В данной работе описывается пример занятия на активизацию воображения и ассоциативного мышления; создание чувственно-эмоционального образа звука.
Дошкольникам предлагается задание: описать любой звук, опираясь на ассоциации, которые он вызывает. Использовать разнообразную сенсорную и эмоциональную информацию, попытаться сформировать свое отношение к звуку.
Страна звуков и запахов 2019.docx
«Страна звуков и запахов»
Орлова Л.В.,
к.пс.н, учительлогопед
ГБОУ Школа № 814 КДО №863, г.Москва
Цель: активизация воображения и ассоциативного мышления; создание чувственно
эмоционального образа звука.
Задание: описать любой звук (шелест листьев, хруст снега под ногами, скрип двери и
т.д.), опираясь на ассоциации, которые он вызывает. Использовать разнообразную
сенсорную и эмоциональную информацию, попытаться сформировать свое отношение к
звуку.
1. Мимический и пантомимический этюд (выражение эмоций)
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие – в сказочную страну, где
живут звуки и запахи. Вы хотите? Тогда возьмемся за руки и представим, что мы
туда поплывем на большом корабле (звучит спокойная музыка). Волны раскачивают
наш корабль, держитесь за руки, чтобы не упасть за борт (имитация качки). Качка
прекратилась, наш корабль причалил к берегам этой волшебной страны.
2. Этап актуализации (рассказ, беседа)
«Страна Звуков и Запахов»
Можно рассказать много историй об этой стране добра и сказки, стране Вкусов и
Запахов. Но я вам расскажу всего одну историю. Правил этой страной король Звук и
была у него, как и у всех королей, своя королева. Уж очень она была красивая,
нежная, добрая, внимательная. Где бы она не была, оставляла после себя хорошие
воспоминания, запах чистоты и легкого аромата. Ни одного звука даже самого
незначительного она не оставляла без внимания. Звали королеву – Аромалия. В одно
прекрасное утро проснулась королева в хорошем настроении. Солнце уже заглянуло
1 в окно ее спальни, открыв глаза она услышала радостные звуки птиц: «чик – чирик –
чирик – чик – чик». Королева лежала в своей кроватке и наслаждалась лучами солнца
и пением птиц. И, вдруг, услышала новые звуки: «кап – кап – кап – кап». Словно
ктото стучал в ее окно. Какой знакомый звук, подумала королева, не могу понять
кто это? Аромалия подбежала к окну и открыла его с такой силой, даже не обратила
внимания на старый звук – скрип фрамуги (окна): «тррррр». Своим глазам не верю,
подумала она. Да ведь это же настоящая капель. Вдохнув в себя легкий аромат
свежего воздуха. Птицы разносили звуки все громче и громче: «чик – чирик, чирик –
чик – чик». Капель с таким звоном трезвонила о весне: «кап – кап – кап – кап».
Весной пахнет, вдохнув в себя большой глоток воздуха Аромалия.
Вы знаете, дети, чем пахнет весна?
Весна пахнет талым снегом, теплыми солнечными, как мамины ласки, лучами солнца,
свежей зеленой травкой и первыми цветами, подснежниками.
Кто видел и вдыхал в себя ароматы подснежников? Чем он пахнет?
Подснежник пахнет чистым воздухом и немножко нежным ароматом, это сама
нежность.
Аромалия почувствовала такую радость, чтото родное. Ей захотелось быстрее
привести себя в порядок и выбежать на улицу в сад. Только королева надела свои
красивые платья, как услышала другие звуки: «динь – динь – динь – динь». Это
колокольчик приглашал всех к столу своим звуком. Аромалия не могла
проигнорировать это звук, ведь это было просто не прилично. И она спустилась в
столовую. Там она услышала новые звуки: «дзинь – дзинь – дзинь – дзинь». Это звук
фарфоровой посуды радовал и предвещал праздник. Спустился в столовую к
завтраку и король Звук. Когда он вошел в комнату, то комната быстро наполнилась
ароматом весенней радости и нежности, ведь в руках у него были подснежники. «Кхы
– кхы», прокашлял король звук и преподнес цветы своей королеве. Королева от
радости и удовольствия не смогла сдержать своих эмоций и рассмеялась. Когда,
смеются, издают каждый свой звук (попробуйте засмеяться). Вот такой смех у
Аромалии (звонкий, веселый и радостный). И всем стало весело от этого смеха: и
2 колокольчику, и фарфоровой посуде и столовым приборам. Всем стало весело,
потому, как у каждого в душе была весна. У каждого был свой собственный звук: у
колокольчика: «динь – динь – динь», у фарфоровой посуды: «дзинь – дзинь – дзинь».
