Пожалуй, нет другого такого явления, которое так часто обсуждается учеными и философами, как культура. В научной литературе насчитывается множество определений понятия “культура”. Их даже трудно все перечислить.
Если отвлечься от философских и научных дефиниций культуры, то можно выделить несколько аспектов культуры как способа или сферы человеческого бытия.
1. Культура появляется там и тогда, где и когда люди, обретая человеческие черты, выходят за пределы природной необходимости и становятся творцами своей жизни.
2. Культура возникает и формируется как совокупность ответов на множество вопросов и проблемных ситуаций социальной и природной жизни людей. Это — общая “кладовая” знаний, средств и технологий, выработанных людьми для решения общезначимых проблем.
3. Культура порождает и “обслуживает” множество форм организации человеческого опыта, обеспечивая их необходимыми ресурсами и “каналами” обратной связи. Такое разнообразие не ведет к размыванию границ культуры, а, напротив, делает социальную жизнь более устойчивой и предсказуемой.
4. Культура представляет собой мыслимый и немыслимый горизонт возможностей и альтернатив развития человека и общества. Как таковая, она определяет контекст и конкретное содержание деятельности людей в каждый данный момент их существования.
5. Культура есть способ и результат символического и ценностно-нормативного конструирования реальности, ее возделывания по законам прекрасного/безобразного, нравственного/аморального, истинного/ложного, рационального/сверхъестественного (иррационального) и пр.
6. Культура есть способ и результат самопорождения и самопостижения человека, наличный мир его способностей и родовых сил. Человек становится человеком благодаря культуре и посредством нее.
7. Культура есть способ и результат “проникновения” человека в иные миры — мир природы, мир божественного, миры других людей, народов и общностей, в рамках которых он себя осуществляет.
Можно продолжить перечисление характеристик и качеств культуры, так и не исчерпав до конца все богатство ее содержания.
Культура как предмет изучения
__________________________________
Пожалуй, нет другого такого явления, которое так часто
обсуждается учеными и философами, как культура. В научной
литературе насчитывается множество определений понятия
“культура”. Их даже трудно все перечислить.
Если отвлечься от философских и научных дефиниций
культуры, то можно выделить несколько аспектов культуры
как способа или сферы человеческого бытия.
1. Культура появляется там и тогда, где и когда люди,
обретая человеческие черты, выходят за пределы природной
необходимости и становятся творцами своей жизни.
2. Культура возникает и формируется как совокупность
ответов на множество вопросов и проблемных ситуаций
социальной и природной жизни людей. Это — общая“кладовая” знаний, средств и технологий, выработанных
людьми для решения общезначимых проблем.
3. Культура порождает и “обслуживает” множество форм
обеспечивая их
организации человеческого опыта,
необходимыми ресурсами и “каналами” обратной связи. Такое
разнообразие не ведет к размыванию границ культуры, а,
напротив, делает социальную жизнь более устойчивой и
предсказуемой.
4. Культура представляет собой мыслимый и немыслимый
горизонт возможностей и альтернатив развития человека и
общества. Как таковая, она определяет контекст и конкретное
содержание деятельности людей в каждый данный момент их
существования.
5. Культура есть способ и результат символического и
ценностнонормативного конструирования реальности, ее
законам прекрасного/безобразного,
возделывания понравственного/аморального,
рационального/сверхъестественного (иррационального) и пр.
истинного/ложного,
6. Культура есть способ и результат самопорождения и
самопостижения человека, наличный мир его способностей и
родовых сил. Человек становится человеком благодаря
культуре и посредством нее.
7. Культура есть способ и результат “проникновения”
человека в иные миры — мир природы, мир божественного,
миры других людей, народов и общностей, в рамках которых
он себя осуществляет.
Можно продолжить перечисление характеристик и качеств
культуры, так и не исчерпав до конца все богатство ее
содержания.
Попытаемся выделить и обосновать системные
определения культуры, сложившиеся на сегодняшний день в
различных областях социального знания. При этом следует
различать несколько подходов — философский,антропологический, социологический и комплексный, или
“интегралистский” (общая теория культуры). /1/
(В качестве условного обозначения “интегративного”
подхода к исследованию культуры будем считать общую
теорию культуры (ОТК), или культурологию в нашем
понимании. При таком подходе культура рассматривается как
система, то есть целостная совокупность явлений и
предметов)
Различие между ними можно свести к следующему (см.
табл. 1).
Таблица 1.
Основные подходы к изучению культуры
Антропол
огический
Система
артефакто
Социоло
гический
Система
ценносте
“Интеграл
истский”
Метасист
ема
Классифи
кационные
параметры
Философский
Краткое
определен
Система
воспроизводствие
а и развития
человека как
субъекта
деятельности
в, знаний и
верований
Существен
ные
признаки
Типичные
структурн
ые
элементы
Универсальност
ь/всеобщность
Идеи и их
материальное
воплощение
Главные
функции
Креативная
(творение бытия
Символич
еский
характер
Артефакт
ы,
верования,
обычаи и
т.д.
