Стремиться к правде, истине и счастью…
Литературная гостиная к 110-летию со дня рождения Анатолия Рыбакова
Смирнова Ирина Витальевна, библиотекарь
ОГБПОУ «Буйский техникум
железнодорожного транспорта
Костромской области»
Цели и задачи:
-привлечь внимание обучающихся к чтению книг А. Рыбакова;
- способствовать расширению круга чтения студентов;
- показать взаимосвязь «сталинской эпохи» и молодого поколения, выявить отражение «времени» в образе молодого поколения;
- развивать умение на основе произведений писателя сопоставлять эпоху и поколение, анализировать, делать выводы;
- воспитывать уважительное отношение к своей истории, формировать нравственные ценности и ориентиры;
-формировать навыки вдумчивого читателя, способного анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Участники мероприятия: обучающиеся и работники техникума.
Оборудование и оформление: книжная выставка к юбилею писателя; проектор, экран.
Обоснование выбранной темы: глубина знания эпохи автором, раскрытие связи исторических событий и определённых человеческих качеств.
Ход мероприятия
«Книга есть кубический кусок горячей,
дымящейся совести – и больше ничего…»
Б. Пастернак
«Каково бы ни было то время, это было наше время.
Нашими были потери и приобретения,
разочарования и надежды.
Ни вернуть, ни изменить прошлое мы не можем.
Мы можем только извлечь из него уроки
и передать свой опыт потомкам,
чтобы они не повторяли наших ошибок.
За будущее наших детей в ответе – мы».
А. Н. Рыбаков
Неисповедимы хитросплетения человеческой, писательской судьбы! В
1950 году, просматривая списки претендентов на получение премии его имени,
дряхлеющий генералиссимус пришёл в бешенство. Прозаик-москвич, недавний
фронтовик, автор известной приключенческой повести для детей "Кортик"
и только что изданного в далёком Магадане романа "Водители",
заменивший свою фамилию по отцу - Аронов - не столь "ярко выраженной"
материнской, в анкете не указал трёхлетней ссылки, которую отбывал перед
войной!
Верховный "ценитель искусств" неожиданно
смилостивился, и новый роман Анатолия Рыбакова получил-таки Сталинскую премию.
Ведал бы вождь, что этому "прощённому" лауреату впоследствии будет
суждено сокрушить глухую стену молчания, скрывавшую трагедию целого поколения
"детей Арбата"...
Анатолий Наумович Рыбаков родился 14 января 1911 году в украинском городе Чернигове, но уже в раннем возрасте переехал вместе с родителями (Ароновым Наумом Борисовичем и Рыбаковой Диной Авраамовной) в Москву. Они проживали по адресу Арбат, д.51
Все детские впечатления и воспоминания Рыбакова связаны с жизнью большого города 20-х годов. Здесь, в Москве, он вступил в пионеры, когда только образовывались первые пионерские организации, здесь учился в знаменитой тогда школе-коммуне имени Лепешинского, здесь стал комсомольцем, здесь рано начал свою трудовую жизнь на Дорхимзаводе.
В 1930 году А. Н. Рыбаков поступил в Московский институт инженеров транспорта и впоследствии стал инженером-автомобилистом. 5 ноября 1933 года, будучи студентом, арестован и осужден по статье 58-10 ("контрреволюционная агитация и пропаганда") на три года ссылки. После окончания ссылки скитался по стране, работал шофером, слесарем.
Вторая половина 30-х годов - время скитаний Рыбакова по стране; тогда будущий писатель увидел многие города и переменил много профессий, по-настоящему узнал людей и жизнь. По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, скитался по России. Работал там, где не надо заполнять анкеты.
