Строение вещества
Оценка 4.8

Строение вещества

Оценка 4.8
docx
25.01.2020
Строение вещества
строение вещества.docx

Конспект  урока по физике в 7-м классе

Тема: "Строение вещества. Молекулы"

ЦЕЛИ:

Образовательная: Познакомить учащихся со строением вещества. Дать представление о размерах молекул.

Развивающая: Развивать логическое и образное мышление.

Воспитывающая: Воспитывать в процессе обучения трудолюбие, чувство ответственности и дисциплины

Задачи урока:

·         Ввести понятие « атом» и «молекула» как модели строения вещества;

·         выделить экспериментальное исследование в процессе познания;

·         подчеркнуть значение моделирования вещества в познаваемости явлений окружающего мира;

·         формирование умений делать выводы из наблюдений;

·         формировать желание учащихся в познании явлений природы

План урока.

1.       Актуализация опорных знаний -10 мин.

2.       Изучение нового материала - 20 мин

3.       Закрепление -10 мин

4.       Минутка отдыха -1 мин

5.       Домашнее задание -2мин.

6.       Итоги урока -2 мин.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент:(проверка д/з, проверка отсутствующих, внешнее состояние кабинета, рабочих мест, наличие дежурных).

.Изучение нового материала "Строение вещества. Молекулы"

Учитель: Кто помнит что называется веществом?

УченикВсё то из чего состоят физические тела называется веществом. Вещество – это вид материи, а материя –это всё то, что существует во Вселенной независимо от нас.

 

Сегодня мы с вами узнаем из чего же состоит вещество. Всё окружающее человека – вода, воздух, горы, деревья – обладают своими свойствами. Ещё в глубокой древности, 2500 лет назад, некоторые учёные высказали предположение о строение вещества.

Греческий учёный Демокрит (460-370 до н.э.) считал, что все вещества состоят из мельчайших частичек.

В своей жизни мы до­ста­точ­но часто стал­ки­ва­ем­ся с раз­лич­ны­ми фи­зи­че­ски­ми яв­ле­ни­я­ми, и на­ше­го жиз­нен­но­го опыта обыч­но вполне хва­та­ет, чтобы объ­яс­нить мно­гое из уви­ден­но­го. И не толь­ко объяс­нить, но пред­ска­зать ход того или иного яв­ле­ния.

 

По­ста­вим ряд опы­тов, чтобы по­нять, какое же стро­е­ние имеют раз­лич­ные ве­ще­ства.

Возь­мем ку­со­чек мела. Можно ли его раз­де­лить на части? Да, без­услов­но, можно. А еще на более мел­кие части? Можно. До­ста­точ­но про­ве­сти по нему паль­цем, и на паль­це оста­нет­ся след. Это ча­сти­цы мела.

 

В этом со­су­де под­кра­шен­ная жид­кость. Можно ли раз­де­лить ее на более мел­кие пор­ции? Возь­мем вто­рой ста­кан и ото­льем немно­го жид­ко­сти. Что на­хо­дит­ся в ста­кане? Ча­сти­цы жид­ко­сти. А можно ли жид­кость раз­де­лить на более мел­кие пор­ции? Можно. Возь­мем еще один ста­кан и ото­льём туда еще часть жид­ко­сти. На­ко­нец, жид­кость можно раз­де­лить на необы­чай­но ма­лень­кие пор­ции, рас­пы­ляя ее из пуль­ве­ри­за­то­ра.

Из чего же со­сто­ит ве­ще­ство? Можно сде­лать вывод, что любое ве­ще­ство со­сто­ит из ча­стиц.

Можно взять самую обык­но­вен­ную ре­зин­ку и, при­ло­жив уси­лия,  рас­тя­нуть ее. При этом снова из­ме­ня­ют­ся и форма, и раз­мер ре­зин­ки, но ко­ли­че­ство ча­стиц и в этом слу­чае оста­ет­ся преж­ним.

Из этих опы­тов можно сде­лать вывод, что между ча­сти­ца­ми ве­ще­ства есть про­ме­жут­ки.

 

Мудрец говорит своему ученику

– Вот этот глиняный горшок я могу наполнить доверху три раза подряд, ни разу не опустошая.

Ученик не поверил. Тогда мудрец набросал в горшок камней.

– Наполнился? – спросил он.

– Наполнился, – ответил ученик.

После этого поверх камней мудрец насыпал песок.

– Снова наполнился?

 – Снова…

– А теперь смотри, наполнится и в третий раз! – сказал мудрец и залил содержимое горшка водой.

Объяснить происходящее несложно. Между камнями есть промежутки, куда помещаются песчинки, а между песчинками есть промежутки, куда просачивается вода.

