Стили семейного воспитания
Оценка 4.7

Стили семейного воспитания

Оценка 4.7
Научные работы
docx
Междисциплинарный 3
Все классы
25.10.2019
Стили семейного воспитания
Рассмотрена основная классификация стилей семейного воспитания - авторитарный, пренебрегающий, либеральный и демократический - на основе взаимосвязи эмоционального принятия ребенка родителями и функциями контроля за поведением ребенка. Также рассмотрена дополнительная классификация стилей семейного воспитания - хаотичный стиль, гиперопека, воспитание по типу Золушки, стиль завышенных ожиданий родителей и несколько негармоничные стилей воспитания по Эйдемиллеру, Юстицкису .
воспитание из диплома психологии.docx
Зависимость отношений от чувств родителей к ребенку и особенностей контроля за его поведением показана на схеме, которую я составила на основе схем по книге Кулагиной и Колюцкого1  , по книге Ильина Е.П  2, а также использовала   таблицу в книге Ильина на с.392,   сделала   объединение   понятий   в   названиях   стилей   воспитания.   Вот   данная полученная схема:     Контроль                                                                       (низкий уровень)                                                             (Крайняя форма ­ безнадзорность, вседозволенность)                                                                           Попустительский, разрешающий                           Балующий,  либеральный Потворствующий, снисходительный                                      Принятие, любовь.теплые отношения                        Авторитетный, сотрудничество    Кооперация,  демократический     Самый благоприятный  воспит. стиль                               Гипоопека,  Безразличный     Пренебрегающий, индифферентный      Устранившийся, невмешательство        Хол.отнош­ния,враждеб­ть,непринятие     Требовательный, нетерпимый Властный,  авторитарный , суровый, Автократический, диктат, доминирование Золушка ­ крайний вариант                                                               крайний вариант ­ Гиперопека (эмоц. отвержение и жесткий контроль)                         (излишняя близость и жесткий контроль)                 Контроль                       (высокий уровень)       (крайняя форма ­ тотальный контроль)       Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же  стиль  дисциплины:  отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле   бывают   более   жесткими   и авторитарными,   чем   матери,   так   что   общий   семейный   стиль     в     известной     мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять,  а  могут  и  подрывать влияние друг друга Д. Бомринд  выделила также четыре параметра измерения родительского поведения.  1 Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.  Возрастная психология. Полный жизненный цикл  развития человека. М. ТЦ Сфера   2006, с.300 2 Ильин Е.П.  Психология общения и межличностных отношений   СПб.  Питер. 2009, с.  390, 392. 1.   Родительский   контроль:   при   высоком   балле   по   этому   параметру   родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих   требований,   последовательны   в   них.   Контролирующие   действия   направлены   на модификацию   проявлений   зависимости   у   детей,  агрессивности  ,   развитие   игрового поведения, а также на более успешное усвоение родительских стандартов и норм. 2. Родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости. Родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на незави­ симость и самостоятельность. 3.   Способы   общения   с   детьми   в   ходе   воспитательных   воздействий:   родители   с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и   однозначно   свои   требования   и   недовольства   или   раздражение,   но   чаще   прибегают   к косвенным способам ­ жалобам, крику, ругани. 4. Эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое  отношение,  их   действия  и  эмоциональное  отношение   направлены   на  содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.      Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родитель­ ском   отношении   всех   четырех   измерений   —   контроля,   требовательности   к   социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания является   сочетание   высокой   требовательности   и   контроля   с   демократичностью   и приятием.       Под дисгармоничной семьей понимается семья, которая не выполняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их   личностного   роста   вследствие   нарушения   ролевой  структуры  семьи,   отсутствия эмоциональной привязанности, нарушения коммуникативных процессов и т.д. Наиболее патогенным оказывается воздействие неправильного воспитания в подростковом возрасте, когда   фрустрируются   базовые   потребности   этого   периода   развития   —   потребности   в автономии,   уважении,   самоопределении,   достижении   наряду   с   сохраняющейся,   но   уже более развитой потребностью в поддержке и присоединении (семейном «мы»).           