Статья:Динамическая обработка звука на ПК

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 30.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Звук, записанный любителем в условиях домашней компьютерной студии, хотя, конечно, и не сравнится по качеству с результатами работы профессиональных студий, но может быть приближен к ним. Пишу, а краем уха слушаю, что там бубнит телевизор. Вот фильм, отрекомендованный в анонсе, как "суперпроект". Царь Петр при смерти, борьба за престол. Страсти бушуют... По другим каналам следователь Турецкий отыскивает похищенные раритетные фолианты, знатоки тряхнули стариной и снова ведут свое следствие, потому что, оказывается, все еще "кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет"… Такие разные истории, но что-то общее в них есть. Это общее - звук. Плохой звук. Ужасный звук, записанный профессионалами в профессиональных студиях. Особенно в "суперпроекте": когда на мгновения стихают стоны умирающего царя и крики приближенных, отчетливо проступают фоновые звуки, даже становится слышно, как работают лентопротяжные механизмы камер.
Иконка файла материала 15.docx
Динамическая  обработка  звука на ПК Статьи о музыке » Всё о звуке » Работа со звуком Звук, записанный любителем в  условиях домашней компьютерной  студии, хотя, конечно, и не  сравнится по качеству с  результатами работы  профессиональных студий, но  может быть приближен к ним.  Пишу, а краем уха слушаю, что там  бубнит телевизор. Вот фильм,  отрекомендованный в анонсе, как  "суперпроект". Царь Петр при  смерти, борьба за престол. Страстибушуют... По другим каналам  следователь Турецкий отыскивает  похищенные раритетные фолианты,  знатоки тряхнули стариной и снова  ведут свое следствие, потому что,  оказывается, все еще "кто­то кое­ где у нас порой честно жить не  хочет"… Такие разные истории, но  что­то общее в них есть. Это общее ­ звук. Плохой звук. Ужасный звук,  записанный профессионалами в  профессиональных студиях.  Особенно в "суперпроекте": когда  на мгновения стихают стоны  умирающего царя и крики  приближенных, отчетливо  проступают фоновые звуки, даже  становится слышно, как работают  лентопротяжные механизмы камер.  Напрашиваются такие выводы:  1. Ясно, что в нашей стране фильмы  давно уже не переозвучивают в  звуковой студии. Наверное, денег на это нет. Каким записан звук на  съемочной площадке, таким и идет в смонтированную ленту.2. Некоторые профессионалы не  применяют средства компьютерного шумоподавления. Не очень понятно, почему. Не знают о них? Некогда  почитать специальную литературу?  Но и элементарных сведений, что  содержатся на пяти страницах моей  предыдущей статьи, для начала  хватило бы.  3. Некоторые из тех людей, кто  занимаются записью звука для  телефильмов, не умеют применять  приборы динамической обработки.  Как раз о динамической обработке  мы сейчас поговорим. Тема эта  сложная, но если вы  сосредоточитесь, то обязательно все поймете, и звук в ваших проектах  станет профессиональным. Ну не  профессиональным, а  любительским, но таким, что все им  заслушаются. Сомневающимся  предлагаю оценить работы  читателей, записанные на диске,  который сопровождает новую книгу  "Sonar. Секреты мастерства".  Кстати, ничто не мешает вампопробовать свои силы. В  музыкальном сборнике на  следующем подобном диске вполне  может оказаться и ваша  композиция.  Итак, динамическая обработка.  Формально она заключается в  изменении динамического диапазона аудиосигналов. Но для применения  ее во благо качеству звука этой  фразы явно недостаточно. Поэтому  начнем с начала.  Уровень и динамический диапазон звукового сигнала Источник звуковых колебаний  излучает в окружающее  пространство энергию. Количество  звуковой энергии, проходящей за  секунду через площадь в 1 м2,  расположенную перпендикулярно  направлению распространения  звуковых колебаний, называют  интенсивностью (силой) звука.  Когда мы ведем обычный разговор,  мощность потока энергииприблизительно равен 10 мкВт.  Мощность самых громких звуков  скрипки может составлять 60 мкВт,  а мощность звуков органа ­ от 140  до 3200 мкВт.  Человек слышит звук в чрезвычайно  широком диапазоне звуковых  давлений (интенсивностей). Одной  из опорных величин этого диапазона является стандартный порог  слышимости ­ эффективное  значение звукового давления,  создаваемого гармоническим  звуковым колебанием частоты 1000  Гц, едва слышимым человеком со  средней чувствительностью слуха.  