Конспект урока окружающего мира во 2 классе с использованием технологии ИКТ.
Тема: Строение человека.
Цель:
Образовательная: ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;
познакомить с частями тела и внутренними органами человека; дать первоначальное представление о работе внутренних органов, определить зачем нам нужно знать строение человека.
Познавательная: развивать умение анализировать, обобщать информацию, делать выводы.
Личностные: умение оценивать свои и чужие достижения, совершенствовать навыки самопроверки и взаимопроверки; формировать уважительное отношение к другим.
Коммуникативные: развивать умение грамотно строить речевые высказывания; вести диалог, излагать свою точку зрения.
Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи, стремление их выполнить.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру, воспитание культуры общения со сверстниками.
Планируемые результаты: освоение знаний о строении человека; дать первоначальные сведения о работе внутренних органов человека; усвоить разницу понятий о «внешнем» и «внутреннем» строении тела человека.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока.
I. Организация и мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.
- Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки подарить добро друг другу.
- Кто такой ученый? Чем он занимается?
- Сегодня у нас необычный урок. Мы представим, что находимся в исследовательской лаборатории, и побываем в роли ученых.
- Сегодня на уроке вы будете самостоятельно оценивать свои достижения.
II. Актуализация знаний.
- Сейчас мы поиграем в игру. «Узнай и назови» Вы увидите на доске картинки с силуэтами и будете узнавать, кто на них изображен.
- Как вам удалось узнать то или иное животное, по каким признакам? (по внешнему строению)
- По каким признакам вы определили человека?
III. Целеполагание. Определение темы и целей урока.
- Ребята, чтобы вы хотели узнать о человеке?
- А хотелось ли вам узнать, какие органы находятся внутри человека?
- Как вы думаете, нужно ли человеку знать о строении его тела? И какую работу выполняет каждая часть?
- Кто может назвать тему урока?
- Какие учебные задачи поставим? Какие новые знания мы будем находить в научной лаборатории.
(Изучим название частей тела, узнаем, где они расположены, какую работу выполняет каждый орган, отличать внутреннее строение от внешнего).
VI. Работа над новым материалом.
- Давайте посмотрим на куклу снаружи.
- Я буду показывать части, а вы их называйте.
(голова, шея, туловище, руки, ноги, голова)
- Итак, делаем вывод: то, что мы видим снаружи – это есть внешнее строение куклы.
- Давайте, посмотрим друг на друга, и определим а есть ли у нас эти части тела.
- Встаньте, пожалуйста. Погладьте себя по голове.
- Покажите шею.
- Похлопайте себя по груди.
- Покажите спину.
- Погладьте живот.
- Поднимите руки вверх, похлопайте руками.
- Потопайте ногами.
- Закрывайте глазки.
- Послушайте ушками.
-Молодцы садитесь.
- С каким строением человека мы познакомились? ( внешним)
- У каждого на парте лежит силуэт человека из картона и модели органов. Сегодня на уроке вы с ними будете работать.
- А хочется узнать, какие органы находятся внутри человека?
- Нам поможет ответить на этот вопрос материал учебника на странице 5. (работаем в паре)
- Чья пара уже может назвать внутренние органы тела человека?
(ребята называют органы человека)
- Скажите, пожалуйста, какой главный орган управляет нашим организмом? (головной мозг)
- Головной мозг – главный командир нашего организма. Чтобы, человек не делал, всем управляет мозг (показываю модель мозга).
- В какой части располагается этот орган?
Дети приклеивают модель мозга. Аналогичная работа ведется с остальными органами.
- Как долго вы можете не дышать?
- По моему сигналу вы задержите дыхание. Я буду считать секунды. Когда вам захочется вздохнуть, вы поднимите руку вверх и запомните числа, которые я буду вам называть.
- Сделайте вывод, как долго человек не может дышать.
-При помощи какого органа человек дышит?