Дисгармония   супружеских   отношений   порождает   дисфункциональные   детско­ родительские отношения, к которым подростки очень чувствительны. Поэтому так важно наладить   прежде   всего   супружеские   отношения.   Причем   конфликт   между   супругами превращается в «поле битвы» в сфере воспитания. Здесь супруги при ребенке выражают недовольство   друг   другом,   руководствуясь   «заботой»   о   нем.   Мнения   родителей противоположны:   один   настаивает   на   весьма   строгом   воспитании   с   повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой родитель склонен «жалеть» ребенка, идти у него на поводу. Оба недовольны воспитательными методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребенка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах.3   Важно  родителям прийти к согласию в методах воспитания детей, даже если они расходятся во мнениях. 2.1    Основная классификация стилей семейного воспитания 3 Фурманов И.А.  Психология детей с нарушениями поведения.  М. 2004,  с.119 Рассмотрим  наиболее распространенные стили семейного воспитания, определяющие особенности   отношений   подростка   с   родителями   и   его   личностное   развитие.   Многие работы, посвященные детско­родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Бомринд   типологию   стилей   семейного   воспитания,   содержательно   описывавшую   три основных стиля: авторитарный,  демократический и попустительский (Baumrind D., 1991). Э.Маккоби и Д. Мартин видоизменили классификацию Д. Бомринд, добавив еще один – пренебрегающий стиль4.   Итак, рассмотрим эти 4 стиля воспитания.   Авторитарный стиль   Наиболее   активные, Авторитарный  стиль  (в  терминологии  других  авторов  — «автократический»,  «диктат», «доминирование», «принуждающий») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле.  Родители   ограничивают   самостоятельность   ребенка,   не   считают   нужным   объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут   это   делать   некорректно,   используют   суровые   запреты,   выговоры   и   физические наказания. Часто это сопровождается репликами типа «Так положено!», «Как я сказал, так и будет!» и т.п. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается.5 В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность.   сильные   подростки   (особенно   мальчики) сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными  и непослушными, бурно реагируют на запрещающие и карающие воздействия 6, и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Но чаще дети (особенно девочки) авторитарных родителей   приспосабливаются   к   стилю   семейных   отношений   и   приучаются   во   всем слушаться родителей, становятся угодниками, пассивными и зависимыми, не совершают попыток   решать   что­либо   самостоятельно,   неуверенными   в   себе,   и   становятся   менее нравственно зрелыми, чем их сверстники, пользующиеся большей свободой. Да и другой «сильный»   сможет   подчинить   себе   такого   пассивного   ребенка,   т.к.   привычка   быть инфантильным и подчиняться силе, давлению со стороны кого­либо будет у него в крови (мы все несем ту атмосферу семьи, в которой воспитываемся). Дети, воспитывающиеся в большой строгости, сильнее скованы в движениях вплоть до подросткового возраста по сравнению   с   ровесниками,   имеющими   большую   свободу   самовыражения.   Многие   такие дети подвержены неврозам. 7         Такое воспитание становится причиной тяги подростка (мятежника или угодника) к употреблению  ПАВ  (психоактивных  веществ  таких  как табак,  алкоголь,  токсические  и наркотические вещества). Многие из таких детей подвержены неврозам.8                Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. Крайний вариант семейного воспитания – тотальный контроль при авторитарном стиле – один из самых неблагоприятных для развития подростка. 4 Ильин Е.П.  Психология общения и межличностных отношений   М. 2009, с. 390 5 Кулагина, Колюцкий.  Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития  человека. М.2006, с.301 6 Ильин Е.П.  Психология общения и межличностных отношений   СПб. Питер. 2009, с. 391 7 Брилинг Елена. Подросток: бить или любить? М. 2005, с. 57­58 8 Колеченко А.К. Создание в семье психологического климата, препятствующего  употреблению ПАВ. Книга для родителей. СПб 2001, с. 23, 27­29 При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне   исчезает,   поведение   подростка   может   стать   потенциально   антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями   редко   возникает   чувство   привязанности,   что   ведет   к   подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности  к окружающим.       