СТРАТЕГИЯ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПОСТУПКА
Оценка 4.6

СТРАТЕГИЯ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПОСТУПКА

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +2
Взрослым
05.11.2018
СТРАТЕГИЯ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПОСТУПКА
Мы постоянно выносим свои моральные суждения по разным поводам и обстоятельствам, одобряем или осуждаем те или иные поступки окружающих, общественные явления, свою собственную жизнь. Мы говорим об одном человеке, что он добрый, о другом — что он злой. При этом моральные оценки опираются на эмоции и чувства, выносятся на интуитивном уровне, отражают индивидуальный жизненный опыт и поэтому могут быть не всегда объективными и беспристрастными.
моральная оценка поступка.doc
Щедрина Е.Г. ГАПОУ ТО «ЗСГК»,  г.Тюмень СТРАТЕГИЯ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПОСТУПКА Моральные оценки – явление очень распространенное в нашей жизни. Мы   постоянно   выносим   свои   моральные   суждения   по   разным   поводам   и обстоятельствам, одобряем или осуждаем те или иные поступки окружающих, общественные   явления,   свою   собственную   жизнь.   Мы   говорим   об   одном человеке,   что   он   добрый,   о   другом   —   что   он   злой.   При   этом   моральные оценки опираются на эмоции и чувства, выносятся на интуитивном уровне, отражают индивидуальный жизненный опыт и поэтому могут быть не всегда объективными и беспристрастными. Моральная   оценка   –   это   одобрение   или   осуждение   моральным сознанием   явлений   социальной   реальности.   Люди   посредством   оценок устанавливают   соответствие   или   несоответствие   поступка,   установок, мотивов, черт характера, образа мыслей или жизни личности, общественного образа жизни моральным требованиям. Моральная   оценка   –   это   субъективное   и   осознанное   установление значимости и смысла ценностей, закрепление их в обществе. Оценки играют большую   роль   в   нравственной   регуляции   поведения   людей.   Людям свойственно желать одобрения и положительной оценки со стороны. Отсюда вытекает   их   стремление   совершать   хорошие   поступки,   не   допускать   или скрывать свои нравственные промахи или дурные поступки. Поступок является центральным звеном линии нравственного поведения человека. Он характеризует способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих им средств и самостоятельному, внутренне свободному и ответственному действию. Поэтому именно поступки являются объектами моральной оценки. Одни поступки мы оцениваем как благородные, другие — как безнравственные, аморальные.  Поступок   как   моральное   действие   в   этике   рассматривается   с   точки зрения   целостности   его   содержания:   единства   мотива   и   последствий, намерений и дел, целей и средств, самооценки субъектом своего поступка и отношения его к оценке окружающих. Мотивацию   поведения   людей   важно   учитывать,   поскольку   мотивы побуждают к действию и являются сильнейшим регулятором человеческой деятельности. Вместе с тем связь между мотивом и поступком неоднозначна. Мотивы   и   поступки   могут   не   совпадать.   Один   и   тот   же   мотив   может подтолкнуть   человека   на   разные   поступки.   Например,   желание   получить отлично   на   экзамене   одних   студентов   заставляет   усиленно   готовиться,   а других – списывать чужие шпаргалки. Одна   и   та   же   лилия   поведения   может   быть   продиктована   разными мотивами. Так, самоотверженный труд может быть обусловлен: 1) любовью к делу;   2)   денежным   интересом;   3)   простой   исполнительностью;   4) соображением   карьеры;   5)   просто   азартом   «трудоголика».   Активная политическая   деятельность   может   диктоваться   как   патриотизмом, стремлением   к   общественному   благу,   борьбой   за   справедливость,   так   и желанием удовлетворить свои политические амбиции, достичь власти, просто потешить свои честолюбие и тщеславие. Мотивы   и   результаты   поступков   также   могут   быть   неадекватны.   Не всегда   «благие   намерения»   (мотивы)   приводят   к   благим   последствиям   и наоборот.   Например,   стремление   революционеров   достичь   общественного блага   с   помощью   оружия   часто   оборачивалась   народными   бедствиями. Сокрытие врачом  правды  о  заболевании, чтобы не  травмировать  пациента, может принести последнему не только моральную пользу, но и вред. Роль   мотива   и   последствий   поступка   в   этических   концепциях оценивалась по­разному. В Теории моральной доброты утверждается, что в Сартр). поступке   важен   исключительно   мотив   (Лютер, Деонтологический   интуитивизм   (Д.   Росс   и   др.)   ставит   акцент   на   само   Кант, действие,   выполнение   морального   долга.   