Стереотипное мышление в детских рисунках
Оценка 4.6

Стереотипное мышление в детских рисунках

Оценка 4.6
docx
19.11.2024
Стереотипное мышление в детских рисунках
Стереотипное мышление в детских рисунках.docx

Стереотипное мышление в детских рисунках.

Выставочная деятельность, является важным делом в сложной и многогранной работе с детьми, проявляющими художественные способности. Но в начале, следует сказать несколько слов о самой выставке как об объекте учебно-педагогического процесса в художественном образовании. Выставки, могут быть крупными и не очень, но это всегда важное событие, как для ребенка, так и педагога. Участия в выставке - это высокая оценка и признание художественной ценности работы. Это и эффективное средство формирования системы ценностей.

Детская работа – это отражение способности ребенка к визуализации образа, фантазированию в сочетании с изобразительной грамотностью. По словам Н.Н.Фоминой «художественное творчество ребенка – это свидетельство определенной системы художественного образования и воспитания, отражающее возрастные возможности учащихся, а так же фактор педагогического метода. [Фомина Н.Н. К проблеме анализа детского рисунка// Педагогика искусства. 2007. № 1. С.25 – 29., с. 25],

Творческая работа ребенка - это умение видеть жизнь во всех ее проявлениях, умение анализировать увиденное и творчески высказывать свои мысли. Детская творческая работа это еще и труд педагога, его сильное и благотворное влияние на творческое мышление ребенка, умение раскрыть творческий потенциал и заставить видеть в обыденном удивительное, научить анализировать, всматриваться и, наконец, создавать.

В этой связи хотелось бы особо подчеркнуть, что становление творческой личности происходит в детстве. И важно, какой объем информации доступен подрастающему художнику, кто его наставники и сколь разносторонне формируется в его сознании представление о богатстве выразительных средств, умении создавать образ.

Нами отсмотрено более 1600 (1549) детских работ на выставке «Хоккей глазами детей», проводимой совместно с хоккейным клубом «Металлург-Магнитогорск» с 2014 года. Эти выставки были городскими, областными, региональными и всероссийскими. В музее «Детской картинной галереи», структурного подразделения МУДО «Детско-юношеского центра «Максимум» собраны детские работы из городов Башкортостана: Сибая, Белорецка, Учалов; Челябинской области: Снежинска, Коркино, Карабаша, Верхнеуральска, Златоуста; городов России: Казани, Вологды, Североморска, Ахтубинска, Вельска, Красноармейска, Орска, Называевска, Владимира, Кувандыкского городского округа Оренбургской области.

Каждая такая выставка кладезь детских талантов, море впечатляющих работ, гордость за педагогическое мастерство наставников. Но есть и негатив (отрицательные эмоции). Очень много повторяющихся сюжетов, работы похожи «как близнецы и братья». Это позволило говорить нам о стереотипах в детских рисунках. Так, что же такое стереотип. К значению этого слова обратимся к словарям.

«Стереотип» - (от др.-греч. στερεός «твёрдый» + τύπος «отпечаток») — заранее сформированная человеком мыслительная оценка чего-либо, которая может отражаться в соответствующем стереотипном поведении (Википедия).

Прочно сложившийся, постоянный образец чего-нибудь (Толковый словарь Ожегова).

Неоригинальный, копирующий, сделанный по шаблону; стандартный. (Источник: "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)

Стереотип основывается на логических категориях, фигурирует в форме знаний об объекте. Он содержит общие признаки и обязательно включает эмоционально-оценочный компонент, может формироваться на основе однократного запечатления объекта. Стереотип формируется на основе повторяющихся объектов и ситуаций. Стереотип в своей основе имеет схематизацию.

Зная о том, что категоризация объектов уникальна и «ключом» могут служить разные сочетания признаков, на основе отсмотренных детских работ мы составили, учитывая степень выраженности таблицу (табл. №1). Стереотипная категоризация осуществляется на основе индикации ярких, внешне легко опознаваемых признаков по принципу «есть – нет» [Полев 2009]. Эти признаки отличаются еще и стабильностью.

