Строки, опалённые войной. Сценарий классного часа

  • docx
  • 05.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Строки, опалённые войной. Сценарий классного часа.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

 

 

 

 

 

 

 

Классный час, посвящённый памяти

 поэтов-фронтовиков

 

«Строки, опалённые войной»

    

 

 

 

Подготовил: учитель русского языка и литературы:

Родионова Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ступино

2015

Классный час в 9 классе: «Строки, опалённые войной»

Посвящён памяти поэтов-фронтовиков

Тип классного часа: литературно-музыкальная композиция.

Цель: формировать умение грамотно строить устное высказывание.

Задачи:

обучающие:

ü  углубить представления поэзии периода Великой Отечественной войны;

развивающие:

ü  развивать умение выразительно читать;

ü  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

воспитывающие:

ü  формирование таких личностных УУД, как волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии;

ü  формирование смыслоопределения, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания: воспитание патриотизма, уважения к истории своей страны,  своего народа.

Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.

      Исследовательские компетенции:

1. Получение и обработка информации.

2. Обращение к различным источникам данных и их использование.

      Социально - личностные компетенции:

1. Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.

2. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.

3. Понимать произведения искусства и литературы

      Коммуникативные компетенции

1. Выступать на публике.

Личностно-адаптивные компетенции

1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.

2. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации

 

 

 

1.      Методическое обеспечение классного часа:

Методы: проблемно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый в их сочетании.

Формы работы по характеру взаимодействия учеников и учителя: фронтальная (беседа учитель-класс, презентация итоговых результатов работы), индивидуальная. Используемое оборудование: компьютер и проектор (презентация PowerPoint, видеоролик, аудиозапись).

Разнообразие форм и методов, реализуемых на классном часе, использование наглядности, восприятие разных форм искусства (поэзия, живопись, художественное чтение, видео – всё  это позволяет реализовывать задачи здоровьесбережения на классном часе.


 

 

Слайд 1

   Учитель: Каждый год мы отмечаем дни святой народной па­мяти. Сегодня мы хотим отдать дань уважения по­этам и писателям, защищавшим родную землю пером и автоматом, поднимавшим боевой дух соотечественников своим творчеством в трагические дни.

Казалось, было холодно цветам

И от росы они слегка поблекли

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли

Цветок, в росинках весь, к цветку приник

И пограничник протянул к ним руки

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали танки, закрывали люки

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось

Кто знал, что между миром и войной

Всего, каких-то пять минут осталось.

 Ведущий: Так написал о первом дне войны поэт Степан Щепачёв 22 июня 1941 года. Над страной проносилась светлая тень короткой ночи — самой короткой из всех ночей в году. В эту ночь рождалось лето Северного полушария. Под Москвой отцветали яблони. Рожь колосилась. Заря сошлась с зарей, занимался рассвет.

Слайд 2

Ведущий: До Великой Отечественной войны в Советском Союзе было 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны – 417. На фронтах погибло 48 поэтов. Самому старшему из них – Самуилу Росину – было 49 лет, самым младшим – Всеволоду Багрицкому, Борису Смоленскому – едва исполнилось 20.

 Ведущий: В первый же день войны писатели и поэты Мо­сквы собрались на митинг. А. Фадеев заявил: «Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Более 1000 поэтов и писателей ушли на фронт и свыше 400 не вернулись назад.

Слайд 3

Ведущий: Утром 24 ию­ня 1941 года на первой полосе га­зет "Известия" и "Красная Звез­да" были опубликованы стихи Василия Лебедева-Кумача "Свя­щенная война":

Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии Александру Васильевичу Алек­сандрову. Стихи потрясли ком­позитора. Уже на другой день по­явилась музыка.

Первое исполнение состоя­лось на Белорусском вокзале сто­лицы 27 июня 1941 года.

 (Звучит песня на стихи В. Лебедева-Кумача «Священная война».)

Слайд 4

   Ведущий: Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Она выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу надежду, горе. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.

Ведущий: «Николай Майоров, Павел Коган, Всеволод Багрицкий, Михаил Кульчицкий, Семен Гудзенко... В 1941 г. они были чуть старше нас, и не все из них вернулись с войны.

