Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке, виды и способы применения наглядных пособий и дидактического материала в процессе обучения русскому языку»
Оценка 4.8

Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке, виды и способы применения наглядных пособий и дидактического материала в процессе обучения русскому языку»

Оценка 4.8
Семинары
docx
русский язык
1 кл—4 кл
20.09.2023
Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке, виды и способы применения наглядных пособий и дидактического материала в процессе обучения русскому языку»
метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней
доклад на НПК январь 2023.docx

МБОУ  «СОШ с.Лебедёвка» Искитимского района

Новосибирской области

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

 

Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке, виды и способы применения наглядных пособий и дидактического материала в процессе обучения русскому языку»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов первой категории

Андронова Марина Семеновна

 

 

 

 

 

 

                                                 январь  2023 год

 

Содержание

 

1.       Активизация познавательной деятельности учащихся, методы и приемы

2.     Использование  метода наглядности в процессе обучения

3.     Виды и способы применения наглядных пособий на уроке

4.     Использование дидактического раздаточного материала на уроках русского языка в начальной школе

 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Активизация познавательной деятельности учащихся,

методы и приемы

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б.П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г.М. Лебедев указывает, что "познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия учащихся.

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Таким образом можно выделить несколько приемов активизации познавательной деятельности:

- метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней ;

-   метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями.

Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности;

метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем;

- метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.

В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

 

2. Использование  метода наглядности в процессе обучения

В обучении  особую роль играет принцип наглядности. Принцип наглядности заключается в целесообразном и эффективном привлечении органов чувств к восприятию, осознанию и переработке учебного материала. Наглядные пособия – это одно из важнейших средств умственного развития, а их использование современным педагогом является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения.

Наглядные учебные пособия используются на различных этапах учебного процесса: при объяснении нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке знаний учащихся, а также во внеклассной работе.

Правильное использование наглядности на уроках способствует развитию логического мышления, развитию речи, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.  При ознакомлении с новым материалом и, особенно, при закреплении знаний и умений необходимо так организовать работу с наглядными пособиями, чтобы учащиеся сами оперировали ими и сопровождали действия соответствующими пояснениями. На  этапе закрепления знаний и умений необходимо широко использовать для разнообразных упражнений справочные таблицы, таблицы, рисунки, схемы. Рекомендуется практиковать воспроизведение наглядно воспринятого материала путем моделирования, рисования, словесного описания. Важным  условием эффективности использования  наглядных пособий является применение на уроке достаточного и необходимого количества наглядного материала.

3. Виды и способы применения наглядных пособий на уроке

Преподаватель предъявляет средства наглядности на занятии различными способами. Среди них наиболее часто используются такие: демонстрация натуральных и искусственных объектов; зарисовки на доске; вывешивание плакатов; применение технических средств обучения; представление информации на графических дисплеях. Преподавателю необходимо знать преимущества каждого из них в учебном процессе. Например, показ диапозитивов занимает меньше времени на изложение материала, чем необходимо для предъявления этой же информации с помощью зарисовок на доске мелом. Способ показа диапозитивов более гибок, чем демонстрация диафильма, поскольку позволяет преподавателю давать материал в любой последовательности, а при необходимости быстро возвращаться к предыдущим кадрам. Эффективность применения выбранного средства наглядности во многом определяется методикой и техникой его использования на занятии. Здесь все важно и значимо: место расположения и освещенность средства наглядности в кабинете, его видимость со всех точек кабинета, умелое сочетание преподавателем слова и демонстрации, время демонстрации, степень подготовленности учащихся к восприятию средства наглядности, педагогическая квалификация преподавателя.

 К иллюстратовно-изобразительным пособиям относятся, прежде всего, рисунки, картины, учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок. Такие пособия  значительно расширяют возможности учителя при обучении детей грамматики, пунктуации, фонетики и пр., или для иллюстрирования упражнений.

 Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон. По своему значению таблицы могут быть разделены на группы: познавательные; инструктивные; тренировочные;  справочные.

К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся.                                                                                                                   

Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков написания букв, слов, словосочетаний и предложений, выполнения упражнений и заданий, навыков говорения. К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных букв, с примерами, указывающими порядок выполнения действий при разборе слова и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали необходимые указания.

Тренировочные таблицы предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для иллюстрации упражнений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать большое количество слов и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время.

