«Стимуляция речевого развития с использованием дыхательной гимнастики и игр – упражнений на развитие дыхания»
Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
26.03.2019
Описание теоретической части опыта работы по развитию речи детей и работе с родителями по использованию дыхательной гимнастики и игр-упражнений на развитие правильного речевого дыхания. Практическая часть состоит из "Конспекта занятия по развитию речевого дыхания для детей подготовительной группы по сказке "Три поросёнка".
Стимуляции речевого развития с использованием дыхательной гимнастики и игр.docx
«Стимуляция речевого развития с использованием
дыхательной гимнастики и игр – упражнений на развитие
дыхания»
1. Роль речевого дыхания в жизни ребёнка.
Хорошо известно, какую важную роль в жизнедеятельности человеческого
организма выполняет дыхание. Но, кроме своей основной физиологической
функции – осуществления газообмена, дыхание обеспечивает еще и такую
функцию, как речь. Однако для того, чтобы ребенок начал говорить, но должен
освоить особый вид дыхания – речевое дыхание. Под этим термином понимается
способность человека в процессе высказывания своевременно производить
короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при
выдохе.
Правильное
нормального
звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания,
дыханиеоснова
речевое
для
При
выработки воздушной струи дает положительный эффект.
педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее,
раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение
выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить
необходимые звуки.
Проблема воспитания здорового ребенка, стоящая перед воспитателем,
была и остается наиболее актуальной, и в связи с этим возникает
необходимость поисков эффективных путей укрепления здоровья ребёнка,
коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и
увеличения двигательной активности.
1 Дети, посещающие редко детский сад, плохо говорят, дефекты их речи
носят разнообразный характер может быть нарушено произношение всех групп
звуков. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием.
Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой
снижения заболеваемости эпизодично болеющих детей, является дыхательная
гимнастика. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом
каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению
управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться,
справиться с волнением и раздражительностью. Дыхательная гимнастика
укрепляет
развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка,
защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она основана на носовом
дыхании. Выполнение дыхательной гимнастики заметно помогает выдерживать
режим дня дошкольнику, справляться с перегрузками и утомлением, не болеть,
избавиться от фарингитов, ларингитов.
2. Цель дыхательных упражнений.
Главной целью дыхательных упражнений является: увеличение объёма дыхания,
нормализование его ритма , выработка плавного, длительного, экономного
выдоха.
Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование
правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно
произносить те или иные звуки.
Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного
аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба.
Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В
зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или
носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного
2 аппарата) звучать поразному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха
через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через
рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется
достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик
языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует,
прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то
и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать
постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка
правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные
игры и упражнения.
3. Совместная работа родителей и педагогов для развития речи детей.
ФГОС ориентирует педагогов ДОУ на необходимость участия родителей в
реализации программы, в создании условий для своевременного полноценного
развития ребёнка дошкольного возраста. Родители должны стать активными
участниками образовательного процесса, всех педагогических проектов,
независимо от тематики и доминирующей деятельности.
Использование проектов не только подготавливает ребенка к жизни в
будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем, а также позволяет
решать комплекс задач, одна из которых – речевое развитие детей.
Метод проектов становится все более востребованным в образовательном
процессе дошкольных учреждений. Сущность этого метода определяется как
способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы,
лично значимой для детей их родителей и педагогов, которая должна
завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного
продукта.
3 Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую
призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы
создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство
возможностей ее преобразования.
Вовлечение родителей в коррекционнопедагогический процесс важная
задача, не потому, что этого хочет педагог, а потому что это необходимо для
развития их собственного ребенка. Усилия педагога должны быть направлены
на построение взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что
Используя
именно в семье начинается развитие личности ребенка.
информационно — коммуникационные технологии, семейные проекты, клубы
педагог решает главную задачу взаимодействия с родителями — повышает
уровень их педагогической компетентности. Использование проектной
деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно
логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми
новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную
направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные
познавательнопрактические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети с
недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать
языковые навыки и умения.
Регулярные упражнения по развитию речевого дыхания, проводимые на
занятиях и дома, обеспечат нормальное звукопроизношение, создадут условия
для поддержания громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения
плавности речи и интонационной выразительности, а также они укрепят
здоровье ребёнка, повысят его умственные способности.
С каждым занятием задания должны несколько усложняться. С
коррекционновоспитательной целью может быть использован соревновательный
компонент.
При этом всегда необходимо создать для детей ситуацию успеха.
4 Работу над развитием речевого дыхания с дошкольниками лучше
проводить в игровой форме.
4. Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики.
