Статья "Развитие речи у учащихся с задержкой психического развития"
Оценка 4.8

Статья "Развитие речи у учащихся с задержкой психического развития"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русский язык
1 кл—4 кл
16.03.2023
Статья "Развитие речи у учащихся с задержкой психического развития"
В статье даются рекомендации как развивать речь детей с ЗПР применяя коррекционно-педагогические воздействия, сочетающиеся с лечебно-оздоровительными мероприятиями. При этом осуществляю индивидуальный подход с учётом характерных для каждого ребёнка затруднений.
«Развитие речи у учащихся с задержкой психического развития».docx

Статья «Развитие речи у   учащихся с задержкой психического развития»

 

Введение

     Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебно-воспитательного процесса: при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях. Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овла­дении базовым содержанием обучения, раз­витие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков, развитие позна­вательной деятельности и целенаправлен­ное формирование высших психических функций, формирование произвольной ре­гуляции деятельности и поведения, коррек­ция нарушений устной и письменной речи.

У детей с задержкой психического развития нарушаются все психические функции, в том числе и речь, что замедляет ее усвоение на более высоком уровне.

      Речь учащихся с задержкой психического развития в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей, куда входят: низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи; недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие - умственное действие по определению количества, последовательности, мест звуков.

      При обучении детей с ЗПР стараюсь применять коррекционно-педагогические воздействия, сочетающиеся с лечебно-оздоровительными мероприятиями. При этом  осуществляю индивидуальный подход с учётом характерных для каждого ребёнка затруднений. Учебный материал должен преподноситься небольшими дозами; его усложнение следует осуществлять постепенно. Необходимо приучать ребёнка пользоваться ранее усвоенными знаниями. Дети с задержкой психического развития быстрее утомляются. В связи с этим их целесообразно переключать с одного вида деятельности на другой. Кроме того, надо разнообразить виды занятий. Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Этому способствует использование на уроках красочного дидактического материала и игровых моментов. Очень важно говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи. Таким должен быть общий педагогический подход к детям с задержкой психического развития.

     Лучшим из методических приёмов является игра. Именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности. Поэтому почти каждое учебное упражнение или задание можно постараться преподнести детям в виде интересной увлекательной игры.

Веду работу в нескольких направлениях:

-работа над звукопроизношением;

-работа над развитием фонематического слуха;

-работа по обогащению словарного запаса детей;

-работа над развитием лексико-грамматического строя речи;

-работа над предложением и связной речью. 

Работа над звукопроизношением и развитием фонематического слуха.

Начиная с подготовительного периода обучения грамоте включаю во все уроки артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастику. Это занимает не более 3-5 минут. Дети с удовольствием выполняют упражнения «Любопытный язычок», «Лягушка», «Зайчик», «Шарики», «Хомяк», «Лопаточка», «Горка», “Почистим зубки”, “Вкусное варенье”, “Гармошка”, “Качели”, “Маляр”, “Пароход гудит” и др.

Особенно детям нравятся игры с пальчиками, требующие энергичных движений кистей рук и сопровождающиеся стихотворными строчками.

Развитие фонематического слуха начинаю с простейших упражнений типа:

-          “Подними карточку, если услышишь заданный звук”.

-          «Выполни движение». Выполнить соответствующее движение, если в слове есть заданный звук.

-           “Подбери картинки, в названии которых есть заданный звук”.

-           “Определи первый звук в слове”.

-           “Чудо-дерево” - украсить дерево игрушками или картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.(Работа в программе ПервоЛого)

-           “Подбери картинки, названия которых начинаются со звука И”.

-           “Отгадай загадку и назови первый звук в отгадке”, загадки подбираются по определённой теме или связанные с изучаемой буквой.

-          “Кто больше?” - детям предлагается сюжетная картинка, на которой изображены предметы в названии которых есть  заданный звук. После рассматривания картинки дети называют слова, в названии которых имеется заданный звук.

-          Определить местоположение звука в слове – в начале, в середине или в конце слова

-          Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой – в конце слова, в третий – в середине.

