Статья:"Цели и задачи интеграции цифровых технологий в деятельность образовательных организаций"Цели и задачи
Оценка 5

Статья:"Цели и задачи интеграции цифровых технологий в деятельность образовательных организаций"Цели и задачи

Оценка 5
docx
06.05.2023
Статья:"Цели и задачи интеграции цифровых технологий в деятельность образовательных организаций"Цели и задачи
Цели и задачи интеграции цифр.полный текстй .docx

Цели и задачи интеграции цифровых технологий в деятельность образовательных организаций

Докладчик Болдова Н.П.

 

Задачи цифровизации обучения:

Основной целью происходящих и планируемых сегодня изменений, связанных с интеграцией цифровых технологий в деятельность образовательных организаций (цифровой трансформацией) образования является обеспечение доступности, эффективности и качества, а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающихся, в том числе обучения по индивидуальному учебному плану.

Цифровая трансформация должна соответствовать целям и задачам федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".

Проблематика цифровизации образования

  1) Высокая доля неуспевающих обучающихся;

   2)Торможение развития талантливых обучающихся (обучающихся, демонстрирующих выдающиеся способности);

   3)Отчуждение (невовлеченность) от образования и отрицательный вклад в экономику знаний, фактическое "воспроизводство" экономической неуспешности людей;

  4) Неэффективная логистика организации образования, обеспечивающих процессов (подвоз, питание, безопасность, бухгалтерия и т.п.);

  5) Избыточная нагрузка на составление образовательной отчетности и отчетности в сфере образования и ряд других;

  6) Формирование новых возможностей и новых образовательных практик (прежде всего, практик учения и самостоятельности);

   7)Реализация персонализованных планов учения и индивидуальных учебных планов обучающихся в зависимости от возраста и типологически ясных особенностей и возможностей;

  8) Геймификация учения через включение цифровых игровых форм в процессы формирования компетенций обучающихся и их мотивации;

   9)Организация проектно-ориентированного обучения (на разных уровнях и в разных видах образования) и содержательно-генетической логики становления способностей к проектированию, поддержка территориально и ресурсно-распределенных учебных проектов;

   10)Организация исследовательски-ориентированного обучения (на разных уровнях и в разных видах образования) и содержательно-генетической логики становления способностей к исследованию, поддержка территориально и ресурсно-распределенных учебных исследований;

   11)Реализация образовательных практик профессиональной ориентации и формирования профессиональной идентичности как непрерывных, становящихся в течение жизни (а не как "разовых", привязанных к старшей ступени школы или в связи с выходом на рынок труда);

   12)Реализация процессов учения и обучения на цифровой (неиндустриальной) платформе, в том числе, моделей онлайн- и смешанного учения и обучения;

   13)Включение в учебный процесс симуляторов навыков ориентировки (ориентировочной основы действия, базовых навыков) и навыков принятия индивидуальных решений для опасных профессий и программ подготовки с высокой стоимостью "аналогового" оборудования, для совершенствования профессиональных навыков;

   14)Обучения отдельным навыкам - чтения, говорения (высказываний), счета и прикладного количественного мышления в целом;

   15)Формирование новых видов грамотности - финансовой, правовой, информационной и т.п.;

   16)Формирование "мягких" навыков - коммуникации, кооперации, критического мышления, креативности, самоорганизация, умения учиться и ряда других.

К ожидаемым результатам интеграции цифровых технологий в системе образования относится:

   1)Снижение доли неуспевающих обучающихся;

   2)Увеличение числа обучающихся, демонстрирующих выдающиеся способности;

  3) Повышение уровня учебной самостоятельности обучающихся;

   4)Повышение успешности обучающихся, их хорошего самочувствия и психологического благополучия;

   5)Повышение эффективности логистики организаций образования, повышение эффективности логистики обеспечивающих процессов (подвоз, питание, безопасность, бухгалтерия и т.п.);

   6)Резкое снижение нагрузки на составление образовательной отчетности и отчетности в сфере образования и ряд других.

