Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до « эмоционального паралича ». Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно.
Страх и виды тревожности
Что такое страх ?
Нелегко найти человека, который бы никогда не
испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога,
страх – такие же эмоциональные неотъемлемые
проявления нашей психической жизни, как и
радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но
при чрезмерной податливости к страхам,
зависимости от них меняется поведение человека
вплоть до « эмоционального паралича ». Устойчивые
страхи – это страхи, с которыми не может
справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые
приводят к появлению нежелательных черт
характера. Детские страхи, если к ним
правильно относиться, понимать причины их
появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они
болезненно заострены или сохраняются длитель ное
время, то это служит признаком неблагополу чия,
говорит о физической и нервной ослабленности
ребёнка, неправильном поведении родителей,
конфликтных отношений в семье. Для того, чтобы
воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от
страхов, родителям необходимо также знать, что
такое страх, какую функцию он выполняет, как
возникает и развивается, чего больше всего боятся
дети и почему.
Известный физиолог И. П. Павлов считал страх
проявлением естественного рефлекса, пассивно
оборонительной реакцией с лёгким торможениемкоры больших полушарий. Страх основан на
инстинкте самосохранения, имеет защитный
характер и сопровождается определёнными
изменениями высшей нервной деятельности,
отражается на частоте пульса и дыхания,
показателях артериального давления, выделении
желудочного сока. В самом общем виде эмоция
страха возникает в ответ на действие угрожаю
щего стимула. Существует 2 угрозы, имеющие
универсальный и одновременно фатальный в своём
исходе характер. Это смерть и крах жизненных
ценностей, противостоящие таким понятиям, как
жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и
социальное благополучие. Но и помимо крайних
выражений страх всегда подразумевает пережива ние
какойлибо реальной и воображаемой опасности
Гораздо более распространены внушённые детские
страхи. Их источник взрослые, окружающие
ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских
учреждений), которые непроизвольно заражают
ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво,
подчеркнуто эмоционально указывают на наличие
опасности.
В результате ребёнок воспринимает только вторую
часть фраз типа : «Не ходи – упадёшь», «Не бери –
обожжёшься», «Не гладь – укусит». Ребёнку пока
ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже
распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него
возникает реакция страха. Страх закрепился и
распространился на исходные ситуации.К числу внешних можно отнести также и страхи,
которые возникают у излишне тревожных
родителей. Разговоры при ребёнке о смерти,
болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его
психике, калечат её. Всё это даёт основание
говорить об условно рефлекторном характере
страха, даже, если ребёнок пугается (вздрагивает)
при внезапном стуке или шуме, т.к. последний
когда то сопровождался крайне неприятным
переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в
памяти в виде определённого эмоционального следа и
теперь непроизвольно ассоциируется с любым
внезапным звуковым воздействием.
Страх и тревога.
В страхе и в тревоге есть общий эмоциональный
компонент в виде чувства волнения и беспокойства,
т.е. в обоих понятиях отображено восприятие
угрозы или отсутствие чувства безопасности.
Страх эффективное (эмоционально заострённое)
отражение в сознании человека конкретной угрозы для
его жизни и благополучия ; тревога –эмоциональ но
заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога
в отличии от страха не всегда отрицательно
воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде
радостного волнения, волнующего ожидания.
Эмоционально неблагополучный ребёнок в
зависимости от психической структуры личности,
жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и
сверстниками может испытывать как тревогу, так и
страх. Объединяющим началом для страха и тревогиявляется чувство беспокойства. Оно проявляется в
том, что ребёнок теряется, когда его спрашивают, не
находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит
дрожащим голосом и часто замолкает совсем.
Внутри всё холодеет, тело «наливается свинцом»,
ладони становятся влажными. Он может совершать
много лишних движений, или наоборот, становится
неподвижным.
В свою очередь, страх можно рассматривать как
выражение тревоги в конкретной, объективизирован ной
форме, если чувства не пропорциональны
опасности, и тревога принимает затяжное течение.
Если ребёнок начинает бояться самого факта
возникновения страха, то здесь налицо высокий,
нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он
боится, а точнее опасается всего того, что может
даже косвенно угрожать его жизни и благополучию.