Сначала он работает на Дорогомиловском химическом заводе, затем трудиться на автотранспортных предприятиях Башкирии, Калинина, Рязани. По словам писателя, «Это спасло меня от повторного ареста в период разгула репрессий в 37-40-х годах. Став своего рода «бомжем», я как бы выпал из поля зрения «органов», которые все время «подбирали» тех, кто однажды побывал у них в лапах. Спасло меня и то, что, следуя совету одной доброй женщины, жившей тоже на Арбате, близкой знакомой моей матери, все время старался держаться подальше от крупных индустриальных объектов…»
В первые дни Великой Отечественной войны А. Рыбаков был мобилизован в армию, прошел с боями от Москвы до Берлина, награжден многими орденами и медалями. Начав войну рядовым, окончил ее в звании майора. В одном из интервью Рыбаков сказал: «Мои сверстники превратились или в лагерную пыль, или погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Их могилы раскиданы от Колымы до Берлина. Вместе с ними в могилы ушли их надежды, их убеждения, их песни. В памяти потомков остались только их заблуждения».
"За отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками" А. Рыбаков признан не имеющим судимости. В 1960 году полностью реабилитирован. Он никогда не состоял ни в каких партиях и политических течениях.
В 1946 году А. Рыбаков демобилизовался и через 13 лет после ареста вернулся домой, в Москву.
Бродя по Арбату, Рыбаков вспоминал годы своего детства, своих товарищей… Это воспоминание было столь ярким, волнующим, что он решил написать книгу и рассказать о своём революционном, голодном и холодном, но таком весёлом детстве всему миру.
Повод нашёлся легко: когда-то, в годы гражданской войны, в поезде он познакомился с одним моряком, большим, сильным и добрым человеком. За время пути они подружились, и, прощаясь с мальчиком, моряк подарил ему морской кортик.
Вспомнив об этом кортике, Рыбаков, оставив Москву, уезжает в деревню, где снимает маленькую коморку, в которой даже не было света, и отдаётся ранее не ведомому ему наслаждению – литературному творчеству.
Повесть «Кортик» была написана за восемь месяцев и увидела свет в 1948 году. Первое литературное детище Рыбакова было встречено с восторгом! Так появился в Москве новый детский писатель.
Рыбаков начинал свой творческий путь в 37 лет. На ученичество у него не было времени. Не имевший ни литературного образования, ни учителей и наставников, он сразу же, с первой же книги, стал классиком.
Вторую книгу трилогии – «Бронзовая птица», Анатолий Рыбаков написал уже в зрелом возрасте, когда ему было за сорок. За плечами у него уже был большой жизненный опыт, он многое повидал, многое знал, о многом мог поведать. Но он снова пишет о своих детских годах. Детство, весёлое, романтическое и насыщенное приключениями, жило в этом большом и сильном (а он в самом деле был сильный, здоровый и натренированный) человеке и служило светлым источником вдохновения и творчества.
У писателя стоял на его письменном столе подаренный кем-то и когда-то громоздкий чернильный прибор, на котором горделиво восседала бронзовая птица, что-то наподобие орла. Он в то время уже пользовался авторучкой, но не решался выбросить такой подарок. Бронзовая птица надоумила его написать вторую повесть о своих героях, так полюбившихся читателям.
Миша Поляков, Генка Петров, Славка Эльдар живут в пионерском лагере, устроенном в старой помещичьей усадьбе. Рядом притаившееся прошлое не даёт ребятам покоя. Они ставят себе задачу разгадать тайну графского наследства, которую хранит смотрительница усадьбы. Именно она держит в мезонине дома большую бронзовую птицу.
«Выстрел» - третья повесть трилогии, написана была через 30 лет после первой. Герои повести – те же мальчишки и девчонки, но уже подросшие. Жизнь уже ставит перед ними новые испытания, которые требуют от них недетского мужества, стойкости. веры в справедливость. Они распутывают загадки, которые не по силам решить даже взрослым. Эта повесть уже с элементами детектива.
Тайны, романтика, приключения, мальчишеские увлечения и искания, конечно же, делают повести трилогии востребованными у читателя. Но не только этим ценны повести. Главное, как запечатлено в них то далёкое для нас время, та эпоха, ставшая уже историей. Интерес представляет и то, как правдиво показана жизнь в разных её проявлениях и что дети являются непосредственными участниками этой жизни. Трудная поступь того времени рано приобщала их к взрослой жизни, превращала их в бойцов, ведущих борьбу с тем, что противоречило их нравственному идеалу. Стойкая, мужественная вера в будущее звала их к борьбе со злом в любом его проявлении. И это не утрачивает ценности в любую эпоху.