Адаптаци
и
я
й и норм,
опосреду
ющих
взаимоде
йствие
людей
Нормати
вность
Ценност
и, нормы
и
значения
Латентно
сть
деятельно
сти
“Комплек
сность”
Предметн
ые
и
организац
ионные
формы
Воспроизв
одство ичеловеком или
для человека)
воспроизв
одство
жизненног
о уклада
людей
Диалектический Эволюцио
нный
(поддерж
ание
образца)
и
социализ
ация
Структу
рно
функцио
нальный
обновлени
е самой
деятельно
сти
Системно
деятельно
стный
Приоритет
ные
методы
исследова
ния
Соотношение всех перечисленных выше подходов следует
рассматривать, как и в случае системнокомплексного
изучения личности, с точки зрения соотношения всеобщего,
особенного и единичного. /2/(См.: Резник Ю.М.
Человек и общество (опыт
комплексного анализа) // Личность. Культура. Общество.
2000. Вып. 3–4.)
Различие между указанными подходами к исследованию
культуры как системы можно свести к следующему:
философия делает упор на постижение всеобщих (родовых)
начал культурной системы;
социальная психология
рассматривает культуру как единичное (то есть как
индивидуальный феномен),
обладающее признаками
всеобщего и особенного (культурные стили); антропология
изучает индивидуальное и индивидное в культуре сквозь
призму всеобщего или родового развития человечества
(культурные черты и универсалии); социология же обращает
главное внимание на проявления особенного (типического) в
культуре с учетом ее единичного /индивидуального и
всеобщего развития (культурные нормы и ценности).
Философский подходДанный подход обладает наиболее широкой панорамой
видения культуры. Как известно, философ рассматривает
любое явление с точки зрения целостности и сущего,
всеобщего и ценностнорационального (или субъективно
осмысленного). Философский анализ в отличие от научного
познания включает в себя мыслительные процедуры,
позволяющие выразить изучаемый предмет в предельно
широких категориях, а также сквозь призму дихотомий —
“идеальноереальное”,
“естественноеискусственное”,
“субъективноеобъективное”, “структурадеятельность” и т.д.
Философы и мыслители всех времен пытались определить
смысл или основное предназначение культуры и только
немногие из них приблизились, по нашему мнению, к ее
истинному пониманию. Для одних культура — это известное в
мире неизвестного, “луч света в темном царстве”. Для других
ее смысл заключается в бесконечном самосовершенствованииГ.Гердера,
Г.Ф.Гегеля,
человеческой природы, непрерывном оснащении людей
материальными, интеллектуальными и духовными средствами.
В истории мировой философии нового времени наиболее
полно концепции культуры представлены в философии
И.Канта,
философии жизни
(А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель и др.),
философии
А.Тойнби,
Н.Я.Данилевский и др.), неокантианской традиции (Г.Риккерт,
В.Виндельбанд, Э.Кассирер и др.), феноменологической
философии (Э.Гуссерль и др.), психоанализе (З.Фрейд, К.Юнг
и др.). Эти и другие концепции подробно описаны в ряде
учебников по философии культуры и культурологии и
поэтому нет необходимости в их детальном рассмотрении.
(О.Шпенглер,
истории
В современной западной философии исследования
культуры продолжают М.Хайдеггер,
представители
структурализма и постструктурализма (М.Фуко, Ж.Лакан, Ж.
Ф.Лиотар, Р.Барт и др.).(К.Юнг);
процесс
Приведем лишь некоторые из наиболее известных
определений культуры, встречающиеся в современной
философской литературе: общий и принятый всеми способ
мышления
прогрессирующего
самоосвобождения человека (Э.Кассирер); то, что отличает
человека от животных (В.Ф.Оствальд); совокупность
факторов и измененных условий жизни, взятых вместе с
необходимыми для этого средствами (А.Гелен); сотворенная
человеком часть окружающей среды (М.Херскович); система
знаков (Ч.Моррис, Ю.М.Лотман); специфический способ
мышления,
(Т.Эллиот);
совокупность материальных и духовных ценностей
(Г.Францев); “единый срез, проходящий через все сферы
человеческой деятельности” (М.Мамардашвили); способ и
технология человеческой деятельности (Э.С.Маркарян); все
то, что человек творит, осваивая мир объектов — природу,
общество и пр. (М.С.Каган); социально значимая творческая
деятельность человека, взятая в диалектической взаимосвязи с
чувствования и поведенияее результатами (Н.С.Злобин); производство самого человека
во всем богатстве его связей с обществом (В.М.Межуев);
сфера реализации идеальноценностных целей, осуществление
идеала (Н.З.Чавчавадзе);
духовное бытие общества
(Л.Кертман); система духовного производства (Б.С.Ерасов) и
др../3/
(Подробная систематизация философских определений
культуры приводится в книге М.С.Кагана “Философия
культуры” (СПб., 1996).
Попытки отдельных философов свести культуру к
“внешним” благам и состояниям людей ничего не дали. Она
“возделывает” не только физическую природу, но и человека
изнутри, хотя и при помощи материальных или символических
посредников. В этом смысле культура есть самопроявление и
самораскрытие человеческой природы в предметах
материального и духовного мира. Без этого трудно понять
сущность культуры.Как показывают
исследователи,
философское изучение культуры предполагает устремление к
фундаментальным основаниям человеческого бытия, к
глубинам самосознания народа.
