Стратегии смыслового чтения. Сказание о белгородском киселе. Литература 6 класс
Оценка 5
Контроль знаний
docx
русская литература
6 кл
27.01.2018
Представленный материал включает в себя фрагмент урока - работу творческих групп. Каждая группа, анализируя текст "Сказание о белгородском киселе", работает с определенной стратегией: глоссарий, чтение про себя с пометками, тайм-аут. В итоге учащиеся представляют умение определять главную тему, цель, назначение текста.
Стратегии смыслового чтения. Сказание о белгородском киселе.docx
Анализ текста. Стратегии смыслового чтения
Название стратегии: Глоссарий
Тип стратегии: Предтекстовая
Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
Класс / возраст: 59 кл.
Цели стратегии: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Мы будем читать «Сказание о белгородском киселе»
Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом
Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на
значение и употребление слов, использованных в тексте.
Владимир
голод
осада
вече
пшеница
латки
корчага
восвояси
кадь
старейшины
печенеги
мед
колодец
заложники
мужи
СКАЗАНИЕ О БЕЛГОРОДСКОМ КИСЕЛЕ
В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов, так как была в это
время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом. И не давали
выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов
было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: «Вот
уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам кого оставят
в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода». И так порешили на вече. Был же один старец, который не
был на том вече, и спросил он: «О чем было вече?». И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам.
Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они
же ответили: «Не стерпят люди голода». И сказал им: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что
я вам велю». Они же с радостью обещали послушаться. И сказал им: «Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или
отрубей». Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел
выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него
кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, которое было спрятано в княжеской медуше. И
приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он
послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с
десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем». Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им
сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали, что
делается в городе. И пришли они в город, и сказали им люди: «Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Если
будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то посмотрите своими
глазами». И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в латки. И когда
сварили кисель, взяли его, и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва
сами, а потом и печенеги. И удивились те и сказали: «Не поверят нам князи наши, если не отведают сами». Люди же
налили им корчагу кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что
было. И, сварив, ели князья печенежские и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись и
пошли от города восвояси.
Комментарии:
Белгород город на р.Ирпени, правом притоке Днепра, близ Киева, основанный в 991г. как городлагерь за
Стугнинской линией укреплений.
Латки глиняные сковороды с высокими краями и полой ручкой.
Корчага большой глиняный сосуд с одной или двумя ручками.
Название стратегии: Чтение про себя с пометками
Тип стратегии: Текстовая
Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
Класс / возраст: 59 кл.
Цели стратегии: мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
А. Выберем одну из предтекстовых стратегий. 1. Мы будем читать «Сказание о белгородском киселе». Поработайте с текстом самостоятельно, используя
стратегию «Предваряющие вопросы» (5 мин.). Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение.) Почему так
называется данный текст?
2. Работа в парах, в группе. Поделитесь своими соображениями с другими (5 мин.).
Б. Текстовая деятельность.
• Цель чтения — критический анализ текста статьи.
• Читайте и одновременно (в самой статье!) отмечайте:
++ соответствует тому, что знаю;
– противоречит тому, что знаю;
+ новое;
? надо обсудить.
• Прочитав статью, посмотрите на свои пометки. Сделайте индивидуальную таблицу и занесите туда всё то, что
представляет для вас особый интерес (новое, требует обсуждения).
соответствует тому, что знаю
противоречит тому, что знаю
новое
надо обсудить
++
—
+ новое
? обсуждение
• Работа в парах. Обсудите, какие положения текста соответствуют вашим представлениям? Что им противоречит?
Что вы узнали нового? Какие положения ваша пара (группа) выносит на обсуждение?
ИЛИ
• Групповое обсуждение. Обсудите содержание произведения. Что вам было известно? Что осталось неясным? Что
было новым? Интересным?
Название стратегии: Таймаут
Тип стратегии: Послетекстовая
Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
Класс / возраст: 59 кл.
Цели стратегии: самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
1. Прочитайте текст сказания. Дальше работайте в парах.
2. Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Ответьте на них. Если у вас нет уверенности в правильности
ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.
Например:
Кто такие печенеги?
Почему Белгород оказался в осаде?
Удалось ли обмануть жителям города осаждавших их врагов?
Зачем люди вырыли колодцы?
3. Суммируйте то новое, что вы узнали из текста,
4. Составьте краткий пересказ произведения.
Стратегии смыслового чтения. Сказание о белгородском киселе. Литература 6 класс
Стратегии смыслового чтения. Сказание о белгородском киселе. Литература 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.