Статья:"Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе".
Оценка 5

Статья:"Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе".

Оценка 5
Научные работы
docx
русский язык
1 кл—4 кл
21.12.2023
Статья:"Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе".
Статья:"Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе".
Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе.docx

Словарная работа на уроках русского языка

в начальной школе

План

I.Введение.

II. Приёмы и формы работы над словарными словами.

1.     Фонетические упражнения.

2.     Орфографические упражнения.

3.     Морфологические упражнения.

4.     Синтаксические упражнения.

5.     Лексические упражнения.

6.     Работа над словом.

 

III. Использование «этимологического словарика» для закрепления написания  слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе.

          Работа с  «Этимологическим словариком».

IV.Заключение.

Проблема формирования орфографической грамотности в современной школе является одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе. Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам  проверки. Научить ребёнка писать эти слова без ошибок – одно из сложнейших задач, стоящих перед учителем. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.

Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия для психологической  комфортности. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», - писал известный учёный – методист А.В.Текучев.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она

планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться  обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

Приёмы и формы работы над словарными словами.

 

      При помощи различных упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются  навыки мыслительной  деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать.

        Целью этого материала является представление системы работы над словарным словом на уроках русского языка. В качестве исходного можно рассмотреть следующее положение: в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников  целесообразно организовать так, чтобы в определённой взаимосвязи проводилась работа  по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы  все стороны слова рассматривались в единстве.

       Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову, исключается механическое заучивание.

1. Фонетические упражнения.

     Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Всё это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных  навыков.

     В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твёрдых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится.

    Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное  значение имеет работа над словами с использованием карточек, картинные словарные  диктанты, словарные диктанты. Такие виды упражнений применяются часто, но однообразие форм работы со  словами с непроверяемым  написанием, как правило, не даёт нужных результатов. Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приёмов, способов, которые являются более эффектными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.

 

Упражнения для формирования фонетических понятий.

1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер…г, в…кзал, ж…л…зо, г…рох, уч…ник, с…рень.

 

2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овёс, билет, язык.

 

3.Запишите слова, начинающиеся на букву р, т, м, о, и, д.

 

4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г…рой, адр…с, ур…жай, р…кета, п…нал, т…пор, п…суда, б…лот…

 

5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.

 

6. Приведите примеры слов, имеющих ударение  на первом, втором, третьем слоге.

 

7. Игра «Из каких слов выпали гласные?».

Д…р…вня         п…ртр…т

М…л…т…к      с…л…м…

К…ньк…           т…л…ф…н

 

8. Игра «Угадай слово».

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Ученики записывают составленные слова.

 

ГО   ( город, горох, горизонт, гореть).

 

И, наоборот, можно дать конец слова, ученики придумывают начало:

…..суда, ….рёза, …сква.

 

9. Игра «Волшебные домики».

Играют две команды. На доске записаны в два столбика словарные слова с пропущенными буквами.

Лаг…рь                 т…традь

К…стёр                 с…рень

Р…бята                  св…бода

Ул…ца                   р….стение

         Под каждым столбиком нарисован домик с окошками, закрытыми шторками, на обратной стороне пропущенные буквы. Нужно открыть шторки, взять букву и вставить её на место  пропуска в нужное слово. Выигрывает та команда, которая быстрее откроет все окошки.

 

10. Игра «Собери слово».

Пус, ка, та;   роз, мо;     же, ин, нер;   тор, трак.

 

11. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные».

 

12. Игра «Кто больше придумает слов».

   Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов.

А       е       л     г      о      р

В     и       д     у      п      ю

С    т      к     н     я      ж

 

13.Игра «Ступеньки».   

     В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву  больше.

Берег

Гореть

Агроном и т.д.

 

14. Выборочный диктант.

Дети записывают слова с непроверяемой безударной гласной.

По шоссе едет автомобиль. Ребята развели у реки костёр. Дежурный следит за порядком в классе.

2. Орфографические упражнения.

     Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие  орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по  подчёркиванию «опасных» мест в слове, т.е. орфограмм, находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид упражнений, как письмо «с дырками, т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой  орфограммой. Также ученики проводят работу по редактированию материала, который  содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном  задании приводит к тому, что ребёнок учится устранять собственные ошибки, а затем и не  допускать их появление.

      Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные  слова, углубляется  представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи слова с приставками и суффиксами. Эти умения  вырабатываются путём разнообразных упражнений.

Упражнения для формирования орфографических понятий.