Порогу слышимости соответствует  интенсивность звука Iзв0 = 10­12  Вт/м2 или звуковое давление pзв0 =  2Ч10­5 Па.  Верхний предел определяется  значениями Iзв. макс. = 1 Вт/м2 или  pзв. макс. = 20 Па. При восприятии  звука такой интенсивности у  человека появляются болевые  ощущения.В области звуковых давлений,  существенно превышающих  стандартный порог слышимости,  величина ощущения  пропорциональна не амплитуде  звукового давления pзв, а  логарифму отношения pзв/pзв0.  Поэтому звуковое давление и  интенсивность звука часто  оценивают в логарифмических  единицах децибелах (дБ) по  отношению к стандартному порогу  слышимости.  Диапазон изменения звуковых  давлений от абсолютного порога  слышимости до болевого порога  составляет для разных частот от 90  дБ до 130 дБ.  Если ухо человека воспринимает  одновременно два или несколько  звуков различной громкости, то  более громкий звук заглушает  (поглощает) слабые звуки.  Происходит так называемая  маскировка звуков, и ухо  воспринимает только один, болеегромкий, звук. Сразу после  воздействия на ухо громкого звука  снижается восприимчивость слуха к слабым звукам. Эта способность  называется адаптацией слуха.  Таким образом, порог слышимости в значительной степени зависит от  условий прослушивания: в тишине  или же на фоне шума (или другого  мешающего звука). В последнем  случае порог слышимости  повышается. Это свидетельствует о  том, что помеха маскирует  полезный сигнал.  Слуховой аппарат человека  обладает определенной  инерционностью: ощущение  возникновения звука, а также его  прекращения появляется не сразу.  Аудиосигнал является случайным  процессом. Его акустические или  электрические характеристики  непрерывно изменяются во времени. Пытаться отследить случайные  изменения реализаций этого хаоса ­  занятие, имеющее не много смысла.Обуздать его величество случай,  придать ему черты  детерминированности можно,  используя усредненные параметры,  такие, как уровень аудиосигнала.  Уровень аудиосигнала  характеризует сигнал в  определенный момент и  представляет собой выраженное в  децибелах выпрямленное и  усредненное за некоторый  предшествующий промежуток  времени напряжение аудиосигнала.  Под динамическим диапазоном  аудиосигнала понимают отношение  максимального звукового давления  к минимальному или отношение  соответствующих напряжений. В  таком определении нет сведений о  том, какое давление и напряжение  считается максимальным и  минимальным. Наверное, поэтому  определенный таким образом  динамический диапазон сигнала,  называется теоретическим. Наряду с этим динамический диапазон  аудиосигнала можно определить иэкспериментально как разность  максимального и минимального  уровней для достаточно  длительного периода. Это значение  существенно зависит от выбранного  времени измерения и типа  измерителя уровней.  Динамические диапазоны  музыкальных и речевых  акустических сигналов разных  типов, измеренные с помощью  приборов, составляют в среднем:  ­ 80 дБ для симфонического  оркестра  ­ 45 дБ для хора  ­ 35 дБ для эстрадной музыки и  солистов­вокалистов  ­ 25 дБ для речи дикторов  При записи уровни необходимо  регулировать. Объясняется это тем,  что исходные (необработанные)  сигналы зачастую имеют большой  динамический диапазон (например,до 80 дБ у симфонической музыки),  а в домашних условиях  аудиопрограммы прослушиваются в  диапазоне порядка 40 дБ.  Ручной регулировке уровней  присущ недостаток. Время реакции  звукорежиссера составляет около 2  с даже если партитура композиции  ему заранее известна. Это приводит  к погрешности в поддержании  максимальных уровней  музыкальных программ до 4 дБ в  обе стороны.  Усилители, акустические системы  да и уши человека нужно защищать  от перегрузок, вызванных резкими  скачкообразными изменениями  амплитуды аудиосигнала ­  ограничивать сигнал по амплитуде.  Динамический диапазон сигнала  нужно согласовывать с  динамическими диапазонами  устройств записи, усиления,  передачи.  Для увеличения дальности действияFM радиостанций динамический  диапазон аудиосигнала нужно  сжимать. Для снижения уровня  шума в паузах динамический  диапазон желательно увеличивать.  В конце концов, мода, диктующая  свои условия во всех сферах  человеческой деятельности, в том  числе и в звукозаписи, требует  насыщенного, плотного звучания  современной музыки, которое  достигается резким сужением ее  динамического диапазона.  Звуковая волна (огибающая  громкости) фрагмента оперы С.  Рахманинова "Алеко",  и современной танцевальной  музыки.