Повышение качества чтения и письма у младших школьников
Оценка 4.6

Повышение качества чтения и письма у младших школьников

Оценка 4.6
Особые потребности +1
docx
русский язык +1
1 кл—4 кл
17.08.2023
Повышение качества чтения и письма у младших школьников
Одна из наиболее острых проблем младшего школьного возраста – проблема неуспеваемости по такому важнейшему предмету как русский язык. Причинами слабого усвоения русского языка являются трудности формирования процесса письма. Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.
Статья.docx

Тема самообразования: Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов.

Цель: повышение уровня качественной успеваемости обучающихся, направленное на становление сознания и личности ученика в целом.

Задачи: 

1.     Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;

2.     охарактеризовать причины трудностей обучения письму и чтению;

3.     обсуждение и выбор формы организации работы по коррекции трудностей  детей.

Актуальность темы: Одна из наиболее острых проблем младшего школьного возраста – проблема неуспеваемости по такому важнейшему предмету как русский язык. Причинами слабого усвоения русского языка являются трудности формирования процесса письма.

Письмо представляет собой сложную, системную и произвольную психическую деятельность, которая обеспечивается участием различных структурно-функциональных компонентов, многих психических функций. Письмо тесно связано с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Однако сформированность устной речи является лишь одной из предпосылок успешного овладения письмом.

Наряду с выявлением специфических механизмов нарушений письма в последнее время все больше внимания уделяется общефункциональным механизмам речевой деятельности, которые играют важную роль и при овладении письменной речью. В качестве таких общефункциональных механизмов рассматриваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, способности к абстрактным способам деятельности, сформированность общего поведения, регуляции и саморегуляции, намерений и мотивов поведения.

На уроках можно использовать любой вид работы. Упражнения построены от простого к сложному, предполагают разнообразные формы работы. Используя данную методику на уроках можно чередовать любые из предложенных упражнений.

1 упражнение. Учитель объясняет данную орфограмму в начале урока, прописывает на доске несколько слов; ученики прочитывают слова, переписывают в тетрадь, проговаривают правильно по ходу урока, закрыв учебные пособия, педагог просит детей вспомнить орфограмму, а двух-трех - записать по памяти слова на доске. Данное упражнение, простое на первый взгляд, имеет как обучающее, так и развивающее значение. Метод обучения объяснительно-иллюстративный, его цель: обеспечить усвоение учащимися готовой информации. В конце урока ученики пытаются воспроизвести ранее изученный материал. Следует отметить, что процесс воспроизведения значительно труднее, ведь учебный материал усвоен не очень четко. Здесь педагог пытается вызвать цепь ассоциаций, создает последовательность событий и отмечает припоминание забытого детьми. Идет тренировка объема памяти.

2 упражнение. Учитывая, что тетради забираются на проверку ежедневно, в «новых» ученикам дается задание вспомнить вчерашние слова на заданную орфограмму. Применяется уже репродуктивный метод, его цель: применять знания и умения в знакомой учебной ситуации или по образцу. Значение упражнения состоит в том, что ученики должны вспомнить сами. Хорошо в дальнейшем будет помниться то, что удалось припомнить самому ученику! Это упражнение целесообразно повторять через 2, 3, 4 дня, неделю. Успех заучивания зависит от количества повторений и от распределения повторений во времени. Заучивание с перерывом во времени дает больший эффект.

3 упражнение. Со «слабыми» учениками проводят комментированное письмо слов, с четким проговариванием и объяснением орфограммы. В это время более успешно занимающимся дается задание: самим придумать 5-6 слов и записать их в тетрадь или работать с учебником.

4 упражнение. Учитель читает связный текст, предлагая ученикам на слух определить слова на заданную орфограмму, выписать их в тетрадь. Это упражнение как нельзя лучше тренирует концентрацию слухового внимания. Первое такое упражнение может иметь низкий результат, однако не надо отчаиваться! С каждым разом результативность повышается. Это очень сложно удерживать услышанное в памяти. После прочтения ученики сверяют слова с написанными на доске, закрытыми плакатом.