∙ Выполнять упражнения каждый день по 36 мин;
∙ Заниматься до еды;
∙ Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
∙ Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
∙ Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;
∙ В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук,
живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
∙ После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 23с.
Родителям необходимо следить за речевым дыханием ребенка, как базой
для правильного развития речи. С детьми полезно проводить ежедневно ( от 2 до
6 мин.) следующие игры:
Дуя на легкие шарики, карандаши, катать их по столу; пускать в тазу
с водой уток, лебедей, лодки, сдувать тычинки с созревших одуванчиков;
играть на детских духовых музыкальных инструментах.
Дуть на привязанные к нитке комки ваты, легких бумажных птичек.
Сдувать со стола, с руки бумажные снежинки.
Надувать резиновые игрушки, делать мыльные пузыри.
Дуть вверх не давая упасть пушинке, ватке.
Для развития плавного речевого выдоха произносить на одном
выдохе «Один», затем «Один, два», далее «Один, два, три» и т. д., не доводя
число слов до перенапряжения (нельзя допускать отдышки, покраснения
лица). В таком же роде говорить предложения с постепенным наращиванием
числа слов в нем.
Читая детям сказку, стишки, взрослые должны сами соблюдать
правильное спокойное дыхание: перед каждой фразой (она не должна быть
5 длинной: два три слова), не торопясь выдыхать через рот. Ребенок незаметно для
себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым
дыханием. Ребенок, подражая взрослым должен петь песенки, читать стихи,
обязательно соблюдать правильное дыхание.
5. Вывод.
Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых
условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо
начинать на подготовительном этапе формирования правильного
звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и
артикуляционной моторики. Правильное речевое дыханиеоснова для
нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на
развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект.
При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет
быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха,
удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее
поставить необходимые звуки.
6. Практическая часть.
Конспект занятия по развитию речевого дыхания для детей
подготовительной группы
Цели:
1. Закрепление умения различать холодную и тёплую струи выдыхаемого
воздуха.
2. Закрепление навыков самоконтроля вдоха и выдоха при произнесении гласных
звуков: а – о у – и.
6 3. Тренировка удлинённого выдоха через рот с одновременным проговариванием
слогов с постепенным их наращиванием.
4. Формирование плавной слитной речи.
5. Закрепление знаний по лексической теме «Дом».
6. Закрепление навыков словообразования с помощью суффиксов ик, ище.
7. Закрепление навыков слогового анализа и синтеза.
8. Развитие произвольного внимания, воображения.
ОБОРУДОВАНИЕ: ширма, индивидуальные зеркала, игрушки, домики
из соломы, веток, камня, потолочной плитки, изображения гномов, буквы,
ИКТ, индивидуальные полоски для выкладывания букв.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение английской сказки «Три
поросёнка», беседа по сказке, занятие по лексической теме «Дом».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1 часть: ВВОДНАЯ
Педагог: Ребята, я приглашаю вас оправиться в сказочную страну.
Что же это за страна?
Удивительна она.
Герои сказок здесь живут,
Им очень нравится приют.
А вы попробуйте узнать,
Названье сказки угадать.
Педагог: Чтобы угадать сказку и увидеть героев этой сказки, нужно
подуть на эту ширму из шелестящего дождика. Вспомните наши
правила дыхания: делаем глубокий вдох через нос, плечи не поднимаем. Затем
задерживаем воздух и дуем на дождик через рот длинным холодным ветерком.
Щёки во время выдоха не надуваем.
Педагог: Что вы увидели?
Дети: Я увидел игрушку поросенка . А я увидела игрушку волка.
7 Показываю иллюстрацию из сказки «Три поросёнка».
Педагог: Поросята в лесу жили,
Жили дружно, не тужили.
И однажды, както вдруг,
Построить домики они решили.
Как называется эта сказка?
Дети: Мы знаем это сказка «Три поросенка»
Педагог: Ребята вспомните,как звали поросят?
Дети: Их звали НафНаф, НуфНуф, НифНиф.
Педагог: Прежде чем мы отправимся путешествовать по сказке, я
предлагаю вам сделать дыхательную гимнастику.
1 упражнение – «Пускаем облачко». И.п. – стоя, руки опущены. Руки в
стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву «о»,
продвигаются вперёд ото рта – выдох.
2 упражнение –«Поймай лучик». И. п. – стоя, руки вытянуты вперёд.
Руки в стороны – вдох. Прямые руки соединяются впереди, поём «Иии» –
выдох
3 упражнение – «Рубим дрова». И. п. – стоя, руки опущены. Ноги шире
плеч. Прямые руки вверх – вдох. Наклон, на выдохе поём: «У – у – у».
4 упражнение – «Цветок распускается». И, п. – стоя, руки опущены. Руки
через стороны поднять вверх – вдох. Руки через стороны вниз, поём: «Ааа»
выдох.
