Страх и виды тревожности

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до « эмоционального паралича ». Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно.
Иконка файла материала Страх и виды тревожности.doc
Страх и виды  тревожности Что такое страх  ?       Нелегко найти человека, который бы никогда не  испытывал чувство страха.  Беспокойство,  тревога,  страх – такие  же   эмоциональные неотъемлемые   проявления   нашей   психической   жизни,   как   и  радость,    восхищение,   гнев,   удивление,   печаль.  Но при    чрезмерной    податливости   к    страхам,  зависимости  от  них  меняется  поведение человека  вплоть  до  « эмоционального паралича ». Устойчивые   страхи  –  это  страхи,  с  которыми  не может     справиться    ни    ребёнок,   ни    взрослый,  которые    приводят  к   появлению   нежелательных  черт    характера.  Детские    страхи,   если    к    ним    правильно     относиться,    понимать  причины   их  появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длитель  ное   время, то это  служит  признаком  неблагополу­  чия,  говорит о физической и нервной ослабленности  ребёнка,     неправильном    поведении     родителей,  конфликтных  отношений в  семье.  Для того, чтобы  воздействовать  на  ребёнка,  помочь избавиться ему от  страхов, родителям необходимо  также знать,  что  такое  страх,   какую   функцию   он  выполняет,  как   возникает  и  развивается,  чего больше всего боятся  дети и почему.      Известный  физиолог И. П. Павлов  считал  страх  проявлением    естественного   рефлекса,   пассивно­ оборонительной   реакцией  с  лёгким  торможениемкоры    больших   полушарий.     Страх   основан   на   инстинкте      самосохранения,      имеет     защитный    характер      и     сопровождается      определёнными  изменениями      высшей     нервной     деятельности,  отражается      на    частоте    пульса     и     дыхания,  показателях    артериального  давления,   выделении  желудочного   сока.   В   самом  общем  виде эмоция  страха    возникает  в  ответ   на  действие  угрожаю­   щего   стимула.   Существует   2   угрозы,  имеющие  универсальный  и одновременно фатальный в своём  исходе   характер.  Это   смерть  и  крах  жизненных  ценностей,   противостоящие  таким  понятиям,  как  жизнь,     здоровье,    самоутверждение,     личное   и  социальное   благополучие.  Но  и  помимо  крайних  выражений  страх всегда  подразумевает  пережива ­ ние какой­либо реальной и воображаемой опасности Гораздо более распространены внушённые детские  страхи.    Их    источник  ­  взрослые,    окружающие  ребёнка  (родители,  бабушки,  воспитатели  детских  учреждений),   которые     непроизвольно   заражают  ребёнка   страхом,   тем,   что   излишне  настойчиво,  подчеркнуто   эмоционально   указывают на наличие  опасности.  В результате   ребёнок воспринимает только вторую  часть  фраз типа :  «Не  ходи – упадёшь», «Не бери –  обожжёшься»,   «Не гладь – укусит».   Ребёнку  пока  ещё  не  ясно,  чем  ему  всё  это  грозит,  но  он  уже  распознаёт  сигнал   тревоги,  и  естественно,  у  него  возникает   реакция    страха.   Страх   закрепился   и  распространился на исходные ситуации.К  числу  внешних  можно  отнести   также и страхи,  которые    возникают  у   излишне    тревожных  родителей.   Разговоры   при   ребёнке   о   смерти,  болезнях,   пожарах,   убийствах  отражаются на его  психике,    калечат   её.    Всё   это   даёт   основание  говорить   об   условно  ­  рефлекторном   характере  страха,   даже,  если  ребёнок пугается (вздрагивает)  при   внезапном   стуке  или   шуме,  т.к.  последний  когда ­ то     сопровождался     крайне    неприятным  переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в  памяти в виде определённого эмоционального следа и    теперь   непроизвольно   ассоциируется  с любым  внезапным звуковым воздействием.    Страх и тревога. В  страхе  и  в  тревоге есть  общий  эмоциональный  компонент в  виде чувства волнения и беспокойства,  т.е.   в   обоих   понятиях     отображено   восприятие  угрозы   или   отсутствие   чувства   безопасности. Страх ­ эффективное   (эмоционально   заострённое)  отражение  в   сознании  человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия ; тревога –эмоциональ­  но     заострённое    ощущение   предстоящей   угрозы. Тревога  в отличии от страха  не всегда отрицательно  воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде  радостного    волнения,     волнующего      ожидания.  Эмоционально    неблагополучный    ребёнок   в  зависимости  от  психической    структуры   личности,  жизненного опыта, взаимоотношений с  родителями и  сверстниками   может   испытывать  как тревогу, так и  страх. Объединяющим  началом  для  страха и тревогиявляется чувство беспокойства.   Оно   проявляется   в  том,  что  ребёнок  теряется, когда его спрашивают, не  находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит  дрожащим    голосом    и   часто   замолкает   совсем. Внутри   всё  холодеет,  тело  «наливается свинцом»,   ладони  становятся  влажными. Он может совершать  много лишних   движений, или наоборот, становится  неподвижным.  В   свою   очередь,  страх  можно  рассматривать как  выражение тревоги в конкретной, объективизирован ной форме,    если    чувства    не  пропорциональны  опасности,  и  тревога  принимает  затяжное  течение.  Если   ребёнок   начинает    бояться    самого    факта  возникновения   страха,  то  здесь   налицо   высокий,  нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он  боится,   а  точнее  опасается  всего  того,  что  может  даже косвенно угрожать его жизни и   благополучию.