Статья«Трехуровневые задания как средство предупреждения неуспеваемости младших школьников»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 13.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка и внедрение трёхуровневых заданий по предметам в работе учителя становится актуальным. В данной статье даны рекомендации к составлению таких заданий и приведен пример. Трёхуровневые проверочные работы включаются в поурочное планирование и могут проводиться в отдельные уроки. Трехуровневуе задания дают ученику максимально продвинуться в своем развитии.
Иконка файла материала ст (1).docx
Тема:  «Трехуровневые задания как средство предупреждения неуспеваемости младших школьников» Проблема   школьной   неуспеваемости   приобретает   сегодня   особую актуальность. Изучению причин школьной неуспеваемости и путей ее преодоления посвящены многие исследования педагогов и психологов.  Практика   показывает,   что несформированность отдельных   компонентов вызывает функциональных определенные затруднения   у   младших   школьников   при   обучении математике. деятельности учебной     блоков     Возникает проблема: как организовать процесс обучения в школе, чтобы не было неуспевающих учеников?  Предупреждение   и   преодоление затруднений младших   школьников   при обучении математике  в  значительной  мере  зависит  от учителя.  В  своей работе диагностику провожу при помощи разноуровневых заданий. Составляю по трем уровням сложности, что позволяет активизировать познавательную деятельность школьников в соответствии с их индивидуальными особенностями, требованиями программы. Основой   для   выделения   трех   уровней   планируемых   результатов   служат теории нескольких авторов.  Теория  Л.С. Выготского который выделяет три типа учебной деятельности: репродуктивную, реконструктивную, вариативную.  В российской педагогической науке проблемами дифференциации заданий для школьников занимается доктор педагогических наук, профессор В.В. Гузеев.  Он выделяет три уровня дифференциации заданий для учащихся: Репродуктивный (минимальный) ­ основанный на памяти. К таким заданиям относятся задания пересказать, привести выученные определения, а также задачи, решаемые   по   шаблону,   алгоритму,   задачи,   которые   ранее   неоднократно   были рассмотрены на уроках.Продуктивный (уровень понимания и творчества). Задания выполняются уже не по готовому шаблону, а требуют от ученика размышлений. Такие задачи можно разделить на подзадачи, решение находится явно.  Продвинутый (творческий) уровень ­ ученики решают задачи уровня, ранее не   рассматриваемого   на   уроках,   используя   новые   способы   решения   и   неявные связи между условиями задачи, ориентируются на глобальные и межпредметные признаки объектов и явлений.  Однако   в   школе   обычным   учителям   трудно   разработать   задания   трех уровней,   соответствующих   требованиям   по   В.В.   Гузееву,   поэтому   задания составляю более упрощенной форме: репродуктивный уровень (решение несложных задач по заданному шаблону) задачи более сложного уровня, однако, типовые и сводящиеся учащимися к ранее известному шаблону; задачи   повышенного   уровня   сложности,   которые   требуют   нестандартные решения.        По моим наблюдениям, именно включение таких заданий в урок дает: 1.Для детей ­повышение активности и работоспособности на уроке; ­появление   у   школьников   интереса   к   собственной   познавательной деятельности; ­продвижение в учебе в соответствии со своими возможностями; ­в процессе сравнения с эталоном дети учатся самооценке, самоанализу и исправлению ошибок;   2. Для учителя         ­проведение   диагностики,   позволяющей   определить   уровень             сформированности общеучебных умений и навыков;           ­отслеживание результатов каждого ученика;  ­индивидуальная   коррекция   и   контроль   знаний   и   умений   учащихся,   т.   е. предупреждение неуспеваемости по предмету;Каждому ученику предоставляется возможность выполнения заданий всех трех уровней. Эти задания являются не только способом проверки знаний, но и   инструментом   диагностики,   которая   позволяет   мне   определить   «проблемную зону» и построить соответствующую коррекционную работу.              Использование на уроках математики уровневых заданий позволяет добиваться от учащихся хороших результатов, побуждает у них желание учиться, создает   ситуацию   успеха   на   уроке,   учит   работать   самостоятельно,   доказывать, обобщать, анализировать и делать выводы. У учащихся появляется уверенность в своих   силах,   стремление   решать   задачи   более   высокого   уровня.     Все   это способствует   активации   мыслительной   деятельности,   созданию   положительной мотивации  к  учению. И  в  конечном  итоге  идет качественный  рост результатов обучения математике. Приведу примеры разноуровневых заданий: 2 класс Тема «Сочетательное свойство сложения» 1.Реши удобным способом 30+3+6 50+4+10 2.Подбери числа вместо * * +(20+10)=34 (*+*)+8=38  3. Реши примеры           23+60=          22+10= 20+*+*=1.Гаврилова, Е.В. Начальная школа. Разноуровневые задания [Электронный ресурс] / Е.В.   –   Режим   доступа: http://manihino.edusite.ru/p57aa1.html – свободный.   Гаврилова. 2.Назарова,   Е.В.   Как   конструируются   разноуровневые   задания [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nazarowa64.ucoz.ru/load/kak_konstruirujutsja_raznourovnevye_zadanij a/1­1­0­1 ­ свободный. Назарова. Е.В. – /           3.Разноуровневые доступа: http://copy.yandex.net/ ­ свободный. задания по     4.сайт в.в. гузеева: http://www.gouzeev.ru/   математике.   –   Режим

Посмотрите также