Использование цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся образовательных организаций осуществляется в следующих видах деятельности:

   В учебной деятельности;

   Во внеурочной деятельности;

   В исследовательской и проектной деятельности;

   При измерении, контроле и оценке результатов образования;

 

Дидактические принципы использования цифровых технологий:

   Индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

   Возможность поэтапногопродвижения обучающегося к поставленной цели по различной степени сложности обучения;

   Углубление межпредметных связей;

   Осуществление контроля с обратной связью и с диагностикой ошибок;

   Осуществление самоконтроля и самокоррекции;

   Повышение наглядности представления учебной информации;

   Моделирование и имитация изучаемых объектов или исследуемых процессов или явлений,

   Развитие цифровой грамотности;

   Развитие различных вида мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления).

При организации занятий, как в традиционной форме, так и в цифровой форме, педагогический работник выполняет ряд общих дидактических требований:

   Проведение анализа целей учебного занятия, его содержания и логики изучения учебного материала;

   Формулирование всех определений изучаемой предметной области, выделение главных положений, которые должны быть усвоены обучающимися (факты, гипотезы, законы, закономерности);

   Разработка необходимого дидактического материала;

   Выбор необходимых средств обучения в соответствии с целями занятия;

   Разработка методики применения выбранных средств обучения.

При определении форм предоставления доступа к элементам информационно-образовательной среды необходимо учитывать техническое обеспечение обучающихся, в частности наличие персональных устройств для выхода в сеть "Интернет" и непосредственно наличие выхода в сеть "Интернет". В связи с чем, рекомендуется при реализации основных образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий минимизировать обращение к электронным и цифровым образовательным сервисам и платформам, работающим в режиме без доступа сеть «Интернет.

Необходимо отметить, что для реализации подпункта "л" пункта 1 Перечня Поручений Президента Российской Федерации ПР-113 от 24.01.2020 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 15.01.2020 Минкомсвязь России обеспечивает оказание гражданам на безвозмездной основе услуги доступа к отечественным социально значимым интернет-сервисам, в частности предоставляется доступ к различным образовательным сайтам.

Примером предметного компонента информационно-образовательной среды может быть следующий перечень инструментов для организации обучения:

   Лекционный материал, представленный определенной последовательностью страниц с условными переходами между страницами, обеспечивающими возможность промежуточного контроля усвоения материала;

   Глоссарий содержит список терминов, встречающихся в лекционном материале;

   База данных заданий позволяет формировать требуемые тесты для проведения промежуточного контроля усвоения материала;

   Задания, предоставляющие возможность обучающемуся дать ответ в виде выбора правильного ответа, текста, файла, нескольких файлов;

   Видеолекции и видеоконференции, позволяющие как передавать аудио и видео, так и использовать интерактивную доску, демонстрацию экрана и файлов пользователей;

   Различные типы обсуждений: чат, форум, обмен личными сообщениями.

Образовательная организация для обеспечения виртуальной коммуникации самостоятельно отбирает и рекомендует соответствующий перечень дистанционных инструментов коммуникации между обучающимися и педагогическими работниками.

Могут быть использованы следующие инструменты виртуальной коммуникации:

   Радио- и телефонная связь;

   Электронная почта;

   Социальные сети и мессенджеры;

   Видеолекции, которые могут распространяться как очно, так и проводиться онлайн;

   Видеоконференции;

   Форумы и дискуссии;

   Вебинары (дистанционные семинары и практические занятия);

   Чаты;

   Графические форумы;

   Сетевые интерактивные доски;

   Средства организации совместной работы и коллективного взаимодействия.

Данные инструменты виртуальной коммуникации должны иметь следующий функционал: демонстрация различных текстовых, графических или видеоматериалов, демонстрация различных приложений и процессов, получение доступа к управлению удаленным компьютером, совместная работа над документами и т.д.

Необходимо отметить, что Министерство просвещения Российской Федерации реализует следующие электронные образовательные ресурсы:

   Информационно-образовательная среда "Российская электронная школа" по адресу https://resh.edu.ru;

   Мультимедийный проект "Моя школа в online" по адресу https://cifra.school;

   Каталог электронных книг, курсов, интерактивных и видеоматериалов "Маркетплейс" по адресу https://elducation.ru;

   Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru;

   Каталог электронных образовательных ресурсов по адресу http://fcior.edu.ru;

   Единое окно доступа к образовательным ресурсам по адресу http://window.edu.ru.

