “подравнивает”, уплотняет.  Звучание становится более  ровным и мощным, без  ненужных “шероховатостей”. (Впрочем, и при не слишком  умелом использовании  сколько­нибудь сильно  испортить звук RMS­ компрессором практически  невозможно...)  Многие модели таких  компрессоров оснащаются  дополнительными  сервисными устройствами ­  гейтами, пик­лимитерами и  др. Включив такое  устройство ­ динамический  процессор ­ в каждую ячейку микшерного пульта во время концерта, вы сможете  перенести центр внимания с  сугубо технических проблем  выравнивания громкости  отдельных звучаний натворческие задачи ­ создание необходимого баланса  звуковой картины,  расстановку необходимых  акцентов и прочее,  полностью освободив себя от рутины и посвятив все время творческим аспектам  звукорежиссерской работы.  Эксайтер  С момента своего появления  в конце 70­х годов эксайтер  был и остается самым  популярным в мире  психоакустическим  процессором. Можно  сказать, что с него  собственно, и началась эра  психоакустических  процессоров. Сейчас нет ни  одной уважающей себя  фирмы, которая не  выпускала бы как минимум  одной модели эксайтера. К  сожалению, в нашей странеему “не повезло” ­ в отличие  от многих других приборов,  эксайтер и поныне не очень  известен широкому кругу  звукорежиссеров. Так что же это за “зверь: такой ­  эксайтер?  Эксайтер относится к той,  любимой  профессиональными  звукорежиссерами группе  устройств, работа которых  незаметна ­ до тех пор, пока  их не выключишь.  Производимый им эффект  нагляднее всего описывается так: занавесьте ваши  студийные мониторы  одеялом и включите звук. Н­ да...  А теперь снимите одеяло.  Лучше? То­то же! Эксайтер  действует очень похоже ­  при его включении из звука  уходит “ватность” и муть,звучание становится четким  и прозрачным. Можно,  конечно, спросить: зачем  вешать одеяло? Ведь без  него­то получше будет! Все  конечно, так. Но...  Процесс передачи звука,  даже в самых современных  системах, еще далек от  идеала. На каждой его  ступени утрачиваются какие­ то мельчайшие детали,  нюансы звуковых оттенков.  Как следствие этого,  происходит потеря  “жизненности” звучания,  утрата его  непосредственности,  реалистичности. Вот здесь­ то на помощь  звукорежиссеру и приходит  эксайтер.  Действие его основано на  сложном процессе,  учитывающей комплексныйхарактер восприятия звуков  человеческим ухом. В основе процесса лежит сложная  амплитудно­частотно­ фазово­спектральная  (уфф!..) коррекция входного сигнала, включающая в себя  “растяжку” импульсов,  добавление к входному  сигналу синтезированных на  его основных тонах высших  гармоник (преимущественно  второй, как самой  благозвучной) и еще  некоторые элементы.  В силу сложности процесса  его принципиально  невозможно  охарактеризовать с помощью цифр, и поэтому все  попытки как­то обрисовать  производимый эксайтером  эффект носят  преимущественно  описательный характер.Эксайтер придает  прозрачность, четкость  любому звучанию, при его  включении звук как бы  “раскрывается”. Значительно улучшаются проработка и  восприятие мельчайших  деталей и нюансов звукового сигнала, звук становится  живым и естественным,  начинает “дышать”. Вокал  после обработки его  эксайтером приобретает  повышенную четкость и  полетность, ударные  инструменты ­ особенно  “железо” ­ начинают звучать  лучше, чем “живые”.  А акустическая гитара с  эксайтером ­ это же просто  мечта! (Услышите ­  убедитесь!) Применив  эксайтер для обработки  суммарного сигнала на  концерте, вы удивитесь, как  изумительно, оказывается,  может звучать ваша РА­система.  Одним словом, не  существует музыкального  инструмента или  звуковоспроизводящей  системы, звучание которых  нельзя было бы улучшить  эксайтером!  Денойзер  (шумоподавитель)  Денойзер (шумоподавитель),  так же, как и эксайтер, уже  более 15 лет является  стандартным и обязательным элементом технического  оснащения любой студии и  большинства концертных  залов.  Как известно, нешумящих  источников не бывает ­ нет в  мире совершенства! Шумит