отечественные
(См.: Культурология: Учебное пособие / Под ред.
Г.В.Драча. РостовнаДону, 1999. С. 74)
В рамках философского подхода сегодня выделяются
несколько позиций, которые выражают различные оттенки и
смысловые значения понятия “культура”./5/
(Мы остановимся более подробно на характеристике
позиций отечественных исследователей, внесших немалый
вклад в развитие философии культуры)
1. Культура есть “вторая природа”, мир искусственного, то
есть созданного человеком по своему образу и подобию или
для собственных нужд, не продиктованных однозначно
природной необходимостью (в отличие от всего
естественного) и силой инстинкта.В философской литературе делаются попытки указать
существенные признаки,
позволяющие зафиксировать
качественное отличие культуры от природы. Ее появлению
способствовали, по мнению П.С.Гуревича, использование огня
и орудий, возникновение речи, способы насилия над собой
(табу и другие ограничения), образование организованных
сообществ, формирование мифов и образов./6/
(См.: Гуревич П.С. Культурология: Учебник. М., 1999. С.
35–36)
При этом деятельность рассматривается как своего рода
посредник между природой и культурой. Именно в
деятельности и посредством деятельности люди
приспосабливают и преобразуют мир природы, превращая его
в мир культуры.
2. Некоторые философы и ученые идут дальше в своем
понимании культуры, заявляя, что последняя есть не что иное,как способ развития и саморазвития личности, способ
личностного бытия в мире, истории.
Так, группа ученых, работавших под руководством
М.Б.Туровского, еще десять лет назад предложила подобную
версию культуры,
понимание которой основано на
актуализации личностного начала в истории. М.Б.Туровский в
своей программной статье “Культура как предмет
исследования” полагал, что в центр исследований культуры
необходимо поставить такой системообразующий фактор, как
субъектность процесса культурного развития./7/
(Туровский М.Б. Философские основания культурологии.
М., 1997. С. 318)
В качестве субъекта культурноисторического процесса
рассматривается не среднестатистический индивид, а
личность. “Культура как объект научного изучения, —
подчеркивает он далее, — может быть определена толькопараметрами личностного приобщения человека к
деятельностному освоению мира”./8/
(Там же. С. 323)
Другими словами, объектом научного исследования
культуры выступает, по его мнению, субъектный (личностный)
аспект истории,
которая определяется им и его
последователями с точки развития человеческой деятельности
или применения способностей человека для реализации своего
человеческого предназначения.
Приведенная выше позиция, дополненная рядом мнений
(см. работы В.М.Межуева, Н.С.Злобина и др.), исходит из
противопоставления культуры как личностнотворческого
начала истории и социальности как надличностно
регламентирующего фактора.
Для регламентации
избыточности человеческого творчества социальная
институциональность вырабатывает собственные правила и
ограничения. Взамен внешней регламентации, ограничивающеймодель
деятельностного
пространство личной свободы и творчества человека,
предлагается
общения,
увеличивающего степени свободы индивида посредством
утверждения внутреннего самоограничения человека. В
результате происходит вытеснение внешней регламентации,
которая жестко детерминирует реализацию его
способностей./9/
(См.: там же. С. 336–339)
Возражением против подобного рассмотрения культуры
может служить тезис о двойственной природе культуры, его
одновременной
(внешне
регламентирующая функция культуры) и личностной
детерминированности
самодетерминированности
(креативная функция). Нельзя сводить все многообразие
проявлений культуры к одному лишь личностному началу или
аспекту истории. Тем самым производится подмена одного
институциональности
илипонятия (“культура”) другим, не менее общим по своему
содержанию (“личность”).
С нашей точки зрения, личность и культура — не только
но и взаимодополняемые понятия,
однопорядковые,
выражающие разные, хотя и взаимосвязанные стороны
социальной реальности. Здесь мы солидарны с позицией
В.Ж.Келле и М.Я.Ковальзоном, рассматривающих историю с
точки зрения трех взаимосвязанных подходов — естественно
исторического, деятельностного и личностного. Личностный
аспект исторического процесса имеет вполне самостоятельное
значение, его нельзя сводить к содержанию культуры, и,
наоборот, развитие культуры не определяется однозначно
личностным существованием человека в мире.
Мы согласны с тем, что “культура, охарактеризованная в
самом общем виде, есть, следовательно, развитие человека как
родового,
творческого,
самодеятельного, существа”.
сознательного,
то
есть(Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история (Проблемы
теории исторического процесса). М., 1981. С. 240)
Но это — лишь один из аспектов развития культуры, не
исчерпывающий собой все ее содержание. Вряд ли имеет
смысл “отрывать” субъект от других составляющих
деятельности.
Две другие интерпретации связаны с представлением
культуры как определенного состояния или качества
деятельности.
3.