Про­ве­дем еще один опыт, на­гляд­но до­ка­зы­ва­ю­щий, что это дей­стви­тель­но так. Возь­мем мед­ный шарик, ко­то­рый в обыч­ных усло­ви­ях про­хо­дит через коль­цо. Если же этот шарик на­греть, то про­ме­жут­ки между ча­сти­ца­ми долж­ны из­ме­нить­ся. Через неко­то­рое время, когда шарик на­гре­ет­ся, по­про­бу­ем вновь по­ме­стить его в коль­цо. Мы уви­дим, что шарик за­стре­ва­ет в коль­це.

Холодный шарик свободно проходит через кольцо, а нагретый – застревает 

Рис.. Хо­лод­ный шарик сво­бод­но про­хо­дит через коль­цо, а на­гре­тый – за­стре­ва­ет

Можно сде­лать вывод о том, что объем ша­ри­ка уве­ли­чил­ся. Это до­ка­зы­ва­ет, что про­ме­жут­ки между ча­сти­ца­ми могут из­ме­нять­ся, уве­ли­чи­вать­ся или умень­шать­ся.

 

На этом прин­ци­пе ос­но­ва­но дей­ствие са­мо­го обык­но­вен­но­го тер­мо­мет­ра, стол­бик ко­то­ро­го со­сто­ит из под­кра­шен­но­го спир­то­во­го рас­тво­ра. При по­вы­ше­нии тем­пе­ра­ту­ры рас­твор на­чи­на­ет уве­ли­чи­вать­ся в объ­е­ме, про­ме­жут­ки между ча­сти­ца­ми уве­ли­чи­ва­ют­ся, и стол­бик дви­жет­ся вверх, по­ка­зы­вая все более вы­со­кую тем­пе­ра­ту­ру.

Почему мы не видим частиц, из которых состоят вещества?

Мы с вами видим раз­лич­ные пред­ме­ты – это и стол, и доска, и стек­лян­ный сосуд. Мы утвер­жда­ем, что все они со­сто­ят из ча­стиц, но по­че­му же мы не видим эти ча­сти­цы?

Чтобы по­нять это, про­ве­дем сле­ду­ю­щий экс­пе­ри­мент. Возь­мем под­кра­шен­ную жид­кость (на­при­мер, обык­но­вен­ные чер­ни­ла) и пе­ре­не­сем в сосуд с водой толь­ко лишь неболь­шое ко­ли­че­ство этой жид­ко­сти (до­ста­точ­но одной капли чер­нил). Мы уви­дим, что неболь­шая часть ча­стиц кра­си­те­ля, вхо­дя­ще­го в со­став чер­нил, попав в воду, окра­си­ла всю воду це­ли­ком. По­про­бу­ем по­вто­рить этот экс­пе­ри­мент. Снова пе­ре­льем неболь­шую часть под­кра­шен­ной воды в сле­ду­ю­щий сосуд с чи­стой водой. Те­перь уже ко­ли­че­ство ча­стиц кра­си­те­ля, по­пав­ших в тре­тий сосуд, стало во много раз мень­ше, чем было в капле чер­нил. Но даже их до­ста­точ­но, чтобы весь объем воды ока­зал­ся окра­шен­ным. Зна­чит, ча­сти­цы, из ко­то­рых со­сто­ят ве­ще­ства (в нашем при­ме­ре это ча­сти­цы кра­си­те­ля) очень малы, а их ко­ли­че­ство огром­но.

 

 Выводы

Итак, мы при­шли к сле­ду­ю­щим важ­ным вы­во­дам:

1) все ве­ще­ства со­сто­ят из ча­стиц;

2) между ча­сти­ца­ми есть про­ме­жут­ки;

3) раз­ме­ры ча­стиц очень малы, а их ко­ли­че­ство в ве­ще­стве огром­но.

 

А можно ли делить вещество до бесконечности?

Сначала скажем, что такое молекула.

Ответ на по­став­лен­ный нами во­прос пред­ло­жил древ­не­гре­че­ский уче­ный Де­мо­крит, жив­ший в V веке до нашей эры.

 Демокрит – автор идеи о существовании предела деления вещества на части

Де­мо­крит утвер­ждал, что все ве­ще­ства со­сто­ят из ча­стиц. Самая мель­чай­шая ча­стич­ка воды – мо­ле­ку­ла воды. Все мо­ле­ку­лы воды аб­со­лют­но оди­на­ко­вые. Самая мель­чай­шая ча­сти­ца са­ха­ра – мо­ле­ку­ла са­ха­ра. Все мо­ле­ку­лы са­ха­ра также оди­на­ко­вые. Их стро­е­ние та­ко­во, что сахар на вкус слад­кий. А стро­е­ние мо­ле­кул воды та­ко­во, что чи­стая вода слад­кой не ка­жет­ся. Слад­кий вкус – одно из мно­гих хи­ми­че­ских свойств мо­ле­кул са­ха­ра.