     Постепенно задания усложняются.  Ученикам предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Первоначально для анализа даются односложные слова типа: мак, кот, дом, лук, сон. По мере выделения звуков в слове ученики  заполняют схему, которая представляет модель звукового строения слова. Действия детей являются практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. (Работают в программе ПервоЛого).Овладение фонематическим анализом основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и последнего звука, определения места звука в слове (начало, середина, конец).

Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, т.к. она напоминает ученикам, какое слово анализируется. Представленная графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, то учащиеся понимают, что они выполнили действие неправильно.

Далее, опора на материализацию действия исключается и проведение фонематического анализа осуществляется в речевом плане,  сначала с использованием картинки, затем без предъявления ее. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

Работа над развитием лексико-грамматического строя речи

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями. Эти процессы чрезвычайно сложны, особенно для детей с нарушениями речи. Такие дети неправильно употребляют родовые, числовые, падежные окончания имён существительных, местоимений, прилагательных, допускают стойкие ошибки в согласовании глаголов с существительными и местоимениями, неправильно употребляют предложно-падежные конструкции.

Словесные игры, упражнения помогают детям приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий как в устной, так и в письменной речи, будут способствовать формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса.

Игра «Развитие ассоциаций»

Цель: Упражнять детей в умении быстро и точно подбирать слова к названному педагогом слову.

Описание.  Педагог: «Я назову слово, а вы в ответ назовёте слово, которое вспомнили, не задумываясь. Например, я говорю слово – собака, а вы – лает (добрая, умная, красивая, друг, сидит и т.д.) Примерный перечень слов: стол, посуда, бабочка, змея, заяц; стоит, бежит, петь, слезать. Можно спросить ребёнка, почему ты назвал это слово.

Игра  «Классификация предметов по картинкам».

Цель: Учить детей классифицировать предметы по определённым признакам.(Работа в ПервоЛого)

Описание.  Например: овощи и фрукты; домашние и дикие животные; птицы и насекомые; перелётные и зимующие птицы; посуда и мебель. Задание: Разложи картинки на две группы. (критерий классификации не называется).

Игра  «Сравни два предмета»

Цель: Учить детей умению сравнивать предметы, устанавливать сходства и различия.

Описание. Рассмотрите предметы на картинке (яблоко – груша) и расскажите, чем они отличаются, а чем похожи. Дать образец. Яблоко – круглое, а груша – овальная; груша сочнее, чем яблоко. Сходства: эти фрукты растут на дереве, из них делают сок, варят варенье, компот и т.д.

Картинки для сравнения: чашка и стакан, кофта и свитер, стул и кресло, берёза и дуб, самолёт и птица.

Игра  «Разложите картинки по сходству»

Цель: Учить детей классифицировать по определённым признакам и сходству.

Описание. На доске картинки: овца, дерево, корова, колос.

У детей картинки: свитер, шарф, варежки, вязанная шапка. Дети выставляют картинки около нужной картинки.

Корова        овца                      дерево                            колос

Масло           кофта                     дуб                                  бублик

Сметана       шарф                     берёза                             хлеб

Молоко        свитер                   забор                              батон

Кефир          варежки                карандаш                       сушки

сыр               шапка                    скамейка                        печенье

Дети соотносят свои картинки к картинкам на доске и дают объяснение почему.

Игра   «Назови одним словом»

Цель: Продолжать учить детей умению классифицировать названные предметы по родовому сходству.

Описание. Педагог произносит слова от 3- до 5 и предлагает детям назвать одним словом. Слова: кошка, собака, корова, лошадь. Ребёнок: домашние животные.

Дети очень любят игры со словом и постепенно проявляют интерес к слову. Результат будет в том случае, если эти игры проводятся педагогом ежедневно и постепенно усложняются по содержанию.

Работа над предложением и связной речью

     Следующим этапом коррекционной  работы по развитию связной речи является этап целенаправленной работы над предложениями и текстом. Без умения выражать отдельные мысли в предложении и передавать их в логической последовательности, невозможна связная речь.

