по теме: «Строение организма»
достигаемые метапредметные результаты:
познавательные УУД - извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; построение логических цепей рассуждений; осознанное и произвольное построение речевых высказываний в письменной форме; выделение только существенной информации;
коммуникативные УУД - адекватное использование речевых средств для аргументации своей позиции; умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.
регулятивные УУД - обнаружение отклонений и отличий от эталона, внесение корректив; оценивание результата;
по теме: «Строение организма»
достигаемые метапредметные результаты:
познавательные УУД извлечение необходимой информации из текстов различных жанров;
построение логических цепей рассуждений; осознанное и произвольное построение речевых
высказываний в письменной форме; выделение только существенной информации;
коммуникативные УУД адекватное использование речевых средств для аргументации своей
позиции; умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.
регулятивные УУД обнаружение отклонений и отличий от эталона, внесение корректив; оценивание
результата;
Прочтите отрывок из книги А.А. Вортникова
«Биология и анатомия: универсальная энциклопедия школьника»:
Организм как единое целое.
Человеческий организм – очень сложное, удивительно компактное, экономичное создание.
Человек сегодняшнего дня – конечный продукт деятельности Материальной Природы на протяжении
многих миллионов лет. Пожалуй, немало изобретательности нужно было применить, и не мало же
ошибок совершить, чтобы наконец создать его, гомо сапиенса, таким какой он есть. И, думается,
немало человек стоит. Каждый. И соответственного отношения к себе заслуживает….
Все органы и ткани организма связаны в единое целое посредством нервной системы. Нервной
же системой регулируется и направляется вся деятельность организма, будь то влияние на частоту
сердечных сокращений или образование и выделение в кровь гормонов, будь то перистальтическая
деятельность кишечника или образование желчи и желудочного сока. Кора головного мозга – основная
часть центральной нервной системы. Сюда поступают импульсы и из организма, и из внешней среды.
Поток импульсов вызывает то возбуждение, то торможение, и в результате взаимодействия этих
процессов в коре головного мозга рождается определенная реакция, и мгновенно следует команда.
Исполнители – органы и системы. Ответная реакция на раздражение и есть рефлекс.
Есть и ещё в организме связующие пути: кровообращение и лимфообращение.
Для нормального функционирования и жизнеобеспечения организма необходима энергия. Чтобы
образовалась энергия, должен постоянно идти процесс окисления питательных веществ, а окисление –
это реакция, в которой главную роль играет кислород. Поэтому необходимы органы, осуществляющие
газообмен между организмом и внешней средой. Такие органы у человека легкие, а также верхние и
нижние дыхательные пути.
Но жизнедеятельность организма невозможна и без регулярного поступления пищи. Здесь своя
система органов пищеварения и пищеварительных желез (печень, образующая желчь, поджелудочная
железа, вырабатывающая поджелудочный сок).
В результате обмена веществ в организме постоянно образуются продукты распада, которые и
удаляются из организма органами выделения – почками. Также выводятся наружу излишки воды и
солей, и ядовитые вещества, обезвреженные печенью.
Человеческий организм состоит из клеток, клетки образуют ткани, ткани – органы, органы –
системы органов, а те в свою очередь организм в целом.
Выполните следующие задания:
1. Найдите в тексте и выпишите особенность человеческого организма.
2. Покажите связи, которые на ваш взгляд существуют между всеми частями организма
человека.
3. Изобразите информацию о взаимосвязях организма в виде схемы.
4. Раскройте особенности роли кислорода в жизнеобеспечение организма человека.
5. Изложите в форме опорных сигналов свое понимание человеческого организма как единого
целого.6. Оцените значимость обмена веществ для нормального функционирования организма
человека.