«Страна звуков и запахов»
Оценка 4.6

«Страна звуков и запахов»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
дефектология +2
Детсад
14.03.2019
«Страна звуков и запахов»
В данной работе описывается пример занятия на активизацию воображения и ассоциативного мышления; создание чувственно-эмоционального образа звука. Дошкольникам предлагается задание: описать любой звук, опираясь на ассоциации, которые он вызывает. Использовать разнообразную сенсорную и эмоциональную информацию, попытаться сформировать свое отношение к звуку.
Страна звуков и запахов 2019.docx
«Страна звуков и запахов» Орлова Л.В., к.пс.н, учитель­логопед  ГБОУ Школа № 814 КДО №863, г.Москва Цель:   активизация   воображения   и   ассоциативного   мышления;   создание   чувственно­ эмоционального образа звука.  Задание: описать любой звук (шелест листьев, хруст снега под ногами, скрип двери и т.д.),   опираясь   на   ассоциации,   которые   он   вызывает.   Использовать   разнообразную сенсорную и эмоциональную информацию, попытаться сформировать свое отношение к звуку.  1.       Мимический и пантомимический этюд (выражение эмоций) Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие – в сказочную страну, где живут звуки и запахи. Вы хотите? Тогда возьмемся за руки и представим, что мы туда поплывем на большом корабле (звучит спокойная музыка). Волны раскачивают наш корабль, держитесь за руки, чтобы не упасть за борт (имитация качки). Качка прекратилась, наш корабль причалил к берегам этой волшебной страны. 2.       Этап актуализации (рассказ, беседа) «Страна Звуков и Запахов» Можно рассказать много историй об этой стране добра и сказки, стране Вкусов и Запахов. Но я вам расскажу всего одну историю. Правил этой страной король Звук и была у него, как и у всех королей, своя королева. Уж очень она была красивая, нежная, добрая, внимательная. Где бы она не была, оставляла после себя хорошие воспоминания,   запах   чистоты   и   легкого   аромата.   Ни   одного   звука   даже   самого незначительного она не оставляла без внимания. Звали королеву – Аромалия. В одно прекрасное утро проснулась королева в хорошем настроении. Солнце уже заглянуло 1 в окно ее спальни, открыв глаза она услышала радостные звуки птиц: «чик – чирик – чирик – чик – чик». Королева лежала в своей кроватке и наслаждалась лучами солнца и пением птиц. И, вдруг,   услышала новые звуки: «кап – кап – кап – кап». Словно кто­то стучал в ее окно. Какой знакомый звук, подумала королева, не могу понять кто это? Аромалия подбежала к окну и открыла его с такой силой, даже не обратила внимания на старый звук – скрип фрамуги (окна): «тр­рррр». Своим глазам не верю, подумала   она.  Да   ведь   это   же   настоящая   капель.  Вдохнув   в  себя   легкий  аромат свежего воздуха. Птицы разносили звуки все громче и громче: «чик – чирик, чирик – чик – чик». Капель с таким звоном трезвонила о весне: «кап – кап – кап – кап». Весной пахнет, вдохнув в себя большой глоток воздуха Аромалия.  ­ Вы знаете, дети, чем пахнет весна? Весна пахнет талым снегом, теплыми солнечными, как мамины ласки, лучами солнца, свежей зеленой травкой и первыми цветами, подснежниками.  ­ Кто видел и вдыхал в себя ароматы подснежников? Чем он пахнет? Подснежник   пахнет   чистым   воздухом   и   немножко   нежным   ароматом,   это   сама нежность.  Аромалия   почувствовала   такую   радость,   что­то   родное.   Ей   захотелось   быстрее привести себя в порядок и выбежать на улицу в сад. Только королева надела свои красивые платья, как услышала другие звуки: «динь – динь – динь – динь». Это колокольчик   приглашал   всех   к   столу   своим   звуком.   Аромалия   не   могла проигнорировать это звук, ведь это было просто не прилично. И она спустилась в столовую. Там она услышала новые звуки: «дзинь – дзинь – дзинь – дзинь». Это звук фарфоровой   посуды   радовал   и   предвещал   праздник.   Спустился   в   столовую   к завтраку и король Звук. Когда он вошел в комнату, то комната быстро наполнилась ароматом весенней радости и нежности, ведь в руках у него были подснежники. «Кхы – кхы»,  прокашлял  король  звук  и  преподнес  цветы  своей  королеве.  