Неблагоприятен   крайний   вариант   сочетания   жесткого   контроля   с   эмоциональным отвержением, который называется воспитанием по типу Золушки9  (см. в дополнительной классификации)      Демократический стиль Демократический  стиль  (в   терминологии   других   авторов   —   «сотрудничество», «кооперация»,   «авторитетный») — родители понимают, что ребенок взрослеет и с ним необходимо считаться. Поэтому они гибко меняются вместе с ребенком, поощряют личную ответственность   и   самостоятельность   своих   детей   в   соответствии   с   их   возрастными возможностями.  Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают   и   обсуждают   мнение   и   советы   родителей.   Родители   проявляют   теплоту, внимание, используют убеждение, проявляют интерес к общению ребенка со сверстниками. Авторитетные родители выслушивают возражения своих детей и готовы уступить, когда это целесообразно, требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко   относясь   к   их   запросам.   При   этом   родители   проявляют   твердость,   заботятся   о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение. Такое отношение к ребенку достигается родителями, а могло сложиться изначально, когда ребенок был еще совсем маленьким.              Чаще всего в реальности это выглядит следующим образом. Родители и ребенок договариваются о соблюдении некоторого соглашения. Оглашают права каждого и четко распределяют   обязанности   между   всеми   членами   семьи.   Затем   определяют   степень «наказания»,   если   соглашение   нарушено.   Главное,   что   статьи   соглашения   соблюдаются всеми   сторонами   на   равных,   это   что­то   сродни   семейному   кодексу,   в   котором проговариваются пункты совместного поведения (и проживания). Например, правилом для всех может быть: «Если я прошу совета, то оставляю за собой право следовать ему или нет» или «Крупные покупки для семьи обсуждаем вместе» и т.п. Пунктов может быть много или несколько (только по спорным вопросам, по мере возникновения трудностей – для снятия конфликтной ситуации). Пункты семейного договора касаются всех сразу или для   каждого   члена   семьи   предусмотрен   свой   пункт   по   мере   привлекательности,   или лучшей возможности, или по мере возрастных способностей, или по мере каких­либо иных особенностей члена семьи.10                Такие решения выносятся на семейном совете, который собирается с определенной периодичностью,   на   котором   подростки   и   взрослые   взаимно   уважают   друг   друга, прислушиваются друг к другу и свободно обмениваются мыслями и чувствами, готовы к сотрудничеству. Родители ожидают от подростка разумного и зрелого поведения, налагают определенные ограничения на поведение детей, объясняют им смысл таковых и причины. «Контроль,   основанный   на   теплых   чувствах   и   разумной   заботе,   обычно   не   слишком раздражает подростка, он часто прислушивается к объяснениям: почему не следует делать 9 Кулагина, Колюцкий.  Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития  человека. М.2006, с.301 10 Брилинг Елена. Подросток: бить или любить? М. 2005, с. 56 одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов»11.  Поведение ребенка направляется родителями в этом стиле воспитания  последовательно и вместе с  тем  гибко и рационально: 1. родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение        подростком;  власть используется лишь в меру необходимости; 2. 3. в ребенке ценится как послушание, так и независимость 4.  родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя    непогрешимым 5. он прислушивается к мнениям ребенка, но не  исходит  только  из его желаний.             Дети превосходно адаптированы, уверенны в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки: они терпимы к недостаткам других, уважают их право на собственное мнение и поступки, реально оценивают свои силы, умеют сами решать свои проблемы (или просить   помощи);   обладают   высокой   самооценкой.   Авторитетное   воспитание   ведет   к передаче детям ценностей родителей.        Этот стиль взаимоотношений сложный, требующий большого терпения. Но именно он самый благоприятный стиль воспитания для развития подростка. Неблагоприятен крайний вариант сочетания излишней близости и заботы с жестким контролем, который называется гиперопекой (см. в дополнительной классификации)   Либеральный стиль Либеральный   стиль  (в   терминологии   других   авторов   —   «потворствующий», «попустительский»  «снисходительный»,   «балующий»)   —   ребенок   должным   образом   не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет   указаний   родителей,   для   которых   характерно   неумение,   неспособность   или нежелание руководить детьми.  Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. Степень эмоциональной близости ­ теплые отношения, родители открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации   ­   от   ребенка   к   родителям.   Детям   предоставлен   избыток   свободы   при незначительном   руководстве   родителей,   взрослые   не   устанавливают   каких­либо ограничений,   дети   склонны   к   непослушанию   и  агрессивности.   