СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Оценка 4.7

СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Оценка 4.7
docx
01.12.2022
СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
10.docx

СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Личностное развитие ребёнка является сложным и многогранным процессом. Он начинается и протекает наиболее интенсивно в младшем дошкольном возрасте. Компетентность ребёнка младшего дошкольного возраста – это совокупность умений, позволяющих ребёнку успешно реализовать позицию субъекта в различных видах деятельности, в разноуровневых (по возрасту) и разноплановых социальных контактах, в познании окружающего мира и себя как саморазвивающейся системы. Для начальных ключевых компетентностей характерна многофункциональность, способность решать различные проблемы в повседневной жизни и деятельности, универсальность, переносимость и применимость в различных ситуациях. Они требуют целостного развития ребенка (личностной, эмоционально-чувственной, интеллектуальной сфер) как субъекта деятельности и поведения. В начальных ключевых компетентностях представлены результаты личного опыта ребенка во всем его многообразии (отношения, знания, умения, творчество, субкультура). Компетентности не могут быть сформированы только в рамках формального образования (прямого обучения). В равной, если не в большей степени компетентности формируются в неформальном образовании. Для детей младшего возраста неформальное (преобладающее) образование – это весь спектр взаимодействия с объектами и предметами окружающего мира, общение со взрослыми и сверстниками в быту, играх, в творческих и других видах деятельности. Проявление ребёнком компетентности можно визуально определить в типично детских видах деятельности по фактам инициативы, самостоятельности, осознанности. Проявление ребёнком компетентности – это его успешность, проявление сильных сторон его личности. Одной из главных задач в дошкольном возрасте является охрана и укрепление здоровья ребенка. В «Концепции содержания непрерывного образования дошкольное и начальное звено» и программах по дошкольному воспитанию, утвержденных Министерством образования «Программе воспитания и обучения в детском саду», «Детство». «Радуга», большое внимание уделяется формированию у детей представлений о ценности здоровья и здоровом образе жизни, воспитанию здоровьесберегающего поведения. Здоровьесберегающие компетентности мы можем проследить в нашей общей программе, в которой ФГОС предполагает образовательную область – «Физическое развитие». Содержание этой области многогранно – это сохранение здоровья детей, создание здоровьесберегающей среды, рациональное питание и режим, развитие физических качеств и многое другое. И, конечно же, - формирование у самих дошкольников привычки к здоровому образу жизни. Реализация задач этих областей предполагает развитие здоровьсберегающей компетентности, что в итоге вытекает в развитие интегративных качеств Здоровьесберегающая компетентность – умение использовать гигиенические действия и средства, адекватные ситуации (например, мыть руки и менять одежду по мере загрязнения, менять вид деятельности, предотвращая или снимая утомление, предупреждать опасные ситуации). Здоровьесберегающая компетентность формируется и проявляется в процессе и вследствие самостоятельного регулирования активности – отдыха, свободного выбора позы, длительности и темпа выполнения выбранного дела. Компетентность в области укрепления здоровья, как и другие компетентности, характеризуется 5 компонентами, выделенными И.А. Зимней: 1) готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный компонент); 2) владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный компонент); 3) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий компонент); 4) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностносмысловой компонент); 5) способность регулировать процесс и результат проявления компетентности (эмоционально-волевой компонент). Все вышеизложенное позволяет нам определить компетентность дошкольников в области укрепления здоровья как интегративное личностное образование, представляющее собой наличие представлений о здоровье, элементарных умений и навыков, связанных с его укреплением, систему отношений, проявляемых через личностные качества, мотивации, ценностные ориентации, позволяющие осуществлять деятельность, обеспечивающую индивидуальный стиль здорового поведения. Основными задачами методики формирования здоровьесберегающей компетентности у детей младшего дошкольного возраста является формирование: позитивной мотивации на сохранение здоровья, соблюдение здорового образа жизни; системы знаний про здоровье и факторы сохранения здоровья; жизненных навыков, которые способствуют сохранению физического, социально-психического и духовного здоровья. Формирование компетентности в области укрепления здоровья тесно взаимосвязано с развитием произвольности у ребенка в двигательной деятельности. Произвольная активность предполагает формирование у детей не только двигательных умений и навыков, но и усвоение детьми определенного объема знаний о физических упражнениях. Показатели и индикаторы успешности ребенка, эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения и результативности дошкольного образования относительно младшего дошкольного возраста. Начальная здоровьесберегающая компетентность: • умение осуществлять двигательную деятельность по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий; • умение выполнять физические упражнения без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослых; • умение элементарно планировать (понимать цели двигательных действий предвидеть их результат); • умение осуществлять элементарный контроль своих действий; • умение переносить известные способы действий в новые условия; СЕТЕВОЕ • умение самостоятельно выполнять физические упражнения и соблюдать правила в подвижных играх; • знания о выполнении элементов техники общеразвивающих упражнений и основных движений. • умение выполнять движения имитационного характера; • умение осмысленно пользоваться предметами индивидуального назначения (носовой платок, расческа.); • ребенок чувствует себя полным сил, исследует все вокруг, активно показывает расположение знакомому человеку, показывает гордость и удовольствие при овладении чем-либо, легко переносит расставание с родителями, успешно адаптируется к условиям ДОУ). Дошкольное образование – «стартовая площадка» для приобретения и проявления ребёнком начал ключевых компетентностей. Приобретение и проявление ребёнком ключевых компетентностей – основа успешной деятельности в период дошкольного детства и на следующих ступенях образования. Список литературы 1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуальноориентированный подход // Школа здоровья. - 2012. - Т. 7. - №2. 2. Климова Т.В. Здоровьесберегающий аспект воспитательно-образовательных программ для детей дошкольного возраста. М., 2009. 3. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева//Развитие личности -- № 2. 2013 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»


 

СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ

СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ

Здоровьесберегающая компетентность – умение использовать гигиенические действия и средства, адекватные ситуации (например, мыть руки и менять одежду по мере загрязнения, менять вид деятельности, предотвращая или…

Здоровьесберегающая компетентность – умение использовать гигиенические действия и средства, адекватные ситуации (например, мыть руки и менять одежду по мере загрязнения, менять вид деятельности, предотвращая или…

СЕТЕВОЕ • умение самостоятельно выполнять физические упражнения и соблюдать правила в подвижных играх; • знания о выполнении элементов техники общеразвивающих упражнений и основных движений

СЕТЕВОЕ • умение самостоятельно выполнять физические упражнения и соблюдать правила в подвижных играх; • знания о выполнении элементов техники общеразвивающих упражнений и основных движений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2022