Справочные таблицы содержат материал, который часто бывает нужен учащимся как при выполнении упражнений, так при выполнении практических работ. Они  вывешиваются в классе на продолжительное время.

 Иллюстрации. С их помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или разъясняется содержание упражнения. При необходимости иллюстрации к отдельным упражнениям могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов.  Для каждого класса издаются серии карточек с упражнениями.

       Для формирования основных понятий, а также для выработки навыков писания и говорения необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения. Дидактический материал можно подразделить на: - предметный дидактический материал;

- дидактический материал в виде карточек с заданиями.

Предметный материал необходимо использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении. Дидактический материал в виде карточек с заданиями  позволяет освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.

4.Использование дидактического раздаточного материала на уроках русского языка в начальной школе

      Занимательные занятия и игры, содержащие разнообразные орфограммы, способствуют развитию интереса у учащихся к изучаемому материалу. Для овладения навыком проверки безударной гласной большую роль играют перфокарты. Их я изготавливаю дифференцированно, с учетом усвоения материала. Например, одни учащиеся получают перфокарту, где в словах безударная гласная не пропущена, написана верно, нужно лишь подобрать проверочное слово. Перфокарта выглядит так:

http://festival.1september.ru/articles/576122/img2.jpg 

Внутрь перфокарты подкладывается лист, на котором ученик пишет проверочные слова. Часть перфокарт содержит только слова с безударной гласной. Нужно вписать гласную и проверочное слово.

http://festival.1september.ru/articles/576122/img3.jpg

http://festival.1september.ru/articles/576122/img4.jpg

На этапе закрепления знаний, умений и навыков детям предлагаю также карточки с дифференцированными заданиями. Задание «Найди в тексте слова с безударной гласной и подбери к ним проверочные слова». Задание «Выпиши слова, в которых допущены ошибки. Очень нравятся детям карточки с заданием «Зажги свет в окошках». На карточке нарисован домик. В нём по этажам вырезаны окна – это пропущенные безударные гласные в словах. На доске висит цветограмма: (о-красный, а-зелёный. е-синий, и-коричневый, я-жёлтый)

http://festival.1september.ru/articles/576122/img7.jpg

Дети получают эти карточки. Во внутреннюю сторону карточки подкладываю чистый лист. Ученик должен покрасить пропущенную гласную в нужный цвет, устно подобрав проверочное слово.

Предлагаю варианты карточек: «Зажги свет в окошках»

http://festival.1september.ru/articles/576122/img8.jpg

В классе встречаются ученики, которые раньше других заканчивают выполнение заданий из учебника. Таким детям предлагаю задания в виде словесного лото. Здесь уже дети не пишут (отдыхает рука). Они получают карточку с нарисованными на них домиками с безударными гласными и набор карточек-слов с пропущенной гласной. Дети распределяют, т. е. раскладывают карточки по соответствующим домам, устно подбирая проверочное слово.

http://festival.1september.ru/articles/576122/img9.jpg

Слова для карточек: б.льной, г.ра, с.сна, з.ма, б.да, стр.на, в.сёлый, д.брота, д.ревья, п.сьмо, гр.чи, кр.чит, вст.ют.

Вариант таких же карточек: «Рассели жильцов по этажам». Здесь в набор входит 1 карточка с изображением домика и 8 слов-карточек с безударной гласной.

http://festival.1september.ru/articles/576122/img10.jpg

Слова для карточек: л.тел, х.дил, сн.жок, с.ва, с.дит, в.сят, фл.жок, м.лыши. Так как дети с удовольствием выполняют задания, предложенные в игровой форме, следующая разновидность карточек «Помоги Незнайке вставить пропущенную букву», «Помоги зайцу убежать от волка», «Помоги колобку убежать от лисы», «Помоги Буратино выполнить задание Мальвины». Большое значение уделяется также правописанию слов с непроверяемой безударной гласной. Их тоже включаю в раздаточный материал. Так, использую карточки в игровой форме.

http://festival.1september.ru/articles/576122/img13.jpg

или

http://festival.1september.ru/articles/576122/img14.jpg

В зависимости от времени и этапа урока учащиеся могут либо списывать эти слова в тетрадь, либо написать пропущенную гласную на карточке, которая обернута плёнкой. Для проверки усвоения детьми написания слов с непроверяемой безударной гласной предлагаю задания в игровой форме «Кто больше забьет мячей в ворота». По вариантам ученики, сидящие за первой партой, получают карточку с изображением футбольных ворот. Передавая друг другу эту карточку, они пишут на ней слова с непроверяемой безударной гласной. Чей вариант быстрее и правильнее напишет слова, тот забивает больше голов в ворота соперника. Таким образом, используя эти виды раздаточного дидактического материала на уроках русского языка, я стараюсь пробудить у учащихся интерес к изучаемым темам, добиться успешного усвоения ими изучаемого материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Наглядный дидактический материал -  учебные пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие".