Таблица №1

Комплекс признаков стереотипов в детских работах, участвующих в выставке «Хоккей глазами детей»

признак

частота употреблений

2014 год возраст

2014

2015

2016

2017

2018

2019

5-7

8-10

11-14

15-18

деление листа бумаги прямой линией на зону трибуна и каток

9%

10,5%

9,3%

9,9%

7,8%

9%

5,4

21,3

0,4

-

деление листа бумаги на зоны трибуна и каток с поворотом (вправо, влево)

6,5%

9,5%

6,7%

7,5%

6,5%

8,5

1,2

10,3

1,8

1

болельщики: схема при реалистичном рисовании фигур (игроков) или цветовые пятна

9,5%

12%

12%

8,6%

8,7%

8,5%

-

1

2,4

3

изображение вратаря на фоне ворот в статичной позе (чаще всего)

7%

10%

9,5%

6%

8%

6%

6,8

4,2

2,8

1

портрет игрока в фас (иногда с руками и предметами)

15%

6%

15%

8%

7%

9%

1,7

4,2

3,2

1

В таблице №1 в процентном соотношении представлены показатели стереотипов от общего числа работ по годам проведения выставки, а также 2014 год – стереотипы по возрасту относительно количества детей данного возраста.

Данный перечень отличительных характеристик представляется вполне логичным при соответствующей трактовке рассматриваемого понятия и соответствует определенной ситуации. Далее нами приведены рисунки детей и подростков, в которых хорошо видно проявление признаков стереотипов (Рисунки 1, 2, 3, 4). Рисунки заведомо взяты детей разного возраста и с различными художественными способностями.

Рис.№1. Дмитрий, 8 лет, «Наша команда», г. Вологда, 2018г.

Рис №2 Александр, 7 лет, «Шайба в воротах», г Магнитогорск, 2016 год

Рис №3. София, 9 лет, «Сбрасывание», г. Вологда, 2018г.

Рис №4 Анна, 8 лет, «Во время игры», г. Магнитогорск, 2019г.

В первом и втором рисунках мы видим деление формата на две зоны трибуну и каток. На третьем и четвертом рисунках этот признак повторяется, игроки стоят в одинаковых позах, но в силу того, что возраст исполнителя работы №3 старше, работа более грамотна написана.

Рис. №5. Булат, 5 лет, «Мы с папой хоккеисты», г. Магнитогорск, 2018г

Рис №6.  2014г.

В следующей группе работ признак деления на две зоны повторяется (рис № 5, 6). В работе Булата фоном служат обрывки обыкновенной газеты, которая обобщает зрителей на дальнем плане и служит поддержкой в общей композиции в виде глади льда. В работе №6 в стереотипную композицию внесено изменение в виде полу фигуры игрока на первом плане.

Очень много работ с сюжетом, когда поле видим сверху в виде овала, как на рисунках Аделины и Максима (рис №7,8). Такое решение работы также можно назвать стереотипом, так как встречается очень часто. Но в данном случае, работа интересна тем, что на игроков мы смотрим через камеру, нарисованную в левой стороне работы (Рис 7). Работа Максима ярка и выразительна.

Рис №7. Аделина, 9 лет, «Во время игры», г. Сибай, 2017г.

Рис №8. Максим, 6 лет, «Идет серьезная игра», г. Магнитогорск, 2017г.

Этому явлению нельзя давать только отрицательную оценку. В данном случае многие из этих признаков являются качественными характеристиками данного вида спорта, сюжеты детских работ повторяют моменты игры. Следовательно, ребенок имеет знание об объектах, связанных со спортивной игрой, воспринимает реальные предметы и события, умеет провести аналогию между игрой и рисунком. Ребенок мыслит. Проявляется массовое сознание.

Стереотипы могут иметь как положительное, так и отрицательное значение. Это мышление посредством стереотипов. В изобразительной деятельности главным выступает наглядно-образный вид мышления, опирающийся на представления и образы. Стереотипы возникают после показа педагогом готовой работы (шаблона), которую нужно повторить; одобрения, которое высказано «не в нужный час, в ненужном месте», а ребенком воспринято как стимулом к действию. Так появляются стереотипные работы.