Кроме этого, на официальном сайте ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации по адресу https://fipi.ru опубликованы материалы по подготовке к ГИА, которые могут быть использованы в процессе обучения и самообучения обучающихся как электронный образовательный ресурс.

Формами передачи учебных материалов обучающимся могут стать:

   Передача информация посредством телефонной связи, в том числе посредством передачи текстовых сообщений;

   Раздача учебных материалов обучающимся в печатной форме из образовательной организации;

   Дистанционное распространение учебных материалов через сеть "Интернет".

Источниками учебных материалов для обучающихся могут стать:

   Учебные материалы из сети "Интернет" доступные для бесплатного использования в образовательном процессе согласно нормам российского законодательства об охране авторских прав;

Необходимо отметить следующие экспериментальные методические подходы к проведению учебных занятий при смешанном обучении, например, "Перевернутый урок", "Смена рабочих зон", кейс-технологии, проектное обучение и другие.

В частности модуль "Перевернутый урок" предполагает самостоятельное изучение материалов обучающимися дома, а урочное время используется для лабораторных работ, практического закрепления изученного, отработки сложных вопросов или другой учебной деятельности, что предоставляет педагогическому работнику возможность помочь обучающимся, испытывающим затруднения при изучении темы, а обучающимся лучше понять учебный материал. В практическом значении за счет использования цифровых технологий происходит замена лекционных занятий на практические занятия.

Другой актуальной моделью становится разработка индивидуального проекта, которая позволяет раскрыть потенциал ребенка, в частности, проект может быть посвящен решению проблемы, сформулированной самим обучающимся, с учетом изучаемой в данный период времени тематики.

В образовательных организациях в ходе интерактивных уроков также активно реализуется на практике модель Колба, представляющая собой теорию специалиста по психологии обучения взрослых Дэвида Колба, посвященную поэтапному формированию умственных действий. Теория обучения Колба содержит четыре основных стиля обучения, которые основаны на четырехэтапном учебном цикле (который может быть также интерпретирован как "учебный цикл"):

   Мотивация и объявление новой темы — 10% времени от общей длительности урока;

   Закрепление (повторение) пройденного — 20% времени от общей длительности урока;

   Изучение нового материала — 50% времени от общей длительности урока;

   Оценивание — 10% времени от общей длительности урока;

   Подведение итогов урока (дебрифинг, рефлексия) — 10% времени от общей длительности урока.

Временное распределение в данной схеме можно считать условным, в частности педагогические работники могут по своему усмотрению и в зависимости от особенностей учебного занятия продлевать или укорачивать те или иные этапы.

В образовательных организациях и самими педагогическими работниками могут использоваться и иные формы экспериментальной деятельности, направленной на реализацию решений по преобразованию педагогической практики посредством нововведений посредством организационно-исследовательских методик.

В то же время, традиционные модели проведения учебных занятий, например, урок открытия (приобретения) нового знания, проводится в традиционной форме с сохранением всех этапов данной модели проведения учебных занятий.

Пример использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на разных этапах учебных занятий

Этап учебного занятия

Тип ЭОР и соответствующий вид учебной деятельности обучающихся

Актуализация знаний

Информационные ЭОР:
1.     работа с иллюстрациями;
2.     работа с видеофрагментами;
3.     работа с аудиофрагментами

Практические ЭОР:выполнение практикоориентированных заданий, поиск выхода из проблемной ситуации

 

Контрольные ЭОР:выполнение опережающих заданий, которые содержат элементы новых знаний, с целью создания проблемной ситуации

 

Знакомство с новым материалом

Информационные ЭОР:1.     работа с иллюстрациями;
2.     работа с видеофрагментами;
3.     работа с аудиофрагментами;
4.     работа с учебными моделями;
5.     создание проблемных ситуаций

Первичное закрепление нового материала

Практические ЭОР:
1.     тренажеры;
2.     выполнение упражнений (в том числе с подсказками и возможностью самопроверки)
Информационные ЭОР:
1.     работа со справочными материалами и их использование при выполнении учебных заданий