2 часть: ОСНОВНАЯ
Педагог: Итак, начинается наше путешествие по сказке. Что делали
поросята, пока было лето?
Дети: Они бегали и играли. И у них была любимая игра – «Сдуй шмеля с
цветка» (используется ИКТ – блок «дыхание). Поможем им это сделать.
8 Сделайте глубокий вдох и сильно подуйте на шмеля, который сидит на цветке.
Педагог: Прошло лето, наступила…..
Дети: Осень.
Педагог: С каждым днём в лесу становилось всё холоднее и холоднее, стал
часто появляться осенний туман. Покажем его. Возьмите зеркало, поднесите
его ко рту. Сделайте глубокий вдох через нос и длительный тёплый выдох через
рот на зеркало. Вот такой был осенний туман.
И както осенним днем НафНаф сказал. «Пора нам подумать о зиме»,
«Давайте построим дом, будем в нём зимовать». Что же ему ответили братья?
Дети: Они ответили, что пока не будут строить дом, что ещё не наступили
холода.
Педагог: Да, братьям совсем не хотелось браться за работу. Они все
бегали и играли. И я вам предлагаю поиграть в игру «Волшебная палочка».
Нужно повторять слоги и следить за моей волшебной палочкой. Когда я
подниму палочку вверх, нужно сразу же закрыть рот.
Слоги: дадада; дададада
Дододо; додододо
Дудуду; дудудуду.
Педагог: Что тогда начал делать НафНаф?
Дети: Он стал строить дом один.
Педагог: Поможем ему.
Физминутка
«Туктук молотком»:
Туктук молотком, Ударяют кулачками друг о друга.
Строим, строим новый дом. Кладут горизонтально одну ладонь на другую.
Педагог: Наконец, когда стало совсем холодно, ленивые братья взялись за
работу.
Из чего сделал дом Ниф Ниф?
9 Дети: Он сделал дом из соломы.
Педагог: Дом из соломы, какой?
Дети: Дом из соломы соломенный.
Педагог: Из чего был сделан дом Нуф – Нуфа?
Дети: Нуф –Нуф сделал дом из веток и тонких прутьев.
Педагог: Поросята так сильно шумели и резвились в лесу, что разбудили
волка. Волк погнался за ними. Ниф – Ниф спрятался в своем соломенном доме.
Что стал делать волк?
Дети: Он начал дуть на хижину.
Педагог: Покажем, как он это сделал. Глубоко вдохните через нос,
задержите воздух и подуйте через рот на хижину длинной сильной струёй, не
надувая щёк.
Дети выполняют задание.
Педагог: Что случилось с хижиной?
Дети: Она разлетелась в разные стороны.
Педагог: Почему же хижина развалилась?
Дети: Она была слабой, лёгкой. Волк сильно подул на неё.
Педагог: Что произошло с Ниф –Нифом , когда его дом разлетелся?
Дети: Он побежал к Нуф –Нуфу и спрятался в его домике.
Педагог: « От этого дома сейчас тоже ничего не останется!» прорычал
волк и начал дуть. Так ли это? Давайте проверим, ребята. Сделайте глубокий
вдох через нос и сильно подуйте на домик Нуф – Нуфа, не надувая щёк.
Педагог: Почему домик Нуф –Нуфа тоже не выдержал и развалился?
Дети: Потому что он тоже был непрочный.
Педагог: Что сделали поросята, когда домик Нуф – Нуфа развалился?
Дети: Поросята побежали к дому Наф – Нафа.
Педагог: Вспомните, из чего Наф – Наф построил свой дом?
Дети: Он построил дом из кирпича.
10 Педагог: Дом из кирпича, какой?
Дети: Дом из кирпича – кирпичный.
Педагог: Наф – Наф впустил своих братьев и запер за ними дверь на
засов.
В этом доме ты поверь
Заперта надёжно….
Дети: Дверь.
Педагог: Поросята дома?
Дети: Дома!
Педагог: Поросята решили, что им не страшен волк. Почему?
Дети: Они в кирпичном доме, он очень прочный.
Педагог: Сколько волк ни дул на дом, ни один кирпичек не сдвинулся с
места. Давайте это проверим, ребята. Сделайте глубокий вдох через нос,
задержите воздух и сильно подуйте длинной струёй на дом.
Почему дом не упал?
Дети: Потому что Наф – Наф построил дом из кирпича, он прочный,
надёжный.
Педагог: С тех пор братья стали жить дружно вместе. По вечерам они
вспоминали свои приключения. Очень часто к ним приходили в гости соседи –
маленькие гномы. Они были разного роста (показываю гномов).
Этот самый низкий. Как о нем можно сказать ласково?