1. От слов берёза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.

2. От слов газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом – к-.

3. Игра «Найди лишнее слово».

  Помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзы, берёзка.

Праздник, праздничный, праздники, праздновать.

Болото, болотце, болотный, болотистый.

4. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

Ребята радостн…..  Берёза кудряв…

Улица многолюдн…. Календарь перекидн…

5. Составьте словосочетания. Запишите их. Укажите, как в связи с изменением окончания меняется падеж имени существительного.

Подарил                                                  люблю

Дружил               девочка                       думаю                        собака

Говорил                                                   горжусь

 

6.Работа над деформированным предложением.

- Восстановите предложения, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому?

Мой папа дал объявление в (газета).

Чтобы стать (герой), нужно быть отважным, честным, скромным.

На (горизонт) вспыхивали голубые зарницы.

7. Найдите в тексте однокоренные слова.

Страсть захотелось медвежонку малинки. Тайком от медведицы в малинник удрал. До чего же в малиннике хорошо, тишина, вареньем малиновым пахнет.

8. Разбор слова по составу.

   Для такой работы предлагаются слова,  однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника.

    Аптечный, багажник, валенок, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка.

9.Игра «Комментатор».

 Даны слова с пропущенными орфограммами.

Т…тра…ь

М..л…ко

10. Схемы – угадайки.

На доске или на карточках даны схемы слов с указанными

« словарными» орфограммами.

__о___о__ (воробей, молоко)

___сс__   ( касса, масса)

Многолетняя практика учителей начальных классов показала высокую  эффективность применения метода орфографического чтения.  Орфографическое чтение используется при подготовке и проведении зрительных  диктантов, при выполнении самых  разнообразных заданий. Для  достижения максимального эффекта необходимо использовать «орфографическое чтение» на все уроках. При работе над словарём  удобнее брать  слова тематическими блоками ( 5-10 слов) и изучать один блок в течение  недели.

   Первый день.

1. Самостоятельное  чтение слов учащимися.

2.Прочтение слов учителем «орфографически».

3. Повторение детьми 2-3 раза.

4.Запись слов ( с книги, с карточек, с доски).

5. Проверка слов.

 

   Второй день.

1.Карточка на мгновение показывается классу.

2. Произнесение учителем слов, в соответствии с нормами орфоэпии.

3.Дети три раза произносят «орфографически».

4. Запись слов.

5. Проверка слов.

 

   Третий день.

1.Устный диктант всех слов. Дети три раза проговаривают слово  «орфографически».

 

    Четвёртый день.

1. Карточка перед классом. Ученики читают один раз, называя буквы для запоминания.

2. Запись слова (карточка убрана, дети записывают  самостоятельно или кто-то из учеников комментирует слово), графическое оформление.

3. Проверка всего блока слов.

 

     Пятый день.

1.     Диктант.

 

3. Морфологические упражнения.

 

        Морфологические упражнения имеют своей целью  осознание учащимися морфологического строя русского языка.

        При изучении частей речи разнообразные  виды практических  упражнений помогают объединить отдельные слова в определённые группы; разграничить  и определить формы  частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число – для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в  правильной форме.

 

   Упражнения для формирования морфологических понятий.

 

1.Подберите словарные слова, обозначающие признаки предметов, действия предметов.

 

2.Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.

 

3. Составьте словосочетания. Определите падеж прилагательных.

    Воробей (какой?)….., газета ( какая?)…., молоко ( какое?)….

 

4. Выпишите в три столбика слова из словаря, в первый столбик – слова женского рода, во второй – слова мужского рода, в третий – слова среднего рода.

 

5. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие  на вопрос кто?

…..на ухо наступил.

Слово не….вылетит  - не поймаешь.

 

6. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного.

 

Машина остановилась….(дом).

Дети читали книги ….(космонавт).

Заяц быстро нёсся…( лес).

 

7. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Например: адрес ( адресный, адресок, адресовать).

 

8.Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных:

 Интересный случай

 Аккуратный ученик

 Берёзовая аллея

 

9. Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.

- Кто живёт в лесу?

- В чём хранятся ручки и карандаши?

- Какой овощ растёт в огороде?

 

10. Игра «Лишнее слово».

 Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подведение к новому материалу.

К теме «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».

Сорока

Ворона

Петух

Корова

Дорога

 

 

4. Синтаксические упражнения.

 

      Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические  сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных  по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений  и в конструировании своих предложений помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли  в форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и  пунктуационные.

