Предметная область: математика
Универсально для любого УМК
Тип урока: «Открытие» нового знания
Тема урока: «Окружность, ее центр и радиус»
Класс: 2
Цель: познакомить с понятием «окружность», научить ее чертить.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
личностное самоопределение;
ценностносмысловая ориентация (интерес к изучению темы);
формулирование своих мыслей;
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
целеполагание, планирование, самоконтроль, саморегуляция;
моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
анализ, синтез, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений;
планирование учебного сотрудничества, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
овладение основами пространственного воображения;
овладение умениями распознавать и изображать окружность;
знакомство с понятиями «центр», «радиус».
Оборудование урока:
циркуль, линейка;Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Содержание взаимодействия педагога и учащихся.
№
п/п
1
Самоопределение к
деятельности (орг момент)
предметы в форме шара, круга, овала;
каточки «неваляшки»;
карточки «смайлики»;
презентация.
2
Актуализация знаний и
фиксация затруднений в
деятельности
Прозвенел и стих звонок, начинается урок.
Давайте подарим друг другу улыбку и
пожелаем успехов в освоении нового
материала.
Разомнём руки, сделаем гимнастику для рук,
чтобы писать красиво: волна, сжать и
разжать кулаки, растереть руки, взять
орешки и растереть ладошки.
На дом вам было дано «секретное» задание
для трёх групп. Прошу экспертов от каждой
группы продемонстрировать выполнение
своих заданий.
Выполняют гимнастику для
рук.
Личностные:
смыслообразование,
мотивация к учению.
1 группа – собирала
предметы, по форме
напоминающие шар
2 группа – собирала
предметы, по форме
напоминающие круг
3 группа – собирала
предметы, по форме
напоминающие кольцо
1 и 2 группы сложили
предметы в одну коробку и
по очереди показывают: мяч,
тарелку, круг, глобус, диск,
«смешариков», часы и т.д.
Задача обучающихся
распределить предметы на
две группы: шары, круги.
Личностные:
смыслоопределение,
мотивация к учению
Коммуникативные:
умение продуктивно
взаимодействовать со
сверстниками,
планирование учебного
сотрудничества, умение
высказать свое мнение
Познавательные: поиск и
выделение необходимой
информации,
моделирование, анализ
объектов с целью
выделения признаков,
выбор основания и3
Постановка учебной
задачи (целеполагание)
3 группа предъявляет
гимнастический обруч.
Отвечают на поставленные
вопросы.
Центр.
Центр находится на
одинаковом расстоянии от
любой точки.
Формулируют задачи урока.
Выполняют предложенные
учителем действия.
К какой группе отнесём обруч, к шарам или
кругам?
Если бы вы рисовали обруч, как бы вы
назвали линию, которую рисуете?
Замкнутая кривая линия у нас есть – это
обруч. Два человека возьмут обруч – вы
«точки». Одну точку мы поставим в
середину. Как её назовём?
Сколько «точек» можно поставить, берясь за
обруч?
До какой точки центр будет ближе всего?
Дальше всего?
Проверим наше предположение с помощью
тесьмы.
Вы знаете, что такое шар, круг, а как
называется эта замкнутая кривая линия –
должны узнать.
Видимо, такая линия должна обладать ещё
какимито свойствами, значит, перед нами
стоит ещё задача, какая?
Перед вами лист бумаги. Возьмите простые
карандаши и попробуйте начертить
замкнутую кривую линию.
Покажите свою работу друг другу и мне.
Получилось начертить?
Значит, какова вторая задача урока?
Слайд 13
критериев для сравнения,
подведение под понятие,
выделение следствий,
установление причинно
следственных связей,
выдвижение гипотез и их
обоснование
структурирование знаний,
логические универсальные
действия, моделирование,
преобразование модели.
Регулятивные:
прогнозирование,
самоконтроль.