Сам Анатолий Рыбаков о своей трилогии писал: «Мои книги – это история моего поколения. Это история храбрых, честных, прямодушных «детей революции».
Первая книга Анатолия Рыбакова – детская приключенческая повесть «Кортик» – была опубликована в 1948 году. Спустя три года Рыбаков уже получил Сталинскую премию за повести «Водители» и «Екатерина Воронина».
В конце 70-х, когда Рыбакову уже далеко за 60, из-под пера сочинителя молодежной приключенческой беллетристики выходит роман «Тяжелый песок» – масштабное трагическое полотно о жизни и гибели маленького еврейского местечка на Украине.
Но по-настоящему прославил Рыбакова роман «Дети Арбата», выхода которого в свет он добивался почти четверть века. Роман о жизни нашей страны в страшные 30-е годы, о сталинских репрессиях и самом Сталине. Роман, в котором был выведен психологически чрезвычайно убедительный протрет диктатора. Публикация романа «Дети Арбата» стала одним из важнейших событий общественно-политической жизни СССР в период перестройки и немало способствовала огромным сдвигам в общественном сознании страны.
Основанный на личных переживаниях Рыбакова роман «Дети Арбата» (1987) и продолжающая его трилогия «Тридцать пятый и другие годы» (1988), «Страх» (1990), «Прах и пепел» (1994) воссоздает судьбы поколения 1930-х годов, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти.
Время действия романа А.Рыбакова «Дети Арбата» – 1934 год. Автор вводит читателей то в кремлевские кабинеты, то в атмосферу коммунальных квартир, то в институтские аудитории или тюремную камеру; знакомит с жизнью и бытом сибирской деревни.
Герои романа – простые юноши и девушки с московского Арбата и люди высшего эшелона власти – Сталин и его окружение, рабочие и руководители научных учреждений и крупных строек.
Об их духовном мире, характерах и жизненной позиции, о времени, оказавшем громадное влияние на человеческие судьбы, рассказывает этот роман.
"Дети Арбата" - это художественное осмысление пережитого народом, это роман о правде жизни, это история семерых из поколения молодых людей пореволюционной и предвоенной эпохи. Начиная работу над романом, А. Рыбаков остановился на семерых действующих лицах (Саша Панкратов, Юра Шарок, Нина и Варя Ивановы, Лена Будягина, Максим Костин, Вадим Марасевич). Все они жили по соседству, дружили, делились сокровенными мыслями. Казалось, герои должны пройти один жизненный путь. Но драматически закончившийся убийством С. М. Кирова 1934-й год высветил главное в характерах персонажей. Кончилась безмятежная юность и несправедливая реальность обступила детей Арбата. Каждому из них предстояло сделать выбор...
Жизнь экзаменовала каждого из семерых повзрослевших героев вариантом выбора. Саша мог назвать Криворучко, спасая свою карьеру, но не сделал этого; Вика вольна презирать "стукачей", но становится осведомителем; Юрий Шарок должен был работать юрисконсультом на заводе, но выбирает более престижное занятие. Они выбирали, исходя из сути своего характера: Саша - сильный духом, у Вики - хищническая хватка, жизненная сила Шарока основана на страхе перед диктатором.
Каждый делает выбор. Честный и принципиальный Панкратов выбрал верность долгу, человечность - и стал средоточием моральной силы. Шарок избирает силу власти, которая определяет его бытие, снимает с него всякую ответственность. Рыбаков показывает, как проходит через душу каждого героя водораздел между моралью человеческой и общественной.
Работая над романом, А. Рыбаков понял, что в канву романа все более властно стал входить Сталин: "Я все отчетливее осознавал, что без него - главной фигуры - картина эпохи не будет воссоздана во всем объеме".
Мужественному, не потерявшему веру писателю удалось показать исторически точно события 30-х годов, раскрыть сущность людей, руководивших государством, развенчать те судебные процессы, которые происходили над честными людьми. В "Детях Арбата" психологически обосновываются поступки героев и их мысли. Автор рассказал об эпохе, в которой обесценивалась человеческая жизнь, когда расстреливали без суда, а судили после расстрела, когда личное мнение расценивалось как измена родине. Руководитель государства рассуждал: "Смерть решает все проблемы. Нет человека и нет проблем".