Слайд 5

Ведущий: Из приказа по Литературному институту от 10 октября 1941 года № 171: «...Студента 4-го курса Когана Павла Давидовича числить в отпуске до возвращения из Красной Армии».

Числить в отпуске...

Он был романтиком. Отчаянно любил веселых и смелых людей. Он любил музыку, а больше всего на свете – стихи. Знал, что мы победим. Но знал и другое: многие не вернутся. Павел Коган писал в 1942 г.: «Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимаешь… Я верю в историю, верю в наши силы… Я знаю, что мы победим!»:

           

                              Я патриот.

                             Я воздух русский,

Я землю русскую люблю,

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать!

 

Командир разведвзвода лейтенант Павел Коган погиб 23 сентября 1942 года у сопки Сахарная под Новороссийском...

Слайд 6

Ведущий: В боях под Сталинградом в январе 1943 г. погиб Михаил Кульчицкий, автор известных строк:

                                  Война ж совсем не фейерверк,

                                 А просто - трудная работа,

    Когда – черна от пота – вверх  

         Скользит по пахоте пехота.

Слайд 7

Ведущий: Командир стрелкового взвода Владимир Чугунов погиб на Курской дуге 5 июля 1943 г., поднимая бойцов в атаку. Он умер так, как предрек в своем стихотворении. На деревянном обелиске друзья написали: "Здесь похоронен Владимир Чугунов - воин - поэт - гражданин, павший 5 июля 1943 года".

 

    Если я на поле ратном,

                                Испустив предсмертный стон,

   Упаду в огне закатном,

   Вражьей пулею сражен.

                                Если ворон, словно в песне,

   Надо мною круг замкнет, -

   Я хочу, чтоб мой ровесник

   Через труп шагнул вперед.

Слайд 8

Ведущий: Когда началась война, многие студенты москов­ского Института философии, литературы и истории ушли добровольцами на фронт. Среди них был и молодой поэт Семен Гуд­зенко. В записных книжках солдата Гудзенко запись: «Ранен. В жи­вот. На минуту теряю сознание. Больше всего боялся раны в живот. Пусть бы в руку, ногу, плечо. Ходить не могу. Везут на санях».

Одним из первых стихотворений Семёна Гудзенко ста­ло стихотворение «Когда на смерть идут - поют»

 

Когда на смерть идут – поют,

А перед этим можно плакать, -

Ведь самый страшный час в бою –

Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг.

И почернел от пыли минной.

Разрыв – и, умирает друг

 

И значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед

За мной одним идет пехота

Будь проклят

сорок первый год,

                                 Ты, вмерзшая в снега пехота!

Мне кажется, что я магнит,

Что я притягиваю мины.

Разрыв – и, лейтенант хрипит.

                                И смерть опять проходит мимо.

                                  Но мы уже не в силах ждать,

И нас ведет через траншеи

Окоченевшая вражда,

Штыком дырявящая шеи.

Бой был коротким.

А потом

Глушили водку ледяную,

И выковыривал ножом

                                  Из-под ногтей я кровь чужую.

 

Ведущий: Незадолго до победы Семен Гудзенко писал: «Не­давно попал под сильную бомбежку у переправы через Мораву... Лежал там долго и томительно. Умирать в 1945 г. очень не хочет­ся». В 1946 г. появятся его следующие строки: «Мы не от старости умрем – от старых ран умрем». Все произошло с ним именно так в феврале 1953 г.

Слайд 9

Ведущий: Студент-историк и поэт Николай Майоров, политрук пулеметной роты, был убит в бою под Смоленском 8 февраля 1942 года. Друг студенческих лет Николая Майорова Даниил Данин вспоминал о нем: "Он не признавал стихов без летящей поэтической мысли, но был уверен, что именно для надежного полета ей нужны тяжелые крылья и сильная грудь. Так он и сам старался писать свои стихи – земные, прочные, годные для дальних перелетов".

   Есть в голосе моем звучание металла.

   Я в жизнь вошел тяжелым и прямым.

   Не все умрет. Не все войдет в каталог.

   Но только пусть под именем моим

   Потомок различит в архивном хламе

   Кусок горячей, верной нам земли,

   Где мы прошли с обугленными ртами

   И мужество, как знамя, пронесли.

   Мы были высоки, русоволосы.