Культура рассматривается как специфически
человеческий,
надбиологически выработанный “способ
деятельности”, а также как технология ее осуществления, то
есть то, как и каким образом человек реализует свою
деятельностную сущность. Следовательно, культура в данном
контексте производна от деятельности. Она охватывает не
только то, что творит человек, но и то, как он это создает, тоесть способы его деятельности. Причем последнее имеет
решающее значение.
направление
В отечественной философской литературе сформировалось
два основных направления деятельностного анализа культуры:
системнотехнологическое
исследования
Э.С.Маркарян) и субъектно
культуры (М.С.Каган,
деятельностное (В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзон, М.Б.Туровский,
В.М.Межуев и др.). Несмотря на полемику между
М.С.Каганом и Э.С.Маркаряном, их позиция совпадает в
главном: культура выражает технологическую составляющую
общественной жизни людей.
деятельности.
Другая группа ученых связывает понимание культуры с
принципом
деятельность
рассматривается В.Ж.Келле и М.Я.Ковальзоном как
объяснительный принцип культуры.
Эта позиция
подтверждается ими в разные периоды творчества: культура
есть не что иное, “как специфически общественный способ
Именножизнедеятельности и саморазвития человека”,
а ее
исследование “связывается с исследованием деятельности
людей… и с развитием самого человека”;/11/
(Там же. С. 241)
“мы принимаем ту точку зрения, что деятельность есть
последнее основание культуры; культура созидается,
существует и воспроизводится в деятельности”./12/
(Келле В.Ж. Культура и социальность // Постижение
культуры. Ежегодник. Вып. 7. М., 1997. С. 261)
4. Культура есть особая разновидность человеческой
Это — “деятельность людей по
деятельности.
воспроизведению и обновлению социального бытия, а также
включаемые в эту деятельность ее продукты и
результаты”./13/
(См.: Современный философский словарь. М., 1996. С. 255)Попытки связать понятие культуры с деятельностью, в том
числе с ее результатами, безусловно, заслуживают внимания.
Однако рассматривать культуру как разновидность
человеческой деятельности, — значит, идти по пути сужения
ее предметного содержания. Культура — это не только и не
столько деятельность, сколько приобщение к ней. Сам момент
деятельности превращает людей и их объединения в субъектов
культуры, но средствами или результатами деятельности
опять же не исчерпывается все богатство и содержание
культуры.
Таким образом, суть философского понимания культуры
заключается в разнообразных попытках раскрыть целостным
образом ее сущность с точки зрения всеобщих связей и
закономерностей.
Антропологический подход
Специфика антропологического исследования культурыНаиболее распространенное понимание культуры в
антропологии можно свести к следующему: это — система
знаний и верований, унаследованных членами данного
общества (сообщества) и проявляющихся на поведенческом
уровне. Отсюда вытекает главный антропологический вывод:
чтобы понять культуру того или иного сообщества,
необходимо изучить его поведение в повседневных жизненных
ситуациях.
Специфика антропологического подхода заключается в
направленности исследования на целостное познание человека
в контексте определенной культуры. Причем необходимо
выделить наиболее распространенные в антропологической
науке исследовательские установки, или векторы познания: (1)
“зеркальное отражение” как непосредственное отображение
мира
(2)
антропологический редукционизм как целый ряд версий или
попыток сведения всего многообразия культуры к
культуры посредством наблюдения;первопричинам (биологическим или историческим формам),
потребностям и универсалиям; (3) символичность как
выражение инобытия культуры в знаковой форме; (4)
рефлексивность,
или способность к выражению и
фиксированию на исследовательском “табло” сознательных
или бессознательных состояний носителей определенной
культуры. Поясним вкратце их содержание.
Первый вектор антропологического исследования
культуры характеризуется установкой на “зеркальное
отражение” всех ее сторон и черт при помощи визуальных и
иных средств.
“Антропология, — подчеркивает К.М.Клахкон, — держит
перед человеком большое зеркало и дает возможность
посмотреть на себя во всем его безграничном разнообразии”. /
14/
(Клахкон К.М.К. Зеркало для человека. Введение в
антропологию. СПб., 1998. С. 32.)Вот почему излюбленный метод антропологии —
наблюдение.
Действительной основой для интеграции всех отраслей
антропологии как единственной науки о культуре
Б.Малиновский считал научное исследование, базирующееся
на методе полевого наблюдения. Последнее для антропологов
начала прошлого века было образцом исследования любой
культуры. Через это должны были пройти все поколения
ученых, становившихся впоследствии теоретиками.
Явления культуры, которые даны нам непосредственно в
процессе наблюдения,
содержат объективные и
интерсубъективные связи, постижение которых требует уже
теоретического подхода. Так появились различные версии
антропологического редукционизма (биологизм, предыстория,
универсализм, функционализм, или функциональный анализ
культуры),
или
интерпретативная теория.
символизм и
“рефлексивная”,Важное условие антропологического познания культуры —
установка на поиск биологических предпосылок культуры и ее
досовременных (традиционных или примитивных) форм.
