Методические цели:
1. Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества. Диффузия»
2. Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.
3. Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Конспект урока физики в 7 классе
Тема: Строение вещества. Диффузия.
Методические цели:
1. Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала;
способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества. Диффузия»
2. Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых
умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.
3. Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду,
положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию
гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма проведения: Исследовательская работа.
Оборудование: Тарелка с водой, подсолнечное масло, 2 сосуда с водой, пустой сосуд большего
объема, акварельная краска, сосуд с горячей водой, демонстрационный термометр.
Демонстрации:
1. Увеличение объема воды при нагревании.
2.
.Растекание капли масла по поверхности воды.
3. Уменьшение окраски раствора при добавлении чистой воды.
План занятия:
1. Организационный этап. 1 мин.
2.
3.
4.
5.
6.
Этап постановки целей и задач урока. 3 мин.
Этап получения новых знаний. 8 мин.
Этап исследовательской работы учащихся. 13 мин.
Этап обобщения и закрепления нового материала. 11 мин.
Рефлексия. 2 мин.
7. Заключительный этап. 2 мин.Ход урока:
I. Организационный этап.
Учитель: Здравствуйте, садитесь. Прежде чем мы приступим к уроку, отметим отсутствующих
учащихся. А теперь давайте приступим к работе.
II. Этап постановки целей и задач урока.
Проблемная ситуация
Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое.
Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед
ним ставила. Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в
большинстве случаев можете предсказать, как они закончатся. Например, предскажите, чем
закончатся следующие события:
*если капнуть каплю краски в стакан с водой, то …;
*если открыть флакон с духами, то …;
*если нагреть лед, то …;
*если сильно сжать два кусочка пластилина, то …;
*если капнуть каплю масла на воду, то … ;
*если опустить термометр в горячую воду, то …
Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные
вопросы? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.
Учитель: Итак, давая свои ответы, вы руководствовались определенными знаниями, которые вы
получили на уроках природоведения в младших классах. А теперь ответьте на такой вопрос:
«Одинаково ли будет себя вести капля подсолнечного масла, помещенная на поверхность воды и на
поверхность стола? Почему вы так считаете? Вы уверены в этом, или предполагаете. Таким
образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать внутренне строение различных веществ
для того, чтобы объяснить поведение вещества в различных условиях. Цель, которую мы сегодня
ставим перед собой – увидеть многое в малом, получить представление о внутреннем строении
вещества.
III. Этап получения новых знаний.
2Мы с вами каждый день множество окружающих нас предметов: столы, стулья, книги, ручки,
тетради, автомобили и т.д. Скажите, они нам только кажутся сплошными или они на самом деле
являются таковыми? ( Эвристическая беседа с учениками)
Вопросы:
1. Тогда скажите, из чего они состоят?
2. А что удерживает их друг возле друга?
3. Как вы думаете, а между частичками есть пространство, или они расположены вплотную
друг к другу?
4. А где на ваш взгляд промежутки между этими частичками больше, в твердых телах или в
газах?
5. А при сжатии уменьшаются сами частички в объеме, или промежутки между ними?
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
1. Все тела состоят из отдельных частичек.
2. Частицы находятся в постоянном движении.
3. Между этими частичками существует притяжение.
4. Тела изменяют свой объем за счет уменьшения или увеличения промежутков между
частичками.
IV. Этап исследовательской работы учащихся.
Учитель: Что ж, теперь давайте проведем небольшие исследования, чтобы ответить на вопрос:
«Каков размер частиц, из которых состоят все тела?»
Учитель дает указания по проведению исследовательских работ.
Исследовательская работа №1.
Растворите крупинку краски в небольшом количестве воды. Затем поместите каплю полученного
раствора в сосуд с водой, тщательно перемешайте. Отлейте из сосуда половину окрашенной
жидкости в другой сосуд, а первый долейте чистой водой до того же уровня. Повторите эту
операцию 23 раза. В конце опыта оцените окрас жидкости в первом сосуде и сделайте
соответствующий вывод о размерах частиц краски.
Исследовательская работа №2.
Капните каплю растительного масла на поверхность воды. Проследите за ее поведением. Оцените
размер масляного пятна. Сделайте соответствующий вывод о размерах частиц масла.
3Учащиеся выполняют исследовательскую работу, оформляют результаты и делают вывод в рабочих
тетрадях.
Учитель проводит консультационную индивидуальную работу.
V. Этап обобщения и закрепления нового материала.
Учитель: Таким образом, мы можем сделать несколько важных выводов:
1. Размеры частиц, из которых состоят все тела, малы.
2. Молекулы состоят из атомов.
3.
.Молекулы различных веществ различны.
Работа в группах
1 группа: Одинаков ли состав молекул и объемы холодной и горячей воды? Как изменяются
промежутки между частицами медной заклепки при нагревании и охлаждении?
2 группа: Одинаков ли состав молекул у чугуна и стали? Чем можно объяснить увеличение длины
проволоки при нагревании?
3 группа: Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул? Зачем на
стыке между рельсами делается зазор, изза которого слышен перестук колес?
VI. Рефлексия.
Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы
сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя поразному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы
оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе
как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.
Перед каждым из вас находится рисунок, на котором вы должны отметить уровень вашего
настроения к концу урока. А еще хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке: что вам
понравилось, что не понравилось, чем бы хотелось заняться еще.
VII. Заключительный этап.
Учитель:
Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
4А главное, чтоб был он впрок!
Домашнее задание: § 6, 7, ответить на вопросы после параграфа.
Творческое задание: Придумать один или несколько опытов, доказывающих, что между
молекулами имеются промежутки, и доказывающих, что размеры молекул малы.
5