Познавательные:
выделение и
формулирование
познавательной цели,
поиск и выделение
необходимой
информации,
структурирование знаний,
выбор наиболее
эффективных способов
решения задач, рефлексия
способов и условий
действия, контроль и
оценка процесса и
результатов деятельности,
моделирование,
логические универсальные
действия,
самостоятельное создание4
Открытие нового знания
5
Первичное закрепление
Слайд 45
Сейчас вы поработаете учеными
исследователями.
Перед вами аппликации неваляшек,
изготовленных вами на уроке «Технология».
Какие геометрические фигуры вы
использовали для построения неваляшки?
Как бы вы назвали линию, которой
заканчивается круг?
Граница круга – это окружность.
Что нужно, чтобы начертить окружность?
Отгадайте загадку:
Мой циркач, циркач лихой
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу.
Слайд 78
Для того, чтобы научиться строить
окружность нужного размера, мы выполним
практическую работу (учитель объясняет
правила работы с циркулем и построения
окружности).
Слайд 917
Попробуйте сами начертить окружность.
Соедините отрезком центр окружности О с
любой точкой, отмеченной на окружности.
Этот отрезок называется радиусом.
Отвечают на вопросы.
Граница круга.
Циркуль.
Выполняют предложенные
учителем задания.
Радиусы одной окружности
одинаковые.
способов решения
проблем творческого и
поискового характера.
Регулятивные:
целеполагание, корреция,
самоконтроль,
самооценка,
саморегуляция
Регулятивные:
планирование,
прогнозирование
Познавательные:
структурирование знаний,
постановка и
формулирование
проблемы.
Регулятивные:
планирование,
самоконтроль,
саморегуляция
Познавательные:
подведение под понятие,
выведение следствий,
моделирование,
преобразование модели,
анализ объектов, создание
алгоритмов деятельности
при решении проблем6
7
Измерьте длину радиусов. Она одинаковая
или разная?
Физминутка «Солнышко
лучистое»
Необходимо отдохнуть.
Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
Слайд 18
Окружность – волшебная геометрическая
фигура. С её помощью можно совершить
чудесные превращения. Вы сейчас
поработаете волшебниками. Задание – на
доске.
8
Закрепление
Слайд 1920
Посчитайте число окружностей:
1. В узоре
2. Чебурашке
Слайд 2122
Тест.
1. Окружность – это
а) замкнутая кривая линия
б) ломаная линия с центром в точке О
в) замкнутая кривая линия, центр которой
одинаково удален от всех точек окружности
2. Радиус окружности – это
а) отрезок, соединяющий две точки
окружности
Выполняют упражнения под
музыку, повторяя движения
анимации на слайдах.
1 вариант 2
вариант
1. Начерти окружность
радиусом
4 см 3 см
2. Дорисуй к окружности
линии так, чтобы получилась
фигура
3. Нарисуй при помощи
спирографа узор.
Отвечают на вопросы и
проверяют свои ответы.
поискового характера.
Коммуникативные:
осуществление
совместной двигательной
деятельности.
Познавательные:
самостоятельное создание
алгоритмов деятельности
при решении проблем
творческого характера,
моделирование,
преобразование модели
Регулятивные:
планирование,
самоконтроль,
саморегуляция
Личностные:
самоопределение,
мотивация к обучению.
Познавательные:
выделение необходимой
информации,
структурирование знаний,
рефлексия способов и
условий действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности, синтез
Регулятивные,
самоконтроль,
самооценка.9
Рефлексия учебной
деятельности на уроке
(итог урока)
б) прямая, проходящая через центр
в) отрезок, соединяющий центр окружности
и любую точку окружности
Слайд 23
Домашнее задание – творческое.
Придумайте и начертите фигуру, состоящую
из окружностей (снеговик, гусеница,
лягушонок и т.д.)
Продолжите предложения
Сегодня на уроке:
я узнал…
я научился…
порадовался тому, что…
Солнышко подарило вам солнечных
зайчиков. Покажите своё настроение
смайликами.
Регулятивные:
самооценка, самоконтроль
Личностные:
самоопределение.
Я узнал, что окружность –
это граница круга
Я научился чертить
окружность, радиус
окружности
Мне было трудно, но у меня
всё получилось, я многому
научился.