5 упражнение. Ученики конструируют предложение, где: 1. Слово на изучаемую орфограмму будет главным членом предложения. 2. Слово будет второстепенным членом предложения. При конструировании предложений необходимо делать упор на познавательные и воспитательные задачи, способствовать развитию эстетического вкуса учащихся. С этой целью хорошо вывешивать на вспомогательной доске картины природы с набором красочных прилагательных, цель частично - поискового метода обучения - постепенно приобщить школьников к творческой деятельности.

6 упражнение. Учитель диктует слова, где слова, на заданную орфограмму, чередуются со словарными словами, данным для запоминания в учебнике. Ребята оформляют работу в два столбика. Упор делается на закрепление изученного. Конечно, это типовое задание, посредством которого осуществляется репродуктивный метод. Но при этом учитель организует самостоятельную работу учащихся. 1. Данное упражнение можно усложнять: в диктанте подчеркнуть слова на правила. 3 2. Зачитываются слова на две орфограммы (попутно тренируется внимание). 3. Зачитываются слова на две орфограммы плюс лишние слова, которые необходимо вычленить и исключить (это упражнение тренирует мышление детей). 4. Зачитываются слова на разные орфограммы (3-4 кл.), а через тире надо подобрать самому слово на эту же орфограмму (это задание ориентировано на частичнопоисковый метод: учитель конструирует задание, сообщает его ученикам).

7 упражнение. В целях закрепления пройденной орфограммы педагог приобщает школьников к творческой деятельности: 1. Составить 3-4 предложения, связанных по смыслу с заданными словами (1 кл.). 2. Составить 5-6 предложений, связанных по смыслу с заданными словами, озаглавить текст (2 кл.); слова записываются на доске. 3. Составить 7-8 предложений, связанных по смыслу, включив в каждое слово на заданную орфограмму (3-4 кл.); слова подобрать самим, на доске лишь название орфограммы. 4. Тему строго определяет учитель, заголовок будущего текста дается на доске. Большой плюс такой творческой работы состоит в том, что учащиеся самостоятельно выполняют задания учителя без его непосредственной помощи. Происходит совершенствование ранее усвоенных умений и овладение новыми способами деятельности.

8 упражнение. В целях отработки орфографической зоркости учителя применяют контрольное списывание. Загвоздка лишь в скорости письма. Как решить проблему «повышение быстроты письма» предлагает В.Н. Зайцев в брошюре «С чего начать?”. Мы делимся своим небольшим дополнением: ученик ежедневно носит 1/2 тетради в линию, где на скорость (3 мин. по рекомендации автора) производит списывание. Тексты могут быть из книги «Родничок». При систематическом выполнении упражнения, ребята запоминают не слоги, а слова - словосочетания. Следовательно, при контрольном списывании у них остаётся больше времени на обдумывание орфограммы, подбор проверочного слова и т.п. Скептики могут не согласиться, но мы заметили закономерность: в тех классах, где отработана скорость - грамотность выше. Изучение результатов 87 учащихся 5, 6, 7 классов (хорошистов) по итогам трехлетнего наблюдения свидетельствует о сохранении у них средней скорости письма в количестве 58 знаков в минуту. Используя прогностическую таблицу «С чего начать?», большинство учащихся пишет на оценку «4».

 


 

Тема самообразования : Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов

Тема самообразования : Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов

Здесь педагог пытается вызвать цепь ассоциаций, создает последовательность событий и отмечает припоминание забытого детьми

Здесь педагог пытается вызвать цепь ассоциаций, создает последовательность событий и отмечает припоминание забытого детьми

Конечно, это типовое задание, посредством которого осуществляется репродуктивный метод

Конечно, это типовое задание, посредством которого осуществляется репродуктивный метод

Используя прогностическую таблицу «С чего начать?», большинство учащихся пишет на оценку «4»

Используя прогностическую таблицу «С чего начать?», большинство учащихся пишет на оценку «4»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.08.2023