- Легкие – правое и левое – расположены внутри грудной клетки, со всех сторон защищены ребрами. Когда мы делаем вдох, легкие увеличиваются, а при выдохе – уменьшаются. Легкие похожи на две губки. Без легких мы не можем жить.
- Так для чего нужны легкие?
-Приложите ладонь к грудной клетке.
- Модель.
- Послушайте, стучит ли у вас в груди? Как вы думаете, какой это орган?
- Покажите, где находится сердце?
- Сердце находится в груди человека. Размером оно с кулак. Сердце – это мотор, который гонит в сосуды кровь и заставляет ее оббегать все тело.
–Покажите, какого размера ваши сердечки.
- А где оно находится?
-Какую работу выполняет?
- Модель.
- Представьте себе, что вы пришли домой. Мама подает вам на обед кусок сырого мяса и две сырой картофелины.
- Станете ли вы есть обед?
- Почему?
- Точно так и нашему организму нужна обработанная пища. Все, что попало в рот должно перевариваться и впитываться в кровь. Этим занимаются несколько органов.
- главный орган пищеварения – это… (найдите ответ на этот вопрос в учебнике на странице 6)
- Желудок находится в верхней части живота под ребрами, с левой стороны. Желудок напоминает мешок (показываю спущенный шарик) Без еды он как спущенный воздушный шарик. Дунешь в шарик, он чуть надуется. Так и желудок, когда в него попадает пища, он растягивается. В желудке пища перерабатывается, но только наполовину.
- Как по-другому называют желудок?(внутренняя кухня)
- Какую роль выполняет желудок?
- Где находится желудок?
- Положите ладошку на область живота слева.
- Модель.
- Когда пища становится мягкой, как каша, куда же она переходит? (кишечник)
- Прочитайте страницу 7. Задайте вопросы друг другу.
- Из желудка пища отправляется в длинное путешествие по кишечнику. Он тянется почти на 8 метров. (показываю веревку)
Только после того, как пища проделает этот путь, она превращается в питательные вещества, которые разносит кровь по всему организму.
- Где находится кишечник?
-Положите ладошку на живот
-Модель.
- Еще об одном органе вам расскажет Николаева Арина.
- Печень находится с правой стороны от желудка. Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу.
-Давайте определим ее у себя.
- Модель
-Покажите свою модель.
V. Закрепление полученных знаний.
- Пришло время проверить, насколько хорошо вы запомнили все, что сегодня узнали на уроке, оценим как работала научная лаборатория.
Повторяем внешние и внутренние органы по модели человека. Ученик выходит к доске, называет внешние органы, следующий ученик называет внутренние органы.
Работа с интерактивной доской.
Расположить внутренние органы в правильном порядке.
Тест. (на доске) Ребята выполняют тест.
1. Командный пункт.
А) сердце
Б) головной мозг
2. Мотор размером с кулак.
А) сердце
Б) желудок
3. Похожи на две розовые губки.
А) кишечник
Б) легкие
4. Главное отделение «внутренней кухни»
А) печень
Б) желудок
5. Соседка желудка, которая находится с правой стороны.
А) кишечник
Б) печень
(Взаимопроверка) Правильные ответы проверяют с доски.
Рефлексия.
- Так чем же занималась научная лаборатория?
- Так для чего нам нужно знать строение тела человека?
-Что для вас было самым интересным?
- Если вам урок понравился, нарисуйте человечка улыбающегося, если нет то без улыбки.
Оценивание.
-Оцените свои достижения. Поднимите оценку, которую вы получили.
- Если у вас что-то не получилось, если что- то не поняли, не расстраивайтесь, у вас еще будут уроки, на которых вы будете учить строение тела человека. А ваш человечек пусть будет вашей подсказкой на будущее.
Домашнее задание.
1. Учебник стр. 8—9 рассказать о работе внутренних органов; рабочая тетрадь стр.4 № 3.
2. Задание по желанию: подобрать (или сочинить самим) стихи, загадки, поговорки о частях тела, внутренних органах и оформить на бумаге.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.