Консеквенциальная   этика (утилитаризм, гедонизм и др.) придает определяющее значение не мотивам, а последствиям   поступков,   считая,   что   достижение   требуемых   моралью результатов должно быть и субъективной целью человека.  Адекватная   оценка   нравственного   статуса   личности   предполагает целостное представление о поступке, придающее значение, как мотиву, так и последствиям   действий.   Разные   аспекты   оценки   поступка   –   соответствие намерения   и   поступка,   цели   и   средства,   мотива   и   последствий   – концентрируется в требовании единства ценностной и операционной сторон деятельности   человека,   обеспечиваемого   гармонией   знаний,   убеждений   и действий.   Вопросы   о   причинах   и   целях   действий   важны   для   понимания нравственной сущности человека или группы людей. Всесторонность анализа и оценки поступка возможна лишь тогда, когда он   рассматривается   не   как   изолированный   акт,   а   сквозь   призму   всего поведения   субъекта,   его   генеральной   направленности,   морального   облика человека в целом и в общем контексте моральных отношений в обществе. Изучение   обстоятельств,   влиявших   на   субъекта   поступка,   важно   для установления   степени   его   нравственной   вины   (или   невиновности).   Нужно выяснить, является ли поступок типичным для данного человека, закономерно вытекающим из его линии поведения, ценностных установок. Элементы   структуры   поступка   составляют   содержание   морального долга. Выполняя свой долг, человек может не отдавать себе в данный момент отчет,   почему   он   так   поступает.   Это   не   значит,   что   он   поступает бессознательно. Если нравственные действия (оказывать помощь, пресекать хулиганство)   стали   привычкой,   то   незачем   в   каждом   конкретном   случае анализировать свои мотивы, решения и поступки. Эти внешне отсутствующие моменты   в   поступке   всегда   можно   восстановить,   проанализировав деятельность человека. Свое   положительное   или   отрицательное   отношение   к   поступку отдельного человека люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия и критики, проявлений симпатии и антипатии, любви и ненависти, посредством различных внешних действий и эмоций.  Эмоциональная   сопричастность   ситуации   не   должна   препятствовать непредвзятому   к   ней   отношению.   Идеальным   состоянием   оценивающего является,   конечно,   гармония   чувства   и   разума.   Связь   эмоциональных   и рациональных контекстов  оценивающей деятельности  реализуется сложным образом,   причем   дисгармоничные,   на   первый   взгляд,   варианты   этой   связи далеко не всегда свидетельствуют о неправильности оценки. Так, например, эмоциональная   реакция   нравственно   развитой   личности   чаще   всего оказывается   адекватной   формой   оценки,   даже   если   не   сопровождается рациональными процедурами анализа ситуации. В самооценке большую роль играют нравственные чувства  (гордость, стыд, раскаяние и др.). Однако все эти внешне различные формы оценки несут в   себе   в   принципе   одинаковое   содержание,   определяя   поступок   как проявление добра или зла. Основанием оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Сама же оценка характеризует соответствие сущего (того, что совершено), должному. В   моральной   деятельности   оценка   выполняет   особую   функцию.   В отличие от требований, выраженных в виде норм, которые в форме общих правил   предписывают   людям,   что   именно   они   должны   делать,   оценка сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, которые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие велениям нравственности. Например, оценивая поступок как   зло,   люди   тем   самым   уясняют   себе,   что   именно   так   они   не   должны поступать. В этом отношении оценочное суждение: «Это поступок – зло» ­ можно преобразовать в предписание: «Люди не должны поступать так, как поступил этот человек».  Возможна   оценка   и   будущих   действий   —   например,   при   выборе решений.   В   этом   случае   оценка   выступает   как   способность   предвидения последствий   поступка   и   может   одновременно   служить   его   мотивацией. Оценивание   возможных   будущих   поступков   имеет   место,   например,   при выборе   человеком   из   нескольких   возможных   действий   такого,   которое   он должен совершить. «Если я поступлю так, то я совершу добро, а если иначе – зло». Прибегая к предварительной оценке, человек мысленно представляет уже   осуществленными   различные   варианты   возможных   действий   и   заранее оценивает их, чтобы совершить правильный выбор. Оценку   можно   обосновывать   или   опровергать   посредством нравственных норм, принципов, идеалов, а также путем анализа социальных последствий совершенного поступка (Консеквенциальная этика). Моральная оценка вкраплена в человеческую деятельность на всем ее протяжении   в   качестве   исходного   основания,   постоянного   фона   и заключительного   этапа.   