Считается, например, что у каждого культурного явления
существует свой биологический аналог, своего рода
“протокультура”. Считается также, что в процессе эволюции
человек прошел все стадии культурного развития. Поэтому
чтобы познать культуру, необходимо изучить ее первобытные
формы. Именно это обстоятельство повлекло за собой весьма
распространенное заблуждение
(даже среди самих
специалистов),
что антропологи занимаются только
первобытными обществами и культурами. Так различаются
между собой биологическая и историческая версии
редукционизма.
Следующее направление антропологической редукции
культуры состоит в том, чтобы найти единые и неизменныеоснования или составляющие, характерные для всех времен и
народов (культурные универсалии).
Еще одной разновидностью антропологического
редукционизма следует считать функционализм. Антропологи
одни из первых осознали необходимость объективного анализа
зависимости между потребностями человека и средствами их
удовлетворения, которые вырабатывает и предоставляет
культура. Функциональная обусловленность явлений культуры
стала предметом пристального изучения Б.Малиновского и
других классиков антропологии.
Однако не следует переоценивать роль прямого или
включенного наблюдения при изучении явлений культуры, в
том числе значение объективного анализа их функциональных
связей. Поэтому третья особенность антропологического
изучения культуры заключается, в первую очередь, в том, что
культуру нельзя постичь лишь непосредственным путем, то
есть обращаясь либо к внешним, чувственно воспринимаемымзависимость
и наблюдаемым фактам ее бытия,
либо выявляя
функциональную
между ними и
соответствующими потребностями человека.
Инобытие
культуры представлено в системе символических средств
(символатов, культурных кодов и пр.), которые нуждаются в
расшифровке и интерпретации. Поэтому большое внимание
антропологи уделяют применению методов семиотики и
лингвистики в процессе изучения языка культуры. С точки
зрения методологии исследования данная исследовательская
установка характеризуется единством инструментального
(или функционального)
(или
символического) аспектов анализа.
и семиотического
Четвертая характерная черта антропологического изучения
культуры состоит в рефлексивном удвоении культурной
реальности,
в стремлении раскрыть сознательные и
бессознательные состояния субъектов культуры. Не случайно
К.ЛевиСтрос подчеркивал, что антрополог строит своеисследование общества и культуры с позиции наблюдаемого.
Знать эту позицию — это значит проникнуть во внутренний
мир наблюдаемых, постичь не только состояние их сознания,
но и психологические истоки их символического или
вербального поведения.
Понятие культуры в антропологии
Подробный анализ антропологических определений
культуры уже содержится в ряде западных и отечественных
изданий./15/
(См.: Kroeber A., Kluckhohn C. Culture. A critical review of
concepts and definitions.
Cambridge, 1952; Каган М.С.
Философия культуры. СПб., 1996; Ионин Л.Г. Социология
Культурология.
культуры.
Антропологические теории культуры. М., 1998, и др)
Белик А.А.
М.,
1996;
Приведем лишь самый общий обзор, взяв за основу
систематизацию А.Кребера и К.Клахкона.Описательные определения указывают на предметное
содержание культуры. Пример: культура слагается из знания,
верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и
некоторых других способностей и привычек, усвоенных
человеком как членом общества (Э.Тайлор).
Исторические определения делают акцент на процессы
социального наследования и традицию. Пример: культура —
это социально унаследованный комплекс способов
деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни
(Э.Сепир).
Нормативные
определения подразделяются на
определения, в основе которых лежит идея образа жизни, и
определения, берущие за основу идеалы и ценности. Примеры:
культура — это образ жизни, которому следует община,
культура есть совокупность стандартизированных верований и
практик, которым следует племя (К.Уислер); культура — этовыход избыточной энергии в постоянной реализации высших
способностей человека (Т.Карвер).
Четвертая группа определений является психологическими
определениями. В них делается упор либо на процесс
адаптации к среде, либо на процесс научения и формирование
привычек. Примеры: поведение, которое должно усваиваться
каждым новым поколением путем обучения (Р.Бенедикт);
совокупность всех сублимаций или реакций, одним словом,
все то в обществе, что подавляет импульсы и создает
возможность для их извращенной реализации (Г.Рохайм).
Структурные определения характеризуют соответственно
структурную организацию культуры. Примеры: культура —
это организованные реакции членов общества на
повторяющиеся ситуации и условия жизни (Р.Линтон);
культура состоит из социально стандартизованного поведения
и мышления некоторой группы и материальных продуктов ее
деятельности (Дж.Хонигман).Отдельную группу структурных определений образуют
концепции культуры самих А.Кребера и К.Клахкона, а также
Л.Уайта. В понимании первых культура состоит “из внутренне
содержащихся и внешне проявляемых норм, определяющих
поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи
символов; она возникает в результате деятельности людей,
включая ее воплощение в материальных средствах.
Сущностное ядро культуры составляют традиционные
(исторически сложившиеся) идеи, в первую очередь те,
которым приписывается особая ценность. Культурные
системы могут рассматриваться, с одной стороны, как
результаты деятельности людей, а с другой — как ее
регуляторы”./16/
(См.: Белик А.А. Культурология. Антропологические
теории культуры. М., 1998. С. 12)
В структурном плане дает свое определение культуры и
Л.Уайт. Он характеризует культуру как особый “класспредметов и явлений, зависящих от способности человека к
символизации,
в
экстрасоматическом контексте”./17/
рассматривается
который
(Уайт Л. Понятие культуры // Антология исследований
культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб., 1997. С. 26)
Структура культуры охватывает лишь те связи, которые
соединяют между собой ее отдельные явления независимо от
человеческого организма.