Наглядность признается исходным началом обучения, так как, во-первых, выступает как важное средство познания окружающего мира, во-вторых использование наглядности основано на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному, и, в третьих, она повышает интерес к знаниям и делает процесс обучения более интересным. На современном этапе развития школьного образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

        Движущей силой формирования активной позиции является интерес – как окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер. Стимулирующая роль интереса с психологической точки зрения заключается в том, что основанная на нем деятельность и достигаемые при этом результаты вызывают у субъекта чувство радости, эмоциональный подъем, что и побуждает к проявлению активности. Изучив  приемы и методы активизации познавательного процесса можно сказать что активные методы обучения – это обучение деятельностью. Они направлены на привлечение учащихся с самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения полученных знаний.

 

Список использованной литературы

1.       Балаев  А.А. Активные методы обучения. М.:2009.254 с.

2.       Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Современная педагогика. 2002. № 3. С.27.

3.       Замов Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Просвещение, 2000. 238 с.

4.       Организация познавательной деятельности учащихся. / Под ред. В.Д Семенов. Свердловск: Амалфея, 2005. 140с.

5.       Теоретические основы активизации творческой познавательной деятельности учащихся // Теория и практика образования: история и современность. Липецк: ЛГПУ, 2001. Выпуск 8. 185 с.

6.       Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Академия, 2002. 72с.

7.       Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 356 с.


 

МБОУ «СОШ с.Лебедёвка» Искитимского района

МБОУ «СОШ с.Лебедёвка» Искитимского района

Содержание 1. Активизация познавательной деятельности учащихся, методы и приемы 2

Содержание 1. Активизация познавательной деятельности учащихся, методы и приемы 2

Активизация познавательной деятельности учащихся, методы и приемы

Активизация познавательной деятельности учащихся, методы и приемы

Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения

Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения

Наглядные учебные пособия используются на различных этапах учебного процесса: при объяснении нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке…

Наглядные учебные пособия используются на различных этапах учебного процесса: при объяснении нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке…

Способ показа диапозитивов более гибок, чем демонстрация диафильма, поскольку позволяет преподавателю давать материал в любой последовательности, а при необходимости быстро возвращаться к предыдущим кадрам

Способ показа диапозитивов более гибок, чем демонстрация диафильма, поскольку позволяет преподавателю давать материал в любой последовательности, а при необходимости быстро возвращаться к предыдущим кадрам

К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных букв, с примерами, указывающими порядок выполнения действий при разборе слова и др

К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных букв, с примерами, указывающими порядок выполнения действий при разборе слова и др

Использование дидактического раздаточного материала на уроках русского языка в начальной школе

Использование дидактического раздаточного материала на уроках русского языка в начальной школе

На этапе закрепления знаний, умений и навыков детям предлагаю также карточки с дифференцированными заданиями

На этапе закрепления знаний, умений и навыков детям предлагаю также карточки с дифференцированными заданиями

В классе встречаются ученики, которые раньше других заканчивают выполнение заданий из учебника

В классе встречаются ученики, которые раньше других заканчивают выполнение заданий из учебника

Слова для карточек: л.тел, х.дил, сн

Слова для карточек: л.тел, х.дил, сн

Таким образом, используя эти виды раздаточного дидактического материала на уроках русского языка, я стараюсь пробудить у учащихся интерес к изучаемым темам, добиться успешного усвоения ими…

Таким образом, используя эти виды раздаточного дидактического материала на уроках русского языка, я стараюсь пробудить у учащихся интерес к изучаемым темам, добиться успешного усвоения ими…

Они направлены на привлечение учащихся с самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения полученных знаний

Они направлены на привлечение учащихся с самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения полученных знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2023