Конспект урока по физике в 7 классе по теме
« Строение вещества. Молекулы и атомы».
Цель урока: Рассмотрение вопросов строения вещества, строения молекул, формирование объективной необходимости изучения нового материала.
Задачи:
– образовательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.
– развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.
Конспект урока по физике в 7 классе по теме
« Строение вещества. Молекулы и атомы».
Цель урока: Рассмотрение вопросов строения вещества,
строения молекул, формирование объективной необходимости
изучения нового материала.
Задачи:
– образовательные: Формировать умения анализировать,
сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать
свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и
поисковой деятельности.
– развивающие: Развивать умения строить самостоятельные
высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного
материала, развитие логического мышления.
– воспитательные:
создать условия для положительной
мотивации при изучении физики, используя разнообразные
приемы деятельности,
сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к
собеседнику, индивидуальной культуры общения.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методы обучения:
объяснительно-
иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические
задания, решение задачи физического содержания.
эвристический,
Техническое оборудование: компьютер с выходом в
Интернет, проектор, экран.
Лабораторное оборудование для демонстрации опытов
на столе учителя: яблоко, нож, резиновый мяч (воздушный
надутый шарик), модель упругих пружин, две книги с вложенными
друг в друга страницами, мензурка с водой, стакан с водой, стакан
с окрашенной водой, мензурка со спиртом, закрытая колба с
дымом,
Лабораторное оборудование для проведения опытов на
парте учащихся: металлическая проволока, тетрадные листы,колба с водой, стакан, красящее вещество, пластилин, резина,
капрон
ПЛАН УРОКА:
1 Организационный момент (1 мин);
2 Этап постановки цели и задачей урока (4 мин);
3 Этап получения новых знания (8 мин);
4 Этап исследовательской работы учащихся (15 мин);
5 Этап обобщения и закрепления нового материала (13
мин);
6 Заключительный этап: домашнее задание, итоги урока (2
мин);
7 Рефлексия (2 мин).
ХОД УРОКА
I. Организационная часть (приветствие, проверка готовности к
уроку,эмоционального настроя)
Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга. И я рада
приветствовать вас на уроке, на котором мы продолжим открывать
страницы в познании окружающего нас мира. Впереди нас ждут
интересные открытия. Готовы? Да! Тогда приступим…
II. Целеполагание и мотивация
Человек издавна пытался объяснить явления, происходящие в
природе, познать не только слышимое, но и неслышимое, не
только видимое, но и не видимое.
Все мы знаем, что вода может быть и жидкой (это её естественное
состояние), и твердой – лёд (при температуре ниже 0°С), и
газообразной – водяной пар. Отличаются ли свойства воды, льда и
водяного пара? Может кто-то и затрудняется ответить. Поэтому,
рассмотрим ещё один пример: алмаз и графит, два тела состоящие
их углерода. Отличаются ли их свойства? Конечно, графит легко
расслаивается–грифель карандаша тому подтверждение, алмаз –
один из самых твердых пород. Чем можно объяснить такую
разницу?
2Молодцы! Чтобы ответить на этот вопрос, и на многие другие,
необходимо знать внутреннее «устройство» тел.
Как вы думаете, какая тема урока «ожидает» нас сегодня?
Тема урока: Строение вещества. Молекулы и атомы.
Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: получить
представление о внутреннем строении вещества, ответить на
вопросы
1. Как доказать, что все вещества состоят из частиц?
2.
Какими размерами и массами определяются частицы
вещества?
3.
4.
Почему не видны частицы, из которых состоит вещество?
Почему твердые тела, состоящие из частиц, кажутся
сплошными?
Откройте свои рабочие тетради и запишите тему
сегодняшнего урока «Строение вещества. Молекулы и атомы» .
III. Первичное усвоение новых знаний
Вы не поверите, но вопросами внутреннего «устройства» тел
задавалось человечество ещё в древние времена. Легенда гласит,
что в Древней Греции в IV-V веках до н.э. ученый Демокрит , держа
в руке яблоко, задумался: сколько раз можно яблоко разрезать на
части?
Правильно, деление яблока можно выполнять до какой-то малой
части. Эту малую и неделимую часть Демокрит назвал атом, что в
переводе с древнегреческого языка так и переводится
«неделимый». Продолжили изучать строение вещества уже ученые
XVIII века. Но с древних времен и до наших дней утверждение о
строении вещества является одним из самых верных и значимых
для изучения тепловых, электрических и квантовых явлений. Как
же мы с вами можем сформулировать это утверждение.
Правильно. Все вещества состоят из мельчайших частиц - молекул.
Ребята, возьмите, пожалуйста, лист №1 «Строение вещества».
