Технологическая карта урока физики по ФГОС
2013 год
Учебный предмет: физика
Класс: 7 класс
УМК: «Физика» Автор: А.В.Перышкин
Тема урока: «Строение вещества. Молекулы и атомы»
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель урока |
Содержательная: Рассмотрение вопросов строения вещества, строения молекул, формирование объективной необходимости изучения нового материала; Деятельностная: Формирование у учащихся новых способов деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания). |
||
Задачи |
Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности. Развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления. Воспитательные: Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения. |
||
Планируемый результат |
Личностные УУД: • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Регулятивные УУД: • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; • формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Учащиеся получат возможность научиться: ü самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; ü адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели. Коммуникативные УУД: • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, • использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. • построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; Учащиеся получат возможность научиться: ü учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия; ü участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные УУД: • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; Учащиеся получат возможность научиться: ü ставить проблему, аргументировать её актуальность; ü • искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи. |
||
Организация пространства |
|||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
|
Биология История Математика Техника |
· Фронтальная · Групповая · Индивидуальная |
· УМК «Физика» А.В.Перышкин 7 класс, М., «Дрофа», 2008.
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||||||
1 этап – Организационный Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность |
|||||||||||
Приветствие учащихся
|
_ |
_ |
Приветствие учителя; приветствие учащимися друг друга
|
Речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета |
Принятие сигнала к началу учебной деятельности |
Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности |
|||||
2 этап – Мотивационный. Постановка целей и задач урока. Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий |
|||||||||||
Создает проблемную ситуацию, которая подтолкнет учащихся к формулированию цели урока. (Учитель демонстрирует изображения различных веществ: воды и углерода в разных формах) |
Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (различные свойства воды, водяного пара, льда; графита и алмаза)
Систематизируют информацию. Делают предположения. Формулируют что требуется узнать |
Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. |
Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме |
Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию |
Принимают решения и осуществляют самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности, оценивают поле своего познания, ставят учебные цели и задачи (с помощью учителя определяют, что еще необходимо узнать по данной теме) |
Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. |
|||||
3 этап – Первичное усвоение новых знаний Цель: «Открытие» новых знаний |
|||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||||||
Организует проведение эксперимента и обсуждение результатов |
Совместно активизируют и воспроизводят полученную информацию в соответствии с учебной задачей. |
Систематизируют и дифференцируют не полученные знания. |
Обсуждают в группах, приходят к единому мнению.
Выступают с сообщением от группы. |
Слушать собеседника, высказывать и аргументировать собственное мнение, приходить к единому мнению. |
Высказывают мнения в порядке очередности
|
Контролировать время, предоставленное для работы.
Корректировать ошибки, восполнять пробелы. |
|||||
4 этап – Первичная проверка понимания Цель: Воспроизведение изученного материала на уровне логических рассуждений «Что было бы, если бы не…» |
|||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||||||
Организует фронтальную проверку понимания нового материала |
Выполняют задание, направленное на построение логического умозаключения согласно предлагаемой ситуации. |
Строить логические высказывания. Постановка учебной задачи. |
Первичное взаимодействие с собеседником на уровне логических вопросов по теме.
|
Осознанно воспринимать и воспроизводить информацию на основе изученной темы. |
Говорят с четким соблюдением очередности, концентрируют внимание не только на своих ответах, но и ответах собеседника. |
Слушать себя и собеседника, осуществлять само- и взаимоконтроль.
Контролировать правильность ответа. |
|||||
5 этап - Закрепление Цель: Самостоятельное применение полученных знаний |
|||||||||||
Создает проблемную ситуацию, необходимую разрешить на основе учебного материала, изученного на уроке
|
Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят фразы в письменной форме, соотносят с целевой установкой.
|
Достигать поставленной цели за счет собственных ресурсов памяти, мышления. Самостоятельное обобщение полученной информации. Выбор необходимых способов действий для осуществления коммуникативной задачи. |
Воспроизводят предполагаемые ответы вслух, соотносят свой ответ с ответами одноклассников. |
Осознанное речевое воспроизведение с полным пониманием.
|
Контролируют правильность воспроизведения и сопоставления фраз.
Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению. |
Самостоятельно активизировать мыслительные процессы, контролировать правильность сопоставления информации, корректировать.