А. Рыбаков, используя архивные-материалы, исторические факты и художественный вымысел пытается представить читателю "живого и действующего" Сталина,
- чтобы показать, как уверенность в собственной непогрешимости увела его от ленинских норм партийной и государственной политики,
- чтобы помочь оценить действия государственного деятеля для будущих поколений, научить выявлять приспособленцев и бездарей,
- чтобы не только вслед за А. Твардовским и Ю. Трифоновым подтвердить, что это было, но и объяснить, КАК ЭТО БЫЛО.
До сих пор еще находятся люди, тоскующие по твердому сталинскому типу руководства, они уверены в том, что быть сильным - удел избранных.
Сам А. Рыбаков считал, что "истину произносить и открывать никогда не поздно. Правдивое в жизни и искусстве может вылечить общество".
"Дети Арбата" - роман не только о прошлом, но и о настоящем тоже. Сегодня общество тратит огромные средства на воссоздание милосердия, на уничтожение жестокости и равнодушия. Сам автор остался верен принципу жизни по законам совести. Был момент в его жизни: ему предложили напечатать "Детей Арбата" за границей, но он заявил, что роман нужен прежде всего его народу. Признательные читатели высоко оценили это проявление гражданственности А. Н. Рыбакова.
"Дети Арбата" - произведение, которое вскрывает основной конфликт времени 30-х годов, убеждает, заставляет задуматься, осмыслить некоторые факты и явления по-новому. Характеры героев обрисованы со знанием жизни и тех ситуаций, какие встречаются в романе.
"Дети Арбата" - первая часть трилогии, писатель, вторую часть под "1935-й год и другие" и готовил третью - "Сорок четвертый год". Ответы на эти вопросы требуют глубины знания эпохи, раскрытия связи исторических событий, определенных человеческих качеств.
А. Рыбаков бесстрашно и мужественно взялся решать важную проблему. Правда, описанная в художественных произведениях ("Доктор Живаго" Б. Пастернака, "Новое назначение" А. Бека, "Белые одежды" В. Дудинцева, "Зубр" Д. Гранина, "Исчезновение" Ю. Трифонова, "Оправдан будет каждый час" В. Амлинского, "Ночевала тучка золотая" А. Приставкина) пробивалась с трудом, порой более двадцати лет исчисляется ее путь до читателя.
Рыбаков умудрялся шутить даже на операционном столе. На второй день после операции шунтирования, в июне 1998 года, он, как ни в чем ни бывало, раздавал автографы медсестрам клиники, оказавшимися российскими эмигрантками, планировал вернуться за стол к очередной рукописи.
А на операцию он решился ради читателей, хотевших проследить дальнейшую судьбу детей Арбата в третьем и четвертом поколениях. В 87 лет Рыбаков продолжал работать, писал от руки, передавал написанное жене Тане, она перепечатывала на компьютере – и начиналась правка.
Врачи, попутешествовав с катетером по сосудам его сердца, сказали (в Америке врачи ничего от пациента не скрывают), что не могут гарантировать ему шести лет, необходимых для осуществления этого последнего авторского замысла. Непоправимое может случиться в любую минуту. Более того, врачи не обещали ему и сохранения трудоспособности. Необходимо было создать обводные пути питания сердечной мышцы взамен закупоренных сосудов, позаимствовав кусочки вены с ноги. Тогда впереди – еще несколько творческих лет.
– Я выполнил дело жизни, – говорил Рыбаков. – Написал роман о сталинском времени и опубликовал его при своей жизни. Написал и автобиографию, как бы подводя итоги ("Роман-воспоминание"). Теперь я получаю шесть лет. Я хочу написать роман о конце ХХ века, об истории разрушения сначала Советского Союза, а теперь и России.
Операцию провел известный хирург Субраманиан, индиец по национальности, по новейшей методике, без вскрытия грудной клетки, и сама операция, и послеоперационный период прошли вроде бы прекрасно. Впереди – шесть лет!