В изобразительной деятельности мышление осуществляется в образно-знаковой форме, а результатом является продукт художественного творчества, обобщающий познавательный опыт ребенка. Так как мышление связано с практической деятельностью, а всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учет условий действия, планирование и наблюдение. Тонкая наблюдательность, способность концентрации внимания на отдельных деталях, умение использовать знания и умения для решения конкретной задачи, умение быстро переходить от размышления к действию - это не только качества творческой личности, но и задача педагога развить эти качества у обучающихся. Действуя, ребенок решает художественные задачи.

Часто встречаются рисунки, передающие саму игру. В этом случае арена заменяется катком около дома или игра происходит на природе (рис №.9,10,11,12)

Рис 9

Рис 10

Рис 11. Анастасия, 16 лет, «Финт», г. Орск, 2018г.

Рис 12 2018г.

Ниже представлены экспонаты с выставок «Хоккей глазами детей», где в творческих работах детей мы видим нестандартный подход к раскрытию темы (Рис № 13).  мышление. Это не спортивная игра, но как эмоционально и точно передана идея.

Рис №9. Алиса, 6 лет «Мой папа доктор команды» г. Магнитогорск, 2018г.

2014г

Кирилл, 6 лет, «Противостояние», г. Сибай 2014г.

2017г.

 

Сабина, 5 лет мы с братом тоже хоккеисты

2018

 

 

 

Такие работы единичны,   

Дать название работе тоже большой труд. В названии должен быть передан концептуальный смысл задуманного автором, центральная идея изображения, запечатленный образ. Название представляет собой заданный автором ключ к пониманию произведения.

В одном или нескольких словах отражаются вложенные усилия и творческий замысел. Ответ на вопрос, что вдохновило ребенка на создание работы. Какие эмоции она вызывает и чем ребенок желает поделиться с публикой, какую рассказать историю.

Мы провели анализ, представленных на выставку работ. Вот, что получилось. (Таблица 2).

Таблица №2

Неоригинальные названия работ

 

 

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Во время игры

5

4

6

 

 

 

Момент (волнующий, напряженный, опасный)

 

 

 

 

 

 

Хоккеист

9

 

 

 

 

 

Хоккей

6

 

 

 

 

 

Мои друг хоккеист

10

 

 

 

 

 

Шайба! (Шайбу! Шайбу!)

 

 

 

 

 

 

Борьба

 

 

 

 

 

 

Бросок

 

 

 

 

 

 

Болеем за наших

 

 

 

 

 

 

Гол! (решающий)

 

 

 

 

 

 

Вбрасывание

 

 

 

 

 

 

Люблю хоккей

3

2

1

3

1

4

В хоккей играют настоящие мужчины

 

3

 

 

 

 

Трус не играет в хоккей

 

 

 

 

 

 

 

Следовательно, в названиях работ сказывается стереотипное мышление. Если провести аналогию работы и названия, то можно поставить параллель.

Что вы ощущаете при взгляде на картину? Какую историю хотите рассказать? Произведения искусства имеют некие центральные точки, которые зритель должен заметить в первую очередь или обратить на них особое внимание. Каков основной фокус вашей картины? На что люди должны обратить внимание при взгляде на работу? Придумайте соответствующее название, чтобы ценители глубже понимали вашу задумку

Очень часто название помогает человеку понять, на что именно он смотрит. Название может стать ключом к толкованию произведения искусства. Что вы хотели бы сообщить людям о своей картине?[3]

Название должно подталкивать зрителя к определенным выводам? Например, если на картине изображен сидящий на пляже пес, то ее можно истолковать по-разному. Название “Брошенный” натолкнет человека на мысль, что хозяин оставил свою собаку на пляже. При названии “Лучший друг” человек придет уже к другим выводам.

Некоторые художники предпочитают не сообщать замысел картины и намеренно придумывают многозначное название, которое допускает различные толкования.

Используйте в качестве названия строчки из любимых стихотворений. Также можно использовать цитаты из книг. Не будьте слишком многословны. Фраза должна быть краткой и емкой. Слова должны быть не случайными, но перекликаться со смыслом картины.

Возможно, название связано с конкретной темой, но вас не устраивает выбор слов. Используйте словарь синонимов, чтобы выбрать альтернативные варианты с таким же смыслом.[12]

Допустим, уже есть ключевые слова, связанные с конкретной темой. Добавьте описательные слова, чтобы придать названию объем. Подумайте над уместными прилагательными и наречиями, которые добавят масштаб.