Мо­ле­ку­лой на­зы­ва­ет­ся мель­чай­шая ча­сти­ца ве­ще­ства, со­хра­ня­ю­щая его хи­ми­че­ские свой­ства.

Все мо­ле­ку­лы од­но­го ве­ще­ства оди­на­ко­вы, мо­ле­ку­лы раз­ных ве­ществ раз­лич­ны.

Ку­со­чек са­ха­ра можно раз­ло­мить на очень ма­лень­кие ча­стич­ки. Капля бен­зи­на или масла может рас­те­кать­ся по по­верх­но­сти жид­ко­сти на очень боль­шие пло­ща­ди. Тол­щи­на плен­ки при этом будет в несколь­ко тысяч раз мень­ше тол­щи­ны че­ло­ве­че­ско­го во­ло­са. И даже мель­чай­шая ча­сти­ца са­ха­ра, и даже неболь­шой уча­сток мас­ля­ной плен­ки на по­верх­но­сти воду будут со­дер­жать не одну, а огром­ное ко­ли­че­ство мо­ле­кул.

  Молекулы состоят из атомов

1.    Мо­ле­ку­лы очень малы. Но даже они могут раз­де­лить­ся на еще более мел­кие со­став­ные части. Они на­зы­ва­ют­ся атомы. Слово «атом» ввел в упо­треб­ле­ние Де­мо­крит. В пе­ре­во­де на рус­ский язык оно озна­ча­ет «неде­ли­мый». Атомы – это частицы из которых состоят молокулы. Раз­лич­ных сор­тов ато­мов около сотни. Атомы принято обозначать специальными символами.

2.    О – атом кислорода

3.    Н – атом водорода

4.    С – атом углерода

Атомы, со­еди­ня­ясь друг с дру­гом, об­ра­зу­ют мо­ле­ку­лы. Так, если взять два атома во­до­ро­да (обо­зна­ча­ют­ся ла­тин­ской бук­вой H) и один атом кис­ло­ро­да (обо­зна­ча­ет­ся бук­вой O), то при со­еди­не­нии этих ато­мов по­лу­чит­ся мо­ле­ку­ла воды. Ее хи­ми­че­ское обо­зна­че­ние (хи­ми­че­скую фор­му­лу), за­пи­сы­ва­ют так: H2O.

Молекула воды получается при соединении двух атомов водорода и одного атома кислорода. 

Рис. Мо­ле­ку­ла воды по­лу­ча­ет­ся при со­еди­не­нии двух ато­мов во­до­ро­да и од­но­го атома кис­ло­ро­да.

 

  Как увидеть атомы?

Все тела пред­став­ля­ют­ся нам сплош­ны­ми. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что мо­ле­ку­лы и тем более со­став­ля­ю­щие их атомы очень малы. И все же уче­ные при­ду­ма­ли очень слож­ные при­бо­ры, поз­во­ля­ю­щие уви­деть мо­ле­ку­лы ве­ще­ства и даже от­дель­ные атомы. Одно из таких слож­ней­ших устройств на­зы­ва­ет­ся элек­трон­ный мик­ро­скоп.

 

  Заключение

Атомы – очень мел­кие ча­сти­цы. Но и они, несмот­ря на на­зва­ние, ока­зы­ва­ют­ся де­ли­мы. Атомы тоже со­сто­ят из еще более мел­ких ча­стиц (уди­ви­тель­но, что этих ча­стиц всего три сорта – элек­тро­ны, про­то­ны, ней­тро­ны). Об их су­ще­ство­ва­нии, ко­неч­но, не было из­вест­но Де­мо­кри­ту. О внут­рен­нем стро­е­нии атома фи­зи­ки узна­ли толь­ко в на­ча­ле ХХ сто­ле­тия, а вам пред­сто­ит по­зна­ко­мить­ся в стар­шей школе.

Итог урока:

-что такое атом?

-что такое молекула?

Д/з: §25


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по физике в 7-м классе

Конспект урока по физике в 7-м классе

Снова наполнился? – Снова… –

Снова наполнился? – Снова… –

Слад­кий вкус – одно из мно­гих хи­ми­че­ских свойств мо­ле­кул са­ха­ра

Слад­кий вкус – одно из мно­гих хи­ми­че­ских свойств мо­ле­кул са­ха­ра
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2020