Контролировать собственное время, правильность и очередность высказываний своих и собеседника в процессе работы.
|
|||||
6 этап – Итоги урока Цель: Самостоятельное применение полученных знаний |
|||||||||||
Организует обсуждение результатов занятия. |
Формулируют выводы о достижении цели урока. |
Формулировка ответа на вопрос: для чего необходима полученная информация. |
Обсуждают результаты урока |
Формулировка учащимися итога урока: достижение каких целей урока было достигнуто в ходе урока. |
Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению. |
Анализ, дифференциация, сопоставление информации. |
|||||
7 этап - Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний |
|||||||||||
Объясняет домашнее задание: §§ 7-8; вопросы; кроссворд - наоборот; сообщение по теме: Интересные факты о молекулах |
Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению. |
Определяют область применения полученных знаний |
Обсуждают, задают вопросы |
Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи. |
Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи. |
Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний. |
|||||
8 этап – Рефлексия учебных действий Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей. |
|||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||||||
Предлагает учащимся выбрать окончания фраз: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Меня удивило…
|
Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой. |
Анализировать результаты собственной деятельности. Определять существующие пробелы в полученных знаниях, на их основе формулировать дальнейшие цели. |
Транслируют оценку результатов собственной деятельности. |
Высказывать собственное мнение, слушать других. |
Сопоставляют ранее поставленную цель с результатом своей деятельности. |
Осуществлять самоконтроль и самооценку. |
|||||
Технологическая карта урока по теме «Строение вещества. Молекулы и атомы»
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Результат |
Универсальные учебные действия |
1 |
Организационный |
Организует деятельность по подготовке к уроку |
Готовят рабочее место |
Готовность к уроку |
Личностные УУД: нравственно-этического оценивания КоммуникативныеУУД: умение слушать |
2 |
Целеполагание и мотивация |
Создает проблемную ситуацию, необходимую для постановки учебной задачи |
Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу Систематизируют информацию Делают предположения Формулируют: что требуется узнать |
Формулировка учащимися темы урока и определение целей урока |
Познавательные УУД: Анализируют, работают самостоятельно
|
3 |
Первичное усвоение новых знаний («открытие» новых знаний) |
Организует проведение эксперимента и обсуждение результатов |
Наблюдение эксперимента, проведение собственных опытов, выдвижение гипотез, их обсуждение, формулирование выводов, их коррекция |
Проведенный опыт, записанные выводы; вывод о строении вещества делают сами учащиеся |
Личностные УУД: Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях Регулятивные УУД : Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль способа действия и его результата; внесение необходимых дополнений и коррективов Познавательные УУД: Составление плана и последовательности действий; прогнозирование результата и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативный УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи |
4 |
Первичная проверка понимания |
Организует фронтальную проверку понимания нового материала |
Отвечают на вопросы: что было бы, если бы не было молекул…; что было бы, если бы между молекулами не было промежутков… (при необходимости обсуждают варианты ответов в группах) |
Понимание основных понятий и материала урока |
Познавательные УУД: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли |
5 |
Первичное закрепление новых знаний |
Создает проблемную ситуацию, необходимую разрешить на основе учебного материала, изученного на уроке
|
Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят фразы в письменной форме, соотносят с целевой установкой (при необходимости обсуждают варианты ответов в группах) |
Через организацию самостоятельной практической работы учащиеся, самостоятельно делают выводы и объясняют полученные результаты |
Регулятивные УУД : Самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений Познавательные УУД: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли |
6 |
Подведение итогов урока (рефлексия учебных знаний) |
Организует обсуждение результатов занятия |
Работают с раздаточным материалом, отвечают на вопросы (при необходимости обсуждают варианты ответов в группах). Формулируют выводы о достижении цели урока |
Формулировка учащимися: достижение каких целей урока было достигнуто в ходе урока |
Личностные УУД: Оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения Познавательные УУД: Умение обобщать, формулировать вывод |
7 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Объявляет Д/З: §§ 7-8; вопросы; кроссворд - наоборот; сообщение по теме «Интересные факты о молекулах» |
Восприятие, осознание Д/З, запись |
Запись учащимися Д/З в дневниках |
Личностные УУД: Оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно Регулятивные УУД: Организация учащимися своей учебной деятельности |
8 |
Рефлексия учебных действий |
Предлагает учащимся выбрать окончания фраз: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Меня удивило… |
Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой |
Анализ результатов собственной деятельности; определение существующих пробелов в полученных знаниях |
Личностные УУД: Умение анализировать результаты собственной деятельности; определять существующие пробелы в полученных знаниях Регулятивные УУД: Организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.