 

Упражнения для формирования синтаксических понятий.

 

1.К словам из левого столбика подбери подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.

Берёза…….в небе

Огурец……в доме

Воробей…..в школе

Комната….в лесу

Ученик…..в огороде

 

2. Составьте предложение с данными словами.

Ветер, капуста, осина, товарищ.

 

3. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

 

4.Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Весёлый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница.

 

5. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом своё  предложение.

 

Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником.

Край земли у водной поверхности.

Комната для занятий в школе.

 

6. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания.

 

Рисунок в книге…( картинка).

Килограмм – это тысяча ….(грамм).

Мать родимая - ….. (Родина).

 

7. Из слов составьте предложение.

·                   Огород, растёт, в, картофель.

 

8.Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое  слово от какого зависит. Поставьте вопрос.

-Андрюша вынул из кармана носовой платок.

- Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на совеем маленьком поле.

 

9. Расположите предложения в определённом порядке, чтобы получился текст.

 

В гости иду к своему другу петуху. Встретил ёж лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй, лисичка – сестричка!

 

10. Смоделируйте предложение по схеме.

 

Что?....что делают?....в какие?....как?во что?

(Воробьи собираются в крупные  стайки).

 

5. Лексические упражнения.

     Ребёнок, пришедший в школу учиться, имеет определённый словарный запас. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает, прежде всего, слов для  этого. Перед учителем стоит задача – активизировать словарь детей.

    В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в значении слов синонимического ряда, составляют с ними словосочетания и предложения.

 

Упражнения для формирования лексических понятий.

 

1. Выпишите из словаря слова на заданную тему: « Птицы», «Овощи».

 

2. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова.

 Автомобиль, урожай, трамвай, самолёт.

Капуста, помидор, солома, морковь.

 

3. Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.

Квартира была закрыта            на стоит

Билет в театр                             десять рублей, замок

 Телефон                                     на тумбочке, стоит

 

4. Сгруппируйте слова по темам.

Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, пенал, корова, карандаш.

 

5. По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему: «Школа», «Птицы».

 

6. К словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.

 

7. К словам весело, девочка, хороший подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.

 

8.Игра «Кто как голос подаёт?».

     Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один  связный рассказ. Озаглавьте его.

П…тух чирикает.

С…рока лает.

С…бака мычит.

К…рова кукарекает.

В…рона стрекочет.

В…робей каркает.

 

9.Выбрать наиболее подходящее слово. Записать.

 

Из ( ветхого, старого, древнего) ж…леза мы сделали ведро.

М…дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.

 

10. В данные предложения  вставьте наиболее подходящее из следующих слов, сходных по значению: плескаться, листья, лить.

Волны тихо ….у берега.

Молоко …. из ведра.

С дерева сыпались…..

6.Работа над словом.

  В работе над словом существует проблема, которая состоит в том, что учащиеся, не зная  правописания многих слов, которые им следовало бы  употреблять в своей письменной речи, избегают их, так как не умеют пользоваться  орфографическим словарём.

 

     Словарные занятия на уроках русского языка являются одним из  основных звеньев разнообразной работы  по развитию речи учащихся. Овладение  словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения  учащимися курса родного языка: орфографии, орфоэпии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речью вообще.

 

    В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них  умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают  его правильным, точным и  выразительным.

 

 

1. Фразеологизмы.

    Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов. Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний, замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.

§     Без году неделя.

§     Белая ворона.

§     Беречь как зеницу ока.

§     Бросать слова на ветер.

§     Держать язык за зубами.

§     Одного поля ягоды.

§     От зари до зари.

§     Скатертью дорога.

 

2. Письмо по памяти.

- Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Словно серебром.

 

- Ехали медведи на велосипеде,

  А за ними кот задом наперёд.

 

- Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

 

- Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой.

 

 

- В рощах птичье пение,

А в классе – тишина.

 

- Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

 

- Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

 

3. Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.

Синонимы:

Алмаз – бриллиант

Алфавит – азбука

Вдруг – внезапно

Весело – радостно

Ветер – ураган

Воин – боец

Космос – вселенная

 

Антонимы:

Быстро – медленно

Город – деревня

Дорога – шоссе

Мороз – жара

Хорошо – плохо

Чёрный – белый

 

4. Этимологические сведения.

