Статья«Формирование понятийного аппарата на уроках композиции»
Оценка 4.8

Статья«Формирование понятийного аппарата на уроках композиции»

Оценка 4.8
Лекции
doc
искусство
Взрослым
06.03.2018
Статья«Формирование понятийного аппарата на уроках композиции»
Мыслительные операции каждый человек использует в "комплексе",решая ту или иную задачу. Процесс мышления как процесс оперирования понятиями невозможен без участия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации. В данной статье рассматриваются вопросы формирования понятийного аппарата на уроках композиции, так как без понимания нет успешного усвоения знаний.
Формирование понятийного аппарата на уроках композиции».doc

ГБПОУ ВО «Юрьев-Польский индустриально - гуманитарный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Формирование понятийного аппарата на уроках композиции»

 

 

 

 

 

                                                   Автор: Калинина Т.А.,

                                                       преподаватель спецдисциплин ХГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 г.

 

 

 

 

 

 

Решая ту или иную задачу, человек использует мыслительные операции «в комплексе». Мыслительные операции служат фундаментом формирования понятий. Без участия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации невозможен процесс мышления как процесс оперирования понятиями.

Понятие – это выражение общего и наиболее существенного в окружающих нас предметах и явлениях. Понятие, отражая главное общее, закономерное в познаваемых предметах и явлениях, представляют собой высшую форму отражения действительности. Основные, выражающие специфику изобразительного искусства понятия, которыми оперирует художник в процессе изобразительной деятельности, так же как и другие понятия, формируются в ходе всего исторического развития человеческого общества и являются  результатом мыслительной деятельности многих поколений людей. Формирование понятия означает постоянное расширение и  углубление знаний о каком либо явлении, предмете, о их взаимосвязи.

Без понимания  нет успешного усвоения знаний о действительности, нет глубокого познания реальности, так как в этом случае знания о предметах и явлениях будут поверхностными, не глубокими, не раскрывающими сущность явлений и предметов. Как свидетельствует изучение творчества мастеров изобразительного искусства, те явления, которые художник больше всего в жизни наблюдал и сам непосредственно пережил, осмысливаются им полнее, глубже, чем те, с которыми он не встречался в действительности. Именно учитывая это построена программа по композиции. Такие темы как «В нашем училище», «Композиция пейзажа», композиция «Окно», композиция на основе зарисовок групп людей и др. способствуют осмысленному усвоению необходимых понятий изобразительной деятельности, изобразительном грамоты.

Понимание представляет собой и образование, замыкание новых связей, наряду с уже имеющимися, образовавшимися ранее в практической деятельности. Например, осмыслить  особенности утреннего освещения в конкретное летнее утро – значит не только руководствоваться знаниями, полученными ранее, но и исходить из новых данных, связывая их с полученными в  прошлом опыте.

Мыслительные процессы осуществляются в форме  суждений. В суждениях раскрывается сущность понятия.

Например, предметы зрительно воспринимаются только тогда, когда они освещены.

Образование суждения означает раскрытие связи и отношения между предметами и явлениями действительности, т.е. раскрытие сущности понятия.

Суждение – это утверждение или отрицание каких-либо связей, взаимоотношений между предметами и явлениями, между  их свойствами и качествами.

Знание какого либо закона, научного положения – это умение высказывать правильное суждение, т.е. раскрыть сущность содержания явления, предмета, связей между ними, сформулированных в каком-либо законе, положение. Насколько правильно суждение отражает явление…, свидетельствует практика. Но не только практика является критерием истинности суждения. Большое значение в проверке правильности суждения имеют умозаключения.

Умозаключение – это сопоставление и анализирование различных суждений и образование на этой основе новых общих или частных выводов.

Умозаключения бывают индуктивными (установление общих законов на основе частного) и дедуктивными (раскрытие отдельных явлений, фактов на основе знания общих законов).

В зависимости от сочетания мыслительных операций, форм мышления, их содержания, качественного уровня различают конкретно-действенное (опирается на непосредственное восприятие предметов), наглядно-образное (широкое оперирование конкретными наглядными образами, представлениями) и абстрактно-теоретическое (опора на понятия, отражающие сущность предметов и выражаются в словах).

