Леоненко Анна Николаевна,
учитель физики высшей категории
МАОУ СОШ№1
Г. Североуральск,
Свердловская область
На МК «Стендовый доклад» представляю урок – проект по физике для
учащихся 7-х классов «Наследие Архимеда». Урок является одним из
общей серии уроков, где рассматривается вопрос «Как ученые изменили мир?
Уважаемые коллеги!
«Я не знаю, каким будет ЗАВТРА,
но мне кажется, что мы
обязаны пронести в него
ЗНАНИЕ….»
Увлекательное путешествие в курс ФИЗИКИ - самой главной науки о природе для
семиклассников только начинается. Все физические явления они изучают на уровне
знакомства с основными законами, экспериментами, открытиями. Данный проект
позволит учащимся впервые прикоснуться к истории развития физической мысли и
убедиться в том, что ФИЗИКА - живая наука, которая постоянно развивается, а также
начать процесс освоения проектной технологии обучения.
Цель проекта:
популяризация знаний о жизни, общественной деятельности и научных открытиях
великих ученых.
Задачи проекта:
познакомить учащихся
с жизнью и научным творчеством одного из
величайших ученых античного мира Архимеда.
определить значения открытий для современного человечества;
совершенствовать у учащихся коммуникативные и исследовательские умения,
навыки проектирования, владения информационными технологиями.
Гипотеза исследования: Архимед – вершина научной мысли Древней Греции
Объект исследования: научая мысль
Предмет исследования: научное наследие Архимеда
Оновополагающий вопрос проекта «Как ученые изменили мир?» В ходе проекта
решаются следующие проблемные вопросы:
1.Кто такой Архимед?
2. Какую тайну хранит сила Архимеда?
3. В чем загадка короны царя Гиерона?
4. Есть ли польза от улитки Архимеда?
5. Когда и один в поле воин?
6. Всегда ли точка опоры поможет сдвинуть с места желаемое?
Учащиеся в ходе реализации проекта познакомятся с выдающимися изобретениями и
откроют многие тайны, связанные с наследием Архимеда. Именем этого гениального
ученого названы и открытые им законы механики, и придуманные машины ("винт
Архимеда" для подъема воды), и класс многогранников в геометрии. Это имя
окружено многочисленными легендами. Это ему принадлежат: восторженное
восклицание "Эврика!" и гордое заявление:"Дайте мне точку опоры и я поверну
Землю!". В ходе проекта ребята разгадают загадку короны царя Гиерона, узнают
тайну силы Архимеда, проникнутся восхитительным чувством любви к Геометрии.
Выполнение заданий проекта поможет формированию качеств, необходимых
человеку XXI века:
коммуникативных умений;
творчества и любознательности;
умения работать с информацией и медиа-средствами;
межличностного взаимодействия и сотрудничества.
Методы исследования:
Изучение научной литературы и Интернет-ресурсов.
Работа с цифровыми образовательными ресурсами, электронными учебниками.
Проведение эксперимента и анализ полученных результатов.
Работа состоит из трёх разделов: введение, основная часть, заключение.
Для реализации проекта были образованы следующие группы учащихся: историки,
географы, экспериментаторы, исследователи, каждая из которых получила задание.
Поэтому основная часть исследования содержит групповые отчеты о проделанной
работе учащихся и состоит из 4 глав.
Любые рассказы о великих людях обычно начинаются с их биографии. О жизни
Архимеда ходит множество легенд, но достоверных сведений крайне мало…. В
первой главе отчитываются «Историки», которым необходимо СОСТАВИТЬ
БИОГРФИЮ УЧЕНОГО и ОТВЕТИТЬ на вопрос КТО ТАКОЙ АРХИМЕД? Математик?
Физик? Инженер? Астроном?
Отчет учащихся содержит подробный анализ ответа на исследуемый вопрос.
Биография
Архимеда
Архимед
математик
–
Архимед – физик:
Рукописи:
СПИРАЛЬ АРХИМЕДА – линия,
которую описывает движущаяся
равномерно по некоторой прямой
точка, когда сама прямая
равномерно вращается вокруг
начального положения движущейся
точки
выпуклые
АРХИМЕДОВЫ ТЕЛА-
многогранники, у которых все грани
- правильные многоугольники (но не
все одинаковые), в каждой вершине
которых сходятся одинаковые
наборы граней.
КВАДРАТУРА (ПЛОЩАДЬ) ПАРАБОЛЫ
определил площадь сегмента
-
параболы
ИЗМЕРЕНИЕ КРУГА
дал
приближение числаΠ
Установил законы
СТАТИКИ и ГИДРОСТАТИКИ
О РАВНОВЕСИИ ПЛОСКИХ ФИГУР:
вывел закон равновесия рычага;
доказал, что центр тяжести плоского
треугольника находится в точке
пересечения его медиан.
О ПЛАВАЮЩИХ ТЕЛАХ: вывел закон
плавания тел; рассмотрел задачу о
равновесии сечения параболоида,
моделирующего корабельный корпус
- Архимед
астроном:
–
Архимед
инженер:
–
Псаамит
Сконструировал
Изобрел планетарий – прибор,
•
показывающий движение небесных
тел
небесную
•
сферу – механический прибор для
наблюдения движения планет, фаз
Луны, солнечных и лунных затмений.
(исчисление
•
песчинок) -
ввел способ записи очень больших
чисел
Сравнил две системы мира :
гео- и гелио- центрические
Изобрел:
камнеметательные машины
и «груд свинца» на корабли
опрокидывавшие корабли
крепостных стенах.
