Страничка истории из жизни великого ученого. Сбывшееся пророчество для Александра Бутлерова.

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 26.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В моей методической копилке за годы работы учителем химии в общеобразовательной школе было накоплено множество материалов различной тематики. Одним из разделов моей копилки является подборка материалов о великих химиках нашей страны, других стран, внесших существенную роль в развитие химического производства, разных сфер деятельности человека. Сразу найти необходимый тебе материал зачастую бывает проблематично, на это требуется время. Хочу поделиться с коллегами такой подборкой информации. Источниками поиска за долгие годы для меня стала различная научно-популярная литература, журналы, подшивки тематических газет или отдельные Интернет-ресурсы. Предлагаемый материал может стать хорошим подспорьем при подготовке уроков химии, внеклассных мероприятий.
Иконка файла материала Бутлеров.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Страничка истории из жизни великого ученого.  Сбывшееся пророчество для Александра Бутлерова. Чистенько   одетого,   очень   аккуратного   мальчика   в казанский пансион для благородных детей привез отец – помещик чистопольского уезда Казанской губернии. Мальчика звали Саша Бутлеров. Обучение в пансионе господина   Топорина   было   первой   серьезной переделкой, в которую он попал. К Александру Семеновичу Топорину привозили своих детишек   «господа   средней   руки»   из   глухой   русской провинции.   Сашу   окружали   выходцы   из   дальних поместий   Поволжья,  Прикамья   и   Дона   –  фактически маленькие дикари, никогда ранее ничего, кроме своего поместья, степной, речной и лесной вольницы, не видавшие. От дворовых и деревенских   жителей,   среди   которых   они   росли,   мальчишки   почерпнули многое из того, что так огорчало воспитателей. Собственно говоря, пансион должен   был   по   возможности   «привести   их   в   порядок»,   цивилизовать, подготовить к поступлению в гимназию. Бутлеров среди своих соучеников смотрелся белой вороной – в современной школе   таких,   как   он,   называют   ботаниками.   Ему   здорово   доставалось   от бойких   пансионеров,   в   особенности   от   двух   казачат   с   Дона,   которые буквально терроризировали его. Саша сносил все стоически, начальству на обидчиков не жаловался, но за него часто заступался пансионный «дядька» – отставной солдат, который расправлялся с наглыми донцами «по­свойски». Удивлял   Саша   своим   редким  для   ребенка   упорством  и  охотой  к   учебе,  а особенно   совершенно   неожиданно   открывавшимися   талантами.   Мало   того, что  мальчик   отлично  учился, он  вдруг  увлекся   рисованием  – в  свободное время,   когда   все   ровесники   устраивали   обычные   мальчишеские   забавы, Бутлеров упорно орудовал карандашом, рисовал, копируя гипсовые слепки с античных статуй. потом пришел черед предметов и живых людей. Оставив карандаш,   он   взялся   за   кисти   и   краски   и,   к   изумлению   всех   обитателей пансиона,   написал   прекрасное   изображение   одного   из   апостолов   –   самый настоящий образ, который Саша повесил у себя над кроватью. Так же неожиданно его настигла страсть к химии. Едва этот предмет стали преподавать, он впился в него, как изголодавшийся бродяга в булку с маслом.Рисование   было   отставлено,   и   теперь   Бутлеров   все   что­то   смешивал, взбалтывал, возился с банками и воронками. Новое увлечение вызвало недовольство воспитателя пансиона мсье Роланда. Этот француз в педагоги попал из барабанщиков. В Россию он прибыл с одним из полков армии Наполеона и во время зимнего отступления 1812 г. оказался в плену. К французам в России отношение всегда было самое лучшее. Видя такую   доброжелательность,   пленный   прижился,   а   потом   и   вовсе   раздумал уезжать.   