В своей педагогической практике каждый учитель использует такую систему методов, приемов и средств обучения, которые максимальным образом позволяют реализовать на практике поставленные цели и задачи обучения. У каждого они свои. Для формирования логического мышления, умения рассуждать, видеть главное и второстепенное в своей педагогической практике я применяю целую систему тематических ребусов, шарад., кроссвордов и стихов. Вниманию коллег – химиков предлагаю серию химических стихов, которые успешно можно использовать на любом этапе урока.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Стихи о химии.
Гимн поваренной соли.
И.Н. Хачатрян
Я соль поваренную славлю!
Да, это натрия хлорид.
Ее на пьедестал я ставлю
Не только за приятный вид.
Насыщен ею повсеместно
Океанический бассейн,
Следы ее и в водах пресных,
Таких, как реки, Нил и Рейн,
Найти мы, безусловно, сможем,
Конечно, и в озерах тоже.
Прекрасный на Руси обычай:
Гостеприимно хлеб да соль
Хозяева подносят лично,
Гость в доме появился коль;
И до сих пор на наших свадьбах
Так поступают сват и сватья.
А вот еще и мудрость есть:
Чтоб хорошо узнать когото,
С ним должен ты пуд соли съесть.
Немалый срок – почти два года
Займет такой эксперимент
Средь будней, праздников и бед.
Такую с детства знаю сказку:
Свою любовь к отцу и ласку
Сравнила дочь с любовью к соли,
Но он воспринял это с болью:
Отца сравненье возмутило –
Лишил он дочь родного крова.
Собрав все мужество и силы
И не сказав дурного слова,
Ушла, куда глаза глядят…
Лишь много времени спустя,
Лишенный своего богатства,
По свету странствуя, старик,
Любуясь на хором убранство,
К крыльцу парадному приник.Не знал он, что хозяйкой дома
Была его родная дочь.
Ему накрыли стол дубовый,
Поесть же был старик не прочь,
Но что ни пробовал – невкусно.
Тогдато дочь сказала грустно:
«В еду я соль не положила –
Так объяснить тебе решила
Свое сравнение в любви…»
Отец в слезах шептал: «Прости…»
В народе есть еще примета:
Просыпешь соль – и быть скандалу.
Ну почему, скажите, это?
Ответ в истории сыскала.
Когдато денежною мерой
Была поваренная соль;
Добытчикмуж ругался скверно
С домохозяйкоюженой,
Когда за суетой случалось,
Что соль по полу рассыпалась.
Да, мерой денег соль была –
Свидетельствуют очевидцы –
И на обмен в торговле шла,
Стран будоражила границы;
Катились бунты соляные по России,
Когда на соль налоги повышались;
Народы войны страшные косили –
Так изза соли страсти разгорались…
Вопрос, чем вызван вечный к соли интерес,
Помог решить технический прогресс.
Кровь наша чуть соленая на вкус –
Содержится в ней натрия хлорид;
В межклеточном пространстве натрийплюс
Давленье Осмоса для клеток сохранит.
Хлоридионы царствуют в желудке,
Чтобы запас соляной кислоты
Нам обеспечить, это же не шутки
Белковой пищи расщеплять хвосты.
Во взрослом человеке содержание
Хлорида натрия примерно граммов триста,
Но так как есть процессы вымывания,
Мы пополняем солью организмы.
И важно пищу не пересолить –Избыток соли может навредить.
Лишь десять граммов нам достаточно, не боле,
Поваренной съедать за сутки соли.
В хозяйстве исстари использовали соль:
Крестьянин ли, рабочий ли, король –
Любой к огурчикам питает слабость,
Хозяюшкой засоленным на радость;
И даже мясо можно сохранить,
Достаточно его лишь засолить.
Но соль нужна не только для питания,
Ее используют для полученья натрия
И хлора, натра едкого и соды,
И медицины ей открыты своды,
Она и в технике находит примененье –
Столь велико ее предназначенье!
Так будь же славен натрия хлорид!
Вполне заслужено ты в мире знаменит!