Королева  от радости и удовольствия не смогла сдержать своих эмоций и рассмеялась. Когда, смеются,   издают   каждый   свой   звук   (попробуйте   засмеяться).   Вот   такой   смех   у Аромалии (звонкий, веселый и радостный). И всем стало весело от этого смеха: и 2 колокольчику,   и   фарфоровой   посуде   и   столовым   приборам.   Всем   стало   весело, потому, как у каждого в душе была весна. У каждого был свой собственный звук: у колокольчика: «динь – динь – динь», у фарфоровой посуды: «дзинь – дзинь – дзинь». А птицы щебечут по­своему, оповещая нам: «весна, весна».  ­ А  вы   знаете, какой  первый  весенний  праздник?  Восьмое  марта.  В это  день  мы поздравляем всех мам и бабушек, девочек и просто женщин, потому что они такие же прекрасные и нежные как весна.  После завтрака король и королева вышли гулять в сад. В саду они слушали, как звучит ручей, проснувшись ото сна: «ш – ш – ш». Их окружали радостные звуки птиц: «чик – чирик – чирик – чик – чик», а также звуки капели: «кап – кап – кап – кап». Они вдыхали в себя запахи весны. Никому не пройти мимо таких звуков и запахов. Король и королева весело смеялись, их звуки  и  веселый смех разносились по всему саду, от этого становилось на душе еще радостнее и теплее. И даже проезжавшая вдалеке несмазанная скрипучая телега (скрип – скрип – скрип) не смогла омрачить этот праздник.  3.       Этап вербализации Задание. 1 вариант: составьте рассказ про следующие звуки: звук будильника, скрип двери, хруст снега под ногами, звук весенней капели. Если ребенок затрудняется в описании, даются примерные вопросы:  ­ оценка звука (плохой или хороший? добрый или злой?) ­ образ жизни (где он живет?); ­ особенности, характеристика звука (какого цвета звук? как он пахнет? какой он на ощупь?) ­ эмоциональные характеристики звука (радостный, веселый, грустный, печальный). «Звук будильника» Петя (7,1) Утром меня всегда будила мама. Я проснусь, а подниматься не хочу, хочется еще полежать немного, а мама все неустанно говорит вставай да вставай. Папа услышал и 3 говорит, что я уже большой и мне нужен будильник. Я не мог дождаться выходного дня,   ведь   мне   купят   свой   будильник.   «Вот   здорово!»­   подумал   я.   Теперь   я   как взрослый просыпаюсь, когда зазвенит будильник. Он звенит так нежно, издавая звук «з­з­з» и я сразу просыпаюсь и поднимаюсь, ведь он не может долго звонить. Теперь я как взрослый и горжусь своим будильником. «Скрип двери» Вика (7,4) Когда было лето, мы жили на даче. Я первый раз услышала какой то звук и подумала, что кто­то пищит. Когда вошла в комнату, я спросила у бабушки: «Кто пищит?» А бабушка сказала, что «дверь», мне послышалось что «зверь». Я долго думала, что там за зверь такой невиданный и даже боялась с ним встретиться. Вдруг он большой и страшный усатый и кусачий. Все передумала, а потом переспросила у бабушки, когда она вновь вошла в комнату и я услышала этот странный звук. Бабушка рассмеялась и сказала, что мой страшный зверь – это наша несмазанная дверь и покачала дверьми туда сюда. Хоть звук и издавался, как у страшного зверя – мы рассмеялись. И долго потом смеялись, пока папа не смазал дверь. «Хруст снега под ногами» Полина (7,5) Говорят,   что   снег   пушистый,   мягкий.   Да   я   и   сама   знаю,   что   в   нем   здорово кувыркаться. Когда его много – просто сказка. Ну почему он иногда хрустит? Как будто множество палочек ломается под ногами. Я пробовала бежать быстрее, а он еще быстрей скрипит. Думала, когда падает не скрипит, а потом скрипит. Полежал, полежал и заскрипел, значит, старый стал, постарел. А потом мы в детском саду снежинку рассматривали. Она такая красивая, круглая и колючая. И я поняла сразу, что   это   колючие   снежинки   трескаются  (ломаются   под   ногами)   как   стекло.   