Как показывает исследовательский опыт зарубежных и
отечественных ученых,
в основе антропологического
понимания культуры лежат следующие базовые
характеристики. Причем следует иметь в виду, что ни одна из
приведенных ниже характеристик не исчерпывает собой все
содержание и многообразие проявлений культуры, изучаемых
антропологами. Напротив, их следует рассматривать как
взаимосвязанные и взаимодополнительные признаки.1. Культура есть институционально заданный способ или
система способов удовлетворения базовых (органических) и
производных (искусственных) потребностей человека
(инструментальная функция культуры).
Такой подход наиболее полно разработал Б.Малиновский.
Приведем некоторые фрагменты из его работы “Научная
теория культуры”: “Вопервых, ясно, что удовлетворение
органических или базовых потребностей человека и расы
является минимальным условием существования каждой
культуры… Все эти важнейшие проблемы человеческих
существ решаются для индивида через посредство
артефактов, через организацию в кооперативные группы, а
также через развитие знания, понимание ценности и
этики”./18/
(Малиновский Б. Научная теория культуры // Вопросы
философии. 1983. № 2. С. 120)На базе органических потребностей формируются или
искусственно выращиваются императивные потребности —
экономические (материальные продукты), духовные (идеи и
ценности) и собственно социальные (обычаи и нормы).
Дальнейшее же развитие культуры невозможно без
постоянного роста новых потребностей, которые она призвана
обслуживать.
Следует отметить еще один важный факт, на который
указывает Б.Малиновский.
Процесс удовлетворения
человеческих потребностей осуществляется в рамках
определенных институтов — типовых единиц организации
социальной жизни людей, которые устанавливают четкие
правила и запреты, традиции и обычаи. Без этих
институциональных рамок трудно себе представить
цивилизованные формы потребления или общения людей.
2. Культура есть особая форма или разновидность
социального поведения людей.Б.Малиновский,
анализируя предметное содержание
культуры, приходит к выводу: “Культура как наиболее
широкий контекст человеческого поведения имеет важное
значение как для психолога, так и для обществоведа, историка
и лингвиста”./19/
(Там же. С. 117)
Формальный анализ антропологических определений
культуры, проведенный А.К.Кафанья, показывает, что в их
основе лежит тот или иной тип человеческого поведения. /20/
(См.: Кафанья А.К. Формальный анализ определений
понятия “культура” // Антология исследований культур. Т. 1.
Интерпретация культуры. СПб., 1997. С. 91–114)
Это — социальнонаследуемое поведение, научаемая
форма поведения (Р.Бенедикт,
Э.Дэвис,
К.Клахкон и др.), идеальное содержание символического или
вербального поведения людей (К.Уисслер, Дж.Форд и др.),
общее или стандартизированное поведение, присущее всем
Дж.Стюард,членам группы (Дж.Горер, К.Янг и др.), абстрактная форма
поведения (А.Кребер, К.Клахкон и др.), сверхорганическое
или экстрасоматическое поведение (Л.Уайт и др.) и пр.
3. Культура есть мир артефактов (материальная природа
культурных объектов).
Артефакт понимается в науке как искусственно созданный
объект или предмет. В культурной антропологии артефактом
называется материальное и символическое воплощение
какоголибо культурного явления или объекта.
Артефакт нельзя отделить от его культурной формы и
материального субстрата. Он создается и существует только в
контексте определенной культуры. На этом доводе строит
свои предположения Б.Малиновский. “Задача исследователя
предыстории и археолога, — писал он, — состоит в том,
чтобы реконструировать полноту жизненной реальности
прошлой культуры, исходя из частичных свидетельств,
которые дают материальные следы”./21/(Там же. С. 116)
Частичные свидетельства или факты относятся к
а
характеристике культурной формы артефакта,
материальные следы — способ его выражения.
4.
Культура есть мир смыслов и значений
(“интерпретативная” функция культуры)./22/
(Понятие “смысл” буквально означает то, что связано с
мыслью, мысленное содержание предмета или явления.
Значение характеризует то, ради чего этот предмет
существует. В отличие от смысла оно выражает объективную
функцию предмета, которую он выполняет в деятельности
людей, в процессе их общения. Другими словами, значение
содержит указание на своеобразие и идентичность того или
иного явления, а смысл — на его содержание. Один и тот же
смысл может иметь несколько значений. Точно так же
конкретное значение разных языковых выражений имеет, как
правило, не один, а несколько смысловых оттенков)Такой подход разделяют некоторые западные и
отечественные исследователи. Символикоинтерпретативный
подход К.Гирца является наиболее полной и разработанной
версией постижения смыслового содержания культуры.