Подростки     склонны потакать своим слабостям и часто не умеют вести себя на людях, поступая неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, если родители станут противоречить их желаниям, то они станут манипулировать ими, в некоторых случаях подростки становятся активными, решительными и творческими.12         Крайний   вариант  низкого  уровня  контроля  –  безнадзорность  (ребенок  предоставлен самому себе) – один из самых неблагоприятных для развития подростка. Большая свобода в подростковом возрасте и неумение рационально воспользоваться ею может привести к употреблению ПАВ.13  Неспособность семьи контролировать поведение подростка может 11 Кулагина, Колюцкий.  Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития  человека. М.2006, с.301 12 Ильин Е.П.  Психология общения и межличностных отношений   СПб. Питер. 2009, с.  392  13 Колеченко А.К. Создание в семье психолог. климата, препятствующего употреблению  ПАВ. СПб 2001, с.25, 40 привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые   для   самостоятельного,   ответственного   поведения   в   обществе,   у   него   не сформировались.    Пренебрегающий   (гипоопека)  Пренебрегающий стиль (в терминологии других авторов ­ безразличный, индифферентный, невмешательство, гипоопека) – родители безразличны к своим детям и не устанавливают для них никаких ограничений, закрыты для общения. Наиболее деструктивное влияние оказывает этот стиль воспитания на поведение ребенка, он чувствует себя брошенным, поскольку   родители   озабочены   собой   и   своими   проблемами   и   не   удовлетворяют потребности и интересы ребенка. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность как бы снимает с родителей ответственность   за   последствия   поступков   детей.   А   подростки,   как   бы   они   иногда   ни бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Родители закрыты для общения с детьми, так как из­за обремененности собственными проблемами у них не остается сил на воспитание ребенка. 14 Неконтролируемое поведение детей становится непредсказуемым, зависимым от других, внешних влияний. Их могут использовать в своих целях не с самыми благими намерениями. Девочки   могут   начать   искать   любовь   на   стороне   и   часто   становятся   сексуальными жертвами   мужчин   или   старших   подростков,   поддавшись   на   «доброе»   отношение   со стороны последних. Мальчики могут начать самоутверждаться за счет слабых и проявлять жестокость.15          Ребенок, имея свободное время, предоставлен самому себе и это может толкнуть его на контакты с ребятами, употребляющими ПАВ.16 Если безразличие родителей сочетается с враждебностью к ребенку (отвергающее отношение), то подростка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному   поведению.   Подростки   в   таких   семьях   импульсивны,   менее ориентированы на достижения, антисоциальны.   2.3   Долнительная классификация Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.   Хаотический стиль Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к   воспитанию,   когда   нет   ясно   выраженных,   определенных,   конкретных   требований   к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.  При   таком   стиле   воспитания   фрустрируется   одна   из   важных   базовых   потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких   ориентиров   в   поведении   и   оценках.   Конфликты   возникают   при   отношении 14 Кулагина, Колюцкий.  Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития  человека. М.2006, с.301 15 Брилинг Елена. Подросток: бить или любить? М. 2005, с. 59 16 Колеченко А.К. Создание в семье психолог. климата, препятствующего употреблению  ПАВ.  СПб 2001, с. 49 родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Возможна зависимость   родительского   отношения   к   детям   от   сиюминутного   настроения,   что отрицательно сказывается на детях, которые не знают, что ожидать от родителей утром, после  прихода  из  школы, после прогулки.  За одно и то же  можно быть наказанным  и обласканным.   Вообще,   противоречивое   воспитание   плохо   сказывается   на   семейных отношениях. «При такой непоследовательности (то грубость, то вседозволенность) дети могут корыстно использовать настроения родителя. Ребенок надеется, что если он начнет ныть и просить, то родитель уступит»17 Родители обычно не имеют четкого представления об эффективных воспитательных системных воздействиях, поэтому дети манипулируют ими   и   нытьем   добиваются   своего.   Однако   как   только   родители   начинают   следовать определенной стратегии и становятся последовательными, то дети сразу понимают, что нытьем   уже   ничего   не   удастся   добиться,   и   они   начинают   вести   себя   гораздо   более приемлемым образом.18        Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует   повышенную   тревожность,   неуверенность,   импульсивность,   а   в   сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком неустойчивом   стиле   и   приемах   воспитания,   у   детей   отмечаются   незрелость   суждений, заниженная самооценка, не формируются самоконтроль и чувство ответственности.  