Прежде   чем   устранить   какое­либо   явление,   оно должно   быть   объявлено   злом   (например,   крепостное   право,   телесные наказания), точно так же для того, чтобы осуществить какую­либо хорошую цель, она должна быть осмыслена как добро (например, отмена рабства). В ходе   самой   деятельности   моральная   оценка   призвана   проверять   степень адекватности применяемых средств ее целям. Наконец, по завершении любой деятельности через оценку осуществляется сопоставление ее фактического результата с замыслом, с целью совершённого действия.  Цели   и   средства   в   нравственной   и   оценочной   деятельности взаимосвязаны. Нравственная цель предполагает положительные средства её достижения.   При   нарушении   этого   императива,   когда   выбираются небезупречные средства, может нарушиться сущность цели или она утратит смысл. Выбор неправедных средств, как бы он ни мотивировалась человеком, всегда чреват негативными для его морального бытия последствиями. Бывает, что внешние обстоятельства ограничивают возможность выбора исключительно   «чистых»   средств.   Тогда   с   точки   зрения   этически обоснованной житейской мудрости можно предпочесть выбор «наибольшего добра»   и   «наименьшего   зла».   Жизнь   часто   выявляет   противоречия   в соотношении   цели   и   средств.   Можно   ли,   например,   оправдать   ложь   как средство спасения человека? Возможно ли нравственное оправдание насилия, если   оно   мотивировано   интересами   общества,   государства?   Эти   трудные вопросы решаются человеком «на свой страх и риск», а проверяются, чаще всего, лишь ретроспективно. В   сложном,   противоречивом   процессе   человеческой   деятельности применение небезупречных средств может находить определенное социальное оправдание, однако моральная санкция не должна слепо за ним следовать. Даже будучи вынужденным, зло не превращается в добро. Итак,   моральная   оценка   поступка   должна   быть   объективной, независимой от того, оцениваем ли мы себя или других людей, конкретной, целостной,   учитывающей   внешние   условия   и   обстоятельства   и   внутреннее содержание,   мотивы,   намерения,   цели,   средства,   характер   действия,   его результаты и последствия для нас и для общества. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 1. Бахтин, М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. – М., 1987. 2. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989. 3. Вейсс, Ф.Р. Нравственные основы жизни Для ст. шк. Возраста: Пер: с фр..­ Мн.:Юнацтва, 1994. – 526 с.: ил. 4. Гегель, Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990. 5. Гусейнов, А.А. Этика: учебник / А.А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М., 2004. 6. Давыдов, Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. – М., 1989. 7. Дробницкий,   О.Г.   Моральная   философия.   Избранные   труды   /   О.Г. Дробницкий. – М., 2002. 8. Зеленкова, И.Л. Этика: учебное пособие для вузов / И. Л. Зеленкова. – Мн., 2008. 9. Кант, И. Лекции по этике / И.Кант. – М., 2000. 10.Мишаткина, Т.В. Этика: экспресс­курс / Т.В. Мишаткина. – Мн., 2008. 11.Моральный выбор. – М., 1980. 12.Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. – М., 1989. 13.Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. 14.Этика.   Энциклопедический   словарь   /   под   ред.   Р.Г.   Апресяна,   А.А. Гусейнова. – М., 2001. 15.Этика: словарь афоризмов и изречений. – М., 1995. 16.Этика: учебник / под ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М., 2003. 17.Этика: Учеб. пособ. /Т. В. Мишаткина и др.; Под ред. Т. В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. – Мн.: 2008.

СТРАТЕГИЯ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПОСТУПКА

СТРАТЕГИЯ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПОСТУПКА

СТРАТЕГИЯ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПОСТУПКА

СТРАТЕГИЯ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПОСТУПКА

СТРАТЕГИЯ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПОСТУПКА

СТРАТЕГИЯ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПОСТУПКА

СТРАТЕГИЯ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПОСТУПКА

СТРАТЕГИЯ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПОСТУПКА

СТРАТЕГИЯ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПОСТУПКА

СТРАТЕГИЯ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПОСТУПКА

СТРАТЕГИЯ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПОСТУПКА

СТРАТЕГИЯ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПОСТУПКА

СТРАТЕГИЯ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПОСТУПКА

СТРАТЕГИЯ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПОСТУПКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2018