Дети: Гномик.
Педагог: Этот самый высокий. Как о нём можно сказать?
Дети: Гномище.
Педагог: Этот среднего роста. Как о нём можно сказать?
Дети: Гном.
Педагог: Однажды гномы поехали на выставку. А что они там увидели,
сейчас мы узнаем. Что это?
11 Дети: Дома.
Педагог: Они одинаковые или разные? Чем они отличаются?
Дети: Они разного размера, разного цвета, сделаны из разного материала.
Педагог: Для чего нужны дома?
Дети: Они нужны, чтобы в них могли жить люди.
Педагог: Гномы тоже решили построить себе дома. Строили они так:
Пальчиковая игра:
Туки – туки – туки – ток Кулачки громко и медленно стучат.
Так стучит молоток.
Туки – туки точки
Тихо и быстро стучат
Стучат молоточки. Указательные пальчики.
Педагог: Маленький гномик
Под кустом построил маленький….
Дети: Домик.
Педагог: Я вам тоже предлагаю построить из деталей домик.
Дети выполняют задание.
Педагог: Что это?
Дети: Домик.
Педагог: Почему о нём так говорят?
Старый мудрый гномище
Выстроил большой, большой……..
Дети: Домище.
Педагог: Постройте из деталей такой же домище.
Почему о нём так говорят?
А самый добрый и весёлый гном
В лесу построил………
Дети: Дом.
12 Педагог: Я предлагаю вам построить из деталей такой же дом.
Каждый день весёлые – гномы
Ходили к друг другу в гости.
Педагог: Чем похожи все наши слова: домик, домище, дома.
Дети: Есть общее слово «Дом».
Педагог: Давайте составим это слово из букв, расположенных на экране
компьютера (на экране несколько знакомых гласных и согласных букв).
Назовите первый звук в слове «дом».
Дети: Это звук «Д».
Педагог: Какой буквой он обозначается? Найдите и покажите её на экране
компьютера (и т. д. все звуки и буквы).
Я составлю на экране компьютера слово, а вы его прочитайте.
Затем дети выкладывают слово «дом» на индивидуальных полосках. В ходе
работы уточняю: Сколько слогов в слове «дом»? Сколько звуков? Сколько
гласных, согласных звуков?
Прошу назвать гласные, согласные звуки. Сколько букв? Обращаю внимание, что
звуков 3 и букв тоже 3.
Итог занятия: Мы сегодня были в сказочной стране.
Что мы там делали?
13 Литература:
1.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность
дошкольников. М., 2010.
2.
М.2005.
3.
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера.
Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по
логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.
4.
Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем
дыхание. М.,Знание.1987.
5.
Симкина Л.П., Титаровский Л.В. Азбука здоровья М., Амрита –
Русь,
Волкова Г.А. Логоритмическая гимнастика. М.: Владос,2003
2006
Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. М: Просвящение, 1979
Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика
6.
7.
для детей»
8.
Новиковская О.А. Логоритмика для детей дошкольников в играх и
упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей . – СПб.:
Издательство «Кроно.Век.», 2012
9.
В.Т.
оздоровления»
Кудрявцева,
Б.Б.
Егорова «Развивающая педагогика
14
«Стимуляция речевого развития с использованием дыхательной гимнастики и игр – упражнений на развитие дыхания»
«Стимуляция речевого развития с использованием дыхательной гимнастики и игр – упражнений на развитие дыхания»
«Стимуляция речевого развития с использованием дыхательной гимнастики и игр – упражнений на развитие дыхания»
«Стимуляция речевого развития с использованием дыхательной гимнастики и игр – упражнений на развитие дыхания»
«Стимуляция речевого развития с использованием дыхательной гимнастики и игр – упражнений на развитие дыхания»
«Стимуляция речевого развития с использованием дыхательной гимнастики и игр – упражнений на развитие дыхания»
«Стимуляция речевого развития с использованием дыхательной гимнастики и игр – упражнений на развитие дыхания»
«Стимуляция речевого развития с использованием дыхательной гимнастики и игр – упражнений на развитие дыхания»
«Стимуляция речевого развития с использованием дыхательной гимнастики и игр – упражнений на развитие дыхания»
«Стимуляция речевого развития с использованием дыхательной гимнастики и игр – упражнений на развитие дыхания»
«Стимуляция речевого развития с использованием дыхательной гимнастики и игр – упражнений на развитие дыхания»
«Стимуляция речевого развития с использованием дыхательной гимнастики и игр – упражнений на развитие дыхания»
«Стимуляция речевого развития с использованием дыхательной гимнастики и игр – упражнений на развитие дыхания»
«Стимуляция речевого развития с использованием дыхательной гимнастики и игр – упражнений на развитие дыхания»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.