Воспитание по типу Золушки 19 Ситуация   осложняется,   если   высокая   требовательность   и   контроль   сочетаются   с эмоционально холодным, отвергающим отношением  к подростку. Такие отношения иногда называют «воспитанием по типу Золушки». Отношения при этом сводят к: «Уроки сделал? Ну и молодец. Садись чем­нибудь займись и мне не мешай». Часто такой стиль отношений возникает, если ребенок неосознанно отождествляется у родителей с каким­то неприятным значимым моментом в их жизни. Родители часто навязывают своему ребенку единственное, с  их точки зрения, правильное поведение. Однако реально их не интересуют потребности и желания ребенка, и они испытывают сильное недовольство им. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами  жестоки,   хотя   имеют   сильную   потребность   в   любви,   которую   компенсируют поверхностным общением со сверстниками (причем общением в большом объеме). Они становятся тусовщиками и завсегдатаями всех сборищ и компаний у подъезда. Подростки могут   начать   увлекаться   наркотиками,   как   средством   «забытья»   от   проблем.   По имеющимся данным, большинство малолетних преступников и юных бродяг, периодически сбегающих из дома, пережили жестокое обращение в семье.  Гиперопека 17 Бернис Б. Грюнвальд, Гарольд В. Макаби   Консультирование семьи. М. 2004, с. 187 18 Бернис Б. Грюнвальд, Гарольд В. Макаби   Консультирование семьи. М. 2004, с.160­161 19 Брилинг Елена. Подросток: бить или любить? М. 2005 Дрофа плюс,  с.58 Гиперопека  20  (гиперпротекция, опекающий стиль, концентрация внимания на ребенке) – излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие   проблемы.   Родители   бдительно   следят   за   поведением   подростка, ограничивают   его   самостоятельное   поведение,   тревожатся,   что   с   ним   может   что­то произойти.                Несмотря на внешнюю заботу, опекающий  стиль воспитания  приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой ­ к формированию у него пассивности, беспомощности, тревожности, трудностям в общении со сверстниками, запаздыванию социальной зрелости. К гиперопеке обычно склонны мамы, одни воспитывающие своих детей и видящие в этом единственный смысл своей жизни. Удушающая   опека   подается   как:   «Это   все   для   твоего   же   блага»,   «Я   тебе   всю   жизнь посвятила, а ты вот чем платишь?» Родители  живут жизнью детей, пытаясь завладеть даже их душевными переживаниями, вместо того, чтобы жить своей жизнью. Дети от такого воспитания   могут   так     и   остаться   инфантильными   «малышами».   Отношения, складывающиеся по принципу «жить за ребенка», излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста обоих – и подростка, и его мамы.   Высокие ожидания родителей              При таком стиле отношений родители предъявляют к ребенку массу требований, записывают   во   многие   секции,   разносторонне   его   развивают.   В   основе   всего   ставятся родительские   амбиции,   при   этом   желания   самого   ребенка   не   очень­то   учитываются. Трудности возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые подросток не в состоянии. Типичные ситуации: от ребенка требуют только блестящих успехов в школе или проявления особых талантов; ребенок как единственный близкий для матери человек должен посвятить ей все свое свободное время; сын неудачника­отца должен идти его путем и реализовывать мечты отца, которые тот сам не сумел воплотить.         Ребенок становится «реализатором» жизненных планов родителей. Успехами ребенка хвастаются,   тешат   свое   самолюбие,   а   к   промахам   идут   претензии.   При   таком   стиле воспитания   у   подростков   формируется   тревожность,   страхи,   а   жизненным   мотивом становится боязнь неуспеха и избегание неудач.21 С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и  бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же при   этом   ему   навязывается   повышенная   моральная   ответственность,   может   развиться невроз.               «В реальной жизни, ­ замечает В.С. Мухина, ­ все еще более сложно, чем в любой классификации.   В   семье   могут   быть   представлены   одновременно   несколько   стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая   каждый   свой   стиль,   и   т.п.   Кроме   стилей   отношений,   обращенных непосредственно   к   ребенку,   на   его   воспитание   оказывает   безусловное   влияние   стиль взаимоотношений  между взрослыми членами семьи».     2.4 Дисгармония семейных отношений  и   подросток 20 Кулагина, Колюцкий.  Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития  человека. М.2006, с.302 21 Брилинг Елена. Подросток: бить или любить? М. 2005 Дрофа плюс,  с. 60 Негармоничные стили воспитания по Эйдемиллеру, Юстицкису 22 Э.Г.   Эйдемиллер,   В.   