Даже интересно стало как­то, весело. Веселый звук и совсем не надоедлив. «Звук весенней капели» Петя (7,3) Вода капает из крана: «кап­кап­кап». Как это плохо, прямо на нервы капает и не только мне, но и маме. Мама так и говорит: «не капай мне на нервы». Папа пришел и починил кран, все обрадовались. А когда пришла весна, закапало за окном, нам на нервы с мамой совсем не капало. А на нервах было очень хорошо. Мама сказала, что 4 это называется капель. Такая радость меня охватила, я все слушал: «кап­кап­кап». Так радостно! Такая радость бывает только в праздники. 2 вариант: попробуйте составить рассказ, описание запаха соснового леса, морозного снега, свежей выпечки……. «Запах соснового леса» Андрей (7,3) Мы   летом   ходили   с   мамой   и   папой   за   грибами.   И   как   то   неожиданно   вошли   в сосновый лес. Сосновый лес – это лес, где одни сосны стоят, высокие такие, а под ними   травы   мало,   только   иголки,   которые   опадают,   грибов   было   много.   Грибы маслята, а я бы их назвал соснята. Но я грибы там не собирал, а стоял и запах в себя вдыхал. Я нюхал, нюхал. А папа сказал, что это запах сосновой смолы и хвои. Мне очень захотелось спать. Теперь я понял из чего делают лекарство для сна.  «Запах морозного снега» Лиза (7,4) Когда на улице мороз и лежит снег, то, совсем не хочется его брать в руки. Почему? Не знаю. Может быть потому что холодно очень, а снег это мерзлая вода.  А когда холодно пить совсем не хочется вот и запах морозного снега такой колючий, даже горло царапает. «Запах свежей выпечки» Федя (7,2) Мы ходили на экскурсию на хлебопекарню, ну это там, где хлеб и булочки пекут. Вот у теста один запах, ну когда это тесто в печь ставили и через несколько минут доставали   готовый   хлеб.   Удержаться   нам   было   сложно.   Это   такой   сладкий   и вкусный, насыщенный вкус, который просто стоял бы и вдыхал в себя и никогда бы не насытился. 4.       «Образ и пластика» (этап драматизации) Задание: попробуйте изобразить данный звук при помощи голоса, а также передать образ данного предмета (опишите психическое состояние). «Звук будильника» Петя (7,1) 5 Звук будильника бывает разный. Приятный и неприятный, звонкий и мелодичный. Если бы они эти будильники звенели не только тогда, когда хочется спать утром, то мне   было   бы   все   равно,   но   они   звенят,   когда   хочется   спать   и   нужно   вставать. Поэтому   я   считаю,   что   все   они   злые,   противные   и   недобрые,  как   мухи   или   осы надоедливые.   Их   нужно   запретить,   а   на   работу   приходить   только   тогда,   когда выспишься. 5.       Психогимнастический этюд (завершение) «Возвращение домой» До дома нам, братцы, Так трудно добираться! Дети «рисуют» указательным и средним пальцами одной руки на ладони другой. Меняют руки. На машине мы поедем Имитируют управление рулем. И на поезде помчимся, Попеременно двигают руками, согнутыми в локтях. В самолете полетим, Ходят друг за другом (руки в стороны) Сверху землю оглядим. Кончики больших и указательных пальцев обеих рук соединить так, чтобы они образовали колечки (очки). Остальные пальцы слегка согнуть и плотно прижать друг к другу – получится бинокль, который можно поднести к глазам. На корабле по океану Плывем с отважным  Складывают ладони «лодочкой», подняв большие пальцы вверх. Капитаном. 6 Ладони   поставить   на   ребро,   сложить   их   вместе.   Пальцы   плотно   сомкнуть. Шевелить плотно прижатыми кистями из стороны в сторону (рыбка плывет). Вот впереди видна земля. Приставляют ладонь «козырьком» ко лбу, глядя вперед. Приплыли к дому мы, друзья! Хлопают в ладоши. Литература 1. Орлова Л.В., Ширкова Е.А. Путешествие в сказочные страны. Образ символа, звука и запаха / Журнал Школьный психолог N09 (504), 1­31.10.2012. С.42­46 (Психологические технологии) 7

«Страна звуков и запахов»

«Страна звуков и запахов»

«Страна звуков и запахов»

«Страна звуков и запахов»

«Страна звуков и запахов»

«Страна звуков и запахов»

«Страна звуков и запахов»

«Страна звуков и запахов»

«Страна звуков и запахов»

«Страна звуков и запахов»

«Страна звуков и запахов»

«Страна звуков и запахов»

«Страна звуков и запахов»

«Страна звуков и запахов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2019