   Вы в книгах прочитаете, как миф,

   О людях, что ушли, не долюбив,

   Не докурив последней папиросы.

Слайд 10

Ведущий: Окуджава Булат Шалвович поэт, прозаик, киносценарист. В 1942 г. со школьной скамьи добровольцем ушел на фронт. После войны окончил филологический факультет Тбилисского университета. Работал учителем русского языка и литературы в Калужской области. Считается одним из родоначальников авторской песни. Лауреат Государственной премии России.

(Звучит песня Б. Ш. Окуджава. "До свидания, мальчики...")

Слайд 11

Ведущий: Начало войны наложило отпечаток на все по­следующее творчество Константина Симонова. Симонов сразу же отправился на фронт, и в течение всего военного времени работал корреспондентом газеты «Красная звезда». Выходят два его сборника стихов «С тобой и без тебя» и «Война». О войне он знал ни с чьих-то рассказов - он бывал в окопах, знакомился с солдатами и офицерами, хорошо знал тех людей, которые коман­довали полками и дивизиями, составляли планы военных операций. В послевоенные годы появляется его трилогия «Живые и мертвые», которая повествует о героических событиях войны.

Перед смертью в 1979 г. К. Симонов просил исполнить его по­следнюю волю: писатель хотел навеки остаться с теми, кто погиб в первые дни войны, и прах его был развеян на поле неподалеку от Бобруйска.

Ведущий: Великий урок мужества, братства, любви, человеч­ности, верности дает Константин Симонов в своей лирике. Его знаме­нитое «Жди меня» - гимн любви, настоящей любви и преданности.

                              Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло. —

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, —

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Слайд 12

       Ведущий: Всемирной известностью пользуются стихи известного татарского поэта, погибшего в гитлеровском застенке, Муссы Джалиля, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В июне 1942 года на Волховском фронте тяжело раненый Мусса Джалиль попал в руки врага. В стихотворении «Прости, Родина!» он с горечью писал (Презентация. Слайд 10):

                             Прости меня, твоего рядового,

                             Самую малую часть твою.

                             Прости за то, что я не умер

                             Смертью солдата в этом бою.

     Ни страшные пытки, ни грозящая опасность смерти не могли заставить замолчать поэта, сломить несгибаемый характер этого человека. Гневные слова бросал он в лицо врагам. Песни его были единственным оружием в этой неравной борьбе, и они звучали обвинительным приговором душителям свободы, звучали верой в победу своего народа.

 

ВАРВАРСТВО

 

Они их собрали, спокойно до боли,

Детишек и женщин… и выгнали в поле.

И яму себе эти женщины рыли.

Фашисты стояли, смотрели, шутили…

 

Затем возле ямы поставили в ряд

Измученных женщин и хилых ребят.

Поднялся наверх хищноносый майор,

На этих людей посмотрел он в упор.

 

А день был дождливый,

Касалися луга свинцовые тучи,

Толкая друг друга.

Своими ушами я слышал тогда,

Как реки рыдали, как выла вода…

 

Кричали ручьи, словно малые дети…

Я этого дня не забуду до смерти.

И солнце сквозь тучи (я видел все это!)

Рыдая, ласкало детей своим светом.

 

…Но звук автомата сумел вдруг прервать

Проклятье, что бросила извергам мать!

У сына дрожали ручонки и губки.

Он плакал в подол ее выцветшей юбки.

 

Всю душу ее на куски разрывая,

Сын будто кричал уже все понимая:

«Стреляют! Укрой!

Не хочу умирать!»

Нагнувшись, взяла его не руки мать,

 

Прижала к груди:

«Ну не бойся, сейчас

Не будет на свете, мой маленький, нас…

Нет, больно не будет… мгновенная смерть…

Закрой только глазки, не надо смотреть.

А то палачи закопают живьем

Нет, лучше от пули мы вместе умрем».

 

Он глазки закрыл, пуля в шею вошла…

Вдруг молния два осветила ствола

И лица упавших белее чем мел…

И ветер вдруг взвизгнул, и гром загремел.

 

Пусть стонет земля,

Пусть рыдает крича;

Как магма, слеза

Будет пусть горяча.