Через шесть месяцев Рыбаков, отойдя ко сну, уже не проснулся. А всего лишь за два дня до этого горячо обсуждал судьбы России с Григорием Явлинским.И говорил ему: "Вам нужны лозунги наполеоновской силы: “Солдаты, над вами солнце Аустерлица””.
Рыбаков уехал в Америку, чтобы иметь возможность спокойно работать. В Переделкино постоянно дергали, отрывали от письменного стола. А времени-то оставалось немного…
Рыбаков всегда работал тщательно. От него остались старомодные папки с тесемочками. На папках надписи: "Ельцин", "Гайдар", "Чубайс", "Кириенко". В них – вырезки, заготовки для задуманного романа "Сын". Сорванного безжалостным временем.
Через несколько дней после смерти писателя, его вдова Таня получила в числе других письмо от Бернарда Каменицки, читателя из города Бока Ратон во Флориде. Автор выражал соболезнование и писал: "Прочитав его книги, я как человек стал лучше".
В романе А. Рыбакова "Тяжелый песок" один из героев читает надпись на могильнике: "Все прощается, пролившим невинную кровь, не простится никогда". Анатолий Наумович утверждает, что об этом написаны все его книги: "Да на том и стоит вся русская литература".
До последних дней жизни Анатолий Рыбаков оставался оптимистом, жизнелюбом в силу своего бойцовского характера. Рыбакова очень беспокоила судьба его поколения – поколения идеалистов, веривших, что можно улучшить человеческую породу и создать справедливое общество.
На долю этого поколения щедро выпали сталинские и немецкие пули, прах, а то, что они все-таки успели сделать, стало пеплом. Так, собственно, и называется последняя книга трилогии о детях Арбата – "Прах и пепел". Название, отнюдь не манящее читателя открыть книгу. Но прочитанную теми, кого увлекла судьба Саши Панкратова, его друзей, его страны.
Сам писатель говорил: «Когда написано сложно, как сейчас пишут некоторые, читатель начинает разгадывать ребус: что хотел сказать автор? И если ребус разгадан, он удовлетворен. Но процесса собеседования автора с читателем, сотворчества, не получается. А когда написано просто, то читатель остается один на один с героями романа - он может сам дорисовывать, его воображение работает, он творит как бы вместе с автором. Кроме того, со времени «Кортика» я привык писать сюжетно; сюжет не обязательно загадка, не обязательно поиск преступника. Сюжет - это людские судьбы».
Важно не только писать. Важно находить тех, кто открыто готов помогать и поддерживать тебе, кто симпатизирует твоим текстам. У Рыбакова были такие люди. Среди них — один из самых влиятельных поэтов Советского Союза — Александр Твардовский, автор книги «Василий Тёркин». Главный редактор журнала «Новый мир» — он был во главе самого прогрессивного журнала Советского Союза.
Твардовский был сторонником
издания «Детей Арбата», однако политическая ситуация в стране не позволяла это
сделать. Вот как сам Рыбаков описывает беседу с Твардовским (они общались 24
мая 1968 года, в редакции «Нового мира»):
— Каждый писатель, — сказал Твардовский, — мечтает о своей главной книге, но не
всякий, даже очень талантливый, ее создает, потому что не находит того, что
должно послужить для нее материалом. Вы нашли свой золотой клад. Этот клад —
ваша собственная жизнь. И то, что вы, пренебрегая своей славой известного
беллетриста, своим материальным положением, пишете такую книгу, без надежды на
скорое её опубликование, пишете всю правду, подтверждает, что вы настоящий
писатель. Я уже имел случай говорить товарищам из секретариата Союза писателей
о вашем романе. Я им сказал, что это первый в советской литературе роман о Москве.
