Строение вещества. Диффузия

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методические цели: 1. Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества. Диффузия» 2. Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза. 3. Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира. Тип урока: Урок изучения нового материала.
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект урока физики в 7 классе Тема: Строение вещества. Диффузия. Методические цели: 1. Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала;  способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества. Диффузия» 2. Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых  умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза. 3. Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду,  положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма проведения: Исследовательская работа. Оборудование: Тарелка с водой, подсолнечное масло, 2 сосуда с водой, пустой сосуд большего  объема, акварельная краска, сосуд с горячей водой, демонстрационный термометр. Демонстрации:  1. Увеличение объема воды при нагревании. 2. .Растекание капли масла по поверхности воды. 3. Уменьшение окраски раствора при добавлении чистой воды. План занятия: 1. Организационный этап. 1 мин. 2. 3. 4. 5. 6.  Этап постановки целей и задач урока. 3 мин.  Этап получения новых знаний. 8 мин.  Этап исследовательской работы учащихся. 13 мин.  Этап обобщения и закрепления нового материала. 11 мин.  Рефлексия. 2 мин. 7. Заключительный этап. 2 мин.Ход урока: I. Организационный этап. Учитель: Здравствуйте, садитесь. Прежде чем мы приступим к уроку, отметим отсутствующих  учащихся.  А теперь давайте приступим к работе. II. Этап постановки целей и задач урока. Проблемная ситуация Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое.  Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед  ним ставила. Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в  большинстве случаев можете предсказать,  как они закончатся. Например, предскажите, чем  закончатся следующие события: *если капнуть каплю краски в стакан с водой, то …; *если открыть флакон с духами, то …; *если нагреть лед, то …; *если сильно сжать два кусочка пластилина, то …; *если капнуть каплю масла на воду, то … ; *если опустить термометр в горячую воду, то …  Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним. Учитель:  Итак, давая свои ответы, вы руководствовались определенными знаниями, которые вы получили   на   уроках   природоведения   в   младших   классах.   А   теперь   ответьте   на   такой   вопрос: «Одинаково ли будет себя вести капля подсолнечного масла, помещенная на поверхность воды и на поверхность   стола?   Почему   вы   так   считаете?   Вы   уверены   в   этом,   или   предполагаете.   Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать внутренне строение различных веществ для того, чтобы объяснить поведение вещества в различных условиях. Цель, которую мы сегодня ставим перед собой – увидеть многое в малом, получить представление о внутреннем строении вещества. III. Этап получения новых знаний. 2Мы с вами каждый день множество окружающих нас предметов: столы, стулья, книги, ручки,  тетради, автомобили и т.д. Скажите, они нам только кажутся сплошными или они на самом деле  являются таковыми?  ( Эвристическая беседа с учениками) Вопросы: 1. Тогда скажите, из чего они состоят?  2. А что удерживает их друг возле друга? 3. Как вы думаете, а между частичками есть пространство, или они расположены вплотную  друг к другу? 4. А где на ваш взгляд промежутки между этими частичками больше, в твердых телах или в  газах? 5. А при сжатии уменьшаются сами частички в объеме, или промежутки между ними? Таким образом, мы можем сделать следующие выводы: 1. Все тела состоят из отдельных частичек. 2. Частицы находятся в постоянном движении. 3. Между этими частичками существует притяжение. 4. Тела изменяют свой объем за счет уменьшения или увеличения промежутков между  частичками. IV. Этап исследовательской работы учащихся. Учитель: Что ж, теперь давайте проведем небольшие исследования, чтобы ответить на вопрос:  «Каков размер частиц, из которых состоят все тела?» Учитель дает указания по проведению исследовательских работ. Исследовательская работа №1.  Растворите крупинку краски в небольшом количестве воды. Затем поместите каплю полученного  раствора в сосуд с водой, тщательно перемешайте. Отлейте из сосуда половину окрашенной  жидкости в другой сосуд, а первый долейте чистой водой до того же уровня. Повторите эту  операцию 2­3 раза. В конце опыта оцените окрас жидкости в первом сосуде и сделайте  соответствующий вывод о размерах частиц краски. Исследовательская работа №2. Капните каплю растительного масла на поверхность воды. Проследите за ее поведением. Оцените  размер масляного пятна. Сделайте соответствующий вывод о размерах частиц масла. 3Учащиеся выполняют исследовательскую работу, оформляют результаты и делают вывод в рабочих тетрадях. Учитель проводит консультационную индивидуальную работу. V. Этап обобщения и закрепления нового материала. Учитель: Таким образом, мы можем сделать несколько важных выводов: 1. Размеры частиц, из которых состоят все тела, малы. 2. Молекулы  состоят из атомов. 3. .Молекулы различных веществ различны. Работа в группах 1 группа: Одинаков ли состав молекул и объемы холодной и горячей воды? Как изменяются  промежутки между частицами медной заклепки при нагревании и охлаждении? 2 группа: Одинаков ли состав молекул у чугуна и стали? Чем можно объяснить увеличение длины  проволоки при нагревании? 3 группа: Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул? Зачем на  стыке между рельсами делается зазор, из­за которого слышен перестук колес? VI. Рефлексия. Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы  сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по­разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы  оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе  как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались. Перед каждым из вас находится рисунок, на котором вы должны отметить уровень вашего  настроения к концу урока. А еще хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке: что вам понравилось, что не понравилось, чем бы хотелось заняться еще. VII. Заключительный этап. Учитель: Решать загадки можно вечно. Вселенная ведь бесконечна. Спасибо всем нам за урок, 4А главное, чтоб был он впрок! Домашнее задание: § 6, 7, ответить на вопросы после параграфа. Творческое задание: Придумать один или несколько опытов, доказывающих, что между  молекулами имеются промежутки, и доказывающих, что размеры молекул малы. 5