I и II спряжение глагола
Оценка 5

I и II спряжение глагола

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл—4 кл
11.11.2023
I и II спряжение глагола
Как различать глаголы 1 и 2 спряжения
Технологическая карта урока русского языка на тему I и II спряжение глаголов.docx

 

Конспект урока русского языка

в 4 классе на тему: «I и II спряжение глаголов»

 

Педагог:  Арсланалиева Нуржан Абдулгаджиевна

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить с окончаниями глаголов I и II спряжения

Задачи:

Обучающие:

·        дать представление о I и II спряжении глаголов;

·        познакомить с окончаниями I и II спряжения глаголов;

·        сформулировать алгоритм и схему для определения спряжения глаголов;

·        формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжения;

·        формировать умение писать глаголы 2-го лица единственного числа.

 Развивающие:

·        развивать умение спрягать глаголы с ударными и безударными окончаниями;

·        развивать связную речь учащихся при устных ответах, работе с текстом; логическое мышление, память.

Воспитывающие:

·        воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.

УУД, формируемые на уроке:

- личностные:

·        эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

·        интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

·        интерес к изучению языка;

·        осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

- коммуникативные:

·        оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

·        высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·        слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

·        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

·        задавать вопросы.

- познавательные:

·      выделять существенную информацию;

·        перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

·        осуществлять анализ и синтез;

·        устанавливать причинно-следственные связи;

·        строить рассуждения.

- регулятивные:

·     самостоятельно формулировать тему и цели урока;

·     составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

·     работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

·     в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Оборудование и технические средства обучения: мультимедийное оборудование: проектор, компьютер

Наглядные пособия: презентация

Ключевые слова: глагол, спряжение, окончания

Рабочие материалы для обучающихся: карточки для групповой и парной работы, тест, листы самооценки

Автор учебника: Т.Г.Рамзаева

 

 

 

 

№п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.

Мотивация

(самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся на осознанное вхождение из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

 

УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

Мальчик Ваня получил письмо от зарубежного друга. Прочитайте.

 

 

 

 

 

 

 

- Ваня прочитал письмо, но удивился его оформлению.

- Что удивило Ваню?

Привет, Ваня!

Как ты жить? Ходить ли ты в школу или до сих пор лежать в больнице? С кем играть в свободное время? Ты верить в нашу встречу? Когда ты приехать ко мне в гости? Уметь ли ты плавать? Я живу на берегу океана.

Твой друг Джон.

 

 

- Джон допускает ошибки при употреблении в речи глаголов.

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: подготовить учащихся к самостоятельному выполнению пробного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

УУД: коммуникативные, познавательные.

 

 

 

 

 

 

 

- У вас на столах текст письма Джона. Отредактируйте его. Поставьте ударение, выделите окончания.

 

 

 

 

- Что вы можете сказать об этих глаголах?

 

- Что вы знаете о правописании этих глаголов?

Привет, Ваня!

Как ты жив…? Ход…  ли ты в школу или до сих пор леж… в больнице? С кем игра… в свободное время? Ты вер… в нашу встречу?  Когда ты приед… ко мне в гости? Уме…  ли ты плавать? Я живу на берегу океана.

- Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени.

- Глаголы 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени пишутся с мягким знаком на конце.

3.

Выявление места и причины затруднения.

Цель: организовать выявление места (где?) и причины (почему?) затруднения.

 

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Разбейте глаголы на две группы, назовите признак разбиения.

 

 

 

 

 

- При написании, каких глаголов возникли трудности?

- Какую вы видите трудность в написании безударных личных окончаний глаголов?

- В первую группу вошли глаголы: живешь, лежишь, с ударным личным окончанием.

- Во вторую группу вошли глаголы: ходишь, играешь, веришь, приедешь, умеешь с безударным личным окончанием.

- При написании глаголов с безударным личным окончанием

мы не знаем, что писать: е или и.

 

 

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации.

УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- На какой вопрос мы будем искать ответ на уроке?

 

- От чего, по вашему мнению, зависит правописание окончаний глаголов?

- Что такое спряжение?

 

 

- Сформулируйте тему урока.

- Почему мы вернулись к этой теме?

 

- Что надо сделать, чтобы ответить на главный вопрос урока?

 

- Почему в одних окончаниях глаголов пишется е, а в других – гласная и?

- От спряжения глаголов.

 

- Спряжение – это изменение окончаний глаголов по лицам и числам.

- Спряжение глаголов.

- Узнаем что-то новое о спряжении глаголов.

План работы:

1. Проспрягать глаголы.

2. Исследовать ударные и безударные окончания глаголов и выделить общие признаки.

5.

Реализация построенного проекта.

Цель: организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, выведение алгоритма.

УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист самоконтроля

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист самоконтроля

Работа в группах

- Исследовать эти глаголы вы будете в группах. Прочитайте план и выполните задание.

 

Проверка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По ходу заполняется схема

- Назовите личные окончания глаголов первых двух столбиков.

 

 

- Что можете отметить общее в личных окончаниях глаголов первых двух столбиков?

 

- Глаголы, имеющие в окончании гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания –ут, -ют – I спряжения.

 

 

 

 

 

 

 

- Назовите личные окончания глаголов последних двух столбиков.

 

- Отметьте общее в личных окончаниях глаголов последних двух столбиков.

 

 

 

- Глаголы, имеющие в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания –ат, -ят – II спряжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что нового узнали о спряжении глаголов?

- Внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения.  Чем они отличаются?

- Имеется ли разница в написании глаголов одного и того же спряжения?

 

- Как можно определить спряжение глаголов с ударным личным окончанием?

 

- Как можно определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием?

 

- Оцените свою работу в группе.

Разработка памятки определения спряжения глаголов

Работа в парах.

-Давайте разработаем алгоритм определения спряжения глаголов.

- Восстановите алгоритм определения спряжения глаголов с опорой на ключевые слова.

Детям выдаётся карточка с пропущенными словами¸ состоящая из двух частей¸ соединённых скрепкой. Вторая часть карточки будет использована для самоконтроля.

 

 

 

 

- Снимите скрепку и проверьте алгоритм, используя карточку для самоконтроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка.

- Как определить спряжение глаголов?

- Оцените свою работу в паре.

План исследования:

- Проспрягайте глаголы живешь, умеешь, лежишь, веришь.  Поставьте ударение и выделите окончания.

 

ед. ч.

1 лицо

несу́               уме́ю

2 лицо

несёшь          уме́ешь                              

3 лицо

несёт             уме́ет                                 

 

мн.ч.

1 лицо

несём            уме́ем                                 

2 лицо

несёте           уме́ете                                

3 лицо

несу́т            уме́ют                                

 

ед. ч.

1 лицо

лежу́            верю                                               

2 лицо

лежи́шь       ве́ришь

3 лицо

лежи́т          ве́рит

 

мн.ч.

1 лицо

лежи́м            ве́рим

2 лицо

лежи́те           ве́рите

3 лицо

лежа́т             ве́рят  

 

- Глаголы первых двух столбиков имеют окончания –у (-ю),-ешь (-ёшь), -ет (–ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут, -ют.

- Личные окончания глаголов первых двух столбиков имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания –ут, -ют.

- ешь
- ет
 

 

 

 


- ем  

I спр
- ете
- ут
- ют
 

 

 

 

 

 


- Глаголы последних двух столбиков имеют окончания –у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.

- Личные окончания глаголов последних двух столбиков имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания –ат, -ят.

 

 

- ишь
- ит
 

 

 

 


- им  

II спр
- ите
- ат
- ят
 

 

 

 

 

 


- Глаголы бывают I и II спряжения.

 

- У глаголов одного и того же спряжения бывают окончания ударные и безударные.

- У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые.

- Спряжение глаголов с ударным личным окончанием определяют по гласной в окончании.

- Спряжение глаголов с безударным окончанием можно определить по форме 3-го лица множественного числа.

 

 

 

 

 

 

1. Ставим ______________.

2. Если окончание ударное¸ то____________  _______________  _________.

3. Если окончание____________¸ то образуй_____________  _____________ множественного числа (в этой форме  можно ясно услышать _______________ - ут¸ -ют или________________.

Текст второй скрытой части карточки для самоконтроля.

1. Ставим ударение.

2. Если окончание ударное, то спряжение определяют по таблице.

3. Если окончание безударное, то образуй форму 3-го лица множественного числа (в этой форме можно ясно услышать окончание – -ут¸ -ют или –ат¸ -ят.

 

 

Физкультминутка. 

 

Цель: мышечная релаксация.

 

 

 

Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения, приседает первая группа учеников, если назову глагол II спряжения, то приседает вторая группа учеников. При определении спряжения пользуйтесь составленной вами схемой.

Идешь, шумишь, поешь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветет, растешь, горишь, кричишь, говорит.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют упражнения в соответствии с инструктажем.

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: выявить усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых заданий.

УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные.

 

 

 

 

 

 

 

- Используя составленный алгоритм, определите в письме Джона спряжение глаголов и проверьте безударную гласную в окончании.

 

 

Привет, Ваня!

Как ты живёшь? Ходишь ли ты в школу или до сих пор лежишь в больнице? С кем играешь в свободное время? Ты веришь в нашу встречу? Умеешь ли ты плавать? Я живу на берегу океана.

7.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель: организовать самостоятельную работу на применение нового способа действия.