Согласно этой версии, человек живет в “паутине значений” —
системы смыслов, которая ориентирует его по отношению к
другим людям и окружающему миру в целом. Следовательно,
чтобы постичь культуру как своеобразную систему смыслов,
необходимо расшифровать
значения действий и
взаимодействий людей./23/
(Емельянов Ю.Н., Скворцов Н.Г., Тавровский А.В.
Символикоинтерпретативный подход в современной
культурантропологии // Очерки социальной антропологии.
СПб., 1995. С. 107)
С этой точки зрения культура представляет собой не
внешнюю силу, детерминирующую поведение людей, аконтекст данного поведения, в котором только и может быть
понята деятельность.
Конкретизируя далее содержание указанного выше
подхода, А.А.Пилипенко и И.Г.Яковенко пишут: “Культура
есть система всеобщих принципов смыслообразования и самих
феноменологических продуктов этого смыслообразования, в
совокупности определяющих иноприродный характер
человеческого бытия”./24/
(Пилипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М.,
1998. С. 10)
воплощает
реальность
Культурная
себе
феноменологическую (опредмеченную) сферу смыслового
пространства, которое определяется посредством введения и
оппозиций:
интерпретации
—
трансцендентное”,
“дискретное — континуальное”,
“сакральное — профаническое” и пр.
“имманентное
в5. Культура есть мир знаков и знаковых систем
(семиотическая функция культуры).
Такое понимание близко по содержанию к предыдущему
определению. Однако имеются и некоторые специфические
отличия. В отличие от смыслов знаки и значения являются их
символическими посредниками./25/
(Под знаком понимают обычно предмет, предназначенный
для хранения, переработки и передачи информации о других
предметах)
Они занимают срединное положение между артефактами
как материальными носителями определенных культурных
форм и ментальностью как способом мысленного
воспроизводства и конструирования реальности (системой
смыслообразования).
Предметы и явления, зависящие от способности человека к
Они
Л.Уайт называет символатами.
символизации,исследуются независимо от человеческого организма, то есть
в экстрасоматическом контексте.
Следовательно, знаки как элементы смыслообразующей
деятельности человека включаются в структурное содержание
культуры благодаря способностям людей к символизации. Они
в отличие от артефактов как материальных проводников
являются символическими проводниками деятельности, а в
отличие от институционально
заданных способов
удовлетворения человеческих потребностей, опосредующих
взаимодействие между организмом и средой, они опосредуют
отношения между различными классами культурных явлений
безотносительно к их биологическим предпосылкам или
материальным воплощениям.
6. Культура — это своеобразный механизм, встроенный в
информационный процесс и осуществляющий выработку и
трансляцию
информации
(коммуникативная функция культуры). Другими словами,
социально
значимойпродуктом культуры является социальная информация,
которая вырабатывается и сохраняется в обществе при
помощи знаковых средств. Хотя такое понимание не нашло
широкого распространения в антропологии, его следует
учитывать при построении научной картины мира культуры.
В антропологии обычно выделяются и рассматриваются
отдельно несколько общих концепций, характеризующих
содержание культуры. Это — концепции черт культуры и
культурных универсалий, концепция аккультурации и диалога
культур, концепция инкультурации. Рассмотрим вкратце
некоторые из них./26/
(С нашей точки зрения, наиболее полный обзор концепций
аккультурации содержится в учебном пособии
“Культурология”, изданном в РостовенаДону под редакцией
Г.В.Драча (автор — Г.А.Менджерицкий).
Концепция
инкультурации и исследовательское направление “культураи
личность” изложены в работах по культурной ипсихологической антропологии А.А.Белика (См.: Белик А.А.
Культурология. Антропологические теории культуры. М.,
1998;
Социокультурная
антропология (историкотеоретическое введение). М., 1998, и
др.).)
Резник Ю.М.
Белик А.А.,
Концепция черт культуры. Культурные универсалии
Культурными чертами в антропологии называют базисные
единицы культуры. Это — далее не делимые единицы
культуры (материальные продукты, произведения искусства
или образцы поведения). Они подразделяются, как показывает
А.И.Кравченко,
присущие всему
человеческому роду, общие, присущие ряду обществ и
народов, и уникальные или специфические./27/
на универсальные,
(См.: Кравченко А.И. Культурология. М., 2000. С. 16–19)
Американский культурный антрополог Дж.Мердок
попытался выделить и обосновать фундаментальные
характеристики культуры. Он приводит семь основных черт:(1) культура передается посредством научения; она возникает
на основе наученного поведения; (2) культура прививается
воспитанием; (3) культура социальна, то есть культурные
навыки и привычки разделяются людьми, живущими в
организованных коллективах или сообществах; (4) культура
идеационна, то есть она выступает в виде идеальных норм или
паттернов поведения;
культура обеспечивает
удовлетворение базисных биологических потребностей и
вторичных потребностей, возникающих на их основе; (6)
культура адаптивна, так как она вооружает человека
механизмами приспособления к условиям окружающей среды
и к своим собратьям; (7) культура интегративна, поскольку
способствует образованию коллектива как согласованного и
интегрированного целого.