Можно отказаться от сложных ухищрений и назвать картину очень просто, описав изображенные на ней предметы: “Деревянный стол с фруктовой вазой”, “Красный мяч” или “Девочка на качели”.

Рис.№ 8. Таня, 2018

Рис. № 9. Таня, 2017

Таня, 2015

Рис. № 10. Таня, «Победная шайба! Ура!» г. Магнитогорск. 2016

 

Стереотипы - неотъемлемые компоненты индивидуального и массового сознания. Стандартно мыслят все без исключения. Просто, но некоторые умеем еще и нестандартно мыслить.

Мышле́ние — это познавательная деятельность человека[1]. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности[2].

Результатом мышления является мысль (понятиесмыслидея)

Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

В практическом мышлении человека существенно оптимальное соотношение его ума и воли, познавательных, регуляционных и энергетических возможностей индивида. Практическое мышление связано с оперативной постановкой первоочередных целей, выработкой гибких планов, программ, большим самообладанием в напряженных условиях деятельности.

 

 так как они вытекают из проблем, с которыми  современное общество в области культуры, определены противоречиями: разрывом между высоким и академическим искусством и популярной массовой культурой, снижением художественного вкуса и интересов у всех возрастных групп, невозможностью использования в полном объеме потенциала духовно-нравственного, эстетического воспитания, художественного образования. 

 

, накопленных за всю историю искусства — от первобытных проявлений до сегодняшнего многообразия. опытный педагог Елена Ивановна Ткаченко. Мне показалось важным, что восприятие мира ее подопечными происходит сквозь призму всего того искусства, что собрано в этом музее, начиная от древнерусской иконописи и заканчивая произведениями конца ХХ века. При таком воспитании проблема преемственности традиций сама собой решается на практике. И даже если сформировавшийся художник начинает полемизировать в своем творчестве с традицией, она все равно работает.

А традиционное искусство сохраняет интерес к простым и вечным чувствам и вещам, к человеку. Оно всегда говорит об одном и том же, о чем не всегда хочется помнить: люби ближнего, не воруй, не смейся над убогими, не гадь в общественных местах. А актуальное искусство старается эти заповеди с какой-то новой стороны обойти. Можно сказать, что традиционное и актуальное искусство, — это Эрос и Танатос, тяга к жизни и тяга к саморазрушению.


 

Скачано с www.znanio.ru

Стереотипное мышление в детских рисунках

Стереотипное мышление в детских рисунках

Стереотип» - (от др.-греч. στερεός «твёрдый» + τύπος «отпечаток») — заранее сформированная человеком мыслительная оценка чего-либо, которая может отражаться в соответствующем стереотипном поведении (Википедия)

Стереотип» - (от др.-греч. στερεός «твёрдый» + τύπος «отпечаток») — заранее сформированная человеком мыслительная оценка чего-либо, которая может отражаться в соответствующем стереотипном поведении (Википедия)

В таблице №1 в процентном соотношении представлены показатели стереотипов от общего числа работ по годам проведения выставки, а также 2014 год – стереотипы по возрасту…

В таблице №1 в процентном соотношении представлены показатели стереотипов от общего числа работ по годам проведения выставки, а также 2014 год – стереотипы по возрасту…

Рис №3. София, 9 лет, «Сбрасывание», г

Рис №3. София, 9 лет, «Сбрасывание», г

Рис №7. Аделина, 9 лет, «Во время игры», г

Рис №7. Аделина, 9 лет, «Во время игры», г

Рис 9Рис 10

Рис 9Рис 10

Противостояние», г. Сибай 2014г

Противостояние», г. Сибай 2014г

Гол! (решающий)

Гол! (решающий)

Рис.№ 8. Таня, 2018 Рис. № 9

Рис.№ 8. Таня, 2018 Рис. № 9

Елена Ивановна Ткаченко. Мне показалось важным, что восприятие мира ее подопечными происходит сквозь призму всего того искусства, что собрано в этом музее, начиная от древнерусской…

Елена Ивановна Ткаченко. Мне показалось важным, что восприятие мира ее подопечными происходит сквозь призму всего того искусства, что собрано в этом музее, начиная от древнерусской…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2024