Простые механизмы: рычаг, блок
ворот, клин, лебедка
машины с «железными лапами»,
применение отверстий-бойниц в
машины для сбрасывания камней
Координаты
Площадь
Высота
центра
Часовой
пояс
Страна Италия
Регион Сицилия
Провинция Сиракуза
″
37°05 00′
с. ш.
15°17 00′
″
в. д.
204 км²
17 м
Сиракузы - РОДИНА АРХИМЕДА - самый красивый и влиятельный город в
античном Средиземноморье …. Для его защиты АРХИМЕД применил свои «ноу-хау».
Узнать о них, совершив виртуальное путешествие, предстояло «Географам». Свой
отчет они представляют в содержании второй главы и находят ответ на вопрос:
«КОГДА И ОДИН В ПОЛЕ ВОИН?»
Сиракузы основаны коринфянами в VIII в. до н.э., были
одним из крупнейших городов эллинистического мира.
Благодаря плодородию почвы, а также удобным гаваням
этот город вскоре прославился исключительным
богатством. История родины Архимеда не была мирной.
Плодородная Сицилия долгое время являлась яблоком
раздора между окрестными народами. Слава Архимеда-
инженера была внезапной и ошеломляющей,
перешагнувшей границы стран и столетий. Инженерный
гений Архимеда проявился при драматических
обстоятельствах осады Сиракуз весной 214 г. до н.э., когда
Архимеду было уже за семьдесят. Эта победа над
римлянами стала величайшим триумфом, который когда-либо выпадал на долю
ученых. В поисках ответа на вопрос «И один в поле воин?» учащиеся с интересом
изучали оборонительные и метательные машины Архимеда ближнего и дальнего
действия, действие которых основано на законах равновесия и «золотом правиле
механики. Заслуга Архимеда как конструктора состоит в том, что он не
довольствовался макетами, а доводил свои грандиозные замыслы до полного
завершения. Ребята доказали, что Архимед был не только механиком, но и
незаурядным строителем. Труд
«Книга опор» содержит описание бойниц
сиракузских стен - амбразур в теле крепостных укреплений (так называемый
"нижний и средний бой") как некую хитрость, придуманную Архимедом.
С "катоптрикой" связана легенда о поджоге Архимедом римских кораблей во
время осады Сиракуз. С удивлением обнаружили, что предание о применении
Архимедом зажигательных стекол является самой спорной легендой научного
наследия Архимеда.
UTC+1, летом
UTC+2
На протяжении двух тысячелетий АРХИМЕД – самый талантливый и
непревзойденный экспериментатор и исследователь. Всем известно, что Архимед
открыл закон самого себя, выскочив из ванны без хитона с криком: «ЭВРИКА!».
Третья глава содержит отчет группы «Исследователи». В физику под именем
закона Архимеда и архимедовой силы вошли понятия из его замечательного применяя
знания
сочинения "О плавающих телах", которое является первой попыткой
экспериментально проверить фундаментальное предположение о строении
вещества путем создания его модели. Архимед вывел законы гидростатики для
идеальной жидкости, описав ее свойства, является автором методики определения
удельного веса тел (плотности вещества) путем измерения их объема погружением
в жидкость. Учащиеся убеждаются в справедливости закона Архимеда, открывают
тайны, которые хранит сила Архимеда, и загадки короны царя Гиерона, осваивают
этапы мыслительной и экспериментальной деятельности.
Любое открытие должно иметь продолжение. В четвертой главе
«Экспериментаторы»,
об
Архимедовой силе, делятся опытом о том, как они,
используя ЭОР, нашли ответ на вопрос: « Почему одни
тела в жидкости тонут, другие плавают, а третьи
только всплывают?», подтверждают условия плавания
тел и рассматривают их проявление в
воздухоплавании, плавании судов и обитателей водной
стихии.
Предложили провести в классе Час
занимательной физики, для которого приготовили
простые опыты, где АРХИМЕДОВА СИЛА – главное действующее лицо
Таким образом, в ходе работы над проектом «Наследие Архимеда» учащиеся
убеждаются в том, что в своих исследованиях Архимед опирается на накопленные
научные знания, он умело использует логические правила человеческого разума и
объективные законы природы. Архимед – один из основателей математики,
механики и математической физики, автор технических изобретений: архимедов
винт, военные метательные машины, системы для поднятия тяжестей, технологии
для определения состава сплавов, а также ученый, идеи которого опередили своё
время почти на два тысячелетия. Нет сомнения в том, что Архимед – вершина
научной мысли Древнего мира. Изучение феномена Архимеда позволяет извлечь
ценные уроки истории, которые необходимо учитывать при формировании интереса
к истории физики и её значимости в развитии образования, науки и техники.
Спасибо за проявленный интерес к моей работе.
Источники информации:
1. Бондаренко С.Б. Жизнь и смерть Архимеда Сиракузского ФГБОУ ВПО «Курский
Г.В.Плеханова»
филиал Российского экономического университета им.
http://goo.gl/XVsB1X
2. Прес Дж., 300 опытов: увлекательных, познавательных и легко выполнимых, пер. с
англ. – М.: АСТ: Астрель, 2009
3. Горев Л.А., Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы, Кн. для
учителя, 2-е изд., - М.: Просвещение, 1985.
4. Житомирский С. Архимед http://goo.gl/cjXuYY
Стендовый доклад по теме " Наследие Архимеда"
Стендовый доклад по теме " Наследие Архимеда"
Стендовый доклад по теме " Наследие Архимеда"
Стендовый доклад по теме " Наследие Архимеда"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.