(5)
Культурные универсалии выражают родовые начала в
культуре. Согласно данной концепции, базис или фундамент
культурной системы образуют универсалии — общие черты,характеристики или компоненты культуры, присущие всем
странам, государствам и народам независимо от их
географического и социальноэкономического положения.
Так, К.Уисслер выделил девять фундаментальных черт,
присущих всем культурам: речь (язык), материальные черты,
искусство, мифология и научное знание, религиозная
практика, семья и социальная система, собственность,
правительство, война.
В 1965 году Дж.Мердок выделил свыше 60 универсалий
культуры. Это — изготовление орудий труда, институт брака,
право собственности, религиозные обряды, спорт, украшение
тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные
ритуалы, гостеприимство, игры, запреты кровосмешения,
правила гигиены, язык и пр.
Соотечественник Мердока К.Клахкон считает, что в основе
культурных универсалий лежат биологические предпосылки
(наличие двух полов, беспомощность младенцев, потребностьв пище, тепле и сексе, возрастные различия между людьми и
т.д.). Взгляды Дж.Мердока и К.Клахкона близки друг к другу.
Поэтому можно предположить, что культурные универсалии
базируются на соответствующих биологических потребностях
(например, беспомощность младенцев и необходимость ухода
за ними и воспитания, признанные во всех типах культуры).
Итак, антропологический подход отличается предельной
конкретностью, ориентацией на исследование иного —
“промежуточных” слоев и уровней культуры, удаленных от ее
институционального ядра. В первом случае антрополог
пытается найти и указать на предельно конкретные формы или
единицы культуры, к которым или благодаря которым
человеческая жизнь разлагается на рационально
конструируемые элементы,
называемые культурными
универсалиями. Во втором случае он стремится определить
своеобразие этих элементов, отличающее их друг от друга.
Следовательно, его интересуют как общие черты культуры(культурные универсалии), так и ее специфические
особенности.
Социологический подход
Общие положения
Сущность социологического подхода к исследованию
культуры заключается, вопервых, в раскрытии социетальных
связей и закономерностей функционирования и развития
культуры и, вовторых, в выявлении ее социальных функций.
Культура в социологии рассматривается, прежде всего, как
понятие коллективное. Это — общие для данного коллектива
идеи, ценности и правила поведения. Именно с их помощью
формируется коллективная солидарность — основа
социетальности.
Если воспользоваться концептуальной схемой систем
социального действия Т.Парсонса, то социетальный уровень
культуры можно рассматривать как состоящий из следующихкомпонентов: системы производства и воспроизводства
культурных образцов; системы социокультурной презентации
(механизмы обмена лояльностями между членами
коллектива); системы социокультурной регуляции (механизмы
поддержания нормативного порядка и снятия напряжения
между членами коллектива).
Проблемное поле социологического изучения культуры
достаточно широко и разнообразно. Центральные темы
социологического анализа: культура и социальная структура;
культура и образ или стиль жизни; специализированная и
обыденная культура; культура повседневной жизни и пр.
В социологии, как и в социальной или культурной
антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три
взаимосвязанных аспекта изучения культуры — предметный,
функциональный и институциональный. Предметный подход
делает акцент соответственно на изучении содержания
культуры (системы ценностей, норм и значений или смыслов),функциональный — на выявлении способов удовлетворения
человеческих потребностей или способов развития
сущностных сил человека в процессе его сознательной
деятельности,
собственно институциональный — на
исследовании “типических единиц” или устойчивых форм
организации совместной деятельности людей.
“Предметный” ракурс социологического анализа
культуры
В рамках данного понимания культуру принято
рассматривать как систему ценностей, норм и значений,
господствующих в данном обществе или группе.
Одним из первых разработчиков предметного подхода в
социологии можно считать П.А.Сорокина. Рассматривая
структуру социокультурного взаимодействия, он выделяет
культуру — “совокупность значений, ценностей и норм,
которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупностьносителей, которые объективируют, социализируют и
раскрывают эти значения”./28/
(Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
С. 218.)
К предметному пониманию культуры примыкают также
трактовки известных западных социологов Н.Смелзера и
Э.Гидденса.
Н.Смелзер определяет культуру как систему “ценностей,
представлений о мире и правил поведения, общих для людей,
связанных определенным образом жизни”./29/
(Смелзер Н. Социология. М., 1998. С. 65)
Культура определяет специфику человеческого поведения,
которое в отличие от поведения животных не обусловлено
инстинктами и не запрограммировано генетически, а является
результатом научения и обучения.К данной трактовке близка точка зрения Э.Гидденса,
который рассматривает культуру как систему ценностей,
которых придерживается данная группа людей, норм и
которым следуют ее члены, и материальных благ, которые они
создают./30/
(Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 66)
Итак, культура устанавливает ценностные, нормативные и
символические рамки или пределы их родовой жизни.
Следовательно, ее назначение состоит в обеспечении
участников и субъектов социальной жизни средствами
социокультурной регуляции.
Функциональный и институциональный аспекты анализа
культуры в социологии
В социологии функциональный анализ разрабатывается
наряду с институциональным исследованием общества и
социальных явлений.