А птицы щебечут посвоему, оповещая нам: «весна, весна».
А вы знаете, какой первый весенний праздник? Восьмое марта. В это день мы
поздравляем всех мам и бабушек, девочек и просто женщин, потому что они такие же
прекрасные и нежные как весна.
После завтрака король и королева вышли гулять в сад. В саду они слушали, как
звучит ручей, проснувшись ото сна: «ш – ш – ш». Их окружали радостные звуки птиц:
«чик – чирик – чирик – чик – чик», а также звуки капели: «кап – кап – кап – кап».
Они вдыхали в себя запахи весны. Никому не пройти мимо таких звуков и запахов.
Король и королева весело смеялись, их звуки и веселый смех разносились по всему
саду, от этого становилось на душе еще радостнее и теплее. И даже проезжавшая
вдалеке несмазанная скрипучая телега (скрип – скрип – скрип) не смогла омрачить
этот праздник.
3. Этап вербализации
Задание.
1 вариант: составьте рассказ про следующие звуки: звук будильника, скрип двери,
хруст снега под ногами, звук весенней капели.
Если ребенок затрудняется в описании, даются примерные вопросы:
оценка звука (плохой или хороший? добрый или злой?)
образ жизни (где он живет?);
особенности, характеристика звука (какого цвета звук? как он пахнет? какой он на
ощупь?)
эмоциональные характеристики звука (радостный, веселый, грустный, печальный).
«Звук будильника» Петя (7,1)
Утром меня всегда будила мама. Я проснусь, а подниматься не хочу, хочется еще
полежать немного, а мама все неустанно говорит вставай да вставай. Папа услышал и
3 говорит, что я уже большой и мне нужен будильник. Я не мог дождаться выходного
дня, ведь мне купят свой будильник. «Вот здорово!» подумал я. Теперь я как
взрослый просыпаюсь, когда зазвенит будильник. Он звенит так нежно, издавая звук
«ззз» и я сразу просыпаюсь и поднимаюсь, ведь он не может долго звонить. Теперь я
как взрослый и горжусь своим будильником.
«Скрип двери» Вика (7,4)
Когда было лето, мы жили на даче. Я первый раз услышала какой то звук и подумала,
что ктото пищит. Когда вошла в комнату, я спросила у бабушки: «Кто пищит?» А
бабушка сказала, что «дверь», мне послышалось что «зверь». Я долго думала, что там
за зверь такой невиданный и даже боялась с ним встретиться. Вдруг он большой и
страшный усатый и кусачий. Все передумала, а потом переспросила у бабушки, когда
она вновь вошла в комнату и я услышала этот странный звук. Бабушка рассмеялась и
сказала, что мой страшный зверь – это наша несмазанная дверь и покачала дверьми
туда сюда. Хоть звук и издавался, как у страшного зверя – мы рассмеялись. И долго
потом смеялись, пока папа не смазал дверь.
«Хруст снега под ногами» Полина (7,5)
Говорят, что снег пушистый, мягкий. Да я и сама знаю, что в нем здорово
кувыркаться. Когда его много – просто сказка. Ну почему он иногда хрустит? Как
будто множество палочек ломается под ногами. Я пробовала бежать быстрее, а он
еще быстрей скрипит. Думала, когда падает не скрипит, а потом скрипит. Полежал,
полежал и заскрипел, значит, старый стал, постарел. А потом мы в детском саду
снежинку рассматривали. Она такая красивая, круглая и колючая. И я поняла сразу,
что это колючие снежинки трескаются (ломаются под ногами) как стекло. Даже
интересно стало както, весело. Веселый звук и совсем не надоедлив.
