Страхи и агрессия у детей
Дети – радость жизни, но наблюдение за ними порой может приносить не только радость, но и недоумение, а порой и недовольство. Одними из таких ситуаций являются агрессивное поведение ребенка или же его страхи. Начнем, пожалуй, с последних.
Нам, взрослым, порой невдомек, с чего вдруг наш малыш начал проявлять чувства беспокойства, тревоги, пугаться чего-то. Вместо того чтобы разобраться в чем дело, помочь ребенку, многие родители отмахиваются – «Не выдумывай глупости» – или даже смеются над детьми: «Ну ты и трусишка! Вон уже какой большой, а все боишься». Такое поведение мало того, что не решает проблему маленького человечка, так еще и отдаляет его от родителей. Ведь изначально кроха считает папу с мамой всемогущими, думает, что они могут от всего его защитить, а тут вдруг этого не происходит.
Откуда берутся страхи?
Родители должны осознать одну простую истину: чаще всего детский страх — это следствие их собственного неправильного поведения: гиперопеки, тревожности, постоянной занятости на работе, недостатка заботы и любви. Да, зародиться он может вне семьи: в детском саду, на улице, у кого-то в гостях. Но укореняется только под влиянием родительской реакции. Если ситуация высмеивается, воспринимается не всерьёз, вообще игнорируется, впоследствии это способствует развитию более глубокой и трудноискоренимой фобии.
Когда виноваты родственники (родители, семья):
Родственники сильно и постоянно чего-то боятся.
Постоянные напоминания ребёнку о том, как он чего-то испугался, насмешки над этой ситуацией.
Чересчур властное, авторитарное поведение родителей.
Отсутствие разговоров по душам.
Постоянное присутствие пугающего фактора.
Одиночество: единственный ребёнок в семье, друзей нет, родители постоянно на работе.
Наказание за любую эмоцию (нельзя кричать, громко смеяться, плакать).
Гиперопека.
Неполная, неблагополучная, замкнутая семья.
В этих случаях, чтобы помочь ребёнку преодолеть страх, родители должны в корне изменить своё поведение.
Психотравмы
Второй блок факторов, способствующих развитию фобий, — психотравмирующая ситуация, основанная на сильном испуге. Это может быть что угодно:
внезапный громкий крик;
паника кого-то из взрослых;
разговоры на повышенных тонах в семье;
укус животного или насекомого;
падение с высоты;
тяжёлая физическая травма;
авария;
смерть и похороны кого-то из близких;
стихийное бедствие.
Если ребёнок воспитывается в положительной, спокойной обстановке, в подобных ситуациях он переживает кратковременную эмоцию. При правильном поведении родителей (не акцентировать на этом внимание, успокоить, отвлечь, постараться забыть) она исчезает и не оставляет следа. В противном случае трансформируется в фобию и становится психотравмирующей ситуацией, порождающей различные психические расстройства и внутренние комплексы.
Физиология
К причинам возникновения детских страхов относятся также:
младший возраст: чем меньше лет — тем их больше;
пол: девочки боятся чаще, чем мальчики;
возраст родителей: чем старше — тем пугливее;
внутриутробный испуг, если мама во время беременности пережила психотравмирующую ситуацию;
органические заболевания мозга и черепно-мозговые травмы, которые могут оказать патологическое влияние на фантазию;
чрезмерно чувствительный тип нервной системы;
недостаток физической активности;
наследственность.
Другие причины
Чрезмерная фантазия.
Увлечение фантастическими мультфильмами и книгами, ужастиками может порождать в сознании ребёнка существование потустороннего мира, параллельной реальности. На фоне богатой фантазии это чревато бессонницей и элементарной бытовой трусостью. Боязнь спать без света, идти одному в другую комнату, заглянуть в чулан или подвал становятся настоящими психотравмирующими ситуациями. Любая тень на стене воспринимается как монстр, любой шорох — как присутствие привидений.
Социальная дезадаптация.
Любой межличностный конфликт вне дома может превратиться для ребёнка в устойчивую боязнь дальнейшего общения и новых знакомств. Причиной может стать самая незначительная ситуация — вскользь брошенное обидное слово, публичное высмеивание, грубое замечание со стороны взрослого.
Постоянное напряжение.
Дошкольники, например, часто придумывают себе монстров и стараются облегчить свою ношу, напугав ими других. Известен феномен цепной реакции, когда в группе детсада малыши боялись одного и того же чудовища, которое оказалось плодом воображения одной из девочек.
Психические расстройства.
Страхи свойственны детям, страдающим различными заболеваниями нервной системы и психики. Если они вовремя не были распознаны взрослыми, то могут перерасти в серьёзные патологии. Чаще всего причиной становятся неврозы.
Копирование реакции
В насаждении детских страхов чаще всего виновато общество, окружающее ребёнка. При столкновении с чрезвычайной ситуацией он смотрит на реакцию других людей — родителей, сверстников, взрослых.
Что же нужно делать для того, чтобы помочь ребенку справиться со своими страхами?
Во-первых, побольше рассказывайте ему о том, чего он боится, с объяснением необоснованности страхов. Например, если он боится болезней, расскажите ему, что заболеть маловероятно при надлежащих мерах предосторожности. Если ребенок боится насекомых, пусть почитает о них в энциклопедии.
Следующим этапом могут стать воображаемые сцены встречи ребенка с собственным страхом. Допустим, он боится животных. Пусть представляет в деталях, как он их встречает и ничего плохого не происходит. Многократное повторение таких сцен придаст малышу уверенности.