Вы прекрасно показали ту эпоху, показали общество во всех его разрезах — от сына портного до дочери наркома. И от этого невозможно оторваться. Я прочитал его за одни сутки. Вы достигли в нем поразительной силы и убедительности изображения. Мне очень горько, что я ничего не могу пообещать вам конкретно. Журнал в очень тяжелом положении, его медленно и тихо удушают. Я уже говорил им — так дальше невозможно, так дальше журнал существовать не сможет. Мы имеем, что печатать, но нам не дают, хотят, чтоб журнал угас сам по себе. Я им много хорошего говорил про ваш роман, я его большой поклонник и пропагандист, но как только я упомянул, что там есть арест, она сразу замолчали и больше к этому не возвращались. И ставить сейчас вопрос о вашем романе бесполезно».
Книги Рыбакова переведены на многие языки мира, в том числе на иврит («Тяжелый песок», 1980; «Дети Арбата», 1989; «Тридцать пятый и другие годы», 1992; «Страх», 1992). Рыбаков дважды посетил Израиль, где в 1991 г. был удостоен звания почетного доктора Тель-Авивского университета. По многим книгам Рыбакова поставлены художественные фильмы. В 1981 г. вышло собрание сочинений Рыбакова в четырех томах. Книги изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров
С 1989 по 1991 год Анатолий Рыбаков был президентом советского ПЕН-центра, с сентября 1991 г. — почетным президентом российского ПЕН — центра.
С 1991 г. он занимал должность секретаря правления Союза писателей СССР.
Рыбаков был почетным доктором философии Телль-Авивского университета (1991).
Он был награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов. Был лауреатом Государственной премии СССР (1951), Государственной премии РСФСР (1973).
ЛИТЕРАТУРА О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ:
Аннинский Л. Отцы и дети Арбата / Л. Аннинский // Дети Арбата: роман / А.Н. Рыбаков. –М., 1988. –С.612-623.
Аннинский Л. Путь к горькой правде: столетие Анатолия Рыбакова / Лев Аннинский // Культура. –2011. –13-19 января.–С.4. –(Memory).
Болдырев Ю. Воскрешение человека / Ю. Болдырев // Тяжелый песок: роман / А.Н. Рыбаков. –М., 1981. –С.309-330.
Данилкина А.В. Рыбаков (псевдоним, наст. фамилия Аронов) Анатолий Наумович / А.В. Данилкина // Русские детские писатели XX века: библиогр. слов. / ред. Е.В. Белова. – М., 1997. – С.384-386.
Кожинов В. Правда и истина / Вадим Кожинов // С разных точек зрения: «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова / сост. Ш.Г. Умеров.-М., 1990. –С.130-176.
Кузнецов М. Грани таланта / М. Кузнецов // Избранные произведения: в 2 т. / Анатолий Рыбаков. –М., 1978.–Т.1. -С.5-22.
Куняев С. Размышления на Старом Арбате / Станислав Куняев // С разных точек зрения: «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова / сост. Ш.Г. Умеров. –М., 1990. –С.115-118.
Ланщиков А. «Мы все глядим в Наполеоны...» / Анатолий Ланщиков // С разных точек зрения: «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова / сост. Ш.Г. Умеров. –М., 1990.–С.52-76.
Латынина А. Договорить до конца / Алла Латынина // С разных точек зрения: «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова / сост. Ш.Г. Умеров. –М., 1990. –С.223-257.
Лацис А. С точки зрения современника / Александр Лацис // С разных точек зрения: «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова / сост. Ш.Г. Умеров. –М., 1990. –С.119-126.
Немзер А. Версия Саши Панкратова / Андрей Немзер // С разных точек зрения: «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова / сост. Ш.Г. Умеров. –М., 1990. –С.82-114.
Оскоцкий В. На плацдармах народной истории / Валентин Оскоцкий // С разных точек зрения: «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова / сост. Ш.Г. Умеров. –М., 1990. –С.183-219.
} tp://www.sculptor-lyagin.ru/memorial.html
} rice&direction=ASC&offset=688 ttp://shop.top-iga.ru/books/
} http://www.gdekniga.biz/ctl/ozon/1110614 .html
} http://www.bookin.org.ru/?page=find&string=Тяжелый+песок&check=on
} http://shop.book.ru/book.asp?cod=364277&rp=60&up=1
} http://knigi-diski.ru/view/1272926/
http://www.shop-gorod.ru/catalog.php?kniga&cat=4114&from=440
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.