«Звук весенней капели» Петя (7,3)
Вода капает из крана: «капкапкап». Как это плохо, прямо на нервы капает и не
только мне, но и маме. Мама так и говорит: «не капай мне на нервы». Папа пришел и
починил кран, все обрадовались. А когда пришла весна, закапало за окном, нам на
нервы с мамой совсем не капало. А на нервах было очень хорошо. Мама сказала, что
4 это называется капель. Такая радость меня охватила, я все слушал: «капкапкап».
Так радостно! Такая радость бывает только в праздники.
2 вариант: попробуйте составить рассказ, описание запаха соснового леса, морозного
снега, свежей выпечки…….
«Запах соснового леса» Андрей (7,3)
Мы летом ходили с мамой и папой за грибами. И как то неожиданно вошли в
сосновый лес. Сосновый лес – это лес, где одни сосны стоят, высокие такие, а под
ними травы мало, только иголки, которые опадают, грибов было много. Грибы
маслята, а я бы их назвал соснята. Но я грибы там не собирал, а стоял и запах в себя
вдыхал. Я нюхал, нюхал. А папа сказал, что это запах сосновой смолы и хвои. Мне
очень захотелось спать. Теперь я понял из чего делают лекарство для сна.
«Запах морозного снега» Лиза (7,4)
Когда на улице мороз и лежит снег, то, совсем не хочется его брать в руки. Почему?
Не знаю. Может быть потому что холодно очень, а снег это мерзлая вода. А когда
холодно пить совсем не хочется вот и запах морозного снега такой колючий, даже
горло царапает.
«Запах свежей выпечки» Федя (7,2)
Мы ходили на экскурсию на хлебопекарню, ну это там, где хлеб и булочки пекут.
Вот у теста один запах, ну когда это тесто в печь ставили и через несколько минут
доставали готовый хлеб. Удержаться нам было сложно. Это такой сладкий и
вкусный, насыщенный вкус, который просто стоял бы и вдыхал в себя и никогда бы
не насытился.
4. «Образ и пластика» (этап драматизации)
Задание: попробуйте изобразить данный звук при помощи голоса, а также передать
образ данного предмета (опишите психическое состояние).
«Звук будильника» Петя (7,1)
5 Звук будильника бывает разный. Приятный и неприятный, звонкий и мелодичный.
Если бы они эти будильники звенели не только тогда, когда хочется спать утром, то
мне было бы все равно, но они звенят, когда хочется спать и нужно вставать.
Поэтому я считаю, что все они злые, противные и недобрые, как мухи или осы
надоедливые. Их нужно запретить, а на работу приходить только тогда, когда
выспишься.
5. Психогимнастический этюд (завершение)
«Возвращение домой»
До дома нам, братцы,
Так трудно добираться!
Дети «рисуют» указательным и средним пальцами одной руки на ладони другой.
Меняют руки.
На машине мы поедем
Имитируют управление рулем.
И на поезде помчимся,
Попеременно двигают руками, согнутыми в локтях.
В самолете полетим,
Ходят друг за другом (руки в стороны)
Сверху землю оглядим.
Кончики больших и указательных пальцев обеих рук соединить так, чтобы они
образовали колечки (очки). Остальные пальцы слегка согнуть и плотно прижать
друг к другу – получится бинокль, который можно поднести к глазам.
На корабле по океану
Плывем с отважным
Складывают ладони «лодочкой», подняв большие пальцы вверх.
Капитаном.
6 Ладони поставить на ребро, сложить их вместе. Пальцы плотно сомкнуть.
Шевелить плотно прижатыми кистями из стороны в сторону (рыбка плывет).
Вот впереди видна земля.
Приставляют ладонь «козырьком» ко лбу, глядя вперед.
Приплыли к дому мы, друзья!
Хлопают в ладоши.
Литература
1. Орлова Л.В., Ширкова Е.А. Путешествие в сказочные страны. Образ символа,
звука и запаха / Журнал Школьный психолог N09 (504), 131.10.2012. С.4246
(Психологические технологии)
7
«Страна звуков и запахов»
«Страна звуков и запахов»
«Страна звуков и запахов»
«Страна звуков и запахов»
«Страна звуков и запахов»
«Страна звуков и запахов»
«Страна звуков и запахов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.