УУД: регулятивные, личностные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист самоконтроля

- Для работы нам понадобится два эксперта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прочитайте слово. Посмотрите на экспертов. Сформулируйте задание.

Проверка

- Выйдете к доске те, у кого глагол

I спряжения.

- Никто не заблудился?

 

- Выйдете к доске те, у кого глагол

II спряжения.

- Никто не заблудился?

- Оцените свою работу.

У экспертов карточки:

 


              I спряжение - е  

                                  

             II спряжение – и

 

У учащихся слова:

Бега.шь, чист.м, пиш.м, привоз.т, дума.т, свет.т, прыга.шь, лета.шь, зна.те, красне.т, гре.т, ход.шь, разруш.т, ищ.шь, игра.м, счита.т, ляж.т, слеп.т, плат.т, наступ.т, засыпа.т, готов.т, привоз.т, нос.т, растрат.т, рису.шь, пил.м.

 

- Определить спряжение и вставить гласную в окончание.

 

Проверяет первый эксперт. У эксперта карточка - «помощница», которой он может воспользоваться, если у него возникнут трудности.

Проверяет второй эксперт.

8.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: определить уровень и объем усвоения нового знания вместе с ранее изученным.

УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные.

 

 

 

Тесты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист самоконтроля

- Выполните тест.

 

Проверка.

- Код проверки вы найдете на обратной стороне листа.

 

 

 

 

 

 

- Оцените свою работу.

Учащиеся выполняют тест по вариантам.

1 вариант

 

А1

А2

А3

В1

В2

1

2

2

1

1, 4

 

2 вариант

 

А1

А2

А3

В1

В2

1

4

2

1

1, 3

9.

Рефлексия. Самооценка и самоанализ учащихся. Домашнее задание.

 

Цель: соотнести цель и результаты учебной деятельности и зафиксировать степень их усвоения.

УУД: личностные, коммуникативные, познавательные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

- На какой вопрос искали ответ на уроке?

 

 

- Отчего это зависит?

- Какого спряжения бывают глаголы?

- Как определить спряжение глаголов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какие окончания имеют глаголы I спряжения?

 

- Какие окончания имеют глаголы II спряжения?

 

- Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения?

Самооценка.

- Подведите итог на листах самоконтроля и вложите их в тетрадь.

Самоанализ.

– А сейчас проведём на полях тетради 3 вертикальных отрезка и с помощью значка (Х) обозначьте на них, насколько вам было интересно сегодня на уроке, как вы поняли новый материал и насколько полезным был для вас урок.

    

 Домашнее задание.

- Напишите письмо своему другу или учителю. Определите спряжение глаголов и выделите окончания, пользуясь схемой и алгоритмом.

 

- Почему в одних окончаниях глаголов пишется е, а в других – гласная и?

- От спряжения глаголов.

- Глаголы бывают I и II спряжения.

- Чтобы определить спряжение глагола надо:

1. Поставить ударение.

2. Если окончание ударное, то спряжение определяют по таблице.

3. Если окончание безударное¸ то образуй форму 3-го лица множественного числа (в этой форме можно ясно услышать окончание – -ут¸ -ют или –ат¸ -ят.

- Глаголы I спряжения имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

- Глаголы II спряжения имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.

- У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые.

 

 

 

 

интерес   понимание   польза    

 

 

 

 

 


 


Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: «I и

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: «I и

Оборудование и технические средства обучения: мультимедийное оборудование: проектор, компьютер

Оборудование и технические средства обучения: мультимедийное оборудование: проектор, компьютер

Этапы урокаСодержание этапа, деятельность учителяДеятельность учащихсяПримечание 1

Этапы урокаСодержание этапа, деятельность учителяДеятельность учащихсяПримечание 1

Что вы можете сказать об этих глаголах? -

Что вы можете сказать об этих глаголах? -

На какой вопрос мы будем искать ответ на уроке? -

На какой вопрос мы будем искать ответ на уроке? -

Слайд 2

Слайд 2

Лист самоконтроля Слайд 3

Лист самоконтроля Слайд 3

Лист самоконтроля Слайд 3

Лист самоконтроля Слайд 3

Лист самоконтроля Работа в группах -

Лист самоконтроля Работа в группах -

Используя составленный алгоритм, определите в письме

Используя составленный алгоритм, определите в письме

Лист самоконтроля -

Лист самоконтроля -

Домашнее задание. Цель: соотнести цель и результаты учебной деятельности и зафиксировать степень их усвоения

Домашнее задание. Цель: соотнести цель и результаты учебной деятельности и зафиксировать степень их усвоения

Х) обозначьте на них, насколько вам было интересно сегодня на уроке, как вы поняли новый материал и насколько полезным был для вас урок

Х) обозначьте на них, насколько вам было интересно сегодня на уроке, как вы поняли новый материал и насколько полезным был для вас урок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2023