На основании вышесказанного можно сказать, что на основе, под влиянием обучения у студентов значительно расширяются знания и представления, которые одновременно углубляются и становятся более содержательными и полными.

В процессе обучения предмету композиция  студенты овладевают целой системой основ наук. Усвоение научных понятий осуществляется постепенно, по мере накопления знаний, умений и навыков. Для того, чтобы усвоить то или иное понятие, необходимо вскрыть его содержание, что, в свою очередь, обуславливается наличием определенных знаний и соответствующего уровня логического мышления. Например, на уроках композиции студенты под руководством преподавателя анализируют конструктивное    строением объектов, их  форму. Пространственное расположение и взаимосвязь предметов, перспективное сокращение предметов и с помощью сравнения, обобщения устанавливают общие и индивидуальные  признаки в изучаемых предметах, явлениях. Так у учащихся формируются понятия «конструкция предметов», «объем», «пропорции», «явления линейкой и воздушной перспективы», «колорит» и т.д. Овладевая системой понятий, отражающих действительные связи и отношения предметов и явлений студенты знакомятся с закономерностями объективного мира, учатся  анализировать и обобщать, систематизировать. Интенсивному развитию анализа и синтеза способствует целенаправленность учебных занятий, требующих целенаправленной мыслительной деятельности. Формирование понятий на уроках композиции ведется с постепенным усложнением задачи. На первых уроках, наряду с основным заданием, можно пробовать ряд упражнений. Например, такое важное понятие в композиции, как, ритм; равномерное чередование повторяющихся фигур, объемов, оттенков цвета через определенные интервалы. Группу таких объектов можно назвать ритмическим рядом или композиционным строем в картинной плоскости. У каждого ряда  есть главная фигура – акцент, небольшие промежутки между элементами в ритмическом ряде называются интервалами, а пространства, отделяющие один ритмический строй от другого – паузами.

Сформулировав понятие, проанализировав его по репродукциям с работ мастеров, по работам из фонда, проработав особенности применения данного правила, предлагается несколько упражнений с вариантами ритмического построения.

1.                            Выдержать ритмический ряд при постоянной величине фигур, пятен, но с увеличением или уменьшением интервала.

2.                            Выполнить  эскиз, где равномерно возрастает или убывает по величине  ряд фигур, а интервалы постоянны.

3.                            Построение композиции из ритмических рядов, в которых фигуры, пятна, объемы постепенно меняются в тоне.

4.                            Нарисовать несколько ритмических рядов с применением величины фигуры, интервалов, тона. Это задание поможет нам наиболее свободно ориентироваться в картинной плоскости.

 

Ритмическое построение эскизов с применением цвета значительно расширяет возможности студентов. Каждый цвет с помощью ритма может развиваться в плоскости, пространстве картины, меняя насыщенность, величину элементов. Это позволяет усиливать или ослаблять фрагменты, выделять главное. Ритмом можно выделить – доминанту, полнее выразить настроение сюжета. Знание композиционных закономерностей (не только упомянутых) дает возможность по-новому осознать художественное творчество, как свое, так и известных мастеров.

Таким образом, для полного познания предмета или явления, связей между ними необходимо раскрытие существенного, наиболее характерного в них. Что и представляет собой понимание.


ГБПОУ ВО «Юрьев-Польский индустриально - гуманитарный колледж» «

ГБПОУ ВО «Юрьев-Польский индустриально - гуманитарный колледж» «

Решая ту или иную задачу, человек использует мыслительные операции «в комплексе»

Решая ту или иную задачу, человек использует мыслительные операции «в комплексе»

Но не только практика является критерием истинности суждения

Но не только практика является критерием истинности суждения

Выдержать ритмический ряд при постоянной величине фигур, пятен, но с увеличением или уменьшением интервала

Выдержать ритмический ряд при постоянной величине фигур, пятен, но с увеличением или уменьшением интервала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018