В   пансион   его   взяли   в   качестве   именно   француза   –   одной национальности ему было вполне достаточно, чтобы сделаться воспитателем. За огненный темперамент пансионеры прозвали его Неистовым Роландом, и этот человек встал на пути Саши Бутлерова, всячески мешая ему заниматься любимым   предметом.   Несколько   раз   Неистовый   Роланд   отнимал   у   него пузырьки и склянки, а маленького химика­энтузиаста оставлял без обеда. Но эти репрессии не остудили пыла Саши, да к тому же его очень поощрял преподаватель химии и физики, у которого никогда не было такого ученика. Именно   при   поддержке   учителя   химии   Бутлеров   получил   от   содержателя пансиона разрешение на занятия химическими опытами. Нарисованный образ апостола   теперь   соседствовал   с   настенным   шкафчиком,   устроенным   над кроватью Бутлерова, – в нем он держал свои лабораторные приспособления, снадобья и смеси. Нехорошие предчувствия не зря терзали мсье Роланда, который был уверен, что занятия Бутлерова химией добром не кончатся. Однажды вечером, когда все   воспитанники   на   дворе   играли   в   лапту,   а   Неистовый   Роланд,   сидя   на лавочке, дремал, Саша Бутлеров затеял опыт на кухне пансиона – разогревал до нужной температуры какую­то смесь на плите. Опыт окончился неудачей – грянул оглушительный взрыв, повалили клубы дыма, и очнувшийся француз в три прыжка достиг подвала, в котором помещалась кухня. Он скрылся в дыму и вскоре вытащил во двор Бутлерова, держа его за шиворот. Первым делом мсье осмотрел мальчика. Тот был цел, только волосы, ресницы и брови были опалены. Снаряженное господином Топориным следствие по горячим следам тут же установило,   что   у   Бутлерова   был   сообщник   –   училищный   «дядька», благоволивший «хорошему мальчику» и защищавший его от нападок шалунов. Он не смог отказать своему любимцу в просьбе купить кое­какие материалы, которые тот не мог достать в пансионе. Купленные реактивы были принесены контрабандно, и именно из них Саша составил ту смесь, что взорвалась на кухонной плите.Педагогический коллектив собрался на экстренное совещание, чтобы избрать меру   наказания   для   воспитанника.   Закавыка   была   в   том,   что   в   пансионе Топорина телесные наказания не применялись вовсе, да к тому же осложняла выбор   неординарность   проступка.   Рассудив   так   и   эдак,   учителя   решили посадить виновника в карцер, выводить его только в столовую и каждый раз вешать ему на шею черную доску, на которой белыми буквами было написано «Великий химик». Полностью   курс   в   пансионе   Топорина   Бутлеров   окончить   не   успел   –   это заведение   сгорело,   но   совершенно   без   помощи   юного   химика:   во   время большого пожара, истребившего половину Казани. А.М.Бутлеров (1828–1886) Саша   Бутлеров   окончил   гимназию,   потом   Казанский   университет,   при котором в 1851 г. он защитил диссертацию на степень магистра химии. В 1851 г. в Московском университете он был признан доктором химии и физики. Александр Михайлович Бутлеров написал множество трудов по органической химии, а его «Введение к полному изучению органической химии» считается классическим. Доска с надписью «Великий химик», которую мальчик когда­ то принужден был носить в пансионе, оказалась пророческим знаком – он действительно   стал   великим   ученым,   одним   из   отцов­основателей современной химии. Но не только любимая наука увлекала Бутлерова. В своем имении он всерьез занимался пчеловодством и опубликовал на эту тему две работы, которые были высоко оценены современниками и разошлись большими тиражами. Еще одним   его   хобби   был   спиритизм   –   Бутлеров   был   горячим   сторонником медиумизма   и   общения   с  духами.  На   эту   тему   он   много   писал,  публикуя статьи в различных журналах, и даже издал эти работы отдельной книгой.Окинув взглядом его жизненный путь, можно с уверенностью констатировать – Александр Бутлеров прожил нескучную жизнь и оставил глубокий след в истории   всего   человечества.   А   начиналось   все   с   малого   –   с   обычного школьного   увлечения,   которое   многим   казалось   чудачеством   и   блажью затюканного «ботаника».