СТРАТЕГИИ ЭКСТЕРИОРИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ЗНАНИЙ.

  • docx
  • 25.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 456..docx

Павлов Александр Константинович, -

директор НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ» имени академика А.К. Павлова

(Российская Федерация, Северо-Западный регион,

республика Карелия, г. Петрозаводск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАН,

заслуженный деятель науки

СТРАТЕГИИ ЭКСТЕРИОРИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ЗНАНИЙ

     Для того, чтобы описать и организовать развитие необходимо привнесение психического содержания изнутри вовне – экстериоризация. Ситуация экстериоризации – ситуация коммуникации, когда возникает необходимость раскрытия свёрнутой мысли, чувства и т.п., структурирования её для того, чтобы мысль была понята. Процессы понимания как раз и организуют экстериоризацию, обучающийся задаёт определённые требования к высказываемым мыслям, суждениям.

     Процесс экстериоризации – это объективация мысли, т.е. представление мысли в форме воспроизводимой структуры. Таким образом, мысль становится не только достоянием одного человека, но и достоянием других.

     Мысль объективируется и становится доступной для рефлексии сначала со стороны другого, а затем и со стороны самого субъекта. Эта же самая мысль, только изменяющая свою форму, а в ходе рефлексии и содержание.

     Итак, экстериоризация является не только механизмом развития, но и началом мышления. Мышление возникает в коммуникации и в своём развитом виде имитирует структуру коммуникации (диалогизм мышления).

     Цикл развития и состоит в последовательности усвоения чего-то и последующего выражения, исследования, рефлексии и т.п.

Стратегия проблематизации и рефлексии.

     Важнейшей психолого-педагогической задачей является конструирование особых базовых деятельностей, проблемных ситуаций в их функционировании и организации рефлексии. В проблемной ситуации привычные способы действий не позволяют решить задачу, в результате осознаётся необходимость рефлексии, осмысления затруднений и неудач.

     Затем к условиям проблемной задачи применяется более широкий спектр средств: выдвигаются догадки, гипотезы, происходит интуитивное решение данной проблемы, т.е. находится решение в принципе, а затем уже происходит логическое обоснование и реализация решения.

     Когда человек входит в проблемную ситуацию и затем в её рефлексивное исследование, появляется новый навык, новая способность, начинается формирование компетентности и компетенций.

     Обучение и развитие осуществляются через практическую деятельность, - затруднения, фиксируемые через проблемные ситуации, - акты осознавания затруднений и проблемных задач, - последующую рефлексию, - проектирование новых действий и реализацию (выполнение) их. Организованное таким образом обучение обеспечивает развитие сознания обучающегося, развитие творческого мышления.