Применение нового знания в стандартных ситуациях

Практические ЭОР:
1.     решение учебных задач;
2.     конструирование (воспроизведение объектов, моделей и т. п.)
3.     моделирование (применение и создание схем)

Перенос новых знаний в новые условия (применение в незнакомой ситуации)

Практические ЭОР:
1.     практические работы с использованием заданий повышенной сложности или изменение условий учебной задачи;
2.     выполнение творческих работ

Продуктивное использование полученного знания: выполнение учебных исследовательских и проектных работ

Практические ЭОР:
1.     решение задач повышенного уровня сложности;
2.     учебное исследование;
3.     создание учебных проектов на основании изучаемого нового материала (выход за пределы содержания программы)

Электронные образовательные ресурсы обеспечивают освобождение педагогического работника от ряда вспомогательных операций при организации учебной деятельности, в частности при организации процедуры контроля результатов работы каждого обучающегося, что затруднительно при традиционных технологиях обучения, и высвобождают время педагогического работника для индивидуальной работы с обучающимися.

Использование цифровых технологий расширяет формы коммуникации обучающихся с педагогическим работником. Так коммуникация может быть заложена как в текст учебного материала, так и в возможности оперативного обращения к педагогическому работнику в процессе самостоятельного обучения, в связи с чем рекомендуется своевременно отвечать на вопросы обучающихся и регулярно оценивать их работу с использованием различных возможностей для взаимодействия друг с другом. Самыми распространенными средствами коммуникации с обучающимися являются электронная почта, электронные конференции, мессенджеры, социальные сети, дистанционные конференции, чаты, телеконференцсвязь и форум, однако, педагогический работник может использовать и иные формы коммуникации с учетом технических возможностей.

Важным аспектом использования цифровых технологий является навык интенсивного использования компьютера, в частности необходимо особое внимание уделить умению осуществлять десятипальцевый "слепой" компьютерный ввод текста всеми участниками образовательного процесса - как обучающимися, так и педагогическими работниками.

 Использование цифровых технологий при организации воспитательной деятельности в образовательной организации

В образовательных организациях курсы внеурочной деятельности, дополнительные образовательные программы и программы воспитания и социализации могут реализовываться с применением цифровых технологий.

В рамках курсов внеурочной деятельности образовательными организациями могут быть организованы в дистанционном режиме:

   Проектные и исследовательские работы обучающихся;

   Деятельность школьных научных обществ;

   Просмотр с последующим обсуждением записей кинокартин, спектаклей, концертов;

   Посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, лекториев в организациях высшего образования, мастер-классов сотрудников профессиональных образовательных организаций;

   Общение со специалистами в сфере профессионального самоопределения и карьерного консультирования, представителями работодателей, сотрудниками научных организаций;

   Просмотр видеолекций и образовательных сюжетов о современных достижениях науки и технологий;

   Дистанционные занятия, направленные на расширение знаний и умений обучающихся в предметных областях, формирование личностных и метапредметных результатов общего образования;

   Оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и гимнастика, занятия с тренерами и спортсменами;

   Занятия и консультации специалистов в области реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках реализации дополнительных образовательных программ образовательными организациями могут быть организованы в дистанционном режиме:

   Занятия и мастер-классы педагогов дополнительного образования;

   Творческие студии и конкурсы с дистанционным представлением выполненных обучающимися работ;

   Занятия в спортивных секциях в формате видеоконференций или с дистанционной передачей видеозаписей упражнений;

   Спортивные соревнования по видам спорта, не требующим очного присутствия (шахматы, шашки, киберспортивные дисциплины);

   Чемпионаты по программированию, робототехнике и другим дисциплинам в области информационных технологий.

В рамках программы воспитания и социализации обучающихся образовательные организации проводят в дистанционном режиме:

   Акции, конкурсы и онлайн-лекции, посвященные памятным датам в истории России, приуроченные к государственным праздникам;

   Мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение обучающихся, знакомство с профессиональной средой, системой профессионального образования;

   Социальные акции, флешмобы и другие активности, приуроченные к празднованию значимых дат и государственных праздников, другие активности, направленные на повышение социальной успешности обучающихся;

   Мероприятия по формированию коммуникативных компетенций обучающихся, навыков безопасного поведения в социальной и информационной среде.