  Обучаю учащихся составлению разных типов предложений. Для этого  включаем в содержание занятий специально-развивающие упражнения.

·         Составление предложений по графической схеме.

·         Составление предложений по картинке, по опорным словам, предмету (“Чудесный мешочек”).

·         Подбор слов-действий к словам-предметам:

·          На карточках написаны слова (по одному слову). Если предложение составлено правильно, то ученик сможет прочитать на оборотной стороне слова “верно”.

·         Собрать разрезную картинку и прочитать предложение на обратной стороне.

Работа по развитию связной речи учащихся проводится в определенной последовательности. Сначала учу детей:

·         пересказывать по плану – пересказ подробный; близкий к тексту по вопросам;

·         затем пересказ подробный без вопросов;

·         выборочный пересказ этого же текста;

·         краткий пересказ;

·         составление рассказа по сюжетным картинкам (самостоятельно);

·         описание бессюжетной картинки;

·         составление рассказа по опорным словам;

·         составление рассказа на свободную тему (например

·         изложение текста от 3 лица;

·         учим детей задавать вопросы друг другу.

      Можно использовать метод формирования описательно-повествовательной речи. Он направлен на развитие навыка связного изложения через усвоение образцов связной речи путем интуитивного «схватывания» отдельных закономерностей построения связного сообщения. При рассказывании по картинке дети, с одной стороны, опираются на содержание картинки, а с другой – могут проявлять собственное творчество. Следует подбирать картинку, доступную детям по содержанию. Как показывает практика, пересказ детей с ЗПР более доступен, чем рассказ, т.к. пересказ не предполагает самостоятельного создания сюжета, определения последовательности событий. Одним из начальных этапов  работы является обучение связности высказывания. Для этого проводится разбор текста по вопросам, выясняется степень понимания. Задача  – научить учащихся находить главное в тексте и передать это главное без лишних второстепенных вопросов.

Вывод. Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия: систематичность проведения коррекционных упражнений, распределение их в порядке нарастающей сложности, подчиненность заданий выбранной цели, чередование и вариативность упражнений, воспитание внимания к речи. Коррекционно-развивающие занятия в начальной школе при рациональной их организации способствуют коррекции речи учащихся с ЗПР. Выбор методов и приемов обучения связной речи осуществляется в соответствии с особенностями учащихся. Интерес к занятиям, эмоциональный настрой детей поддерживается с помощью дидактических игр, использованием красочной наглядности. В результате коррекционной работы по развитию связной речи, дети учатся выражать свои мысли; речь их намного становится богаче; красочнее, корригируются высшие психические функции.

Литература:

1.Куренкова В. А. Исследование развития фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1469-1472.

2. Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. ООО «Издательский дом» «Литера», 2011

3.  Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./ Под ред. К.С.Лебединской. - Москва. Педагогика, 1982.

4. Антипина А,Н, Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития.// Начальная школа. - 1993. - № 2. - с. 60-64.

5. http://festival.1september.ru/articles/603924/

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Статья «Развитие речи у учащихся с задержкой психического развития»

Статья «Развитие речи у учащихся с задержкой психического развития»

Веду работу в нескольких направлениях: - работа над звукопроизношением; - работа над развитием фонематического слуха; - работа по обогащению словарного запаса детей; - работа над…

Веду работу в нескольких направлениях: - работа над звукопроизношением; - работа над развитием фонематического слуха; - работа по обогащению словарного запаса детей; - работа над…

Первоначально для анализа даются односложные слова типа: мак, кот, дом, лук, сон

Первоначально для анализа даются односложные слова типа: мак, кот, дом, лук, сон

Примерный перечень слов: стол, посуда, бабочка, змея, заяц; стоит, бежит, петь, слезать

Примерный перечень слов: стол, посуда, бабочка, змея, заяц; стоит, бежит, петь, слезать

Работа над предложением и связной речью

Работа над предложением и связной речью

Следует подбирать картинку, доступную детям по содержанию

Следует подбирать картинку, доступную детям по содержанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2023