 

Планета, живёшь миллионы ты лет,

Лесам и озёрам числа твоим нет,

Но видела ль ты хоть единственный раз,

Позорнее случай, чем тот, что сейчас?

 

Страна моя, правда на знамени алом,

Омыто слезами то знамя не мало:

Огнями той правды, гони палачей,

За детскую кровь и за кровь матерей.

Ведущий: Два года провел Мусса Джалиль в застенках Моабита. Но поэт не сдавался. Он писал стихи, полные жгучей ненависти к врагам и горячей любви к родине. После Победы бельгиец Андре Тиммерманс, бывший заключенный Моабита, передал на родину Муссы Джалиля маленькие, не больше ладони, тетрадки. На листочках были буквы, которые нельзя было прочесть без увеличительного стекла.

Слайд 13

Ведущий: Сергею Орлову было 19 лет, когда началась Великая Отечественная война. Сергей Орлов воевал на Волховском и Ленинградском фронтах, в 1944 году горел в танке. Шрамы от ожогов остались у него на всю жизнь. Но война оставила шрамы не только на теле, но и в душе поэта. Он все время помнил о друзьях, погибших на войне. Первая книга его стихов вышла в 1946 году. Она называлась «Третья скорость» — скорость, на которой шли в бой танки.
      В детстве Сергей проявлял интерес к космосу. Война заставила по-новому ощутить, что такое космос, пережить ощущение сотворения мира. Поэт почувствовал, насколько хрупка земная жизнь, и в то же время понял, как важна она для всей Вселенной. Из этого ощущения родилось стихотворение сборника «Третья скорость», которое считают самым важным, ключевым во всем творчестве Сергея Орлова.

* * *

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград...
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,

И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей.

      Стихотворение Сергея Орлова «Его зарыли в шар земной...» можно назвать памятником Неизвестному Солдату, Вечным огнем, зажженным в его честь.

Слайд 14

Ведущий: Говорят, у войны «не женское лицо», но на фронт уходили и женщины. Они были медсестрами - выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна. Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Вероника Тушнова, Юлия Друнина... В судьбу и поэзию каждой из них вплелось военное лихолетье.

 

(Прослушивание записи песни «Мы за ценой не постоим»)

 

Слайд 15

Ведущий: Ольга Берггольц начала свой по­этический путь с горя. В 1937 г. пропал во время репрессий ее пер­вый муж - талантливый поэт Борис Корнилов. После 1937 г. о нем можно было лишь шептаться. Сама Ольга Берггольц также была арестована по ложному доносу, и только в 1939 г. реабилитирована. Две ее дочери умерли еще до ее ареста, а третий ребенок, которого ждала поэтесса, так и не родился: его убила тюрьма.

Ведущий: Во время войны Ольга Берггольц жила в своем любимом городе, в Ленинграде. Ей, кого называют блокадной поэтессой, не с чужих слов известны все тяготы блокадной жизни. Ее второй муж, Нико­лай Молчанов, умер от голода, а сама Ольга Федоровна, по свиде­тельству сестры, «умирала там, в Ленинграде, от дистрофии». Но именно в эти годы рождаются лучшие стихи. Произведения Ольги Берггольц звучали по радио в осажденном городе, поднимая дух людей, вселяя веру в победу. Стихи Ольги Федоровны рассказывали и о пережитом ужасе страшных голодных дней. В строчках поэтессы звучит уверенность в том, что даже в это ужасное время человек ос­тается человеком, гуманность побеждает фашизм, а любовь к своей Родине заставляет людей жертвовать собственными жизнями.

                       Я говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна...

   Кронштадтский злой, неукротимый ветер

  В мое лицо, закинутое бьет.

  В бомбоубежищах уснули дети,

  Ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом - смертная угроза...

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады, -

Мы не покинем наших баррикад.

Слайд 16

Ведущий: Музу Юлии Друниной можно назвать сестрой милосердия. Эта поэтесса воплотила в себе образ былинной русской женщины. Ей, 17-летней девушке, шла лихо сдвинутая набекрень пилоточка. На фронте бойцы ласково звали ее Друней. При этом они, конечно, не задумывались, что тем самым воскрешают глубинный смысл ее древнерусской фамилии: "Друня" -уменьшительная форма от древнеславянского слова "дружина".