О внедрении цифровых технологий в образование на государственном уровне в России заботились давно. Но особенно масштабными такие проекты стали после пандемии.

В школах в этом году идёт эксперимент по развитию «Цифровой образовательной среды» (ЦОС). Пока им охвачены 15 регионов. Эксперимент в рамках национального проекта «Образование» предполагает как техническое переоснащение школ, так и создание для них новых цифровых сервисов. Так, развивается платформа «Моя школа», которая должна стать большой экосистемой из множества различных цифровых инструментов: от электронных дневников и журналов до обмена учебными материалами между педагогами, учащимися и их родителями.

Более широкая программа цифровых нововведений для школ и колледжей изложена в распоряжении Правительства РФ о цифровой трансформации образования. Документ предполагает создание цифровой системы управления образовательной организацией, цифровых помощников ученика, учителя и родителя, а также цифровых портфолио учеников. Похоже, что базой для этих решений тоже станет система «Моя школа».

Предусмотрены и разные направления цифровой трансформации вузов. Она ориентирована не столько на разработку образовательных сервисов, сколько на развитие инфраструктуры сбора и обработки отраслевых данных о вузах и научных учреждениях, внедрение информационных систем для учёных и формирование в вузах собственных команд по цифровой трансформации.

Университеты нередко выступают в процессе цифровизации образования в экспертной роли: например, в вузах — участниках программы «Приоритет» созданы цифровые кафедры, на которых студенты могут получить дополнительную IT‑квалификацию.

Таким образом, цифровизация образования и использование цифровых технологий изменяет содержание обучения, а также подачу информации, это не только презентации или видео, это уже прямые подключения к информационным сетям, базам данных, форумам. Когда проводятся практические занятия, возможно использование социальных сетей. Актуальными в обучении становятся электронные издания, многие издательства, специализирующиеся на издании учебной литературы переходят на электронные версии учебников. Цифровые технологии бурно развиваются и обновляются (высокоскоростной Интернет, смартфоны, планшеты и т.п.). Инструменты Web 2.0, блоги, вики, социальные сети; облачные сервисы Google, Office 365 и др. Все это предоставляет неограниченные возможности для доступа к цифровым инструментам.


 

Цели и задачи интеграции цифровых технологий в деятельность образовательных организаций

Цели и задачи интеграции цифровых технологий в деятельность образовательных организаций

Включение в учебный процесс симуляторов навыков ориентировки (ориентировочной основы действия, базовых навыков) и навыков принятия индивидуальных решений для опасных профессий и программ подготовки с высокой…

Включение в учебный процесс симуляторов навыков ориентировки (ориентировочной основы действия, базовых навыков) и навыков принятия индивидуальных решений для опасных профессий и программ подготовки с высокой…

Развитие цифровой грамотности;

Развитие цифровой грамотности;

Могут быть использованы следующие инструменты виртуальной коммуникации:

Могут быть использованы следующие инструменты виртуальной коммуникации:

Учебные материалы из сети "Интернет" доступные для бесплатного использования в образовательном процессе согласно нормам российского законодательства об охране авторских прав;

Учебные материалы из сети "Интернет" доступные для бесплатного использования в образовательном процессе согласно нормам российского законодательства об охране авторских прав;

Актуализация знаний Информационные

Актуализация знаний Информационные

Самыми распространенными средствами коммуникации с обучающимися являются электронная почта, электронные конференции, мессенджеры, социальные сети, дистанционные конференции, чаты, телеконференцсвязь и форум, однако, педагогический работник может использовать…

Самыми распространенными средствами коммуникации с обучающимися являются электронная почта, электронные конференции, мессенджеры, социальные сети, дистанционные конференции, чаты, телеконференцсвязь и форум, однако, педагогический работник может использовать…

Спортивные соревнования по видам спорта, не требующим очного присутствия (шахматы, шашки, киберспортивные дисциплины);

Спортивные соревнования по видам спорта, не требующим очного присутствия (шахматы, шашки, киберспортивные дисциплины);

Google, Office 365 и др. Все это предоставляет неограниченные возможности для доступа к цифровым инструментам

Google, Office 365 и др. Все это предоставляет неограниченные возможности для доступа к цифровым инструментам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2023