Ваша цель: в ходе урока заполнить данную таблицу. Записываем
первое утверждение. Теперь подумаем, как это утверждение
3можно доказать. Есть два способа: прямое и экспериментальное.
Микроскопов не было в Древней Греции, нет и у нас с вами, да и не
в каждой физической лаборатории есть такое оборудование,
поэтому воспользуемся вторым способом доказательства
существования молекул.
Я могу продемонстрировать следующий опыт: опыт с мензурками с
небольшим объемом воды и стаканом с окрашенной водой. При
переливании воды из стакана в мензурку № 1, из мензурки № 1 в
мензурку 2, из мензурки № 2 в мензурку № 3. Наблюдаем, что в
мензурках вода окрашивалась, хоть и не так ярко как в стакане.
А теперь посмотрите на то
оборудование, которое у
вас на парте, и подумайте,
что из это оборудования вы
могли бы использовать для
доказательства первого
утверждения.
Подумали,
обсудили
парах,
в
записали в
проделали,
таблицу
Молодцы! Мир молекул уникален и удивителен. Вот еще один
опыт. В одну мензурку нальём 100 мл воды, а в другую – 100 мл
подкрашенного
Перельём
жидкости из этих мензурок в третью (см.
рисунок). Удивительно, но объём смеси
получится не 200 мл, а меньше: 190 мл.
Однако при этом масса смеси в точности
равна сумме масс воды и спирта.
Почему же так происходит?
спирта.
Или воздушный шарик можно сжать без особого труда. Почему?
Между молекулами есть промежутки. Запишите в таблицу второе
утверждение. Посмотрите на то оборудование, которое у вас на
парте, и подумайте, что из это оборудования вы могли бы
использовать для доказательства второго утверждения. Подумали,
обсудили в парах, проделали, записали в таблицу.
4Вывод: все вещества состоят из молекул и между молекулами есть
промежутки! Но, все тела мы видим сплошными. Дело в том, что
молекулы настолько малы, что оптической силы глаза не
достаточно для видения
молекул. Поможет в определении размера молекул эксперимент.
Молекулы состоят ещё из более мелких частиц – атомов.
Например, наименьшая частица воды – молекула воды. Она
состоит их трех атомов: двух атомов Н – водорода и одного атома
О – кислорода. Знания об атомах сегодня в науке позволяют
создавать не только автомобили или электромобили, но и
наномобили.
Ученые доказали, что молекулы разных веществ отличаются
друг от друга, а молекулы одного вещества - одинаковы.
Молекулы воды одинаковы, молекулы углерода в графите и алмазе
одинаковы. На вопрос: почему отличаются свойства этих тел, мы
ответим с вами на следующих наших уроках…
IV. Первичная проверка понимания
У нас осталась последняя колонка таблицы не заполненная.
Подумайте, что было бы, если бы не было молекул? Что было бы,
если бы не было промежутков между молекулами?
Подумали, обсудили в парах, записали в таблицу.
Ребята, встаньте, пожалуйста, кто полностью справились с этим
заданием. Спасибо!
V. Физкультминутка: упражнения на снятие мышечного
напряжения.
VI. Первичное закрепление новых знаний: Видео вопрос
http://class-
«Тепловое расширение твердого тела»
fizika.narod.ru/vid.htm
Просмотр видео с отключением звука. Ребятам предлагается
ответить на вопросы: Что будет дальше? (видео останавливается
на моменте нагревания шара); Прокомментируйте видеоролик.
Подумали, обсудили в парах.
VII. Подведение итогов урока
5«Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы
бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях
природы, не имея никакого представления о началах вещей, это
было бы такой же бессмыслицей». Эти слова принадлежат
русскому ученому М.В.Ломоносову.
Подведем итоги урока. Для этого выполним следующие задания:
рефлексия учебных знаний.
Сегодня знания о молекулах вещества заложены в основу атомной
и ядерной физики, давшие возможность развиваться нано
технологиям. На следующих уроках мы продолжим изучать
характеристики молекул и сможем ответить на вопросы: почему
вода, водяной пар и лед (алмаз и графит) состоят из одинаковых
молекул, но свойства имеют различные, почему распространяются
запахи и окрашиваются жидкости. И сможем заполнить таблицу №
1 полностью.
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по
его выполнению
Задание на дом:
– §§ 7-8; вопросы;
– кроссворд - наоборот;
– сообщение по теме «Интересные факты о молекулах».
IX. Рефлексия
В ходе нашего урока вы показали себя наблюдательными
экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг
себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить
научное исследование.
Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: «Что тебе
понравилось на уроке?». Рефлексия учебных действий.
Спасибо, ребята, за совместную работу. Я была рада встретиться с
вами. До встречи!
6