Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»
Стендовый доклад
Технология организации экологических экскурсий с детьми дошкольного возраста
Исполнители:
Гостюхина М.А.,
Потоптаева Л.В.,
студентки 4 ДО группы
Руководитель:
Кочнева Г.Н.
Камышлов, 2017
План
1. Актуальность применения технологии организации экологических экскурсий с детьми дошкольного возраста.
2. Понятие «экологические экскурсии», «экскурсия».
3. Цель и задачи экологической экскурсии в деятельности детей дошкольного возраста.
4. Особенности экологических экскурсий
5. Правила поведения детей на экскурсии
6. Этапы организации совместной экологической экскурсии с детьми дошкольного возраста.
7. Список литературы.
Цель доклада: рассказать об экологических экскурсиях в дошкольном возрасте.
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды (И.Д.Зверев).
Особая роль в экологическом образовании детей принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в ДОУ. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить дошкольников с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимную связь явлений.
Н. В. Пакулова дает такое понятие: «Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях.»
Экскурсия как форма организации деятельности детей возникла в педагогике в то время, когда велась борьба против схоластики и вербализма в обучении и воспитании. Еще в XVIII веке французский философ Жан-Жак Руссо высказал мысль о том, сто экскурсии в природу развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира.
Цель экологических экскурсий – формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольников; сохранение, укрепление и восстановление здоровья ребенка в процессе воспитания в ДОУ и формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивация определенного поведения, бережного отношения и любви к природе через экскурсии в природу.
Задачи экологических экскурсий:
‒ формирование осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам;
‒ развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
‒ формирование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
‒ освоение элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом;
‒ укрепление здоровья, расширение двигательного опыта, повышение уровня физической подготовленности.
В настоящее время, в связи с выходом экологии на первый план В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо предлагают следующее определение: «Экологическая экскурсия (от лат. excursion – поездка) – это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях».
На экскурсиях дошкольники получают также навыки самостоятельной исследовательской работы и наблюдений. Возможность наблюдать, сравнивать, делать обобщения вызывает у ребят живой интерес к изучаемому, а сам процесс познания сопровождается многочисленными эмоциями. Такое эмоциональное обучение не только привлекает дошкольников, но и оказывается очень прочным – виденное и усвоенное на экскурсии в природу обычно запоминается легко и надолго. Собранный на экскурсиях и обработанный материал является неисчерпаемым источником для дальнейших занятий, игр, труда.
Знакомство с природой вызывает у дошкольников радость, видя и понимая свое единство с природой, они переживают заботу и тревогу о сохранении и умножении природных богатств. В. А. Сухомлинский говорил, что во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с природой необходимо им показать мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа – частица нас самих, а равнодушие к природе – это безразличие к собственной судьбе.
Успех проведения экскурсий во многом определяется воспитателем, его мастерством, любовью к природе, чутким отношением к детям.
Экскурсии в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Во время экскурсий дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые в природе протекают.
Создание экологических экскурсий возможно по следующим направлениям:
экология и человек;
экология воздушного бассейна;
экология водного бассейна;
экология животного и растительного мира.
По содержанию экскурсии можно разделить на два вида:
1. Природоведческие экскурсии – в парк, в лес, на реку, на луг, в зоопарк, в ботанический сад.
2. Экскурсии на сельскохозяйственные объекты: в поле, на птицефабрику, в сад, в огород – для ознакомления с трудом взрослых.
Результативность применения экскурсии обеспечит грамотная реализация педагогом-воспитателем всех ее структурных компонентов (этапов).
Первым этапом экскурсии является подготовительный этап. Основная задача педагога на данном этапе — организовать детей, исходя из уже имеющегося опыта, сформулировать цели и задачи, которые необходимо решить на предстоящей экскурсии. Большое значение на этом этапе будет иметь стимуляция положительного эмоционального настроя детей, воздействие на их чувства. Начинается эта работа за несколько дней до экскурсии, завершается — непосредственно перед ее началом.
Второй этап экскурсии — это организация познавательной и практической деятельности детей. Большое значение на этом этапе будет иметь выбор воспитателем оптимальных методов работы с детьми. Необходимо тщательно продумать, спланировать данный этап экскурсионной работы, синтетически, комплексно выстроить возможные к использованию наглядные, словесные и практические методы. Стержнем любой экскурсии должно стать наблюдение, сопровождающееся беседой. В конце экскурсии большое значение приобретают практические методы — различные игры с детьми, сбор природного материала и т.д.
Третий этап — заключительный. Он охватывает всю после-экскурсионную работу, направленную на обобщение, закрепление, систематизацию, углубление представлений, полученных детьми в ходе экскурсии. Большое значение на этом этапе будут иметь поддержание интереса детей к полученной информации, стимуляция потребности выразить, поделиться своими чувствами, переживаниями, эмоциями. Решить эти задачи можно, используя различные виды и формы организации продуктивных видов детской деятельности (изобразительной, речевой и т.д.).
Необходимо соблюдать правила поведения детей на экскурсии:
1. Участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь.
2. Все движения должны быть по возможности бесшумны – необходимо слушать голоса леса.
3. По первому знаку педагога все должны остановиться и замолчать. На остановках собираться вокруг педагога в два ряда широким полукольцом. Продолжать движение с разрешения руководителя.
4. Разговоры недопустимы. Вопросы руководителю задавать вполголоса.
5. Растения не следует собирать, лучше записать в блокнот их характерные признаки и зарисовать.
6. Во время выполнения заданий группы расходятся на расстояние в пределах видимости или слышимости голоса педагога.
7. Не следует ловить животных (насекомых, земноводных, пресмыкающихся).
8. Не следует фотографировать птичьи гнезда во избежание раскрытия их для хищников. Тем более нельзя трогать яйца и гнезда.
9. Без разрешения руководителя не следует собирать какие-либо объекты на память в качестве сувениров.
Таким образом, экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания дошкольников. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Это позволяет сформировать у младших школьников представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны. Отдельные понятия, полученные на классных занятиях, экскурсиях сливаются в более широкое понятие – «природа».
Список литературы:
1) Антипина Г., Чупрова Л., Калараш Е. Войди в лес другом!//Дошкольное воспитание.–2011.– № 8.–С.34–39.
2) Белинская Е. В стране Экологии: Программа экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста//Школьный психолог.–2006.–№ 11.–С.23–28.
3) Бондарцова В.А. Лето пришло:(экскурсия по экотропе в середине июня для детей 5–6 лет)//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.–2008.– № 6.–С.47–51.
4) Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–2006.–№ 3.–С.23–27.
5) Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-П.: «Детство – пресс» - 2006г.
6) Габитова А.А. Вопросы преемственности экологического образования в ДОУ и начальной школе//Начальная школа плюс до и после.–2008.– № 7.–С.63–64.
7) Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.
8) Курашова В.А. Эколого-оздоровительная работа в детском саду В.А.Курашова, Л.В.Жданова //Ребенок в детском саду.–2007.–№ 2.–С 56–59.– Конспект эколого-оздоровительного похода в зимний лес.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.