Можно также читать сказки, в которых главный герой преодолевает свои страхи, побеждает их, потому что он сильный и смелый.
Очень действенный способ, кстати, рисование. Пусть ребенок нарисует свой страх, а потом вы вместе поищете у нарисованного объекта смешные, комические черты. Как известно, смех убивает страх.
Для ребенка очень важно, если родители помогают ему справиться с такими проблемами. Поэтому постарайтесь не обмануть его ожиданий. Для детей постарше более важными являются страх перед новым коллективом, боязнь выступления перед зрителями с докладом или в школьном театре в качестве актера и тому подобное. В этих случаях присутствие родителей дает еще большую эмоциональную поддержку.
Откуда берется агрессия
С детской агрессией все обстоит гораздо сложнее. Ее корни лежат не столько в психике, сколько в эмоциональном климате семьи и в отношениях между родственниками. Научным фактом является то, что агрессивные дети вырастают в тех семьях, где родители не умеют контролировать свои негативные эмоции. Регуляция злости у детей – гораздо более сложное задание, чем борьба со страхами. Здесь самое главное – не навредить малышу, не причинить ему боль.
В каждом человеке от природы есть агрессия. Это своеобразный защитный механизм, реакция на раздражение. Когда возникает опасная ситуация — например, кто-то отобрал игрушку или дал лопаткой по голове, ребенок защищается от нападения. Но иногда агрессивным становится фоновое поведение — ребенок нападает сам, акцентируется на плохих героях в сказках, говорит обидные слова. Это не значит, что он вдруг стал плохим. Это значит, что есть раздражитель, который постоянно приводит его агрессию в активную фазу. И прежде всего, родители должны понять, что стало причиной агрессии.
•
Причина детской агрессии
Обстановка в семье. Если папа и мама ругаются и спорят, ребенок принимает это на свой счет. Как мыслит ребенок: «Они ругаются, значит, я плохой».
Физическое и моральное наказание, унижение, психологический отказ от ребенка. Например, в надежде ускорить действия ребенка мамы часто говорят: «Я сейчас уйду, а ты останешься». Страх разлучения с мамой — самый страшный для ребенка. Если она пользуется такими приемами, малыш находится в постоянном стрессе.
Неблагоприятная обстановка в детском саду. В группе есть дети-агрессоры, которые провоцируют малыша на постоянную защиту или воспитатели пользуются угрозами для достижения своих целей.
Непринятие чувств ребенка, запреты выражать грусть, обиду, горечь. Ребенку говорят: «Фу, какая ты некрасивая, когда плачешь!» или «Не реви, ты же мальчик!». Если эмоции не прорабатываются, они накапливаются и выливаются в агрессивное поведение.
Повышенная тревожность малыша. Если мама сама находится в постоянном стрессе или чрезмерно опекает малыша: «Не лезь на горку, это опасно!» или «Не ходи туда, упадешь». Мир начинает казаться малышу опасным и он защищается от него.
Как выглядит детская агрессия?
Агрессия у ребенка выражается по-разному:
дерется;
кусается;
бьет родителей;
говорит обидные или грубые слова;
причиняет боль себе — бьется об пол головой, кусает себя, царапает;
он не идет на компромисс с друзьями, ни в чем никому не уступает;
он любит отрицательных героев (Кащея, Бабу-Ягу), старается им подражать, не замечает положительных героев.
Снимаем стресс
Чтобы направить агрессию ребенка в нужное русло и дать ей выплеснуться, советую играть в определенные игры, где это негативное поведение может быть управляемым. В эти игры могут играть и родители, и сами дети в садике. Чем большим количеством времени вы располагаете, тем лучше: малыш первое время будет подолгу заигрываться в «Салют» и «Упрямого барашка».
Игра 1. «Обзывалки»
Мама и ребенок встают друг напротив друга и кидают друг другу мяч. Когда ребенок кидает, он может назвать маму «обидным» словом, которое на самом деле разрешено, например, «Ты капуста!» — «А ты помидор!» и т. д.
Игра 2. «Пыль»
Предложите ребенку выбить пыль из подушки. Пусть он колотит ее, кричит.
Игра 3. «Борьба на подушках»
Включите веселую музыку, возьмите в руки подушки и слегка подеритесь ими. Но родители четко должны установить правила — не бить руками, не кричать обидные слова. Если правила нарушаются, игра останавливается.
Игра 4. «Снежки»
Предложите ребенку комкать листы бумаги и бросать ими друг в друга.
Игра 5. «Салют»
Ребенок рвет бумагу и с силой бросает ее вверх. Потом все вместе убирают мусор с пола.
Игра 6. «Мячик, катись!»
Теннисный мячик кладется на ровную поверхность. Ребенку предлагают сдуть его, чтобы он прокатился по заданной траектории. Игры с участием дыхательных элементов психологи считают самыми эффективными.
Игра 7. «Лягушка»
Если малыш любит купаться, предложите ему дуть на поверхность воды, чтобы получились волны. Усилия ребенка должны быть достаточно интенсивными.
Игра 8. «Ураган»
Сядьте напротив малыша и предложите ему вас сдуть. Пусть он наберет в легкие побольше воздуха и как следует дует на вас — мама при этом делает вид, что сопротивляется потокам воздуха.
Игра 9. «Упрямый барашек»
Малыш ложится на пол и с силой выпрямляет ноги, в воздух или бьет ими об пол. На каждый удар он может говорить «Нет!».
Игра 10. «Футбол»
Ребенок и взрослый играют в футбол подушкой. Ее можно отнимать, пинать, бросать — главное, соблюдать все правила.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.