Ведущий: Когда началась Отечественная война, Юлия записывается в добровольную санитарную дружину при районном Обществе Красного Креста и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку. В 1942 г. она, вопреки воле родителей, уходит добровольно на фронт, где становится санитаркой пехотного полка. Это было самое трудное время и самый трудный для службы род войск. В окопе на обрывке бумаги девушка в шинели запишет карандашом в том суровом 42-м такие строки:

 

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

 

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.

Ведущий: Из воспоминаний Н. Старшинова: «Надо еще подчеркнуть, кем на войне Юля была. Медсе­строй, санитаркой в пехоте, самом неблагоустроенном роде войск, и не где-нибудь в госпитале, а на самой передовой, в пекле, где под огнем приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжеленных раненых. Смертельная опасность и тяжкий труд вместе. В общем, научилась и насмотрелась». Старшинов рассказывал, что ее фронтовые стихи произвели сильное впечатление в конце войны и сразу после ее завершения, ее «Зинку» знали наизусть.

Слайд 17

Стихотворение «Зинка». Памяти однополчанки - героя Советского Союза Зины Самсоновой.

(Инсценировка стихотворения.)

1-я девушка:  Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

 

2-я девушка:  Знаешь, Юлька, я - против грусти,

                               Но сегодня она - не в счет.

                          Дома, в яблочном захолустье

                          Мамка, мамка моя живет.

      У тебя есть друзья, любимый.

      У меня - лишь она одна.

       Пахнет в хате квашней и дымом,

      За порогом бурлит весна.

     Старой кажется: каждый кустик

      Беспокойную дочку ждет.

      Знаешь, Юлька, я - против грусти,

     Но сегодня она - не в счет.

 

1-я девушка:  Отогрелись мы еле-еле.

     Вдруг - нежданный приказ: «Вперед!»

     Снова рядом в сырой шинели

     Светлокосый солдат идет.

    С каждым днем становилось горше.

    Шли без митингов и знамен

    В окруженье попал под Оршей

    Нам потрепанный батальон.

    Зинка нас повела в атаку,

    Мы пробились по черной ржи,

    По воронкам и буеракам,

    Через смертные рубежи.

  (Свет приглушается.)

Мы не ждали посмертной славы.

Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, губы сжав,

 Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

 Знаешь, Зинка, я - против грусти,

  Но сегодня она – не в счет.

 Где-то в яблочном захолустье

 Мама, мамка твоя живет.

 У меня есть друзья, любимый,

  У нее ты была одна.

 Пахнет в хате квашней и дымом,

                               За порогом бурлит весна.

                            И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

                               Я не знаю, как написать ей,

       Чтоб тебя она не ждала?

Ведущий: Судьба Юлии Друниной трагичная и счастливая одновременно. Трагичная - потому что юность ее прошла в воен­ные годы, счастливая - потому что выжила в этой войне и стала поэтом.

Слайд 18

Ведущий:

Пусть в мире тишина,

Но мертвые в строю.
Не кончилась война

Для тех, кто пал в бою.

Учитель: Погибшие, они остались жить; незримые, они находятся в строю. Поэты молчат, за них говорят строки, оборванные пулей... За них стихи продолжают сегодня жить, любить и бороться. Мне хочется, чтобы эти слова вы отнесли ко всем погибшим поэтам, стихи которых помогли вам узнать что-то новое, помогли открыть для себя прекрасное и светлое, помогли посмотреть на мир другими глазами. Погибшие поэты, как и десятки тысяч их сверстников, так мало успевшие в жизни и сделавшие так неизмеримо много, отдав свою жизнь за Родину, всегда будут совестью всех нас, живущих.

Как истинные патриоты, мы должны знать героическое прошлое нашей Родины. И неоценимую помощь в этом наряду с документальными свидетельствами нам оказывает именно художественная литература. Сегодня мы имеем возможность ознакомиться с разными точками зрения, авторскими позициями в литературе о войне. Ведь наша святая обязанность – чтить память тех, кто защищал нашу родину, тех, кто навеки остался молодым в этой войне, тех, кто ценой собственной жизни приближал желанный миг победы.

Солдатам, не вернувшимся с войны, Владимир Высоцкий посвятил эту песню.

( Звучит песня «Он не вернулся из боя»)