Технология проблемного обучения
1.слайд Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством диалога с учителем.
2.слайд «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам» говорил Сократ, для того чтобы он «додумался», захотел учиться нужна положительная мотивация.
Формирование мотивации – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов и технологий.
В своей работе для формирования учебно-познавательной мотивации учащихся начальных классов я использую технологию проблемного диалога.
От того, насколько грамотно используются инновационные технологии в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе.
3.слайд Цель: научить самостоятельно решать проблемы.
Средство: открыть знания вместе с детьми.
4.слайд
Традиционный урок |
Проблемно-диалогический урок |
1.Тема: «Сегодня мы будем изучать…» |
1. Постановка проблемы: «Что удивляет? В чём затруднение?» Какой возникает вопрос? Что надо узнать?..» |
2.Объяснение учителя: «Слушайте внимательно…» |
2.Поиск и нахождение решения: «Определите сами…» «Сделайте вывод…» «Как мы можем ответить на наш вопрос?..» |
1. Заучивание материала: «Выучи…», «Перескажи…», «Повтори…» |
2. Создание продукта: « «Придумай схему…» « «Зарифмуй правило …» |
5.слайд Технология проблемно-диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог.
Фрагмент урока.
- У кого уже очень хорошо, получается, выполнять разбор глагола по составу?
- Мы сейчас это проверим. Выполните разбор этих глаголов по составу.
(1 ученик на закрытой доске, остальные в тетрадях)
Прославить, прославил, прославит
На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.
6.слайд В самом определении «проблемно–диалогическое обучение» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной программы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.
Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках чаще всего предпочтение отдаю побуждающему и подводящему диалогам. Диалоги побуждающий и подводящий по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся. Побуждающий диалог состоит из отдельных реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и соответственно развивает логическое мышление учеников, обеспечивают учебную мотивацию.
7.слайд «Окружающий мир» А.А. Плешаков. Тема: «Красная книга. Будь природе другом.», 2 класс.
Анализ |
Учитель |
Ученики |
|
Постановка проблемы |
Побуждение к осознанию. |
– Внимательно рассмотрите книгу. Прочитайте её название. |
-Почему «Красная»? (Проблемная ситуация.) |
Побуждение к осознанию. |
-Что символизирует красный цвет? - Какой возникает вопрос? |
-Стоп! -Опасность! -Какая опасность? |
|
Побуждение к проблеме. |
Выявите проблему для животных и растений. |
Кто подвергается опасности? Почему? |
|
Подведение к вопросу. Вопрос. |
Фиксирует вопрос на доске. |
Что сделать, чтобы список растений и животных в Красной книге не пополнялся? |
Для уроков окружающего мира наиболее характерной является проблемная ситуация с одновременным предъявлением двух противоречивых фактов, теорий, мнений.
8.слайд Тема урока «Кто такие рыбы? Фрагмент урока.
1)Речные рыбы; 2)Морские рыбы.
После чего учитель произносит следующие реплики диалога:
-Что вас удивило?
- А почему рыбы делятся на две группы?
- Какой возникает вопрос?
-Какие рыбы относятся к речным, а какие - к морским?
9.слайд На уроке русского языка при знакомстве с Разбором глагола по составу ученики не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет другим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?»
Однако реальный урок – это не только методы, но еще формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: парной, фронтальной и групповой.
Фрагмент урока.
- Есть два варианта решения этой проблемы. Я могу вам сама рассказать, как её решить.
А есть другой вариант – вы сами попробуете решить эту проблему. И начнёте решать её сообща, работая в группах.
10.слайд
Проблемный урок сначала накрывает школьника волной интереса к новому материалу, а затем дарит ему острую радость самостоятельного открытия знаний. Для ребят это «учение с увлечением», значительно снижающее нервные нагрузки.
11.слайд Результативность:
- повышается интерес к учебе;
- обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;
- не допускается переутомления на уроке;
- обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;
- развитие речи, логического мышления.
12.слайд «Образование вне диалога превращается
в искусственную, мёртвую систему». М. М. Бахтин
Вести диалог – значит искать истину.
Учебный диалог - это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, сопереживание.
Использование проблемно-диалогической технологии при введении нового знания требует от учителя интеллектуально-творческих усилий, увеличение затрат времени на подготовку урока, ведь проблемный диалог каждый раз надо придумывать. Но всё это окупается тем, что данная технология является результативной, поскольку обеспечивает глубокое усвоение знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей.
Учитель МКОУ СШ №5 Задачина Е.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.