Аквариум (от лат. слова «вода»)

Аллея ( от франц. слова «проход, дорога»)

Вермишель ( от лат. слова «червяк»)

Пассажир ( от франц. слова «проезжать»)

Цирк ( заимст из лат. яз. «круг»).

Использование «этимологического словарика» для закрепления написания  слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе.

Работа над словами с непроверяемыми написаниями служит важнейшим средством формирования грамотности учащихся. Овладеть орфографией слова – значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Задачей учителя является организация работы над изучаемым словом так, чтобы максимально облегчить восприятие и запоминание учащимися написаний слов с непроверяемыми орфограммами. Работа с такими словами должна проводиться целенаправленно и последовательно.

Традиционно слова с непроверяемыми  написаниями или так называемые «словарные слова», усваиваются младшими школьниками путём механического запоминания их графического облика. Это объясняется прежде всего тем, что правописание этих слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя, и поэтому их написание рекомендуется запомнить. С этой целью новое слово обычно записывается на доске или карточке, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается орфографически, записывается в тетради, затем многократно повторяется на следующих уроках.

Такая методика, ориентируя обучающихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстро и прочно их запоминание, о чём свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками  как в заучиваемых словах , так и в словах родственных изученным: «земл-еника», «п-агода», «к-аньки», «плток», но «пл-оточек», «береза, б-ирёзовый» и т.п.

Повышение эффективности усвоения слов с традиционным написанием психологи, передовые учителя связывают с изменением характера запоминания: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания обучающимся знания изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нём трудности, установления связи данного слова с ранее изученными словами, сообщения (учителем) и использования (обучающимися) специальных приёмов запоминания, активного включения «трудных» слов в речевую практику ребёнка.

Интересно, что младшие школьники, стараясь облегчить себе запоминание непроверяемых написаний, нередко пытаются интуитивно, непроизвольно отыскать опору запоминания или в языке, или во вне языковой действительности: «Восток пишется с «о», потому что там солнышко восходит».

Однако часто эти опоры бывают ложными: «Мидведь, его ещё Мишей называют, Мишенькой»; «Каньки - потому что мы на них на катке катаемся, проверочное слово катится».

Одним из средств, обеспечивающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ.

В начальной школе наиболее подходящим средством при работе с непроверяемыми написаниями представляется этимологическая справка. Она повышает правильность написания за счет повышения осмысленности запоминания трудных слов.

Этимологическая справка содержит сведения о происхождении слова,  его  первоначальном   значении, помогает  увидеть исторический состав слова. Довольно часто обращение к истории происхождения слова позволяет объяснить его современное правописание.

Работа с  этимологией слов повышает интерес  младших школьников к предлагаемому языковому материалу, тем самым делая запоминание непроверяемых написаний более эффективным.

Этимологические справки  должны быть доступны для восприятия младшими школьниками. Их можно записывать в рабочие тетради и словари  в виде рисунков, слов-помощников (проверочное) и т.д., например, коньки – от  слова  «конь»; первоначально изгиб  конька украшали изображением лошадиной головы. (Коньки – проверочное: конь).

Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное описание. Например: «САПОГ»-по внешнему виду верхняя часть сапога похожа на трубу, дудку. Не случайно поэтому слово «сапог» образовалось от «сапох» - « труба, дымоход, отверстие в печи».

В ряде случаев исторический корень (приставка, суффикс) имеет графический облик, контрастный современному. Например: «СТАКАН»-слово заимствовано из тюркского языка. Первоначально слово «стокан» -означало-«маленькая деревянная миска».

 Учитывая сказанное, можно считать, что в первом классе целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опорное написание, найти опору для запоминания их современного графического облика. В соответствии с этим в «Этимологический словарик» и были отобраны  из программы слова с традиционными написаниями в историческом корне (береза, деревня, пенал). В тоже время ряд слов содержит орфограммы в исторической приставке или суффиксе (народ, завод, ягода и др.)

Работа с «Этимологическим  словариком».

Словарная статья состоит из нескольких частей.

В первой части называется заголовочное слово статьи (слово выделено большими буквами) и даётся толкование его современного лексического значения. У многозначного слова объясняется одно из значений, в котором чаще всего оно употребляется младшими школьниками.

 Вторую часть составляет этимологическая справка, в которой сообщается язык-источник происхождения слова, толкуется первоначальное значение слова(оно заключено в кавычки), называются слова, исторически родственные данному, выделяется слово или морфема с опорным написанием.