Юстицкис   (1998)   выделили   факторы   родительского   воспитания, наиболее   важные   с   точки   зрения   формирования   нарушений   поведения   и   отклонений личности детей и подростков.  Уровень протекции  — количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию   ребенка.   При   гиперпротекции   родители   посвящают   ребенку   крайне   много времени,   сил   и   внимания,   его   воспитание   становится   главным   делом   их   жизни.   При гипопротекции  подросток  оказывается  на  периферии  внимания  родителей,  до  него «не доходят руки», за воспитание берутся, лишь когда случается что­то серьезное.  Степень   удовлетворения   потребностей   ребенка  ­   другой   важный   фактор.   Смотрится   в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение как материально­бытовых (в   питании,   одежде,   развлечениях),   так   и   духовных   –   прежде   всего   в   общении   с родителями, в их любви и внимании. Так называемое «спартанское воспитание» является примером высокого уровня протекции (большая мера занятости родителей воспитанием ребенка), и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка.23              При   потворствовании   родители   стремятся   к   максимальному   и   некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, балуют его. Любое его желание для них – закон.             Игнорирование   характеризуется   недостаточным   стремлением   к   удовлетворению потребностей   ребенка.   Чаще   страдают   при   этом   духовные   потребности,   особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.  Количество  и  качество  требований  к  ребенку в  семье  представлено  разными  шкалами: степень требований­обязанностей, степень требований­запретов, строгость санкций.  Требования­обязанности предписывают что ребенок должен делать в семье. Требования­ запреты предписывают что ребенок не должен делать в семье. И наконец, за выполнением­ невыполнением требований следуют санкции : поощрение или наказание.24  Устойчивые   сочетания   указанных   параметров   создают   несколько   характерных негармоничных стилей семейного воспитания (см. табл.). Тип воспитания Выраженность черт воспитательного процесса Уровень протекци и Степень удовлетвореннос ти   потребностей Степень предъявлен ия Степен ь запрето Строгос ть санкций 22 Эйдемиллер, Добряков, Никольская.  Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб, Речь 2007, с.73­77 23 Фурманов И.А.  Психология детей с нарушениями поведения.  М. 2004,  с.108­109 24 Фурманов И.А.  Психология детей с нарушениями поведения.  М. 2004,  с.109 ребенка требований Потворствующ ая гиперпротекци я Доминирующа я гиперпротекци я Повышенная моральная ответственност ь Эмоциональное отвержение Жестокое обращение + + + ­ ­ Гипопротекция ­ + ± ­ ­ ­ ­ ­ ± + ± ± ­ в ­ + ± ± ± ­ ­ ± ± ± + ± Примечание. «+» означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания; «­» означает недостаточную выраженность; «±» означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, так и недостаточность или невыраженность.  Потворствующая гиперпротекция — родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей,   потакают   его   желаниям,   чрезмерно   обожают   и   покровительствуют, восхищаются минимальными успехами и требуют такого же восхищения ими от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний подростка, его стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.  Доминирующая   гиперпротекция  —   ребенок   также   в   центре   обостренного   внимания родителей, которые отдают ему много времени и сил, однако лишают самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.  Гипопротекция  — к подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, он заброшен физически и неухожен, нет контроля. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка.  Эмоциональное   отвержение  —   ребенком   тяготятся,   его   потребности   игнорируются. Родители   считают   ребенка   обузой   и   проявляют   общее   недовольство   им.   При   скрытом эмоциональном   отвержении   родители   стремятся   завуалировать   реальное   отношение   к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему.   В крайнем варианте – это воспитание по типу «Золушки». Повышенная моральная ответственность — высокие требования к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Стимулирует развитие тревожно­мнительной акцентуации личности.   От   ребенка   требуют   честности,   порядочности,   чувства   долга,   не соответствующих   его   возрасту,   возлагают   на   него   ответственность   за   благополучие близких, и подросток боится их разочаровать.  Жестокое   обращение   с   ребенком  —   склонность   родителей   к   применению   строгих наказаний,   избиений,   даже   при   незначительных   нарушениях   поведения,   лишение удовольствий, игнорирование потребностей подростка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит стена эмоциональной холодности и враждебности

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2019