Далее приводится образец краткой записи этимологической справки в словарики или тетради школьников. Запись строится по следующей схеме:

-изучаемое слово (выделено большими буквами, со знаком ударения);

-производящее слово, морфема, исторически родственные слова (слова, морфемы с опорными написаниями подчёркнуты; заимствованные слова переданы буквами русского алфавита);

-первоначальное значение слова (заключено в кавычки).

Завершает словарную статью текст, иллюстрирующий исходное, историческое значение анализируемого слова.

Этимологическую справку следует сообщить детям на уроке знакомства с новым словом. Работа при этом строится  в следующем порядке:

1.Предъявление цели. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный звуко-буквенный анализ с целью выделения орфограммы.

2.Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы, в записанном слове.

3.Сообщение обучающимся этимологической справки , краткая схематическая запись её на доске, в тетрадях или словарях обучающихся.

4.Подбор однокоренных слов.

5.Составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания.

В «Этимологическом словарике» представлено 38 слов с непроверяемым написанием: береза, воробей, ворона, ворон,город, деревня,дорога, завод, капуста, карандаш, картина, коньки, корова, лисица, лопата, малина,медведь, медведица, Москва, народ, огород, одежда, октябрь,пенал,петух,платок, погода, портфель,посуда, работа, рабочий, работник, собака, соловей,сорока, тетрадь, урожай, ягода.

Словарные статьи из «этимологического словарика», применение которых способствует усвоению слов с непроверяемыми написаниями.

Берёза – лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками.

    Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось слово берза, а впоследствии – берёза.

    Берёза – берза, бер= «светлый, ясный, белый».

Берёза моя берёзонька.

Берёза моя белая,

Берёзонька моя кудрявая!

На тебе, берёзонька,

Листья зелёные.

Под тобой, берёзонька,

Трава шёлковая.

(Русская народная песня)

Ворона – ворон, ворона, вороной = «чёрный».

    Ворон – крупная птица с блестящим чёрным оперением.

    Ворона – птица с чёрно-серым оперением, родственная ворону (у вороны голова, крылья и хвост чёрные, а всё тело серое).

    Названия птиц родственны слову вороной – «чёрный». Ворону и ворона назвали так за чёрное оперение.

Завод – промышленное предприятие, на котором производят какую-либо продукцию: автомобили, станки или разводят животных: лошадей, рыбу (конный завод, рыболовный завод).

    Завод – заводить = «место, где что-либо заводят, разводят, выводят».

Несемся ввысь, летим вперёд

Сквозь тучи грозовые

И прилетаем на завод,

Что нашей Родине даёт

Машины грузовые.

(С.Маршак)

 

Этимологические справки на уроках русского языка используются для того, чтобы сократить механическое запоминание младшими школьниками непроверяемых написаний и повысить возможности осмысленной работы.

Заключение.

   Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих  слов и способствует их прочному и  успешному запоминанию, обогащает  и расширяет их словарный запас, помогает сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи. Необходимо чтобы ребёнок использовал одно и то же слово 5 – 7 раз в разнообразных  вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик  свободно овладевает  словарным материалом и безошибочно применяет  его на практике.

 

 


 

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

При помощи различных упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности

При помощи различных упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности

Запишите слова, начинающиеся на букву р, т, м, о, и, д

Запишите слова, начинающиеся на букву р, т, м, о, и, д

Игра «Кто больше придумает слов»

Игра «Кто больше придумает слов»

Помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова

Помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова

Первый день. 1. Самостоятельное чтение слов учащимися

Первый день. 1. Самостоятельное чтение слов учащимися

Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения

Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения

Дорога 4. Синтаксические упражнения

Дорога 4. Синтаксические упражнения

Рисунок в книге…( картинка).

Рисунок в книге…( картинка).

Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика

Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика

Словарные занятия на уроках русского языка являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся

Словарные занятия на уроках русского языка являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся

В рощах птичье пение, А в классе – тишина

В рощах птичье пение, А в классе – тишина

Это объясняется прежде всего тем, что правописание этих слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить…

Это объясняется прежде всего тем, что правописание этих слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить…

Этимологические справки должны быть доступны для восприятия младшими школьниками

Этимологические справки должны быть доступны для восприятия младшими школьниками

Предъявление цели. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный звуко-буквенный анализ с целью выделения орфограммы

Предъявление цели. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный звуко-буквенный анализ с целью выделения орфограммы

И прилетаем на завод, Что нашей

И прилетаем на завод, Что нашей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2023